Здравствуйте, братья и сестры!
Давно считаю себя верующим, но, к сожалению, не был воцерковлен и мало изучал Православие. При этом в определённой мере доверял Богу, относился к Нему как к Высшей Любви, Премудрости, Справедливости, Милосердию. При этом мировоззрение у меня было весьма мирское, окологуманистическое.
Потом стал подробнее изучать Православие, и по неразумию начал делать это как попало, без наставника и введения в исторический контекст. И после прочтения первого Евангелия (которое я, в целом, принял сердцем) стал читать Ветхий Завет без толкования (думал, ну раз я математику в университете освоил, то и в Писании разберусь! Ха-ха!). И, конечно, я был к этому не готов — к суровым законам и способам искоренения греха. Сначала думал «наверное, что-то не так понял, может быть, ошибки перевода, дальше прочитаю — всё станет понятно» - но дальше недоумение только усиливалось. Искал объяснения в Интернете, но почему-то многие объяснения были в духе: «Это так, такова воля Божья, смирись и не ропщи!»
Конечно, много раз читал, что Ветхий Завет — это вообще не про нас, что там были совсем другие люди, поэтому и объяснять им пришлось на их языке, но меня это не успокоило. Попутно столкнулся со мнениями, в том числе касающимися и современной жизни, что мол, чуть ли ни любое удовольствие — грех, рациональное мышление — чуть ли не враг, даже за малое отклонение от догматов по искреннему заблуждению будет суровое наказание, что нужно безоговорочно подчиняться старшим и начальникам, не критиковать их, а детей и побить иногда весьма полезно, что нужно мало спать, мало есть, даже если от этого страдает здоровье — и так далее — я, наверное, утрирую, но основная идея, если её развивать, именно такая — как будто всё это сказано не сегодня, а в средневековье и для монахов. В результате в душе родился страх, но отнюдь не благоговейный, а ужас и отчаяние и протест против Бога — не столько потому что мне не хочется молиться и поститься, а самое главное — потому что моё СЕРДЦЕ НЕ ПРИНИМАЕТ всё то, что я недавно узнал о нашей Вере.
У меня поменялось отношение к Богу — часто я стал воспринимать Его исключительно как Бесконечную Силу и как надзирателя, но не как Любящего Отца. Да, потом я нашёл много объяснений и про Ветхий Завет, и про Новый — что и радоваться можно и нужно, и отдыхать нужно (особенно, если кто-то от тебя зависит), и начальников можно с кротостью критиковать и даже обличать, и что невозможно и не нужно сегодня всем жить как в патриархальной деревне. Но психологическая травма осталась — каждый раз, когда я сталкиваюсь или с Ветхим Заветом, или просто с какими-то признаками т. н. «патриархального» общества (например, когда младшим запрещают спорить со старшими и т. д.) - приходит на ум этот возникший в моей душе искажённый образ Бога исключительно как наказующего — и возрождается ропот и хула. Я не хочу ропота и хулы, как только это появляется в мыслях, сразу пытаюсь себя остановить, даже ору «заткнись» и бью стены в доме. Одно дело — когда сердце не принимает поступки людей — это можно пережить, потому что есть Бог, Который в конечном счёте восстановит справедливость, пусть даже не в этой жизни, т. е. есть Тот, Кому какие-то явления не нравятся так же, как и мне, — и совсем другое дело, когда сама воля Божья вызывает противление сердца — чувствуешь себя абсолютно одиноким и беззащитным. Потому что внутри всё кипит, а возражать ни в коем случае нельзя — попадёшь в ад!
Видел, что похожие вопросы возникают и у других людей, но, к сожалению, часто им отвечают в духе: «Либо смирись и прими так, либо живи в грехе» и т. д. Дорогие братья и сестры! Я НЕ НЕ ХОЧУ смириться — я НЕ МОГУ смириться!!! Даже когда сам себе говорю разумом: «ну ты же понимаешь, что Бог египетскими казнями не покарал младенцев, а скорее, их спас, чтобы они не выросли в язычестве», «ну кто тебе сказал, что нельзя смеяться? Почему бы не посмеяться немного по-доброму?» - но сердце/подсознание не хочет слушать и продолжает бунтовать!
Понимаете, вот хоть тресни, но я НЕ МОГУ спокойно читать о завоевании Ханаана; НЕ МОГУ читать мнения о том, что все некрещённые попадут в ад, что грех — это не только убийство, прелюбодеяние, воровство и т. д. - а что и даже смех, театр — а, следовательно, и кино; и чуть ли даже не мирские песни — грех. Моё рационально-гуманистическое мировоззрение сразу же протестует, от чего страдаю и я и мои родственники, а заодно и соседи, которые слушают все мои крики и, возможно, думают «ой, лучше я не буду православным». А потом подолгу замаливаю, в итоге почти ничего не успеваю кроме работы, не говоря уж о том, чтобы невесту искать. Что мне теперь — чтобы своей вонью не заражать других, остаётся только уйти в скит?
Я единственный ребёнок у своих немолодых родителей, всегда мечтал о семье и хочу продолжить род. Но какая жена меня вытерпит? И как воспитывать детей с такими установками? Изолироваться от мира в деревне — но, во-первых, я ни дня постоянно в деревне не жил, а во-вторых, мир и там достанет. Спрятать детей под колпак — не разрешать им ни поп-музыку слушать, ни в компьютерные игры играть — но это же невозможно! Да и как только они вырвутся, то тут же бросятся во все тяжкие!
Скажите, пожалуйста, дорогие братья и сестры — КАК вы спокойно читаете о завоевании Ханаана, КАК вы спокойно принимаете сердцем все строгие поучения, историю о мытарствах и т. д.? Либо вы что-то понимаете, чего не понимаю я, либо у вас какие-то железобетонные нервы! А, может быть, кто-то (простите, не хочу обижать никого, просто мысль такая пришла) — ещё не очень верит, и относится ко всему как к сказке, не сильно его касающейся, поэтому и не сходит с ума, как я.
Я бы и рад принять всё (если это действительно Истина), но не могу!
Доходит до того, что вижу на улице смеющихся людей/парня в модных тёмных очках/девушку с распущенными волосами или в брюках — и тут же мысль «это грех!» - и я не осуждаю этих людей, а ропщу на Бога, потому что Он это якобы запрещает!
Моё состояние продолжается уже почти 3 года. В храм хожу почти каждое воскресенье, исповедуюсь и причащаюсь раз в несколько месяцев. Помогите, пожалуйста, мне и многим другим начинающим в Вере! И, пожалуйста, не отвечайте в духе: «Ты либо принимаешь Истину, либо живи как знаешь». Я хочу принять Истину! Как принять волю Божью и снова не только разумом, но и сердцем увидеть в Нём Любящего Отца и Премудрого Создателя, как было до моего воцерковления?
7 Ответов
Как Вас завернуло!))
Можно по цитатам разобрать и составить из ответов небольшую работу))
КАК вы спокойно читаете о завоевании Ханаана, КАК вы спокойно принимаете сердцем все строгие поучения, историю о мытарствах и т. д.?
Действительно, В.З. - это книга Церкви, и понять можно только через призму Церкви.
Когда мы читаем книги В.З. мы должны окунуться в исторический и бытовой контекст того времени. А контекст этот удручающий.
Вот есть обычная и понятная для нас сегодня заповедь - "не убий".
Но в момент, когда Господь продиктовал ее Моисею, этот закон стал революцией в общественных отношениях. Дело в том, что в обществе убийство не было грехом - кто сильнее, тот без наказания мог убивать.
Как это работало. Когда женщина рожала, то муж мог не принять ребёнка (не понравился, нет хлеба, ребенок от другой жены нравится больше), и убить малыша. Муж мог убить и жену по тем же причинам, ведь она его вещь.
Народы вокруг евреев (о которых переживаете) были язычниками. И это очень жестокая религия, так как жертву богам язычники приносили кровью. Обычно козликами, но если праздник, голод или война, то отдавали лучшее. А это не козлики, но кровь молодых девушек, либо сексуальное насилие над ними перед "богами", или проливали кровь младенцев - прямо на жертвенных камнях, или на деревьях их убивали. И жадность жрецов зашкаливала, они устраивали войны, чтоб захватить иноплеменных девушек в плен и "скормить" их своим идолам.
И тут вдруг, еврееям Бог через Моисея объявил - вся эта вакханалия под запретом. Теперь убивать нельзя, а жертвы только козликами. Жён убивать тоже нельзя, но давать им "отпустную грамоту". Нельзя морить голодом своих родителей, но наоборот - почитать их. Нельзя завидовать, а за выбитый око или зуб запрещено лишать жизни, но только отдавать оком или зубом.
Господь поручил евреям "выкорчёвывать" мерзость языческих обычаев. За это Он обещал им покровительство и землю, если они сами будут выполнять закон - заповеди, что записал Моисей. Эти законы отделяли евреев от язычников, не давали смешиваться обычаям.
Убиваемые евреями народы и люди много не переживали, так как они этим способом сами жили. Нравственности в обшестве не было. Для них наши мягкотелые волнения вообще не понятны. Депрессии, жалость, слёзы, горе матери, любовь, милосердие - это не про них, в социумах это отсутствовало.
Тут ещё много что можно говорить, но нужно время.
Просто читайте Новый Завет, молитесь и участвуйте в Таинствах, всё остальное Господь откроет.
1) Глобальные рассуждения истории человечества.
В Ветхом Завете все люди попадали в ад, в том числе и праведники, которые и находились в аду до Сошествия во ад Иисуса Христа.
Мы не можем даже представить то огромное милосердие Божие по отношению к человеку:
3:16 "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную."
- Евангелие по Иоанну, глава 3
2) Патриархальное общество.
Рассуждения о патриархальном обществе у вас довольно странное. Вот что Христос сказал ученикам своим о "первенстве":
20:25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
20:26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою;
20:27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
20:28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
- Евангелие по Матфею, глава 20
Любовь - это жертвенное служение.
3) О вашем текущем мировозрении.
То мировозрение, которое вы назваете рационально-гуманистическое ведь направлено на максимально комфортную и безопасную жизнь. Земную жизнь.
3.1 Но как написано в Евангелие по Матфею, главе 16, стихи 21-27:
С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое.
Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
ибо кто хочет душу* свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; //*Жизнь.
какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
3.2 Или вспомним город Содом, который был цветущим и богатым городом, вроде как и жить было там комфортно. Но есть одно НО — жизнь эта в постоянном грехе.
4) Прошлое.
Никто не может изменить прошлое. Его можно лишь принять. Сфокусируйте свое внимание на том, что вы лично можете изменить, то есть направить свою волю в полезное направление.
5) Моя история.
Я поделюсь с вами своей историей. В одно время я стал сомневаться в религиях, хоть и был воспитан в Православной семье. Я стал задаваться вопросами: "Почему меня учили, что правослание истинно? Но как же другие религии? К одному ли Богу ведут все религии? Почему так много мнений? Почему конфесий христианский несколько? Где Истина?". Много месяцев меня волновали эти мысли, пока я впервые не пришел на Всенощное Пасхальное Богослужение. Теперь я знаю точно, что есть Истина и знаю это уже не только разумом, но и сердцем.
6) А как же я?
Подумайте о настоящем. Ветхий завет обновился Новым и сейчас можна жить Новым Заветом. Подумайте, чем именно вы можете послужить Богу?
Стремитесь к Покаянию, то есть изменению внутренней и внешней жизни, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога. Покаяние начинается с ума (со смены мировозрения), далее идет в чувства и волю.
7) Ответ на ваш вопрос "Как снова обрести мир с Богом?"
Ответ здесь — "Как обрести веру?"
Спасибо Вам, Андрей!
Сложный вопрос вы подняли, ответить на него непросто. Наверное, я не смогу, но все-же как-то попытаюсь высказаться...
Вам еще повезло: у вас непростые отношения с Ветхим Заветом, а у меня - с Новым. То есть с тем, что лежит в самом сердце христианства. Но при этом я хорошо понимаю, что критика основ христианства неминуемо выведет меня за его границы, а без христианства я совершенно невозможен, как человек, как личность. Моя вера - это основа моего существа, без нее я просто дезинтегрируюсь. Она дала мне вторую, настоящую жизнь, и третьей уже не будет.
Да, в Писании и Предании есть немало вещей, которые плохо укладываются в мое восприятие. Поэтому я вывел для себя тот вектор, которого и стараюсь придерживаться. Этот вектор - так или иначе общепринятая во все времена, усредненная практика Церкви. Призывала ли и призывает ли Церковь Божия не устами части своих, кажем так, спикеров, а на общем, общепринятом уровне к тем вещам, которые вызывают у меня острый протест и непонимание? Нет, мне не известно о таких периодах в истории Церкви. И сейчас она не проповедует этого ни на официальном уровне, ни устами моего духовника, то есть моего духовного наставника и поверенного в отношениях с Богом, который многократно демонстрировал свою компетентность в этом вопросе. Она не учит меня ничему такому, что шло бы вразрез с моей совестью, здравым смыслом и духовными запросами. Очевидно, что Церковь лучше понимает учение Бога, чем я. А значит, мой долг ей доверять. Поэтому я взял для себя за правило не углубляться в критический анализ, а стараться следовать за Церковью - известной мне, видимой, осязаемой Церковью, а не чьими-то представлениями о ней - туда, куда она меня ведет.
Вас, Дмитрий, ведь не призывают на общем уровне с церковных кафедр вырезать целые племена, изнурять себя непосильным постом, избегать любых форм светской культуры, бить своих детей и т. д. и т. п. Мнение отдельных радикалов здесь можно не принимать в расчет. Вас учат другому - тому, что вам наверняка вполне по душе. То есть Любви к Богу и ближнему, соблюдению Заповедей, участию в спасительных Таинствах, следованию мудрым церковным установлениям и дисциплине (посещение богослужений, разумные посты). Вот и доверьтесь Церкви и живите в мире с Богом.
А что касается некрещеных, которые попадут в ад (а это очевидно так, иначе христианство просто не имело бы смысла, если можно вполне спастись и без него), и неоспоримого учения о посмертных мытарствах, то просто отложите эти и другие подобные вопросы в долгий ящик". Пока они слишком сложны для вас, как и для многих из нас. Не понимаем сейчас - поймем потом. Может быть, после смерти. Церковь не учит злу, это однозначно.
Не знаю, смог ли я что-то объяснить, но я честно пытался.
С уважением,
Спасибо Вам, Максим!
Действительно, надо идти спасительным средним (царским) путём, в целом, я так и стараюсь делать, просто отдельные примеры выбивают из колеи — например, какая-нибудь история, как кто-то согрешил, с моей точки зрения, в малом, а Бог его «сильно» наказал — конечно, надо понимать, контекст, тогда и наказание не покажется «сильным» — но этот страх парализует «а вдруг меня так же накажет за собирание дров в субботу?», боишься вообще что-либо делать, потому что везде грех, и иногда выбор приходится делать не между грехом и не-грехом, а между большим и меньшим грехом
Проблема в том, что я НЕ МОГУ отложить в долгий ящик некоторые вопросы — они всё время из него выпрыгивают. Стоит мне увидеть какого-нибудь вызывающего симпатию иноверца и тут же мятежная мысль: «что, и он/она тоже в ад попадёт?!»
И поэтому у меня периодически случаются приступы хулы в мыслях, настолько сильные, что это хула уже чуть ли не наружу словами прорывается! Ссновная цель моего вопроса — понять, как этого избегать. Это ужасно! Да, я читал много раз, что бывают хульные мысли от нечистой силы — но это когда человек просто боится таких мыслей — вот они и лезут — но НЕ ПРИВЯЗЫВАЕТСЯ К НИМ ЭМОЦИОНАЛЬНО, не хочет их — такие мысли надо просто игнорировать. А что делать, когда такие мысли идут, кажется, из сердца (или всё-таки нет?) и вызывают сильный эмоциональный отклик? Когда я как кипящая кастрюля, у которой я сам же держу крышку. Мои эти мысли или нет? Буду ли я за них наказан? Я не хочу их разумом, но сердце/подсознание их изрыгает! Даже если тут же прошу за них прощения голосом, но параллельно они всё равно крутятся в моём мозге. Что мне с ними делать?
Я уже накопил некоторый опыт и готов им поделиться для тех, у кого есть похожие проблемы:
1) Молиться Богу о вразумлении. Но только не в состоянии хулы, будет только хуже, а уже когда остынешь — через час-полтора, а сначала надо отвлечься (см. п. 3). А также можно молиться Богородице, Ангелу-Хранителю и учителям Церкви — святителям Николаю Чудотворцу, Спиридону Тримифунтскому и другим
2) Держать в голове такие мысли, может быть, даже памятку напечатать:
а) Бог есть Любовь. Бог благ! Мы созданы для блаженства, а не мучений. Это неоспоримая истина, а остальное — следует из этого.
б) Помни, что Господь пришёл на землю, чтобы умереть за тебя — разве Он может не быть благим?
в) Помни всё, что Господь сделал лично для тебя — где и когда спас, помог, когда казалось бы надежды уже не было; что тебе дал, в том числе и того, чего нет у других
г) Неужели Тот, Кто создал горы, леса, водопады, цветы, собачек и кошечек, пчёлок и божьих коровок, может не быть благим?
д) Бог смерти не сотворил!
е) Люди Ветхого Завета были СОВСЕМ другими — они жили по 900 лет, чего ты хочешь? Это был СОВСЕМ другой мир!
ё) Мы живём в вечности, поэтому смерть — не всегда наказание, иногда она — спасение! Не «уничтожил», а «забрал»!
ж) универсальное против скорбей — не «за что?», а «зачем?». Бог не мстит, а направляет!
3) Во время приступы хулы не нужно продолжать спорить с Богом и затыкать себя (как делаю я — ору «заткнись!») — будешь только прокручивать снова мысли, которые против твоей воли вызывают хулу — нужно отвлечься любым способом, БЕГИ!!! Отвлекись на что угодно, что загрузит мозг, пусть это будет даже развлечения — вспомни по порядку чемпионов мира по футболу, начиная с какого-то года, пытайся перебрать в уме все страны Европы/города родного региона и т. д., представь, как ты поедешь в путешествие и т. д. — если это не откровенно противное Богу (тяжёлая рок-музыка какая-нибудь), то это лучше, чем богохульство. Самое сложное тут — ЗАХОТЕТЬ убежать, на это требуется немало смирения. Потому что когда горит твой дом сложно заставить себя думать о футболе. Но это необходимо сделать. Кстати, способ отвлечения помогает и при блудных и прочих соблазнах.
—
К сожалению, всё это не избавляет полностью от хулы, а лишь даёт некоторое облегчение до следующего срыва, который может произойти и после встречи с иноверцем, и после прочтения какого-нибудь высказывания из Святых Отцов и т. д.
А по поводу иноверцев — на самом деле я находил некоторые объяснения и противоречия тому, что Вы написали. Они не то чтобы полностью мне помогли, но тем, у кого похожие проблемы, может быть будет полезно:
1) Батюшка в храме, куда я хожу, приводит примерно такое объяснение: «Герой книг Марка Твена Гекльберри Финн — оказался в доме богатой вдовы Дуглас за то, что спас ей жизнь — можно сказать попал в Рай. Но там нельзя было жить как он привык, а надо было соблюдать порядок и приличия. И Гекльберри этого не вынес и сбежал оттуда. Так и не умеющему жить в радости (т. е. кто не стал праведным христианином) Рай будет в тягость»
2) Некоторые неизраильтяне получают похвалу от Бога в Евангелии — милосердный самарянин, женщина-хананеянка и т. д. Правда, скорее всего, это надо понимать как пример того, как изначально погибающие люди всё-таки обратились к Истинному Богу.
3) Толкования на 1Кор.5:13 https://azbyka.ru/biblia/in/?1Cor.5:13&r — основная идея в том, что тех, кто никогда не слышал о Христе, Бог будет судить по закону совести, который написан у каждого на сердце.
4) Не весь ад — место страданий, есть верхний уровень, где находились праведники до сошествия Христа в ад, где нет радости, но нет и страданий. Возможно, туда попадают некрещённые младенцы. Где-то на этом же сайте видел ответ на этот вопрос, но не нашёл — возможно, потом найду и прикреплю ссылку
5) Высказывание преподобного Нектария Оптинского в пересказе архимандрита Бориса Холчева: «Простой индус, верующий по-своему во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, спасается, но тот, кто, зная о христианстве, идет буддийским путем или делается йогом, – нет»
6) В целом существует ещё очень много различных мнений на этот счёт, в Церкви очень много разных людей — поэтому не надо рубить сплеча и торопиться сходить с ума
7) Частый ответ на мои недоразумения: «Ну неужели ты думаешь, что Бог любит мусульман, буддистов и прочих меньше, чем ты?». А вот я всё никак не могу это осознать, всё пытаюсь проверить
Дмитрий, мне хорошо знакомы ваши сомнения, вообще весь тот духовный процесс, который вы описали. Разумеется, я согласен далеко не со всеми вашими доводами, но я не стану вступить в богословские споры. Я просто не умею их вести, да и вообще не вижу смысла в спорах.
Скажу только, что для меня очевидно одно: «подгонка» православия под собственные предпочтения — это очень удобная вещь, и я сам охотно занялся бы этим. Если бы не понимал, что тогда это будет уже не православие. И это испорченное «православие», как и любая испорченная хорошая вещь, перестанет работать и приносить лично мне пользу. То есть я лишусь той второй, истинной и радостной жизни, которую дал мне приход к истинному Богу Евангелия.
В остальном я присоединюсь к мнению ответившего здесь Глеба: просите у Бога открыть вам глаза и прояснить то, что вас смущает и мучает. И рано или поздно вы получите просимое.
А еще мне очень помогает воспоминание о том, что ответил Бог Антонию Великому: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это – душевредно». Разве у нас самих мало духовных проблем, чтобы пытаться решать глобальные вопросы, ставя себя на место Бога? Повелел Бог истребить племена Ханаана? Значит, так Ему было угодно. Не велит нам делать подобных вещей? Значит, в отношении нас Ему угодно именно это. А нам остается только порадоваться и возблагодарить Бога, что мы находимся на своем месте, и нам не надо истреблять язычников, а хорошо бы заняться истреблением собственных грехов и страстей, а не «решать судьбы мира».
С уважением,
Да, согласен, «подгонка» под свои предпочтения — дело опасное, не хочу это делать. И понимаю, что надо в первую очередь о своей душе думать, но…
Возможно, проблема вообще лежит не в религиозной, а в психологической плоскости — в целом, я уже смирился, что не могу понять всего разумом, и С РАДОСТЬЮ НЕ РЕШАЛ БЫ СУДЬБЫ МИРА, если бы мог.
Вся проблема в том, что против моей разумной воли (но тем не менее с эмоциональным участием) из меня вылезает ропот и хула в мыслях, чуть не вылетая наружу. Достаточно какой-то очень косвенной ассоциации — о Ветхом Завете или участи некрещённых, чтобы запустить этот поток хулы, от которого нужно либо сразу бежать, а если не убежал, то сдерживать хулу час, а потом долго просить прощения. Я уже боюсь вообще что-либо читать или смотреть (литература, кино, история, путешествия), потому что ассоциации могут возникнуть где угодно.
И своим вопросом я в первую очередь хотел не чтобы мне помогли найти рациональные ответы, а чтобы посоветовали (если возможно), как довериться Богу и избавиться от приступов протеста, тогда и рациональные ответы не придётся искать.
Действительно, пожалуй, лучший совет как обрести доверие и мир — соблюдение Заповедей, борьба с грехом и участие в Таинствах
Меня так тянет решать судьбы мира, потому что если есть протест против Божьей Воли, пусть и не касающейся меня лично, то нет доверия Богу, а без доверия очень сложно (если вообще возможно) по-настоящему полюбить Бога. Получается, что я служу Богу только из страха наказания, а не по доброй воле.
Наверное, основная ошибка — нужно сначала довериться Богу, и уже исходя из того, что Бог есть Любовь, что Он благ, пытаться понять Его волю (или не пытаться). А я вместо этого пытаюсь убедиться в благости Бога, «проверяя» Его действия. Прости меня, Господи!
Служить Богу из страха наказания — это нормально и похвально для начинающего христианина. «Начало премудрости — страх Господень». Состояние сына, то есть служение Богу из чистой любви — это высшее для христианина духовное состояние, до которого нам с вами еще очень далеко.
То, что вы описали — это ваш Крест, ваша борьба за Христа и собственную душу. Несите его с терпением. В какой-то степени, это ваш подвиг на пути спасения. Молитесь, Бог поможет.
С уважением,
Здравствуйте, Дмитрий!
Я в течение нескольких лет жил в состоянии, подобном Вашему. Причём я к тому моменту уже не был новоначальным: жил церковной жизнью более 10 лет, имел опыт счастья во Христе. А потом в моей жизни почти одновременно произошло несколько тяжёлых для меня событий.
И я тоже несколько лет жил в состоянии обиды на Бога и гнева на Него. Меня тоже ужасали слова Священного Писания (в том числе Евангелия), примеры из Предания Церкви.
Я не хочу сказать, что пребывая в таком состоянии, нужно полностью оставить попытки рационально разобраться в том, что тебя возмущает в Христианстве. Нет: с некоторыми вещами, возмущавшими меня в Писании и в Предании, я примирился, разобравшись в них рационально. Отчасти мне в этом помогли другие люди.
Но чтобы обрести мир с Богом, нужно обращаться именно к Богу. Никто, кроме Него, Вам этот мир не даст. Вот как Иов: он желал состязаться с Богом, отказывался принимать те ответы, которые давали ему друзья. И Бог в конце концов ответил на вызов Иова, дав его душе мир и покой. Я думаю, что и Вам нужно направить всю энергию своего гнева, своего возмущения на то, чтобы добиться от Бога ответа. И тогда, рано или поздно, Бог даст Вам именно тот ответ, который необходим именно Вам.
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят".
Спасибо Вам, Глеб!
На самом деле, я уже не знаю, стоило ли задавать этот вопрос открыто - очень боюсь, что похожие на меня люди столкнутся с подобными проблемами и отпадут от Веры. Потому что на разных сайтах видел, как люди обращаются с похожими вопросами, получают ответы, которые их не устраивают, и, наверное, лучше от этого не становится. Или я слишком много думаю?
Братья и сестры! Как думаете - может быть, лучше удалить этот вопрос?
Каждый вопрос или проблема заслуживает того, чтобы быть разрешенными, насколько это возможно.
Здравствуйте!
Я бы не советовал Вам удалять этот вопрос. Потому что сам узнал из ответов много важного.
Я думаю, люди, попавшие в такую же ситуацию, как у Вас, обязательно будут искать ответ на свои вопросы. И будет гораздо хуже, если они их не найдут
Это Ваша боль, оставьте вопрос. Через год вернётесь, и откроете, насколько всё казалось трудным, а на самом деле всё просто.
Срывы в вере это результат ошибок и искажений в духовной жизни. Нужно искать, что конкретно делаете не так, с нарушением заповедей о Любви. Копайтесь в поступках, анализируйте, разбирайте, исповедуйте и меняйте поведение. Это даст результат.
Здравствуйте, Дмитрий! Описываемые Вами переживания нередки для людей, знакомящихся с Православием. Я бы обратил внимание на следующее. Православная традиция или историческое наследие, будучи единым в базовых истинах, разнообразно в восприятии многих явлений нашей жизни. В силу этого, разные люди, оставаясь православными, могут выбрать для себя тот подход к жизни (назовем это так), который им ближе и понятнее, при условии, что он не расходится с основополагающими истинами веры и морали. Один православный выбирает себе очно или заочно в духовное руководство жесткого противника всего мирского (духовника, книги, ресурсы в интернете и т.п.), который будет говорить ему, что грешно смеяться, есть сладости, вступать в интимные отношения в законном браке ради удовольствия, смотреть кино и ходить в театр и т.д и т.п. Другой же выберет для себя иной подход к жизни, в котором все это будет умеренно присутствовать и он с благодарностью к Богу будет этим использоваться. И нельзя сказать, что один из них более православный, а другой менее. Просто каждый выбрал свой подход к жизни, оставаясь православным, со всеми плюсами и минусами этого подхода для души и тела. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает (Рим.14:22). Ошибкой было бы навязать какой-либо из подходов в качестве единственно правильного, сослаться на какого-то святого отца и сказать, что если не будешь делать как говорит он, то пойдешь в муку вечную. Подчеркну, что я говорю о тех вопросах, которые не определены ясно в Св. Писании и Церковью на соборах. Именно поэтому, Священный Синод нашей Церкви строго запретил всем священникам вводить в духовническую практику какие-либо нравственные и иные требования, выходящие за рамки предписанного означенными [каноническими] установлениями, и по слову Спасителя, «возлагать на людей бремена неудобоносимые» (Лк.11:46) (определение от 28 декабря 1998 г.). Следовательно, Вы должны понимать, что если отказываетесь от чего-либо, не запрещенного прямо Богом и Его Церковью (или исполняете что-то, не предписанное Богом и церковными канонами), то делаете это добровольно, а не потому что от Вас этого требует Бог или Церковь. Вы сами выбираете как прожить свою жизнь в рамках Православия. К сожалению, церковные люди, включая священнослужителей, нередко злоупотребляют, выдавая свое неприятие чего-то за волю Бога. Имейте это в виду, потому что Вы тоже осуждаете людей за то, за что Бог их не осуждает. Чтобы узнать для себя основополагающие истины, Вы можете прочитать Пространный христианский катихизис, официальные церковные документы, присоединиться к катехизическим курсам в храме Вашего района. А вообще, в таких случаях, нужен адекватный духовник, который тактично подскажет и направит.
Что касается трудных мест Ветхого Завета, то нужно постараться отказаться от ложного образа Бога, который у Вас есть и принять Его таким, какой Он есть. Как бесконечно любящего Свое творение и бесконечно ненавидящего зло. Лично меня не смущают эти вопросы, потому что я верю в Живого Бога, каким Он открылся нам Сам в Своем Слове. И понимаю, что если что-то и представляется жестким, значит для этого были очень важные основания, и по-другому, было бы нельзя поступить.
Брат Дмитрий, как Вам и писали выше, идите средним путем, сохраняя верность Богу в Его настоящих заповедях и свободно, ответственно, выбирая то, что Он оставил на наш выбор. Не пытайтесь грузиться всеми сложными вопросами, не ставьте себе цели понять рационально все, это путь, который ведет к унынию. Помоги Вам Господи!
Спасибо Вам, брат Сергий!
Спасибо Вам за ответ! Хоть я и слышал подобные аргументы много раз и разумом согласен с ними, но, может быть, Ваше объяснение добавит им веса, чтобы и подсознание с ними согласилось) А моё ограниченное и гордое подсознание считает, что моё ощущение морали — единственно возможное на все народы и времена, и по-другому быть не может и не должнО.
Вы меня ободрили до следующего срыва)