Недавно узнал о существовании парадокса Эпикура.
Эпикурейская трилемма.
а) Бог желает предотвратить зло, но не может? Тогда он не всесилен.
б) Он может, но не желает? Тогда он злой.
в) Значит, он и может, и желает? Тогда откуда берётся зло?
Хочу узнать как его рассматривать, или опровергать со стороны христианства.
6 Ответов
Парадокс связан с ошибочным представлением о всемогуществе Божием и напоминает другой парадокс - «парадокс камня», «может ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять». Ошибка тут в том, что выражение «камень, который не может поднять Всемогущий» содержит противоречие в определении, и, таким образом, бессмысленно. Бог не может создать такой камень - не потому, что Его возможности ограничены, а потому что само выражение бессмысленно и не означает чего-то, что могло бы быть создано. Это как спрашивать «может ли Бог создать круглый квадрат, светлый мрак или жидкого барана, летающего в заостренном небе». Нет, не может - потому что сами эти выражения ничего не обозначают. Так и со злом. Ответ на вопрос «может ли Бог создать свободных существ так, чтобы они не могли злоупотребить своей свободой?» - нет, не может. Не потому, что Его возможности ограничены, а потому что «свободная личность, заранее лишенная возможности принять неправильное решение» есть противоречие в определениях. Зло есть результат злоупотребления свободной волей - и устранить возможность зла, не устраняя свободу, невозможно.
Бог делает нечто лучшее - берет на Себя наши грехи в Иисусе Христе, так, чтобы мы могли получить прощение и вернуться к Нему.
Зло - это выбор разумно-свободных существ (людей), который противоречит воле Бога. Бог создал людей и дал нам возможность самим определить: любить Бога или противостоять Ему.
См. Зло.
Зло является проявлением свободной воли людей, которая является Божественным замыслом в акте творения. Бог вложил свободу в человека, и человек не умеет ей пользоваться во благо. В то же время Бог - не полицай, который должен контролировать жизнь людей, допуская лишь добрые действия. Если Он будет так поступать, то это напрочь лишит Его творения ой самой свободы, которую Он дал им.
Вот здесь подробно рассматривается т.н. «проблема теодицеи», то есть того как совместить наличие в мире зла с представлением о том, что мир сотворен и направляется всемогущим и всеблагим Богом.
Ну и не будет лишним ознакомиться вообще с представлениями о природе зла.
Причиной зла является злоупотребление разумными существами своей свободной волей. Поэтому Бог и может, и хочет предотвратить зло, и иногда так и поступает. А иногда по известным лишь Ему причинам попускает совершиться злу, хотя и не ограничивает его распространение. Зло охватывается Промыслом Божиим. По определению катехизиса,
Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.