Богословие

Сергей Посад­ский

Бого­сло­вие (греч. тео­ло­гия) – учение Церкви о Боге.

Рас­кры­ва­е­мое Цер­ко­вью учение о Боге имеет свою осо­бен­ность. Эта осо­бен­ность заклю­ча­ется в том, что источ­ни­ком цер­ков­ного учения высту­пает БОЖЕ­СТВЕН­НОЕ ОТКРО­ВЕ­НИЕ. Осно­ва­те­лем бого­сло­вия явля­ется Сам Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос. Воз­мож­ность бого­слов­ство­вать вос­хо­дит к явле­нию Сына Божьего во плоти, в Кото­ром оби­тает «вся пол­нота Боже­ства телесно» (Кол. 2 : 9). Святые отцы име­нуют Бого­че­ло­века Иисуса Христа Бого­сло­вом. Напри­мер, св. Гри­го­рий Палама учит, что Бог не только вопло­тился ради нас, но и стал Бого­сло­вом. Поэтому бого­слов­ство­вать чело­век может только в силу Откро­ве­ния Самого Бога, рас­кры­ва­ю­щего Себя чело­веку в ответ на стрем­ле­ние познать Его бытие.

Поня­тие «бого­сло­вие» имеет два зна­че­ния.

Во-первых, под бого­сло­вием пони­ма­ется мисти­че­ский путь Бого­по­зна­ния, реаль­ность духов­ного опыта, в кото­ром хри­сти­а­нину рас­кры­ва­ется Бог. Такое пони­ма­ние бого­сло­вия отож­деств­ля­ется с «непо­сред­ствен­ным виде­нием лич­ного Бога, личным опытом пре­об­ра­же­ния твари нетвар­ной бла­го­да­тью» (Хри­стос Янна­рас).

Бого­сло­вие, при­шед­шее из духов­ного опыта «сооб­щает душе вели­чай­ший из даров, соеди­няя ее с Богом нераз­ру­ши­мым союзом» (св. Диадох Фоти­кий­ский). Оно – плод духов­ного подвига хри­сти­а­нина, ибо созер­цать Боже­ствен­ные тайны можно лишь «очи­щен­ным взгля­дом сердца» (св. Иоанн Кас­сиан). Для него нужна чистота души и про­све­ще­ние БЛА­ГО­ДАТИ Свя­того Духа. Хри­сти­ан­ские подвиж­ники созер­цают глу­бо­чай­шие Боже­ствен­ные тайны «по мере любви и хра­не­ния запо­ве­дей» (св. Симеон Новый Бого­слов), испол­не­ние кото­рых ведет к созер­ца­нию Бога, по слову св. Гри­го­рия Бого­слова, подобно сту­пе­ням. Такое бого­сло­вие может быть названо бла­го­дат­ным, поскольку в нем при­сут­ствует жела­ние всех жела­ний – бла­го­дать бого­сло­вия (св. Фалас­сий Ливий­ский).

Во-вторых, под бого­сло­вием пони­ма­ется систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние истин Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, после­до­ва­тель­ное рас­кры­тие истин хри­сти­ан­ского веро­уче­ния с помо­щью чело­ве­че­ского разума. В таком смысле бого­сло­вие может быть пред­став­лено как наука, рас­кры­ва­ю­щая содер­жа­ние хри­сти­ан­ских истин в систе­ма­ти­че­ском порядке.

Оба пони­ма­ния бого­сло­вия вза­и­мо­свя­заны. Причем, второе все­цело под­чи­нено пер­вому, поскольку систе­ма­ти­зи­ро­вать и осмыс­лять хри­сти­ан­скому бого­слову пред­стоит реалии Боже­ствен­ного бытия, откры­ва­ю­щи­еся только в живом духов­ном опыте. Второй вид бого­сло­вия также необ­хо­дим, поскольку пре­вра­щает хри­сти­ан­ские бого­от­кро­вен­ные истины в пре­крас­ное целост­ное здание, хра­ня­щее знания доступ­ные для усво­е­ния всего чело­ве­че­ства.

С IV в. в Церкви при­сут­ство­вал прин­цип бого­слов­ского раз­ли­че­ния между ИКО­НО­МИЕЙ (домо­стро­и­тель­ством) и соб­ственно бого­сло­вием («чистым бого­сло­вием»). При этом под бого­сло­вием пони­ма­лось учение о Три­еди­ном Боге в Самом Себе, а под ико­но­мией учение о внеш­них дей­ствиях Бога в твар­ном мире. В сферу чистого бого­сло­вия вхо­дило учение о СВЯТОЙ ТРОИЦЕ (ЕДИ­НО­СУ­ЩИИ, ИПО­СТА­СЯХ, ИПО­СТАС­НЫХ СВОЙ­СТВАХ), БОЖЕ­СТВЕН­НОЙ СУЩ­НО­СТИ и БОЖЕ­СТВЕН­НЫХ ЭНЕР­ГИЯХ. Вместе с тем эти же Пред­меты бого­сло­вия могли быть рас­смот­рены домо­стро­и­тельно, то есть в кон­тек­сте тво­ре­ния, исто­рии спа­се­ния и гря­ду­щих судеб твар­ного мира. Раз­де­ле­ние чистого бого­сло­вия и ико­но­мии было удер­жано в дог­ма­ти­че­ском бого­сло­вии. Изло­же­ние пра­во­слав­ной дог­ма­тики пред­по­ла­гает нали­чие учения о Боге в Самом Себе и учения о Боге в Его явле­нии сотво­рен­ному миру. Такой прин­цип лежит в основе дог­ма­ти­че­ских систем мит­ро­по­лита Мака­рия, епи­скопа Силь­ве­стра, архи­епи­скопа Фила­рета и других авто­ров.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки