Скрыть
И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам;

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

И сказал Господь Моисею: так скажи (дому Иаковлеву, и возвести) сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам.

Не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе.
Ст. 22–23 Не делайте предо Мною богов серебряных и пр. Идолопоклонение, и совершенное уклонение от поклонения Иеговы, называется в Св. Писании «хождением во след богам иным», «служением богам иным», здесь разумеется, по-видимому, не это; здесь указывается пророчески и предупреждается Израиль, чтобы «пред Господом» не делать богов, т. е., чтобы в поклонение Иегове не были введены языческие символы и образы. О. Герлах и др. видят в этом стихе ирямое указание на грех Израиля, который думал оставаться верным Иегове, выливая золотого тельца. Прежде нежели Моисей ушел на сорок дней на гору, он прочитал народу краткий кодекс законов и повелений Господних, написанных вслед за объявлением закона. В книге завета, как увидим мы ниже, заключаются, по-видимому, весьма древние, по преданию дошедшие установления времен Патриархов, ныне освященные волею Иеговы. Некоторые из законов указывают на будущее Израиля и предрешают жизнь его в Палестине, ибо народ не был еще осужден на долгое скитание в пустыне. Кодекс этот дан был народу для руководства на время отсутсвия Моисея, и впоследствии дополнялся многими другими законами. Народ выслушал его, клялся исполнить все в нем написанное, и через несколько дней отступил от закона Божия. Кодекс начинается: а) запрещением делать изображение божества; б) указанием на устройство жертвенников. Жертвенники, по мнению комментаторов, указывают на высокую древность этого рода постройки. Это должны были быть алтари, как их воздвигали при сыновьях Ноя и при Аврааме. Предание свято сохраняет их форму и образ устройства.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-26 И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам; не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе: сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя; если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их; и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя

С данного стиха начинается изложение законов, возвещенных на Синае одному Моисею и им переданных впоследствии всему народу. К этим законам и относятся слова Втор 5:5. Первым из таких постановлений является постановление о месте совершения богослужения – жертвеннике. Так как жертвенник назначается для Бога (ст. 24-25), то он должен быть сооружен в духе истинного богопочитания, не должен носить и следов язычества. И прежде всего на нем или при нем не могут находиться статуи, – золотые и серебренные идолы, несогласные с верой в единого истинного Бога. Ввиду этого и повторяется вторая заповедь, с указанием основания для запрещения делать кумира: невидимость Бога – «говорил с неба» (Втор 4:36; Неем 9:13).

Так как далее евреи подражая язычникам, могли делать на камнях жертвенника изображения и кланяться им (Лев 26:1), то во избежание этого закон требует, чтобы жертвенник был сделан из земли, а если из камней, то непременно из не тесанных (Втор 27:5 и д.; Нав 8:31; 1Мак 4:47), так как на них труднее вырезать то или другое изображение. В виду временного отсутствия одного определенного места для совершения богослужения (Втор 12:5, 11, 21; 14:23; 16:6, 11) жертвенник может быть сооружаем там, где «Господь положит память имени Своего» (24), т. е. там, где Он проявит Свое присутствие (3Цар 9:3, – по поселении евреев в Ханаане получил полную силу закон Второзакония об единстве места богослужения, цит. мм.). Только тогда будет угодна Богу приносимая на жертвеннике жертва. И, наконец, как жертва покрывает грехи человека, так должна быть скрываема и нагота, напоминающая о грехе: при жертвеннике не должно быть ступеней, восхождение по которым способствует открытию наготы.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible