Примирение со Христом

Примирение со Христом

(85 голосов4.3 из 5)

Беседа Сер­гея Михай­ло­вича Мас­лен­ни­кова, пре­по­да­ва­теля вос­крес­ной школы храма в честь Вла­ди­мир­ской иконы Пре­свя­той Бого­ро­дицы (г. Ека­те­рин­бург), автора цик­лов «Школа пока­я­ния», «Аске­тика для мирян». «Свя­тые отцы о покаянии».
Ино­гда встре­ча­ется такое: чело­век при­ла­гает уси­лия, пыта­ется испол­нять хри­сти­ан­ские дела, думает, что уже про­дви­га­ется, а в дей­стви­тель­но­сти — с места еще не тро­гался. Как понять это явле­ние? В чем при­чина? Чтобы разо­браться, послу­шаем апо­стола Павла: “Итак мы — послан­ники от имени Хри­стова, и как бы Сам Бог уве­ще­вает через нас; от имени Хри­стова про­сим: при­ми­ри­тесь с Богом” (2Кор.5:20). Что озна­чает этот при­зыв апо­стола — при­ми­ри­тесь с Богом? Неужели мы во вражде с Ним? Но кто из веру­ю­щих людей дерз­нет пойти про­тив Бога? Так в мире ли я со Хри­стом? Может, апо­стол Павел обра­ща­ется не ко мне? Может быть, этот при­зыв обра­щен к языч­ни­кам или явным зло­деям? Тогда я могу быть спо­коен? Но что-то все-таки заде­вает мою совесть…

Ска­чать плей­лист в фор­мате M3U
Ска­чать всю книгу в фор­мате M4B 
Как слу­шать книги офлайн?

«При­ми­ре­ние со Христом»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

35 комментариев

  • Сер­гей Михайлович, 06.07.2015

    Игорь, чтобы раз­би­раться в аске­тике, нужно не про­сто про­чи­тать, напри­мер, аске­ти­че­ские труды свя­ти­теля Игна­тия (Брян­ча­ни­нова), но начать жить по зако­нам аске­тики и обна­ру­жить поло­жи­тель­ные плоды. При­чём, пер­вые плоды — это страх Божий, сокру­ше­ние сердца, нищета духа, плач о гре­хах. Только такое начало можно при­знать поло­жи­тель­ным, потому что только нищета духа защи­щает хри­сти­а­нина от пре­ле­сти, свой­ствен­ной всему чело­ве­че­ству вслед­ствие гре­хо­па­де­ния. Мои скром­ные попытки изло­жить аске­ти­че­ское уче­ние свя­ти­теля Игна­тия более про­стым и доступ­ным для совре­мен­ного чело­века язы­ком, с при­ме­рами из жизни совре­мен­ных людей, навлекли на меня гоне­ния, про­дол­жа­ю­щи­еся уже 8 лет. Трудно пред­по­ло­жить, что может ждать Вас, если Вам удастся изло­жить верно аске­ти­че­ское уче­ние отцов.

    Ответить »
  • Игорь, 05.07.2015

    Доб­рый день, пишу Вам с боль­шою надеж­дою и сер­деч­ным бла­го­да­ре­нием Бога за вашу деятельность.
    У меня вот такой вопрос:
    Я посту­паю в маги­стра­туру по направ­ле­нию “Тео­ло­гия” в этом месяце и мне нужно выбрать тему работы. Я бы хотел раз­би­раться в аске­тике и писать работу по этой теме. Не могли бы вы под­ска­зать: какие насущ­ные вопросы в нашей Церкви в этой направ­лен­но­сти суще­ствуют? Чтобы вы мне могли предложить?
    Спаси Вас Господь.

    Ответить »
  • Сер­гей Михайлович, 10.04.2015

    Это зна­чит, что Гос­подь Иисус Хри­стос безгрешен.

    Ответить »
  • Нико­лай, 09.04.2015

    Что озна­чает выра­же­ние “кроме греха” к лич­но­сти Иисуса Христа?

    Ответить »
    • Ольга А., 10.04.2015

      Это озна­чает то, что в чело­ве­че­ской при­роде Гос­пода Иисуса Хри­ста не было греха. В момент вопло­ще­ния Его чело­ве­че­ская при­рода была обо­жеств­лена. Вот как об этом пишет свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Бого­че­ло­век зачался от дей­ствия Свя­того Духа! Слово соста­вило Себе плоть во утробе Пре­чи­стой Девы! Бог соде­лал плоть Свою, в самом зача­тии ее, Боже­ствен­ной, спо­соб­ной к ощу­ще­ниям един­ственно духов­ным (2) и Боже­ствен­ным. Хотя свой­ства плоти Бого­че­ло­века были чело­ве­че­ские, но вме­сте все они были обо­жен­ные, как при­над­ле­жа­щие одному Лицу, Кото­рое — Бог и чело­век. По этой же при­чине чело­ве­че­ские свой­ства Бого­че­ло­века были вме­сте и есте­ственны и сверхъ­есте­ственны в отно­ше­нии к чело­ве­че­скому естеству. 

         Свя­тость плоти Бога и Гос­пода была бес­ко­нечно выше свя­то­сти, в кото­рой сотво­рена плоть твари — Адама. Оче­видно, что зараза, кото­рую исто­чает чело­ве­че­ское паде­ние во всех чело­ве­ках посред­ством уни­зи­тель­ного зача­тия по подо­бию зве­рей и ско­тов, зача­тия во грехе, здесь не могла иметь ника­кого места, потому что не имел места самый спо­соб зача­тия, то есть, не имело места то сред­ство, кото­рым сооб­ща­ется гре­хов­ная зараза. Напро­тив того: как зача­тие было Боже­ственно, так и все послед­ствия его были Боже­ственны. — Бого­че­ло­век, как Иску­пи­тель­ная Жертва, при­нял на себя все немощи чело­ве­че­ские — послед­ствия паде­ния — кроме греха, чтоб, иску­пив чело­ве­че­ство, изба­вить его от бре­мени этих немо­щей, явить его в обнов­лен­ном состо­я­нии, явить его без тех немо­щей, кото­рые при­вле­чены в есте­ство наше падением.

         Бого­че­ло­век вос­приял и носил наши немощи про­из­вольно, а отнюдь не был им под­чи­нен необ­хо­ди­мо­стью есте­ства: будучи совер­шен­ным чело­ве­ком, Он был и совер­шен­ным Богом, Твор­цом чело­ве­че­ского есте­ства, неогра­ни­чен­ным Вла­ды­кой этого есте­ства. По этой при­чине Он являл Свое чело­ве­че­ство так, как Ему было бла­го­угодно. Ино­гда он являл Свое чело­ве­че­ство в немощи есте­ства пад­шего: утруж­дался, жаж­дал, при­ни­мал упо­ко­е­ние сном, был схва­чен и свя­зан в саду Геф­си­ман­ском, пре­тер­пел бие­ние и пору­га­ние, был рас­пят и погре­бен. Ино­гда Он являл чело­ве­че­ство Свое в пра­вах есте­ства, с какими оно создано: ходил по водам; въе­хал в Иеру­са­лим на необъ­ез­жен­ном жеребце, на кото­рого из чело­ве­ков еще никто не садился; эта власть была пер­во­на­чально досто­я­нием Адама (1).

         Ино­гда Гос­подь являл Свое чело­ве­че­ское есте­ство в том состо­я­нии славы и вели­чия, кото­рое Он даро­вал чело­ве­че­скому есте­ству, сово­ку­пив в Себе, в одном Лице, Боже­ство и чело­ве­че­ство, кото­рого оно отнюдь не имело по сотво­ре­нии, в самом состо­я­нии невин­но­сти и бес­смер­тия: это состо­я­ние вели­чия и славы. Он явил див­ными зна­ме­ни­ями, пре­иму­ще­ственно же явил избран­ным уче­ни­кам при пре­об­ра­же­нии Своем, явил в такой сте­пени, в какой они спо­собны были видеть (2), а не в той, в какой оно есть. 

         Боже­ство Бого­че­ло­века соеди­нено нес­литно, но вполне соеди­нено с Его чело­ве­че­ством: Боже­ство Бого­че­ло­века соеди­нено с Его чело­ве­че­ским духом, с Его душою, с Его телом. Когда душа Хри­стова раз­лу­чи­лась с телом Хри­сто­вым посред­ством смерти, то Боже­ство Хри­стово пре­было нераз­луч­ным как с душой Его, так и с телом Его. Воз­гла­шает свя­тая Цер­ковь: Во гробе плот­ски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с раз­бой­ни­ком, и на пре­столе был еси Хри­сте, со Отцем и Духом, вся испол­няяй Неопи­сан­ный (3)” (т.4, стр. 388–389).
         

      Ответить »
  • Ана­то­лий, 21.01.2015

    Бла­го­дарю Сер­гея Михай­ло­вича за его ответ мне в “личку”

    Ответить »
  • Ана­то­лий, 08.01.2015

    Но если после Кре­ще­ния, чело­век будет про­дол­жать нагло гре­шить, то тем самым он откроет все входы для бесов и они, вер­нув­шись, каж­дый при­ве­дет с собой еще семь злей­ших себя. И как напи­сано в Еван­ге­лии «и бывает для чело­века того послед­нее хуже пер­вого» (Матф. 12:45)

    Цер­ковь Хри­стова, зная немощи чело­ве­че­ские, пред­ви­дела гре­хов­ные паде­ния людей после кре­ще­ния и как чадо­лю­би­вая мать преду­смот­рела воз­мож­ность воз­вра­ще­ния душев­ной чистоты и при­ми­ре­ния с Богом через Таин­ство Пока­я­ния — вто­рое Кре­ще­ние. Вто­рое не по числу, а по смыслу.

    11. Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых; 12. и жизни буду­щаго века. Аминь.
    Хри­стос гово­рит: «Яду­щий Мою Плоть и пию­щий Мою Кровь имеет жизнь веч­ную, и Я вос­крешу его в послед­ний день». (Иоанна 6:54)
    А апо­стол Павел при­зы­вает хри­стиан в Коринфе «…наде­яться не на самих себя, но на Бога, вос­кре­ша­ю­щего мерт­вых» (2Коринф.1:8–9).
    Из этих двух цитат следует:
    1. Вос­кре­се­ние будет при конце света, и оно будет совер­шено Хри­стом Богом, вос­кре­ша­ю­щим мертвых;
    2. Вос­кре­се­ние в жизнь веч­ную уго­то­вано при­част­ни­кам Тела и Крови Хри­сто­вых, веру­ю­щим, кре­ще­ным и «тво­рив­шим добро» (Иоанна 5:29)
    Зна­чит, пред­по­ла­га­ется и дру­гое вос­кре­се­ние. Это вос­кре­се­ние осуж­де­ния «на веч­ное пору­га­ние и посрам­ле­ние» (Дан. 12:2) и оно для «делав­ших зло» (Иоанна 5:29)

    Это тоже сво­бод­ный выбор человека.

    Но вот вы и про­слу­шали всю огла­си­тель­ную беседу. Разу­ме­ется, всё охва­тить и запом­нить за два часа невоз­можно. Давайте выде­лим для себя самое главное.
    Бог есть — любя­щий нас Отец и не так важно знать дог­ма­ти­че­ские тон­ко­сти при­роды Бога и нашего спасения.
    Глав­ное знать и все­гда пом­нить, что Он есть, что Он любит и хочет спа­сти нас и на один наш роб­кий шаг к Нему, делает десять быст­рых Своих шагов навстречу нам.
    Глав­ное нам отклик­нуться на эту Любовь и быть вер­ными Ему.

    Без веры чело­век пре­вра­ща­ется в ничтожество.
    Попав­ших в плен сол­дат обычно застав­ляют после­до­ва­тельно: снять крест, отречься от Хри­ста, про­клясть Родину, грязно обру­гать роди­те­лей, а потом дают нож и гово­рят — режь и пытай своих сослуживцев.
    И так, к сожа­ле­нию бывает. Чело­век, пре­дав все свои свя­тыни, пси­хо­ло­ги­че­ски готов на любые преступления.

    Помо­лимся:
    Достойно есть яко воис­тину бла­жити Тя Бого­ро­дицу, Прис­нобла­жен­ную и Пре­не­по­роч­ную и Матерь Бога нашего. Чест­ней­шую Херу­вим и слав­ней­шую без срав­не­ния Сера­фим, без истле­ния Бога Слова рожд­шую, сущую Бого­ро­дицу Тя величаем

    Ответить »
  • Ана­то­лий, 08.01.2015

    ОГЛАСИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА (на 2 часа)

    Помо­лимся, бра­тья и сестры!

    Царю Небес­ный, Уте­ши­телю, Душе истины, Иже везде сый и вся испол­няяй, Сокро­вище бла­гих и жизни Пода­телю, при­иди и все­лися в ны, и очи­сти ны от вся­кия скверны, и спаси, Блаже, души наша 

    Итак, бра­тья и сестры, беседы, на кото­рые вы при­гла­шены, назы­ва­ются огласительными.
    Огла­ше­ние это не ново­вве­де­ние, а древ­няя прак­тика пра­во­слав­ной Церкви, когда людей, кото­рые при­хо­дили кре­ститься, сна­чала обу­чали осно­вам веры, а потом уже крестили.
    В Еван­ге­лии от Мат­фея ска­зано Христом:
    «Итак идите, научите все народы, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа»
    Сам Гос­подь при­зы­вает сна­чала научить, а потом уже и крестить.

    На этой беседы мы поста­ра­емся уяс­нить для себя:
    1. Что есть наша Хри­сти­ан­ская вера;
    2. Кто такой Иисус Хри­стос. От чего и как Он спа­сает нас;
    3. Что такое пока­я­ние и в чем смысл Крещения.

    В самом деле, а для чего это всё нам нужно? Вот эта беседа – два суб­бот­них часа, «укра­ден­ных» у теле­ви­зора, вера в Бога, Крещение?
    Недавно, выходя из нашего Собора, направ­ля­ясь сюда на беседу, меня оста­но­вила пожи­лая жен­щина и, поду­мав, что я свя­щен­ник, ска­зала: «батюшка, а можно спросить?»
    Выяс­нив, что я обыч­ный при­хо­жа­нин, все-таки спро­сила: «что мне делать? У меня видения!»
    Ока­за­лось, что и, раз­го­ва­ри­вая со мной, она видела на ограде храма, бега­ю­щих по метал­ли­че­ским шты­рям решетки, «детей с кры­лыш­ками». Это ангелы? Спро­сила она…

    Вот об этом мы и поговорим.
    Как вера нас спа­сает от этих «детей» бега­ю­щих по ограде храма нашей души, где и в ком найти спа­се­ние от всего этого и дру­гого непри­ят­ного в нашей жизни…
    Самим знать «ПДД» (пра­вила духов­ного дви­же­ния) и научить им наших детей. Чтобы им не потер­петь духов­ной ката­строфы на дороге жизни.

    В Еван­ге­лии от Марка гл. 16, стих 16 написано:
    «Кто будет веро­вать и кре­ститься, спа­сен будет, а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет»
    Эти слова Хри­ста крас­ной нитью прой­дут через всю нашу беседу.

    Но только пра­виль­ная вера при­во­дит чело­века к спасению.
    «…от при­ня­тых пра­виль­ных мыс­лей рож­да­ется все доб­рое, от при­ня­тых лож­ных мыс­лей рож­да­ется все злое…» (Свт. Игна­тий Брянчанинов)

    Пра­виль­ные основы нашей веры изло­жены в Сим­воле веры. Поэтому мы про­ве­дем беседу, опи­ра­ясь на Сим­вол веры, рас­кры­вая его смыслы.
    Сим­вол веры — это крат­кое изло­же­ние основ Пра­во­слав­ного веро­уче­ния, кото­рые были утвер­ждены на 1‑м и 2‑м Все­лен­ских собо­рах – в 325 г. в Никее и в 381 г. в Кон­стан­ти­но­поле, соответственно.
    В нашем Сим­воле веры 12 пунк­тов или чле­нов и пер­вый член Сим­вола веры зву­чит так:

    1. Верую во еди­наго Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца небу и земли, види­мым же всем и невидимым. 

    Кто такой Бог, в кото­рого мы веруем?
    Как можно гово­рить о Боге, пони­мая, что Он в прин­ципе непо­сти­жим для нашего огра­ни­чен­ного чело­ве­че­ского ума?
    В Биб­лии напи­сано: «И сотво­рил Бог чело­века по образу Сво­ему» (Быт.1:27)
    Дру­гими сло­вами — чело­век есть образ Божий.
    И это нам дает осно­ва­ние гово­рить о Боге в чело­ве­че­ских понятиях.
    В своем пред­став­ле­нии мы наде­ляем Бога самыми совер­шен­ными, иде­аль­ными каче­ствами нашей личности.
    Во мно­гих рели­гиях Богу при­сущи общие свой­ства: веч­ность, вез­де­су­щие, все­ве­де­ние, все­мо­гу­ще­ство, пра­вед­ность и т.п.

    Хри­сти­ан­ство кар­ди­нально отли­ча­ется от всех рели­гий в опре­де­ле­нии Бога, при­да­вая Ему наи­выс­шую, из всех воз­мож­ных свойств – Отцов­скую Жерт­вен­ную Любовь.

    Для Хри­сти­а­нина Бог — это не без­ли­кая кос­ми­че­ская энер­гия, это живая Лич­ность и не про­сто Лич­ность, а наш Отец. Так учит обра­щаться к Богу наш Гос­подь в молитве «Отче наш»
    Бог через Биб­лию гово­рит каж­дому из нас: даже если отец и мать оста­вят тебя, Я нико­гда не оставлю и не покину тебя.
    «Бог есть Любовь, и пре­бы­ва­ю­щий в любви пре­бы­вает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16).

    Один свя­щен­ник рас­ска­зы­вал, как он посе­тил хри­сти­ан­ский приют для боль­ных детей, родив­шихся с раз­лич­ными урод­ствами и от кото­рых отка­за­лись даже родители.
    Там он уви­дел одного малень­кого ребенка, лежав­шего в кро­ватке, но такого уродца, что без страха смот­реть на него было невозможно.
    А ребе­нок улыб­нулся батюшке и взгля­дом, един­ственно, что он мог сде­лать, ука­зал на Рас­пя­тие над его кро­ват­кой и таб­личку ниже: И за меня умер Бог!

    Поэтому все свои отно­ше­ния мы должны стро­ить с Богом только так — как дети с Отцом и все свои труд­ные вопросы этих отно­ше­ниях решать именно с этой точки зрения.

    Для нас Бог открылся как Тро­ица. Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Дух Свя­той. Но не три бога, а один Бог в трех Лицах.
    Наше Солнце – есть при­род­ная икона един­ства Тро­ицы. Как от Солнца рож­да­ются лучи, и исхо­дит тепло, так от Отца рож­да­ется Сын и исхо­дит Дух Святой.

    Итак, на вопрос: «Кто такой Бог?»
    Мы отвечаем.
    1. В общих поня­тиях мы опре­де­ляем Бога как Идеал.
    2. Для Хри­стиан Бог – Отцов­ская, жерт­вен­ная Любовь, открыв­ший Себя как Тро­ица – Отец, Сын и Свя­той Дух.

    Вы ста­но­ви­тесь крест­ными и поэтому, вам вме­ня­ется обя­зан­ность при­ве­сти ваших крест­ни­ков к вере в Бога.
    Пого­во­рим о вере.
    Вера в истин­ного Бога при­во­дит чело­века к спа­се­нию. Вера освя­щает и при­дает смысл всей жизни чело­века на всех её уровнях.

    Без Бога народ-толпа.
    Не слу­чайно, все враги Рос­сии имели целью раз­ру­шить веру народа, как един­ствен­ное пра­виль­ное объ­еди­ня­ю­щее начало.
    Гит­лер меч­тал в каж­дой рус­ской деревне вме­сто еди­ной пра­во­слав­ной веры наса­дить секту.
    И сего­дня насаж­да­ются раз­лич­ные культы, направ­лен­ные на раз­де­ле­ние рус­ского народа по духов­ным началам.

    Бла­го­твор­ное дей­ствие веры на отдель­ного человека.
    При­шла в цер­ковь, еще не ста­рая жен­щина и гово­рит батюшке на Испо­веди, что поте­ряла сына в горя­чей точке и решила пове­ситься, т.к. больше не видит ни какого смысла в своей жизни.
    А свя­щен­ник, сам пере­жив­ший много в своей жизни, еще той, совет­ской закалки – «аре­стант мате­рый и монах бывалый»
    ей и гово­рит, да так громко, что все услышали:
    Дура! Ты носки ему сти­рала, пирожки пекла, забо­ти­лась о нем всяко, а сей­час — когда ему осо­бенно нужна твоя забота и помощь, хочешь бро­сить его?!
    И бегом в алтарь, при­бе­гает и дает книгу — вот эти молитвы, мать будешь читать за сына каж­дый день отсюда и до сюда!
    Через неко­то­рое время жен­щина бук­вально зале­тает в Храм и к свя­щен­нику в сле­зах радо­сти: батюшка, он жив! сынок-то мой и я его чув­ствую, чув­ствую ближе, чем при жизни и он меня тоже!

    Но как ска­зано апо­сто­лом Иако­вом «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:17)
    Дела веры про­яв­ля­ются, прежде всего, в любви к людям и Богу.

    Извест­ный рос­сий­ский мис­си­о­нер Вла­ди­мир Мар­цин­ков­ский рас­ска­зы­вал, что одна­жды в Париже он уви­дел на “мосту само­убийц” юношу, явно соби­рав­ше­гося сде­лать послед­ний шаг. Про­по­вед­ник Еван­ге­лия решил не отго­ва­ри­вать его. Он лишь подо­шел и задал крайне неумест­ный вопрос: “Ска­жите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?” Оша­ра­шен­ный кан­ди­дат в само­убийцы отве­тил, что есть. Мар­цин­ков­ский небез­осно­ва­тельно заме­тил, что, судя по всему, они ему больше не при­го­дятся. Когда же его собе­сед­ник согла­сился с этим заме­ча­нием, Мар­цин­ков­ский пред­ло­жил: “Раз так, то, может, Вы отло­жите Ваше реше­ние на несколько минут. Вот в том квар­тале живут довольно бед­ные люди, и Ваши деньги им отнюдь не поме­шали бы. Мог бы я попро­сить Вас прежде схо­дить туда и найти кого-нибудь, чтобы пере­дать ему ненуж­ные Вам уже деньги?” Юноша согла­сился. Он ушел и на мост больше не вернулся.
    В тот момент, когда он отдал свой коше­лек, его сердце осве­тила радость боль­шая, чем у людей, при­няв­ших его дар. Смысл жизни был ему явлен.
    Когда совер­ша­ются дела любви, то Бла­го­дать Божия про­го­няет от чело­века вся­кие чер­ные мысли.

    Вспом­ним «Кто будет веро­вать и кре­ститься, спа­сен будет»
    Отчего нам спасаться?
    Мы желаем спа­стись от того, что нас больше всего мучает, при­но­сит нам боль и стра­да­ния. В физи­че­ском плане это болезни тела и бед­ность, а в духов­ном – муки сове­сти и ссоры с людьми. Часто это всё пере­пле­та­ется и делает нашу жизнь невыносимой.
    Неве­ру­ю­щий чело­век при­чину всех своих бед видит во внеш­них фак­то­рах, в дру­гих людях, в обсто­я­тель­ствах. Начи­нает с ними яростно бороться и часто про­иг­ры­вает или побеж­дает, но ценой огром­ных потерь.

    Хри­сти­а­нин пре­одо­ле­ние всех нахо­дя­щих на него бед и непри­ят­но­стей начи­нает с исправ­ле­ния сво­его внут­рен­него состо­я­ния, гар­мо­ни­зи­руя внут­рен­ний свой мир, он и гар­мо­ни­зи­рует и свою внеш­нюю жизнь.
    Пре­по­доб­ный Марк Подвиж­ник так и гово­рит: «не хочешь скор­бей – не греши»
    Путем проб и оши­бок мы дохо­дим до пони­ма­ния, что боль­шин­ство наших про­блем из-за нас самих, из-за наших невер­ных и злых поступ­ков, из-за того, что у веру­ю­щих назы­ва­ется грехом.
    Итак, нам надо спа­саться от зла и греха. И прежде всего, избав­ляться от них в самих себе. Такой про­цесс у Хри­стиан назы­ва­ется покаяние.

    Но сна­чала ясно уяс­ним, что такое зло и грех.
    Откуда взя­лось зло? Зло не сотво­рено Богом. Бог все сотво­рил доб­рым и совер­шен­ным, в т.ч. и чело­века. Зло это отсут­ствие или иска­же­ние добра. Как тьма – отсут­ствие света, как стужа – отсут­ствие тепла.
    Зло и грех вошли в мир сво­бод­ным выбо­ром разум­ных существ, сна­чала анге­лов, а потом людей.
    К сожа­ле­нию, пер­вые люди сде­лали выбор мимо цели (грех по-гре­че­ски промах)
    Они пове­рили дья­волу и выбрали реше­ние — жить без Бога.
    Такой выбор подо­бен тому, если бы водо­лаз вдруг решил отре­зать шланг, по кото­рому ему пода­ва­лась дыха­тель­ная смесь. Кис­ло­род­ное голо­да­ние при­вело бы его к повре­жде­нию всего его суще­ства. И даже если бы потом его уда­лось «отка­чать» то он воз­можно бы остался сла­бо­ум­ным инвалидом.
    В подоб­ном состо­я­нии и ока­за­лись Адам и Ева.
    В резуль­тате их раз­рыва с Богом – Источ­ни­ком Жизни и вся­кого блага у них повре­ди­лась вся их природа.
    При­рода людей трех­со­став­ная — дух, душа, тело.
    Сна­чала повре­дился дух человека.
    Дух это образ Божий в чело­веке – разум­ная и воле­вая часть нашей лич­но­сти, то что людей отли­чает от живот­ных. Потом отрав­ле­ние про­шло и на душев­ный уро­вень. Повре­ди­лась душа человека.
    Душа это жиз­нен­ная сила и она есть и у животных.
    Душа чело­века после гре­хо­па­де­ния пере­стала под­чи­няться его боль­ному духу и упо­до­би­лась душам живот­ным – стала руко­вод­ство­ваться про­стыми низ­мен­ными жела­ни­ями плоти. Повре­ди­лось тело чело­века. Тело стало болез­нен­ным, тлен­ным и смертным.

    Из лич­ного опыта мы знаем, что пер­во­род­ное повре­жде­ние, сде­лав­шее людей страст­ными, тлен­ными и смерт­ными, дей­ствует и во всех нас — потом­ков Адама и Евы, без исключения.
    Ребе­нок еще не умеет гово­рить, а про­яв­ляет уже «харак­тер». И сами мы про себя знаем, как бывает у нас сильно вле­че­ние к злу.
    И даже вели­кие апо­столы Хри­стовы не были сво­бодны от вла­сти греха. Апо­стол Павел (при жизни вос­хи­щен­ный в рай­ские оби­тели) не ради «крас­ного словца», а в искрен­нем, почти отча­ян­ном вопле вос­кли­цает: «…не то делаю, что хочу, а что нена­вижу, то делаю…. Доб­рого, кото­рого хочу, не делаю, а злое, кото­рого не хочу, делаю… Бед­ный я чело­век!» (Рим. 7: 15, 19, 24)

    «Что болезнь в теле, то грех в душе» таково Пра­во­слав­ное пони­ма­ние греха. Греша, чело­век нано­сит рану себе.
    «Греш­ник подо­бен псу, кото­рый лижет пилу и не заме­чает при­чи­ня­е­мого себе вреда, потому что пья­неет от вкуса соб­ствен­ной крови» (Исаак Сирин). 

    Почему же Бог допу­стил зло в мире, или допу­стив не испра­вил людей сразу?
    Пред­ставьте себе ситу­а­цию. У вас непо­слуш­ный ребе­нок, достав­ля­ю­щий вам массу хло­пот. Зво­нок в дверь и чело­век, похо­жий на про­дав­цов пыле­со­сов «Кирби», луче­зарно улы­ба­ясь, гово­рит: мы знаем вашу про­блему и готовы ее решить. Тех­но­ло­гии нашей ком­па­нии могут изго­то­вить вам, вза­мен вашего сорванца, его копию из самых луч­ших поли­ме­ров, копию абсо­лютно не отли­чи­мую от вашего род­ного ребенка и этот киборг будет во всем послуш­ный вам — обра­зец совер­шен­ства и т.д. и т.п. Как вы дума­ете, что отве­тит на это мать?

    Важно понять, что пер­во­род­ный грех это не про­сту­пок или вина, за кото­рые Бог нака­зал людей раз­ными карами, выгнал из рая и обрек на тяж­кое зем­ное суще­ство­ва­ние в тру­дах и болез­нях до самой смерти.
    Пер­во­род­ный грех это болез­нен­ное повре­жде­ние всего суще­ства чело­века, про­ис­шед­шее в резуль­тате доб­ро­воль­ного раз­рыва с Богом. Это смер­тель­ная болезнь и про­ще­ние тут не поможет.
    Это если бы вы при­шли в боль­ницу с жало­бами на боли в желудке, а врач вме­сто лече­ния, ска­зал бы вам: не пере­жи­вайте – я вас прощаю.
    Тут нужно именно лече­ние и врач, но необыч­ный, а тот кото­рый мог бы исце­лить при­роду чело­века на всех уровнях.
    Таким вра­чом может быть только Бог и Он им. Это Гос­подь Иисус Хри­стос, Сын Божий.

    Вто­рой член Сим­вола веры гово­рит нам о вто­ром Лице Пре­свя­той Троицы:
    2. И во еди­наго Гос­пода Иисуса Хри­ста, Сына Божия, Еди­но­род­наго, Иже от Отца рож­ден­наго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна, от Бога истинна, рож­денна, несо­тво­ренна, еди­но­сущна Отцу, Имже вся быша. 

    Для кого-то Иисус Хри­стос про­сто выда­ю­ща­яся исто­ри­че­ская лич­ность, для кого-то лже­мес­сия, для иных про­рок, а для нас хри­стиан Он Бог.
    Вера во Хри­ста, как в Бога отли­чает истин­ных хри­стиан от рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций, отри­ца­ю­щих Боже­ство Хри­ста. Кото­рые ради этого даже делают свои пере­воды Нового Завета.
    В этих пере­во­дах они уда­ляют или иска­жают места, сви­де­тель­ству­ю­щие о Боже­стве Хри­ста. Таких мест много.
    Для крат­ко­сти при­веду лишь один харак­тер­ный пример.
    В Сино­даль­ном тек­сте Посла­ния к Рим­ля­нам свя­того апо­стола Павла гл.9 стих 5 напи­сано «их и отцы, и от них Хри­стос по плоти, сущий над всем Бог, бла­го­сло­вен­ный во веки, аминь.»
    А в одном из совре­мен­ных пере­во­дов, это место выгля­дит так: к ним при­над­ле­жат и отцы, и от них про­изо­шёл по плоти Хри­стос: Бог же, кото­рый над всем, да будет бла­го­сло­вен вовеки. Аминь.
    Как гово­рят аме­ри­канцы, «дья­вол пря­чется в дета­лях». А тут в зна­ках препинания.

    Как Бог, Хри­стос – Сын Божий во всем рав­ный Богу Отцу и рож­да­ется от Него пред­вечно, т.е. не было вре­мени, когда бы ни было Сына Божьего.
    Это пред­веч­ное рож­де­ние Сына Божьего от Отца можно срав­нить с эле­мен­тар­ной части­цей и ее полем. Не бывает состо­я­ния частицы без поля и поля без частицы. Нет вре­мен­ного зазора между части­цей и воз­ник­но­ве­нием поля от нее.
    Хри­стос не тво­ре­ние Отца как, напри­мер гор­шок – тво­ре­ние рук гор­шеч­ника, а именно сын этого гор­шеч­ника, т.е. рав­ный ему по при­роде. Как от чело­века рож­да­ется чело­век, так от Бога – Бог!
    Его рож­де­ние от Отца не сле­дует путать с Рож­де­ством Хри­сто­вым 2015 лет назад.
    В пер­вом слу­чае (рож­де­ние от Отца) – это тайна Троицы.
    Во вто­ром слу­чае – это вопло­ще­ние Сына Божьего, при­ше­ствие Хри­ста – Сына Божьего в мир людей для нашего спасения.
    Как чело­век Иисус Хри­стос во всем был подо­бен нам кроме греха.
    Его чело­ве­че­ская воля была сво­бод­ной, не при­нуж­ден­ной воле Боже­ствен­ной, но послуш­ной ей даже до смерти, и смерти крестной.
    Во Хри­сте Боже­ствен­ная при­рода и чело­ве­че­ская сосу­ще­ствуют в любви и гармонии.

    Итак, запом­ним Хри­стос — Бог, кото­рый стал чело­ве­ком для нашего спасения.

    И об этом читаем в тре­тьем члене Сим­вола веры:
    3. Нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния сшед­шаго с небес и вопло­тив­ша­гося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
    Как спа­сает нас Христос?
    Запом­ним — Хри­стос спа­сает нас через Свое вопло­ще­ние, стра­да­ния, смерть на Кре­сте и воскресение.
    Это спа­се­ние изло­жено в Евангелии.
    Еван­ге­лие в том, что по воле Бога Отца, Сын Божий при­шел в мир людей, через рож­де­ние Духом Свя­тым от Девы Марии.
    Дух Свя­той сошел на Бого­ро­дицу, и соеди­нился с чело­ве­че­ской при­ро­дой. И в ее чреве заро­дился Бого­че­ло­век, соеди­нив­ший в Себе навсе­гда Бога с человеком.
    Хри­стос взял нашу, повре­жден­ную пер­во­род­ным гре­хом, боль­ную чело­ве­че­скую при­роду и как Бог исце­лил ее в Самом Себе, создав в Себе Нового Чело­века – Нового Адама, спо­соб­ного вновь соеди­нится с Отцом Небесным.
    И нам Хри­стос по вере и пока­я­нию в кре­ще­нии дает семя этого Нового чело­века, что бы и нам соеди­нится с Богом, вос­ста­но­вить пре­рван­ную связь.
    Это соеди­не­ние во Хри­сте Боже­ствен­ного и чело­ве­че­ского раз­ру­шило власть ада и смерти и вер­нуло чело­ве­че­ство к Богу.
    Потому, что далее мы читаем в Сим­воле веры:
    4. Рас­пя­таго же за ны при Пон­тий­стем Пилате, и стра­давша, и погребенна.
    Рас­пя­тие, стра­да­ния и смерть Хри­ста были реаль­ными во всех смыс­лах. Хри­стос, уме­рев как чело­век, сошел в ад и раз­ру­шил его как Бог.
    5. И вос­крес­шаго в тре­тий день по Писанием.
    Апо­стол Павел гово­рит нам: «Если Хри­стос не вос­крес, то тщетна вера ваша!»
    Что дает нам Вос­кре­се­ние Христово?
    “Если же Дух Того, Кто вос­кре­сил из мерт­вых Иисуса, живет в вас, то Вос­кре­сив­ший Хри­ста из мерт­вых ожи­вит и ваши смерт­ные тела Духом Своим, живу­щим в вас” (Рим.8:11)
    6. И воз­шед­шаго на небеса, и седяща одес­ную Отца.
    В Воз­не­се­нии Хри­ста глав­ный смысл в том, что Хри­стос в Себе Самом воз­нес к Пре­столу Свя­той Тро­ицы нашу чело­ве­че­скую природу.
    7. И паки гря­ду­щаго со сла­вою судити живым и мерт­вым, Егоже Цар­ствию не будет конца.
    В этом собы­тии избав­ле­ние и спа­се­ние людей Божиих от веч­ной (вто­рой) смерти.
    “Тогда…смерть и ад отдали мерт­вых, кото­рые были в них; и судим был каж­дый по делам своим. И смерть и ад повер­жены в озеро огнен­ное. Это смерть вто­рая. И кто не был запи­сан в книге жизни, тот был бро­шен в озеро огнен­ное” (Откр.20:13–15)
    А для спа­сен­ных людей все новое, новое небо и новая земля, где «…отрет Бог вся­кую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…» (Откр.21:4)

    Но наше спа­се­ние не про­ис­хо­дит без нас самих, без нашего жела­ния. Бог ува­жает наш выбор. Любовь не насилует.
    Осо­зна­ние своей гре­хов­но­сти при­во­дят нор­маль­ного чело­века к жела­нию исце­лить свою болез­нен­ную при­роду, чтобы вос­ста­но­вить пре­рван­ную связь с Богом – Источ­ни­ком вся­кого Блага, Истины и Веч­ной Жизни.

    Откро­ве­ние Божие гово­рит, что исце­ле­ние можно полу­чить только во Хри­сте Иисусе через покаяние.
    «Покай­теся и веруйте во Еван­ге­лие! покай­теся: при­бли­жися бо цар­ство небес­ное» (Мк.1:15, Мф.4:17). Таковы были пер­вые слова про­по­веди Христа.

    Что такое покаяние?
    Хри­сти­ан­ское пока­я­ние это не отчет о про­де­лан­ных гре­хах. Это корен­ное изме­не­ние своей жизни, отказ от гре­хов и потом посто­ян­ный каж­до­днев­ный само­кон­троль. Наблю­де­ние над сво­ими чув­ствами и жела­ни­ями, неза­мед­ли­тель­ное отсе­че­ние гре­хов­ных помыслов.
    При слу­чив­шемся впа­де­нии в грех от хри­сти­а­нина тре­бу­ется немед­лен­ное пока­я­ние, перед Богом состо­я­щее из внут­рен­него сокру­ше­ния о своем грехе, Испо­веди его перед свя­щен­ни­ком и твер­дого наме­ре­ния испра­вить свою жизнь.
    Исправ­ле­ние заклю­ча­ется не только в отказе от гре­хов­ной стра­сти, но и в стя­жа­нии про­ти­во­по­лож­ной ей доб­ро­де­тели. Иначе страсть обя­за­тельно вернется.
    Напри­мер, если чело­век стра­дал пьян­ством, то надо не только бро­сить пить, но и навык­нуть соблю­де­нию уста­нов­лен­ных постов, осо­бенно в тече­нии, почти всего года — по сре­дам и пятницам.
    В жизни могут слу­читься и очень тяж­кие гре­хов­ные паде­ния, но все­гда надо вста­вать и дви­гаться впе­ред, имея несо­мнен­ную надежду на мило­сер­дие Христа.
    Наше пока­я­ние должно совер­шаться не из страха нака­за­ния, а из любви к Богу, Кото­рого мы оскорб­ляем своей неблагодарностью.
    Но чтобы начать пока­я­ние, надо знать — в чем и как каяться.
    Совре­мен­ный чело­век очень мало поступ­ков счи­тает за грех. Кроме явных уго­лов­ных пре­ступ­ле­ний, обычно на ум при­хо­дит блуд, пьян­ство, сквер­но­сло­вие. А сквер­но­сло­вие в наше время и гре­хом то уже не явля­ется, т.к. мате­рятся все от дет­ского сада до мини­стра в пря­мом эфире. И если чело­век пьет водку не каж­дый день, а только по выход­ным и празд­ни­кам, если он не изме­няет, с кем попало жене, а только с «закон­ной» любов­ни­цей, если не мате­рится при детях и жен­щи­нах, то по мер­кам мира, чело­век этот почти святой.
    Но когда уже так при­жало, что когда ложишься на опе­ра­цию, и ни кто не гаран­ти­рует, что проснешься после нар­коза. Или когда после опе­ра­ции отпу­стили домой уми­рать, то вре­мени на пока­я­ние уже нет! Какое там время, когда уже под окнами шны­ряют «риту­аль­ные» агенты?
    Но чело­век пони­мает, что надо при­ми­риться с Богом перед смер­тью! Если есть силы, то идет в Цер­ковь или вызы­вает батюшку на дом. Но как каяться, что гово­рить? Ведь понятно, что одного этого «пил-блу­дил-мате­рился» недо­ста­точно! Как же узнать свои грехи и в чем каяться?
    Виде­ние чело­ве­ком своих гре­хов, по сло­вам Свя­тых Отцов, выше, чем дар вос­кре­ше­ния мерт­вых! Почему это так высоко ценится? Потому что это зре­ние при­во­дит чело­века ко спа­се­нию своей души, а душа выше тела! Как в теле, если поте­ряна чув­стви­тель­ность к боли, невоз­можно вовремя обна­ру­жить рану, язву или вос­па­ле­ние и при­нять меры к изле­че­нию, так и духов­ная сле­пота при­во­дит к тяж­ким болез­ням и смерти души. 

    Но как же научится видеть свои грехи?
    Самый вер­ный и дей­ствен­ный спо­соб для этого – взяться за изу­че­ние Еван­ге­лия и в его свете начать испол­нять Запо­веди Божьи.
    Симеон Новый Бого­слов гово­рит: “Тща­тель­ное испол­не­ние запо­ве­дей Хри­сто­вых научает чело­века его немощи”, то есть откры­вает ему его бес­си­лие самому без помощи Божией иско­ре­нить в себе страсти.
    А Петр Дамас­кин как бы про­дол­жает: “Пер­вым при­зна­ком начи­на­ю­ще­гося здра­вия души явля­ется виде­ние гре­хов своих бес­чис­лен­ных, как песок морской”.

    Проще говоря, начни чело­век жить по Еван­ге­лию и испол­нять запо­веди, то всё больше и больше будешь про­зре­вать в позна­нии самого себя.
    Начать можно с про­чте­ния самого коро­тень­кого Еван­ге­лия от Марка. Но про­честь его вни­ма­тельно и так, как будто в это время с тобой бесе­дует Спаситель.

    После Еван­ге­лия надо све­рить свою жизнь и по прак­ти­че­ским сове­там Церкви с её двух­ты­ся­че­лет­ним опы­том духов­ной брани…
    Взять (в любой Цер­ков­ной лавке) бро­шюру “В помощь каю­ще­муся”. Там опи­сана вся «тех­но­ло­гия» Таин­ства Исповеди
    И еще один прак­ти­че­ский совет от Свт. Игна­тия: «Кто отка­зался от осуж­де­ния ближ­них, помы­сел того, есте­ственно, начи­нает видеть грехи и немощи свои, кото­рых не видел в то время, как зани­мался осуж­де­нием ближних».

    Пра­виль­ная цель хри­сти­ан­ской жизни – смирение.
    Если не при­об­ре­та­ется сми­ре­ние, бес­плодны и бес­смыс­ленны все труды и добродетели.
    Потому что без сми­ре­ния, все плоды пока­я­ния будут отрав­лены гор­ды­ней и тщеславием.
    Как если бы мы набрали со сво­его ого­рода ово­щей, лучка, укроп­чика и мно­гое дру­гое вкус­ное и полез­ное, наре­зали салат и, пере­ме­ши­вая, посы­пали все это…. щепот­кой кры­си­ного яда(!).
    Хотя бы чуть-чуть. Всё — это уже отрава. Так и гор­дыня отрав­ляет все плоды нашей духов­ной жизни.
    Сми­ре­ние это трез­вый и объ­ек­тив­ный взгляд чело­века на самого себя.

    Совре­мен­ный неве­ру­ю­щий чело­век счи­тает, что сми­ре­ние при­во­дит к само­уни­чи­же­нию, к раболепию.
    При­веду при­мер — к чему при­во­дит смирение.
    Псков­ский юро­ди­вый Никола Салос, узнав о наме­ре­нии Ивана Гроз­ного после Нов­го­рода пото­пить в крови и Псков, при­гла­сил его к себе: «Ива­нушка, зайди ко мне в гости» Царь знал, что это юродивый…заходит, а там, на столе кусок сырого мяса. Никола и гово­рит: «поку­шай, Ива­нушка мяса». Был пост и Гроз­ный отве­тил: «я пра­во­слав­ный и мяса сырого, да еще в пост, не ем». А Никола гово­рит: Ах! ты мяса не ешь, а кровь чело­ве­че­скую пьешь!? Вон отсюда! И если ты тут тро­нешь, хоть одного – сам сдох­нешь как твоя лошадь!» И тут вбе­гает слуга и сооб­щает царю, что его лошадь пала. Немед­ленно Иван Гроз­ный поки­дает город, не тро­нув ни одного псковитянина.
    Какое вы най­дете тут рабо­леп­ство? Тут геро­изм, спас­ший целый город от неогра­ни­чен­ного тирана.

    О молитве
    Как наше тело посто­янно дышит, так и душа наша посто­янно дышит помыслами.
    Если тело дышит отрав­лен­ным воз­ду­хом, то скоро забо­леет и умрет.
    Так и душа, если будет при­ни­мать посто­янно злые помыслы, то может забо­леть до такой сте­пени, что эта болезнь души перей­дет и на тело. Вспом­ните: «позе­ле­нел от зави­сти», «покрас­нел от гнева», «засох от тоски» и т.п.
    Но глав­ная опас­ность в том, что злые помыслы отда­ляют душу от Бога и при­во­дят, в конце кон­цов, её к веч­ной духов­ной смерти (смерти второй).
    Наш ум это сердце души посто­янно занят помыс­лами и его осо­бен­ность такова, что если в нем не пре­бы­вают доб­рые помыслы, то он занят злыми. Тре­тьего не дано.
    Какие бывают злые помыслы?
    Гос­подь их назы­вает: «из сердца исхо­дят злые помыслы, убий­ства, пре­лю­бо­де­я­ния, любо­де­я­ния, кражи, лже­сви­де­тель­ства, хуле­ния» (Матф. 15:19).
    Из этих назван­ных Гос­по­дом, про­ис­хо­дят и дру­гие злые помыслы: зависть, осуж­де­ние, обида, рев­ность и дру­гие. Оче­видно, что доб­рые помыслы по смыслу про­ти­во­по­ложны злым помыслам.
    Для того, чтобы вытес­нить из ума злые помыслы надо, по-про­стому говоря, думать о хоро­шем. Но такое при­нуж­де­ние ума сильно его изну­ряет, и чело­век быстро от этого отка­зы­ва­ется, пред­по­чи­тая плыть по тече­нию злых мыслей.
    Но тот, кто не желает мириться с таким раб­ством злых помыс­лов, начи­нает искать помощь у Бога, итак рож­да­ется молитва к Богу. Обна­ру­жив, что чем чаще он обща­ется в молитве с Богом, тем чище и сво­бод­нее от зла ста­но­вится его ум, чело­век ста­ра­ется молиться как можно чаще и, про­дол­жая так свою жизнь, при­хо­дит к непре­стан­ной молитве.
    Непре­стан­ная молитва это такое состо­я­ние чело­века, когда его ум и чув­ства посто­янно купа­ются в раз­мыш­ле­ниях о Боге, все дела их начало, про­дол­же­ние и окон­ча­ние сопро­вож­да­ются молит­вен­ными обра­ще­ни­ями к Богу о бла­го­слов­ле­нии, помощи и бла­го­да­ре­нии. Тогда весь день чело­века, со всеми его заня­ти­ями и обще­ни­ями, обра­ща­ется в непре­рыв­ную службу Богу.
    Глав­ное усло­вие доб­рой, пра­виль­ной молитвы пока­зано Гос­по­дом в молитве «Отче наш»: «И про­сти нам долги наши, как и мы про­щаем долж­ни­кам нашим».
    Вся­кое молит­вен­ное обра­ще­ние к Богу должно быть со сми­ре­нием, пока­я­нием и про­ще­нием всех обид ближним.
    В каче­стве посто­ян­ного кон­троля помыс­лов, может быть крат­кая Иису­сова молитва: «Гос­поди Иисусе Хри­сте, поми­луй мя». Но про­из­но­сится, она должна не меха­ни­че­ски как ман­тра, а нето­роп­ливо, с чув­ством пока­я­ния и глав­ное, помня, что во время про­из­но­ше­ния слов этой молитвы, ты обра­ща­ешься к живому Богу.
    Для серьез­ного заня­тия Иису­со­вой молит­вой, тре­бу­ется духов­ное руко­вод­ство опыт­ного подвиж­ника или вни­ма­тель­ное изу­че­ние настав­ле­ний Свт. Игна­тия Брян­ча­ни­нова, в 1‑ом и 2‑ом томах «Аске­ти­че­ские опыты»

    Пра­виль­ная вера, пра­виль­ная духов­ная жизнь, пра­виль­ное пока­я­ние и пра­виль­ная искрен­няя молитва к Богу при­во­дят чело­века к стя­жа­нию Духа Свя­таго. И тогда, как гово­рил Сера­фим Саров­ский: «стяжи Дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся».
    В вось­мом члене Сим­вола веры гово­рится о Духе Святом.
    8. И в Духа Свя­таго, Гос­пода, Живо­тво­ря­щаго, Иже от Отца исхо­дя­щаго, Иже со Отцем и Сыном спо­кла­ня­ема и ссла­вима, гла­го­лав­шаго пророки.
    Дух Свя­той – Тре­тье Лицо Еди­ного Бога Тро­ицы. Сам Хри­стос открыл нам это рав­но­чест­ное, рав­но­по­кла­ня­е­мое и рав­но­сла­ви­мое Три­един­ство в сло­вах «Итак, идите, научите все народы, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа».

    Свя­той Дух есть источ­ник вся­кого освя­ще­ния и радо­сти для чело­века. Радо­сти неоску­де­ва­е­мой и нескончаемой.
    Архи­манд­рит Павел (Груз­дев) уже неза­долго до смерти, в 90‑х годах про­шлого века вспоминал:
    “Род­ные мои, был у меня в жизни самый счаст­ли­вый день. Вот послушайте.
    При­гнали как-то к нам в лагеря дев­чо­нок. Все они моло­дые-моло­дые, навер­ное, и два­дцати им не было. Их “бен­де­ров­ками” назы­вали. Среди них одна кра­са­вица — коса у ней до пят и лет ей от силы шест­на­дцать. И вот она-то так ревит, так пла­чет… “Как же горько ей, — думаю, — девочке этой, что так уби­ва­ется она, так плачет”.
    Подо­шел ближе, спра­ши­ваю… А собра­лось тут заклю­чен­ных чело­век две­сти, и наших лагер­ных, и тех, что вме­сте с эта­пом. “А отчего девушка-то так ревит?” Кто-то мне отве­чает, из их них же, вновь при­быв­ших: “Трое суток ехали, нам хлеба доро­гой не давали, какой-то у них пере­рас­ход был. Вот при­е­хали, нам за все сразу и упла­тили, хлеб выдали. А она побе­регла, не ела — день, что ли, какой пост­ный был у нее. А паек-то этот, кото­рый за три дня — и украли, выхва­тили как-то у нее. Вот трое суток она и не ела, теперь поде­ли­лись бы с нею, но и у нас хлеба нету, уже все съели”.
    А у меня в бараке была заначка — не заначка, а паек на сего­дняш­ний день — буханка хлеба! Бегом я в барак… А полу­чал восемь­сот грам­мов хлеба как рабо­чий. Какой хлеб, сами пони­ма­ете, но все же хлеб. Этот хлеб беру и бегом назад. Несу этот хлеб девочке и даю, а она мне: “Hi, не треба! Я честi своеi за хлiб не про­даю!” И хлеб-то не взяла, батюшки! Милые мои, род­ные! Да Гос­поди! Не знаю, какая честь такая, что чело­век за нее уме­реть готов? До того и не знал, а в тот день узнал, что это деви­чьей честью называется!
    Сунул я этот кусок ей под мышку и бегом за зону, в лес! В кусты забрался, встал на коленки… и такие были слезы у меня радост­ные, нет, не горь­кие. А думаю, Гос­подь и скажет:
    — Голо­ден был, а ты, Пав­луха, накор­мил Меня.
    — Когда, Господи?
    — Да вот тую девку-то бен­де­ровку. То ты Меня накор­мил! Вот это был и есть самый счаст­ли­вый день в моей жизни, а про­жил я уж немало”.

    А теперь пого­во­рим о Церкви. Мно­гие слы­шали такие выражения:
    Кому Цер­ковь не мать, тому Бог не Отец и без Церкви нет спасения.
    Так ли это? А может быть, слу­жи­тели Церкви выду­мали это из-за коры­сти, чтобы при­влечь людей в храмы? Посмот­рим что напи­сано в Биб­лии про Церковь:
    Созда­тель Церкви Хри­стос и врата ада не одо­леют ее (Мф.16:18),
    Хри­стос глава Церкви, и Он умер за Цер­ковь (Еф.5:23),
    Цер­ковь – тело Хри­стово (1Еф.1:22,23),
    Цер­ковь – столп и утвер­жде­ние истины (1Тим.3:15),
    Цер­ковь – место спа­се­ния (Деян.2:47) и Цер­ковь – управ­ля­ется Свя­тым Духом (Деян.20:28)
    Это очень серьез­ные утвер­жде­ния Слова Божьего про­тив тех, кто счи­тает, что у него «Бог в душе», что ему не нужны «посред­ники» и прочее. 

    Что же будет с теми людьми, кто в силу объ­ек­тив­ных при­чин не узнал Хри­сти­ан­ство? Неужели они все пой­дут в ад? Может ли Бог-Любовь допу­стить такое?
    Пра­во­слав­ная бого­слов­ская мысль на основе Биб­лии и св. Отцов учит:
    что, люди в силу объ­ек­тив­ных при­чин, не узнав­шие Хри­ста при жизни, будут судимы Богом по закону их сове­сти, кото­рый дается Богом каж­дому человеку.
    И для такого чело­века есть надежда, что он будет огла­шен Хри­сто­вой про­по­ве­дью уже в загроб­ной жизни. И если чело­век был добр при жизни и его душа после физи­че­ской смерти рас­по­ло­жена к пока­я­нию и соеди­не­нию с Хри­стом, то и есть надежда, что он будет спа­сен через при­со­еди­не­ние к Церкви Небес­ной. Но если чело­век в своей жизни, одна­жды услы­шав бла­гую весть о Хри­сте, созна­тельно отверг ее, то он, согласно Свя­щен­ному Писа­нию, лишает себя надежды на спасение.
    “Веру­ю­щий в Сына имеет жизнь веч­ную; а не веру­ю­щий в Сына не уви­дит жизни, но гнев Божий пре­бы­вает на нем “(Ин.3.36)

    9. Во едину Свя­тую, Собор­ную и Апо­столь­скую Церковь. 

    Един­ство Церкви надо пони­мать в несколь­ких смыс­лах: как един­ствен­ность Тела Хри­стова; как литур­ги­че­ское един­ство, как мисти­че­ское един­ство живых и усоп­ших людей, состав­ля­ю­щих еди­ный Цер­ков­ный орга­низм. Если кратко, то един­ство Церкви есть един­ство Боже­ствен­ного Духа в людях, истин­ное единодушие.
    Цер­ковь не мешок песка с отдель­ными мерт­выми пес­чин­ками, а живой орга­низм из живых клеток.
    Свя­тость Церкви в том, что в нее не может войти ничего нечи­стое, и если чело­век гре­шит и не кается, то он неви­димо отпа­дает от Церкви. Гре­шат не в Церкви, а про­тив Церкви.
    Собор­ность Церкви не только в том, что все вопросы веры реша­ются на собо­рах, но глав­ным обра­зом, в том, что в Церкви хра­нятся истины собор­ного голоса Свя­тых Отцов. Кон­сен­сус Патрум — согла­сие Отцов!
    Апо­столь­ская Цер­ковь назы­ва­ется по апо­столь­скому пре­ем­ству свя­щен­ства в ней и апо­столь­ской мис­сии всех Хри­стиан – про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие Любви Хри­сто­вой своей пра­вед­ной жиз­нью в любви к людям.

    При­ча­стие — самое глав­ное таин­ство Пра­во­слав­ной Церкви.
    При­ча­стие уста­нов­лено Самим Хри­стом на Тай­ной Вечере перед Его Крест­ными Страданиями.
    Гос­подь взял хлеб, раз­ло­мил его, раз­дал уче­ни­кам и ска­зал: «Возь­мите, ешьте, это Тело Мое, кото­рое будет ломимо за вас во остав­ле­ние гре­хов», а потом дал чашу с вином и ска­зал: «Пейте из нее все, это Кровь Моя Нового Завета, за вас и за мно­гих изли­ва­е­мая во остав­ле­ние гре­хов». И в конце при­ба­вил: «Сие тво­рите в Мое воспоминание».

    В Таин­стве При­ча­стия, дей­ствием Свя­таго Духа, Бого­че­ло­ве­че­ское есте­ство Хри­ста соеди­ня­ется с хле­бом и вином, и они ста­но­вятся истин­ными Телом и Кро­вью Христовыми.
    Поэтому каж­дый при­ча­ща­ю­щийся, ста­но­вится соте­ле­сен и еди­но­кро­вен Христу.
    При­ча­щаться надо, под­го­то­вив­шись постом и молит­вой, при­ми­рив­шись с Богом и людьми пока­я­нием и про­ще­нием. Как под­го­то­вится к Испо­веди и При­ча­стию можно узнать в соот­вет­ству­ю­щих бро­шю­рах, име­ю­щихся в любой Цер­ков­ной лавке.
    А в про­тив­ном слу­чае апо­стол предупреждает:
    « кто будет есть хлеб сей или пить чашу Гос­подню недо­стойно, вино­вен будет про­тив Тела и Крови Господней…Оттого мно­гие из вас немощны и больны и немало уми­рает.» (1Кор. 11:27,30)

    Но вот что уди­ви­тельно! Как гово­рит А.И. Оси­пов: «сте­пень досто­ин­ства при­ча­ща­ю­ще­гося опре­де­ля­ется сте­пе­нью осо­зна­ния им сво­его недо­сто­ин­ства. Когда чело­век осо­знает и свою гре­хов­ность, и свою страст­ность, и несо­вер­шен­ство, вот тогда-то и дол­жен, и может при­сту­пать к Свя­тым Тай­нам. Нельзя при­ча­щаться «пра­вед­ни­кам» (в кавыч­ках), о кото­рых Гос­подь ска­зал: “Я при­шел при­звать не пра­вед­ни­ков, а грешников»

    Итак, запом­ним: Как Гос­подь вопло­тив­шись, соеди­нился с чело­ве­че­ской при­ро­дой, внешне не изме­нив её, так и мы в При­ча­стии соеди­ня­емся с Бого­че­ло­ве­ком, не изме­ня­ясь внешне, но таин­ственно ста­но­вясь еди­ными с Христом.
    Тоже отно­сится и к Таин­ству Крещения.

    10. Испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов. 

    Кре­ще­ние – Таин­ство, в кото­ром веру­ю­щий, при трое­крат­ном погру­же­нии тела в воду с при­зы­ва­нием Бога Отца и Сына, и Свя­того Духа, уми­рает для жизни плот­ской, гре­хов­ной и воз­рож­да­ется от Духа Свя­того в жизнь духовную.
    И опять воз­вра­ща­емся к сло­вам Спасителя:
    «Кто будет веро­вать, и кре­ститься, спа­сен будет; а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» (Мк. 16, 16)
    Поэтому для при­ня­тия Кре­ще­ния необ­хо­димы вера и покаяние.
    Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов говорит:
    «Уве­ро­вав­ший в Сына Божия кается в преж­них своих гре­хах и очи­ща­ется от них в Таин­стве Кре­ще­ния. Тогда Бог Слово вхо­дит в кре­щен­ного, как в утробу Прис­но­девы, и пре­бы­вает в нем как семя».
    В Кре­ще­нии дается семя нового чело­века, того исце­лен­ного, кото­рый дан чело­ве­че­ству во Христе.
    Но явля­ясь только семе­нем, Кре­ще­ние не спа­сает чело­века автоматически.
    Как за обыч­ным поле­вым семе­нем тре­бу­ется уход и труд, так и воз­рас­та­ние из семени Кре­ще­ния нашего нового чело­века тре­бует вни­ма­тель­ного труда пра­виль­ной духов­ной жизни.
    Только тогда мы ста­но­вимся новым чело­ве­ком, спо­соб­ным вновь соеди­ниться с Богом и жить с Ним как Адам до гре­хо­па­де­ния в раю.

    Осно­ва­нием для кре­ще­ния мла­ден­цев явля­ется вера их роди­те­лей и крестных.
    «Иисус, видя веру их, гово­рит рас­слаб­лен­ному: чадо, про­ща­ются тебе грехи твои» (Мк. 2, 5).
    Тут «рас­слаб­лен­ный» — мла­де­нец, кото­рому даются дары Кре­ще­ния за веру при­нес­ших его роди­те­лей и крестных.
    Но когда ребе­нок повзрос­леет, он дол­жен пройти свое лич­ное обу­че­ние осно­вам Хри­сти­ан­ства или от роди­те­лей и крест­ных или в Церкви, а до этого и потом вос­пи­ты­ваться роди­те­лями в духе Хри­сти­ан­ской веры.
    Иначе, как гово­рит св. Симеон Новый Бого­слов «с про­дол­же­нием вре­мени, они, мало-помалу, изме­ня­ются и пере­хо­дят на сто­рону худа, и Бла­го­дать Свя­того Кре­ще­ния в иных пога­сает и совсем теряется”
    Дру­гими сло­вами семя нового чело­века не дает всходы, и Кре­ще­ние в мла­ден­че­стве для такого чело­века ста­но­вится как бы и не бывшим.

    Начи­на­ется это Таин­ство отре­че­нием от сатаны и соче­та­нием Хри­сту, то есть соеди­не­ния с Ним, и испо­ве­да­ния пра­во­слав­ной веры. Здесь за мла­денца соот­вет­ству­ю­щие слова должны про­из­но­сить крестные.
    Затем начи­на­ется после­до­ва­ние Кре­ще­ния — трое­крат­ное погру­же­ние мла­денца в купель с про­из­не­се­нием слов: «Кре­ща­ется раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Свя­таго Духа, аминь». И оде­ва­ется крест.
    Сразу после этого совер­ша­ется дру­гое Таин­ство – Миро­по­ма­за­ния (про­об­раз Пятидесятницы).
    В Миро­по­ма­за­нии кре­ще­ному пода­ются дары Свя­того Духа, укреп­ля­ю­щие его в жизни духовной. 

    После этого свя­щен­ник и крест­ные с ново­кре­щен­ным три­жды обхо­дят вокруг купели в знак духов­ной радости.
    Затем чита­ются отрывки из Писа­ния, посвя­щен­ные Крещению.
    После миро омы­ва­ется свя­щен­ни­ком с тела кре­стив­ше­гося спе­ци­аль­ной губ­кой, омо­чен­ной в свя­той воде.
    Далее свя­щен­ник постри­гает кон­чики волос ново­кре­щен­ного, при­нося сим­во­ли­че­скую жертву Богу за спа­си­тель­ное Таинство.

    После Кре­ще­ния для чело­века начи­на­ется новая жизнь. Осо­бенно для тех, кто кре­стился в зре­лом возрасте.
    Если при­ме­нить образ­ное срав­не­ние, то до Кре­ще­ния в душе чело­века, как в захва­чен­ном доме, бес­чин­ство­вали стра­сти, бесы-раз­бой­ники, а сам хозяин лежал свя­зан­ный с кля­пом во рту, под­вер­га­ясь вся­че­скому наси­лию и оскорблениям.
    После Кре­ще­ния стра­сти не пере­стают дей­ство­вать на чело­века, но теперь они дей­ствуют извне.
    Духов­ные раз­бой­ники изгнаны вон. И чело­веку легче с ними бороться, имея воз­мож­ность укре­пить входы в свой дом бла­го­дат­ными дарами Цер­ков­ных Таинств, при­звать на помощь молитвы Церкви и руко­вод­ство­ваться опы­том духов­ной брани свя­тых подвижников.
    Но если после Кре­ще­ния, чело­век будет про­дол­жать нагло гре­шить, то тем самым он о

    Ответить »
  • Ана­то­лий, 08.01.2015

    Сер­гей Михайлович!
    С Рож­де­ством Христовым!
    У меня к Вам огром­ная просьба, дело в том, что меня бла­го­сло­вили про­во­дить двух­ча­со­вую огла­си­тель­ную беседу. Я пере­про­бы­вал несколько фор­ма­тов и пока оста­но­вился на этом — ниже пост, если моде­ра­тор поз­во­лит мне раз­ме­стить ее в фор­мате комментария.
    Прошу дать Вашу оценку и ука­зать на недостатки.
    Спаси Бог!

    Ответить »
  • Ана­то­лий, 26.06.2014

    Очень важ­ные темы под­ни­мает автор.
    При­ят­ное исклю­че­ние на фоне или “музей­ной” или напро­тив обнов­лен­че­ской подачи пра­во­слав­ного учения.
    Насто­я­щее подвиж­ни­че­ство учи­теля школы покаяния.
    Желаю здо­ро­вья и мно­гия лета р.Б. Сергию.

    Ответить »
  • Ольга, 15.06.2014

    Про­чи­тав книгу “При­ми­ре­ние со Хри­стом”, хотела бы побла­го­да­рить Сер­гея Михай­ло­вича за его труд, поскольку при­об­рела для себя боль­шую пользу. Книга, дей­стви­тельно, уни­кальна по своей сути, напи­сана про­стым и доступ­ным язы­ком и про­сто необ­хо­дима для тех, кто все­рьез оза­бо­тился про­бле­мой спа­се­ния души своей.
    Также с боль­шим удо­воль­ствием про­слу­шала и лек­ции- пре­зен­та­ции, в кото­рых автор очень живо и понятно рас­кры­вает дан­ную проблему.
    Всем очень реко­мен­дую про­чи­тать заме­ча­тель­ную книгу “При­ми­ре­ние со Хри­стом” и про­слу­шать новые лек­ции ( как, впро­чем, и все осталь­ные). Уве­рена, что мно­гих они заста­вят заду­маться о пра­виль­но­сти своей жизни и подвиг­нут на пере­мены в луч­шую сто­рону. По край­ней мере, со мной такое произошло.
    Искренне удив­ля­юсь тому, как неко­то­рые напа­дают на Сер­гея Михай­ло­вича, видно не могут услы­шать самого важ­ного и глав­ного, что хотел доне­сти до нас автор.
    Лично я пол­но­стью под­дер­жи­ваю Сер­гея Михайловича.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки