1-я седмица Великого поста
Иные седмицы Великого поста
• 6-я седмица • Страстная
- Триодь Постная. Службы 1-й седмицы Великого Поста
- Особенности богослужения седмиц и Недель Великого поста Г. Шиманский
- Чтение на каждый день Великого поста Дементьев Д.В.
- Как проводить 1-ю седмицу Великого поста архим. Иоанн (Крестьянкин)
- 1-я седмица Великого поста прот. Григорий Дебольский
- Суббота 1-й седмицы Великого поста Юрий Рубан
- Сокровищница духовной мудрости. Седмица 1-я Великого поста
- Великий пост. Аудио
- Великий пост. Видео
Пост первой седмицы великой Четыредесятницы строже других по уставу. Типикон в понедельник, вторник и четверг 1-й седмицы предписывает максимально строгую степень поста — полное воздержание от пищи; в среду и пятницу, то есть в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров — однократное сухоядение после окончания литургии.
Несмотря на то, что весь пост является особым временем покаяния, в дни 1-й седмицы Церковь делает максимальный акцент на теме покаяния. Этот акцент присутствует в песнопениях Триоди; также благоприятным вспомогательным фактором, создающим соответствующую атмосферу и способствующим развитию покаянного чувства, является последовательность читаемых паремий из Книги Бытие. Как раз за первые пять дней поста прочитываются Быт. 1–3, в которых перед нами разворачиваются события праистории: мы с восхищением слышим рассказ о творении Богом мира и человека, удивляемся тому величию и блаженству, которое имел первозданный Адам, но в пятницу мы переживаем драму грехопадения и наказания прародителей. Кроме этого, в духовном измерении пост — начало года, и потому в начале года уместно исследовать себя и принести покаяние за весь прошлый год, за весь период от окончания прошлогоднего Великого поста до наступления нынешнего. Эту мысль выражает архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «На первой седмице говение особое. Это отчет пред Богом за весь прожитый год со строгой проверкой себя, своей жизни пред лицем Правосудия Божия».
Богослужение первых дней Великого поста также более строгое, покаянное, менее торжественное. Если на 1-й седмице случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храмовый или даже Сретение Господне, которое может случиться только в понедельник 1-й седмицы), то его богослужение никак не может быть совершено в тот же день, но обязательно переносится. При этом если праздник случится в понедельник, то служба его переносится на Неделю сыропустную, если же во вторник, среду, четверг или пяток, то — на субботу 1-й седмицы (см. Марковы главы 24 февраля, 9 марта, 30-ю и 31-ю храмовые главы). Данное правило указывает на более высокий статус 1-й седмицы сравнительно с другими седмицами Великого поста, где никакого переноса праздников не бывает (разве что служба четверга 5-й седмицы так же, как и службы 1-й седмицы, с праздниками не может быть соединена). Следовательно, строгость поста в эти дни максимальна, а само это предписание напоминает Страстную седмицу.
В понедельник, вторник и четверг утреннее богослужение состоит из утрени, часов, изобразительных и вечерни. Литургия не совершается.
В среду и пятницу утреннее богослужение состоит из утрени, часов, изобразительных и Литургии Преждеосвященных даров.
Вечером в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Великим постом канон прп. Андрея Критского прочитывается дважды. На первой седмице он разделяется на 4 части и прочитывается в первые четыре дня. Полно-стью он прочитывается на утрени четверга 5-й седмицы.
В пятницу после заамвонной молитвы (по окончании Литургии) совершается мо-лебный канон прп. Феодору Тирону и освящение колива (вареной пшеницы на меду или рис с изюмом). Связано это со следующим случаем. В 362 году импе-ратор Юлиан Отступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты, которые продавались на рынках, кровью идоложертвенных животных. Но святой великомученик Феодор Тирон явился в сонном виде-нии епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение императора и повелел ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Поэтому в пятницу на молеб-ном каноне освящается коливо, а в субботу первой седмицы Великого поста совершается благодарственное празднование великомученику Феодору Тирону.
Первая седмица и первая Неделя Великого Поста
Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни. В первые два дня Четыредесятницы для тех, кто может, совсем не поставляется трапеза[1].
С понедельника по четверг на великих повечериях читается Великий канон святого Андрея Критского. В каноне собраны и представлены многочисленные образы поста и покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и Нового Завета применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим, как по множеству мыслей и воспоминаний, заключенных в нем, так и по числу содержащихся в нем тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Повечерие первых четырех дней первой седмицы называется «Малым стоянием» в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5 седмице и великого стояния в Великий Пяток.
Эти повечерия также называются «мефимонами» (греч. – «с нами»), потому что на этих повечериях поется песнь «С нами Бог». Внешнее отличие Великого канона святого Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая также 2 песнь), и к каждому тропарю прилагается припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, восшедшей от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были присоединены тропари в честь его творца святого Андрея Критского.
В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или после часов священник в епитрахили читает в церкви своим прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», изложенные в Требнике.
В субботу первой седмицы Церковь творит память святого великомученика Феодора Тирона и воспоминает чудесную помощь, оказанную им константинопольским христианам в 362 году при императоре Юлиане Отступнике. Тогда христиане были сохранены великомучеником Феодором от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого Поста: святой явился архиепископу Евдоксию и повелел христианам употреблять коливо вместо оскверненной на торжище пищи. Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим.
Служба святому Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни, соединяющейся с Литургией Преждеосвященных Даров. В конце Литургии по заамвонной молитве поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен[2] состоит из чтения 142 псалма, пения «Бог Господь», тропарей, затем читается канон святому Феодору (Апостол и Евангелие не читаются)[3].
На утрене в субботу поется канон в честь святого Феодора, составленный Иоанном, митрополитом Евхаитским.
На Литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия: дню и святому, а прокимен поется один, 7 гласа: «Возвеселится праведник о Господе».
Если в понедельник первой седмицы случится Сретение Господне, храмовый праздник или Обретение главы Иоанна Крестителя, то служба им совершается в Прощеное воскресенье.
Если Обретение главы Иоанна Крестителя и храмовый праздник случится в период от вторника до пятницы первой седмицы, то служба Предтечи совершается или в Прощеное воскресенье или в субботу 1 седмицы поста, а храму – в субботу первой седмицы.
Первая Неделя Великого Поста называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия, установленному в Греции в первой половине IX века в память о торжестве Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Этот чин составлен в середине IX века святым Мефодием, Патриархом Константинопольским.
Из Греции чин Торжества Православия перешел в Русскую Церковь. Победа Православия в самой Греческой Церкви первоначально праздновалась в первую Неделю Великого Поста. Таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия имеет глубокие исторические корни. Церковь этим торжеством дарует высокое утешение проходящим подвиг поста, являя доказательство живого общения каждого из нас по вере и жизни со всей Церковью и полагает основание для молитвенного ходатайства за всех перед Богом. Торжество Православия утверждает и укрепляет верующих в правой вере, непрерывно и неизменно сохраняющейся от времен апостольских и имеющей сохраниться в чистоте до скончания мира по обетованию Господа (Мф.16:18).
Чин Православия[4], который состоит, в основном, из молебного пения, совершается в Патриаршем соборе и в кафедральных соборах после прочтения часов перед Литургией или после Литургии, на середине храма – перед иконами Спасителя и Божией Матери.
После обычного начала читается псалом 74, произносится мирная ектения. После «Бог Господь» и пения тропарей «Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи» читаются Апостол (Рим., зачало 121) и Евангелие (Мф., зачало 75), произносится сугубая ектения и читается молитва об укреплении верных в правой вере. По прочтении Символа веры протодиакон возглашает: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди». Затем протодиакон возглашает 12 анафематствований (отрицающим бытие Божие, равночестность Сына Божия и Святого Духа Богу Отцу, не приемлющим благодати искупления и др.). После каждого возглашения протодиакона трижды провозглашается «Анафема» (т.е. «Да будет отлучен» от Церкви). Затем поется «Вечная память» всем подвизавшимся в Православии и возглашается многолетие. Торжество заканчивается пением «Тебе Бога хвалим» и целованием икон[5].
Из кн. «Литургика».
Примечания
[1] См. подробнее об этом: Типикон, гл. 33.
[2] Чин молебна находится в Типиконе и в Постной Триоди в исследовании пятка 1 седмицы, а также в «Богослужебных указаниях на 1951 г». Молитва на благословение колива находится в Служебнике и в Чине благословения колива в праздники.
[3] В настоящее время во многих приходах центральных и Юго-Западных областей в пятницу (в Москве – по воскресениям) совершается трогательный церковно-богослужебный обряд, называемый пассией (страданием). Этот обряд был введен при Киевском митрополите Петре Могиле (XVII в.). Служится он на повечерии (в пятницу) или на вечерне (в воскресение) в 1, 2, 3 и 4 седмицы или Недели Великого Поста, и состоит из чтения Евангелия и пения некоторых песнопений Страстной седмицы («Тебе одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа»), касающихся воспоминания страстей (страданий) Христовых, откуда произошло и само название обряда. О пассиях наш церковный Типикон ничего не говорит. Устав и обряд пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 г. при архимандрите Киево-Печерском Иоасафе Кроновском, где в конце описания чина было сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкве святыя православныя подаются».
[4] «Чин молебна в Неделю Православия», как он совершается в настоящее время, напечатан в «Богослужебных указаниях» на 1949 год.
[5] На воскресном богослужении от Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых евангельская стихира утрени поется (или читается) пред первым часом (пред нею поется или читается «Слава, и ныне»).