ПРАВОСЛАВНОЕ АУДИО АЗБУКА ВЕРЫ

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу Добавлено в рубрику: Творения святых отцов

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу

Рейтинг публикации:
(120 голосов: 4.58 из 5)


Странник – человек, как бы идущий по жизни сей, но ей не принадлежащий. Странствующий рыцарь Святой Руси, вооруженный оружием, сильнее которого нет ни на Небе, ни на Земле. Жизнь всякого современного искреннего христианина – подобное странствие. Осталось вооружиться молитвой Иисусовой и в путь! А эта книга – вдохновляющая сила к нашему странствию по пустыням мира сего, на пути в Небесный Иерусалим. Верность которой подтверждают люди, на опыте проходившие путь сей и достигшие его конечной точки, такие как преподобный Амвросий Оптинский и Феофан Затворник.

Исполнитель: Виталий Редько.
«Русскiй Паломникъ»

Заставка

Рассказ 1

Рассказ 2

Рассказ 3

Рассказ 4

Три ключа

Св. Симеон Новый Богослов

Св. Григорий Синоит

Никифор Монах

Игнатий и Каллист

Исикхий, епископ Иерусалимский

Филофей Синайский

Феолипт Митрополит

Варсонофий Великий и Иоанн

Слово об Авве Филимоне

Рассказ странника при пятом свидании

Исповедь внутреннего человека

Шестое свидание

Тайна Спасения

О силе молитвы

Седьмое свидание. Примечание

 
Читать «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» в текстовом формате.

Метки 32 49217
Оставить комментарий » 32 комментария
  • Лариса, 30.09.2014

    эта книга-вся пропитана прелестью,смотрите лекции А.И. Осипова,он очень подробно и глубоко вскрывает опасность этой книги неизвестно кем написанной.лучше убрать её с сайта ,чтобы не причинять духовный вред неискушенным слушателям.

    Ответить »
    • Кирилл, 30.09.2014

      Данная книга относится к художественной литературе, просим не воспринимать серьёзно попытки её критики исходя из строгих богословских позиций, например, «Сравнение практики молитвы Иисусовой по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова) и «Откровенным рассказам Странника».
      Ценность картины состоит не в строгом, буквальном копировании изображаемого оригинала, а в творческом его осмыслении. Такие же задачи и у художественной литературы.
      С другой стороны, по приведённой в этом сообщении ссылки объясняется, что и с богословских позиций проф. Осипов был не прав.

      Ответить »
    • Дмитрий, 30.01.2015

      Да, мне тоже так показалось. Уж больно сладостно описываются переживания главного героя. Мой уровень не позволяет оценить степень соответствия «истинности» произведения, но читая я ловил себя на том, что меня порой «заносит» не в ту степь. Прям ощущал прелесть.

      Вероятно, на высших уровнях духовности, человек всё именно так и чувствует, но я пока воздержусь от серьёзного восприятие этого произведения. Чего и всем желаю.

      Ответить »
    • Татьяна, 12.12.2015

      Ваш Осипов сам из себя ни умудренного, ни святого впечатления не производит. Его речи в большинстве своем язвительны и злобны, он упивается своей гордостью и высокоумием (по его мнению), Впервые как увидела его произвел жуткое впечатление одержимого человека; а я своим первым впечатлениям доверяю. Рассказы странника же производят настолько умиротворенное и душевно спокойное состояние, что хочется их слушать и слушать без конца, а еще больше хотелось бы познакомиться с этим необыкновенным человеком. Ни о какой прелести и речи быть не может, это выдумки людей не умеющих по настоящему чувствовать сердцем и жить по настоящему одухотворенной жизнью!

      Ответить »
      • Юлия, 12.09.2016

        Татьяна, я постаралась бы избегать столь резких оценок, но в целом поддерживаю. У меня сходные впечатления касательно обоих предметов обсуждения (обеих персон). И если много лет назад, когда все было вновинку, это было лишь на уровне недоумения, то сейчас, по приобретении некоторого опыта, эти ощущения укрепились.

        Ответить »
    • ЕвгенийЭх, 18.04.2017

      Не только Александр Ильич, но и святые,порой ошибались! Судя по критике профессора Осипова,следует отнести к опасным, зараженным духовной прелестью и свт. Феофана Затворника, т к он занимался распространением рассказов, и прп Амвросия Оптинского, т к он автор одного из рассказов, и прп Симеона Нового Богослова, и прп Никифора Монаха, и св. Исикхия, еп.  Иерусалимского!!! Все они указаны в этой «вредной с точки зрения профессора Осипова», книге!

      Ответить »
  • Владимир, 01.10.2014

    О книге «Откровенные рассказы странника»:

    Сочинение анонимного автора, второй половины 19 века. Написанная превосходным литературным языком, эта книга раскрывает мистическую традицию Православия. Керн писал о ней: «Это – путь странника по бесконечным дорогам, большакам и проселкам Св. Руси; одного из представителей той «во Христе бродячей» России, которую мы так хорошо знали тогда, давно, давно…, – России, которой теперь нет и которой, вероятно, никогда больше и не будет. Это те, кто от преп. Сергия шли в Саров и на Валаам, в Оптину и к киевским угодникам; заходили и к Тихону и Митрофанию, бывали и в Иркутске у святителя Иннокентия, доходили и до Афона и до Св. Земли. Они, «не имея пребывающего града, искали грядущего». Это те, кого манила даль и беспечная легкость бездомного жития. Оставив свой дом, они находили его в иноческих обителях. Сладости семейного уюта они предпочли назидательную беседу старцев и схимников. Крепкому укладу векового быта они противопоставили ритм монастырского богослужебного года с его праздниками и церковными воспоминаниями. Они кажутся нам теперь гораздо более близкими к Бедняку из Ассизи или еще ближе к тем первохристианам, о которых древний автор написал: «христиане населяют свои отечества, но как пришельцы; во всем участвуют, как граждане, но все терпят, как чужестранцы; всякая чужбина им – отечество, и всякое отечество – чужбина… Будучи во плоти, они не по плотскому живут; по земле скитаются, но на небе жительствуют».

    Значение «Откровенных расказов странника» нельзя переоценить: в каком-то смысле они — совокупное свидетельство всей русской духовной традиции. Свт. Феофан Затворник был редактором и издателем «Рассказов странника», а если мы вспомним манеру редактирования свт. Феофана, то смело можем назвать его и соавтором «Рассказов». Преподобный Амвросий Оптинский был то ли автором, то ли одним из составителей последних трёх «Рассказов странника» (во всяком случае они были обнаружены в его рукописях). Преподобный Варсонофий Оптинский начал делание Иисусовой молитвы именно из-за чтения «Рассказов». Арсений Троепольский, принадлежавший к «кругу друзей» свт. Игнатия (Брянчанинова) одобрял «Рассказы». Как руководство в Иисусовой молитве их воспринимали старцы Феодосий и Никодим Карульские. «Откровенные рассказы странника» были одним из источников «Братьев Карамазовых». Все русское религиозное возрождение считало «Рассказы странника» свидетельством подлинного Православия (от Бердяева до Керна). Т. о. «Откровенные рассказы странника» признаются всем русским Православием (кажется только в наше время, А. И. Осипов решил раскритиковать их).

    А вот, как относятся к этой книге современные авторитетные представители монашества:

    Архимандрит Рафаил (Карелин) отвечает на вопрос:

    Уважаемый Сергий! Прочтите книгу «Откровенные рассказы странника», благословленную преподобным Амвросием Оптинским. Там Иисусова молитва разделяется на две части для соединения с дыханием. Схиигумен Савва мог советовать читать Иисусову молитву медленно тому, кто только что начинает упражняться в ней, чтобы осмыслить слова молитвы.

    Великий господин Осипов своею критикой книги «Откровенные рассказы странника», сам себя и обличает как человек далёкий от правильной практики христианской жизни.

    Ещё профессор Осипов критикует Жития святых Димитрия Ростовского.

    [02/04/2008] Юрий спрашивает:

    Благословите, отец Рафаил!

    Я Вас как-то спрашивал, какую книгу почитать по истории Церкви. Вы сказали, что «история Церкви – это история ее святых». Приобрел «Жития святых», составленные свт. Дмитрием (Ростовским). Но Осипов утверждает, что эти «Жития» имеют на себе отпечаток католичества, т. к. якобы святитель пользовался и католическими источниками. В качестве образца господин Осипов назвал «Жития» составленные архиепископом Филаретом (Гумилевским). Скажите по этому поводу несколько слов.

    Спаси Вас, Господи!

    Архимандрит Рафаил отвечает:

    Юрий!

    Аббат Минь в 19-ом столетии собрал и издал целую библиотеку творений отцов Восточной Церкви. Это издание по своей полноте до сих пор остается непревзойденным. Но никому не приходило в голову говорить, что из-за этого православная патристика окатоличилась. Профессор Осипов, чтобы расчистить путь для своих протестантских воззрений, все, что не нравится ему, стилизирует под католичество в весьма примитивной форме без фактических доказательств, и пугает католичеством своих студентов и слушателей, как детей Бабой-Ягой. Четьи — Минеи святителя Димитрия Ростовского были и являются любимой настольной книгой для православных. Святой Димитрий Ростовский тщательно изучил все агиографические рукописи, имевшиеся в его распоряжении. Его труд является сокровищницей Православной Церкви и имеет эпохальное значение. Что касается «Житий» архиепископа Филарета (Гумилевского), то тот, учитывая секуляризированное мышление интеллигенции своего времени, постарался убрать из жития святых все, что относилось к сверхестественным явлениям. Он приблизил агиографию к биографиям и перед нами предстали святые, как подвижники, но без чудес, будто птицы с подрезанными крыльями. Разумеется, этот рационализм и критицизм понравился профессору Осипову.

    Аминь.

    Ответить »
    • Сергей, 28.01.2017

      Прекрасным дополнением к «Рассказам странника» является Добротолюбие в редакции преподобного отца нашего Паисия Величковского от 1793 г.  Потому как Добротолюбием именно в ред. преп. Паисия пользуются и Старец-Схимник и сам Странник.

      Преподобный Паисий с трепетом относясь к каждому слову Отцов Церкви не дерзает что либо прибавить, исправить, изменить и делает буквально подстрочный перевод с исходного греческого оригинала Добротолюбия.

      Перевод с греческого преп. Паисий делает (естественно) на церковно — славянский язык. В настоящее время церковно — славянский язык не вполне доступен каждому, поэтому один наш современник (или современники) взял(и) на себя труд (во Славу Божию) сделать параллельный перевод с церковно-славянского на русский язык. При выполнении перевода тексты преп. Паисия дополнительно сличались с текстами оригинала на греческом языке.

      Его(их) вывод такой: перевод преп. Паисия — самый точный перевод, церковно-славянский язык — лучший для для духовной литературы.

      Текст Добротолюбия преп. Паисия с параллельным переводом на русский (одна половина страница содержит текст на церковно-славянском, другая половина страницы дает перевод на русский язык) здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4879006

      Кстати эта книга вполне подходит для обучения церковно-славянскому языку.

       

      Ответить »
    • Наталья, 25.07.2017

      Здравствуйте, Владимир. Мне очень понравился ваш комментарий. У меня есть несколько вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. Скажите, можноли с вами где-то пообщаться? Может быть скайп или соц.сети? Если для вас это не будет затруднительно…

       

      Ответить »
  • Владимир, 01.10.2014

    «Ответ на критику книги «Откровенные рассказы странника» проф. Осиповым» архим. Рафаил Карелин
    К статье профессора Осипова «О духовности»[i]

    Одной из самых любимых книг для тех, кто в настоящее время стремится стяжать внутрен­нюю Иисусову молитву, является книга под названием «Откровенные рассказы странника». Эта книга написана неизвестным подвижником, кото­рый хотел скрыть свое имя от мира. В этой кни­ге, отличающейся простым и в то же время заду­шевным и ярким языком, он с какой-то глубокой проникновенностью рассказывает о своем внутреннем духовном пути, как под руководством схимника — своего духовного отца — он научил­ся Иисусовой молитве и достиг высокой степени в том, что аскеты называют внутренним делани­ем, тайным поучением, хождением перед Богом, любовью Божией, цель которого заключается в соединении сердца с именем Иисуса Христа, а че­рез имя Божие — с Самим Господом.

    В этой книге отражен непосредственный и не­поддельный опыт того, кто стяжал благодать Ду­ха Святого своими трудами и кровью. Кажется, что слова книги проникнуты и напоены светом и теплом благодати. Эта книга с первых же страниц захватывает душу читателя. Кажется, что сам странник беседует с нами лицом к лицу. Когда от­крываешь ее, то кажется, что ты слышишь тихий голос этого безвестного странника, который за­шел в твой дом, и ощущаешь его дыхание, соеди­ненное с именем Иисуса Христа. Когда читаешь эту книгу, то кажется, что вместе с рассказом странника в ее подтексте звучит непрестанная Иисусова молитва.
    Данную книгу прочитал великий учитель Ии­сусовой молитвы — святой Феофан Затворник и одобрил ее. Другой великий святой, сын духоносных подвижников и отец последних Оптинских старцев, преподобный Амвросий Оптинский до­полнил рукописи этой книги, дописав к ней не­сколько глав. Эта книга является прекрасной жи­вой иллюстрацией к «Добротолюбию». Странник пишет не только о себе, но и о встретившихся ему людях различных сословий, которые занимались Иисусовой молитвой, и он как бы призывает чи­тателей книги войти в их число.
    Господин Осипов, прочитав «Рассказы стран­ника», огорчился и решил, что эта книга — вред­ная, а сам он может быть более правильным и опытным наставником в Иисусовой молитве. И тем самым вместе со своим судом над книгой он подверг сомнению отзывы святителя Феофана и преподобного Амвросия о правильном духовном пути странника, т.е. усомнился в их компетентно­сти в вопросах внутренней духовной жизни, и таким образом, выразив свой плоский рационалистический взгляд на исихазм. Может быть, ему по­казалось обидным, что странник, вместо того, чтобы ходить и проповедовать, выбирал пустын­ные для безмолвия места и занимался вдали от людей Иисусовой молитвой.
    Прежде всего, г-н Осипов бросил камень сво­ей критики в келью старца-схимника, который учил странника Иисусовой молитве. Г-н Осипов приводит цитату из творения святителя Игнатия (Брянчанинова), где тот советует новоначальным медленно произносить слова Иисусовой молитвы, не обращая внимания на число молитв, и сравни­вает это с продолжительным правилом, которое схимник дал своему ученику — 12000 молитв.
    Вырванные из контекста цитаты без учета того, для кого писал святитель Игнатий (Брянчанинов), и без сопоставления их с общим учением святителя Игнатия о молитве, занимающим значительное место в его творениях, доказывают только непонимание или верхоглядство и поверхностное отношение многих ученых современников к вопросам христианской мистики и аскетики.
    Святитель Игнатий советовал начинать обучение Иисусовой молитве с медленного чтения по следующей причине: у наших современников сознание и память обременены большим с большим объемом информации, которую они глотают жадно и без разбора. Их ум привык к мечтательности,
    оценкам, суждениям, рассудочным построениям, воображению, сочинительству и т.д., а молитва — это созерцание, где ум должен заключить в себя слова молитвы и вместо привычного потока мыслей и представлений стеснить себя, вернуться извне к своей собственной душе, а оттуда — к Богу. Это так трудно, как обуздать дикого коня, поэтому рассудок начинает метаться от слов молитвы к привычному хаосу помыслов и воображений. Нужно время, чтобы возвращать ум к словам молитвы и заставлять его пребывать в них.
    Святой Иоанн Кронштадтский пишет то же самое: вначале молитвы надо читать медленно, но когда человек навыкнет к молитве и очистит ум и сердце, то тогда можно молиться быстрее. Что касается странника, то он подготовился к этой Иисусовой молитве постоянным чтением Библии и акафистов, при которых он клал до тысячи поклонов. Само странничество освободило его ум от забот, а сердце — от земных привязанностей, поэтому схимник, учитывая духовное стояние и образ жизни странника, дает ему большое количество Иисусовых молитв на каждый день, чтобы скорее привести его в состояние не­престанной молитвы и памяти о Боге. Странник вначале ничего не знал о Иисусовой молитве, но сразу же почувствовал ее силу, и стяжание мо­литвы стало главным делом его жизни.
    Многие наставники молитвы, руководствуясь указаниями преподобного Григория Синаита, раз­деляли Иисусову молитву на две части: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» и «Сыне Божий, по­милуй мя грешного». Каждая из этих частей пред­ставляла собой законченную молитву. Часть дня ученик говорил по четкам одну из сокращенных молитв, затем, для отдыха ума, переходил к дру­гой. Таким образом, в этот период обучения молитва состояла из пяти слов, затем предлагалась Иисусова молитва в полном виде. На Востоке ча­сто читали Иисусову молитву, состоящую из семи слов, опуская слово «грешного» (у святителя Фе­офана Затворника есть указание на такую молит­ву). Современные афонские монахи чаще всего произносят Иисусову молитву из пяти слов: «Гос­поди, Иисусе Христе, помилуй мя». Так что обу­чение Иисусовой молитве, по св. Григорию Синаиту, включало в себя определенный период, когда ученик говорил Иисусову молитву в сокращенном виде, а потом уже переходил к восьмисловной мо­литве. Поэтому благословение схимонаха странни­ку читать вначале пятисловную Иисусову молитву имело своим основанием одно из древних монас­тырских преданий.
    Господин Осипов находится в благоприятных условиях для изучения Иисусовой молитвы, так как он связан с Троице-Сергиевой Лаврой, где еще живут делатели Иисусовой молитвы, — те, кого называют старцами. Поэтому г-н Осипов имеет возможность учиться под их руководством этому таинству внутренней жизни, а затем, учившись, говорить о том, что познал своим опытом, на лекциях студентам. Может быть, тогда он другими глазами прочитает книгу «Рассказы странника».
    Теперь остановимся на одной профанации профессора Осипова по отношению книги «Рассказы странника своему духовному отцу», являющейся одним из лучших памятников позднего исихазма.
    Господин Осипов взял у святителя Игнатия (Брянчанинова) совет для мирян и новоначальных монахов медленно читать Иисусову молитву, определил это время (15 минут для 100 молитв), и нашел, что для благоговейного исполнения правила странника – 12000 молитв – потребуется 32 часа в сутки. (Сначала г-н Осипов определил 30 минут для неспешного чтения 100 Иисусовых молитв, что для правила странника составило бы 64 часа в сутки (?!). Этот дешевый психологический эффект должен был превратить в глазах студентов книгу «Рассказы странника» в анекдот, подписанный по ошибке святителем Феофаном Затворником и преподобным Амвросием Оптинским.).
    С этим «открытием», как с военным трофеем, подобным шкуре задушенного льва, из которой известный герой сделал себе плащ, он пришел в лекционный зал и поразил слушателей сообщением о том, что земные сутки нельзя растянуть на 32 часа, и, следовательно, книга «Рассказы странника» — или вымысел, или странник произносил слова молитвы с быстротой скороговорки, т.е. по сути дела, странник не молился, а кощунствовал священными словами: произносил имя Бога всуе.
    Однако оказывается, что г-н Осипов или не­достаточно внимательно прочитал текст книги, или умышленно исказил его. Между тем, в книге ясно сказано, что схимник благословил странни­ка читать Иисусову молитву в сокращенном виде, а именно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». В книге имеется указание на то, что стран­ник произносил каждое слово молитвы синхронно с биением сердца. Теперь последуем методу г-на Осипова, чтобы высчитать, сколько часов понадо­билось в сутки страннику для исполнения своего ежедневного правила — 12000 молитв.
    Среднее число биений сердца у мужчин 72 удара в минуту. Время одной Иисусовой молитвы равно 5-ти ударам сердца. 72 делим на 5, получа­ется 14-15 молитв за минуту. 14 умножим на 60 и получим 840 молитв за 1 час. Итак, 12000 де­лим на 840, получается 14 часов 30 минут. Зна­чит, странник мог выполнить свое правило за 14-15 часов. Это вполне соответствует рассказу странника, который писал, что начинал правило утром и продолжал до начинающихся сумерек. У него оставалось еще время на сон и еду 9-10 часов. Поэтому пословица «Поспешишь — людей насмешишь» относится не к страннику, а скорее к его критикам.

    [i] стр. 22 — 25 из работы «Еще раз о еретических заблуждениях профессора МДА А.И Осипова» архимандрита Рафаила Карелина

    Источник: http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/214.html

    Ответить »
    • Александр, 27.08.2015

      В Ветхом завете сказано — Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова… Коментарии обозначают, что с каждым человеком у Бога есть индивидуальные подходы… В ходе повествования, многократно говорится, что нужно соблюдать осторожность, и иметь опытного наставника… А в прелесть можно влететь и без действия благодати от Иисусовой молитвы… Среди трудников попадают такие яркие примеры, хотя и не творят непрестанную молитву… Нужен духовник!!!

      Ответить »
  • Владимир, 01.10.2014

    Хорошая книга. В своё время с большою пользою прочитал её. Написана в духе Православной Церкви, не нашёл в ней ничего, что бы шло в противоречие с Отцами Нашей Церкви. Высказывания профессора Осипова и против Царственных Страстотерпцев и про «Откровенные рассказы странника» и про Жития Святых святителя Димитрия Ростовского и про многое, многое другое, что наговорил этот человек помимо недоумения, вызывают ещё и боль за нашу Церковь. Этого человека не останавливают даже общецерковные святыни, которые многими веками представляют ценность для христианства. Даже трудно представить куда это надо забраться, чтобы вот так вот попирать то, что для других является святым. Все эти высказывания лично меня глубоко оскорбляют, так как я знаю точно, что Царственные Страстотерпцы святые! И лжёт, лжёт профессор этот отрицая этот факт и сея свои ядовитые мысли в среде немощной христианской. Я знаю, что в книгах «Откровенные рассказы странника», в Жития святителя Димитрия Ростовского, в книге архимандрита Софрония «Силуан Афонский»нет никакой прелести, в них Дух Святой присутствует и они несли и будут нести пользу православным христианам! Но профессор этот уважаемый не знаю, чем оправдается перед Богом за клевету свою на Дух Святой, за смущение которое сеет в среде христианской, разрушая и разрушая многовековые церковные устои, разрушая нашу Церковь!

    Ответить »
    • Виталий, 23.06.2016

      В защиту профессора Осипова А.И. Вы, Владимир впали в осуждение. А архимандриту Рафаилу Карелину надо лично было потолковать с Осиповым, а не разводить писанину и сеять противоречия. А за душу берет, т.к. мы люди душевные и все в прелести более или менее. Читайте святых отцов, а не всякую прелесть!!!

      Ответить »
      • Владимир, 24.06.2016

        Вы ошиблись Виталий, об профессоре Осипове сожалею. Да, на то зло, что он натворил исказив учение Православной Церкви, чем многих ввёл в соблазн, одних тем, что они сами не разбираясь проглотили ложь, других тем, что впали в соблазн осуждения этого человека. К искажению моей веры, что является хулой на Бога, относиться равнодушно не могу.
        Вы наивный человек Виталий думая, что Осипов вот так вот вступит с кем то в честную полемику, он же понимает, что здесь то его и прижмут и поэтому за все года деятельности профессора Осипова, таких полемик ни разу не было и не будет. Зато недавно богословская комиссия РПЦ вынесла официальное решение за подписью патриарха Кирилла о том, что то чему учит профессор не имеет отношение к учению Православной Церкви. Вот и задумайтесь сами теперь, чему же учит профессор? Лично же моё отношение ко всему происходящему с профессором Осиповым простое: своим близким я слушать Осипова не рекомендую, те же кто ничего кроме профессора Осипова слушать не хочет, считаю их свободным правом поступать так, сочувствую конечно.
        Вот решение богословской комиссии, кстати которое профессор не принял, что и неудивительно.
        https://www.xn--80aeopmfjx.xn--80aswg/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B0-%D0%B8-%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD/

        Ответить »
  • Анна, 08.05.2015

    Слушаю эту книгу целую неделю, очень нравится.
    Хочу сказать про человека, который читает. Очень нравится, как читает. а теперь еще и громкость добавили.
    Я очень люблю Клайва Льюиса «Письма баламута», но там такое неудачное чтение, съедаются чтецом концы слов и слушать невозможно. я даже начинаю думать о своём.
    А тут чтец такой хороший, что я вечерние молитвы читаю с его неторопливостью и интонацией, так само выходит 🙂

    Ответить »
    • Игорь, 13.10.2016

      Да чтец как в просто народе говорится — от Бога. Слышал другие варианты озвучки данного произведения, всё не то. А насчёт прелести, так в самой же книге много раз о ней говорится и как кто-то тут уже упомянул все мы в той или иной степени в ней находимся. Братья и сёстры не спорьте ради Бога. Не нравится книга, так проходите мимо. Всем желаю прочесть или прослушать данное творение хоть один раз до конца, непрестанно памятуя об опасности впадения в прелесть и всё будет хорошо. Всем духовного процветания и осознанного, трезвого подхода в Богоугодных делах.

      Ответить »
  • Светлана, 04.06.2015

    Я не думаю что нужно ругать книгу и автора,ведь раньше люди были духовно крепче и верили искренно.Сейчас же не времена изменились,а сами люди,ослабели от греха.

    Ответить »
  • Константин, 30.06.2015

    Согласен с теми, кто выступает за «упразднение» книги «Откровенные рассказы странника…» с сайта «Азбука веры». Указанная книга есть исчадие прелести.
    Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас!

    Ответить »
    • Кирилл, 30.06.2015

      «Свт. Игнатий Кавказский известен своей осторожностью по отношению к умному деланию, но и он не сомневается в широкой доступности деятельной умносердечной молитвы. В писаниях святителя встречаем такие высказывания: «Всем христианам можно и должно заниматься молитвою Иисусовою… Могут и должны заниматься Иисусовою молитвою не только монахи, живущие в монастырях и занятые послушаниями, но и миряне. Такая внимательная молитва может назваться и умною и сердечною, как совершаемая часто одним умом и в тщательных делателях всегда при участии сердца… Такого вида умная и сердечная молитва приличествует всем без исключения христианам и новоначальным инокам… всем благочестиво жительствующим и ищущим спасения христианам, и мирянам и инокам». А по поводу своих собственных сочинений свт. Игнатий выразился так: «Труд наш может быть с пользою приложен… и к жизни инока, и… к жизни мирянина, который захотел бы среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением… Всякое место и положение представляют много удобств для этого делания и подвига» [1].

      Святитель вспоминает, что во времена его молодости «некоторые благочестивые миряне, даже из дворян… занимались Иисусовою молитвою. Этот драгоценный обычай ныне, при общем ослаблении христианства и монашества, почти утратился» [2]. Конечно, следует отличать деятельную (или естественную, в терминологии свт. Игнатия) умно-сердечную молитву, «приличествующую всем благочестивым инокам и мирянам», от благодатного углубленного делания, присущего опытным исихастам. «Глубокая сердечная» молитва, совершаемая силою благодати, которая является «молитвенным священнодействием ума в сердце», действительно доступна лишь «преуспевшим, возведенным в преуспеяние Божиим благоволением». Для этого требуется «значительное приуготовление», и «преждевременное стремление» к такому подвигу опасно. Правы те подвижники, кто «разделяет умную молитву на естественную и благодатную. Естественную всякий проходить может, лишь бы не принимал душевные действия за благодатные, а вторую Бог дарует достигшему умерщвления». Свт. Игнатий порицает невежественные страхи перед прельщением, бытующие среди тех, кто об умном делании «большей частью имеет самое темное, сбивчивое понятие». Ибо прельститься можно при любом роде деятельности, которому сопутствует гордыня. Отвергать же умную молитву из-за необоснованных страхований — уже само по себе есть прелесть, считает святитель [3]».

      Примечания:
      [1] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М., 1998. Т. 5. С. 383.
      [2] Там же. Т. 1. С. 209.
      [3] Игнатий (Брянчанинов), свт. // Сб. о молитве Иисусовой. М., 1994. С. 333-365.

      Источник: http://www.nnproekt.ru/pdf/tom1_n_novikov.pdf
      ***

      «…Надо несколько слов сказать о скорости чтения Иисусовой молитвы [1], в связи с тем, что в последнее время активизировались попытки дискредитировать как саму священную исихию, так и некоторых выдающихся подвижников священнобезмолвия. Со времен Варлаама и Акиндина их антиисихастски настроенные последователи не ослабляют своего противления православному Преданию, изыскивают всевозможные уловки с целью опорочить умное делание, смутить и сбить с толку начинающих искателей молитвы. Мы упомянем здесь только об одном примере и лишний раз убедимся в том, каков уровень интеллекта и духовной опытности у нынешних адептов антипаламизма.

      В брошюре, где предпринята попытка высмеять книгу «Рассказы странника», сделан совершенно некорректный подсчет времени, якобы потребного страннику на совершение молитвенного правила, и утверждается, что на прохождение 12000 положенных ему в сутки молитв потребовалось бы от 37,5 до 60 часов [2]. Такой вывод, по замыслу составителя брошюры, должен изобличить нелепость описанной в книге молитвенной практики и убедить читателей в том, что герой «Рассказов странника» вместе с автором пребывают в глубокой прелести.

      Сами расчеты строятся на спекуляции известным советом свт. Игнатия Кавказского отводить на 100 Иисусовых молитв 30 минут. Прежде всего, надо заметить, что это всего лишь совет, а не общее правило, совет, которого в других святоотеческих писаниях не встретим, — свт. Игнатий дает его исходя из личного опыта. Действительно, существуют разные методы вхождения в Иисусову молитву. Данный совет очень хорош для людей определенного душевного склада, но отнюдь не для всех и не во всяком случае. А что самое главное, совет этот предназначен специально для начинающих, впервые приступающих к исполнению келейного правила: «первоначально положи себе произносить сто молитв…» [3]. Разумеется, начинают обучение всякому делу, например чтению, обычно с неспешного произнесения слов по слогам, но, научившись, так читать уже никто не будет — читают бегло, а смысл прочитанного при этом понимают не хуже, но лучше начинающего.

      Героя же «Рассказов странника» никак к начинающим не отнесешь. К занятиям по стяжанию непрестанной молитвы он приступил на четвертом десятке, к тому времени более десяти лет проведя в странническом подвиге и имея многолетний молитвенный опыт, начавшийся примерно с десятилетнего возраста: «мы ко всем службам ходили в церковь, да и дома очень часто молились, меня заставляли читать “Помилуй мя, Боже”»; к двадцати годам молодой человек к ежедневному правилу добавлял акафист и полагал по тысяче поклонов с молитвой [4]. Поэтому закономерно, что старец, понимающий внутреннее устроение тридцатитрехлетнего подвижника, дает ему келейное правило, соответствующее обычной исихастской практике: пятисловную Иисусову молитву, по слову на удар пульса [5].

      Критика исихастских методов, наподобие упомянутой выше, обнаруживает у ее авторов не только отсутствие теоретических знаний, и тем более личного опыта, в области молитвенной жизни, но и незнакомство с традицией отечественного подвижничества, что ниже будет показано на конкретных примерах. Чтобы браться за подобные вычисления, следует прежде всего понимать и учитывать, что скорость молитвы значительно колеблется в зависимости от индивидуальных особенностей человека: поскольку «как телесное, так и духовное устроение не у всех одинаково», то «некоторым прилично скорое псалмопение, а другим медлительное, ибо первые борются с пленением мыслей, а вторые — с необучением» [6]. Коль это справедливо для псалмопения, то тем более для Иисусовой молитвы. Скорость естественно изменяется на разных стадиях прохождения молитвы, зависит она и от методов, применяемых в разных традициях и школах. Кроме того, молитва может ускоряться либо ощутимо замедляться под воздействием физического состояния, сердечного чувства и так далее.

      Теперь приведем расчеты грамотные и добросовестные, подкрепленные личным пастырским и иноческим, а главное, молитвенным опытом, который истинным поклонникам и позволяет в разум истины приити [7]. Из книги ясно, что странник имел благословение читать 5-словную молитву и «произносил каждое слово синхронно с биением сердца». Отсюда не составляет труда произвести расчет: «среднее число биений сердца у мужчин 72 удара в минуту. Время одной Иисусовой молитвы равно 5-ти ударам сердца. 72 делим на 5, получается 14–15 молитв за минуту. 14 умножим на 60 и получим 840 молитв за 1 час. Итак, 12000 делим на 840, получается 14 часов 30 минут. Значит, странник мог выполнить свое правило за 14–15 часов. Это вполне соответствует рассказу самого странника, который писал, что начинал правило утром и продолжал до начинающихся сумерек. У него оставалось еще время на сон и еду: 9–10 часов» [8].

      Такой темп молитвословия означает, что сотню молитв, или одну четку, человек проходит за семь минут. Это мы для наглядности выразим формулой — 100 : 7 мин. Насколько сообразуется такое соотношение с реальным опытом подвижников священнобезмолвия? На Руси общая мера для устной 7-словной молитвы формально определялась древним Номоканоном: «Да глаголет пятьсот молитв на час, глаголя со вниманием: “Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго”» [9]. То есть сотня за 12 минут (100 : 12 мин). Значит, на практике для 5-словной молитвы словесной и умной нормальным как раз и будет время около 7–10 минут (100 : 7–10 мин). Какова же была в реальности общепринятая скорость Иисусовой молитвы в исихастской среде XIX столетия? В среднем такая и была. Как известно из письменных источников, русские подвижники проходили пятисотницу за 40–50 минут (100 : 10 мин). И в наш век так же молились, например, схимонах Никодим Карульский на Афоне [10], схиархимандрит Иоанн (Маслов) в России [11] и другие отцы.

      Имеется много свидетельств по этому вопросу. Обратимся к одному из самых авторитетных и показательных, поскольку речь идет о святогорском монашестве. Инок Парфений (Агеев) внимательно изучал афонский опыт непосредственно «на Святой Горе Афонской, в которой, — как он пишет, — я проживал не малое время, с 1839 и по 1846 год, и которую исходил своими ногами». «Теперь хощу описать общежительную жизнь афонскую», в том числе и в «Русском монастыре»; что касается молитвенных занятий, то «келейное правило положено такое: в самую полунощь, то есть в 12 часов нощи, возбуждают всех на келейное правило… Всего выходит пятнадцать четок… Через час по полунощи ударяют в било, и собираются все на соборную молитву в церковь и читают полунощницу» [12]. Таким образом, афонское правило, составлявшее 15 четок за час (100 : 4 мин), значительно превышает по скорости правило странника (100 : 7 мин), и святогорцу на прохождение 12000 молитв потребовалось бы всего 8 часов. Так что в нашей традиции, отраженной в «Рассказах странника», был принят на самом деле сравнительно неспешный метод.

      Приведем, наконец, и конкретные примеры, подтверждающие тот факт, что 12-тысячное правило странника это отнюдь не исключение [13], но известная на Руси практика. В числе подвизавшихся подобным образом широко известный старец Гавриил Седмиезерский (Зырянов; 1844–1915), канонизированный святой, которого не заподозришь в прелести. «С наступлением осени, — читаем в житии прп. Гавриила, — старец стал усиленно заниматься молитвой Иисусовой. И прежде он всегда, можно сказать, дышал ею, других обучал и даже написал и напечатал целое поучение о ней. Но здесь он стал заниматься ею с особенным трудом и усилием, поставив себе задачей — по четкам проходить ежедневно по 12 тысяч молитв. Помимо сего он неопустительно вычитывал положенные по Уставу Св. Церкви службы: полунощницу с кафизмой, утреню, часы: первый, третий, шестой и девятый, вечерню с повечерием и келейное общее правило: три канона с акафистами. При этом он никому никогда не отказывал в беседе или даже в простом разговоре, принимал приходящих к нему богомольцев, писал письма, читал Псалтирь, Св. Писание и творения святых отцов… Правда, от напряжения в Иисусовой молитве у него начинались сильные головные боли, но он не сдавался, прилежно справлял свои 12 тысяч молитв» [14].

      Еще один яркий пример аналогичного подвига имеем в лице старца Онуфрия [15]. С молодости влекомый духовной жаждой, он, наподобие героя «Рассказов странника», стремился к обретению непрестанной молитвы и вымаливал этот дар у Господа и Божией Матери. Наконец ему довелось обратиться за руководством к известному в то время затворнику Александро-Невской Лавры, который, взявшись за обучение, дал отцу Онуфрию следующее правило: «Твори 3000 молитв Иисусовых в день». От занятий у него скоро распух язык, но, придя за советом к затворнику, он услышал: «Твори теперь 6000 молитв в день». Оказывая послушание и усердие, Онуфрий стал испытывать жестокие нападения врага, им овладела страшная, мучительная злоба. От наставника он услышал лишь одно слово: «Ничего». И вместо ожидаемых послаблений получил новое задание: старец велел читать по 9000 молитв. Онуфрий исполнил и это, но по телу его пошли волдыри, словно от ожогов. Вновь обратившись к старцу, он получил наказ: «Терпи, не ослабевай, читай теперь 12 тысяч молитв». Это правило отец Онуфрий мужественно и неотступно держал до тех пор, пока однажды не снизошло на него благословение Божие — благодатная теплота затопила грудь и отныне самодвижная молитва уже никогда не прерывалась у него в сердце [16]».

      Примечания:
      [1] Подробнее об этом см.: Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Т. 3. Раздел «Ум и сердце», гл. «Граница естества» («Не торопись языком твоим»).
      [2] Осипов А.И. «Как же можно непрестанно молиться…» М., 2009. С. 40. Здесь делается также попытка уничижить опыт некоторых известных современных греческих подвижников исихастов, представив его в искаженной, карикатурной форме, с тем, конечно, чтобы обвинить их в прелести, как то принято в традиции варлаамизма. Не вдаваясь в подробности, отметим, что некомпетентность и несостоятельность критики здесь столь же очевидны и так же легко изобличаются, как и в случае с «Рассказами странника».
      [3] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М., 1998. Т. 5. С. 110.
      [4] Откровенные рассказы странника… ТСЛ, 1997. С. 67–69.
      [5] Там же. С. 21, 27. Заметим, что диапазон нормальной частоты пульса у взрослого здорового человека 60–80 уд./мин.
      [6] Иоанн Синайский, прп. Лествица. М., 1997. 28:62.
      [7] Ин.4:23; 1Тим.2:4.
      [8] Рафаил (Карелин), архим. Еще раз о еретических заблуждениях… М., 2003. С. 46.
      [9] Филарет Глинский, прп. До и после пострига. 1897. Ч. 3. С. 6.
      [10] Непрестанно молитесь! О молитве Иисусовой. М., 1992. С. 77.
      [11] Глинская мозаика. М., 1997. С. 181.
      [12] Парфений (Агеев), инок. Сказание… М., 2008. Т. 2. Ч. 4. С. 256, 300, 301.
      [13] Тем более не выдумка, как то пытаются представить те, для кого чужой подвиг оказывается укором, те, о ком прп. Макарий Великий говорит: «Это новые фарисеи, неискусные умом», лишенные «возрастания внутреннего человека», они, «украшая внешнего человека, сами себя оправдывают». Но горе вам, говорит им Спаситель, — тем, которые сами не входят и другим препятствуют (ср.: Лк.11:52).
      [14] Симеон (Холмогоров), архим. Един от древних. М., 1996. С. 112.
      [15] Онуфрий Валаамский (†1912), схимонах. Валаамский подвижник, стяжавший после упорных и длительных занятий Иисусовой молитвой, начатых еще в молодости, дар благодатной молитвы, которая не покидала его в течение 40 лет, вплоть до кончины. Старец подвизался в затворе в Большом скиту (скит Всех святых) на Валааме, никого не принимал, почти ни с кем не разговаривал. Келейник старца мон. Лонгин, заметив однажды ночью сияние над его кельей, стал свидетелем того, как о. Онуфрий «стоял на молитве высоко в воздухе, весь как в огне». Обладая даром прозорливости, старец задолго до 1917 г. предсказал революцию, убийство Царя, все подробности предстоящих смут, предрек грядущие нестроения в своей обители и имена будущих настоятелей. Так же заранее, будучи совсем здоров и бодр, он указал ничем внешне не предвещавшийся день своей кончины (†17.08.1912).
      [16] Мария (Стахович), мон. Безмолвие внутреннее. М., 2006. С. 92–95.

      Источник: О молитве Иисусовой: Аскетический трактат. Составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского / авт.-сост. Новиков Н.М. — М.: Отчий дом, 2011. — 240 с. — (Серия «Путь умного делания»).

      Ответить »
      • Олег, 08.04.2017

        А что делать, когда жизнь кажется пустой?  Ненужной. Когда понял, что ты ничтожество? Я теперь плачу даже от того, что шурупы не вкручиваются как надо. Раньше с матом без проблем. А сейчас с молитвой и все из рук валится? Причем так во всех делах. Духовника нету. В храм хожу каждое воскресенье, исповедуюсь, пощусь. Молитва Иисусова в уме и сердце. А вот радости христианской нету. Любви нету. Вот и думаю скорее бы умереть. Но боюсь. Мне ад был показан. Проку от меня нету. Пустой я человек. Простите. Тоска такая уже лет 5. Как молится начал. Вот на днях купил женьщине-прихожанке обувку к весне после службы, а домой пришел и пожалел. Сорвался закурил. У своей дочери штаны одни.

        Ответить »
        • Кирилл, 14.04.2017

          Олег, когда жизнь кажется пустой, нужно потрудиться ради кого-то помочь кому-то.

          Ответить »
  • Михаил Холошняй, 27.10.2015

    Для воцерковленных православных христиан может быть книга и «душевредная». Но допустим что с ней встречается неверующий, а таких — океан. Её может прочитать и инославный. Не получит ли он первую очень полезную «информацию» о полезном стремлении в православии к идеалу духовного образа жизни. У меня был родственник, совсем неверующий но высоко моральный. При прочтении именно этой книжки он был просто поражён. Может быть и с точки зрения проповеди Евангелия книга заслуживает полное уважение.

    Ответить »
  • Ксения, 23.02.2016

    Эта книга – духовное сокровище и драгоценное наследие Святых отцов, описанные в простой литературной форме, которая была доступная и понятная сто лет назад практически каждому. Именно эта книга показывает к чему должен стремиться каждый христианин внутренне. Но мы, изобилуя гордостью, воспринимает многое буквально. Тем более, мы нашли способ «духовной жизни» своего толка: храм прийти, свечку поставить и рассуждать на все духовные темы без опыта на деле…, но какой-то произвести труд над собой, действительно искать богообщение
    мы не хотим, потому для нас образ этого странника является обличением…. А мы ж гордые….этого не любим — вот и причина резонанса… А не проще ли просто сознать, что мы грешные, духовно немощные, что для на это уже твердая пища… – но это уже начало смирения. Легче просто убрать с сайта…. Мне кажется, читая эту книгу, явственно видно на какой греховной глубине мы находимся( но, некоторые современные «богословы» высоко хотят стоят, потому для них это не понятно) и к чему мы должны стремится практически в духовной жизни, но не теоритически… И если со смирением, а еще с советом опытного духовника, мы пойдем по этому пути – Господь нас не оставит. Прелесть – это плод гордость, а не молитвы.

    Ответить »
  • Евгений, 22.03.2016

    Духовника нет, но благословение получил, счет вести не буду, сколько получится , может это не правильно, попробую.

    Ответить »
Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email Адрес: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
Всего записей: 656
Алкоголизм Апокалипсис Апостол Аскетика Библия Богородица Богословие Богослужения Великий канон Вера Ветхий Завет Дети Детям Евангелие Заповеди Исповедь История Церкви Катехизация Книги Литургия Любовь Молитвы Новый Завет О Боге Оккультизм Ответы Пасха Песни Пост Праздники Причащение Проповеди Псалмы Психология Религии Рождество Христово Святоотеческие поучения Святые Секты Семья Смерть Страстная седмица Толкования Церковное пение Церковь
Обновления на почту

Введите Ваш email-адрес:

Самое популярное (просмотров)
Последние комментарии