Иудаизм

Литература по теме

Иудаи́зм — монотеистическая религия, основу которой составляет Моисеев закон и т. н. устная Тора. Хотя последователи современного иудаизма считают, что традиция от времени пророка Моисея до настоящего времени непрерывна, раввинистический иудаизм отличается от ветхозаветной религии древнего Израиля.

photo 2024 05 24 15 05 56 - Иудаизм

Современный иудаизм неоднороден и представлен различными течениями, которые сильно отличаются в вероучении и практиках. Для большинства течений характерны следующие, объединяющие их особенности:

  1. Монотеизм – вера в единого Бога Творца и Вседержителя.
  2. Вера в то, что они – иудаисты – пребывают в Завете с Богом.
  3. Признание авторитета Св. Писания (Танаха) и Талмуда.
  4. Исполнение заповедей Божьих (мицвот).
  5. Ожидание (первого) пришествия Мессии (Машиаха).
  6. Вера в существование ангелов и демонов.
  7. Вера в бессмертие души и воскресение мертвых.

В чем главное различие между иудаизмом и христианством?

Христиане исповедуют, что Бог един и вместе троичен, тогда как представители иудаизма, отрицают троичность Бога по Лицам. Другое принципиальное различие лежит в отношении к Иисусу Христу, Его учению и делам. Представители иудаизма, в отличие от христиан, не признают Его Мессией, Господом и Спасителем, через Которого было совершено Искупление человека и заключен Новый Завет с людьми.

Правильно ли говорить, что иудаисты и христиане верят в одного и того же Бога?

Вот какой ответ на этот вопрос дал свт. Иоанн Златоуст: «Конечно, (иудеи) скажут, что и они покланяются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не покланяется Богу. Кто говорит это? Сын Божий. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. (Ин.8:19). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяются Богу, нет; там место идолослужения».

Что служит явным доказательством ложности иудаизма?

Таким доказательством служит объективная невозможность исполнить значительную часть иудейских предписаний из-за разрушения храма в Иерусалиме. Свт. Иоанн Златоуст говорит об этом следующее: «Как врач отводит больного от его неразумного требования, разбивая сосуд; так и Бог отклонил (иудеев) от жертв, разрушив самый город и сделав его для всех недоступным. Если бы Он не это имел в виду, то для чего заключил все богослужение в одном месте, будучи вездесущим и все наполняя? Для чего же Он, соединив богослужение с жертвами, жертвы с местом, место с временем, время с одним городом, потом разрушил этот самый город? И вот что удивительно и странно: вся вселенная открыта иудеям, и нигде на ней не позволено приносить жертв; один Иерусалим недоступен, а в нем только и позволялось им приносить жертвы. Итак, не ясна ли и не очевидна ли, даже для самых несмышленных, причина разрушения Иерусалима? Если домостроитель, положив уже основание, выведши стены, устроив свод и прикрепив его к одному, положенному в середине камню, отнимет этот камень, то разрушит весь состав здания; так и Бог, сделав город как бы связью (иудейского) богослужения, и потом разрушив его, этим самым разрушил и все остальное здание того богослужения».

Почему христианам запрещается соблюдение ветхозаветного обрядового закона (см. напр. 11 правило VI ВС, 29-е правило Лаодикийского Собора)?

С Пришествием Христа и заключением Нового Завета между Богом и человеком ветхозаветный обрядовый закон утратил силу закона. Сознательный выбор христианина в пользу соблюдения этого закона может свидетельствовать о его недоверии Христу и Церкви, утвердившим спасительные догматы и каноны, или даже об открытом игнорировании им учения Христа и Его Церкви.
Период действия Ветхого Завета был посвящен подготовке человека к Пришествию Мессии, и этот период остался в прошлом. Поскольку ветхозаветные обряды прообразовали собой жертву Христа и нравственное христианское учение, то продолжение их соблюдения свидетельствовало бы о неверии в исполнение Божественных обетований (см. 29-й канон Лаодикийского собора).

Что говорят церковные каноны о взаимодействии с иудаистами?

Правда ли, что иудейская праведность понимается как исполнение лишь внешней обрядовой стороны закона?

Такое представление существует, но оно ошибочно. Согласно пониманию самих иудеев, исполнение заповедей – это и долг, и выражение любви к Богу. В толковании целого ряда заповедей учитываются добродетели любви и справедливости.

Правда ли, что иудаисты приносят в жертву христианских младенцев и пьют их кровь?

В истории иудаизма известно такое явление, как кровавый навет – обвинение в употреблении в пищу крови якобы принесенных в жертву людей. Это обвинение абсурдно хотя бы потому, что употребление в пищу любой крови строго запрещено иудейским законом, так что даже мясо животных, предназначенное в пищу, специально обескровливается (Лев.17:14). Несколько судебных процессов с обвинениями такого рода происходили в России (самое известное – дело Бейлиса), однако эти обвинения не подтвердились и фигуранты были оправданы. Такие обвинения являются грехом клеветы.

См. Потребляют ли евреи христианскую кровь с религиозной целью?

Как христианину следует относиться к кошерной пищи?

Кошер (кашрут) в приложении к пище – это пригодность к употреблению тех или иных продуктов, блюд, по канонам иудаизма. Христианину следует спокойно относиться к кошерной (чистым, пригодным) пище, поскольку в Новом Завете не существует таких пищевых ограничений, какие были установлены законом в ветхозаветный период.

См. Кошерные продукты: взгляд православного богослова

Каковы представления иудаистов о Мессии?

При том, что вера в грядущего Мессию составляет важнейшую особенность религиозных воззрений иудаистов, их представления о его образе и статусе различаются. Его представляют и как существо божественной природы, и как человека – посланника Божия. С его приходом связывается политическое могущество иудейского народа и наступление Царства Божия на земле. В истории иудаизма было множество лжемессий, однако и ожидание истинного Мессии, с точки зрения христиан, не является оправданным, поскольку Мессия (Христос) уже пришел, а иудаисты не признают за Ним мессианского достоинства.

См. Душеполезный разговор христианина с иудеем о пришествии Мессии

Кто такие каббалисты?

Это последователи оккультного течения в иудаизме, которое заметно отличается от ортодоксального направления. Для каббалы характерно увлечение магической числовой символикой, признание особого мистического смысла древнееврейского алфавита и стремление постигнуть скрытый, «истинный» смысл Торы (Пятикнижия Моисея) и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и процессов, происходящих в божественном мире.
Каббалисты тяготеют к пантеизму, допускают переселение душ в другие тела (гилгул), что чуждо ортодоксальному иудаизму.

Кратко об иудаизме

  1. Современный иудаизм отличается от той религии, представителями которой была значительная масса иудеев во времена земной жизни Иисуса Христа и ранее.
  2. Иудаизм и христианство существенно различаются между собой как по части вероучения, так и по части богослужения.
  3. Тогда как в христианстве признаётся троичность Бога по Лицам, мессианское и Божественное достоинство Спасителя, в иудаизме отрицается и троичность Бога по Лицам, и мессианское и Божественное достоинство Господа Иисуса Христа.
  4. Представители современного иудаизма ожидают лишь первого пришествия Мессии, тогда как христиане – второго.
  5. В значительной мере иудаизм основывается на антихристианском прочтении и интерпретации текста Ветхого Завета.
  6. В иудаизме утверждается: «Когда придёт истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они [в том числе христиане] поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение».
  7. Напротив, святые отцы утверждали, что перед кончиной мира (многие) иудеи будут обмануты антихристом и примут его за истинного мессию.
  8. Иудаизму не свойственно понимание того, что Бог открылся через Иисуса Христа. Для представителей этой религии, в силу их предвзятого, ложного отношения к Господу Иисусу Христу, Христос – Камень преткновения и соблазна.
  9. Выстраивание правильных, подобающих отношений с Богом мыслится в иудаизме через неукоснительное исполнение богоустановленных (в их представлении) норм – Закона, через соблюдение заповедей. Христианство же отрицает, что отказ от признания Бога Троицей, от признания мессианского и Божественного достоинства Христа, отказ вступать в Церковь Христову и жить по нормам христианства соответствует установлениям Божьим.
  10. Для иудаизма христианская религия – в лучшем случае его «производная», своего рода «дочерняя религия», в рамках которой наряду с истиной проповедуется ложь.
  11. Хотя в Писании Ветхого Завета ясно указывалось, что с Пришествием Мессии в Царство Божие будут призваны все без исключения народы (Быт.12:3; Быт.28:13-14; Ис.2:1-3; Мих.4:1-2), современный иудаизм соответствует параметрам национальной религии.
  12. Понятие «иудаизм» часто используется и для обозначения национальной культуры и ментальности, в качестве национальной культурной матрицы, способа этнической самоидентификации.

Цитаты об иудаизме

«Говорят они о себе, что они иудеи, а они не таковы, но — сборище сатанинское».
Откр.2:9

«Христиане – правильные иудеи, те, кто узнал в Иисусе Христа, а не продолжает ждать Мессию.
Есть два главных отличия иудаизма от христианства. Первое: христианство стоит на том, что Бог открылся через Иисуса Христа, что было и остается единственным и уникальным спасительным актом соприкосновения между Небом и землей. Для иудаизма Иисус Христос был в лучшем случае великим учителем морали и веры, последним из библейских пророков.
Второе отличие: иудаизм, родившись из ветхозаветной религии, почти уже универсальной, превратился в религию национальную, то есть был отброшен в одну из древних фаз религиозного развития. В древности, до времен Александра Македонского, все религиозные традиции были тождественны национальным. То есть если человек был греком, он исповедовал греческую религию, потому что он не мог почерпнуть информацию нигде, кроме своей семьи, города, своей общины. Национальные религии являются пережитком тех древних времен. Для иудаизма это имело значение чисто историческое, потому что он сохранял идентичность израильского народа, еврейского народа. Но свое мировое значение он утратил».
протоиерей А. Мень

«Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с Неба пришедших в их руки. Воссияло им утреннее Солнце правды: они отвергли свет Его, и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавились от мрака заблуждения. Они были ветвями святого корня, но отломились: мы не принадлежали к корню, и принесли плод благочестия. Они с малолетства читали пророков, и распяли Того, о Ком возвещали пророки: мы не слышали Божественных глаголов, и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение. Вот почему жалки они; ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, им (иудеям) ниспосланные, сами они отвергли их. Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи раньше псами, возмогли, по благодати Божьей, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов (Божьих).
Из чего это видно? Несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом (Мф.15:26), – так сказал Христос хананейской жене, называя чадами иудеев, а псами язычников. Но смотри, как после изменился порядок: те (иудеи) сделались псами, а мы чадами. Блюдитеся от псов, – говорит об них Павел, – блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения: мы бо есмы обрезание (Флп.3:2–3). Видишь, как бывшие прежде чадами сделались псами? Хочешь узнать, как и мы, бывшие прежде псами, сделались чадами? Елицы же прияша Его, – говорит евангелист, – даде им область чадом Божиим быти (Ин.1:12).
Нет ничего жальче иудеев: они всегда идут против собственного спасения. Когда надлежало соблюдать Закон, они попрали его; а теперь, когда Закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть жальче тех людей, которые раздражают Бога, не только преступлением Закона, но и соблюдением его? Поэтому, говорит (святой Стефан): Жестоковыйнии, и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся (Деян.7:51), не только нарушением Закона, но и неблаговременным желанием соблюдать его. И справедливо он назвал их жестоковыйными, потому что они не понесли ига Христова, хотя оно было благо и не заключало в себе ничего тяжкого и изнурительного».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka