Добродетели

(15 голосов5.0 из 5)
Ска­чать в фор­ма­те Microsoft ExcelИсточ­ник любой доб­ро­де­те­ли – Бог. Во Хри­сте все доб­ро­де­те­ли суще­ству­ют в выс­шей и совер­шен­ной сте­пе­ни; кро­ме того, они неде­ли­мы и состав­ля­ют еди­ное целое. Ибо мы – Его творе­ние, созда­ны во Хри­сте Иису­се на доб­рые дела, кото­рые Бог пред­назначил нам испол­нять. Еф.2:10) «Плод же духа: любовь, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, вера, кро­тость, воз­дер­жа­ние.» (Гал.5:22–23).
Доб­ро­де­тель Опре­де­ле­ние Свящ. Писа­ние Усло­вия стяжания При­ме­ры Пло­ды Про­чее: сте­пе­ни, связь, образы
Вера Доб­ро­воль­ное согла­сие чело­ве­че­ской воли на при­ня­тие Бого­от­кро­вен­ной Исти­ны, дове­рие к Богу как Любя­ще­му Отцу и Его Все­бла­го­му Промыслу. Мф.16:24 Мф.21:21–22 Откр.3:20 Без­услов­ное дове­рие Богу. Сле­до­ва­ние Хри­сто­вым Заповедям. Пра­о­тец Авраам

Апо­стол Андрей Первозванный

Бла­го­ра­зум­ный разбойник

Пер­во­му­че­ник, архи­ди­а­кон Стефан

Все поступ­ки совер­ша­ют­ся в согла­сии с волей Божи­ей и явля­ют­ся испол­не­ни­ем её. Стя­же­ва­ет­ся упо­ва­ние на все­бла­гой и пре­муд­рый Про­мысл Божий в любых обстоятельствах. Веру­ю­щий пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин явля­ет­ся чле­ном Церк­ви и ведёт актив­ную духов­ную жизнь. Вера взра­щи­ва­ет­ся  уча­сти­ем в Таин­ствах (Испо­ве­ди  и При­ча­стия), изу­че­ни­ем Свя­щен­но­го Писа­ния, Житий свя­тых и лич­ным обще­ни­ем с подвиж­ни­ка­ми благочестия.
Воз­дер­жа­ние Удер­жа­ние жела­ний, не согла­су­ю­щих­ся с волей Божией.

Гре­че­ское сло­во «воз­дер­жа­ние» озна­ча­ет: дер­жать под кон­тро­лем, вла­деть собой. Часто оно пере­во­дит­ся сло­вом «само­об­ла­да­ние» и под­ра­зу­ме­ва­ет «сдер­жи­вать пыл, вле­че­ние, желания».

1Кор.6:12 1Кор.9:25 Лк.1:14–16 Мф.11:11 Гал.5.24 Объ­ек­том воз­дер­жа­ния могут быть: 1) пороч­ные стра­сти и гре­хов­ные вле­че­ния чело­ве­че­ской при­ро­ды и 2) ее есте­ствен­ные нуж­ды и необ­хо­ди­мые потребности.

С 1‑м тре­бу­ет­ся бес­по­щад­ная борь­ба, а 2‑е долж­но под­чи­нить духу и удер­жи­вать в разум­ных пределах.

Пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

Пре­по­доб­ный Гера­сим Иорданский

Тело долж­но поко­рить­ся душе, а душа — духу. Подвиг воз­дер­жа­ния про­сти­ра­ет­ся вооб­ще на все, что пре­пят­ству­ет бого­угод­ной жиз­ни. С этой точ­ки зре­ния воз­дер­жа­ние (при­ни­ма­е­мое в широ­ком смыс­ле), как доб­ро­де­тель, явля­ет­ся родо­на­чаль­ной, основ­ной по отно­ше­нию к дру­гим добродетелям.
Жерт­вен­ность Доб­ро­де­тель, заклю­ча­ю­ща­я­ся в жела­нии и готов­но­сти жерт­во­вать собой, сво­им вре­ме­нем, сила­ми, сред­ства­ми ради испол­не­ния запо­ве­дей люб­ви к Богу и ближ­не­му, самоотречение. Мф.25:40–45 1Кор.10:24 1Кор.13:3 Хри­сти­ан­ская жерт­вен­ность осно­вы­ва­ет­ся не про­сто на чув­стве дол­га, но на люб­ви. Тем не менее, свя­тые отцы учат, что даже понуж­де­ние себя к испол­не­нию запо­ве­дей без сочув­ствия серд­ца все рав­но полез­но для нас. Пото­му что душа обре­та­ет навык делать доб­ро, а со вре­ме­нем может отклик­нуть­ся и сердце. Пра­вед­ная Марфа

Пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

Любовь как глав­ное сокро­ви­ще сердца. Выс­ши­ми фор­ма­ми жерт­вен­но­сти явля­ют­ся муче­ни­че­ство и смерть во имя Бога.
Кро­тость (про­сто­та, незлобие) Доб­ро­де­тель кро­то­сти заклю­ча­ет­ся в совер­шен­ном без­гне­вии и непо­движ­ном устро­е­нии души, пре­бы­ва­ю­щей оди­на­ко­вой при бес­че­сти­ях и похвалах. Мф.5:5 Мф.11:29 Иак.3:17 Флп.4:5 Пс.24:9 Послу­ша­ние.

Испра­ши­ва­ние помо­щи у Бога.

Само­уко­ре­ние.

Пре­по­доб­ный Павел Препростый

Свя­ти­тель Спи­ри­дон Тримифунтский

Тер­пе­ние, без­гне­вие, Воз­мож­ность при оскорб­ле­ни­ях от ближ­не­го без сму­ще­ния и искрен­но о нем молиться. Тер­пе­ние оскорб­ле­ний и гонений.

Крот­кие силой воли сво­ей, сво­им тер­пе­ни­ем укро­ща­ют гнев, успо­ка­и­ва­ют раз­дра­жен­но­го и все­гда оста­ют­ся в пре­де­лах самообладания.

Любовь (Венец доб­ро­де­те­лей) сово­куп­ность совер­шенств, по про­ис­хож­де­нию есть дар Духа Свя­то­го, по сво­ей сущ­но­сти – обо́жение чело­ве­ка, по фор­ме – жерт­вен­ное слу­же­ние пред­ме­ту люб­ви – Богу и Его творению. Гал.5:22–23 1Ин.4:7–16, 20–21 1Ин.5:3 Лк.10:27 Ин.14:23,15:9–17, 6:24 «Если ты нахо­дишь, что в тебе нет люб­ви, а жела­ешь иметь ее, то делай дела люб­ви, хотя сна­ча­ла без люб­ви. Гос­подь уви­дит твое жела­ние и ста­ра­ние и вло­жит в серд­це твое любовь». Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский. Апо­стол Иоанн Богослов

Пре­по­доб­ный Силу­ан Афонский

Пра­вед­ный Алек­сий Мечев

Жерт­вен­ное слу­же­ние Богу и людям.

Зре­ние в ближ­них обра­за Божия. (Отсут­ствие страха).

Плод любой доб­ро­де­те­ли – умно­же­ние любви.

Хри­сти­ан­ская любовь – дея­тель­ная и жертвенная.
Мило­сер­дие и Мило­сты­ня Состра­да­тель­ное отно­ше­ние к ближ­ним, спо­соб­ность откли­кать­ся на их нужды.

Дея­тель­ное про­яв­ле­ние милосердия.

Мф.5:7 Мф.6:3

Мф.19:21

Мф.25:31–40 Мф.26:9

Мк.14:5

Лк.6:36 Лк.10:30–37

Лк.14:13

Лк.16:20

Лк.19:8

Ин.13:29

Деян.4:34

2Кор.9:6 Пс.40:2.

Св. Иоанн Зла­то­уст: «Нач­ни отда­вать неиму­щим, что тебе не нуж­но, что у тебя валя­ет­ся; потом будешь в состо­я­нии давать и боль­ше и даже с лише­ни­ем себя; и, нако­нец, уже готов будешь отда­вать и все, что можешь». Пра­вед­ный Фила­рет Милостивый

Свя­ти­тель Нико­лай Чудотворец

Свя­ти­тель Иоанн Милостивый

Мило­сер­дие – лекар­ство от эгоизма.

Оно обла­го­ра­жи­ва­ет душу, уми­ро­тво­ря­ет совесть, дает внут­рен­ний покой и радость, укреп­ля­ет веру.

Мило­сты­ня – цари­ца доб­ро­де­те­лей, весь­ма ско­ро воз­во­дя­щая людей в Небес­ные сво­ды, наи­луч­шая защит­ни­ца, учил свт. Иоанн Златоуст.

Ока­за­ние мило­сти при жиз­ни ста­нет заступ­ни­че­ством в день Страш­но­го суда.
Молит­ва Обра­ще­ние чело­ве­ка к Богу, Бого­ро­ди­це, Анге­лам или свя­тым угод­ни­кам Божиим. Мф.6:6 Мф.1:35 Мф.7:7 Мф.15:8 Мф.26:39 Лк.6:12 Деян.13:2–3 Вни­ма­ние, неспеш­ность, памя­то­ва­ние о Боге, пост, уеди­не­ние, сосре­до­то­чен­ность, тиши­на. Молит­ву мож­но сде­лать потреб­но­стью толь­ко через молит­вен­ный труд. Пре­по­доб­ная Мария Египетская

Свя­ти­тель Гри­го­рий Палама

Пра­вед­ный Иоанн Кронштадский

Пре­по­доб­ный Сера­фим Вырицкий

(Матерь доб­ро­де­те­лей).

Непре­стан­ная память о Боге, сер­деч­ная теп­ло­та, любовь к Богу и ближним.

Молит­ва – баро­метр духов­ной жизни.

Три сте­пе­ни молит­вы: уст­ная, умная, умно-сердечная.

Молит­ва явля­ет­ся зер­ка­лом духов­но­го возрастания.

Надеж­да Надеж­да – уве­рен­ность в доб­ром исхо­де нашей жиз­ни, уко­ре­нен­ной в вере в Бога, убеж­де­ние, что несмот­ря на всю тьму и весь грех, свет люб­ве­обиль­но­го про­ще­ния Божия нис­хо­дит на нас и изме­ня­ет нас.

Глав­ным пред­ме­том хри­сти­ан­ской надеж­ды явля­ет­ся веч­ное спасение.

Пс.32:20–22. Рим.8:24–25 Лк.12:22–32 Упо­ва­ние на Про­мысл Божий в любых обстоятельствах. Муче­ни­цы Вера, Надеж­да, Любовь и мать их София

Свя­тая цари­ца-стра­сто­тер­пи­ца Александра

Она обод­ря­ет дух в иску­ше­ни­ях, вооду­шев­ля­ет на подвиги.

Надеж­дой гор­дый может быть  сми­рен, нечи­стый – очи­щен, сла­бый – укреп­лен, греш­ный – исправлен.

Надеж­да име­ет сво­им осно­ва­ни­ем веру.

Позна­ет­ся надеж­да толь­ко в при­клю­чив­шей­ся скор­би. Слу­чив­ша­я­ся неожи­дан­ность, вне­зап­ная поте­ря, болезнь близ­ко­го чело­ве­ка откры­ва­ют хри­сти­а­ни­ну гла­за – на кого в дей­стви­тель­но­сти он надеялся.

Нес­тя­жа­ние Удо­вле­тво­ре­ние себя (одним) толь­ко необходимым. Пс.61:11 Мф.6:25–26, 31–33 Мф.19:23 Лк.12:33–34 Ин.15:5  Люб­ле­ние еван­гель­ской нищеты. Пре­по­доб­ный Нил Сор­ский

Бла­жен­ная Ксе­ния Петербургская

Ново­свя­щен­но­му­че­ник Фад­дей Тверской

Мило­сер­дие к нищим, пре­зре­ние к рос­ко­ши, готов­ность отдать последнее. Истор­га­ет­ся из серд­ца страсть к наживе.
Пока­я­ние Фун­да­мен­таль­ная пере­ме­на в жиз­ни: от про­из­воль­но-гре­хов­ной, само­лю­би­вой и само­до­ста­точ­ной к житию по запо­ве­дям Божи­им, в люб­ви и стрем­ле­нии к Богу. Мф.3:2 Мф.4:17 Мк.6:12. Деян.2:38, 2:21 Совер­ше­ние в тече­ние всей (чело­ве­че­ской) жиз­ни, (нико­гда не быва­ет излишним) Авва Сисой Великий

Апо­стол Петр

Царь и про­рок Давид

Виде­ние сво­ей гре­хов­но­сти; появ­ле­ние жела­ния слу­жить Богу и ближ­ним; нрав ста­но­вит­ся непри­твор­ным и нели­це­мер­ным; искрен­ность испо­ве­да­ния гре­хов; виде­ние даже тон­ких гре­хов­ных помыслов.

Пере­ход на каче­ствен­но иной образ мыслей.

Век­тор жиз­ни изме­ня­ет направ­ле­ние от соб­ствен­но­го «я» к Богу.
Послу­ша­ние Послу­ша­ние – это осо­бое отно­ше­ние пас­ты­ря и пасо­мо­го, кото­рое стро­ит­ся на глу­бо­ком дове­рии, вза­им­ном ува­же­нии, твор­че­стве, сми­ре­нии, молит­ве, стрем­ле­нии искать и нахо­дить прав­ду Божию.

В более широ­ком смыс­ле – согла­со­ва­ние сво­ей воли с волей Божией.

Лк.16; Еф.4:11–12 Быт.22:1–18 Мф.26:39 Ин.6:38 Фил.2:6–8 Деян.4:19 Отсе­че­ние сво­ей воли (име­ет­ся в виду воля гре­хов­ная и гордость).

Для него необ­хо­ди­мы: сми­ре­ние, вера, надеж­да, любовь, чисто­та наме­ре­ний, жерт­вен­ность, рассудительность.

Духов­ный руко­во­ди­тель может ука­зать на какие-то ори­ен­ти­ры, но про­хо­дить путь от ори­ен­ти­ра до ори­ен­ти­ра чело­век дол­жен сам.

Иса­ак при жерт­во­при­но­ше­нии Авраама

Пре­по­доб­ный Симе­он Псково-Печерский

Пре­по­доб­ный Ака­кий Синайский

При­хо­дит внеш­ний поря­док жизни.

Сми­ре­ние рож­да­ет послу­ша­ние, а послу­ша­ние рож­да­ет смирение.

Цер­ковь сози­да­ет Божию бла­го­дать, кото­рая дает­ся толь­ко сми­рен­ным и послушным.

Насто­я­щее послу­ша­ние долж­но быть созна­тель­ным и твор­че­ским, пото­му что это есть не жела­ние уго­дить и фор­маль­но испол­нять чьи-то пред­пи­са­ния, а быть актив­ным, реши­тель­ным и ини­ци­а­тив­ным, пони­мать, что нуж­но для поль­зы дела.

Обра­зом послу­ша­ния ука­зы­ва­ют ртуть, т.к. она спус­ка­ет­ся ниже вся­кой жид­ко­сти и не сме­ши­ва­ет­ся с нечистотою.

Прав­да Прав­да – стрем­ле­ние к спра­вед­ли­во­сти. Она отра­же­на в Божи­их запо­ве­дях. Испол­нять запо­ве­ди Божии, воз­лю­бить ближ­не­го сво­е­го – тоже, что и тво­рить правду. Притч.21:3 Пс.4:6 Пс.10:7 Пс.30:24 Пс.131:9 Мф.5:6 Мф.5:10 Еф.4:25 Для раз­ви­тия это­го чув­ства необ­хо­ди­мо: — чаще при­слу­ши­вать­ся к голо­су сове­сти; — испол­нять заве­ди Бога. Свя­ти­тель Нико­лай Чудотворец

Пра­вед­ный Иоанн Кронштадтский

Пре­по­доб­ный Сера­фим Саровский

Пре­по­доб­ный Мак­сим Исповедник

Плод прав­ды — совер­шен­ство доб­ро­де­те­ли; из него вырас­та­ет дре­во жиз­ни (свт. Иоанн Зла­то­уст).

Встав­ший на путь прав­ды, при­ле­пит­ся к сво­бо­де во вся­ком деле (прп. Иса­ак Сирин).

При­зна­ком совер­ше­ния вся­кой прав­ды явля­ет­ся радость (прп. Фео­дор Сту­дит).

Чело­ве­че­ская прав­да, по ана­ло­гии с Боже­ствен­ной, в выс­шем сво­ём про­яв­ле­нии долж­на соиз­ме­рять­ся с таки­ми доб­ро­де­те­ля­ми как муд­рость и милосердие.
Рас­суж­де­ние Бла­го­дат­ный дар духов­но­го зре­ния и раз­ли­че­ния воли Божией. 2Пет.1:5 Пс.78:16 Притч.2:3–5 1. Само­кон­троль. Внут­рен­нее вни­ма­ние. 2. Избе­га­ние край­но­стей. 3. Сооб­ра­зо­ва­ние соб­ствен­ной аске­зы и духов­ной поль­зы окру­жа­ю­щих. 4. Чте­ние свя­тых отцов и Житий свя­тых. 5. Раз­ви­тие навы­ков рассуждения.

Рас­суж­де­ние невоз­мож­но для ново­на­чаль­ных. Поэто­му неопыт­ным необ­хо­ди­мо недо­ве­рие к себе и послу­ша­ние духов­но­му руководителю.

Свя­ти­тель  Иоанн Златоуст

Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптинский

Свя­ти­тель Фео­фан Затворник

Пре­по­доб­ные Вар­со­но­фий Вели­кий и Иоанн Пророк

Про­све­щен­ный ум. Спо­соб­ность при­ни­мать пра­виль­ное реше­ние в любых обсто­я­тель­ствах и пода­вать душе­по­лез­ный совет ближнему.

Когда чело­век стя­жа­ет доб­ро­де­тель рас­суж­де­ния, тогда он будет защи­щен от осуж­де­ния других.

Рас­суж­де­ние – Дар Божий, а не про­сто интел­лек­ту­аль­ная развитость.

Без рас­суж­де­ния ни одна доб­ро­де­тель не име­ет насто­я­щей цены в очах Божи­их. Будет ли то молит­ва, или пост, или мило­сты­ня — без рас­суж­де­ния все это может обра­тить­ся даже во вред.

Обра­зом доб­ро­де­те­ли рас­суж­де­ния в цер­ков­ной пись­мен­но­сти явля­ют­ся руль и соль.

Рев­ность Сер­деч­ная сила души, выра­жа­ю­ща­я­ся в пла­мен­ном стрем­ле­нии к доб­ру и нена­ви­сти ко злу, хри­сти­ан­ская реши­мость к бес­по­во­рот­но­му остав­ле­нию гре­ха и испол­не­нию Божи­ей воли. Исх.30:3–5 Пс.36:8 Пс.68:10 Рим.10:2 Необ­хо­ди­мо пре­об­ра­зить про­ти­во­есте­ствен­ную рев­ность о вре­мен­ном и пре­хо­дя­щем, изна­чаль­но при­су­щей чело­ве­ку, – рев­но­стью к позна­нию Бога и соеди­не­нию с Ним. Про­рок Иеремия,

Пра­вед­ный Иоанн Кронштадтский,

Пре­по­доб­ный Иосиф Волоц­кий

Ново­свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Риж­ский

Отва­га, усер­дие,  душев­ная сила и телес­ная старательность.

С ослаб­ле­ни­ем рев­но­сти при­хо­дит теп­лохлад­ность.

Рев­ность в духов­ной жиз­ни не долж­на исклю­чать такую доб­ро­де­тель, как рас­суж­де­ние. Рев­ность без рас­суж­де­ния в пат­ри­сти­ке име­ну­ет­ся рев­но­стью не по разу­му, нера­зум­ной рев­но­стью (Рим.10:2).
Свя­тость (обо­же­ние) Выс­шая сте­пень при­об­ще­ния подвиж­ни­ка к боже­ствен­ной бла­го­да­ти, при­част­ность к Богу. Лев.11:44 1Пет.1:15 Мф.5:48 Свя­тые отли­ча­ют­ся от обыч­ных людей той реши­тель­но­стью и реши­мо­стью, с кото­рой они меня­ют жизнь после обра­ще­ния к Богу. Пре­по­доб­ный Сера­фим Саровский

Свя­ти­тель Иоанн Шан­хай­ский

О свя­то­сти сви­де­тель­ству­ют не подви­ги, а бого­по­доб­ные качества. Три сте­пе­ни: освя­ще­ние, про­све­ще­ние, усовершение.
Скром­ность Доб­ро­де­тель про­яв­ля­е­мая в неже­ла­нии выка­зы­вать свои досто­ин­ства и заслуги. Рим.12:3 1. Сми­рен­ное отно­ше­ние чело­ве­ка к себе, как к тво­ре­нию Божье­му. 2. Сокру­ше­ние о гре­хах. 3. Телес­ные труды.

Скром­ность и сми­ре­ние явствен­но рож­да­ет­ся в душе от испол­не­ния заповедей.

Пре­по­доб­ный Сер­гий Радонежский

Пре­по­доб­ный Алек­сандр Свирский

Скром­ный нико­гда в жиз­ни не про­иг­ры­ва­ет; его талан­ты и досто­ин­ства не уни­жа­ют­ся его скром­но­стью, наобо­рот, еще боль­ше вырас­та­ют, писал архи­епи­скоп Иоанн Шахов­ской. Скром­ных все любят; тще­слав­ные всех отталкивают. Скром­ность не озна­ча­ет сла­бо­сти, но, напро­тив, она под­чёр­ки­ва­ет силу и доб­лесть духа.
Сми­ре­ние и смиренно-мудрие Сми­ре­ние – почи­та­ние себя греш­ни­ком, не сде­лав­шим ниче­го доб­ро­го перед Богом, уни­чи­же­ние духа, трез­вое виде­ние сво­их грехов.

Сми­рен­но­муд­рие – одна из гра­ней сми­ре­ния, пра­виль­ный образ мыс­лей чело­ве­ка о самом себе и окру­жа­ю­щем его мире.

Мф.26:63 Мф.11:29  Ин.13:14–15. Чем более при­бли­жа­ют­ся подвиж­ни­ки к Богу, тем более греш­ны­ми себя видят.

Есть два сми­ре­ния: счи­тать себя ниже всех и при­пи­сы­вать Богу свои подви­ги (это совер­шен­ное сми­ре­ние свя­тых). При­знак глу­бо­чай­ше­го сми­ре­ния, когда чело­век ради уни­чи­же­ния, в неко­то­рых слу­ча­ях при­ни­ма­ет на себя такие вины, каких в нем нет.

Пре­по­доб­ный Сер­гий Радонежский

Андрей, Хри­ста ради юродивый

Пре­по­доб­ный Ага­фон Египетский

Цель хри­сти­ан­ской жиз­ни – обо́жение, а кто боль­ше позна­ет Бога, тот более и смиряется.

Толь­ко этой доб­ро­де­те­ли не могут под­ра­жать бесы.

Люди делят­ся на пра­вед­ни­ков, кото­рые счи­та­ют себя греш­ни­ка­ми, и греш­ни­ков, кото­рые счи­та­ют себя праведниками.

О необ­хо­ди­мо­сти сми­ре­ния гово­рит пер­вая Запо­ведь блаженств.

Если любовь явля­ет­ся вер­ши­ной дома доб­ро­де­те­лей, то фун­да­мен­том ему слу­жит сми­ре­ние. Бла­го­ра­зум­ные стро­и­те­ли начи­на­ют воз­ве­де­ние дома с осно­ва­ния, а не с крыши.

Что соль для вся­кой пищи, то сми­ре­ние для вся­кой доб­ро­де­те­ли; оно может сокру­шить кре­пость мно­гих грехов.

Для духов­но­го дома хри­сти­а­ни­на кир­пи­ча­ми явля­ют­ся доб­ро­де­те­ли, а изве­стью слу­жит смирение.

Страх Божий Бла­го­го­ве­ние перед Богом, боязнь оскор­бить Бога гре­хов­ным помыс­лом или поступ­ком, утра­тить ощу­ще­ние бла­го­дат­но­го Боже­ствен­но­го присутствия. Пс.33:23 Пс.110:10 Притч.1:7 Притч.8:13 Иер.32:40 Лк.17:10 Никто не может стя­жать стра­ха Божия, доко­ле не осво­бо­дит­ся от всех забот житей­ских; когда ум будет бес­по­пе­чи­те­лен, тогда дви­жет его страх Божий и вле­чет к люб­ви, учил прп. Сера­фим Саровский. Пра­о­тец Авраам

Про­рок Моисей

Бла­го­ра­зум­ный разбойник

Отре­че­ние от суе­ты мира во имя люб­ви к Богу ведет к стя­жа­нию ново­на­чаль­но­го стра­ха Божия, а в свою оче­редь страх Божий начи­на­ет вести чело­ве­ка к люб­ви совер­шен­ной, к тем семи дарам Свя­то­го Духа, о кото­рых сооб­ща­ет Писание. Страх Божий – осно­ва про­чих доб­ро­де­те­лей. Страх Божий сле­ду­ет отли­чать от пани­че­ско­го стра­ха перед Богом.
Тер­пе­ние Стой­кое пере­не­се­ние скор­бей с бла­го­да­ре­ни­ем Богу. Сир.2:14 Пс.39:2 Мф.24:13 Лк.21:19 Иак.1:3–4 Евр.10:36 2Сол.3:5. Тер­пе­ние есть готов­ность к скор­би и еже­днев­ное ожи­да­ние ее.

В тер­пе­нии нуж­но упраж­нять­ся преж­де необ­хо­ди­мо­сти, что­бы, когда она наста­нет, быть во всеоружии.

(Нуж­но счи­тать любое бес­че­стие послан­ным от Бога для упраж­не­ния в его преодолении.)

Пра­вед­ный Лот

Пра­вед­ный Иов Многострадальный

Бого­от­цы Иоаким и Анна

Вели­ко­му­че­ник Евстафий

Бла­го­вер­ная кня­ги­ня Анна Кашинская.

Тер­пе­ли­во­му чуж­да обида.

Тер­пе­ли­вый стя­же­ва­ет все­гдаш­нее спо­кой­ствие и сохра­ня­ет душев­ный мир в любых обстоятельствах.

Тер­пе­ние выра­ба­ты­ва­ет­ся несе­ни­ем скорбей.

Тер­пе­ние даёт­ся Богом по мере смирения.

Выс­шей сте­пе­нью явля­ет­ся пере­не­се­ние обид с радо­стью, даже имея воз­мож­ность отра­зить их.

Трез­ве­ние С одной сто­ро­ны, трез­ве­ние есть вни­ма­ние к спа­се­нию души сре­ди скор­бей и иску­ше­ний пре­хо­дя­ще­го мира, про­ти­во­сто­я­щее рас­се­ян­но­сти и лено­сти. С дру­гой сто­ро­ны, трез­ве­ние – это пра­виль­ная (здра­вая) оцен­ка сво­их сил и сво­е­го духов­но­го состо­я­ния, осно­ван­ная на позна­нии сво­ей немо­щи и упо­ва­нии на Боже­ствен­ную благодать. 1Петр.5:8 Пс.79:12 1Кор.14:16 Мф.24:45–51 Мф.26:41 Хра­не­ние ума от помыс­лов и сер­деч­ное без­мол­вие. Еже­днев­ное испы­та­ние ума и сердца. Свя­ти­тель Игна­тий Брянчанинов

Пре­по­доб­ный Пахо­мий Великий

Исправ­ляя серд­це, исправ­ля­ем внут­рен­нее зре­ние сво­ей души.

При­об­ре­та­ет­ся сво­бо­да от иску­ше­ний, сво­бо­да от само­об­ма­на, виде­ние сво­их гре­хов и упо­ва­ние на Бога, сдер­жан­ность в радо­сти и сохра­не­ние бла­го­ра­зу­мия в скорбях.

Духов­ная бди­тель­ность помо­га­ет очи­ще­нию ума и серд­ца и стя­жа­нию про­чих добродетелей.
Тру­до­лю­бие Любовь к бого­угод­но­му тру­ду, жела­ние ста­ра­тель­но и доб­ро­со­вест­но трудиться. Притч.11:15 Притч.12:14 Притч.14:23 Притч.16:26 Притч.24:27 Притч.28:19 Екк.1:3 Екк.3:9 Екк.6:7 Екк.10:15 Сир.7:15 Прем.3:15 1Кор.4:12 2Фес.3:10 2Тим.2:6 1. Избе­га­ние празд­но­сти. 2. Понуж­де­ние себя к труду. Апо­стол Павел

Пре­по­доб­ный Арсе­ний Трудолюбивый

Пре­по­доб­ный Сера­фим Саровский

«Воз­лю­би труд: он, в соеди­не­нии с постом, молит­вой и бде­ни­ем, осво­бо­дит тебя от всех скверн. Телес­ный труд достав­ля­ет серд­цу чисто­ту; чисто­та серд­ца слу­жит при­чи­ной того, что душа при­но­сит плод», учил прп. Анто­ний Вели­кий. Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник писал, что нуж­но каж­дое дело вос­при­ни­мать, как дан­ное Богом, тогда уйдут сует­ли­вость, мно­го­за­бот­ли­вость и нера­де­ние о делах домаш­них и общественных.
Цело­муд­рие Совер­шен­ное под­чи­не­ние тела душе, чисто­та души и тела.

«По сво­е­му эти­мо­ло­ги­че­ско­му соста­ву гре­че­ское сло­во «цело­муд­рие» ука­зы­ва­ет на здра­вость, непо­вре­жден­ность, един­ство и вооб­ще нор­маль­ное состо­я­ние внут­рен­ней духов­ной жиз­ни хри­сти­а­ни­на, цель­ность и кре­пость лич­но­сти, све­жесть духов­ных сил, духов­ную устро­ен­ность внут­рен­не­го чело­ве­ка» (свящ. Павел Фло­рен­ский)

Числ.6:8 2Кор.6:6 1Тим.4:12, 5:2 1Кор.3:17 Тит.2:5–6. 1Фес.4:7 Пс.138:14 Притч.6:25 Нача­ло цело­муд­рия – ум, не колеб­лю­щий­ся от блуд­ных помыс­лов и меч­та­ний. Укло­не­ние от сла­до­страст­ных бесед, сквер­ных слов, хра­не­ние чувств, осо­бен­но зре­ния, слу­ха и ося­за­ния.  Телес­ные тру­ды. Пост, молит­ва. Избе­гать все­го, что может поло­жить и малей­шее пят­но на чисто­ту души. Цело­муд­рие есть воз­дер­жа­ние и пре­одо­ле­ние (вся­ких) похо­тей борьбою. Рав­ноап­о­столь­ная Фекла

Муче­ни­ца Евфрасия

Муче­ни­ца Пела­гея дева

Муче­ни­цы Дом­ни­на, Вири­нея и Проскудия

Муче­ни­ца Фомаида

Бла­го­вер­ная кня­ги­ня Иули­а­ния Вяземская

Телес­ная и духов­ная чистота. По опре­де­ле­нию свя­то­го Гри­го­рия Нис­ско­го, «цело­муд­рие вме­сте с муд­ро­стью и бла­го­ра­зу­ми­ем есть бла­го­устро­ен­ное рас­по­ря­же­ние все­ми душев­ны­ми дви­же­ни­я­ми, гар­мо­ни­че­ское дей­ствие всех душев­ных сил».

Ска­чать в фор­ма­те Word

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки