7 Ответов
Вы утверждаете, что личное покаяние само собой приводит к прощению грехов. Однако Господь говорит иначе. Сравните два текста:
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь. Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе. (Мф.18:15-18)
и
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Ин.20:21-23)
В первом тексте мы видим власть рядовых верующих прощать грехи, совершенные против них лично ("согрешит против тебя брат твой"). Во втором Господь дает власть апостолам прощать или оставлять грехи. Причем эту власть надо явно отличать от прощения грехов, которое совершается в таинстве крещения (и тоже, заметьте, не путем личного покаяния без видимых посредников):
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святого Духа. (Деян.2:38)
По воле Божией апостолы получили эту власть (которую Вы отрицаете) к созиданию Церкви:
Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде. (2Кор.10:8)
Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению. (2Кор.13:10)
Яркий пример применения этой власти - коринфский блудник. Вначале апостол его единолично отлучает от Церкви, а потом так же единолично принимает в общение. Конечно, грех блудника был причиной отлучения, а покаяние - причиной прощения. Но только причиной: само отлучение и принятие совершилось не решением блудника, но апостольской властью.
Поэтому Церковь с апостольского времени знает власть епископов и пресвитеров вязать и решить. Эта власть принадлежит им по воле Божией для созидания Тела Церкви, в которой мы спасаемся совместно, но с разными служениями и при необходимом послушании младших старшим:
И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. (Еф.4:11-16)
Итак, не стоит отрицать волю Божию и власть Церкви, а своему личному покаянию усваивать власть прощения грехов. Да Вы и сами легко можете это заметить: если личное покаяние прощало грехи, то Вы бы не имели даже и греховных помыслов, тем более поступков. А в действительности подобные помыслы, конечно, у Вас есть, как и у всякого несовершенного человека.
И наоборот, личный подвиг православных святых, основанный на доверии Церкви и принятии ее таинств, помог им освободиться от порабощающей силы греха и страсти. Да и всякий православный христианин получает помощь в борьбе со страстями, если начинает правильно и решительно с ними бороться, в том числе пользуясь церковными таинствами, особенно покаянием и Евхаристией.
Поэтому советую Вам смириться перед Богом и принять поставленных Им пастырей Церкви, которые, несмотря на отдельные личные несовершенства, данной им Богом властью помогут Вам примириться с Богом и войти в Царство Небесное.
Анастасия, это разные уровни, этапы покаяния. Мы внутренне каемся после осознания греха, в конце дня мы каемся во всех совершенных грехах, а в церковном Таинстве Покаяния, установленном Богом, мы не только каемся, но и получаем через священнослужителя разрешение от грехов.
Анастасия, попробую развернуть краткий ответ Кирилла.
1. Священник - свидетель необходимый на страшном суде, о чем говорит и его молитва перед исповедью.
2. Термином - "Покаяние" - переведено греческое слово означающее, в том числе - " Изменение ума", а это длительный процесс в котором церковные таинства - а исповедь- одно из них- абсолютно необходимы так как в них мы получаем силы для этого.
3. Где грех, там и бес. А избавиться от них мы своей силой не можем. Только Христом. Для этого Он и дал нам церковь с её священниками и таинствами.
Христианин может и должен каяться перед Богом, испрашивать у Него прощение в своих грехах. На это указывают многие церковные молитвы, в частности, православные христиане во время вечерних молитв совершают такое покаяние перед Богом во время повседневного исповедания грехов. Однако, это не отменяет необходимости участия в таинстве исповеди, которое является завершением и исполнением первой части покаяния - желания оставить грех и решимости жить согласно Евангелию.
Господь устроил так, чтобы мы получали прощение грехов через посредство священников, дав им "силу и власть отпускать грехи людей, потому как сказано об этом: «Что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18) (Прав. испов., Ч. 1, вопр. 109). Они наши ходатаи перед Богом, "с которыми мы должны советоваться о нашем спасении" (Прав. испов., Ч. 1, вопр. 89). Святая Церковь предписывает всякому верному исповедовать свои грехи перед священником не реже четырех раз в год (см. Прав. испов. Ч. 1, вопр. 90).
О духовной необходимости исповедовать грехи свт. Феофан Затворник пишет следующее:
Когда мы грешим, то думаем, что не только вне нас, но и в нас самих не остается следов греха. Между тем, он оставляет глубокие следы и в нас, и вне нас на всем, что нас окружает, и особенно на небе, в определениях Божественного правосудия. В час греха решается там, чем стал согрешивший: в книге живота он внесен в список осужденных – и стал связан на небе. Божественная благодать не низойдет в него, пока на небе не изгладится он из списка осужденных, пока там не получит он разрешения. Но Богу угодно было небесное разрешение – небесное изглажение из списка осужденных поставить в зависимость от разрешения связанных грехами на земле.
Итак, прими Таинство покаяния, чтобы сподобиться всестороннего разрешения и открыть в себя вход духу благодати. Совесть, теперь возочищенная, возвратившая нежность и чутье к нравственному порядку, не даст покоя, пока решительно не уверимся в прощении. Такова она в обыкновенном порядке нашей жизни: не дает она нам и на глаза показаться к тому, кого оскорбили, пока не уверимся, что он простил нас. В отношении же к Богу она еще разборчивее. Хотя в то время, когда человек возвышается до решительного обета, сходит на него некоторое уверение, что он теперь не противен Богу; но эта уверенность – своя и прочна быть не может, ее скоро поколеблет сомнение: «Да так ли, да не самообольщение ли это», а сомнение внесет тревогу внутрь, от тревоги же – расслабление. При этом жизнь не будет иметь ни твердости, ни стройности. Итак, надобно человеку услышать всепрощение от лица Божия, чтобы, окончательно успокоившись уверенностью в милости Божией, действовать потом решительнее и тверже в этой уверенности.
Итак, исповедь перед священником необходима, во-первых, потому что Сам Господь захотел подавать Свое прощение таким образом. Как больному для исцеления необходимо участие врача, так и грешнику необходимо участие в таинстве, которое возвращает благодать и невинность, освобождает от власти дьявола, и через которое "к нам возвращается мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям" (Прав. испов., Ч. 1, вопр. 114). Кроме того, оно важно и тем, что дает внешнее уверение мятущейся совести грешника, что прощение и примирение с Богом действительно произошло. Во время исповеди мы также имеем возможность получить назначение духовного лечения наших ран, полученных в результате греховной жизни. Последнее особенно важно, поскольку у многих современных людей нет не только понимания того что есть грех, но и как лечить его последствия.
Анастасия, грех - это не только то, что между вами и Богом, грех также есть преступление против Церкви, тяжелые грехи ставят человека вне Ее. Поэтому кроме вашего личного покаяния, нужно еще и засвидетельствовать свое покаяние перед Церковью в лице священника (в древности же каялись прямо перед всей церковной общиной).
Разницы ведь по сути нет
Колоссальнейшая разница! Покаяние – это в целом работа над собой, раскаяние, исправление, «изменение ума», а Исповедь – важнейший этап покаяния, церковное Таинство, священнодействие. То же самое сказать – зачем мне Крещение и Причастие, зачем мне вообще Церковь, если я и так в Бога верю.
Безусловно, люди и с такими взглядами есть, но это не православные христиане. А для нас:
«Церковь создали не «попы», а Сам Господь наш Иисус Христос (см. Мф. 16:18). Он же является Главой Церкви (см. Еф. 5:23), Её основателем и архитектором, и все существующие в Ней Таинства установлены Им!» (cвященник Александр Каневский).
Исповедь как главнейшая часть Таинства Покаяния совершается со времен апостолов:
«Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19: 18).
Во время Исповеди мы напрямую говорим о своих грехах Богу в присутствии свидетеля-священника. И готовность сделать это – признак настоящего покаяния, его квинтэссенция, если угодно, отчет о проделанной работе по исправлению себя, изменению своего ума. По милости Божией мы нынче даем этот земной отчет не во всеуслышание, а в присутствии лишь одного свидетеля, обязанного перед людьми молчать о том, что мы говорим. Господь бережет нас.
Священники же самим Богом во время рукоположения наделяются особым даром принимать исповедь и возвещать прощение от Его имени во исполнение завета: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). В этом предельно важная роль священника как свидетеля и активного участника Исповеди: он не просто присутствует возле нас по время нашего рассказа о собственных раскаянных грехах, не просто наставляет нас в нашем исправлении, но действием Духа Святого принимает решение о том, искренне ли наше покаяние, и возвещает нам прощение от Бога, если это так. Самонадеянно и нелепо было бы ожидать, чтобы каждому из нас явился во время каждого покаяния Господь и лично сказал: принимаю твое покаяние и прощаю. А без этого - как мы узнаем, каковы плоды нашего покаяния? Сами себе мы и простить можем то, чего еще не стоит прощать, и бичевать себя за давно достойное прощения. Священник во время Исповеди служит нам помощником, в котором мы жизненно нуждаемся: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией». (1Пет.4:10)
Слова же апостола Павла: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2, 5-6), - они ведь не о том, что Иисус должен выступать посредником-переговорщиком между нами и Богом по время покаяния. Христос Сам – Бог. Апостол говорит о Нем как о посреднике в том смысле, что «Он принадлежит той и другой стороне, есть Бог и человек, - один в двух естествах» (толкование блж. Феофилакта Болгарского). Он – «соединитель разобщенных людей с Богом – посредник, «совокупивший в Себе разъединенное» (Феодорит) (толкование священника Николая Рудинского (†1937).
Здравствуйте, Анастасия.
Ну, во-первых: Иисус - не посредник. Он - Бог.
Во-вторых: Вы правы - покаяться можно. Но это не будет Таинством Покаяния.
В третьих: Ваш вопрос из разряда "зачем ходить в церковь, если и дома можно помолиться?".
На "в третьих" дам более "развёрнутый" комментарий:
Это не только моё личное наблюдение. О том же говорили и писали многие. В т.ч. и святые отцы.
Те, кто не ходят в церковь, как правило - и дома не особо усердствуют в молитве.
То же могу сказать и о "домашнем покаянии".
Да. Согласен. Оно порой настолько искренне, что даже и отцы-пустынники , наверное, подивились бы столь суровому само осуждению и плачу о своих грехах.
Однако, при здравом рассуждении - это не более, чем пресловутое "самокопание". И нередко, а скорее всего - закономерно приводит не к очищению души, а к её расстройству. Иногда - даже к трагическому финалу. Уныние (а именно оно в результате этой "духовной практики" и возникает) ещё никого до добра не довело. И тем более - не ввело в Райские Врата.
Вот для этого и нужна Исповедь. Для этого нужно Таинство. Для этого нужен священник...
Я достаточно хорошо разбираюсь в медицине... Но вырезать аппендицит сам себе не стану. Обращусь за этим к другому врачу.
Наверное поэтому и существует в каждом монастыре духовник. И даже Патриарх сам себе грехи не отпускает .