Добрый день. Меня зовут Андрей. Вот я читаю энциклопедию Азбука Веры и Труды Святых отцов.
Я имею жажду к знаниям, мне нравится энциклопедический стиль, я занимаюсь репетиторством по математике.
Рассуждениями своими я пришел к мысли, что могу послужить Богу тем, чтобы учить других людей, пояснять Библию и Законы Божии, пересказывать учение Святых Отцов.
С близкими людьми, родственниками и знакомыми я могу завязать разговор, поговорить о Боге и Вере.
Но как быть с людьми, которых я не знаю? Вот, задумайтесь, живу я в городе, где есть тысячи людей. Я не знаю их и они не знают меня. Как мне обращаться к ним? Подходить ли мне к людям на улице и спрашивать "Верите ли Вы у Бога?" или "Можно Вам почитать Библию?" или "Приглашаю Вас посетить церковь"? Или ходить по домам и квартирам в гости к людям со словами "Мир вашему дому, я пришел проповедывать"? Или же на улице читать Библию и собирать людей возле себя? Или же организовывать мероприятия Богословские? Листовки печатать?
Вот я мысли изложил, но в культурной среде, где я вырос, мне это более напоминает секты и их маркетинг. А по своей привычке я редко с людьми знакомлюсь, только если в этом есть необходимость.
Но ведь распространения знаний и учений возможно может быть без всяких-то корыстных целей.
Подскажите, как вести благоразумное миссионерство?
Как проповедовать Христа в современном мире?
Поделитесь идеями и размышлениями.
Ниже оставлю цитаты, которые сподвигли меня на все эти размышления:
Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то дьявол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание.
Богословие не бывает новым, актуальным, устаревшим, современным; оно просто либо православное, либо нет. Оно ни в чем не сходно с западной схоластикой. Наше богословие запечатлено в трудах Отцов Церкви, которые в оросах и канонах церковных соборов дали определения догматов православной веры, и сохранилось неповрежденным на протяжении многих веков в Священном Предании.
— протопресв. Стефан Анагностопулос
Если нельзя быть благочестивым, живя в городе, то небольшая честь христианским уставам, когда нужно для них покинуть город и бежать в пустыню
Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Царство Небесное силою берется
— Восемь смертных грехов и борьба с ними. Аскетика для современных мирян
Церковь созидает Божию благодать, которая дается только смиренным и послушным. Настоящее послушание должно быть сознательным и творческим, потому что это есть не желание угодить и формально исполнять чьи-то предписания, а быть активным, решительным и инициативным, понимать, что нужно для пользы дела.
А также статья Доброе поучение должно выслушивать от всякого, кто бы ни предлагал оное.
4 Ответа
Целенаправленная православная миссия в современном мире требует многих знаний и умений. Кроме того, нужно не просто что-то знать, но активно участвовать в Церкви, в богослужениях, в Таинствах, в молитве, этим подавая пример для подражания и воцерквления других.
Необходимы познания не только в Писании и в Отцах Церкви, но глубокие познания православной догматики. И после этого, на основе догматики изучить сравнительное богословие (об особенностях и истории вероучений других конфессий) и апологетику (изложение, обоснование и защиту основных христианских истин Православия).
Без этих познаний диалоги с атеистами, иноверцами и инославными о Христе станут невозможными. Одни собеседники не воспринимают Святых Отцов как источник веры, другие будут предъявлять выдержки и ссылки на Библию в своём понимании текста, третьи будут клеветать на Церковь, имея в голове ложные устоявшиеся шаблоны и штампы.
Но горячее желание православной миссии можно реализовать обратившись в ближайшую епархию, где подскажут как быть.
Здравствуйте, Андрей! Чтобы профессионально заниматься математикой, преподавать, нужно серьезное образование. Тут тоже самое, но и одних знаний недостаточно. Нужен и определенный уровень духовной и психологической зрелости. Если есть желание этим заниматься, так сказать, профессионально, то лучше всего поговорить со священником, который мог бы направить на курсы и подсказать как реализовать свой потенциал в Церкви.
См.: Регламент церковного служения специалиста по приходскому просвещению.
Кстати, уличная миссия в этом документе рассматривается как один из возможных вариантов служения.
Судя по вопросу, Вам не помешает систематическое образование с миссионерским уклоном. Возможно, Вас заинтересуют занятия Школы православного миссионера.
Перечисленные формы проповеди сами по себе не плохи, но не традиционны для нашей Церкви.
Вместе с тем велика потребность во внутренней миссии, т.е. в катехизации и просвещении уже воцерковлённого народа. Возможно, вы сможете на своём приходе помочь настоятелю в этом служении.
Перед этим следует получить хотя бы краткое образование в основах веры вроде курсов катехизаторов или богословских курсов, чтобы иметь необходимую базу.