Апологетика

***

Апологе́тика (от греч. ἀπολογία – защита, заступ­ни­че­ство, оправ­да­ние) или Основ­ное бого­сло­вие – направ­ле­ние бого­сло­вия, ори­ен­ти­ро­ван­ное на: 1) отста­и­ва­ние досто­ин­ства хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, как един­ственно истин­ного, перед отри­ца­ю­щими это досто­ин­ство; 2) рас­кры­тие и защиту хри­сти­ан­ского веро­уче­ния при помощи средств, при­ни­ма­е­мых ино­вер­цами и неве­ру­ю­щими.

В общей апо­ло­ге­тике можно выде­лить три само­сто­я­тель­ных направ­ле­ния, условно обо­зна­ча­е­мых, как бого­слов­ская, исто­рико-фило­соф­ская и есте­ственно-науч­ная апо­ло­ге­тика.

Пер­во­на­чально гре­че­ским словом апо­ло­гия назы­вали речь защит­ника на суде в ответ на речь обви­ни­теля. С рас­про­стра­не­нием хри­сти­ан­ства стала акту­аль­ной задача глу­бо­кого обос­но­ва­ния хри­сти­ан­ской веры перед лицом язы­че­ского мира, а также ее защита от напа­док и извра­ще­ний.

Эту задачу взяли на себя те хри­сти­ане, кото­рые были пре­красно зна­комы с фило­со­фией и рито­ри­че­ским искус­ством язы­че­ского мира. Во 2–4 вв. н. э. ими была осу­ществ­лена гран­ди­оз­ная работа по рас­кры­тию основ хри­сти­ан­ской веры перед обра­зо­ван­ными и вли­я­тель­ными слоями греко-рим­ского обще­ства. К ним отно­сят имена Ари­стона, Кодрата, Мели­тона, Ари­стида, Иустина Фило­софа, Тати­ана, Афи­на­гора, Мину­ция Феликса, Мель­ти­ада, Кли­мента Алек­сан­дрий­ского, Лак­тан­ция, Орозия, Авгу­стина и Тер­тул­ли­ана.

Одна из важ­ней­ших целей ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов была достиг­нута, когда Рим­ское госу­дар­ство, при Кон­стан­тине Вели­ком, при­знало закон­ность хри­сти­ан­ства (см.: Милан­ский эдикт 313 г.) Оно прочно вошло в хри­сти­ан­ское бого­сло­вие и стало опорой в борьбе с иска­же­ни­ями хри­сти­ан­ства (ере­сями) и анти­хри­сти­ан­скими лже­уче­ни­ями.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки