Апологе́тика (от греч. ἀπολογία – защита, заступничество, оправдание; речь, произнесенная или написанная, в защиту кого-либо) или Основное богословие – направление богословия, ориентированное на:
1) отстаивание достоинства христианского вероучения, как единственно истинного, перед отрицающими это достоинство;
2) раскрытие и защиту христианского вероучения при помощи средств, принимаемых иноверцами и неверующими.
В общей апологетике можно выделить три самостоятельных направления, условно обозначаемых, как богословская, историко-философская и естественно-научная апологетика.
В древности греческим словом «ἀπολογία» (апология) называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. С распространением христианства стала актуальной задача глубокого обоснования христианской веры перед лицом языческого мира, а также ее защита от нападок и извращений.
Эту задачу взяли на себя те христиане, которые были прекрасно знакомы с философией и риторическим искусством языческого мира. Во 2–4 вв. н. э. ими была осуществлена грандиозная работа по раскрытию основ христианской веры перед образованными и влиятельными слоями греко-римского общества. К ним относят имена Аристона, Кодрата, Мелитона, св. Аристида, св. Иустина Философа, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса, Мельтиада, Климента Александрийского, Лактанция, Орозия, св. Августина и Тертуллиана.
В том, что в 313 году, при Константине Великом, Римское государство, наконец-то, признало законность христианства (см.: Миланский эдикт), можно увидеть и заслугу христианских апологетов.
Встречаются ли в Священном Писании примеры подтверждения истинности и защиты подлинной веры?
Во времена Ветхого и Нового Заветов истинность подлинной веры нередко подтверждалась чудесами и пророчествами, а также и доводами рационального характера.
Чудеса, например, совершались по слову Моисея, чем подтверждалось, что он действует не по собственному произволу, а по воле Единого и Истинного Бога (Исх.4:1-9). Другой пример: случай с чудесным воспламенением жертвы, совершенным по молитве пророка Илии, благодаря чему была подтверждена истинность проповедуемой этим пророком веры. Напомним, что в состав молитвы Илии, входили такие слова: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]» (3Цар.18:37). Реакция народа, ставшего очевидцем этого чуда, проявилась незамедлительно: «Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3Цар.18:39). Господь Иисус Христос, подтверждая Свое мессианское достоинство, также указывал на чудеса: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5:36).
Свидетельством того, что сбыточность пророчеств подтверждала истинность проповедуемого Божьими пророками учения, могут служить слова Господа, обращенные к Иезекиилю: «И вот, ты для них – как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их. Но когда сбудется, – вот, уже и сбывается, – тогда узнают, что среди них был пророк» (Иез.33:32-33).
Примером использования доводов рационального характера, между прочим, актуальных и для современной апологетики, может служить речь многострадального Иова: «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» (Иов.12:7-9). В этих словах отражается апологетический принцип: через созерцание творений восходить к созерцанию Творца.
Ярким примером использования приемов, употребляемых в современной апологетике, служит диспут апостола Павла с философами в Афинском ареопаге (Деян.17). В процессе диспута апостол указал оппонентам на встречающиеся в природе свидетельства того, что Бог существует, использовал логический довод о том, что Божество в принципе нельзя представлять в виде золота или камня, указал на исторический факт Воскресения Спасителя, как на свидетельство о Божественном достоинстве Христа, прибегнул, в подтверждение своих слов, к цитированию языческих мыслителей.
Зачем нужно защищать христианское учение?
Апологетика – это дисциплина, которая занимается рациональным обоснованием христианской веры. Среди причин, мотивирующих христиан на защиту своей веры, можно выделить следующие.
1. Это заповедь Божия. В Священном Писании сказано: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ (ἀπολογίαν)с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15). Такая готовность не сводится просто к тому, чтобы располагать обладать некими сведениями, она подразумевает также умение и стремление донести до других истины о том, во что мы верим. Мы должны предоставить их рациональное обоснование тем, кто задаёт вопросы. Свт. Иоанн Златоуст говорит своим слушателям: «Когда предстоит речь в защиту христианства, все потупляют глаза в землю, почесываются, зевают и осмеянные отступают. Какого негодования заслуживает это, когда у вас Христос представляется ниже плясуна, когда вы собираете тысячи доводов в защиту того, что делают для плясуна, не смотрят на то, что они люди самые презренные, а в защиту Христовых чудес, привлекших всю вселенную, не хотите даже ничего подумать, или сколько-нибудь позаботиться? Мы веруем в Отца и Сына и Святого Духа, в воскресение тел, в жизнь вечную.
Теперь, если кто-нибудь из язычников спросит: кто этот Отец, кто Сын, кто Дух Святой? или: как-де вы сами, признавая трех богов, обвиняете нас в многобожии? – что вы скажете, что будете отвечать? Как отразите такое возражение? А что, если вы будете молчать, а вам предложат другой вопрос: какое это воскресение? В этом ли теле мы снова восстанем, или в другом? Если в этом, то зачем же оно должно разрушиться? Что вы на это скажете?
А если еще спросят: для чего Христос пришел ныне, а не прежде? Или Он ныне только восхотел промышлять о людях, а во все прочее время не имел попечения о нас? Если станут допытываться, кроме этого, и еще о многом другом? Но нам нет нужды предлагать дальнейшие вопросы и оставлять их не решенными, чтобы не повредить через то более простым людям. А сказанного нами достаточно, чтобы отогнать от вас сон». Апостол Павел указывает, как защитники веры должны относиться к своему служению: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2Тим.2:24–25).
Любой человек, пытающийся ответить на вопросы неверующих, может столкнуться с сопротивлением и с искушением потерять терпение, однако он должен помнить о конечной цели любого подобного диалога – чтобы эти люди могли прийти к познанию истины о том, что Христос умер за наши грехи.
2. Этого требует разум. Бог, создавая человека по Своему образу, вложил в него способность к рассуждению (Быт.1:27; ср. Кол.3:10). Верующему человеку свойственно размышлять о вере. Свт. Иннокентий Херсонский пишет: «Когда Иисус проповедовал учение, то требовал ли веры без доказательств? Никогда. Он не обижался неверием, если оно не происходило от упорства. Он хотел, чтобы вера в Него утверждалась на твердых доказательствах.<…> Иисус Христос не требовал безусловной веры; Он терпел неверие самых Своих учеников, которые до Воскресения Его часто не соглашались с Ним. Таким образом, христианская религия, по духу Основателя ее, не только не требует легковерия, но требует еще строгого испытания и твердого убеждения, не как религия тьмы – религия магометанская, но как религия света». Христианам надлежит давать разумное обоснование своей надежде. Это составная часть заповеди возлюбить Господа Бога всем сердцем, всею душою и всем разумением (Мф.22:36–37). Митрополит Макарий (Булгаков) пишет, что знания из области гуманитарных наук могут быть полезны «верующим – тем, что уяснят для них многие догматы и истины содержимого ими православного исповедания; а самой Церкви – тем, что доставят важные, необходимые оружия для защиты учения её от врагов, которые действуют тем же оружием, и ничем другим не могут быть побеждены».
3. Неверующие люди нуждаются в этом. Поскольку Бог создал людей разумными существами, Он ждёт от них разумного мировоззренческого выбора. Вере должно предшествовать свидетельство об истине. Так, рационально мыслящий человек нуждается в свидетельствах для веры в то, что Бог существует, прежде чем придёт к вере в Бога. Рационально мыслящие неверующие нуждаются в свидетельстве того, что Иисус Христос есть Сын Божий, прежде чем уверуют в Него. Свт. Феофан Затворник пишет следующее: «В религии все чают найти окончательное свое успокоение и вечное блаженство, в этой уверенности всякий и держит свою веру и дорожит ею. Но известно, что прикровенность лжи возможна только здесь, а по смерти тотчас откроется, как прочно то, на чем основывали мы свою надежду. Что ж за ужасающее, что за раздирающее будет состояние того, кто увидит тогда, что он был обманут! Потому-то, пока есть время, пока мы еще на пути к решительной и неизменной вечности, всякий должен испытать и несомненно увериться — истинна ли та вера, которой он держится, и если окажется не истинною — отыскать, где та единая, истинная, которая истинно ведет к Богу и дарует несомненно вечное спасение. Господь не несвидетельствована Себе остави (Деян.14:17), а равно и единую истинную веру в Него». В Священном Писании достаточно примеров, свидетельствующих о том, что Господь использует различные средства для обращения человека (в том числе талант проповедника и аргументацию апологета), но окончательное решение принять истину принимает свободно сам человек.
Цитаты об апологетике
«Апологетика есть защита христианства, его священных книг и преданий оружием разума, данными науки и философии, а также положениями юриспруденции против критики и действий власть имущих. […] Апологет для защиты и проповеди христианской веры использует данные светского знания, а самую критику христианства – для его разъяснения».
протоиерей Глеб Каледа
«Надо помнить, что добросовестная критика в наших руках не страшна, но та же критика «пролезающая инуде» может легко разрушить и то, что пытается пугливо еще оберегать гносимахия. Надо помнить, что научная и критически обоснованная апологетика, хорошо защищает христианство, но плохая апологетика, основывающаяся на шатких легендах и сомнительных аргументах, только помогает безбожным нападкам».
архимандрит Киприан (Керн)
«Не тот, кто говорит положительно, но тот, кто спрашивает и решение предоставляет суду слушателей, вопросом своим делает доказательство более значительным и сильным. Ибо утверждающих что-либо решительно многие обвиняют в самоуверенности, а спрашивающих почитают далекими от опрометчивости и с удовольствием увенчивают тем, что всегда принимают и подтверждают сказанное. А решив однажды, стыдятся отвергать, что сами присудили».
прп. Исидор Пелусиот
Литература по теме
- Очерки христианской апологетики Н.Н. Фиолетов
- Апологетика прот. В. Зеньковский
- Христианская апологетика В.П. Лега
- Введение в основное богословие архиеп. Михаил (Мудьюгин)
- Понятие об апологетике А.И. Осипов
- Православная апологетика И.М. Андреев
- Апологетические заметки Сергей Худиев
- Апологетические заметки протопр. Михаил Помазанский
- Руководство по основному богословию еп. Августин (Гуляницкий)
- Как мы веруем архиеп. Финляндский Павел
- Энциклопедия христианской апологетики Н.Л. Гайслер
- Все труды по апологетике
Комментировать