Твор­че­ство

***

Тво́рчество — 1) Боже­ствен­ная дея­тель­ность, свя­зан­ная с тво­ре­нием мира и попе­че­нием о нём; 2) разумно-сво­бод­ная дея­тель­ность, направ­лен­ная на созда­ние чего-либо каче­ствен­ного нового.

***

Кто обла­дает спо­соб­но­стью к твор­че­ству?

В особом, исклю­чи­тель­ном пони­ма­нии спо­соб­ность к твор­че­ству свой­ственна только Богу.

Только Он обла­дает нетвар­ной, при­су­щей Ему по при­роде от веч­но­сти твор­че­ской силой; только Он спо­со­бен тво­рить всё, что ни поже­лает (Пс. 131:11), каким хочет обра­зом и из ничего (2Мак. 7:28); только Он в силах тво­рить вне зави­си­мо­сти от каких-либо внеш­них вли­я­ний, усло­вий и обсто­я­тельств (Пс. 88:9); нако­нец, только Он, творя, нико­гда не совер­шает про­счё­тов и ошибок и зара­нее, вплоть до мель­чай­ших дета­лей, знает ито­го­вый резуль­тат (Деян. 15:18).

Твор­че­ская спо­соб­ность Бога про­яви­лась в созда­нии мира и про­яв­ля­ется до сих пор в делах Про­мысла и (в част­но­сти) Спа­се­ния.

В  Сим­воле веры сла­вян­ское слово «творец» — пере­вод гре­че­ского ποιητης [пой­этэс] (дела­тель, изго­то­ви­тель, творец, созда­тель, сти­хо­тво­рец, поэт). Про­цесс созда­ния мира есть про­цесс твор­че­ский, худо­же­ствен­ный в самом глу­бо­ком смысле этого слова.

Из Божьих созда­ний спо­соб­но­стью к твор­че­ству наде­лены ангелы и люди. Важ­ней­шей харак­те­ри­сти­кой бого­по­до­бия явля­ется нали­чие твор­че­ского начала в чело­веке. 

Неко­то­рыми совре­мен­ными мыс­ли­те­лями твор­че­ские спо­соб­но­сти анге­лов ста­вятся под сомне­ние. Как пра­вило, одним из цен­траль­ных аргу­мен­тов, исполь­зу­е­мых для «дока­за­тель­ства» и объ­яс­не­ния этой гипо­тезы, служит биб­лей­ское утвер­жде­ние, что ангелы суть слу­жеб­ные духи (Евр.1:14). Смысл аргу­мен­та­ции сво­дится к тому, что коль скоро они должны слу­жить, то твор­че­ская ини­ци­а­тива и, сле­до­ва­тельно, твор­че­ская дея­тель­ность им ни к чему.

В дей­стви­тель­но­сти же это объ­яс­не­ние про­ти­во­ре­чит оче­вид­ному. Свя­щен­ное Писа­ние, а в ещё боль­шей сте­пени Свя­щен­ное Пре­да­ние предо­став­ляет нам массу воз­мож­но­стей убе­диться в обрат­ном.

Твор­че­ство анге­лов про­яв­ля­ется в соуча­стии их в Про­мысле Божьем о мире. Спо­соб­ствуя реа­ли­за­ции Божьего замысла они упо­треб­ляют свои твор­че­ские силы в деле выбора наи­луч­ших воз­мож­но­стей для уго­жде­ния Богу и осу­ществ­ле­ния тех обя­за­тельств, кото­рые (сво­бодно и охотно) при­ни­мают от Гос­пода (см.: подроб­нее: Спо­собны ли Ангелы к твор­че­ской дея­тель­но­сти?).

Спо­соб­но­стью к твор­че­ству обла­дают и демоны. В этом отно­ше­нии сам диавол име­ну­ется изоб­ре­та­те­лем и твор­цом зла. В отли­чие от свет­лых анге­лов демоны исполь­зуют свои твор­че­ские спо­соб­но­сти для измыш­ле­ния спо­со­бов и средств к совер­ше­нию зла, для постро­е­ния и реа­ли­за­ции козней.

Чело­век также спо­со­бен к твор­че­ской дея­тель­но­сти. Спо­соб­ность к твор­че­ству явля­ется одной из основ­ных черт Боже­ствен­ного образа, отпе­чат­лен­ного в чело­веке при его тво­ре­нии.

В отли­чие от твор­че­ства добрых анге­лов, сво­бод­ных от греха и слу­жа­щих исклю­чи­тельно Добру, и от твор­че­ства падших духов, сеющих и при­умно­жа­ю­щих зло, твор­че­ская дея­тель­ность не стя­жав­шего свя­то­сти чело­века бывает направ­лена как на Добро, так и на зло.

Иногда бывает, что и сам чело­век, творя, не осо­знаёт, что фак­ти­че­ски спо­соб­ствуют злу. Так, злу могут слу­жить отдель­ные направ­ле­ния или пред­меты искус­ства, лите­ра­туры, науки.

Поло­жим, «искус­ство» может спо­соб­ство­вать раз­жи­га­нию в чело­веке гре­хов­ных стра­стей; «лите­ра­тура» — навя­зы­ва­нию ложных нрав­ствен­ных цен­но­стей).

Нако­нец, «наука» (а точнее ска­зать, неко­то­рые пред­ста­ви­тели науч­ного сооб­ще­ства) может под­тал­ки­вать чело­века к обман­чи­вым выво­дам, таким, напри­мер, как вывод о веч­но­сти мате­рии, о есте­ствен­ном про­ис­хож­де­нии чело­века разум­ного от дикой нера­зум­ной обе­зьяны, кото­рая, в свою оче­редь, обя­зана про­ис­хож­де­нием более при­ми­тив­ным суще­ствам. Кому неиз­ве­стен рас­хо­жий ате­и­сти­че­ский тезис «наука дока­зала, что Бога нет»?

Для того, чтобы твор­че­ство чело­века отве­чало его выс­шему пред­на­зна­че­нию, необ­хо­димо и жить, и тво­рить в соот­вет­ствии как с есте­ствен­ным, так и сверхъ­есте­ственно данным Божьим зако­ном, при­слу­ши­ва­ясь к голосу Церкви и соб­ствен­ной сове­сти. Именно такая, бого­угод­ная реа­ли­за­ция твор­че­ской спо­соб­но­сти может слу­жить верным сред­ством упо­доб­ле­ния чело­века Творцу.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки