Краткое введение в иудаизм

В.С. Стре­лов

Оглав­ле­ние:


Виньетка


Слушай, Изра­иль: Гос­подь, Бог наш, Гос­подь един есть; и люби Гос­пода, Бога твоего, всем серд­цем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
И да будут слова сии, кото­рые Я запо­ве­дую тебе сего­дня, в сердце твоем.
(Втор.6:4–6)1)

^ Стро­жай­ший моно­те­изм

Эпи­граф, кото­рым откры­ва­ется эта глава – это крат­кий символ веры Изра­иля. Каждое утро бла­го­че­сти­вый иудей на про­тя­же­нии вот уже трех с поло­ви­ной тысяч лет про­из­но­сит эти слова. Глав­ное в них – все­це­лая пре­дан­ность чело­века Богу Еди­ному, т.е. Един­ствен­ному, тому Богу, кото­рый явля­ется хра­ни­те­лем и гос­по­ди­ном Изра­иля. Эта пре­дан­ность Богу должна выра­жаться не только внешне, в рели­ги­оз­ном культе, но идти от сердца, из самой глу­бины лич­но­сти, вклю­чать и интел­лект, и эмоции, и про­яв­ляться в рев­ност­ном испол­не­нии запо­ве­дей.

На фоне окру­жа­ю­щих наро­дов, покло­ня­ю­щихся мно­го­чис­лен­ным богам пло­до­ро­дия, богам-героям, импе­ра­тору, нако­нец, совре­мен­ным идолам – богат­ству, пре­стижу, раз­вле­че­ниям, либе­рально трак­ту­е­мым правам чело­века, – на этом фоне вера Изра­иля, не допус­ка­ю­щая измены Богу Еди­ному, всегда каза­лась чем-то уди­ви­тель­ным.

^ Иуда­изм и миро­вое сооб­ще­ство

Еще более уди­ви­тель­ным ока­жется список людей, испо­ве­ду­ю­щих эту рели­гию: Моисей, на тра­ди­ции кото­рого осно­вы­ва­ется совре­мен­ная иудео­хри­сти­ан­ская нрав­ствен­ность и тра­ди­ция ислама, сам Иисус, Осно­ва­тель хри­сти­ан­ства, вели­кие фило­софы – Филон Алек­сан­дрий­ский, Май­мо­нид, Б. Спи­ноза, М. Бубер, извест­ные педа­гоги, напри­мер, Я. Корчак, мно­го­чис­лен­ные ученые всех отрас­лей знания.

Однако, несмотря на оче­вид­ный вклад в миро­вую циви­ли­за­цию, иудеи2) вовсе не поль­зо­ва­лись любо­вью совре­мен­ни­ков. Извест­ный исто­рик рус­ской куль­туры Г.П.Федотов объ­яс­няет непри­язнь к евреям тем, что на Руси в Сред­не­ве­ко­вье прак­ти­че­ски не было исто­риософ­ских трудов, зато в изоби­лии были пред­став­лены визан­тий­ские про­по­веди, излюб­лен­ным при­е­мом в кото­рых было обви­нить зло­че­сти­вых жидов в рас­пя­тии Христа. Впро­чем, на Руси и в Рос­сий­ской импе­рии эта нелю­бовь нико­гда не дохо­дила до той нена­ви­сти, кото­рая сопро­вож­дала иудея в Европе. Нехри­сти­а­нину в Европе были закрыты двери ремес­лен­ного цеха, науч­ной лабо­ра­то­рии, зато оста­ва­лась воз­мож­ность зани­маться ростов­щи­че­ством, т.е. кре­ди­то­ва­нием под про­центы – делом, кото­рым Като­ли­че­ская Цер­ковь запре­щала зани­маться хри­сти­а­нам (нажи­ваться на потреб­но­стях своих бра­тьев по вере – послед­нее дело). Неуди­ви­тельно, что в руках непро­из­во­ди­тель­ного, по-види­мому, еврей­ского народа, испо­ве­ду­ю­щего иуда­изм, ско­пи­лось боль­шое коли­че­ство капи­тала, нередко нажи­того и за счет бедных, что отнюдь не спо­соб­ство­вало попу­ляр­но­сти иудеев. Итак, необ­ра­зо­ван­ность и рели­ги­оз­ная предубеж­ден­ность, а также столк­но­ве­ние эко­но­ми­че­ских инте­ре­сов вели к столк­но­ве­нию осталь­ных наро­дов с еврей­ским.

В резуль­тате мно­го­чис­лен­ных ката­строф иуда­изма, из две­на­дцати колен3)Изра­иля оста­лось только два. Все это ста­вило вопросы перед иуде­ями, как им воз­можно суще­ство­вать, и было най­дено три реше­ния: 1. при­нять хри­сти­ан­ство (среди извест­ных евреев, при­няв­ших хри­сти­ан­ство, – като­лик Ф. Либер­ман, осно­ва­тель ордена Св. Духа, недавно умер­ший вли­я­тель­ный париж­ский кар­ди­нал Ж.-М. Люст­иже, пра­во­слав­ный свя­щен­ник о. Алек­сандр Мень, про­те­стант­ское дви­же­ние мес­си­ан­ских евреев или «Евреи за Иисуса»), 2. сов­местно жить в рамках двух вер, но с одной куль­ту­рой (М.Мендельсон), 3. отде­литься от гоев (неев­реев), уехать в Землю Обе­то­ван­ную и воз­ро­дить там Изра­иль (это дви­же­ние полу­чило назва­ние сио­низма, видный идео­лог – Т. Герцль). Однако ни одно из этих реше­ний, как мы знаем из исто­рии, не спасло евреев от Холо­ко­ста4).

Тем не менее, иуда­изм до сих пор суще­ствует, а вели­кие этносы, во много раз пре­вос­хо­див­шие еврей­ский в куль­тур­ном и воен­ном плане, канули в Лету (такова судьба Египта и Вави­лона, Рима, да и русов, пер­во­на­чально засе­ляв­ших наши земли). Воз­ни­кает вопрос: как у народа, сосед­ству­ю­щего с этими вели­кими циви­ли­за­ци­ями, ока­за­лась такая пло­до­твор­ная исто­рия, как они вообще выжили? Сами иудеи объ­яс­няют это прямым вме­ша­тель­ством Бога в исто­рию, и об этом мы можем узнать в свя­щен­ных книгах иуда­изма.

^ Свя­щен­ные книги иуда­изма

Основ­ной книгой иуда­изма явля­ется ТаНаХ, в состав кото­рого входит Тора(Пяти­кни­жие Мои­се­ево), Невиим (Про­роки), Кету­вим (Писа­ния). Этот корпус в хри­сти­ан­ской Библии полу­чил наиме­но­ва­ние Вет­хого Завета. Самые древ­ние части Танаха вклю­чают пре­да­ния, идущие от Моисея (XVв. до н.э.), самые позд­ние тексты отно­сятся к IV в. до н.э. Из этой книги можно узнать о сотво­ре­нии мира, гре­хо­па­де­нии, исто­рии Изра­иля под води­тель­ством Божиим. Здесь встре­ча­ются запо­веди, обя­за­тель­ные для испол­не­ния пра­во­вер­ным иудеем, и поуче­ния мудрых, помо­га­ю­щие разумно устро­ить свою жизнь.

Танах напи­сан на древ­не­ев­рей­ском языке, биб­лей­ском иврите, кото­рый счи­та­ется свя­щен­ным и уди­ви­тельно устро­ен­ным. Напри­мер, слово «истина»,эмет, одно из основ­ных поня­тий любой рели­гии или фило­соф­ской системы, пере­да­ется в иврите первой, сред­ней и послед­ней буквой алфа­вита (поря­док напи­са­ния в иврите – справа налево)5).

Танах счи­та­ется настолько точным, что даже малень­кая буква в нем не лишена зна­че­ния, и зача­стую для пони­ма­ния текста важно уло­вить именно оттенки смысла. Так, в кн. Исход, 15 гл., рас­ска­зы­ва­ется о том, как Изра­иль, только что спа­сен­ный Богом, воз­роп­тал в момент испы­та­ния, а Моисей возо­пил к Богу. Как гово­рят тол­ко­ва­тели, здесь мы видим две основ­ные реак­ции на труд­но­сти: внут­ренне несво­бод­ные люди, вче­раш­ние рабы, ропщут, ищут вино­ва­того, сво­бод­ные же люди, силь­ные духом, как Моисей, обра­ща­ются с моль­бой к Богу. Как бы мы посту­пили в труд­ной ситу­а­ции?

^ Тече­ния в иуда­изме

Наряду с запи­сан­ным Зако­ном-Торой, Про­ро­ками и Писа­ни­ями, суще­ство­вало и устное пре­да­ние, кото­рое в итоге офор­ми­лось в Талмуд. В этой книге, точнее, объ­ем­ном собра­нии раз­но­об­раз­ных трак­та­тов, мы встре­чаем ученые прения муд­ре­цов о лучшем испол­не­нии Закона. Напри­мер, при иссле­до­ва­нии, сколько жерт­во­вать на бед­ность, Талмуд не опре­де­ляет точ­ного коли­че­ства, говоря: сколько не жалко твоему сердцу. В Тал­муде встре­ча­ются забав­ные исто­рии, напри­мер, про чело­века, кото­рый сильно пере­жи­вал из-за того, что никак не мог выпол­нить запо­ведь о том, чтобы остав­лять забы­тые снопы для бедных, поскольку у него была пре­крас­ная память. И вот когда он нако­нец забы­вает сноп, то устра­и­вает боль­шой пир – сего­дня ему уда­лось выпол­нить еще одну запо­ведь Бога! Однако наряду с этим в пре­да­нии суще­ство­вало и то, что совсем не похоже на Откро­ве­ние Бога, напри­мер, мелоч­ная регла­мен­та­ция, чего нельзя делать в суб­боту, дис­кус­сии о том, как обойти неко­то­рые пра­вила закона и при этом остаться фор­мально чистым, в чем фари­сеев, пред­ше­ствен­ни­ков тал­му­ди­стов, упре­кал Иисус Хри­стос.

В Сред­не­ве­ко­вье активно раз­ви­ва­ется мисти­че­ское учение иуда­изма, илиКабала. Для того, чтобы его понять, необ­хо­димо овла­деть спе­ци­аль­ным эзо­те­ри­че­ским языком, учиться у настав­ника-каба­ли­ста. Неза­ви­си­мого иссле­до­ва­теля пора­жает, насколько Кабала кажется слож­ной по срав­не­нию с Тана­хом. Если Талмуд порой напо­ми­нает сухой сбор­ник поста­нов­ле­ний суда, то Кабала пред­став­ляет собой гно­сти­че­ский6) вари­ант изло­же­ния иудей­ской веры.

Словно в ответ на эти уклоны в уче­ность и мисти­цизм в 18–19 вв. в стра­нах Восточ­ной Европы, в Литве, на Укра­ине и в Бела­руси появ­ля­ется дви­же­ниехаси­дов, про­стых людей, жаж­ду­щих жить в правде Божией. Они учатся уцади­ким, пра­вед­ни­ков, кото­рые настав­ляют самому про­стому и пря­мому пути выпол­не­ния Торы. Это дви­же­ние сде­ла­лось попу­ляр­ным и в интел­лек­ту­аль­ных неев­рей­ских кругах бла­го­даря бле­стя­щему изло­же­нию его в форме притч и житей­ских исто­рий, выпол­нен­ному выда­ю­щимся фило­со­фом два­дца­того века Мар­ти­ном Бубе­ром7), бла­го­даря живому харак­теру этой тра­ди­ции, с тан­цами, смехом и отвер­же­нием край­но­стей аске­тизма. Бог хаси­дов – это, не только Вла­дыка и Отец народа, но и любя­щий Отец кон­крет­ного чело­века; и в этом хасиды близки к хри­сти­ан­скому пони­ма­нию Бога.

^ Вера пра­отца Авра­ама

Однако, когда первый веру­ю­щий этой новой рели­гии, Авраам (XVIIIв. до н.э.), встре­тился с Богом, он еще не пред­став­лял себе, каков Тот, Кто возь­мет под покро­ви­тель­ство самого Авра­ама и его потом­ство.

О при­зва­нии Авра­ама можно про­честь в книге Бытие, 12 глава. Бог тре­бует от него выйти из земли отца своего и пойти в землю, кото­рую укажет Сам Бог. Нам сейчас легко купить билет на само­лет и пере­ме­ститься в другую страну – нас по-преж­нему будет защи­щать закон. В древ­нем пат­ри­ар­халь­ном обще­стве чело­век, ушед­ший от род­ствен­ни­ков, ока­зы­вался совер­шенно без­за­щит­ным. Бог ожи­дает от Авра­ама вели­кого дове­рия, во всем поло­житься на Бога.

Но вера – это не одно­крат­ный акт. Она тре­бует посто­ян­ства, вер­но­сти. И для дока­за­тель­ства пре­дан­но­сти Бог в даль­ней­шем (гл. 22) потре­бо­вал от Авра­ама при­не­сти в жертву соб­ствен­ного сына, и только в послед­ний момент вме­шался, заме­нив сына жерт­вен­ным агнцем. С одной сто­роны, Бог таким обра­зом ясно пока­зал Авра­аму, что чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния сосед­них наро­дов Он не при­ем­лет, с другой, насколько это серьезно – верить, общаться со Все­выш­ним; вера – это тонкий мост между жизнью и смер­тью.

^ Завет: Земля, потом­ство и обе­то­ва­ние Мессии

Итак, Бог, в при­сут­ствии кото­рого Авра­ама охва­ты­вает свя­щен­ный трепет и ужас, заклю­чает с ним Завет, т.е. дого­вор. За то, что пра­о­тец после­до­вал Его зову, Авра­аму обе­ща­ется земля и мно­го­чис­лен­ное потом­ство.

Именно эта земля потом полу­чила назва­ние земли обе­то­ван­ной, эрец Израел, в кото­рую так стре­мится каждый иудей и кото­рую он ни за что не усту­пит никому дру­гому – именно потому, что эта земля явля­ется Божиим обе­то­ва­нием.

С потом­ством свя­заны еще более уди­ви­тель­ные чаяния. Иудеи верят, что именно в потом­стве Авра­ама должен появиться Машиах, (Мессия или Хри­стос по-гре­че­ски), Пома­зан­ник Божий, уди­ви­тель­ный царь, свя­щен­ник и пророк, с при­хо­дом кото­рого мир изме­нится, насту­пит Цар­ство Божие. Неко­то­рые поли­ти­че­ски анга­жи­ро­ван­ные евреи пола­гают, что с при­хо­дом Мессии иудеи станут пра­вить миром, другие же наде­ются, что гря­ду­щий мир Мессии будет каче­ственно иным – в нем исчез­нет наси­лие и даже смерть, лев будет спать с ягнен­ком, и свет нико­гда не зайдет. До сих пор каждое утро бла­го­че­сти­вый иудей откры­вают окно – не изме­нился ли воздух, не пришел ли Мессия. Неко­то­рые рев­ни­тели иудей­ства счи­тали, что приход Мессии можно уско­рить, если спро­во­ци­ро­вать Божье вме­ша­тель­ство – напри­мер, под­нять вос­ста­ние против угне­та­те­лей: чем хуже нам, тем быст­рее Он придет. Однако вос­ста­ние против Рима в 70е гг. н.э. не при­вело к ожи­да­е­мому резуль­тату, а окон­чи­лось полным раз­ру­ше­нием Иеру­са­лима и Храма, о чем сейчас напо­ми­на­нием служит Хра­мо­вая стена, т.наз. Стена плача, одна из глав­ных свя­тынь иуда­изма.

^ Образ Бога

Каков же Он, Бог иудей­ский? Мы уже видели, что в Торе Он опи­сы­ва­ется как Единый, т.е. Един­ствен­ный, и кроме него нет бога. Он явля­ется Твор­цом и Вла­ды­кой (Царем), Гос­по­ди­ном всего суще­ству­ю­щего, и мир под­дер­жи­ва­ется бла­го­даря тому, что Бог посто­янно забо­тится о нем. Он правит миром, судит Его, и в Суде его истина и спра­вед­ли­вость урав­но­ве­ши­ва­ется мило­стью, состра­да­нием. В Его при­сут­ствии, пере­жи­ва­е­мом как сияние славы, чело­века охва­ты­вает свя­щен­ный ужас и бла­го­го­ве­ние.

Имя Бога в иуда­изме счи­та­ется настолько святым, что не про­из­но­симо никем, кроме пер­во­свя­щен­ника, да и он мог про­из­не­сти Имя всего лишь раз в году, нахо­дясь в Святая Святых Храма. Это свя­зано с тем, что, как знают все рели­гии, ни одно про­из­не­сен­ное слово не бывает напрас­ным: когда чело­век, к при­меру, руга­ется, он при­зы­вает на голову дру­гого про­кля­тие (на этом постро­ена вся магия), а когда про­из­но­сит Имя Божие, он при­зы­вает Самого Бога. Это имя, состо­я­щее из букв йод-хе-вав-хе (в рус­ской Библии пере­да­ва­е­мое как Яхве, или Иегова), сложно пере­во­дится на другие языки, и озна­чает оно Того, Кто был, есть и будет, Того, Кто обла­дает под­лин­ным бытием, явля­ется источ­ни­ком всякой жизни. Рус­ский экви­ва­лент этого имени – Сущий.

^ Чело­век

В иуда­изме запре­щены изоб­ра­же­ния Бога – на созда­ние под­лин­ного образа Бога в самом себе должна уйти вся жизнь. Это воз­можно потому, что чело­век явля­ется отра­же­нием Творца, Его обра­зом в нашем мире.

Как и Бог, чело­век обла­дает твор­че­ским нача­лом. Мы при­выкли к тому, что свя­зы­ваем с твор­че­ством в основ­ном сферу искус­ства, однако в пред­став­ле­ниях иуда­изма любое дело, в том числе и мытье полов, может быть твор­че­ством, если чело­век отда­ется ему всем серд­цем.

Как и Бог, чело­век сво­бо­ден, и он не может оправ­ды­вать свои гре­хов­ные деяния наслед­ствен­но­стью, вос­пи­та­нием или обсто­я­тель­ствами; напро­тив, он должен упо­тре­бить свою сво­боду для слу­же­ния Творцу, для исправ­ле­ния мира, осу­ществ­ляя правду, спра­вед­ли­вость.

Сво­бода в иуда­изме пред­по­ла­гает и сво­боду от внеш­него раб­ства: в иуда­изме не было отно­ше­ния к рабам (и тем более – наем­ным работ­ни­кам) как к «чело­ве­че­скому мате­ри­алу»: раб – это член семьи, он мог насле­до­вать иму­ще­ство своего гос­по­дина и имел воз­мож­ность вновь обре­сти статус обыч­ного граж­да­нина в уста­нов­лен­ное Богом время. Вели­чай­ший гимн сво­боде всей чело­ве­че­ской исто­рии – это празд­но­ва­ние избав­ле­ния от Еги­пет­ского плена, кото­рое осу­ще­ствил Сам Бог рукою Моисея. Это собы­тие стало впо­след­ствии сим­во­лом борьбы за свои права у тем­но­ко­жего насе­ле­ния Аме­рики (неслу­чаен гимн Л. Арм­стронга «Moses» (LetMypeoplego)).

Чело­век постав­лен гос­по­ди­ном, вла­ды­кой над всей землей, и он должен управ­лять ею с той же дели­кат­но­стью и почте­нием к тво­ре­нию, что и Бог (именно поэтому в иуда­изме запре­щена охота для раз­вле­че­ния, небреж­ное отно­ше­ние к дере­вьям). Осо­зна­ние этого дей­стви­тельно могло бы изме­нить эко­ло­гию, отно­ше­ние чело­века к окру­жа­ю­щему миру.

Впро­чем, из второй главы книги Бытия мы видим, что чело­век не может доволь­ство­ваться обще­нием с живот­ными и при­ро­дой, ему недо­ста­точно даже обще­ния с Единым Богом: «Нехо­рошо быть чело­веку одному». Для пол­но­цен­ной жизни нужен другой чело­век. Чело­век создан для обще­ния с себе подоб­ным. Помощ­ник, соот­вет­ствен­ный чело­веку – не ниже и не выше, просто обла­да­ю­щий дру­гими дарами, кото­рых нет у мужчин. Так появ­ля­ется жен­щина. О союзе муж­чины и жен­щины ска­зано как об «одной плоти». Это не просто символ плот­ского соития, о кото­ром гово­рится «Адам познал Еву, жену свою, и она зачала». Здесь мысль больше и глубже: в идеале брак должен харак­те­ри­зо­ваться полным един­ством – телес­ным, душев­ным и духов­ным.

^ Тора

Нужна тишина, чтобы слову созреть.
Молитва нужна, чтобы слову родиться.
Слу­чись же ему в суете появиться,
Поте­ряна будет его глу­бина.

Для управ­ле­ния этим миром и всей Все­лен­ной Все­выш­ний сотво­рил Тору, закон. Неко­то­рые учи­теля иуда­изма гово­рят, что Тора пред­ше­ство­вала сотво­ре­нию нашего мира, и в этом смысле Тора подобна Логосу сто­и­ков или Дхарме буд­ди­стов. Для людей же Тора дана в форме Пяти­кни­жия Моисея, изу­чать кото­рое есть обя­зан­ность каж­дого иудея с семи­лет­него воз­раста, а обу­чить ребенка Торе – основ­ная обя­зан­ность отца в семье. Впро­чем, есть одно важное уточ­не­ние. Изу­чать и испол­нять закон трудно, но можно. Однако для Бога более важным явля­ется слу­шать Его голос, что бес­ко­нечно слож­нее: «Если только будешь слу­шать гласа Гос­пода, Бога твоего, и ста­раться испол­нять все запо­веди сии, кото­рые я сего­дня запо­ве­дую тебе…» (Вто­ро­за­ко­ние 15:5) Только поиск живого гласа Божия в молитве помо­гает понять, как пра­вильно испол­нить все напи­сан­ное в Законе.

^ Запо­веди

Закон Все­выш­него выра­жен в форме запо­ве­дей, мицвот. Запо­веди, кото­рые запи­саны в Торе и обсуж­да­ются в Тал­муде, пред­став­ляют собой нижнюю гра­ницу, пре­сту­пив кото­рую, чело­век умень­шает коли­че­ство жизни в мире. Так, пра­вило «зуб за зуб» было уста­нов­лено именно для огра­ни­че­ния мсти­тель­но­сти, ради непри­чи­не­ния боль­шего ущерба. Однако, если мы гово­рим об отно­ше­ниях в семье, здесь должен дей­ство­вать другой, более высо­кий прин­цип – доб­ро­де­тель­ная жена воз­дает мужу добром, а не злом, во все дни жизни своей (книга Притч.Соломона, 31 гл.).

Основ­ные запо­веди иуда­изма даны после избав­ле­ния от Еги­пет­ского плена (XVв. до н.э.) рукою Моисея, и запи­саны в книге Исход, 20 главе:

  1. И изрек Бог все слова сии, говоря:
  2. Я Гос­подь, Бог твой, Кото­рый вывел тебя из земли Еги­пет­ской, из дома раб­ства;
  3. да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  4. Не делай себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
  5. не покло­няйся им и не служи им, ибо Я Гос­подь, Бог твой, Бог рев­ни­тель, нака­зы­ва­ю­щий детей за вину отцов до тре­тьего и чет­вер­того [рода], нена­ви­дя­щих Меня,
  6. и тво­ря­щий милость до тысячи родов любя­щим Меня и соблю­да­ю­щим запо­веди Мои.
  7. Не про­из­носи имени Гос­пода, Бога твоего, напрасно, ибо Гос­подь не оста­вит без нака­за­ния того, кто про­из­но­сит имя Его напрасно.
  8. Помни день суб­бот­ний, чтобы свя­тить его;
  9. шесть дней рабо­тай и делай всякие дела твои,
  10. а день седь­мой – суб­бота Гос­поду, Богу твоему: не делай в оный ника­кого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни при­шлец, кото­рый в жили­щах твоих;
  11. ибо в шесть дней создал Гос­подь небо и землю, море и все, что в них, а в день седь­мой почил; посему бла­го­сло­вил Гос­подь день суб­бот­ний и освя­тил его.
  12. Почи­тай отца твоего и мать твою, чтобы про­дли­лись дни твои на земле, кото­рую Гос­подь, Бог твой, дает тебе.
  13. Не убивай.
  14. Не пре­лю­бо­дей­ствуй.
  15. Не кради.
  16. Не про­из­носи лож­ного сви­де­тель­ства на ближ­него твоего.
  17. Не желай дома ближ­него твоего; не желай жены ближ­него твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближ­него твоего.

О чем гово­рят эти запо­веди? Выше мы разо­брали запо­ведь о почи­та­нии Бога Еди­ного, о запрете изоб­ра­же­ний и упо­треб­ле­нии Имени всуе.

Запо­ведь о суб­боте уста­нав­ли­вает, что необ­хо­димо активно тру­диться шесть дней недели, а затем посвя­тить один день отдыху и обще­нию с Твор­цом. Боль­шин­ство людей сего­дня не нахо­дят вре­мени, чтобы оста­но­виться от беше­ного ритма жизни и задать себе вопрос: «Где я?» (ср. Бытие 3:9) Зачем я живу, что значит все про­ис­хо­дя­щее со мной; может быть, я давно поте­рял направ­ле­ние, в кото­ром дви­гаться, или даже нико­гда не знал его, и жил, руко­вод­ству­ясь чужими ори­ен­ти­рами? Какое место в моей жизни зани­мает Бог, обще­ние с Ним? Как я выпол­няю Его запо­веди? Суб­бота, кото­рую иудеи отме­чают как насто­я­щий семей­ный празд­ник, должна напо­ми­нать чело­веку о таких вопро­сах.

Запо­ведь о почи­та­нии роди­те­лей явля­ется самой первой запо­ве­дью, каса­ю­щейся отно­ше­ний с людьми. Это именно запо­ведь, а не благое поже­ла­ние. Она пред­по­ла­гает, что чело­век обязан: 1) воз­да­вать честь роди­те­лям (не зло­сло­вить, а бла­го­слов­лять), как бы они себя ни вели, не оскорб­лять их, 2) слу­шаться их во всем, что не про­ти­во­ре­чит Закону Божию, 3) забо­титься о них в ста­ро­сти. Эта запо­ведь сопро­вож­да­ется обе­то­ва­нием: «чтобы про­дли­лись дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, кото­рую Гос­подь, Бог твой, дает тебе» (Вто­ро­за­ко­ние 5:16). Совре­мен­ные пси­хо­те­ра­певты пре­красно осве­дом­лены о том, как важны отно­ше­ния с роди­те­лями, знают, как стра­дает чело­век, в сердце кото­рого нет мира с роди­те­лями, и видят, как нераз­ре­шен­ные кон­фликты со стар­шими в даль­ней­шем отра­жа­ются на отно­ше­ниях с детьми.

По-види­мому, нам всем понятна запо­ведь о недо­пу­сти­мо­сти убий­ства. Она выте­кает из того, что чело­век – Образ Божий. «Убивая чело­века, раз­ру­ша­ешь целый мир», – гово­рят учи­теля иуда­изма.

Однако запо­ведь о недо­пу­ще­нии пре­лю­бо­де­я­ния сего­дня понятна гораздо менее. Вместе с тем, именно сфера сек­су­аль­ных отно­ше­ний – та область, в кото­рой иудео­хри­сти­ан­ская тра­ди­ция совер­шила насто­я­щую рево­лю­цию. Фак­ти­че­ски, этой запо­ве­дью Бог гово­рит веру­ю­щему: «Ты не должен поль­зо­ваться другим чело­ве­ком лишь как вещью, для полу­че­ния удо­воль­ствия. Ваши отно­ше­ния могут быть гораздо более глу­бо­кими, могут быть обще­нием двух лич­но­стей, отно­ше­ни­ями Завета. Как и отно­ше­ния со Мной, брак нерас­тор­жим. Ты и твоя жена – вы созданы друг для друга. Я сотво­рил вас, чтобы вы помо­гали друг другу дви­гаться к свя­то­сти. Потом­ство, кото­рое у вас будет – это уве­ли­че­ние жизни, это ваше уча­стие в Моем Тво­ре­нии». Брак в иуда­изме назы­ва­ется кид­ду­шин, освя­ще­нием, а неже­на­тый муж­чина или неза­муж­няя жен­щина не могут счи­таться пол­но­цен­ными иуде­ями, поскольку они не испол­няют самой первой запо­веди Торы: «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь» (Бытие 1:28).

Запо­ведь о запрете ложных клятв свя­зана с древним судо­про­из­вод­ством, по кото­рому чело­века могли осу­дить только при нали­чии двух сви­де­те­лей, кото­рые пер­выми при­во­дили при­го­вор в испол­не­ние (напри­мер, бро­сали камни в чело­века). Сего­дня, из-за обез­ли­чен­но­сти судеб­ного про­цесса, эту запо­ведь труд­нее выпол­нить, однако это не сни­мает ответ­ствен­но­сти с тех, кто участ­вует в судеб­ных тяжбах, раз­би­ра­тель­ствах на работе, дома, осу­ществ­ляет пра­во­су­дие.

Запо­ведь о запрете воров­ства, в том числе и у госу­дар­ства, как и запо­ведь о недо­пу­сти­мо­сти зави­сти, в своем поло­жи­тель­ном аспекте при­зы­вают быть бла­го­дар­ными Богу за то, что есть у чело­века. Завист­ли­вый чело­век, кото­рому вечно чего-то не хва­тает, не сможет быть по-насто­я­щему счаст­ли­вым. Насто­я­щие отно­ше­ния с Богом в иуда­изме харак­те­ри­зу­ются именно бла­го­дар­но­стью.

Запо­веди, как мы могли убе­диться, – это не запреты, данные Богом по при­хоти, а гра­ницы, кото­рые помо­гают чело­веку сохра­нять и пре­умно­жать жизнь. В центре одного запад­ного города с ожив­лен­ным дви­же­нием рас­по­ла­гался дет­ский садик, в кото­ром дирек­ция решила сме­нить капи­таль­ный глухой забор про­зрач­ными пане­лями, через кото­рые можно было видеть поток машин, несу­щихся в разных направ­ле­ниях. Дети просто пере­стали выхо­дить на улицу – они боя­лись, потому что ограды не было видно. Точно также пси­хо­те­ра­пев­там известны случаи, когда вос­пи­та­ние детей в духе все­доз­во­лен­но­сти при­во­дило послед­них к попыт­кам суи­цида, поскольку они не чув­ство­вали границ своего лич­ност­ного про­стран­ства в семье, не знали, на что опе­реться в труд­ной ситу­а­ции. Именно такой «огра­дой» жизни в иуда­изме явля­ются запо­веди Закона.

^ Грех

Нару­ше­ние запо­веди назы­ва­ется грехом. Гре­че­ское слово «грех», ‘амартиа, озна­чает бук­вально «непо­па­да­ние в цель». Но это не без­обид­ная ошибка. Грех – это пустота, место, где нет Бога, а значит – смерть. Это рас­пол­за­ю­ща­яся дырка в бытии. Грех свя­зы­вает свер­шив­шего его, лишает его сво­боды (отсюда выра­же­ния «узы греха», «ярмо греха»). В тра­ги­че­ской исто­рии, опи­сан­ной во 2 книге Царств (11 гл. и дал.), мы видим, как царь Давид (Xв. до н.э.), воз­же­лав­ший чужой жены, совер­шает пре­лю­бо­де­я­ние, идет на убий­ство ее мужа, а потом не в силах нака­зать сына Амнона, кото­рый повто­ряет отцов­ский грех, что подви­гает дру­гого сына, Авес­са­лома, на убий­ство брата и разлад с отцом, а это в итоге ввер­гает страну в граж­дан­скую войну. Мы видим, что грех здесь – это не только вина, но еще и болезнь, беда. Позже в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции уко­ре­нив­ша­яся в лич­но­сти гре­хов­ная направ­лен­ность будет названа стра­стью, от слова стра­да­ние. Грех застав­ляет стра­дать. Он, как буме­ранг, бьет по тому, кто ввел его в мир. Един­ствен­ный способ оста­но­вить грех – это иско­ре­нить его при­чину. Однако если бы за каждый совер­шен­ный грех сле­до­вало бы нака­за­ние, на земле не оста­лось бы ни одного чело­века.

^ Жерт­во­при­но­ше­ния

В каче­стве выкупа от смерти за грех уста­нав­ли­ва­ется пока­я­ние и жерт­во­при­но­ше­ния. Жерт­во­при­но­ше­ния в Изра­иле сейчас не при­но­сятся, поскольку нет места, где их при­но­сить – нет Храма. Однако в древ­но­сти жерт­во­при­но­ше­ния были весьма обиль­ными. Сохра­ни­лось пре­да­ние, что во время празд­ника Песах иеру­са­лим­ские свя­щен­ники ходили по щико­лотку в крови, а огонь от жерт­вен­ника был виден в сосед­них горо­дах. Причем жерт­во­вали не обыч­ных живот­ных. Обычно это был бара­шек или коз­ле­нок, самый лучший из породы, кото­рого хозяин выби­рал с рож­де­ния, откарм­ли­вал на лучших паст­би­щах, это было люби­мое и самое лучшее живот­ное. Жерт­вен­ное убий­ство очень наглядно напо­ми­нало, каков грех: «Самое лучшее, что у меня есть – вместо меня». Жестоко? Воз­можно. Но иуда­изм гово­рит, что мир не всегда был таким. Изна­чально он был заду­ман по-дру­гому.

^ Тво­ре­ние и гре­хо­па­де­ние

О том, каким был заду­ман мир, рас­ска­зы­вает первая глава книги Бытия. Мы видим, что смерти нет, что после каж­дого дня Тво­ре­ния кон­ста­ти­ру­ется: «И увидел Бог, что это хорошо».

Только непо­слу­ша­ние пер­вого чело­века, Адама, опи­сан­ное в тре­тьей главе книги Бытия, изме­нило эту ситу­а­цию. Эта исто­рия явля­ется архе­ти­пом всех чело­ве­че­ских паде­ний. Сна­чала появ­ля­ется иску­ше­ние, заклю­ча­ю­ще­еся в том, чтобы нару­шить волю Творца (пойти против сове­сти, кото­рая явля­ется голо­сом Бога в чело­веке, против авто­ри­тета) – ст. 1. Но на это чело­век согла­ша­ется, потому что иску­ше­ние а) выгля­дит невинно (при­ятно для глаз) б) достав­ляет удо­воль­ствие при мысли о нем (вожде­ленно) б) постав­ляет его выше других, дает повод для гор­до­сти (дает знание) – ст. 6. Все это уни­вер­саль­ные мотивы для того, чтобы совер­шить грех. После совер­ше­ния греха чело­век чув­ствует стыд, вину и страх, бежит от обще­ния – ст. 7–10. Вместо пока­я­ния и исправ­ле­ния он скло­нен пере­ло­жить ответ­ствен­ность на дру­гого – ст. 12.

В даль­ней­шем повест­во­ва­нии (4–11 главы) мы видим убий­ство из зави­сти (исто­рия Каина и Авеля), появ­ле­ние мно­го­жен­ства и мести (Ламех), оккуль­тизма (повест­во­ва­ние о союзе доче­рей чело­ве­че­ских с сынами Божи­ими), ате­и­сти­че­ского гума­низма (рас­сказ о Вави­лон­ской башне).

Таково начало чело­ве­че­ской исто­рии, и с такими людьми Богу в даль­ней­шем при­дется рабо­тать, делать из них святой народ.

^ Свя­тость

Поня­тие свя­то­сти в Торе не иден­тично свя­то­сти в хри­сти­ан­стве. Если в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции святой – это чело­век, испол­нен­ный Духа Свя­того, внут­ренне пре­об­ра­жен­ная лич­ность, то в иуда­изме свя­тость – это отде­лен­ность. Бара­шек, кото­рый при­но­сился в жертву за грех, назы­вался кадош, святой. Для того, чтобы научить чело­века раз­де­лять добро от зла на чисто быто­вом уровне, все­лить в умы саму идею свя­то­сти, Бог уста­нав­ли­вает законы каш­рута. Так, нельзя сме­ши­вать мясную и молоч­ную пищу, засе­вать поле двумя родами семян, скре­щи­вать живот­ных разных видов, делать одежду из разных мате­ри­а­лов. Соблю­дая их, напри­мер, вкушая пра­виль­ную пищу с молит­вой-бла­го­сло­ве­нием, чело­век освя­щает тво­ре­ние, при­но­сит его Творцу; пре­не­бре­гая этими пра­ви­лами, он пони­жает свой уро­вень и уро­вень всего, к чему он при­ка­са­ется.

Сего­дня свя­то­стью в этом смысле обла­дает чело­век, кото­рый нахо­дит в себе силы не быть как все, как толпа, а отста­и­вать правду, посту­пать по сове­сти и закону Божию, даже если ему при­дется бороться в оди­ночку.

^ Культ, празд­ники и быт

Для обще­ния с Богом уста­нов­лен культ. Исто­ри­че­ски культ иуда­изма менялся: сна­чала стро­и­лись жерт­вен­ники в раз­лич­ных местах, затем жертвы при­но­сятся вблизи пере­нос­ного Ков­чега Завета, нако­нец, культ цен­тра­ли­зу­ется вокруг Храма в Иеру­са­лиме, а после раз­ру­ше­ния Храма жертвы отме­ня­ются, и оста­ется лишь сло­вес­ная молитва как основ­ная форма бого­по­чи­та­ния.

Каждый бла­го­че­сти­вый иудей сего­дня обязан читать молитвы трижды в день – для бла­го­сло­ве­ния пред­сто­я­щих дел, для под­ве­де­ния итогов тру­до­вого дня и напо­ми­на­ния о Творце, для под­го­товки ко сну. Молитвы вклю­чают бла­го­сло­ве­ния и псалмы. Тон основ­ных молитв радост­ный и жиз­не­утвер­жда­ю­щий, ведь в иуда­изме радость счи­та­ется глав­ной цен­но­стью жизни. Вместе с тем, это не наив­ный опти­мизм и не искус­ственно вызван­ные эмо­ци­о­наль­ные состо­я­ния. Иудей хорошо знает, что «И при смехе [иногда] болит сердце, и концом радо­сти бывает печаль» (Притчи 14:13). Радость иудея осно­вана на вере в обе­то­ва­ния Божии.

При этом иуда­изм знает и скорб­ное время поста. Посты в иуда­изме крат­кие, но полные (сле­дует не только не есть, но и не пить). Пост явля­ется знаком пока­я­ния в своих грехах. Еже­годно про­во­дится обще­на­род­ный пост в Йом-Кипур, день очи­ще­ния. В древ­но­сти в этот день выби­рался спе­ци­аль­ный «козел отпу­ще­ния», на кото­рого пере­кла­ды­ва­лись все грехи Изра­иля, в том числе неосо­знан­ные, и он отпус­кался в пустыню; сего­дня его сбра­сы­вают с вер­шины горы.

Основ­ными празд­ни­ками иуда­изма явля­ются Песах, напо­ми­на­ю­щий об осво­бож­де­нии из Еги­пет­ского плена, Суккот, празд­ник шала­шей, напо­ми­на­ю­щий о стран­ствии по пустыне, и Шавуот, празд­ник первых плодов и заклю­че­ния Завета. Извест­ным празд­ни­ком, в кото­ром часто участ­вуют неев­реи, явля­ется Ханука. Этот празд­ник связан с чудом, когда освя­щен­ного масла малень­кой бутыли хва­тило для све­тиль­ника Храма на целых семь дней. Сего­дня в вос­по­ми­на­ние об этом чуде зажи­гают семи­свеч­ник (менору).

В иуда­изме суще­ствует свой кален­дарь, идущий от сотво­ре­ния мира. Каждый седь­мой год в древ­но­сти было необ­хо­димо давать отдых всей земле, тем самым про­ве­ря­лось дове­рие народа Творцу, – ведь Он обещал про­пи­тать Свой народ. Каждый седь­мой из этих лет, т.е. сорок девя­тый, назы­вался Юби­лей­ным годом – в это время про­ща­лись все долги сопле­мен­ни­кам, воз­вра­ща­лось все иму­ще­ство, взятое в аренду.

Основ­ными обря­дами иуда­изма явля­ются: обре­за­ние в мла­ден­че­стве (символ посвя­ще­ния Богу), бар-мицва в три­на­дцать лет (маль­чик читает Тору в сина­гоге, сви­де­тель­ствуя, что он достиг совер­шен­но­ле­тия и может отве­чать за себя), брак (см. выше), тшува или скорбь по умер­шему (десять дней полной скорби, во время кото­рых нельзя даже умы­ваться и гото­вить пищу – однако больше этого вре­мени скор­беть нельзя).

Основ­ным местом, где про­те­кает рели­ги­оз­ная жизнь иудея, явля­ется семья. Именно духов­ное бла­го­со­сто­я­ние семьи, мир в ней должны быть основ­ным пред­ме­том забот иудея, только после семьи идет община, кото­рая соби­ра­ется в сина­гогу для обще­ния и сов­мест­ной молитвы. Спе­ци­аль­ное рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние можно полу­чить в сред­ней спе­ци­аль­ной школе – йешиве, или в уни­вер­си­тете.

^ Про­роки в иуда­изме

Про­роки в иуда­изме – это не экс­тра­сенсы и не пред­ска­за­тели буду­щего. Про­ро­че­ство – это взгляд на исто­рию с точки зрения Бога. Такой взгляд может быть обра­щен в про­шлое (ска­за­ния о сотво­ре­нии мира), в насто­я­щее (оценка совре­мен­ных собы­тий) и буду­щее (Божии обе­то­ва­ния).

Как уже гово­ри­лось выше, насто­я­щему изра­иль­тя­нину важно не только испол­нять запо­веди, но и слу­шаться гласа Гос­пода, пре­бы­вать в живом обще­нии с Ним. Зача­стую в исто­рии народа, напи­сан­ной с про­ро­че­ских пози­ций, князю неболь­шой Иудеи будет уде­лено в несколько раз больше вни­ма­ния, чем царю всего Изра­иля – просто потому, что первый испол­нял волю Божию, а второй ее вся­че­ски игно­ри­ро­вал, и попал-то в свя­щен­ные лето­писи исклю­чи­тельно ради напо­ми­на­ния о том, как вести себя нельзя.

Однако исто­рия Изра­иля пока­зы­вает, что люди все равно забы­вают о Том, Кто важнее всего, и тогда рели­ги­оз­ная жизнь сво­дится к быту, к обря­дам, свя­щен­но­дей­ствиям, празд­ни­кам, спорам о Законе, кото­рые пере­стают напо­ми­нать о Живом Боге, ста­но­вятся важ­ными сами по себе. А бывает, что про­ис­хо­дит и прямая измена, и народ идет «блу­до­дей­ство­вать вслед богов иных».

Бог нена­ви­дит любые измены Себе. Через избран­ных людей, про­ро­ков, Он про­воз­гла­шает кары народу, изме­нив­шему Завету, обе­щает нака­за­ния в виде глупых пра­ви­те­лей, голода, плена, и пр. Все это дра­ма­ти­че­ски испол­ня­ется в исто­рии Изра­иля.

Но, нака­зав, Он же и вра­чует, обещая избав­ле­ние и даруя надежду на при­ше­ствие Мессии.

^ Надежды

Иудеи наде­ются, что когда-нибудь Храм в Иеру­са­лиме будет вос­ста­нов­лен, культ с жерт­вами будет воз­об­нов­лен, и придет ожи­да­е­мый Мессия. Именно вопрос о лич­но­сти Мессии служит основ­ным водо­раз­де­лом между иуда­из­мом и хри­сти­ан­ством.

^ Вопросы для само­про­верки:

  1. Назо­вите несколько ярких пред­ста­ви­те­лей иуда­изма.
  2. Чем иуда­изм прин­ци­пи­ально отли­чался от веро­ва­ний других наро­дов в момент своего воз­ник­но­ве­ния?
  3. В каком вопросе иуда­изм рас­хо­дится с хри­сти­ан­ством?
  4. Назо­вите основ­ные направ­ле­ния в иудей­ской мысли, оха­рак­те­ри­зуйте их.
  5. Что такое вера, согласно Торе?
  6. Что име­ется ввиду, когда гово­рится, что чело­век сотво­рен по образу Божию?
  7. Пере­чис­лите 10 запо­ве­дей, данных через Моисея Изра­илю. Что озна­чает каждая из них?
  8. Зачем в древ­но­сти были нужны жерт­во­при­но­ше­ния?
  9. В чем отли­чие про­ро­ков Изра­иля от совре­мен­ных экс­тра­сен­сов или аст­ро­ло­гов?
  10. Что в кон­тек­сте Танаха озна­чает быть святым?

При­ме­ча­ния:

1. В тран­скрип­ции имен и назва­ний книг Библии, в цита­тах мы будем при­дер­жи­ваться более рас­про­стра­нен­ной хри­сти­ан­ской тра­ди­ции для облег­че­ния поиска и запо­ми­на­ния.
2. Иудей – опре­де­ле­ние чело­века по рели­ги­оз­ному при­знаку, тогда как еврей – по наци­о­наль­ному. Иуда­изм по пре­иму­ще­ству явля­ется наци­о­наль­ной рели­гией, т.е. его испо­ве­дуют в основ­ном евреи. Вместе с тем, неко­то­рые евреи были извест­ными ате­и­стами и даже бого­бор­цами.
3. Колено – племя, веду­щее свое про­ис­хож­де­ние от одного из сыно­вей пра­отца Иакова-Изра­иля.
4. Холо­кост – мас­со­вое уни­что­же­ние фаши­стами евреев в Европе, до трех чет­вер­тых нации; а в неко­то­рых стра­нах, напри­мер, в При­бал­тике, и пол­но­стью.
5. Иврит был воз­рож­ден в Изра­иле в ХХ веке после почти деся­ти­ве­ко­вого забве­ния. В совре­мен­ном языке госу­дар­ства Изра­иль нет заим­ство­ван­ных слов, все пере­да­ется с помо­щью древ­них корней, в связи с чем врач, при­ез­жа­ю­щий в Изра­иль, вынуж­ден учиться заново – он не может исполь­зо­вать здесь даже латин­ских ана­то­ми­че­ских тер­ми­нов. Евреи, даже нере­ли­ги­оз­ные, пони­мают, как важно для сохра­не­ния нации беречь свой язык. За чисто­той иврита в Изра­иле следит спе­ци­аль­ный инсти­тут.
6. Гно­сти­цизм – система взгля­дов, якобы осно­ван­ная на тайном знании. Спа­се­ние в гно­сти­цизме дости­га­ется не за счет испол­не­ния воли Божией, а за счет вхож­де­ния в круг посвя­щен­ных и пости­же­ния тайных мисти­че­ских док­трин.
7. Гог и Магог. Хасид­ские пре­да­ния.

«Насле­дие»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки