Тест: Русская религиозная философия

(2 голоса: 5 из 5)

Распечатать: вопросы, ответы

  • 1. Выберите верное утверждение о связи философии (вцелом) и богословия:




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Философия есть построение на рассудочных основаниях и на выводах опытных наук, поскольку последние способны подвести к высшим вопросам жизни; богословие - на Божественном Откровении.

  • 2. Какой раздел богословия наиболее близок к философии по методу исследования?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Апологетика (основное богословие) ставит своей целью защиту христианского вероучения посредством рациональной аргументации.

  • 3. Какие философские концепции разделяет православное вероучение?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,4
    Верно!
    Комментарий:

    Теизм (от греч. Бог) как система мысли, в отличие от пантеизма, признает бытие личного Бога и, в отличие от деизма, утверждает возможность и необходимость Его откровения и промысла о мире и человеке. Признание свободы воли человека, а также возможности для него вступить в общение с Богом является не менее важным отличительным признаком теизма. Существуют различные теистические системы. И поскольку основные их положения являются общими с религиозными истинами, то и сами религии обычно относят к воззрениям теистическим. Однако, оставаясь лишь учением, теизм не является религией, которая есть прежде всего особая духовная жизнь человека, сопряженная с молитвой, подвигом и живым переживанием своей связи Богом.

    Персонализм (от лат. persona – личность) – основополагающий принцип христианского монотеизма и одноименное направление в христианской философии. Христианское вероучение персоналистично, поскольку оно утверждает веру в ЛИЧНОГО Бога, а также учит о личном человеческом существе как вершине всего сотворенного мироздания, утверждает (богообразность и богоподобие) человека – его сотворенность по образу и подобию личного Бога.

  • 4. Как называется философское учение о познании?





    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «знание» и λόγος — «учение, наука») — теория познания, раздел философии.

  • 5. Какое философское понятие стало основополагающим в раскрытии истин новозаветного Откровения?





    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Содержанием Логоса философов является совокупность всего мыслимого, всего познаваемого — идеальная сущность и основание мира. Логос Евангелия есть совершенное откровение Существа Божия, предвечный образ Божий. В Евангелии говорится, что Слово было от начала у Бога и к Богу, "и Бог бе Слово". Напротив того, Логос в смысле философском есть от начала космическая потенция, предметом и содержанием которой является мир: он относится к миру (как идея мира или энергия мира). Философское учение о Логосе есть результат продолжительного и последовательного развития греческой мысли, которая постепенно пришла к такой идеалистической гипотезе. Религиозное учение о Логосе есть результат религиозного опыта — веры в откровение, в Бога, сказывающегося в словах Христовых, веры в личность Христа как в самое слово Божие, т.е. полное воплощение и раскрытие Бога в человеке. Несмотря на это существенное отличие, между философской и богословской концепциями существует несомненный параллелизм. Философы либо отождествляли свой Логос с Божеством, либо видели в нем эманацию Божества: некоторые из философов, полемизировавших с зародившимся христианством (Цельс, неоплатоники), подобно Филону, называли Логос "Сыном Божества". С другой стороны, и богословы видели в совершенном откровении и воплощении Божества конечную цель, а след. и творческое начало мира ("Им же вся быша"). Поэтому в развитии христианского богословия естественно встретились элементы религиозный и философский.

  • 6. Какова основная идея христианской метафизики (раздела философии, о первоначальной природе реальности, мира и бытия)?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Основная и центральная идея христианской метафизики есть идея тварности мира; это есть утверждение, что мир не имеет своих корней в самом себе, что мир возник благодаря некоей надмирной силе. Мир не вечен, он сотворен Богом — это есть и основная интуиция христианского сознания о мире и основная идея христианской метафизики.

  • 7. Наибольшее влияние на русскую философскую мысль оказала:



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    "Германский идеализм, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, имели определяющее значение для русской мысли, – подчеркивал подвижник "русской идеи" Н.А.Бердяев. – Русская творческая мысль начала раскрываться в атмосфере германского идеализма и романтизма". Ту же мысль задолго до этого высказывал славянофил И.В. Киреевский: "философия немецкая.., может служить у нас самою удобною ступенью мышления от заимствованных систем к любомудрию самостоятельному, соответствующему основным началам древнерусской образованности и могущему подчинить раздвоенную образованность Запада цельному сознанию верующего разума". Список авторитетных имен, разделявших подобную точку зрения, можно продолжать еще долго.
    Исследователи единодушны в том, что среди немецких мыслителей, оказавших значительное воздействие на русскую философию и культуру в целом, влияние Гегеля наиболее велико. "Влияние Гегеля, – подчеркивал Д.И.Чижевский, – можно смело назвать кульминационным пунктом немецкого влияния в России". "Ни Лейбниц, ни даже Кант, – замечал В.В. Розанов, – не изучались с такой тщательностью, как Фихте, Шеллинг и Гегель, и из трех последних первым двум далеко не уделялось столько внимания, сколько третьему".

  • 8. Выберите основные идеи философского течения славянофилов:






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,3,4
    Верно!
    Комментарий:

    Славянофильство – патриотическое направление русской общественной мысли 19 века, вызванное к жизни протестом против подражания Западу. Славянофилы отстаивали идею самобытного (только ей свойственного) пути развития России, отличного от пути развития других европейских стран. Наиболее яркими его представителями были: А.С. Хомяков, И.С. и К.С. Аксаковы, братья Киреевские. Против славянофилов выступали западники.

  • 9. Как именовалось течение русской общественной мысли 1860-х гг. в рамках славянофильства?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Почвенники, представители течения русской общественной мысли 1860-х гг., родственного славянофилам (Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов). В журналах "Время", "Эпоха" проповедовали сближение образованного общества с народом ("почвой") на религиозно-этической основе.

  • 10. Выберите из списка тех, чьи философские воззрения принято отность к течению западников:





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,4
    Верно!
    Комментарий:

    Западничество – общественно-политическое движение, возникшее в сороковых годах 19 века, участники которого утверждали, что Россия должна развиваться не по своему особому пути, а по тому же, по которому развивалась Западная Европа. Среди основных представителей: П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.С. Тургенев, М.А. Бакунин, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев и другие. Идейными противниками западников были славянофилы.

  • 11. Какая идеология соответствует движению народничества?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Если в самом начале идеология хождения в народ не была ясно дифференцирована, то вскоре в народничестве резко обозначились три основные идеологии, претендовавшие на идейное возглавление этого движения: «бакунизм», «лавризм» и «ткачевизм».
    Бакунисты делали ставку на крестьянский бунт, с тем чтобы он перешел во всенародную революцию, которая смела бы царский режим и установила республику на началах бакунинского «анархизма».
    Лавристы, напротив, считали, что народная революция в России неосуществима без долгой предварительной «раскачки», без пробуждения социального и политического мировоззрения, и поэтому занимались более мирной просветительской деятельностью среди народа, чем собственно революционной агитацией.
    Ткачевисты считали нереальной ставку на народную революцию и на долгое раскачивание народа и ставили себе целью политический переворот путем осуществления политического заговора. Иными словами, ткачевисты стремились к перевороту во имя и на благо народа, но без его участия. В самом начале народническое движение, еще не вполне выкристаллизовавшееся идеологически, было ближе всего к «лавризму». Однако преследования молодежи, пошедшей в народ, и естественное нетерпение заставили большинство народников перейти на платформу «бакунизма».
    С.А. Левицкий

  • 12. Какой термин ввёл Н. Страхов для обозначения веры во всесилие человеческого рассудка и преклонение, доходящее до идолопоклонства, перед достижениями и выводами естественных наук?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Просвещенство – вера во всесилие человеческого рассудка и преклонение, доходящее до идолопоклонства, перед достижениями и выводами естественных наук. Автор термина - философ Н.Н. Страхов (1828-96).

  • 13. Кто автор известного произведения "Смысл жизни"?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920) - князь, русский философ, правовед, общественный деятель. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1906 года - профессор Московского университета. Занимался историей христианства и философии.
    Основной темой философии Е.Н. Трубецкого была тема о смысле жизни, вокруг которой концентрировались все другие и получали свое значение лишь под этим углом зрения. Ряд своих работ он посвятил философскому анализу судьбы России, психологии русского народа, духовных причин катастрофы 1917 года.
    «Смысл жизни» – главный труд Е. Н. Трубецкого, наиболее полно выражающий миросозерцание автора. В нем философ предупреждает об огромной опасности бездуховности, развивает свое учение о социальном и нравственном идеале, подчеркивает значение русской культуры.

  • 14. Кто автор произведения "Церковь одна"?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Ссобенность философского творчества славянофила Алексея Степановича Хомякова (1804-1860) состоит в том, что он исходил из церковного сознания при построении философской системы. Это было сознательным принципом для него, ибо в Церкви он видел полноту истины, в Церкви видел источник того света, который освещает нам и все тварное бытие. Не от изучения мира и его философского истолкования шел он к свету веры, а наоборот — все светилось для него тем светом, какой излучает Церковь. Хомяков в подлинном смысле «христианский философ», ибо он исходил из христианства. В самом внутреннем мире Хомякова приоритет принадлежал именно вере, которая не была для него «объектом» мысли, «предметом» обсуждения, а была основной первореальностью в его духовном мире. Исходя из христианского своего сознания, Хомяков видел основу его в Церкви как первореальности. Вокруг этого понятия развивается вся богословская доктрина Хомякова, но оно же является основным для его философских построений.
    Церковь, по учению Хомякова, есть «духовных организм», воплощенный в видимой («исторической») своей «плоти», но самая сущность Церкви, ее основа, есть именно духовный организм — «единство благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати».

  • 15. Выберите русских философов, чьему перу принадлежат наиболее известные произведения об Антихристе?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,4
    Верно!
    Комментарий:

    Владимир Соловьев «Краткая повесть об Антихристе», Фёдор Достоевский "Легенда о Великом инквизиторе".
    Большое значение эсхатологической иематики в русской культуре подтверждается уже хотя бы тем, что два её центральных текста - "Повесть" Владимира Соловьева и "Легенда" Достоевского посвящены Антихристу (двусмысленное определение: на самом деле они посвящены конечно Христу; также и Апокалипсис - книга Агнца, никак не Зверя).

  • 16. К какому философскому течению русской религиозной мысли можно отнести марксизм-ленинизм?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Первоначально марксизм на русской почве был крайней формой русского западничества... В соответствии с условиями, в которых возник русский марксизм, марксисты сначала особенно подчеркивали детерминистские и эволюционные элементы в учении Маркса. Они боролись с утопизмом, с мечтательностью и гордились тем, что они, наконец, обрели истину научного социализма, который обещает им верную победу в силу закономерного объективного социального процесса... Возникновение русского марксизма было серьезным кризисом русской интеллигенции, потрясением основ их миросозерцания.
    Николай Бердяев

  • 17. Выберите основные этапы развитя славянофильства:



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Этапы развития движения славянофилов: славянофилы - почвенники - русский религиозный ренессанс.
    Этапы развития движения западников: западники - народники - русский марксизм

  • 18. Кто из русских философов, сын священника, являл высокую личную нравственность и аскетизм, при этом оставшись в истории как один из самых опасных расшатывателей моральных устоев, автор этики "разумного эгоизма", одним из духовных учителей Ленина?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    В его натуре много противоречий: он был один из самых опасных расшатывателей моральных устоев, будучи в то же время высоко, почти до святости, нравственным человеком...
    При других условиях из Чернышевского мог бы выйти подвижник — аскетизм и потребность подвига были движущей силой его потенциально-религиозной натуры... Он был поистине трагической натурой, и судьба его сложилась трагически. Его главная трагедия заключалась в том, что весь его подспудно религиозный и этический пафос был истрачен на служение ложным кумирам.
    С. А. Левицкий

  • 19. "Аннибаловой клятвой" в российском варианте считается:



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Еще в раннем детстве Ганнибал Барка, впоследствии выдающийся карфагенский полководец, неутомимый и свирепый враг Древнего Рима, поклялся своему отцу, карфагенскому правителю Гамилькару, вечно бороться с Римом, угрожавшим Карфагену. Ганнибал умер в борьбе - отравился, чтобы не попасть в руки врагов. С той поры ганнибаловой клятвой люди называют обет, который человек дает в юности, намереваясь посвятить всю свою жизнь. В нашей истории известна ганнибалова клятва Герцена и Огарева, давших в ранней молодости обет всю жизнь бороться с царским режимом в России.

  • 20. Кто из нижеперечисленных выдающихся русских мыслителей имел сан пресвитера (священника)?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2
    Верно!
    Комментарий:

    ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович принял сан священника в 1911 году.
    БУЛГАКОВ Сергей Николаевич принял сан священника в 1918 году.

  • 21. Сатирик Михал Задорнов в одном из выступлений замечает что там, где американцы говорят «ноубоди» – «нет тела», русские говорят «нет души». Кто из русских философов был автором этого наблюдения?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    В.С.Соловьев, "Философские начала цельного знания":
    Таким образом, по смыслу этого языка только вещественное бытие, только вещь есть нечто, а то, что не есть вещь, тем самым есть ничто: what is no thing is nothing of course. С таким же грубым реализмом англичанин говорит nobody, somebody, то есть никакого тела, некоторое тело, вместо никто, некто.

  • 22. Как формулируется космологический аргументов обоснования бытия Божьего?





    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Космологический аргумент (греч. — порядок, мироздание, мир) был высказан уже древнегреческими философами Платоном (†347 до н.э.), Аристотелем (†322 до н.э.) и другими древними мыслителями. Впоследствии его развивали многие. Он основан на принятии причинности как всеобщего закона бытия. Исходя из этого закона, делается вывод, что должна быть первопричина и самого бытия, то есть всего существующего. Таковой причиной, естественно, может быть лишь сверхбытие, которое ничем не обусловлено и существует вечно (т.е. является "причиной" бытия самого себя). Это сверхбытие и есть Бог. Условность этого аргумента заключается в том, что само понятие причинности и объективная присущность ее всем явлениям жизни мира трактуются в истории философии очень различно.
    Проф. А.И. Осипов

  • 23. Кто из известных руских философов наиболеее последовательно и цельно отразил православное мировоззрение в своей философской доктрине?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
  • 24. Какое богословие характеризуется схоластичностью:


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Схоластика (лат. scholastica, от греч. scholastikós — школьный, учёный) — тип религиозной философии, характеризующийся рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в средние века.

  • 25. Идеи какого зарубежного и какого русского философа были наиболее популярны в России ХХ века?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Карла Маркса (1818-1883) и Алексея Фёдоровича Лосева (1893-1988)

Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Вы не авторизованы на сайте! Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты в тестов в личном кабинете.

29641