Святые места

Святы́е места́ — 1) места осо­бого Божьего при­сут­ствия, осо­бен­ного про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной бла­го­дати; 2) почи­та­е­мые, памят­ные места, свя­зан­ные с важ­ней­шими собы­ти­ями из исто­рии обще­ния Бога и чело­века.

***

Может ли хри­сти­а­нин обой­тись без палом­ни­че­ства к святым местам?

Палом­ни­че­ство к местам рели­ги­озно-исто­ри­че­ской памяти — одна из форм внеш­него выра­же­ния веры. Тра­ди­ция почи­тать памят­ные сердцу, святые места вос­хо­дит к вре­ме­нам Вет­хого Завета.

Так, пат­ри­арх Иаков, увидев во сне таин­ствен­ную лест­ницу, веду­щую в Небо и сто­я­щего на ней Все­дер­жи­теля, проснув­шись, не только отме­тил это свя­щен­ное место памят­ным камнем, но и возлил на него елей (Быт.28:12–18). По слову Божию памят­ными кам­нями было отме­чено место чудес­ного пере­хода сынов Изра­иля через Иордан: две­на­дцать камней было взято со дна реки и уло­жено на берегу Обе­то­ван­ной земли (Нав.4:5–6), а две­на­дцать других — среди Иор­дана, там, где во время пере­хода рас­по­ла­га­лись стопы свя­щен­ни­ков (Нав.4:9).

Подоб­ных памят­ных мест на тер­ри­то­рии Пале­стины было много. Все они вкупе напо­ми­нали сынам Изра­иля о Боже­ствен­ной бла­го­сти, слу­жили сви­де­тель­ством Его мило­сти и чело­ве­ко­лю­бия, спо­соб­ство­вали укреп­ле­нию веры.

Хри­сти­ане издревле почи­тали места, свя­зан­ные со слу­же­нием Гос­пода Иисуса Христа (Виф­леем, гора Фавор, Геф­си­ма­ния, Гол­гофа). И это было угодно Творцу. Так, напри­мер, о славе места Рож­де­ния Мессии, города Виф­ле­ема, за несколько сто­ле­тий до этого собы­тия воз­ве­стил пророк Михей (Мих.5:2), а все­об­щую славу Иеру­са­лима, опять же, в связи со слу­же­нием Спа­си­теля, про­воз­гла­сил пророк Исая (Ис.2:2–3).

Между тем, при всей важ­но­сти такой бла­го­че­сти­вой тра­ди­ции как тра­ди­ция палом­ни­че­ства Церкви известно огром­ное коли­че­ство имен слав­ных подвиж­ни­ков, кото­рые, посвя­тив жизнь мона­ше­ским подви­гам, оста­вив мир­ские соблазны и суету, не только не имели при­вычку палом­ни­чать, но и, спа­са­ясь в затво­рах, не поки­дали тер­ри­то­рии оби­те­лей, келий, пещер.

Стало быть, бла­го­го­вейно осу­ществ­ля­е­мое палом­ни­че­ство хотя и угодно Созда­телю, однако не явля­ется необ­хо­ди­мым усло­вием спа­се­ния.

Явля­ется ли свя­тыня источ­ни­ком бла­го­дати?

Доста­точно часто под свя­ты­нями мы пони­маем или особые гео­гра­фи­че­ские места (напри­мер, освя­щен­ные сто­пами Христа, окроп­лен­ные кровью муче­ни­ков), или особые пред­меты (напри­мер, свя­зан­ные с бого­слу­же­нием, как то: иконы, образы Живо­тво­ря­щего Креста…). В круг этих пред­ме­тов могут вхо­дить и личные вещи, при­над­ле­жав­шие про­слав­лен­ным святым.

Роль свя­тынь в жизни веру­ю­щих трудно пере­оце­нить. С одной сто­роны, при­об­ще­ние чело­века к свя­ты­ням (в рамках палом­ни­че­ства ко святым местам, через бла­го­го­вей­ное при­кос­но­ве­ние к свя­щен­ным пред­ме­там) может влиять на него субъ­ек­тивно, спо­соб­ствуя бого­угод­ному вооду­шев­ле­нию, фор­ми­ро­ва­нию доб­рого рели­ги­оз­ного настро­е­ния.

С другой сто­роны, свя­тыни служат осо­быми ору­ди­ями Боже­ствен­ного Про­мысла, сред­ствами пере­дачи Боже­ствен­ной бла­го­дати. В этом сле­дует видеть объ­ек­тив­ный фактор вли­я­ния свя­тынь на жизнь веру­ю­щих. К сожа­ле­нию, иногда это поло­же­ние интер­пре­ти­ру­ется таким обра­зом, будто сами свя­тыни исто­чают Боже­ствен­ную бла­го­дать, будто они явля­ются свя­тыми едва ли не сами по себе.

Чтобы не стать жерт­вой подоб­ных иллю­зий, необ­хо­димо пом­нить, что Источ­ни­ком бла­го­дати, в точном зна­че­нии слова, явля­ется не пред­мет, но Гос­подь. И именно Он (в данном случае — опо­сре­до­ванно) пре­по­даёт её веру­ю­щим.

Харак­тер­ным поучи­тель­ным при­ме­ром может слу­жить случай с Ели­сеем, вет­хо­за­вет­ным про­ро­ком, уче­ни­ком Илии.

Неза­долго до взятия Илии на Небо Елисей стал сви­де­те­лем чуда. Когда он с Илией должен был перейти через Иордан, Илия снял свою милоть и ударил по водам реки, отчего они рас­сту­пи­лись (4Цар.2:8). Это чудо дало им воз­мож­ность перейти Иордан посуху. После того как Илия был воз­не­сен на огнен­ной колес­нице, Елисей остался один, но при этом ему доста­лась милоть учи­теля (4Цар.2:13).

Елисей видел, что после удара Илии своей мило­тью по глади реки воды разо­шлись. Воз­вра­ща­ясь, он решил повто­рить это дей­ствие. Милоть учи­теля была в его руках, но когда он ударил ею по воде, чудо не повто­ри­лось: воды не разо­шлись (4Цар.2:14) (в Сино­даль­ном вари­анте Библии об этом не сооб­ща­ется; см. Цер­ковно-сла­вян­ский вари­ант).

Не полу­чив ожи­да­е­мого резуль­тата, Елисей взмо­лился Богу: «где Бог Илиин Аффо?» (4Цар.2:14). Затем он снова ударил мило­тью по воде. На сей раз воды рас­сту­пи­лись, после чего он смог перейти Иордан по обна­жив­ше­муся дну.

Это случай объ­яс­ня­ется сле­ду­ю­щим обра­зом. Елисей спра­вед­ливо свя­зы­вал чудо, совер­шен­ное Илией, с мило­тью. Однако, как счи­та­ется, с ней он связал и саму чудо­дей­ствен­ную силу. Но хотя Бог, в первый раз, и бла­го­во­лил явить чудо через милоть, Твор­цом чуда был именно Он. И чтобы у Елисея не воз­ни­кало даже малей­ших сомне­ний на этот счёт, Он разъ­еди­нил воды лишь после того, как тот помо­лился (4Цар.2:14).

Как видно из при­мера, связь чуда с мило­тью суще­ствует. Вместе с тем оче­видно, что не сама по себя милоть, но Бог, по молитве её обла­да­теля, явил через неё чудо­дей­ствен­ную силу.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки