Откровенные рассказы странника духовному своему отцу

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу

(200 голосов4.6 из 5)

Выхо­дя­щие ныне новым изда­нием «Откро­вен­ные рас­сказы стран­ника духов­ному сво­ему отцу» доста­точно известны рус­скому обще­ству. Напи­сан­ные во вто­рой поло­вине про­шлого сто­ле­тия, они рас­про­стра­ня­лись и в руко­пис­ном виде, и печатно. Пере­пи­саны они были на Афоне насто­я­те­лем Чере­мис­ского мона­стыря Казан­ской епар­хии, игу­ме­ном Паи­сием, и им же изданы, ижди­ве­нием этого мона­стыря. В 1884 г. в Москве вышло уже чет­вер­тое изда­ние. Рас­сказы были два­жды пере­из­даны и за гра­ни­цей, изда­тель­ством YMCA-Press, в Париже.

Испол­ни­тель: Вита­лий Редько
Изда­тель­ство: «Рус­ский Паломник»

Ска­чать плей­лист в фор­мате M3U
Ска­чать всю книгу в фор­мате M4B 
Как слу­шать книги офлайн?

«Откро­вен­ные рас­сказы стран­ника духов­ному сво­ему отцу»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

46 комментариев

  • Игорь, 15.05.2016

    Слава Богу за всё!Благодарю

    Ответить »
  • Евгений, 22.03.2016

    Спаси Гос­поди за помощь!

    Ответить »
  • Евгений, 22.03.2016

    Духов­ника нет, но бла­го­сло­ве­ние полу­чил, счет вести не буду, сколько полу­чится , может это не пра­вильно, попробую.

    Ответить »
  • Михаил Холошняй, 27.10.2015

    Для воцер­ко­в­лен­ных пра­во­слав­ных хри­стиан может быть книга и “душе­вред­ная”. Но допу­стим что с ней встре­ча­ется неве­ру­ю­щий, а таких — океан. Её может про­чи­тать и ино­слав­ный. Не полу­чит ли он первую очень полез­ную “инфор­ма­цию” о полез­ном стрем­ле­нии в пра­во­сла­вии к иде­алу духов­ного образа жизни. У меня был род­ствен­ник, совсем неве­ру­ю­щий но высоко мораль­ный. При про­чте­нии именно этой книжки он был про­сто пора­жён. Может быть и с точки зре­ния про­по­веди Еван­ге­лия книга заслу­жи­вает пол­ное уважение.

    Ответить »
    • Виталий, 31.12.2018

      У меня есть два зна­ко­мых, один по Храму, счи­та­ю­щий себя воцер­ко­в­лен­ным, вто­рой его друг, но Буд­дист­кое уче­ние вос­при­ни­ма­ю­щий и вполне на серьезе. Посто­янно пре­бы­ва­ю­щий в рунах, Мы ино­гда ведем раз­го­воры на духов­ную тему и одна­жды я при­вел в при­мер эту книгу. Резуль­тат оше­ло­мил меня. Воцер­ко­в­лен­ный вос­про­из­вел Оси­пова — мол, пре­лесть, а Буд­дист аж заго­релся, он читал эту книгу, и вчи­ты­ва­ется в нее до сих пор, и тут такая при­ят­ная ока­зия пого­во­рить о ней. Пони­мете раз­ницу. Моля­щийся, но Буд­дист, и не моля­щийся, но Пра­во­слав­ный, (якобы).

      И отно­ше­ние к книге, гово­ря­щей о молитве — разное.

      Ответить »
  • Александр, 27.08.2015

    В Вет­хом завете ска­зано — Бог Авра­ама, Бог Иса­ака, Бог Иакова… Комен­та­рии обо­зна­чают, что с каж­дым чело­ве­ком у Бога есть инди­ви­ду­аль­ные под­ходы… В ходе повест­во­ва­ния, мно­го­кратно гово­рится, что нужно соблю­дать осто­рож­ность, и иметь опыт­ного настав­ника… А в пре­лесть можно вле­теть и без дей­ствия бла­го­дати от Иису­со­вой молитвы… Среди труд­ни­ков попа­дают такие яркие при­меры, хотя и не тво­рят непре­стан­ную молитву… Нужен духовник!!!

    Ответить »
  • Константин, 30.06.2015

    Согла­сен с теми, кто высту­пает за “упразд­не­ние” книги “Откро­вен­ные рас­сказы стран­ника…” с сайта “Азбука веры”. Ука­зан­ная книга есть исча­дие прелести.
    Свя­ти­телю отче Игна­тие, моли Бога о нас!

    Ответить »
    • Кирилл, 30.06.2015

      “Свт. Игна­тий Кав­каз­ский изве­стен своей осто­рож­но­стью по отно­ше­нию к умному дела­нию, но и он не сомне­ва­ется в широ­кой доступ­но­сти дея­тель­ной умно­сер­деч­ной молитвы. В писа­ниях свя­ти­теля встре­чаем такие выска­зы­ва­ния: «Всем хри­сти­а­нам можно и должно зани­маться молит­вою Иису­со­вою… Могут и должны зани­маться Иису­со­вою молит­вою не только монахи, живу­щие в мона­сты­рях и заня­тые послу­ша­ни­ями, но и миряне. Такая вни­ма­тель­ная молитва может назваться и умною и сер­деч­ною, как совер­ша­е­мая часто одним умом и в тща­тель­ных дела­те­лях все­гда при уча­стии сердца… Такого вида умная и сер­деч­ная молитва при­ли­че­ствует всем без исклю­че­ния хри­сти­а­нам и ново­на­чаль­ным ино­кам… всем бла­го­че­стиво житель­ству­ю­щим и ищу­щим спа­се­ния хри­сти­а­нам, и миря­нам и ино­кам». А по поводу своих соб­ствен­ных сочи­не­ний свт. Игна­тий выра­зился так: «Труд наш может быть с поль­зою при­ло­жен… и к жизни инока, и… к жизни миря­нина, кото­рый захо­тел бы среди мира с осо­бен­ным тща­нием заняться своим спа­се­нием… Вся­кое место и поло­же­ние пред­став­ляют много удобств для этого дела­ния и подвига» [1].

      Свя­ти­тель вспо­ми­нает, что во вре­мена его моло­до­сти «неко­то­рые бла­го­че­сти­вые миряне, даже из дво­рян… зани­ма­лись Иису­со­вою молит­вою. Этот дра­го­цен­ный обы­чай ныне, при общем ослаб­ле­нии хри­сти­ан­ства и мона­ше­ства, почти утра­тился» [2]. Конечно, сле­дует отли­чать дея­тель­ную (или есте­ствен­ную, в тер­ми­но­ло­гии свт. Игна­тия) умно-сер­деч­ную молитву, «при­ли­че­ству­ю­щую всем бла­го­че­сти­вым ино­кам и миря­нам», от бла­го­дат­ного углуб­лен­ного дела­ния, при­су­щего опыт­ным исих­астам. «Глу­бо­кая сер­деч­ная» молитва, совер­ша­е­мая силою бла­го­дати, кото­рая явля­ется «молит­вен­ным свя­щен­но­дей­ствием ума в сердце», дей­стви­тельно доступна лишь «пре­успев­шим, воз­ве­ден­ным в пре­успе­я­ние Божиим бла­го­во­ле­нием». Для этого тре­бу­ется «зна­чи­тель­ное при­уго­тов­ле­ние», и «преж­де­вре­мен­ное стрем­ле­ние» к такому подвигу опасно. Правы те подвиж­ники, кто «раз­де­ляет умную молитву на есте­ствен­ную и бла­го­дат­ную. Есте­ствен­ную вся­кий про­хо­дить может, лишь бы не при­ни­мал душев­ные дей­ствия за бла­го­дат­ные, а вто­рую Бог дарует достиг­шему умерщ­вле­ния». Свт. Игна­тий пори­цает неве­же­ствен­ные страхи перед пре­льще­нием, быту­ю­щие среди тех, кто об умном дела­нии «боль­шей частью имеет самое тем­ное, сбив­чи­вое поня­тие». Ибо пре­льститься можно при любом роде дея­тель­но­сти, кото­рому сопут­ствует гор­дыня. Отвер­гать же умную молитву из-за необос­но­ван­ных стра­хо­ва­ний — уже само по себе есть пре­лесть, счи­тает свя­ти­тель [3]”.

      При­ме­ча­ния:
      [1] Игна­тий (Брян­ча­ни­нов), свт. Тво­ре­ния. М., 1998. Т. 5. С. 383.
      [2] Там же. Т. 1. С. 209.
      [3] Игна­тий (Брян­ча­ни­нов), свт. // Сб. о молитве Иису­со­вой. М., 1994. С. 333–365.

      Источ­ник: http://www.nnproekt.ru/pdf/tom1_n_novikov.pdf
      ***

      “…Надо несколько слов ска­зать о ско­ро­сти чте­ния Иису­со­вой молитвы [1], в связи с тем, что в послед­нее время акти­ви­зи­ро­ва­лись попытки дис­кре­ди­ти­ро­вать как саму свя­щен­ную иси­хию, так и неко­то­рых выда­ю­щихся подвиж­ни­ков свя­щен­но­без­мол­вия. Со вре­мен Вар­ла­ама и Акин­дина их анти­исих­аст­ски настро­ен­ные после­до­ва­тели не ослаб­ляют сво­его про­тив­ле­ния пра­во­слав­ному Пре­да­нию, изыс­ки­вают все­воз­мож­ные уловки с целью опо­ро­чить умное дела­ние, сму­тить и сбить с толку начи­на­ю­щих иска­те­лей молитвы. Мы упо­мя­нем здесь только об одном при­мере и лиш­ний раз убе­димся в том, каков уро­вень интел­лекта и духов­ной опыт­но­сти у нынеш­них адеп­тов антипаламизма.

      В бро­шюре, где пред­при­нята попытка высме­ять книгу «Рас­сказы стран­ника», сде­лан совер­шенно некор­рект­ный под­счет вре­мени, якобы потреб­ного стран­нику на совер­ше­ние молит­вен­ного пра­вила, и утвер­жда­ется, что на про­хож­де­ние 12000 поло­жен­ных ему в сутки молитв потре­бо­ва­лось бы от 37,5 до 60 часов [2]. Такой вывод, по замыслу соста­ви­теля бро­шюры, дол­жен изоб­ли­чить неле­пость опи­сан­ной в книге молит­вен­ной прак­тики и убе­дить чита­те­лей в том, что герой «Рас­ска­зов стран­ника» вме­сте с авто­ром пре­бы­вают в глу­бо­кой прелести.

      Сами рас­четы стро­ятся на спе­ку­ля­ции извест­ным сове­том свт. Игна­тия Кав­каз­ского отво­дить на 100 Иису­со­вых молитв 30 минут. Прежде всего, надо заме­тить, что это всего лишь совет, а не общее пра­вило, совет, кото­рого в дру­гих свя­то­оте­че­ских писа­ниях не встре­тим, — свт. Игна­тий дает его исходя из лич­ного опыта. Дей­стви­тельно, суще­ствуют раз­ные методы вхож­де­ния в Иису­сову молитву. Дан­ный совет очень хорош для людей опре­де­лен­ного душев­ного склада, но отнюдь не для всех и не во вся­ком слу­чае. А что самое глав­ное, совет этот пред­на­зна­чен спе­ци­ально для начи­на­ю­щих, впер­вые при­сту­па­ю­щих к испол­не­нию келей­ного пра­вила: «пер­во­на­чально положи себе про­из­но­сить сто молитв…» [3]. Разу­ме­ется, начи­нают обу­че­ние вся­кому делу, напри­мер чте­нию, обычно с неспеш­ного про­из­не­се­ния слов по сло­гам, но, научив­шись, так читать уже никто не будет — читают бегло, а смысл про­чи­тан­ного при этом пони­мают не хуже, но лучше начинающего.

      Героя же «Рас­ска­зов стран­ника» никак к начи­на­ю­щим не отне­сешь. К заня­тиям по стя­жа­нию непре­стан­ной молитвы он при­сту­пил на чет­вер­том десятке, к тому вре­мени более десяти лет про­ведя в стран­ни­че­ском подвиге и имея мно­го­лет­ний молит­вен­ный опыт, начав­шийся при­мерно с деся­ти­лет­него воз­раста: «мы ко всем служ­бам ходили в цер­ковь, да и дома очень часто моли­лись, меня застав­ляли читать “Поми­луй мя, Боже”»; к два­дцати годам моло­дой чело­век к еже­днев­ному пра­вилу добав­лял ака­фист и пола­гал по тысяче покло­нов с молит­вой [4]. Поэтому зако­но­мерно, что ста­рец, пони­ма­ю­щий внут­рен­нее устро­е­ние трид­ца­ти­трех­лет­него подвиж­ника, дает ему келей­ное пра­вило, соот­вет­ству­ю­щее обыч­ной исих­аст­ской прак­тике: пяти­слов­ную Иису­сову молитву, по слову на удар пульса [5].

      Кри­тика исих­аст­ских мето­дов, напо­до­бие упо­мя­ну­той выше, обна­ру­жи­вает у ее авто­ров не только отсут­ствие тео­ре­ти­че­ских зна­ний, и тем более лич­ного опыта, в обла­сти молит­вен­ной жизни, но и незна­ком­ство с тра­ди­цией оте­че­ствен­ного подвиж­ни­че­ства, что ниже будет пока­зано на кон­крет­ных при­ме­рах. Чтобы браться за подоб­ные вычис­ле­ния, сле­дует прежде всего пони­мать и учи­ты­вать, что ско­рость молитвы зна­чи­тельно колеб­лется в зави­си­мо­сти от инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей чело­века: поскольку «как телес­ное, так и духов­ное устро­е­ние не у всех оди­на­ково», то «неко­то­рым при­лично ско­рое псал­мо­пе­ние, а дру­гим мед­ли­тель­ное, ибо пер­вые борются с пле­не­нием мыс­лей, а вто­рые — с необу­че­нием» [6]. Коль это спра­вед­ливо для псал­мо­пе­ния, то тем более для Иису­со­вой молитвы. Ско­рость есте­ственно изме­ня­ется на раз­ных ста­диях про­хож­де­ния молитвы, зави­сит она и от мето­дов, при­ме­ня­е­мых в раз­ных тра­ди­циях и шко­лах. Кроме того, молитва может уско­ряться либо ощу­тимо замед­ляться под воз­дей­ствием физи­че­ского состо­я­ния, сер­деч­ного чув­ства и так далее.

      Теперь при­ве­дем рас­четы гра­мот­ные и доб­ро­со­вест­ные, под­креп­лен­ные лич­ным пас­тыр­ским и ино­че­ским, а глав­ное, молит­вен­ным опы­том, кото­рый истин­ным поклон­ни­кам и поз­во­ляет в разум истины при­ити [7]. Из книги ясно, что стран­ник имел бла­го­сло­ве­ние читать 5‑словную молитву и «про­из­но­сил каж­дое слово син­хронно с бие­нием сердца». Отсюда не состав­ляет труда про­из­ве­сти рас­чет: «сред­нее число бие­ний сердца у муж­чин 72 удара в минуту. Время одной Иису­со­вой молитвы равно 5‑ти уда­рам сердца. 72 делим на 5, полу­ча­ется 14–15 молитв за минуту. 14 умно­жим на 60 и полу­чим 840 молитв за 1 час. Итак, 12000 делим на 840, полу­ча­ется 14 часов 30 минут. Зна­чит, стран­ник мог выпол­нить свое пра­вило за 14–15 часов. Это вполне соот­вет­ствует рас­сказу самого стран­ника, кото­рый писал, что начи­нал пра­вило утром и про­дол­жал до начи­на­ю­щихся суме­рек. У него оста­ва­лось еще время на сон и еду: 9–10 часов» [8].

      Такой темп молит­во­сло­вия озна­чает, что сотню молитв, или одну четку, чело­век про­хо­дит за семь минут. Это мы для нагляд­но­сти выра­зим фор­му­лой — 100 : 7 мин. Насколько сооб­ра­зу­ется такое соот­но­ше­ние с реаль­ным опы­том подвиж­ни­ков свя­щен­но­без­мол­вия? На Руси общая мера для уст­ной 7‑словной молитвы фор­мально опре­де­ля­лась древним Номо­ка­но­ном: «Да гла­го­лет пять­сот молитв на час, гла­голя со вни­ма­нием: “Гос­поди Иисусе Хри­сте, Бого­ро­ди­цею поми­луй мя греш­наго”» [9]. То есть сотня за 12 минут (100 : 12 мин). Зна­чит, на прак­тике для 5‑словной молитвы сло­вес­ной и умной нор­маль­ным как раз и будет время около 7–10 минут (100 : 7–10 мин). Какова же была в реаль­но­сти обще­при­ня­тая ско­рость Иису­со­вой молитвы в исих­аст­ской среде XIX сто­ле­тия? В сред­нем такая и была. Как известно из пись­мен­ных источ­ни­ков, рус­ские подвиж­ники про­хо­дили пяти­сот­ницу за 40–50 минут (100 : 10 мин). И в наш век так же моли­лись, напри­мер, схи­мо­нах Нико­дим Каруль­ский на Афоне [10], схи­ар­хи­манд­рит Иоанн (Мас­лов) в Рос­сии [11] и дру­гие отцы.

      Име­ется много сви­де­тельств по этому вопросу. Обра­тимся к одному из самых авто­ри­тет­ных и пока­за­тель­ных, поскольку речь идет о свя­то­гор­ском мона­ше­стве. Инок Пар­фе­ний (Агеев) вни­ма­тельно изу­чал афон­ский опыт непо­сред­ственно «на Свя­той Горе Афон­ской, в кото­рой, — как он пишет, — я про­жи­вал не малое время, с 1839 и по 1846 год, и кото­рую исхо­дил сво­ими ногами». «Теперь хощу опи­сать обще­жи­тель­ную жизнь афон­скую», в том числе и в «Рус­ском мона­стыре»; что каса­ется молит­вен­ных заня­тий, то «келей­ное пра­вило поло­жено такое: в самую полу­нощь, то есть в 12 часов нощи, воз­буж­дают всех на келей­ное пра­вило… Всего выхо­дит пят­на­дцать четок… Через час по полу­нощи уда­ряют в било, и соби­ра­ются все на собор­ную молитву в цер­ковь и читают полу­нощ­ницу» [12]. Таким обра­зом, афон­ское пра­вило, состав­ляв­шее 15 четок за час (100 : 4 мин), зна­чи­тельно пре­вы­шает по ско­ро­сти пра­вило стран­ника (100 : 7 мин), и свя­то­горцу на про­хож­де­ние 12000 молитв потре­бо­ва­лось бы всего 8 часов. Так что в нашей тра­ди­ции, отра­жен­ной в «Рас­ска­зах стран­ника», был при­нят на самом деле срав­ни­тельно неспеш­ный метод.

      При­ве­дем, нако­нец, и кон­крет­ные при­меры, под­твер­жда­ю­щие тот факт, что 12-тысяч­ное пра­вило стран­ника это отнюдь не исклю­че­ние [13], но извест­ная на Руси прак­тика. В числе под­ви­зав­шихся подоб­ным обра­зом широко извест­ный ста­рец Гав­риил Сед­ми­е­зер­ский (Зыря­нов; 1844–1915), кано­ни­зи­ро­ван­ный свя­той, кото­рого не запо­до­зришь в пре­ле­сти. «С наступ­ле­нием осени, — читаем в житии прп. Гав­ри­ила, — ста­рец стал уси­ленно зани­маться молит­вой Иису­со­вой. И прежде он все­гда, можно ска­зать, дышал ею, дру­гих обу­чал и даже напи­сал и напе­ча­тал целое поуче­ние о ней. Но здесь он стал зани­маться ею с осо­бен­ным тру­дом и уси­лием, поста­вив себе зада­чей — по чет­кам про­хо­дить еже­дневно по 12 тысяч молитв. Помимо сего он неопу­сти­тельно вычи­ты­вал поло­жен­ные по Уставу Св. Церкви службы: полу­нощ­ницу с кафиз­мой, утреню, часы: пер­вый, тре­тий, шестой и девя­тый, вечерню с пове­че­рием и келей­ное общее пра­вило: три канона с ака­фи­стами. При этом он никому нико­гда не отка­зы­вал в беседе или даже в про­стом раз­го­воре, при­ни­мал при­хо­дя­щих к нему бого­моль­цев, писал письма, читал Псал­тирь, Св. Писа­ние и тво­ре­ния свя­тых отцов… Правда, от напря­же­ния в Иису­со­вой молитве у него начи­на­лись силь­ные голов­ные боли, но он не сда­вался, при­лежно справ­лял свои 12 тысяч молитв» [14].

      Еще один яркий при­мер ана­ло­гич­ного подвига имеем в лице старца Онуф­рия [15]. С моло­до­сти вле­ко­мый духов­ной жаж­дой, он, напо­до­бие героя «Рас­ска­зов стран­ника», стре­мился к обре­те­нию непре­стан­ной молитвы и выма­ли­вал этот дар у Гос­пода и Божией Матери. Нако­нец ему дове­лось обра­титься за руко­вод­ством к извест­ному в то время затвор­нику Алек­сан­дро-Нев­ской Лавры, кото­рый, взяв­шись за обу­че­ние, дал отцу Онуф­рию сле­ду­ю­щее пра­вило: «Твори 3000 молитв Иису­со­вых в день». От заня­тий у него скоро рас­пух язык, но, придя за сове­том к затвор­нику, он услы­шал: «Твори теперь 6000 молитв в день». Ока­зы­вая послу­ша­ние и усер­дие, Онуф­рий стал испы­ты­вать жесто­кие напа­де­ния врага, им овла­дела страш­ная, мучи­тель­ная злоба. От настав­ника он услы­шал лишь одно слово: «Ничего». И вме­сто ожи­да­е­мых послаб­ле­ний полу­чил новое зада­ние: ста­рец велел читать по 9000 молитв. Онуф­рий испол­нил и это, но по телу его пошли вол­дыри, словно от ожо­гов. Вновь обра­тив­шись к старцу, он полу­чил наказ: «Терпи, не осла­бе­вай, читай теперь 12 тысяч молитв». Это пра­вило отец Онуф­рий муже­ственно и неот­ступно дер­жал до тех пор, пока одна­жды не сни­зо­шло на него бла­го­сло­ве­ние Божие — бла­го­дат­ная теп­лота зато­пила грудь и отныне само­движ­ная молитва уже нико­гда не пре­ры­ва­лась у него в сердце [16]”.

      При­ме­ча­ния:
      [1] Подроб­нее об этом см.: Нови­ков Н.М. Молитва Иису­сова. Опыт двух тыся­че­ле­тий. Т. 3. Раз­дел «Ум и сердце», гл. «Гра­ница есте­ства» («Не торо­пись язы­ком твоим»).
      [2] Оси­пов А.И. «Как же можно непре­станно молиться…» М., 2009. С. 40. Здесь дела­ется также попытка уни­чи­жить опыт неко­то­рых извест­ных совре­мен­ных гре­че­ских подвиж­ни­ков исих­а­стов, пред­ста­вив его в иска­жен­ной, кари­ка­тур­ной форме, с тем, конечно, чтобы обви­нить их в пре­ле­сти, как то при­нято в тра­ди­ции вар­ла­а­мизма. Не вда­ва­ясь в подроб­но­сти, отме­тим, что неком­пе­тент­ность и несо­сто­я­тель­ность кри­тики здесь столь же оче­видны и так же легко изоб­ли­ча­ются, как и в слу­чае с «Рас­ска­зами странника».
      [3] Игна­тий (Брян­ча­ни­нов), свт. Тво­ре­ния. М., 1998. Т. 5. С. 110.
      [4] Откро­вен­ные рас­сказы стран­ника… ТСЛ, 1997. С. 67–69.
      [5] Там же. С. 21, 27. Заме­тим, что диа­па­зон нор­маль­ной частоты пульса у взрос­лого здо­ро­вого чело­века 60–80 уд./мин.
      [6] Иоанн Синай­ский, прп. Лествица. М., 1997. 28:62.
      [7] Ин.4:23; 1Тим.2:4.
      [8] Рафаил (Каре­лин), архим. Еще раз о ере­ти­че­ских заблуж­де­ниях… М., 2003. С. 46.
      [9] Фила­рет Глин­ский, прп. До и после пострига. 1897. Ч. 3. С. 6.
      [10] Непре­станно моли­тесь! О молитве Иису­со­вой. М., 1992. С. 77.
      [11] Глин­ская моза­ика. М., 1997. С. 181.
      [12] Пар­фе­ний (Агеев), инок. Ска­за­ние… М., 2008. Т. 2. Ч. 4. С. 256, 300, 301.
      [13] Тем более не выдумка, как то пыта­ются пред­ста­вить те, для кого чужой подвиг ока­зы­ва­ется уко­ром, те, о ком прп. Мака­рий Вели­кий гово­рит: «Это новые фари­сеи, неис­кус­ные умом», лишен­ные «воз­рас­та­ния внут­рен­него чело­века», они, «укра­шая внеш­него чело­века, сами себя оправ­ды­вают». Но горе вам, гово­рит им Спа­си­тель, — тем, кото­рые сами не вхо­дят и дру­гим пре­пят­ствуют (ср.: Лк.11:52).
      [14] Симеон (Хол­мо­го­ров), архим. Един от древ­них. М., 1996. С. 112.
      [15] Онуф­рий Вала­ам­ский (†1912), схи­мо­нах. Вала­ам­ский подвиж­ник, стя­жав­ший после упор­ных и дли­тель­ных заня­тий Иису­со­вой молит­вой, нача­тых еще в моло­до­сти, дар бла­го­дат­ной молитвы, кото­рая не поки­дала его в тече­ние 40 лет, вплоть до кон­чины. Ста­рец под­ви­зался в затворе в Боль­шом скиту (скит Всех свя­тых) на Вала­аме, никого не при­ни­мал, почти ни с кем не раз­го­ва­ри­вал. Келей­ник старца мон. Лон­гин, заме­тив одна­жды ночью сия­ние над его кельей, стал сви­де­те­лем того, как о. Онуф­рий «стоял на молитве высоко в воз­духе, весь как в огне». Обла­дая даром про­зор­ли­во­сти, ста­рец задолго до 1917 г. пред­ска­зал рево­лю­цию, убий­ство Царя, все подроб­но­сти пред­сто­я­щих смут, пред­рек гря­ду­щие нестро­е­ния в своей оби­тели и имена буду­щих насто­я­те­лей. Так же зара­нее, будучи совсем здо­ров и бодр, он ука­зал ничем внешне не пред­ве­щав­шийся день своей кон­чины (†17.08.1912).
      [16] Мария (Ста­хо­вич), мон. Без­мол­вие внут­рен­нее. М., 2006. С. 92–95.

      Источ­ник: О молитве Иису­со­вой: Аске­ти­че­ский трак­тат. Состав­лен на основе келей­ных запи­сей свя­щен­ника Анто­ния Голын­ского / авт.-сост. Нови­ков Н.М. — М.: Отчий дом, 2011. — 240 с. — (Серия «Путь умного дела­ния»).

      Ответить »
      • Олег, 08.04.2017

        А что делать, когда жизнь кажется пустой?  Ненуж­ной. Когда понял, что ты ничто­же­ство? Я теперь плачу даже от того, что шурупы не вкру­чи­ва­ются как надо. Раньше с матом без про­блем. А сей­час с молит­вой и все из рук валится? При­чем так во всех делах. Духов­ника нету. В храм хожу каж­дое вос­кре­се­нье, испо­ве­ду­юсь, пощусь. Молитва Иису­сова в уме и сердце. А вот радо­сти хри­сти­ан­ской нету. Любви нету. Вот и думаю ско­рее бы уме­реть. Но боюсь. Мне ад был пока­зан. Проку от меня нету. Пустой я чело­век. Про­стите. Тоска такая уже лет 5. Как молится начал. Вот на днях купил жень­щине-при­хо­жанке обувку к весне после службы, а домой при­шел и пожа­лел. Сорвался заку­рил. У своей дочери штаны одни.

        Ответить »
        • Кирилл, 14.04.2017

          Олег, когда жизнь кажется пустой, нужно потру­диться ради кого-то помочь кому-то.

          Ответить »
        • Helen Pollen, 12.03.2018

          Я вам очень сочуствую.Сделаешь добро, а потом пожа­ле­ешь, но Вы не вол­нуй­тесь, сде­лали и забыли, что бы не думать об этом. Тоска- это плохо.Вы не моли­лись Тихону Задон­скому? Попро­буйте, помо­гает. Всего Вам хоро­шего и тер­пе­нья. Про­стите, если что не так напи­сала. Мне так кажется, что Вы чело­век искрен­ний и стре­ми­тесь к Богу больше, чем мно­гие из нас. Посто­рай­тесь устоять.

          Ответить »
        • Елена, 21.03.2018

          Олег, сатана не дрем­лет, поэтому при уси­лен­ной и частой молитве напа­дает тоска, чтобы чело­век испу­гался и ото­шёл от Бога раз­ными спо­со­бами: отча­я­нием, раз­лич­ными гре­хами, в том числе и мыс­лями о смерти…  Муд­рый свя­щен­ник, видя рве­ние при­хо­жа­нина в молитве (в осо­бен­но­сти нео­фита), обя­за­тельно при­дер­жит его, именно потому что духов­ный груз надо под­ни­мать  каж­дому по его силам, чтобы не “сваливаться“в чув­ство пустоты, вме­сто напол­нен­но­сти.  Навер­няка, мно­гие вновь обра­щён­ные испы­ты­вали необык­но­вен­ную душев­ную бла­го­дать в начале духов­ного пути, а потом она ухо­дит… Мы пом­ним о ней и ску­чаем, часто не пони­мая, куда все ушло.  Воз­можно, ощу­ще­ние радо­сти Гос­подь даёт нам как ори­ен­тир, к кото­рому надо стре­миться в своих тру­дах за Цар­ство Небесное.

          Не  бойся падать, не устояв перед гре­хом: под­ни­майся, кайся и снова иди. Не надо углуб­ляться в соб­ствен­ный ана­лиз своих же оши­бок. Надо осо­зна­вать, что натво­рил, а оценку нашим ошиб­кам даёт Гос­подь на испо­веди, каж­дому в зави­си­мо­сти от пока­я­ния. И ведь — про­щает! Чтобы ни натво­рили-про­щает мило­стию  Своею, надо только сильно про­сить, чтобы не оста­вил, не про­шёл мимо…

          Ответить »
  • Светлана, 04.06.2015

    Я не думаю что нужно ругать книгу и автора,ведь раньше люди были духовно крепче и верили искренно.Сейчас же не вре­мена изменились,а сами люди,ослабели от греха.

    Ответить »
  • Анна, 08.05.2015

    Слу­шаю эту книгу целую неделю, очень нравится.
    Хочу ска­зать про чело­века, кото­рый читает. Очень нра­вится, как читает. а теперь еще и гром­кость добавили.
    Я очень люблю Клайва Лью­иса “Письма бала­мута”, но там такое неудач­ное чте­ние, съе­да­ются чте­цом концы слов и слу­шать невоз­можно. я даже начи­наю думать о своём.
    А тут чтец такой хоро­ший, что я вечер­ние молитвы читаю с его нето­роп­ли­во­стью и инто­на­цией, так само выходит 🙂

    Ответить »
    • Игорь, 13.10.2016

      Да чтец как в про­сто народе гово­рится — от Бога. Слы­шал дру­гие вари­анты озвучки дан­ного про­из­ве­де­ния, всё не то. А насчёт пре­ле­сти, так в самой же книге много раз о ней гово­рится и как кто-то тут уже упо­мя­нул все мы в той или иной сте­пени в ней нахо­димся. Бра­тья и сёстры не спорьте ради Бога. Не нра­вится книга, так про­хо­дите мимо. Всем желаю про­честь или про­слу­шать дан­ное тво­ре­ние хоть один раз до конца, непре­станно памя­туя об опас­но­сти впа­де­ния в пре­лесть и всё будет хорошо. Всем духов­ного про­цве­та­ния и осо­знан­ного, трез­вого под­хода в Бого­угод­ных делах.

      Ответить »
    • Виталий, 31.12.2018

      А я уже несколько лет ношу в теле­фоне эту книгу, и снова и снова воз­вра­ща­юсь к ней. Почему? Да осла­бе­вает молит­вен­ный пыл и начи­на­ешь снова воз­вра­щаться на свою бле­во­тину, потом спо­хва­ты­ва­ешься и цеп­ля­ешься за молитву,как уто­па­ю­щий за соло­минку и соло­мин­кой для уто­па­ю­щего слу­жит именно эта книга в ухе.

      Ответить »
  • Владимир, 01.10.2014

    Хоро­шая книга. В своё время с боль­шою поль­зою про­чи­тал её. Напи­сана в духе Пра­во­слав­ной Церкви, не нашёл в ней ничего, что бы шло в про­ти­во­ре­чие с Отцами Нашей Церкви. Выска­зы­ва­ния про­фес­сора Оси­пова и про­тив Цар­ствен­ных Стра­сто­терп­цев и про “Откро­вен­ные рас­сказы стран­ника” и про Жития Свя­тых свя­ти­теля Димит­рия Ростов­ского и про мно­гое, мно­гое дру­гое, что наго­во­рил этот чело­век помимо недо­уме­ния, вызы­вают ещё и боль за нашу Цер­ковь. Этого чело­века не оста­нав­ли­вают даже обще­цер­ков­ные свя­тыни, кото­рые мно­гими веками пред­став­ляют цен­ность для хри­сти­ан­ства. Даже трудно пред­ста­вить куда это надо забраться, чтобы вот так вот попи­рать то, что для дру­гих явля­ется свя­тым. Все эти выска­зы­ва­ния лично меня глу­боко оскорб­ляют, так как я знаю точно, что Цар­ствен­ные Стра­сто­терпцы свя­тые! И лжёт, лжёт про­фес­сор этот отри­цая этот факт и сея свои ядо­ви­тые мысли в среде немощ­ной хри­сти­ан­ской. Я знаю, что в кни­гах “Откро­вен­ные рас­сказы стран­ника”, в Жития свя­ти­теля Димит­рия Ростов­ского, в книге архи­манд­рита Софро­ния “Силуан Афонский“нет ника­кой пре­ле­сти, в них Дух Свя­той при­сут­ствует и они несли и будут нести пользу пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам! Но про­фес­сор этот ува­жа­е­мый не знаю, чем оправ­да­ется перед Богом за кле­вету свою на Дух Свя­той, за сму­ще­ние кото­рое сеет в среде хри­сти­ан­ской, раз­ру­шая и раз­ру­шая мно­го­ве­ко­вые цер­ков­ные устои, раз­ру­шая нашу Церковь!

    Ответить »
    • Виталий, 23.06.2016

      В защиту про­фес­сора Оси­пова А.И. Вы, Вла­ди­мир впали в осуж­де­ние. А архи­манд­риту Рафа­илу Каре­лину надо лично было потол­ко­вать с Оси­по­вым, а не раз­во­дить писа­нину и сеять про­ти­во­ре­чия. А за душу берет, т.к. мы люди душев­ные и все в пре­ле­сти более или менее. Читайте свя­тых отцов, а не вся­кую прелесть!!!

      Ответить »
      • Владимир, 24.06.2016

        Вы ошиб­лись Вита­лий, об про­фес­соре Оси­пове сожа­лею. Да, на то зло, что он натво­рил иска­зив уче­ние Пра­во­слав­ной Церкви, чем мно­гих ввёл в соблазн, одних тем, что они сами не раз­би­ра­ясь про­гло­тили ложь, дру­гих тем, что впали в соблазн осуж­де­ния этого чело­века. К иска­же­нию моей веры, что явля­ется хулой на Бога, отно­ситься рав­но­душно не могу.
        Вы наив­ный чело­век Вита­лий думая, что Оси­пов вот так вот всту­пит с кем то в чест­ную поле­мику, он же пони­мает, что здесь то его и при­жмут и поэтому за все года дея­тель­но­сти про­фес­сора Оси­пова, таких поле­мик ни разу не было и не будет. Зато недавно бого­слов­ская комис­сия РПЦ вынесла офи­ци­аль­ное реше­ние за под­пи­сью пат­ри­арха Кирилла о том, что то чему учит про­фес­сор не имеет отно­ше­ние к уче­нию Пра­во­слав­ной Церкви. Вот и заду­май­тесь сами теперь, чему же учит про­фес­сор? Лично же моё отно­ше­ние ко всему про­ис­хо­дя­щему с про­фес­со­ром Оси­по­вым про­стое: своим близ­ким я слу­шать Оси­пова не реко­мен­дую, те же кто ничего кроме про­фес­сора Оси­пова слу­шать не хочет, счи­таю их сво­бод­ным пра­вом посту­пать так, сочув­ствую конечно.
        Вот реше­ние бого­слов­ской комис­сии, кстати кото­рое про­фес­сор не при­нял, что и неудивительно.
        https://www.xn--80aeopmfjx.xn--80aswg/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B0-%D0%B8-%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD/

        Ответить »
  • Лариса, 30.09.2014

    эта книга-вся про­пи­тана прелестью,смотрите лек­ции А.И. Осипова,он очень подробно и глу­боко вскры­вает опас­ность этой книги неиз­вестно кем написанной.лучше убрать её с сайта ‚чтобы не при­чи­нять духов­ный вред неис­ку­шен­ным слушателям.

    Ответить »
    • Кирилл, 30.09.2014

      Дан­ная книга отно­сится к жанру худо­же­ствен­ной лите­ра­туры, про­сим не вос­при­ни­мать серьёзно попытки её кри­тики исходя из стро­гих бого­слов­ских пози­ций, напри­мер, здесь: «Срав­не­ние прак­тики молитвы Иису­со­вой по тру­дам свя­ти­теля Игна­тия (Брян­ча­ни­нова) и «Откро­вен­ным рас­ска­зам Стран­ника».
      Цен­ность кар­тины состоит не в стро­гом, бук­валь­ном копи­ро­ва­нии изоб­ра­жа­е­мого ори­ги­нала, а в твор­че­ском его осмыс­ле­нии. Такие же задачи и у худо­же­ствен­ной литературы.
      С дру­гой сто­роны, по при­ве­дён­ной в этом сооб­ще­нии ссылки объ­яс­ня­ется, что и с бого­слов­ских пози­ций проф. Оси­пов был не прав.

      Ответить »
    • Дмитрий, 30.01.2015

      Да, мне тоже так пока­за­лось. Уж больно сла­достно опи­сы­ва­ются пере­жи­ва­ния глав­ного героя. Мой уро­вень не поз­во­ляет оце­нить сте­пень соот­вет­ствия “истин­но­сти” про­из­ве­де­ния, но читая я ловил себя на том, что меня порой “зано­сит” не в ту степь. Прям ощу­щал прелесть.

      Веро­ятно, на выс­ших уров­нях духов­но­сти, чело­век всё именно так и чув­ствует, но я пока воз­дер­жусь от серьёз­ного вос­при­я­тие этого про­из­ве­де­ния. Чего и всем желаю.

      Ответить »
    • Татьяна, 12.12.2015

      Ваш Оси­пов сам из себя ни умуд­рен­ного, ни свя­того впе­чат­ле­ния не про­из­во­дит. Его речи в боль­шин­стве своем язви­тельны и злобны, он упи­ва­ется своей гор­до­стью и высо­ко­умием (по его мне­нию), Впер­вые как уви­дела его про­из­вел жут­кое впе­чат­ле­ние одер­жи­мого чело­века; а я своим пер­вым впе­чат­ле­ниям дове­ряю. Рас­сказы стран­ника же про­из­во­дят настолько уми­ро­тво­рен­ное и душевно спо­кой­ное состо­я­ние, что хочется их слу­шать и слу­шать без конца, а еще больше хоте­лось бы позна­ко­миться с этим необык­но­вен­ным чело­ве­ком. Ни о какой пре­ле­сти и речи быть не может, это выдумки людей не уме­ю­щих по насто­я­щему чув­ство­вать серд­цем и жить по насто­я­щему оду­хо­тво­рен­ной жизнью!

      Ответить »
      • Юлия, 12.09.2016

        Татьяна, я поста­ра­лась бы избе­гать столь рез­ких оце­нок, но в целом под­дер­жи­ваю. У меня сход­ные впе­чат­ле­ния каса­тельно обоих пред­ме­тов обсуж­де­ния (обеих пер­сон). И если много лет назад, когда все было вно­винку, это было лишь на уровне недо­уме­ния, то сей­час, по при­об­ре­те­нии неко­то­рого опыта, эти ощу­ще­ния укрепились.

        Ответить »
      • Инна, 04.12.2017

        Согласна с Вами.… Чтец Обла­дает уди­ви­тель­ной спо­соб­но­стью читать спо­койно .. без вся­ких вздо­хов , о‑хов, гло­та­ния и т, д. и слу­ша­ется пре­вос­ходно. На мой взгляд, ни о какой пре­ле­сти речь не идет .. Кто как пони­мает ..согласно сво­ему внутр. состо­я­нию души.

        Ответить »
      • Аттила, 14.03.2018

        Где-то так..

        Ответить »
      • 89101619543, 11.07.2018

        Пол­но­стью согласна!

         

        Ответить »
    • ЕвгенийЭх, 18.04.2017

      Не только Алек­сандр Ильич, но и святые,порой оши­ба­лись! Судя по кри­тике про­фес­сора Осипова,следует отне­сти к опас­ным, зара­жен­ным духов­ной пре­ле­стью и свт. Фео­фана Затвор­ника, т к он зани­мался рас­про­стра­не­нием рас­ска­зов, и прп Амвро­сия Оптин­ского, т к он автор одного из рас­ска­зов, и прп Симеона Нового Бого­слова, и прп Ники­фора Монаха, и св. Исик­хия, еп.  Иеру­са­лим­ского!!! Все они ука­заны в этой “вред­ной с точки зре­ния про­фес­сора Оси­пова”, книге!

      Ответить »
    • Сергей, 12.09.2018

      »»»»»»»

      смот­рите лек­ции А.И. Осипова,он очень подробно и глу­боко вскры­вает опас­ность этой книги

      »»»»»»>

      Вни­ма­тельно пере­чи­ты­вал Стран­ника и вни­ма­тельно про­слу­шал обе лек­ции про­фес­сора “Об Ису­со­вой молитве”.

      В своих лек­циях про­фес­сор довольно грубо пере­дер­ги­вает факты, изло­жен­ные в книге, и иска­жает ее общий смысл. При этом кри­тика прфес­сора сопро­вож­да­ется ссыл­ками на св. Игна­тия и Отцов Церкви (?!!!)

      Зачем ува­жа­е­мому про­фес­сору  это пона­до­би­лось — не понятно.

      Ответить »
    • Димитрий, 21.12.2018

      Если уж сам Оси­пов кри­ти­кует книгу, то она ОДНОЗНАЧНО полез­ная! Лично мне книга очень понра­ви­лась. Часто слу­шаю. Тем более, здесь много пояс­не­ний из свя­то­оте­че­ских тру­дов. А где фан­та­зия и пре­лесть, так это в кни­гах, подоб­ных “Моим посмерт­ным при­клю­че­ниям” Воз­не­сен­ской и в выска­зы­ва­ниях Оси­пова про “апо­ка­та­с­та­сис” и про­чую ересь.

      Каюсь, сам раньше рас­про­стра­нял книжки Воз­не­сен­ской и слу­шал Осипова…

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки