Тест: Таинство Крещения

  • 1. Рус­ское сло­во «кре­ще­ние» про­ис­хо­дит от слова:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Более веро­ят­но, что от сло­ва Хри­стос. В ста­рин­ных руко­пи­сях кре­ще­ние назы­ва­ет­ся хре­ще­ни­ем. Если попы­тать­ся понять точ­ный смысл совре­мен­но­го сло­ва «кре­ще­ние», то оно озна­ча­ет мисте­рия Хри­ста, дей­ство Хри­ста.


  • 2. Таин­ство Кре­ще­ния совершается:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кре­ще­ние (духов­ное рож­де­ние), как и физи­че­ское рож­де­ние, воз­мож­но лишь раз. «Один Гос­подь, одна вера, одно кре­ще­ние» (Ефес.4:5); «верую… во еди­но Кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов» (никео-кон­стан­ти­но­поль­ский Сим­вол веры – 381 год).
    «Одно рож­де­ние с небес. Одно есть от пло­ти, а дру­гое от Духа, одно есть от смерт­но­сти, а дру­гое от веч­но­сти, одно есть от мужа и жены, а дру­гое от Бога и Церк­ви. Но и то, и дру­гое есть еди­но­жды» (бла­жен­ный Авгу­стин).


  • 3. Было ли кре­ще­ние, кото­рое совер­шал в реке Иор­дан Про­рок, Пред­те­ча и Кре­сти­тель Гос­по­день Иоанн, ана­ло­гом совре­мен­но­го Таин­ства Крещения?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мож­но ска­зать, что Иоан­но­во кре­ще­ние было, по внеш­не­му харак­те­ру, фор­мой риту­аль­но­го омо­ве­ния. Этим кре­ще­ни­ем (омо­ве­ни­ем) запе­чат­ле­ва­лось пока­я­ние греш­ни­ков (оно сопро­вож­да­лось испо­ве­да­ни­ем гре­хов). Одна­ко, ему не было при­су­ще сакра­мен­таль­ное (таин­ствен­ное) зна­че­ние, оно слу­жи­ло сред­ством под­го­тов­ки сынов Изра­и­ля к при­ше­ствию обе­то­ван­но­го Мес­сии, но не сред­ством совер­шен­но­го омо­ве­ния чело­ве­ка от сквер­ны гре­ха (каким явля­ет­ся Таин­ство Кре­ще­ния, совер­ша­е­мое в лоне Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви). Сам Иоанн созна­вал себя, как Пред­те­ча (Ин.1:31, ср. Лк.3:3–6, 15–17, Мк.1:1–8, Мф.3:1–3, 11–12).


  • 4. Ста­нет ли после Кре­ще­ния мень­ше житей­ских проблем?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    При­хо­дя­щим к кре­щаль­ной купе­ли я гово­рю: вы пони­ма­е­те, что все­гда, имен­но все­гда, буде­те про­ти­во­сто­ять сатане. Сата­на будет все­гда вре­дить вам и враж­до­вать про­тив вас. Вы гото­вы к это­му?.. И далее я при­во­жу при­мер. После кре­ще­ния жизнь у чело­ве­ка ста­но­вить­ся слож­нее, труд­нее. Все, что рань­ше полу­ча­лось, – рушит­ся, могут обост­рить­ся болез­ни… Все это пото­му, что вашим вра­гом ста­нет диа­вол, и лишь жизнь цер­ков­ная может нас убе­речь от демо­ни­че­ско­го зло­го воздействия.
    Кре­стить­ся и не жить жиз­нью Церк­ви – это все рав­но что объ­явить вой­ну могу­ще­ствен­но­му вра­гу и потом, бро­сив ору­жие, бежать от него. Вы гото­вы, кре­стив­шись, еже­днев­но про­ти­во­сто­ять разъ­ярен­но­му диа­во­лу, гото­вы во всем дове­рять Богу, еже­днев­но молить­ся, ходить в храм, как того тре­бу­ет Цер­ковь, упраж­нять­ся в доб­ро­де­ла­нии? И мно­гие из при­хо­дя­щих к кре­ще­нию чест­но отве­ча­ют: «не гото­вы» и ухо­дят от купели.
    свя­щен­ник Кон­стан­тин Пархоменко

    Так же и Хри­стос иску­ша­ет­ся [диа­во­лом] после кре­ще­ния, что­бы нам пока­зать, что после кре­ще­ния нас встре­тят искушения.
    бла­жен­ный Фео­фи­лакт Болгарский


  • 5. Чем долж­но являть­ся кре­ще­ние для человека?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Гре­че­ское сло­во «кри­зис» на рус­ский язык пере­во­дит­ся как «суд». Вся­кий кри­зис в жиз­ни есть суд Божий, а суд Божий отде­ля­ет прав­ду от лжи, суд Божий обна­ру­жи­ва­ет чело­ве­че­скую неправду.
    «Пока­я­ние долж­но сопут­ство­вать вере во Хри­ста, пред­ше­ство­вать Кре­ще­нию во Хри­ста, а после Кре­ще­ния оно исправ­ля­ет нару­ше­ние обя­зан­но­стей уве­ро­вав­ше­го во Хри­ста и кре­стив­ше­го­ся во Христа.
    Я усво­ил­ся Богу свя­тым Кре­ще­ни­ем, на Таин­стве Кре­ще­ния зиждет­ся Таин­ство Пока­я­ния, Пока­я­ни­ем воз­вра­ща­ет­ся усво­е­ние Богу… утра­чи­ва­е­мое… жиз­нью в обла­сти есте­ства падшего».
    свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)


  • 6. В Пра­во­сла­вии Таин­ство Кре­ще­ния совер­ша­ет­ся в соеди­не­нии с Таинством:





    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 7. Через Таин­ство Кре­ще­ния мы обретаем:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Апо­стол Павел гово­рит (Рим.6:3–10), что в Кре­ще­нии мы соеди­ня­ем­ся со Хри­стом подо­би­ем смер­ти и вос­кре­се­ния. Погру­же­ние в воду – знак смер­ти чело­ве­ка, кото­рая состо­ит в его пол­ной пора­бо­щён­но­сти гре­ху, эго­из­му, стра­стям. Воз­ве­де­ние из воды – знак вос­кре­се­ния и ожив­ле­ния, нача­лом новой жиз­ни в един­стве со Хри­стом. Хри­стос вос­крес из мерт­вых, и смерть Им уже не обла­да­ет, а, сле­до­ва­тель­но, и нами. Свою вос­крес­шую и бес­смерт­ную жизнь, Свою любовь Он дарит нам.


  • 8. При Таин­стве Кре­ще­ния не совершается:





    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Из все­го ука­зан­но­го выше при Таин­стве Кре­ще­ния не совер­ша­ет­ся лишь чин освя­ще­ния свечей.


  • 9. Для Таин­ства Кре­ще­ния тра­ди­ци­он­но исполь­зу­ет­ся вода:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    При совер­ше­нии Таин­ства Кре­ще­ния воду при­ня­то освя­щать каж­дый раз заново.


  • 10. В древ­не­хри­сти­ан­ском памят­ни­ке «Дида­хи» (Уче­ние апо­сто­лов) ска­за­но, что кре­ще­ние долж­но совер­шать­ся в «живой воде». Живая вода — это значит:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­но послед­нее. На самом деле «живой водой» назы­ва­ли воду про­точ­ную, то есть воду из реки или ручья.
    «Срав­не­ние кре­ще­ния с баней вод­ной или гро­бом ука­зы­ва­ют, что это Таин­ство долж­но совер­шать­ся посред­ством погру­же­ния. Само гре­че­ское сло­во babtizo зна­чит «погру­жаю». О кре­ще­нии евну­ха Филип­пом чита­ем в кн. Дея­ний: «сошли оба в воду, Филипп и евнух, и кре­стил его. Когда же они вышли из воды, Дух Свя­той сошел на евну­ха» (Деян.8:38). Кре­ще­ние обли­ва­ни­ем при­зна­ет­ся Цер­ко­вью, но не одоб­ря­ет­ся…» (такая фор­ма Кре­ще­ния при­ни­ма­ет­ся не в каче­стве нор­мы, а в каче­стве допу­ще­ния — ред.).
    Пра­во­слав­ное Дог­ма­ти­че­ское Богословие


  • 11. При совер­ше­нии Таин­ства Кре­ще­ния в Пра­во­слав­ной Церк­ви исполь­зу­ет­ся формула:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­на вто­рая фор­му­ла: «Кре­ща­ет­ся раб Божий [или раба Божия] имя во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Свя­то­го Духа. Аминь.». Пер­вая, кста­ти, упо­треб­ля­ет­ся в католицизме.


  • 12. Во вре­мя кре­ще­ния в древ­но­сти как эле­мент обря­да использовали:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­но: мёд. Мёд дава­ли ново­кре­щен­ным в тече­ние несколь­ких дней, пока­зы­вая, что они мла­ден­цы в вере (а мла­ден­цев в то вре­мя под­карм­ли­ва­ли мёдом (ср.: «и наре­кут имя Ему: Емма­ну­ил. Он будет питать­ся моло­ком и мёдом, доко­ле не будет разу­меть отвер­гать худое и изби­рать доб­рое» (Ис.7:14–15)), но в первую оче­редь пото­му, что они спо­до­би­лись новой, свет­лой, небес­ной, слад­кой жиз­ни в един­стве с Господом.


  • 13. По совре­мен­ным пра­ви­лам кре­стить положено:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ещё отцы Все­лен­ских собо­ров выска­зы­ва­лись, что кре­стить поло­же­но в хра­ме. Есте­ствен­но, если есть такая воз­мож­ность и не пре­пят­ству­ют обстоятельства.


  • 14. Како­го пола, соглас­но Треб­ни­ку, дол­жен быть крест­ный (вос­при­ем­ник) по отно­ше­нию к крестнику?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    По Треб­ни­ку, необ­хо­ди­мым счи­та­ет­ся толь­ко один вос­при­ем­ник — муж­чи­на для кре­ща­е­мо­го лица муж­ско­го пола или жен­щи­на для лица жен­ско­го пола. Это свя­за­но с тем, что после кре­ще­ния пол­ным погру­же­ни­ем в воду, вос­при­ем­ник оде­вал обна­жён­но­го крест­ни­ка в кре­стиль­ную рубашку.


  • 15. Перед совер­ше­ни­ем Таин­ства Кре­ще­ния кре­ща­е­мый (или его вос­при­ем­ник) тор­же­ствен­но читает:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!

  • 16. Во вре­мя пома­за­ния еле­ем на кре­ще­нии пред­пи­сы­ва­ет­ся пома­зы­вать: чело, пер­си, раме­на, дла­ни. В пере­во­де на рус­ский язык это: (см. ниже). Исклю­чи­те лиш­нее слово.





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Конеч­но, лиш­ним в этом спис­ке будет сло­во ноги.


  • 17. В тре­тьем веке, соглас­но ука­за­нию Тер­тул­ли­а­на, самым под­хо­дя­щим днем для совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния был день Пас­хи. Сюда при­со­еди­нял­ся еще один день. Это день:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    У Тер­тул­ли­а­на чита­ем: «Наи­бо­лее под­хо­дя­щим днем для Кре­ще­ния явля­ет­ся празд­ник Пас­хи, когда и Стра­сти Гос­под­ни, во имя кото­рых мы кре­стим­ся, уже испол­ни­лись… Затем, при­ят­ней­шим вре­ме­нем для устро­е­ния Кре­ще­ния явля­ет­ся Пяти­де­сят­ни­ца, когда и Вос­кре­се­ние Гос­по­да было явле­но уче­ни­кам, и была воз­ве­ще­на бла­го­дать Свя­то­го Духа, и зало­же­на надеж­да на при­ше­ствие Гос­по­да». (О Кре­ще­нии. 19).


  • 18. В Визан­тии кре­ще­ние совер­ша­лось в раз­ное вре­мя суток: на рас­све­те, днем, вече­ром. Но на Руси было выбра­но для это­го одно вре­мя. Какое?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На Руси кре­сти­ли на рас­све­те. Пре­иму­ще­ствен­но это был вос­крес­ный день, ран­нее утро. В древ­них рус­ских Треб­ни­ках ска­за­но, что Кре­ще­ние необ­хо­ди­мо совер­шить до нача­ла Боже­ствен­ной литур­гии, что­бы ново­кре­щён­ный мог при­нять уча­стие в Боже­ствен­ной служ­бе и причаститься.


  • 19. Мы сего­дня гово­рим, что мла­ден­цы, как и взрос­лые, нуж­да­ют­ся в избав­ле­нии от пер­во­род­но­го гре­ха. И Кре­ще­ние дает такое избав­ле­ние. А что по это­му пово­ду дума­ли отцы Древ­ней Церкви?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­но: Мла­ден­цы име­ют пер­во­род­ный грех. 
    На Кар­фа­ген­ском Собо­ре 252 года, на кото­ром пред­се­да­тель­ство­вал св. Кипри­ан Кар­фа­ген­ский, было ска­за­но: «…не воз­бра­нять [Кре­ще­ния] мла­ден­цу, кото­рый, едва родив­шись, ни в чем не согре­шил, кро­ме того, что, про­ис­шед­ши от пло­ти Ада­ма, вос­при­ял зара­зу древ­ней смер­ти через рождение…»
    А вот 124‑е Пра­ви­ло Кар­фа­ген­ско­го Собо­ра (418 год): «Кто отвер­га­ет нуж­ду Кре­ще­ния малых, ново­рож­ден­ных от мате­рин­ской утро­бы детей, или гово­рит, что, хотя они и кре­ща­ют­ся во отпу­ще­ние гре­хов, но от пра­ро­ди­тель­ско­го Ада­мо­ва гре­ха ниче­го не заим­ству­ют, что над­ле­жа­ло бы омыть купе­лью воз­рож­де­ния, тот да будет ана­фе­ма… И мла­ден­цы, ника­ких гре­хов сами собою сотво­ри­ти еще не могу­щие, кре­стят­ся истин­но во отпу­ще­ние гре­хов … вос­при­ня­тых от вет­хо­го рождения». 


  • 20. Тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся, что про­те­стан­ты не при­зна­ют умест­ность кре­ще­ния детей. На самом деле неко­то­рые про­те­стант­ские общи­ны совер­ша­ют над детьми кре­ще­ние. Какие это общины?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Люте­ран­ские. При­зна­вая дет­ское Кре­ще­ние, люте­ране обыч­но ссы­ла­ют­ся на:
    а) неосо­знан­ную веру, кото­рую име­ет мла­де­нец (Лютер писал, что вера же не исче­за­ет, когда чело­век спит);
    б) на утвер­жде­ние, что ребе­нок кре­стит­ся по вере роди­те­лей (по вере Церк­ви, как гово­рят лютеране).
    Более того, Лютер писал, что с Кре­ще­ни­ем мла­ден­цев мы не долж­ны мед­лить, ибо можем быть уве­ре­ны в их вере боль­ше, неже­ли в вере взрос­лых: если послед­ние могут созна­тель­но сопро­тив­лять­ся бла­го­да­ти Божи­ей, то у мла­ден­цев созна­тель­но­го сопро­тив­ле­ния быть не может.


  • 21. Совер­ше­ние Миро­по­ма­за­ния име­ет по пре­иму­ще­ству целью:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­стран­ный кате­хи­зис: «Миро­по­ма­за­ние есть Таин­ство, в кото­ром веру­ю­ще­му при пома­за­нии освя­щен­ным Миром частей тела во имя Свя­то­го Духа пода­ют­ся дары Свя­то­го Духа, воз­ра­ща­ю­щие и укреп­ля­ю­щие в жиз­ни духов­ной» (Про­стран­ный Хри­сти­ан­ский Кате­хи­зис Пра­во­слав­ной Кафо­ли­че­ской Восточ­ной Церк­ви).
    Пра­виль­но пер­вое. О исто­рии осмыс­ле­ния Таин­ства Миро­по­ма­за­ния при­ве­дем неболь­шую справку:
    Пер­во­на­чаль­но как на Восто­ке, так и на Запа­де Миро­по­ма­за­ние пони­ма­лось как сооб­ще­ние кре­ща­е­мо­му дара Духа Свя­то­го. Одна­ко посте­пен­но на Запа­де акцент в пони­ма­нии Миро­по­ма­за­ния пере­но­сил­ся на идею вос­пол­не­ния, или усо­вер­ше­ния, Кре­ще­ния через кон­фир­ма­цию. Эта тен­ден­ция еще ясней про­яви­лась с усво­е­ни­ем само­го тер­ми­на confirmatio, кото­рый был впер­вые упо­треб­лен (в гла­голь­ной фор­ме) Папой Львом Вели­ким.
    «С момен­та окон­ча­тель­но­го утвер­жде­ния это­го тер­ми­на на Запа­де ста­но­вит­ся все оче­вид­нее, что кон­фир­ма­ция необ­хо­ди­ма пото­му, что в самом Кре­ще­нии чего-то недо­ста­ёт: или в кре­щаль­ном обря­де, или в том, кто при­ни­ма­ет Кре­ще­ние (напри­мер, недо­ста­точ­ный воз­раст). Это откры­ло доро­гу к ново­му пони­ма­нию кон­фир­ма­ции, соглас­но кото­ро­му глав­ное в ней — воз­мож­ность отве­та со сто­ро­ны взрос­ло­го веру­ю­ще­го, осо­бен­но в том слу­чае, если он был кре­щён в детстве.
    Вся эта исто­рия кон­фир­ма­ции на Запа­де раз­ви­ва­лась в рус­ле дру­гой важ­ной эво­лю­ции — отде­ле­ния “вод­но­го кре­ще­ния” от Кре­ще­ния “Духом”, кото­рое про­изо­шло в сере­дине III в. в ходе спо­ра о кре­ще­нии ере­ти­ков. Как толь­ко эти два кре­ще­ния были раз­де­ле­ны, кон­фир­ма­ция — отож­деств­ля­е­мая со вто­рым — ста­ла само­до­ста­точ­ным актом и при­об­ре­ла зна­че­ние необ­хо­ди­мо­го завер­ше­ния первого.
    Для Восто­ка такое раз­ви­тие идеи оста­лось чуж­дым. Миро­по­ма­за­ние не мыс­ли­лось как усо­вер­ше­ние Кре­ще­ния, напро­тив, усо­вер­ше­ни­ем назы­ва­лось само Кре­ще­ние, на Восто­ке же Миро­по­ма­за­ние пони­ма­ли имен­но как пома­за­ние (chrisma), кото­рое вос­при­нял Хри­стос — Christos (греч. Пома­зан­ник) и кото­рое как пре­ем­ни­ки Хри­сто­вы полу­ча­ем и мы. Бог нас «пред­опре­де­лил быть подоб­ны­ми обра­зу Сына Сво­е­го, дабы Он был пер­во­род­ным меж­ду мно­ги­ми бра­ти­я­ми» (Рим. 8, 29). В Миро­по­ма­за­нии на нас изли­ва­ет­ся бла­го­дать Духа Свя­то­го, пома­зу­ю­щая нас и упо­доб­ля­ю­щая Само­му Сыну Божию. «Воис­ти­ну Бог, пред­опре­де­лив­ший нас во усы­нов­ле­ние, соде­лал нас сооб­раз­ны­ми слав­но­му телу Хри­ста. Будучи же при­част­ни­ка­ми Хри­ста, вы по пра­ву име­ну­е­тесь “хри­ста­ми”», — пишет свя­ти­тель Кирилл Иеру­са­лим­ский.
    Итак, пома­за­ние Миром — дар сынов­ства Богу!


  • 22. Таин­ство Миро­по­ма­за­ния назы­ва­ет­ся так пото­му, что:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Вер­но послед­нее: Во вре­мя это­го Таин­ства совер­ша­ет­ся пома­за­ние миром (бла­го­ухан­ным маслом).


  • 23. Пома­за­ние чело­ве­ка миром может совер­шать­ся максимум:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Как это ни стран­но, но… 2 раза. Напом­ним, что миром пома­зы­ва­лись пра­во­слав­ные цари и цари­цы при воз­ве­де­нии на цар­ство. То есть они полу­ча­ют пер­вое пома­за­ние, как и все хри­сти­ане, при кре­ще­нии, а вто­рое – при воз­ве­де­нии на трон. Пома­за­ние на цар­ство нель­зя вос­при­ни­мать как повто­ре­ние Таин­ства Миропомазания.
    Кста­ти, тео­ре­ти­че­ски каж­дый из нас может стать пра­во­слав­ным царем.


  • 24. Во вре­мя Таин­ства Миро­по­ма­за­ния чело­век пома­зы­ва­ет­ся свя­тым миром:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пра­виль­но пер­вое: один раз! Один раз, но пома­зы­ва­ют­ся раз­ные чле­ны его тела: лицо, руки, ноги.


  • 25. Таин­ство Кре­ще­ния не совершается:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кре­сти­ны мож­но совер­шать в любой пери­од цер­ков­но­го года.


  • 26. «Кре­ще­ни­ем сле­за­ми» сим­во­ли­че­ски называли:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В хри­сти­ан­ских источ­ни­ках после­ду­ю­ще­го пери­о­да (IV-VIII вв.) тер­мин «кре­ще­ние» нача­ли упо­треб­лять и в дру­гих зна­че­ни­ях. В част­но­сти, подвиг пока­я­ния и Таин­ство испо­ве­ди ста­ли назы­вать «кре­ще­ни­ем сле­за­ми». Иоанн Дамас­кин насчи­ты­ва­ет восемь зна­че­ний, в кото­рых тер­мин «кре­ще­ние» упо­треб­ля­ет­ся в восточ­но- хри­сти­ан­ской лите­ра­ту­ре: Пер­вое кре­ще­ние было кре­ще­ние пото­пом для истреб­ле­ния гре­ха. Вто­рое — кре­ще­ние морем и обла­ком, ибо обла­ко — сим­вол духа, а море — воды. Тре­тье — кре­ще­ние по зако­ну (Мои­се­е­ву), ибо вся­кий нечи­стый омы­вал­ся водою, вымы­вал одеж­ды и таким обра­зом вхо­дил в стан. Чет­вер­тое — кре­ще­ние Иоан­но­во… Пятое — Кре­ще­ние Гос­подне, кото­рым Он Сам кре­стил­ся… И мы кре­ща­ем­ся совер­шен­ным кре­ще­ни­ем Гос­под­ним, т.е. водою и Духом. Шестое есть кре­ще­ние через пока­я­ние и сле­зы, поис­ти­не мно­го­труд­ное. Седь­мое есть кре­ще­ние кро­вью и муче­ни­че­ством, каким ради нас кре­стил­ся и Сам Хри­стос, — как самое слав­ное и бла­жен­ное, кото­рое не осквер­ня­ет­ся после­ду­ю­щи­ми сквер­на­ми. Вось­мое и послед­нее — не спа­си­тель­ное, но истреб­ля­ю­щее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, и нака­зы­ва­ю­щее бесконечно.
    мит­ро­по­лит Ила­ри­он (Алфе­ев)


  • 27. 15 нояб­ря празд­ну­ет­ся память муче­ни­ков Акин­ди­на, Пига­сия, Аффо­ния, Елпи­ди­фо­ра, Анем­по­ди­ста и иже с ними (ок. 341–345). Во вре­мя их муче­ний, ви­дя чу­де­са, со­вер­шав­ши­е­ся по мо­лит­вам свя­тых му­че­ни­ков, мно­гие уве­ро­ва­ли во Хри­ста и ис­по­ве­да­ли свою ве­ру. Свя­тые про­сла­ви­ли Бо­га и при­зва­ли уве­ро­вав­ших при­нять Кре­ще­ние. Каким обра­зом при­зва­ли свя­тые муче­ни­ки кре­стить­ся новообращённых?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кано­ни­че­ски Таин­ство Кре­ще­ния долж­но совер­шать­ся посред­ством погру­же­ния в воду. 
    Древ­няя цер­ковь зна­ла так назы­ва­е­мое кре­ще­ние кро­вью, но это было исклю­че­ние из обще­го пра­ви­ла, вызван­ное осо­бо-тра­ги­че­ски­ми вре­ме­на­ми: во вре­мя гоне­ния и перед лицом неми­ну­е­мой смер­ти.  Тот, кто не успел при жиз­ни кре­стить­ся, но поги­бал муче­ни­че­ски за веру во Хри­ста, счи­тал­ся кре­ще­ным в силу сво­е­го мученичества. 
    Быва­ли в Церк­ви и исклю­чи­тель­ные слу­чаи кре­ще­ния пес­ком (при отсут­ствии воды). В слу­чае кре­ще­ния пес­ком было все то же самое, что есть в обыч­ном Таин­стве Кре­ще­ния (вера, пока­я­ние, кре­щаль­ная фор­му­ла) за исклю­че­ни­ем воды.
    Слу­чай кре­ще­ния дождём име­ет еди­нич­ным источ­ни­ком дан­ное житие.
     


  • 28. Что зна­чит «кли­ни­че­ское крещение»?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кре­ще­ние посред­ством окроп­ле­ния водой в древ­но­сти при­ме­ня­лось к боль­ным или сла­бым людям, поэто­му его назы­ва­ли «кли­ни­че­ским» (постель­ным) кре­ще­ни­ем (baptismus clinicorum).
    Две­на­дца­тое пра­ви­ло Неоке­са­рий­ско­го собо­ра (после 314 г.) гла­сит: «Тот, кто при­нял «кли­ни­че­ское» кре­ще­ние, не может стать свя­щен­ни­ком, пото­му что его вера была не от сво­бод­но­го выбо­ра, но из необ­хо­ди­мо­сти (из стра­ха смер­ти), если поз­же он не пре­успе­ет в рве­нии и вере или не будет недо­стат­ка спо­соб­ных людей».


  • 29. Кому нель­зя ста­но­вить­ся крестными?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!

  • 30. Если катеху­мен не зна­ет, кре­щен он или нет, то пра­виль­ным будет:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Если о мла­ден­це неиз­вест­но, был ли он кре­щён (т. е. нет сви­де­те­лей, кото­рые мог­ли бы точ­но сооб­щить об этом), он может быть кре­щён обыч­ным чином без каких-либо огра­ни­че­ний (Карф. 72; Трул. 84). Опи­ра­ясь на это же пра­ви­ло, раз­ре­ша­ет­ся кре­стить подкидышей».
    Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия. Том 38. М., 2015. С. 656.
    «Если взрос­лый чело­век, жела­ю­щий кре­стить­ся, не зна­ет, был ли он кре­щен в мла­ден­че­стве, и нет воз­мож­но­сти наве­сти справ­ку об этом, то свя­щен­ни­ку сле­ду­ет кре­стить его, так как вто­рое Кре­ще­ние по неве­де­нию не вме­ня­ет­ся в вину кре­ща­е­мо­му. Так же сле­ду­ет посту­пать и в тех слу­ча­ях, когда мла­де­нец был яко­бы кре­щен миря­ни­ном, но не уда­лось уста­но­вить, пра­виль­но ли было совер­ше­но Таинство.
    В неко­то­рых обла­стях Рос­сии в подоб­ных сомни­тель­ных слу­ча­ях совер­ша­ют так назы­ва­е­мое “услов­ное Кре­ще­ние”, при кото­ром в тай­но­со­вер­ши­тель­ную фор­му­лу добав­ля­ют сло­ва: «аще не кре­щен есть». Такую фор­му Кре­ще­ния пред­ла­га­ет Треб­ник мит­ро­по­ли­та Пет­ра Моги­лы. Одна­ко, по мне­нию спе­ци­а­ли­стов в обла­сти литур­ги­че­ско­го бого­сло­вия, древ­няя Цер­ковь не зна­ла услов­но­го Кре­ще­ния. У като­ли­ков услов­ное Кре­ще­ние вошло в обы­чай с древ­них времен».
    Настоль­ная кни­га свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Т. 4. М., 1983. С. 236.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 72%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

8 комментариев

  • Еле­на Трубникова, 21.08.2021

    Бла­го­да­рю

    Ответить »
  • Ана­ста­сия, 22.07.2021

    Спа­си Гос­подь! Поучи­тель­но. Позна­ва­тель­ные и пол­ные отве­ты. Благодарю

    Ответить »
  • Оль­га, 22.04.2021

    Бла­го­да­рю, очень инте­рес­но, позна­ва­тель­но и необходимо.

    Ответить »
  • Тимо­фей, 19.02.2021

    Спа­си­бо

    Ответить »
  • Еле­на Павлова, 04.01.2021

    Спа­си вас Гос­подь за вра­зум­ле­ния нас!!! Очень интересно,жаль что нет кон­спек­та отве­тов, очень поучи­тель­но. В сле­ду­ю­щий раз закон­спек­ти­рую отве­ты!!! Пригодится!!!

    Ответить »
  • Ната­лья, 29.11.2020

    Очень позна­ва­тель­но! Бла­го­да­рю! Огром­ное удо­воль­ствие полу­чаю, когда вижу пра­виль­ный ответ. Все тесты направ­ля­ют к тому, что­бы думать при отве­те, если не зна­ешь ответ. Созда­вай­те слож­ные тесты! Полезно!!!

    Ответить »
  • Анна, 23.11.2020

    Я дума­ла, что знаю мно­го о таин­ства и обря­дах. Но пока отве­ча­ла на тест, поня­ла что знаю мень­ше чем думала.

    Ответить »
  • Тати­а­на плюхина, 04.11.2020

    Спа­си Бог.🙏
    Сколь­ко мно­го я узнала.
    Низ­кий Вам поклон и Божи­ей помо­щи.🙏♥️

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки