- Бог говорит через пророка: Аз Бог, и несть разве Мене спасаяй (Ис. 43, 11). У другого пророка читаем: Спасающаго несть разве Мене (Ос. 13, 4). А священники поют на утрени: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконами Богородицы поют: «Под твою милость прибегаем, Богородице …».
- Священники называют Богородицу Приснодевой, а в Евангелии написано: Бяху же и жены издалеча зрящя, в нихже бе Мариа Иакова малаго и Иосии мати (Мк. 15, 40). Это свидетельствует о том, что у Христа были малые, т.е. младшие братья, а Богородица была их матерью.
- Христос сказал: и отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, иже на небесех (Мф. 23, 9). А все священники – отцы.
И так далее.
ВОПРОС: Священники не знают этих вещей или знают, но глаза закрывают, подчиняясь преданию и традиции?
4 Ответа
Добрый день, Антон!
Вы ставите очень интересные вопросы. Пока я отвечу на один — о братьях Господних, потом постараюсь на другие.
Прежде всего, что значит здесь слово «братья»? В Библии оно может означать разные степени родства: родных, сводных, двоюродных. Некоторые протестантские толкователи считают, что после Иисуса у Марии были дети от Иосифа, и речь здесь идет о них.
Это предположение больше связано с историей Реформации, чем с библейским текстом. В свое время деятели протестантской Реформации резко восстали против почитания католиками Девы Марии, полагая, что Она как-то затеняет Господа Иисуса как единственного Посредника между Богом и человеками. Кроме того, они видели (с некоторым основанием) в почитании Девы одну из духовных опор монашества — института, который Реформация также стремилась упразднить.
Но если мы обратимся к библейскому тексту, то заметим, что братья Иисуса ведут себя по отношению к Нему довольно высокомерно — скорее, как старшие по отношению к младшему, а не наоборот. «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя... И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его» (Мк. 3:21–31). Мы понимаем, почему мать пошла с братьями — из любви к Сыну, но как объяснить поведение самих братьев? В патриархальном обществе старшинство значило очень много, и если бы младшие братья повели себя так по отношению к старшему, это было бы крайне скандально.
В Евангелии от Иоанна мы видим со стороны братьев не просто неверие, а такой взгляд свысока, который был бы необъясним, если бы они были младшими, но совершенно понятен, если они старше и видят в поведении Господа Иисуса нарушение того, что они почитают должным порядком: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7:3–5).
То есть Писание, скорее, указывает на братьев Иисуса как на родственников, которые старше Его, а потому явно не могущих быть детьми Марии. Церковный историк Евсевий Кесарийский приводит мнение, что они являются детьми святого Иосифа от первого брака. В самом деле, если Иосиф был благочестивым вдовцом, это хорошо объясняет и то, что после повествования о детстве Господа Иосиф больше не упоминается в Евангелии — вероятно, он был значительно старше Марии и к тому времени уже скончался.
Священники и воцерковленные христиане просто знают правила толкования Священного Писания Церкви. И знают про опасность предания отдельным цитатам безусловного статуса.
Ответы на Ваши вопросы подробно рассмотрены в том числе и на этом портале.
Например:
Да, Антон, Вы правы, в Библии написано одно, а мы делаем другое. Бог требует от младших подчиняться старшим и поучаться от пастырей, а иные младшие вместо этого начинают обличать своих пастырей. Например, сказано: "Также и младшие, повинуйтесь пастырям" (1Пет.5:5). Или: "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно" (Евр.13:17). А вместо этого некоторые дерзают говорить, что Церковь - столп и утверждение истины (1Тим.3:15) - более не такова. Печально все это.
По существу же Вашего вопроса замечу, что это традиционные неопротестантские обвинения в адрес православных. Советую прочитать прекрасную книгу прот. Димитрия Владыкова "Православная Церковь и сектанты", в ней даны все необходимые ответы.
Скажу и я кратко.
- Конечно, спасает нас один Христос, но вместе спасает и жена мужа, и епископ паству:
Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1Кор.7:16)
Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. (1Тим.4:16)
В этих цитатах апостол вместо существенного спасения Христова говорит о возможном для людей приведении грешника на путь спасения, где его и спасет Христос. В этом смысле Церковь и обращается так к Божией Матери. Если Вы игнорируете множество богослужебных текстов, где Спасителем называется один лишь Сын Божий, то это показывает Вашу предвзятость. Кроме того, поют это не священники, а певчие. Так что Вы или говорите с чужих слов, или крайне невнимательны в храме.
2. По второму вопросу вновь Вы путаете. Иаков был малый не по росту и не по возрасту (как якобы маленький), а по числу среди апостолов:
Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. (Мф.10:2-4)
Поэтому здесь вопрос надо переформулировать: была ли Дева Мария родной или приемной матерью для Иакова Алфеева? Евангельский текст ответа не дает: матерью одинаково могли назвать и родную, и приемную мать. Поэтому решающее значение для толкования имеет Предание. Оно единодушно утверждает девство Богородицы (да и как праведный Иосиф мог бы прикоснуться к своей жене после Святого Духа?).
3. По третьему вопросу снова Вы демонстрируете свое незнание Писания. Вот несколько цитат:
Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; (1Ин.2:1)
Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. (1Пет.5:13)
Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин (1Тим.1:18)
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. (1Кор.4:15)
прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: (Флм.1:10)
А теперь скажите, если мы дети для апп. Иоанна и Павла, а Марк, Тимофей и Онисим дети для апп. Петра и Павла, то кто же для нас и для них сами эти апостолы - разве не отцы? Поэтому и принято называть в Церкви отцами людей, возрождающих нас св. таинствами. И наоборот, по правилам церковного этикета неуместно самому священнику называть себя отцом (что, впрочем, не критично).
Наконец, спрошу и Вас: называете ли Вы Вашего родителя отцом? Если да (как и все делают), то почему Вас не обличает в этом совесть?
Поэтому, конечно, в цитированных словах Господа Иисуса Христа надо видеть приточную речь, предостерегающую нас от тщеславия.
Как видите, ответы на все эти вопросы несложные. Если Вам желательно считать себя чадом Православной Церкви, то почитайте Владыкова и другие подобные источники (можете подробнее почитать о них в составленном мной обзоре) и укрепляйтесь в вере. Не игнорируйте также церковные толкования сложных мест, причем главным образом не новых, а древних толковников.