Тво́рчество —
1) Божественная деятельность, связанная с творением мира и попечением о нём;
2) разумно-свободная деятельность, направленная на создание чего-либо качественного нового.
Кто обладает способностью к творчеству?
В особом, исключительном понимании способность к творчеству свойственна только Богу.
Только Он обладает нетварной, присущей Ему по природе от вечности творческой силой; только Он способен творить всё, что ни пожелает (Пс.131:11), каким хочет образом и из ничего (2Мак.7:28); только Он в силах творить вне зависимости от каких-либо внешних влияний, условий и обстоятельств (Пс.88:9); наконец, только Он, творя, никогда не совершает просчётов и ошибок и заранее, вплоть до мельчайших деталей, знает итоговый результат (Деян.15:18).
Творческая способность Бога проявилась в создании мира и проявляется до сих пор в делах Промысла и (в частности) Спасения.
В Символе веры славянское слово «творец» — перевод греческого ποιητης [пойэтэс] (делатель, изготовитель, творец, создатель, стихотворец, поэт). Процесс создания мира есть процесс творческий, художественный в самом глубоком смысле этого слова.
Из Божьих созданий способностью к творчеству наделены ангелы и люди. Важнейшей характеристикой богоподобия является наличие творческого начала в человеке.
Некоторыми современными мыслителями творческие способности ангелов ставятся под сомнение. Как правило, одним из центральных аргументов, используемых для «доказательства» и объяснения этой гипотезы, служит библейское утверждение, что ангелы суть служебные духи (Евр.1:14). Смысл аргументации сводится к тому, что коль скоро они должны служить, то творческая инициатива и, следовательно, творческая деятельность им ни к чему.
В действительности же это объяснение противоречит очевидному. Священное Писание, а в ещё большей степени Священное Предание предоставляет нам массу возможностей убедиться в обратном.
Творчество ангелов проявляется в соучастии их в Промысле Божьем о мире. Способствуя реализации Божьего замысла они употребляют свои творческие силы в деле выбора наилучших возможностей для угождения Богу и осуществления тех обязательств, которые (свободно и охотно) принимают от Господа (см.: подробнее: Способны ли Ангелы к творческой деятельности?).
Способностью к творчеству обладают и демоны. В этом отношении сам диавол именуется изобретателем и творцом зла. В отличие от светлых ангелов демоны используют свои творческие способности для измышления способов и средств к совершению зла, для построения и реализации козней.
Человек также способен к творческой деятельности. Способность к творчеству является одной из основных черт Божественного образа, отпечатленного в человеке при его творении.
В отличие от творчества добрых ангелов, свободных от греха и служащих исключительно Добру, и от творчества падших духов, сеющих и приумножающих зло, творческая деятельность не стяжавшего святости человека бывает направлена как на Добро, так и на зло.
Иногда бывает, что и сам человек, творя, не осознаёт, что фактически способствуют злу. Так, злу могут служить отдельные направления или предметы искусства, литературы, науки.
Положим, «искусство» может способствовать разжиганию в человеке греховных страстей; «литература» — навязыванию ложных нравственных ценностей).
Наконец, «наука» (а точнее сказать, некоторые представители научного сообщества) может подталкивать человека к обманчивым выводам, таким, например, как вывод о вечности материи, о естественном происхождении человека разумного от дикой неразумной обезьяны, которая, в свою очередь, обязана происхождением более примитивным существам. Кому неизвестен расхожий атеистический тезис «наука доказала, что Бога нет»?
Для того, чтобы творчество человека отвечало его высшему предназначению, необходимо и жить, и творить в соответствии как с естественным, так и сверхъестественно данным Божьим законом, прислушиваясь к голосу Церкви и собственной совести. Именно такая, богоугодная реализация творческой способности может служить верным средством уподобления человека Творцу.
Цитаты о творчестве
«Творческие способности суть проявление образа Божия в человеке. Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания сотворенного мира. Призванное способствовать раскрытию потенциала личности, творчество не должно оправдывать нигилистического отношения к культуре, религии и нравственности. Право на самовыражение отдельной личности или групп людей не должно осуществляться в формах, оскорбительных для убеждений и образа жизни других членов общества. При этом должен соблюдаться один из основных принципов общежития — взаимное уважение различных мировоззренческих групп».
Основы учения Церкви о достоинстве, свободе и правах человека
«Мне кажется, что кто признает примышление драгоценнейшим из всех благ, каким дано действовать в нас в сей жизни и какие вложены в нашу душу Божественным Промыслом, тот не погрешит против правильного образа мыслей. Говорю так, будучи научен Иовом именно теми словами, где Бог является в буре и тучах беседующим с рабом Своим. Вещая то, что прилично вещать Богу, Он говорит при этом и то, что Он Сам научил человека искусствам и даровал жене умение ткать и вышивать узоры (Иов.38:36). И, конечно, никто, кроме наклонного к плотскому и грубому разумению, не будет возражать против того, что Бог научил нас таким искусствам не какими-либо действиями, не сидя пред нами Сам за работой, как видим это у научаемых плотским образом. Сказано же, что от Него научены мы этим искусствам, потому что, дав нашему естеству способность примышлять и изобретать желаемое, Он Сам довел нас до искусств».
свт. Григорий Нисский
Литература по теме
- Творчество. История слов В.В. Виноградов
- О творчестве архим. Софроний (Сахаров)
- Соблазны философского «творчества» в богословии протопр. Михаил Помазанский
- Православие и творчество Олеся Николаева
- Художественное творчество и религиозное познание Павел Тихомиров
- Святитель Игнатий и проблема творчества свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Какое творчество приемлемо для христианина?
Комментировать