Тест: Русская религиозная философия

  • 1. Выбе­ри­те вер­ное утвер­жде­ние о свя­зи фило­со­фии (вце­лом) и богословия:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Фило­со­фия есть постро­е­ние на рас­су­доч­ных осно­ва­ни­ях и на выво­дах опыт­ных наук, посколь­ку послед­ние спо­соб­ны под­ве­сти к выс­шим вопро­сам жиз­ни; бого­сло­вие — на Боже­ствен­ном Откровении.


  • 2. Какой раз­дел бого­сло­вия наи­бо­лее бли­зок к фило­со­фии по мето­ду исследования?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Апо­ло­ге­ти­ка (основ­ное бого­сло­вие) ста­вит сво­ей целью защи­ту хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния посред­ством раци­о­наль­ной аргументации.


  • 3. Какие фило­соф­ские кон­цеп­ции раз­де­ля­ет пра­во­слав­ное вероучение?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Теизм (от греч. Бог) как систе­ма мыс­ли, в отли­чие от пан­те­из­ма, при­зна­ет бытие лич­но­го Бога и, в отли­чие от деиз­ма, утвер­жда­ет воз­мож­ность и необ­хо­ди­мость Его откро­ве­ния и про­мыс­ла о мире и чело­ве­ке. При­зна­ние сво­бо­ды воли чело­ве­ка, а так­же воз­мож­но­сти для него всту­пить в обще­ние с Богом явля­ет­ся не менее важ­ным отли­чи­тель­ным при­зна­ком теиз­ма. Суще­ству­ют раз­лич­ные теи­сти­че­ские систе­мы. И посколь­ку основ­ные их поло­же­ния явля­ют­ся общи­ми с рели­ги­оз­ны­ми исти­на­ми, то и сами рели­гии обыч­но отно­сят к воз­зре­ни­ям теи­сти­че­ским. Одна­ко, оста­ва­ясь лишь уче­ни­ем, теизм не явля­ет­ся рели­ги­ей, кото­рая есть преж­де все­го осо­бая духов­ная жизнь чело­ве­ка, сопря­жен­ная с молит­вой, подви­гом и живым пере­жи­ва­ни­ем сво­ей свя­зи с Богом.

    Пер­со­на­лизм (от лат. persona – лич­ность) – осно­во­по­ла­га­ю­щий прин­цип хри­сти­ан­ско­го моно­те­из­ма и одно­имен­ное направ­ле­ние в хри­сти­ан­ской фило­со­фии. Хри­сти­ан­ское веро­уче­ние пер­со­на­ли­стич­но, посколь­ку оно утвер­жда­ет веру в ЛИЧНОГО Бога, а так­же учит о лич­ном чело­ве­че­ском суще­стве как вер­шине все­го сотво­рен­но­го миро­зда­ния, утвер­жда­ет (бого­об­раз­ность и бого­по­до­бие) чело­ве­ка – его сотво­рен­ность по обра­зу и подо­бию лич­но­го Бога.


  • 4. Как назы­ва­ет­ся фило­соф­ское уче­ние о познании?





    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «зна­ние» и λόγος — «уче­ние, нау­ка») — тео­рия позна­ния, раз­дел философии.


  • 5. Какое фило­соф­ское поня­тие ста­ло осно­во­по­ла­га­ю­щим в рас­кры­тии истин ново­за­вет­но­го Откровения?





    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Содер­жа­ни­ем Логоса фило­со­фов явля­ет­ся сово­куп­ность все­го мыс­ли­мо­го, все­го позна­ва­е­мо­го — иде­аль­ная сущ­ность и осно­ва­ние мира. Логос Еван­ге­лия есть совер­шен­ное откро­ве­ние Суще­ства Божия, пред­веч­ный образ Божий. В Еван­ге­лии гово­рит­ся, что Сло­во было от нача­ла у Бога и к Богу, “и Бог бе Сло­во”. Напро­тив того, Логос в смыс­ле фило­соф­ском есть от нача­ла кос­ми­че­ская потен­ция, пред­ме­том и содер­жа­ни­ем кото­рой явля­ет­ся мир: он отно­сит­ся к миру (как идея мира или энер­гия мира). Фило­соф­ское уче­ние о Лого­се есть резуль­тат про­дол­жи­тель­но­го и после­до­ва­тель­но­го раз­ви­тия гре­че­ской мыс­ли, кото­рая посте­пен­но при­шла к такой иде­а­ли­сти­че­ской гипо­те­зе. Рели­ги­оз­ное уче­ние о Лого­се есть резуль­тат рели­ги­оз­но­го опы­та — веры в откро­ве­ние, в Бога, ска­зы­ва­ю­ще­го­ся в сло­вах Хри­сто­вых, веры в лич­ность Хри­ста как в самое сло­во Божие, т.е. пол­ное вопло­ще­ние и рас­кры­тие Бога в чело­ве­ке. Несмот­ря на это суще­ствен­ное отли­чие, меж­ду фило­соф­ской и бого­слов­ской кон­цеп­ци­я­ми суще­ству­ет несо­мнен­ный парал­ле­лизм. Фило­со­фы либо отож­деств­ля­ли свой Логос с Боже­ством, либо виде­ли в нем эма­на­цию Боже­ства: неко­то­рые из фило­со­фов, поле­ми­зи­ро­вав­ших с заро­див­шим­ся хри­сти­ан­ством (Цельс, нео­пла­то­ни­ки), подоб­но Фило­ну, назы­ва­ли Логос “Сыном Боже­ства”. С дру­гой сто­ро­ны, и бого­сло­вы виде­ли в совер­шен­ном откро­ве­нии и вопло­ще­нии Боже­ства конеч­ную цель, а след. и твор­че­ское нача­ло мира (“Им же вся быша”). Поэто­му в раз­ви­тии хри­сти­ан­ско­го бого­сло­вия есте­ствен­но встре­ти­лись эле­мен­ты рели­ги­оз­ный и философский.


  • 6. Како­ва основ­ная идея хри­сти­ан­ской мета­фи­зи­ки (раз­де­ла фило­со­фии, о пер­во­на­чаль­ной при­ро­де реаль­но­сти, мира и бытия)?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Основ­ная и цен­траль­ная идея хри­сти­ан­ской мета­фи­зи­ки есть идея твар­но­сти мира; это есть утвер­жде­ние, что мир не име­ет сво­их кор­ней в самом себе, что мир воз­ник бла­го­да­ря неко­ей над­мир­ной силе. Мир не вечен, он сотво­рен Богом — это есть и основ­ная инту­и­ция хри­сти­ан­ско­го созна­ния о мире и основ­ная идея хри­сти­ан­ской метафизики.


  • 7. Наи­боль­шее вли­я­ние на рус­скую фило­соф­скую мысль оказала:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    “Гер­ман­ский иде­а­лизм, Кант, Фих­те, Шел­линг, Гегель, име­ли опре­де­ля­ю­щее зна­че­ние для рус­ской мыс­ли, – под­чер­ки­вал подвиж­ник “рус­ской идеи” Н.А.Бердяев. – Рус­ская твор­че­ская мысль нача­ла рас­кры­вать­ся в атмо­сфе­ре гер­ман­ско­го иде­а­лиз­ма и роман­тиз­ма”. Ту же мысль задол­го до это­го выска­зы­вал сла­вя­но­фил И.В. Кире­ев­ский: “фило­со­фия немец­кая.., может слу­жить у нас самою удоб­ною сту­пе­нью мыш­ле­ния от заим­ство­ван­ных систем к любо­муд­рию само­сто­я­тель­но­му, соот­вет­ству­ю­ще­му основ­ным нача­лам древ­не­рус­ской обра­зо­ван­но­сти и могу­ще­му под­чи­нить раз­дво­ен­ную обра­зо­ван­ность Запа­да цель­но­му созна­нию веру­ю­ще­го разу­ма”. Спи­сок авто­ри­тет­ных имен, раз­де­ляв­ших подоб­ную точ­ку зре­ния, мож­но про­дол­жать еще долго.
    Иссле­до­ва­те­ли еди­но­душ­ны в том, что сре­ди немец­ких мыс­ли­те­лей, ока­зав­ших зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие на рус­скую фило­со­фию и куль­ту­ру в целом, вли­я­ние Геге­ля наи­бо­лее вели­ко. “Вли­я­ние Геге­ля, – под­чер­ки­вал Д.И.Чижевский, – мож­но сме­ло назвать куль­ми­на­ци­он­ным пунк­том немец­ко­го вли­я­ния в Рос­сии”. “Ни Лейб­ниц, ни даже Кант, – заме­чал В.В. Роза­нов, – не изу­ча­лись с такой тща­тель­но­стью, как Фих­те, Шел­линг и Гегель, и из трех послед­них пер­вым двум дале­ко не уде­ля­лось столь­ко вни­ма­ния, сколь­ко третьему”.


  • 8. Выбе­ри­те основ­ные идеи фило­соф­ско­го тече­ния славянофилов:






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,3,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сла­вя­но­филь­ство – пат­ри­о­ти­че­ское направ­ле­ние рус­ской обще­ствен­ной мыс­ли 19 века, вызван­ное к жиз­ни про­те­стом про­тив под­ра­жа­ния Запа­ду. Сла­вя­но­фи­лы отста­и­ва­ли идею само­быт­но­го (толь­ко ей свой­ствен­но­го) пути раз­ви­тия Рос­сии, отлич­но­го от пути раз­ви­тия дру­гих евро­пей­ских стран. Наи­бо­лее ярки­ми его пред­ста­ви­те­ля­ми были: А.С. Хомя­ков, И.С. и К.С. Акса­ко­вы, бра­тья Кире­ев­ские. Про­тив сла­вя­но­фи­лов высту­па­ли западники.


  • 9. Как име­но­ва­лось тече­ние рус­ской обще­ствен­ной мыс­ли 1860‑х гг. в рам­ках славянофильства?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Поч­вен­ни­ки, пред­ста­ви­те­ли тече­ния рус­ской обще­ствен­ной мыс­ли 1860‑х гг., род­ствен­но­го сла­вя­но­фи­лам (Ф. М. Досто­ев­ский, А. А. Гри­го­рьев, Н. Н. Стра­хов). В жур­на­лах “Вре­мя”, “Эпо­ха” про­по­ве­до­ва­ли сбли­же­ние обра­зо­ван­но­го обще­ства с наро­дом (“поч­вой”) на рели­ги­оз­но-эти­че­ской основе.


  • 10. Выбе­ри­те из спис­ка тех, чьи фило­соф­ские воз­зре­ния при­ня­то отно­сить к тече­нию западников:





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Запад­ни­че­ство – обще­ствен­но-поли­ти­че­ское дви­же­ние, воз­ник­шее в соро­ко­вых годах 19 века, участ­ни­ки кото­ро­го утвер­жда­ли, что Рос­сия долж­на раз­ви­вать­ся не по сво­е­му осо­бо­му пути, а по тому же, по кото­ро­му раз­ви­ва­лась Запад­ная Евро­па. Сре­ди основ­ных пред­ста­ви­те­лей: П.Я. Чаа­да­ев, В.Г. Белин­ский, А.И. Гер­цен, И.С. Тур­ге­нев, М.А. Баку­нин, Н.Г. Чер­ны­шев­ский, Д.И. Писа­рев и дру­гие. Идей­ны­ми про­тив­ни­ка­ми запад­ни­ков были славянофилы.


  • 11. Какая идео­ло­гия соот­вет­ству­ет дви­же­нию народничества?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Если в самом нача­ле идео­ло­гия хож­де­ния в народ не была ясно диф­фе­рен­ци­ро­ва­на, то вско­ре в народ­ни­че­стве рез­ко обо­зна­чи­лись три основ­ные идео­ло­гии, пре­тен­до­вав­шие на идей­ное воз­глав­ле­ние это­го дви­же­ния: «баку­низм», «лавризм» и «тка­че­визм».
    Баку­ни­сты дела­ли став­ку на кре­стьян­ский бунт, с тем что­бы он пере­шел во все­на­род­ную рево­лю­цию, кото­рая сме­ла бы цар­ский режим и уста­но­ви­ла рес­пуб­ли­ку на нача­лах баку­нин­ско­го «анар­хиз­ма».
    Лав­ри­сты, напро­тив, счи­та­ли, что народ­ная рево­лю­ция в Рос­сии неосу­ще­стви­ма без дол­гой пред­ва­ри­тель­ной «рас­кач­ки», без про­буж­де­ния соци­аль­но­го и поли­ти­че­ско­го миро­воз­зре­ния, и поэто­му зани­ма­лись более мир­ной про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­стью сре­ди наро­да, чем соб­ствен­но рево­лю­ци­он­ной агитацией.
    Тка­че­ви­сты счи­та­ли нере­аль­ной став­ку на народ­ную рево­лю­цию и на дол­гое рас­ка­чи­ва­ние наро­да и ста­ви­ли себе целью поли­ти­че­ский пере­во­рот путем осу­ществ­ле­ния поли­ти­че­ско­го заго­во­ра. Ины­ми сло­ва­ми, тка­че­ви­сты стре­ми­лись к пере­во­ро­ту во имя и на бла­го наро­да, но без его уча­стия. В самом нача­ле народ­ни­че­ское дви­же­ние, еще не вполне выкри­стал­ли­зо­вав­ше­е­ся идео­ло­ги­че­ски, было бли­же все­го к «лавриз­му». Одна­ко пре­сле­до­ва­ния моло­де­жи, пошед­шей в народ, и есте­ствен­ное нетер­пе­ние заста­ви­ли боль­шин­ство народ­ни­ков перей­ти на плат­фор­му «баку­низ­ма».
    С.А. Левицкий


  • 12. Какой тер­мин ввёл Н. Стра­хов для обо­зна­че­ния веры во все­си­лие чело­ве­че­ско­го рас­суд­ка и пре­кло­не­ние, дохо­дя­щее до идо­ло­по­клон­ства, перед дости­же­ни­я­ми и выво­да­ми есте­ствен­ных наук?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­све­щен­ство – вера во все­си­лие чело­ве­че­ско­го рас­суд­ка и пре­кло­не­ние, дохо­дя­щее до идо­ло­по­клон­ства, перед дости­же­ни­я­ми и выво­да­ми есте­ствен­ных наук. Автор тер­ми­на — фило­соф Н.Н. Стра­хов (1828–96).


  • 13. Кто автор извест­но­го про­из­ве­де­ния “Смысл жизни”?
    b questfoto1818 - Тест: Русская религиозная философия


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тру­бец­кой Евге­ний Нико­ла­е­вич (1863–1920) — князь, рус­ский фило­соф, пра­во­вед, обще­ствен­ный дея­тель. Окон­чил юри­ди­че­ский факуль­тет Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. С 1906 года — про­фес­сор Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Зани­мал­ся исто­ри­ей хри­сти­ан­ства и философии.
    Основ­ной темой фило­со­фии Е.Н. Тру­бец­ко­го была тема о смыс­ле жиз­ни, вокруг кото­рой кон­цен­три­ро­ва­лись все дру­гие и полу­ча­ли свое зна­че­ние лишь под этим углом зре­ния. Ряд сво­их работ он посвя­тил фило­соф­ско­му ана­ли­зу судь­бы Рос­сии, пси­хо­ло­гии рус­ско­го наро­да, духов­ных при­чин ката­стро­фы 1917 года.
    «Смысл жиз­ни» – глав­ный труд Е. Н. Тру­бец­ко­го, наи­бо­лее пол­но выра­жа­ю­щий миро­со­зер­ца­ние авто­ра. В нем фило­соф пре­ду­пре­жда­ет об огром­ной опас­но­сти без­ду­хов­но­сти, раз­ви­ва­ет свое уче­ние о соци­аль­ном и нрав­ствен­ном иде­а­ле, под­чер­ки­ва­ет зна­че­ние рус­ской культуры.


  • 14. Кто автор про­из­ве­де­ния “Цер­ковь одна”?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Осо­бен­ность фило­соф­ско­го твор­че­ства сла­вя­но­фи­ла Алек­сея Сте­па­но­ви­ча Хомя­ко­ва (1804–1860) состо­ит в том, что он исхо­дил из цер­ков­но­го созна­ния при постро­е­нии фило­соф­ской систе­мы. Это было созна­тель­ным прин­ци­пом для него, ибо в Церк­ви он видел пол­но­ту исти­ны, в Церк­ви видел источ­ник того све­та, кото­рый осве­ща­ет нам и все твар­ное бытие. Не от изу­че­ния мира и его фило­соф­ско­го истол­ко­ва­ния шел он к све­ту веры, а наобо­рот — все све­ти­лось для него тем све­том, какой излу­ча­ет Цер­ковь. Хомя­ков в под­лин­ном смыс­ле «хри­сти­ан­ский фило­соф», ибо он исхо­дил из хри­сти­ан­ства. В самом внут­рен­нем мире Хомя­ко­ва при­о­ри­тет при­над­ле­жал имен­но вере, кото­рая не была для него «объ­ек­том» мыс­ли, «пред­ме­том» обсуж­де­ния, а была основ­ной пер­во­ре­аль­но­стью в его духов­ном мире. Исхо­дя из хри­сти­ан­ско­го сво­е­го созна­ния, Хомя­ков видел осно­ву его в Церк­ви как пер­во­ре­аль­но­сти. Вокруг это­го поня­тия раз­ви­ва­ет­ся вся бого­слов­ская док­три­на Хомя­ко­ва, но оно же явля­ет­ся основ­ным для его фило­соф­ских построений.
    Цер­ковь, по уче­нию Хомя­ко­ва, есть «духов­ных орга­низм», вопло­щен­ный в види­мой («исто­ри­че­ской») сво­ей «пло­ти», но самая сущ­ность Церк­ви, ее осно­ва, есть имен­но духов­ный орга­низм — «един­ство бла­го­да­ти, живу­щей во мно­же­стве разум­ных тво­ре­ний, поко­ря­ю­щих­ся благодати».

    b ansfoto1825 - Тест: Русская религиозная философия


  • 15. Выбе­ри­те рус­ских фило­со­фов, чье­му перу при­над­ле­жат наи­бо­лее извест­ные про­из­ве­де­ния об Антихристе?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Вла­ди­мир Соло­вьев «Крат­кая повесть об Анти­хри­сте», Фёдор Досто­ев­ский “Леген­да о Вели­ком инквизиторе”.
    Боль­шое зна­че­ние эсха­то­ло­ги­че­ской тема­ти­ки в рус­ской куль­ту­ре под­твер­жда­ет­ся уже хотя бы тем, что два её цен­траль­ных тек­ста — “Повесть” Вла­ди­ми­ра Соло­вье­ва и “Леген­да” Досто­ев­ско­го посвя­ще­ны Анти­хри­сту (дву­смыс­лен­ное опре­де­ле­ние: на самом деле они посвя­ще­ны, конеч­но, Хри­сту; так же и Апо­ка­лип­сис — кни­га Агн­ца, никак не Зверя).


  • 16. К како­му фило­соф­ско­му тече­нию рус­ской рели­ги­оз­ной мыс­ли мож­но отне­сти марксизм-ленинизм?
    b questfoto1826 - Тест: Русская религиозная философия


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пер­во­на­чаль­но марк­сизм на рус­ской поч­ве был край­ней фор­мой рус­ско­го запад­ни­че­ства… В соот­вет­ствии с усло­ви­я­ми, в кото­рых воз­ник рус­ский марк­сизм, марк­си­сты сна­ча­ла осо­бен­но под­чер­ки­ва­ли детер­ми­нист­ские и эво­лю­ци­он­ные эле­мен­ты в уче­нии Марк­са. Они боро­лись с уто­пиз­мом, с меч­та­тель­но­стью и гор­ди­лись тем, что они нако­нец обре­ли исти­ну науч­но­го соци­а­лиз­ма, кото­рый обе­ща­ет им вер­ную побе­ду в силу зако­но­мер­но­го объ­ек­тив­но­го соци­аль­но­го про­цес­са… Воз­ник­но­ве­ние рус­ско­го марк­сиз­ма было серьез­ным кри­зи­сом рус­ской интел­ли­ген­ции, потря­се­ни­ем основ их миросозерцания.
    Нико­лай Бердяев


  • 17. Выбе­ри­те основ­ные эта­пы раз­ви­тия славянофильства:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Эта­пы раз­ви­тия дви­же­ния сла­вя­но­фи­лов: сла­вя­но­фи­лы — поч­вен­ни­ки — рус­ский рели­ги­оз­ный ренессанс.
    Эта­пы раз­ви­тия дви­же­ния запад­ни­ков: запад­ни­ки — народ­ни­ки — рус­ский марксизм


  • 18. Кто из рус­ских фило­со­фов, сын свя­щен­ни­ка, являл высо­кую лич­ную нрав­ствен­ность и аске­тизм, при этом остав­шись в исто­рии как один из самых опас­ных рас­ша­ты­ва­те­лей мораль­ных усто­ев, автор эти­ки “разум­но­го эго­из­ма”, один из духов­ных учи­те­лей Ленина?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В его нату­ре мно­го про­ти­во­ре­чий: он был один из самых опас­ных рас­ша­ты­ва­те­лей мораль­ных усто­ев, будучи в то же вре­мя высо­ко, почти до свя­то­сти, нрав­ствен­ным человеком…
    При дру­гих усло­ви­ях из Чер­ны­шев­ско­го мог бы вый­ти подвиж­ник — аске­тизм и потреб­ность подви­га были дви­жу­щей силой его потен­ци­аль­но-рели­ги­оз­ной нату­ры… Он был поис­ти­не тра­ги­че­ской нату­рой, и судь­ба его сло­жи­лась тра­ги­че­ски. Его глав­ная тра­ге­дия заклю­ча­лась в том, что весь его под­спуд­но рели­ги­оз­ный и эти­че­ский пафос был истра­чен на слу­же­ние лож­ным кумирам.
    С. А. Левицкий

    b ansfoto1831 - Тест: Русская религиозная философия


  • 19. “Анни­ба­ло­вой клят­вой” в рос­сий­ском вари­ан­те считается:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Еще в ран­нем дет­стве Ган­ни­бал Бар­ка, впо­след­ствии выда­ю­щий­ся кар­фа­ген­ский пол­ко­во­дец, неуто­ми­мый и сви­ре­пый враг Древ­не­го Рима, поклял­ся сво­е­му отцу, кар­фа­ген­ско­му пра­ви­те­лю Гамиль­ка­ру, веч­но бороть­ся с Римом, угро­жав­шим Кар­фа­ге­ну. Ган­ни­бал умер в борь­бе — отра­вил­ся, что­бы не попасть в руки вра­гов. С той поры ган­ни­ба­ло­вой клят­вой люди назы­ва­ют обет, кото­рый чело­век дает в юно­сти, наме­ре­ва­ясь посвя­тить ему всю свою жизнь. В нашей исто­рии извест­на ган­ни­ба­ло­ва клят­ва Гер­це­на и Ога­ре­ва, дав­ших в ран­ней моло­до­сти обет всю жизнь бороть­ся с цар­ским режи­мом в России.


  • 20. Кто из ниже­пе­ре­чис­лен­ных выда­ю­щих­ся рус­ских мыс­ли­те­лей имел сан пре­сви­те­ра (свя­щен­ни­ка)?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    ФЛОРЕНСКИЙ Павел Алек­сан­дро­вич при­нял сан свя­щен­ни­ка в 1911 году.
    БУЛГАКОВ Сер­гей Нико­ла­е­вич при­нял сан свя­щен­ни­ка в 1918 году.


  • 21. Сати­рик Михал Задор­нов в одном из выступ­ле­ний заме­чал, что там, где аме­ри­кан­цы гово­рят nobody – «нет тела», рус­ские гово­рят «ни души». Кто из рус­ских фило­со­фов был авто­ром это­го наблюдения? 



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В.С.Соловьев, “Фило­соф­ские нача­ла цель­но­го знания”:
    Таким обра­зом, по смыс­лу это­го язы­ка толь­ко веще­ствен­ное бытие, толь­ко вещь есть нечто, а то, что не есть вещь, тем самым есть ничто: what is no thing is nothing of course. С таким же гру­бым реа­лиз­мом англи­ча­нин гово­рит nobody, somebody, то есть ника­ко­го тела, неко­то­рое тело, вме­сто никто, некто.

    b ansfoto1837 - Тест: Русская религиозная философия


  • 22. Как фор­му­ли­ру­ет­ся кос­мо­ло­ги­че­ский аргу­мент обос­но­ва­ния бытия Божьего?





    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кос­мо­ло­ги­че­ский аргу­мент (греч. — поря­док, миро­зда­ние, мир) был выска­зан уже древ­не­гре­че­ски­ми фило­со­фа­ми Пла­то­ном (†347 до н.э.), Ари­сто­те­лем (†322 до н.э.) и дру­ги­ми древни­ми мыс­ли­те­ля­ми. Впо­след­ствии его раз­ви­ва­ли мно­гие. Он осно­ван на при­ня­тии при­чин­но­сти как все­об­ще­го зако­на бытия. Исхо­дя из это­го зако­на, дела­ет­ся вывод, что долж­на быть пер­во­при­чи­на и само­го бытия, то есть все­го суще­ству­ю­ще­го. Тако­вой при­чи­ной, есте­ствен­но, может быть лишь сверх­бы­тие, кото­рое ничем не обу­слов­ле­но и суще­ству­ет веч­но (т.е. явля­ет­ся “при­чи­ной” бытия само­го себя). Это сверх­бы­тие и есть Бог. Услов­ность это­го аргу­мен­та заклю­ча­ет­ся в том, что само поня­тие при­чин­но­сти и объ­ек­тив­ная при­сущ­ность ее всем явле­ни­ям жиз­ни мира трак­ту­ют­ся в исто­рии фило­со­фии очень различно.
    Проф. А.И. Осипов


  • 23. Кто из извест­ных рус­ких фило­со­фов наи­бо­лее после­до­ва­тель­но и цель­но отра­зил пра­во­слав­ное миро­воз­зре­ние в сво­ей фило­соф­ской доктрине?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 24. Какое бого­сло­вие харак­те­ри­зу­ет­ся схоластичностью:


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Схо­ла­сти­ка (лат. scholastica, от греч. scholastikós — школь­ный, учё­ный) — тип рели­ги­оз­ной фило­со­фии, харак­те­ри­зу­ю­щий­ся раци­о­на­ли­сти­че­ской мето­ди­кой и осо­бым инте­ре­сом к фор­маль­но-логи­че­ской про­бле­ма­ти­ке; полу­чил наи­бо­лее пол­ное раз­ви­тие и гос­под­ство в Запад­ной Евро­пе в сред­ние века.


  • 25. Идеи како­го зару­беж­но­го и како­го рус­ско­го фило­со­фа были наи­бо­лее попу­ляр­ны в Рос­сии ХХ века?
    b questfoto1842 - Тест: Русская религиозная философия
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Кар­ла Марк­са (1818–1883) и Алек­сея Фёдо­ро­ви­ча Лосе­ва (1893–1988)


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 60%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Ири­на, 17.06.2020

    “Анни­ба­ло­вой клят­вой” в рос­сий­ском вари­ан­те считается:-ошибка…Ганнибалова клятва

    Ответить »
    • Кирилл, 25.06.2020

      Ошиб­ки нет, упо­тре­би­тель­ны оба варианта.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки