Верую в Бога уже около десяти лет и у меня за это время было четкое представление, что является грехом, а что нет. Но, недавно я узнал нечто, что перевернуло во мне представление о христианстве. После чего пошатнулась вера, я стал меньше молиться и вообще уже некоторое время не могу прийти в себя. В общем, суть учения этого в том, что почти все, что не духовное - это грех! Якобы разрешено только жить духовной жизнью (причастие, пост, молитва, исповедь, добродетели) и немного плотской (немного воды, еды, сна) чтобы тело не умерло. Все остальное запрещено, потому, что это страсти. И в этом якобы и есть суть христианства. Например: наслаждение вкусом еды - грех т. к. это понемногу может привести к чревоугодию. Даже если это наслаждение раз в месяц, или раз в год - это грех. Само наслаждение едой приятно для плоти, а все, что связано с приятностями плотскими - это страсть, а страсть - грех! Из этого уравнения вообще можно вывести очень странные вещи. Например: человек посмотрел на закат и получил удовольствие. На первый взгляд здесь нет греха, но косвенно это якобы грех, потому, что приятность, которую человек получил от вида природы плотская, соответственно - это страсть и грех. Еще пример: парню понравилась девушка - это плотской интерес, а плотской интерес - это страсть и соответственно грех. Короче говоря нет привычного деления на грех/не грех (как я думал), а есть полный запрет на все, что может принести плотское удовольствие, потому, что это якобы страсти. У меня когда-то появлялась косая ухмылка на лице, когда я узнавал, как верующая мать учила своего сына, что интерес к противоположному полу - это грех, а также когда слышал от верующих людей, что плотские отношения - это грех даже в браке! Теперь я понимаю откуда все это берется.
Внутри я понимаю, что это учение очень странное, но я не могу ничего ему противопоставить, так как оно очень логичное, по крайней мере для меня.
Как в это верить, я не знаю.
10 Ответов
То, с чем вы столкнулись, это крайнее направление в христианской среде, которое не является учением Церкви и не подтверждается Св. Писанием. Св. Писание говорит только о том, что невинные земные радости не должны становится самоцелью и быть чрезмерными. Но сами они не запрещаются, а поощряются, так как это дары Божьи, утешающие людей в их земном странствовании. Достаточно подумать о том, что именно Бог создал в нашем мозге центр удовольствия (а также различные телесные рецепторы: вкусовые, эрогенные и т.д.) и если считать все земные удовольствия грехом, то это косвенно хулит Творца, Который именно так все создал. В Библии и у отцов Церкви достаточно свидетельств об этом.
I. Св. Писание.
Наслаждение интимной близостью с законной женой — доброе, а не порочное удовольствие: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» (Прит. 5:18-19).
Семейная жизнь - доброе удовольствие: «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем» (Еккл.9:9).
Бог подает нам обильно для наслаждения природные блага: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения (ἀπόλαυσιν)» (1Тим. 6:17).
Приличные музыка и песни во время застолья - добрые удовольствия: «Если поставили тебя старшим на пиру, не возносись; будь между другими как один из них: позаботься о них и потом садись. И когда всё твое дело исполнишь, тогда займи твое место, чтобы порадоваться на них и за хорошее распоряжение получить венок. Разговор веди ты, старший, — ибо это прилично тебе, — с основательным знанием, и не возбраняй музыки. Когда слушают, не размножай разговора и безвременно не мудрствуй. Что рубиновая печать в золотом украшении, то благозвучие музыки в пиру за вином; что смарагдовая печать в золотой оправе, то приятность песней за вкусным вином» (Сир.32:1-8).
II. Святые отцы.
Прп. Иоанн Дамаскин дает такие критерии законным и добрым удовольствиям:
— они не связаны с неудовольствием;
— после них не должно быть стыдно, они не оставляют по себе повода к раскаянию;
— не производят вреда;
— не выходят из границ умеренности;
— не слишком отвлекают от важных дел и не порабощают себе.
Допустимые удовольствия уместны «в приличное время, и приличным образом, и в приличной мере» (Точное изложение православной веры. Кн. 2, гл. 13).
Добрые житейские удовольствия не запрещены для христианина: «Если ты хочешь найти увеселение, то иди не в театр (святитель говорит о порочных языческих зрелищах — прим. С. Ф.), а в рощи, к текущей реке, на озера, в сады, слушай поющих кузнечиков, чаще посещай гробницы мучеников, где здравие для тела и польза для души, и никакого вреда. У тебя есть жена, есть дети? Что может равняться с таким удовольствием? У тебя есть дом, есть друзья? Это доставляет большое удовольствие, и вместе с целомудрием приносит и пользу. Скажи мне, что приятнее детей? Что милее жены для того, кто желает жить целомудренно? Говорят, что варвары когда-то сказали полное мудрости слово. Римляне, – сказали они, услышав об этих нечестивых театрах и неприличных увеселениях, – придумали такие удовольствия, как будто не имея жен и детей» (Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста, слово 14).
«Дух Христов не враг и человеческих благозаконных радостей» (свт. Филарет Московский. Беседа в третий день Пасхи и в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича).
Умеренные приятности для тела (принятие вкусной пищи, алкоголя, теплой ванны) не составляют греха: «Принимай ванны, садись за стол, употребляй вино, но умеренно; если ты хочешь вкушать мясо, никто тебе не препятствует. Наслаждайся всем этим, только воздержись от греха» (свт. Иоанн Златоуст. De ressurectione // PG 50, 433).
Удовольствие от хорошо проделанной работы — от Бога: «Удовольствие, которое чувствует человек, любочестно выполняющий свою работу, – это доброе удовольствие. Это удовольствие дал Бог, для того чтобы не уставало Его создание. Это – восстановление сил через усталость» (прп. Паисий Святогорец. Слова. Том IV: Семейная жизнь).
Наслаждение интимной близостью с законной женой — доброе, а не порочное удовольствие: «Зачем же ты гоняешься за удовольствием, которое ведет к осуждению, производит гибель, наносит неизлечимую рану, тогда как можно получать удовольствие, не подвергаясь никакому злу? С свободною женою и удовольствие, и безопасность, и покой, и честь, и красота, и добрая совесть; а там великая горечь, великий вред, постоянное осуждение.. Таким образом, кто ищет удовольствия, тот особенно и пусть избегает общения с блудницами, потому что нет ничего горче этой привычки, ничего неприятнее этого общения, ничего порочнее этих нравов» (свт. Иоанн Златоуст. Беседа на слова апостола: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор.7:2)).
Физическая красота — благо и утешение для тех, кто желает быть в законном браке: «И красота служит союзом брака, — потому что людей весьма привлекает тело. Так как нам дана трудная и тяжелая жизнь, то даровано и некоторое утешение, отсюда воспламеняется любовь, которая охватывает все. Господь предусмотрел и употребил много средств к тому, чтобы союз брака оставался нерасторжимым. Но, скажешь, красота и в начале была соблазном: "тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, говорится в Писании, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал" (Быт.6:2). Не она была соблазном, а испорченность тех людей. Бог создал дочерей красивыми не для того, чтобы они были бесстыдными, но чтобы каждый любил свою жену» (свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу пророка Даниила, 1).
Все остальное запрещено, потому, что это страсти.
Тут проблема в том, что слово страсти имеет разное значение. Есть страсти, как те качества природы человека, которые появились с момента грехопадения (голод, страх, гнев, похоть и т.п.). Они сами по себе ни хороши, ни плохи, но ими нужно научиться управлять, чтобы они служили на пользу, а не приводили к греху (например, удовлетворение голода не должно превращаться в обжорство, гневаться следует не за личные обиды, а когда обижают других и т.д.).
А есть противоестественные страсти, которыми нужно не управлять, а искоренять их беспощадно (самость, алчность, зависть и т.п.). То есть нужно в течении жизни добиться того, чтобы искоренить эти противоестественные страсти так, чтобы нам даже и не хотелось их удовлетворять, заменив их на добродетели - противоположные им качества (смирение, щедрость, доброжелательство и т.п.). С Божией помощью, это возможно.
Есть еще одно особенное словоупотребление термина страсть в значении греховной зависимости человека (например, пьянство, наркомания, игромания и т.п.). Здесь страстью может стать все, что подсаживает человека на "дофаминовую иглу", когда какое-то систематически повторяющееся действие приносит мгновенное удовольствие, в результате чего, человек становится зависимым. С такими страстями нужно также бороться систематически вплоть до полной победы над зависимостью.
Добавлю ещё про тщеславие. Святой Августин писал: «Всякий, кто хорошо осведомлён, знает, что даже любовь к похвале есть грех». Означает ли это, что нельзя никого хвалить и самому принимать похвалу? Нет, не означает. Священное Писание и творения святых отцов содержат примеры полезной и справедливой похвалы.
Мне запомнилось это рассуждение К. Льюиса о (не)правильном отношении к похвале:
Если вы испытываете удовольствие, когда вас хвалят, это не свидетельствует о гордости. Ребенок, которого похлопали по плечу за хорошо выученный урок, женщина, чьей красотой восхищается возлюбленный, спасенная душа, которой Христос говорит: “Хорошо, верный раб”,- все они чувствуют себя польщенными, и это вполне закономерно. Ведь здесь – удовольствие вызывает не то, какой вы, а сознание, что вы сделали приятное кому-то, кого хотели (и правильно!) порадовать. Беда начинается тогда, когда вы от мысли: “Я доставил ему удовольствие; как хорошо!” – переходите к мысли: “Должно быть, я очень хороший человек, раз сделал это”. Чем больше вы нравитесь себе и чем меньше удовольствия испытываете от похвалы, тем хуже вы становитесь. Если похвала вообще перестает занимать вас и любование самим собою становится единственным источником вашего удовольствия, значит, вы достигли дна.
Вообще похвала должна поощрять человека к добру, а не быть желанной ради суетной славы.


1. Подвиг св. отцов-аскетов в том, что они отказались от многих разрешенных удовольствий ради особой небесной награды. Но это вовсе не означает, что те, кто пользуются благоразумно этими удовольствиями, грешат. Есть разные градации угождения Богу и отказ от земных удовольствий, отречение от мира — это евангельский совет, но ни в коем случае, не закон. Я привел достаточно свидетельств, где сами удовольствия разрешены в качестве утешения.
2. Мы созданы Богом не только духовными, но и телесными существами. Именно Бог создал нас с потребностью в пище, размножении и т.д. Именно Он соединил эти природные процессы с удовольствием, так как Он Творец физиологии. Да, это все будет упразднено в Царстве Небесном. Но сейчас-то мы живем на земле и наши тела еще не преображены. Так что не стоит торопить события и гнушаться тем, что Бог дал нам для временного пользования. Главное, чтобы это принималось с благодарением и служило на пользу нам. Рекомендую прочитать статью https://azbyka.ru/udovolstvie

«»»1. Подвиг св. отцов-аскетов в том, что они отказались от многих разрешенных удовольствий ради особой небесной награды. Но это вовсе не означает, что те, кто пользуются благоразумно этими удовольствиями, грешат.»»»
Я тоже так раньше думал, но теперь мне кажется, что в этом грех.

Я ответил вам на основании своего знания этой темы, не в первый раз уже такие вопросы приходят. Если что-то является грехом, Бог прямо запрещает это в своем законе, чтоб было ясно всем. Все остальное — домыслы человеческие. Предлагаю вам просто поразмышлять теперь над предоставленной информацией и сделать свой вывод. Дам в дополнение ссылку, где эта тема подробно разобрана https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelleckij/opyt-nravstvennogo-pravoslavnogo-bogoslovija-v-apologeticheskom-osveshenii-tom-2/6_9

Ну хорошо, спасибо.
Но, недавно я узнал нечто...
Хорошо было бы указать откуда это узнали. Руководство для пустынников прочитали? Тогда всё верно, если Вы пустынник.
Есть такое понятие, как духовный возраст. Рекомендую ознакомиться. Также есть литература для мирян и для монахов, для новоначальных и зрелых...
Простите за пример, если Вам попадётся руководство о том, как ставить клизму, Вы же не начнёте это делать, т.к. поймёте, что это не для всех. Аналогично и духовное лечение не является универсальным.

Имя того от кого узнал не хочу называть. И это якобы касается не только монахов но и мирян, потому, что для Бога они все люди. Что такое духовный рост я понимаю. Акцент стоит на том, что оно одинаково грех, что для начального, что для пустынника. Только с разницей в том, что начальный этого всего не понимает, а пустынник понимает.

Так это даже не книга, а чьи-то советы, тогда всё ещё хуже.
А что Ваш духовник сказал по этому поводу? Или Вы сам себе духовник?

Это рекомендации человека которого вы знаете, но я не хочу о нем говорить. Со священником еще не говорил по этому поводу.
Судя по Вашему вопросу, Вы начали задумываться о том, что раньше делали не раздумывая. Это хорошо. Христианство требует от нас разумной веры и исполнения заповедей.
Но человеческие мнения утверждаются на шатком основании - кто бы ни был автором озвученного Вами мнения. Поэтому советую Вам почитать эту прекрасную книгу свт. Феофана Затворника. Из нее Вы узнаете, что в самом деле является грехом, а что хотя нам и нравится, но вовсе не грех.
Бог создал нас для радости, и отчасти дарует радость уже в этой жизни. Далеко не всегда эстетическое наслаждение или радость от приятной пищи является грехом. Тем более учитывая, о ком идет речь в конкретном случае: каков его семейный, церковный и общественный статус и т.д.
Не унывайте.

Говорят, что радость о которой написано в Писании — духовная, а не плотская. И человек должен стремиться получить только ее, а не плотскую. Плотская — это страсти.

Эти люди святее свт. Феофана Затворника? Не думаю. Почитайте рекомендованную книгу.
Апостол Павел 1-е послание к коринфянам 6:12
"Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною".

Так много чего обладает нами. Под это может попасть все, что угодно.

Анастасия, с большой долей вероятности это диатриба: https://azbyka.ru/diatriby
В общем, суть учения этого в том, что почти все, что не духовное — это грех! Якобы разрешено только жить духовной жизнью
В каком месте Вы это нашли? Какое-то предвзятое у Вас мнение.
Есть документ - основы социальной концепции Русской Православной Церкви. И там описан весь спектр того, как человек может жить, трудиться, отдыхать, учиться, строить семью в современнои социуме.
Церковь нигде и никогда не запрешает мирскую жизнь, а аскетические ограничения накладываются только для монахов, выбравших особый путь спасения.

Ну так говорят, что Бог монахов и мирян будет судить по одинаковым правилам. Это якобы неважно монах или нет. У человека есть ветхая, плотская природа, ее говорят нужно уничтожить. Ну вот, нужно отречься от земного.

Кто говорит?! Кто эти люди!
Монахи дают особые обещания Богу, отчего у них иная история, увязанная на эти обеты.
У мирян своя обычная жизнь — родился, учился, трудился, женился, родил детей…
Но у тех и других одна главная цель — Христос. Приближение к Нему и есть отречение от земного. Ходит в храм мирянин — уже приблизился, молится — ещё шаг, исповедуется — ещё, причащается — ещё немного, любит Бога и людей — умница, соблюдает заповеди — почти красавчик!

Святые отцы говорят. Вот например: человек любит раз в месяц есть кусочек торта и этим самым он якобы открывает дорогу к чревоугодию, блудной страсти и еще может чему-то. Соответственно, есть торт даже один раз якобы грех! И это касается всех, а не только монахов. Ну, что я это придумал или что?

Конечно придумали!
Прочитайте Типикон, (богосужебный устав Церкви, составленный монахами, обязательный для православных) в нём установлены сроки, пределы и содержание рационов постов. Там есть очень много дней для тортов, более 1/2 года. Кушай — нехочу!

Я переосмыслил! Реально, ничего подобного о чем я писал нет в Библии, а в некоторых местах Писания Ветхого и Нового заветов есть и противоположное. Есть святые отцы Церкви, которые говорили о противоположном. Видимо всему виной моя мнительность =)

Аминь!
Очень хорошо иметь смиреномудрие, когда мы своим умом перед фактами сгибаем шеи в рассуждениях.
Именно это позволяет придти к пониманию сердцем Троицы, Боговоплощения, подвига Богородицы.
Бог в помощь! С наступающим Рождеством Христовым!
Если по этому учению нужно только молиться, поститься и причащаться и есть совсем немного, то идите в пустыню, хотя причастие в пустыне не предусмотрено. Но сначала подумайте, как например святитель Лука Крымский, стал святым, если при этом он был выдающимся хирургом, у него была жена, дети.И как же эти дети рождались ,если по этому учению это все грех. Как он мог делать операции, а вдруг умрет пациент, а это опять грех. Но все равно причислен к святым. И таких примеров очень много.

Я не знаю как это может быть, не я придумал это учение. Я только знаю, что говорят, что есть зависимость между абсолютно любыми земными наслаждениями и грехами. Слышал историю как муж отпустил жену в монастырь на некоторое время. После приезда она ему заявила, что все грех и нужно жить как брат и сестра. Также, читал переписку христиан и мусульман, как христиане называли мусульманский рай блудным, на, что один мусульманин ответил христианину «да у вас даже с женой вступать в близость — это грех» Теперь скажите, откуда все эти байки о нашей вере берутся?
Вот именно, что байки, которые и слушать не надо. Сектантов в нашем мире полно, изучайте лучше законы Божие, читайте Евангелие,а то получается, что вы двигаетесь не на встречу к Богу, а в обратную сторону.

Спасибо за комментарий, я переосмыслил.
Не успел прочесть все комментарии, но хочу заметить:
Вы заметили, что понятие греха намного шире. Это - хорошо!
Но обилие греха загоняет вас в уныние - это уже плохо.
Проблему нужно решать и она решаема, это просто очередной этап духовной жизни. Как в мирской жизни люди сталкиваются с чередой кризисов разного возраста, так и духовной жизни не все так гладко. Про искушения и нападки бесовские не мало написано, и это не удел избранных, всех это не минует, но по своему. Когда я только крестился, то год как на крыльях летал, душа нараспашку, а потом, кто только в неё не плюнул, крылашки подрубили и тд. Но все правильно и по закону, не плюют туда где чисто, а где один окурок или соринка, там скоро гора мусора вырастает. За десять лет вы тоже должны были чему то научиться, чтоб фильтровать данные и знать с чем сверяться, по этому и спрашиваете. Поверьте, многие сомнения терзают душу, чтоб в итоге вера окрепла и была бы действительно спасительной. Помогай вам БОГ!

Спасибо за комментарий.
Наверное, приемлема фраза , данная свыше Силуану Афонскому: "Держи ум свой во аде и не отчаивайся". Очень много разъяснений на это.
Ой, какой ужас! Если бы все так думали, тогда и люди бы не женились и детей не рожали. ВСЕ БЫ ВЫМЕРЛИ!
Смешно же.
Проще к жизни относитесь.
А еще лучше — с благодарностью к Богу.
Увидели закат красивый — скажите спасибо Богу за этот прекрасный момент и за то, что Бог создал Солнце!
А к браку относитесь строго — одна женщина для одного мужа на всю жизнь и быть верным, пока смерть не разлучит нас — вот пример крепкой семьи.
Если это не является учением Церкви и не подтверждается Св. Писанием почему тогда св. отцы этим занимались и в чем их подвиг тогда? Почему эти плотские наслаждения нас утешают если есть Дух Утешитель? Они же не могут быть лучше Бога, зачем тогда нам плотские наслаждения для утешения? На счет центров в мозге от которых удовольствие — это можно объяснить грехопадением. После этого, мозг стал ориентирован на другое (плотские удовольствия).
То, что вы написали (Прит. 5:18; Еккл.9:9; Сир.32:1–8) это можно обосновать Ветхим Заветом, а сейчас уже Новый Завет и мы должны в нем жить, поэтому оно для нового человека якобы запрещено.
А (1Тим. 6:17) я не знаю как объяснить, но думаю, что тоже как-то можно.
Далее вы наводите Иоанна Дамаскина
(—после них (удовольствий) не должно быть стыдно, они не оставляют по себе повода к раскаянию) Это зависит от того как научили. Могут научить так, что от всего будет стыдно.Поэтому — это может быть и не аргумент.
(—не производит (удовольствие) вреда) Если очень захотеть то всему плотскому можно приписать вред.
Далее вы описываете разрешенные удовольствия и что такое страсть. Но это все можно противопоставить другим святым отцам. Человек ведь не может жить без того плотского, что вы навели, ну все, значит это уже страсть. Обычно говорят так «в Царствии Небесном не будет всего, что на земле», а в частности всего того, что и вы навели. В Царствии Небесном будет только духовное, а плотское удовольствие это не духовное, значит это плохо, потому, что человек склонен к мирскому.
Вы не подумайте, что я придерживаюсь всего этого, я просто вам показываю как это можно объяснить по другому! И почему я буду неправ?