Здравствуйте, я изучил много материала по этой теме, но так и не понял. Грех ли дружить с неверующими? С теми, кто матерится, курит и т.д. Читал Священное Писание, но и там не нашёл чёткого ответа можно или нельзя.
Вот например в 2Фес 3:6 написано удаляться от брата поступающего бесчинно. Но в толковании написано, что брат - это христианин, а бесчинный - праздный, без дела ходящий. То есть удаляться надо тех, которые именуют себя христианами, но живут праздно? Разъясните, пожалуйста.
7 Ответов
Дружите на здоровье, но веру не предавайте: сами не материтесь, не блудите, не упивайтесь, не осуждайте, не воруйте, в храм и на богослужения ходите, участвуйте в Таинствах, молитесь, и т.п.
Чем заражаться грехом — не лучше ли помочь заражёным излечиться?
Понял, спасибо за ответ.
С такими неверующими, которые не несут в мир активного зла, дружить можно. Не исключено, что дружба с христианином даже может на них положительно подействовать.
Но тех из неверующих, которые ведут откровенно аморальный образ жизни, надо избегать. Тем более, если они при этом активно проповедуют и навязывают свое безбожие и развращение.
"Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых" Пс. 1:1, "дурные сообщества развращают добрые нравы" 1 Кор. 15:33. Этих библейских истин никто не отменял.
С уважением,
А что такое совет нечестивых и что значит не ходить на него? Есть разные мнения. Например: нечестивые это все неверующие; нечестивые это прям очень жестокие люди, которые не просто грешат, а прям за все рамки приличия выходят и может даже навязывают разврат другим.
И не ходить на совет нечестивых это как? Вообще не подходить к таким людям, сторониться их, или именно не советоваться с ними по духовным вопросам, или просто не соглашаться с их развратом, не подражать им?
В моем понимании это любое сборище людей, которые не просто грешат, а считают грех нормой и возводят его в принцип. И даже, возможно, советуют другим следовать их примеру. Участия в такого рода сборищах надо избегать, чтобы самому не развратиться.
С уважением,
Захар, по поводу бесчинности мне кажется, что имеется в виду пожелание избегать всякой дерзости, вольности в обращении, празднословия и т.п., т.е. стремиться общаться с людьми, ведущими не бесчинный, а строгий образ жизни. Прп. Авва Дорофей вообще говорит что "свобода в обращении есть причина всех зол в человеке".
И разделение здесь не на общаться/не общаться, а на больше общаться/ меньше общаться, в зависимости от степени этого образа жизни у человека.
Здравствуйте! В самом по себе общении с грешниками нет греха. Но тут есть опасность развратиться самому. Св. Писание говорит об этом:
Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою (Прит.22:24-25).
Свт. Григорий Великий поясняет этот вопрос:
Как совершенные мужи не должны убегать от развращенных ближних; потому что они и сих последних привлекают к добродетельной жизни, и сами всегда безопасны от развращения: так все слабые должны уклоняться от сожительства с нечестивыми, дабы не соблазниться к подражанию тому злу, которое часто видят, а исправить не имеют силы. Ибо мы чрез слух принимаем душою ежедневно слова ближних так, как вдыхая и выдыхая принимаем воздух телом. И как вредный воздух, втягиваемый непрестанным дыханием, расстраивает тело; так нечестивые слова, непрестанно слышимые, расстраивают душу слабых, так что она начинает чахнуть от услаждения нечестием.
Есть такая поговорка: с кем поведешься, от того и наберешься. Поэтому желательно брать себе в друзья людей кротких, богобоязненных, верующих, разумных. Их немного и сразу не видно, но при желании найдутся. Потому что будет у Вашего неверующего друга праздник, Вы захотите пойти, а там непотребные песни и пьянство. У Вас пост, а эти друзья не постятся. Вы захотите сохранить душевный мир, а они начнут всех осуждать или подшучивать над Вашей верой. Полезно ли это для Вашего спасения? В отличие от родственников и сослуживцев, которых и против желания приходится терпеть,- выбор друзей в нашей власти.
Аналог наших неверующих - древние язычники, которые также не верили в единого Бога. Все, что увидите об отношении к язычникам, смело переносите на нынешних атеистов и вообще антицерковно настроенных людей.
Меня отец так учил: "Вот, есть у тебя друг, который курит сигареты — отойди от него, чтобы тебе не навредило. Покурил? Тогда можешь общаться дальше. Если будет предлагать курить тебе — не соглашайся".
Еще вот преподобный Исаак Сирин Ниневийский писал:
"Люби грешников, но ненавидь дела их"
Как итог могу сказать, что дружить не грех. Но грех соучаствовать в делах зла. Грех идти на компромисс со злом.
Рекомендую почитать Притчи Соломона (Книга Притчей Соломоновых, часть Библии, Ветхий Завет).
Все зависит от того, что понимать под дружбой. Если речь идет о добром отношении, искренности, помощи в благом деле, когда она нужна, то такая дружба возможна с любым человеком. Например, можно назвать дружеской поддержкой окормление наркозависимых, сектозависимых и проч. Другое дело, насколько при этом дружеское отношение будет взаимным.
Через дружбу с христианами некоторые неверующие люди в момент поиска Бога приходят ко Христу. К тому же среди курящих и даже матерщинников немало христиан, которые борются со своей зависимостью, но еще не достигли успеха, - так почему же надо отказывать им в дружбе?
Но в строгом смысле, дружба – это доверительные отношения основе симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности и понимания. По своей сути дружба – это не просто результат сознательного выбора, а особая симфония чувств и отношений. Она возникает в процессе общения, когда сопоставляются не только симпатия друг к другу, но и уважение, интересы, ценности. Есть особые признаки и условия дружбы.
«Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему» (Сир.6:7).
Можно говорить о некоем «пороге терпимости». Если общность интересов и духовная близость превышают частные недостатки, грехи человека (курение, мат), то дружба с ним возможна (как и с нами, обладающими своим набором грехов). А вот если неверующий человек морально находится на другом полюсе, если нет духовной близости в плане нравственных ценностей, если для человека является нормальным то, что для христиан неприемлемо, то вряд ли можно говорить о дружбе. Расхождения в ценностях считаются почти непреодолимым препятствием для любых доверительных отношений. О каком доверии, например, можно говорить, если для человека нет ничего плохого во лжи или обидах?
Что же касается дружбы как совместного времяпрепровождения, постоянное общение с людьми, нарушающими заповеди, слабого духом человека может развратить, этому способствуют разные психологические механизмы. И полагаться на свои душевные силы было бы самонадеянно – капля камень точит.
Поэтому общаться с тем, кто далек от христианского образа жизни, надо с рассуждением, стараясь не переходить ту грань, за которой будет опасно самому потерять духовные достижения и имеющуюся степень целомудрия. Ведь порой мы и не можем физически удалиться даже от злых людей, так как эти люди – наши близкие, родственники, или коллеги по работе. В общении с такими людьми важно сохранять психологические границы.
В общем, греховность/безгрешность дружбы определяется не верой другого человека, а тем, душеполезны ли эти отношения или ввергают в греховные страсти.
Тоесть дружба, например с матершинниками не оскверняет человека, не заражает его тем же грехом?