Тест: Таинство Елеосвящения (Соборования)

  • 1. О Таин­стве Еле­освя­ще­ния, или Таин­стве Собо­ро­ва­ния, есть один очень важ­ный ново­за­вет­ный текст: «Болен ли кто из вас, пусть при­зо­вёт пре­сви­те­ров Церк­ви, и пусть помо­лят­ся над ним, пома­зав его еле­ем во имя Гос­подне. И молит­ва веры исце­лит боля­ще­го, и вос­ста­вит его Гос­подь; и если он соде­лал гре­хи, про­стят­ся ему».
    Кто автор это­го заме­ча­тель­но­го сви­де­тель­ства о древ­ней­шей фор­ме Соборования?





    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­но: Апо­стол Иаков. Мы чита­ем об этом в 5‑й гла­ве его Послания.
    Обра­тим вни­ма­ние, что Апо­стол гово­рит о том, что боль­ной дол­жен при­звать пре­сви­те­ров церк­ви. Поэто­му кри­те­рий тяже­сти болез­ни, когда тре­бу­ет­ся совер­ше­ние Таин­ства Еле­освя­ще­ния – постель­ный режим, не даю­щий воз­мож­но­сти боль­но­му посе­щать храм Божий, участ­во­вать в Бого­слу­же­ни­ях и Таин­стве Евхаристии.


  • 2. Таин­ство Собо­ро­ва­ния назы­ва­ет­ся так, пото­му что:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­но: Пото­му, что это Таин­ство поло­же­но совер­шать собо­ру (собра­нию) священнослужителей.


  • 3. Таин­ство Собо­ро­ва­ния не совер­ша­ет­ся над:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Собо­ро­ва­ние совер­ша­ет­ся и над бере­мен­ны­ми, и над вои­на­ми, и над пре­ста­ре­лы­ми людь­ми, но не совер­ша­ет­ся над мла­ден­ца­ми (Ср.: «Еле­освя­ще­ние совер­ша­ет­ся над лица­ми пра­во­слав­но­го испо­вé­да­ния стар­ше семи лет, стра­да­ю­щи­ми телес­ны­ми или душев­ны­ми болез­ня­ми» (Таин­ство Еле­освя­ще­ния. Настоль­ная кни­га свя­щен­но­слу­жи­те­ля)).


  • 4. Во вре­мя Таин­ства Собо­ро­ва­ния семь раз чита­ют­ся фраг­мен­ты из:





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    При Таин­стве Еле­освя­ще­ния совер­ша­ет­ся семь чте­ний из Апо­сто­ла, семь чте­ний из Еван­ге­лий, семь молитв и столь­ко же пома­за­ний. Это чис­ло зна­ме­ну­ет семь даров Духа Свя­то­го и одно­вре­мен­но напо­ми­на­ет о семи молит­вах и покло­не­ни­ях про­ро­ка Ели­сея, кото­ры­ми он вос­кре­сил отро­ка (4Цар.4:35), а так­же в под­ра­жа­ние чис­лу погру­же­ний Нее­ма­на в воду Иор­да­на, после чего он очи­стил­ся (Таин­ство Еле­освя­ще­ния. Настоль­ная кни­га свя­щен­но­слу­жи­те­ля).


  • 5. Собо­ро­вать­ся можно:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соглас­но Пра­во­слав­ной Энцик­ло­пе­дии «собо­ро­ва­ние в одной и той же болез­ни, про­дол­жа­ю­щей­ся непре­рыв­но, боль­шин­ство бого­сло­вов вслед за свт. Пет­ром (Моги­лой) запре­ща­ют. В Треб­ни­ке Пет­ра Моги­лы ука­за­но, что на про­тя­же­нии одной болез­ни собо­ру­ют­ся один раз. Если болезнь хро­ни­че­ская и чело­век не полу­ча­ет в Таин­стве Еле­освя­ще­ния исце­ле­ние, то в сле­ду­ю­щем году с этой болез­нью он собо­ро­вать­ся не может. 


  • 6. По тра­ди­ции во вре­мя Собо­ро­ва­ния све­чи ста­вят в сосуд, в кото­ром насы­па­но зер­но. Зер­но используется:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­ный ответ пер­вый. Зер­но – лишь символ.


  • 7. Сего­дня при совер­ше­нии Собо­ро­ва­ния тре­бу­ют­ся: елей, зер­но. А какие еще два веще­ства могут исполь­зо­вать­ся во вре­мя Таинства?








    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­но: вино и вода.
    Тра­ди­ция добав­лять в елей воду или вино может быть при­зна­на при­ем­ле­мой, т.к. осно­ва­на на еван­гель­ской прит­че о мило­серд­ном сама­ря­нине (Лк.10:30–35).

    В исто­ри­че­ской справ­ке о Таин­стве Собо­ро­ва­ния чита­ем: «Впер­вые об упо­треб­ле­нии воды и вина в Таин­стве Свя­то­го елея гово­рят руко­пи­си XII века. Соглас­но им, при совер­ше­нии Молитво­мас­лия в Синай­ском мона­сты­ре в лам­па­ду вли­ва­ли кре­щен­скую воду и вино. В сла­вян­ских руко­пис­ных Треб­ни­ках вме­сте с еле­ем отме­ча­ет­ся упо­треб­ле­ние вина. В источ­ни­ке XV века, при­над­ле­жа­щем Софий­ской биб­лио­те­ке, чита­ем о совер­ше­нии Таин­ства: «Постав­ля­ем быва­ет посре­де сто­лец, покрыт чист, на нем же блю­до с пше­ни­цей, в нем же кан­ди­ло с вином, аще несть вина, то вода».
    Таким обра­зом, и вино, и вода име­ли, по пред­став­ле­нию соста­ви­те­лей чина Таин­ства, оди­на­ко­вые цели­тель­ные свой­ства. Сей­час вода в Таин­стве Еле­освя­ще­ния прак­ти­че­ски не упо­треб­ля­ет­ся. Про­ис­хо­дит это лишь в тех местах Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, где вино явля­ет­ся ред­ко­стью или где тра­ди­ция упо­треб­ле­ния воды сохра­ни­лась с древ­них вре­мен» (Спра­воч­ник пра­во­слав­но­го чело­ве­ка. Таин­ства Пра­во­слав­ной Церк­ви. «Дани­лов­ский бла­го­вест­ник», М., 2007.)


  • 8. В день собо­ро­ва­ния, что­бы не смыть свя­той елей:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­но: Все выше­ска­зан­ное – предрассудки. 
    Ни с каким дру­гим таин­ством не свя­за­но столь­ко суе­ве­рий и пред­рас­суд­ков, как с собо­ро­ва­ни­ем. Чего толь­ко не услы­шишь от пожи­лых при­хо­жа­нок, мня­щих себя зна­то­ка­ми цер­ков­но­го Уста­ва! Гово­рят, что после собо­ро­ва­ния посту­пить в мона­ше­ство или, оста­ва­ясь в миру, испол­нять раз­лич­ные обе­ты, напри­мер: не всту­пать в брак, нель­зя мыть­ся, есть мясо, нуж­но постить­ся по поне­дель­ни­кам; а глав­ное — что при­ни­мать это таин­ство мож­но толь­ко умирающим. 
    Все это неправ­да. В день собо­ро­ва­ния мож­но мыть­ся, при­ни­мать ван­ну и проч.


  • 9. Остав­ши­е­ся после собо­ро­ва­ния све­чи следует:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­но: Сле­ду­ет обра­щать­ся со све­ча­ми, как и обыч­но, то есть исполь­зо­вать их при домаш­ней молитве.


  • 10. После Собо­ро­ва­ния обя­за­тель­но нуж­но при­ча­стить­ся в течение




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­вил на этот счет, дей­стви­тель­но, нет. Одна­ко суще­ству­ет бла­го­че­сти­вая прак­ти­ка испо­ве­дать­ся и при­ча­стить­ся до или после Таин­ства Елеосвящения.


  • 11. Общие собо­ро­ва­ния в дни поста всех жела­ю­щих, вне зави­си­мо­сти от состо­я­ния их здо­ро­вья, – это: 



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тра­ди­ция обще­го Еле­освя­ще­ния суще­ство­ва­ла на Руси до сере­ди­ны XVII века, а в круп­ных собо­рах до 1917г, в Гре­че­ской Церк­ви оно сохра­ни­лось до наше­го вре­ме­ни. Сле­ду­ет отме­тить, что это тра­ди­ция бого­слу­же­ния толь­ко Вели­ко­го Чет­вер­га, она пред­по­ла­га­ет лишь одно пома­за­ние (и без про­из­не­се­ния молит­вы таин­ствен­но­го пома­за­ния) и пони­ма­ет­ся дог­ма­ти­ста­ми и литур­ги­ста­ми как свя­щен­но­дей­ствие не ана­ло­гич­ное Таин­ству Еле­освя­ще­ния. Напри­мер, про­то­и­е­рей Миха­ил Бул­га­ков в Настоль­ной кни­ге свя­щен­но­слу­жи­те­ля, ука­зы­ва­ет, что Таин­ство Собо­ро­ва­ния, совер­шав­ше­е­ся в Вели­кий Чет­верг, не нуж­но пони­мать как само Таин­ство. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий гово­рил по это­му пово­ду сле­ду­ю­щее: «в тече­ние не толь­ко Вели­ко­го, но и всех осталь­ных постов устра­и­ва­ют­ся еже­не­дель­ные общие Собо­ро­ва­ния. Про­дик­то­ва­но это чаще все­го отнюдь не духов­ны­ми потреб­но­стя­ми при­хо­жан, а жаж­дой полу­че­ния допол­ни­тель­ных дохо­дов, что­бы было боль­ше наро­ду, собо­ру­ют не толь­ко боль­ных, что преду­смот­ре­но чино­по­сле­до­ва­ни­ем при Таин­стве Еле­освя­ще­ния, а всех под­ряд, в том чис­ле и малень­ких детей».


  • 12. Про­ща­ют­ся ли Богом авто­ма­ти­че­ски все забы­тые гре­хи тому, кто участ­во­вал в Таин­стве Елеосвящения?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Все гре­хи, кро­ме созна­тель­но скры­тых, про­ща­ют­ся в Таин­стве Покаяния.


     А.Л. Дворкин 
    Про­ща­ют­ся ли в таин­стве Собо­ро­ва­ния забы­тые грехи? 

    Мы при­ни­ма­ем как дан­ность, что Собо­ро­ва­ние дает исце­ле­ние и про­ще­ние забы­тых и неосо­знан­ных гре­хов, но сто­ит над этим поду­мать: отку­да, соб­ствен­но, это мне­ние берет­ся, поче­му мы так дума­ем. Понят­но, что исце­ле­ние пред­по­ла­га­ет исце­ле­ние как телес­ное, так и духов­ное, но отку­да такая фик­са­ция на забы­тых и нерас­ка­ян­ных гре­хах? Оче­вид­но, это свя­за­но с фор­ма­ли­за­ци­ей бого­сло­вия и вли­я­ни­ем Запа­да. Запад­ное бого­сло­вие под­ра­зу­ме­ва­ет, что чело­век дол­жен дать отчет за каж­дый грех вне зави­си­мо­сти от того, пом­нит он его или не пом­нит. Он дол­жен поне­сти нака­за­ние за каж­дый грех, и тогда будет соблю­де­на боже­ствен­ная справедливость. 

    Для пра­во­слав­но­го бого­сло­вия такая фор­ма­ли­за­ция нико­гда не была харак­тер­ной. Так­же оче­вид­но, что собо­ро­ва­ние — одно из наи­ме­нее поня­тых Таинств. Обыч­но в наро­де оно вос­при­ни­ма­ет­ся как Таин­ство пред­смерт­ное, так как в древ­но­сти собо­ро­ва­ли имен­но тяж­ко­бо­ля­щих людей. Зна­ние того, что это Таин­ство совер­ша­ет­ся над уми­ра­ю­щим, при­ве­ло к мыс­ли о забы­тых гре­хах, и в этом, конеч­но, чув­ству­ет­ся като­ли­че­ское вли­я­ние: чело­век хочет уме­реть пол­но­стью чистым, что­бы не оста­лось ни одно­го «непро­щен­но­го» греха. 

    Так же рус­ские кня­зья перед смер­тью при­ни­ма­ли мона­ше­ский постриг, что­бы уме­реть с чистой сове­стью. Имен­но отсю­да такая фик­са­ция на забы­тых гре­хах, неоправ­дан­ная боязнь чело­ве­ка цер­ков­но­го, кото­рый ходил на испо­ведь и при­ча­щал­ся, что вдруг есть гре­хи, кото­рые он не помнит. 

    Мож­но ска­зать, что в этом про­яв­ля­ет­ся наше недо­ве­рие Богу, ведь понят­но, что Гос­подь не по сче­там счи­та­ет наши гре­хи. Люди же молят­ся, что­бы Гос­подь открыл им их гре­хи… Если на нас висит какой-то грех, кото­ро­го мы не пом­ним, и нам важ­но его вспом­нить, то Гос­подь напом­нит. Пока­я­ние — это не пере­чис­ле­ние гре­хов, это мета­нойа, то есть пол­ная пере­ме­на ума, пере­ход от невоз­мож­но­сти не гре­шить, через воз­мож­ность не гре­шить, к невоз­мож­но­сти гре­шить. Гос­подне мило­сер­дие боль­ше, чем наше фор­маль­ное вос­по­ми­на­ние. Если рас­смат­ри­вать вопрос в этом аспек­те, то, навер­ное, поня­тие о про­ще­нии забы­тых гре­хов появи­лось доста­точ­но позд­но и пря­мо­го отно­ше­ния к Таин­ству Собо­ро­ва­ния не имеет.

Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 73%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Люд­ми­ла, 09.05.2021

    В нашем хра­ме свя­щен­ник был один и пома­зал один раз. Так полу­ча­ет­ся это не собо­ро­ва­ние и в этом нет смысла?

    Ответить »
    • Ген­на­дий, 13.05.2021

      Люд­ми­ла, доб­рый день! В слу­чае необ­хо­ди­мо­сти Таин­ство может быть совер­ше­но и одним священником.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки