Дни памяти:

5 мая  (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

5 ноября

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 20 сен­тяб­ря 1892 го­да в го­ро­де Са­ра­то­ве. Его отец Ам­бар­цум Его­ро­вич Ам­бар­цу­мов вме­сте с Фе­до­ром Ан­дре­еви­чем Pay был од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков обу­че­ния и вос­пи­та­ния глу­хо­не­мых в Рос­сии. Ов­до­вев, с тре­мя ма­лень­ки­ми детьми он при­е­хал в немец­кую ко­ло­нию Са­реп­ту под Ца­ри­цы­ном в по­ис­ках вос­пи­та­тель­ни­цы для оси­ро­тев­ших мла­ден­цев. В мест­ной кир­хе ему по­ре­ко­мен­до­ва­ли доб­ро­по­ря­доч­ную де­ви­цу из лю­те­ран­ской се­мьи Ка­ро­ли­ну Кноблох.
Взяв на се­бя за­бо­ты о де­тях Ам­бар­цу­ма Его­ро­ви­ча, Ка­ро­ли­на Ан­дре­ев­на со вре­ме­нем по­лю­би­лась от­цу вос­пи­ты­ва­е­мых ею си­рот и вы­шла за него за­муж. Во вто­ром бра­ке у Ам­бар­цу­ма Его­ро­ви­ча ро­ди­лось еще трое де­тей, млад­шим из ко­то­рых был Вла­ди­мир. Де­тей вос­пи­ты­ва­ли в лю­те­ран­ской ве­ре.
В Са­ра­то­ве, по се­мей­но­му пре­да­нию, Ам­бар­цум Его­ро­вич со­дер­жал част­ную шко­лу для глу­хо­не­мых. Бу­дучи че­ло­ве­ком ми­ло­сти­вым, нес­тя­жа­тель­ным (де­тей бед­ных лю­дей он учил без­воз­мезд­но) и непрак­тич­ным, он не смог по­ста­вить бы­тие сво­ей шко­лы на проч­ную ма­те­ри­аль­ную ос­но­ву и ра­зо­рил­ся. Из Са­ра­то­ва се­мья Ам­бар­цу­мо­вых в кон­це 1890-х го­дов пе­ре­еха­ла в Моск­ву и по­се­ли­лась на Ша­бо­лов­ке. Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мо­вич по­сту­пил учить­ся в Мос­ков­ское Пет­ро­пав­лов­ское учи­ли­ще при Пет­ро­пав­лов­ской лю­те­ран­ской церк­ви, на­хо­див­ше­е­ся в Пет­ро­ве­риг­ском пе­ре­ул­ке. По­сле окон­ча­ния учи­ли­ща для про­дол­же­ния об­ра­зо­ва­ния он пе­ре­ехал в Бер­лин, где жи­ли в то вре­мя бра­тья его ма­те­ри Ка­ро­ли­ны Ан­дре­ев­ны.
В 1913-1914 го­дах, учась в Бер­лин­ском по­ли­тех­ни­ку­ме, Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мо­вич да­вал част­ные уро­ки. То­гда же он впер­вые по­зна­ко­мил­ся с хри­сти­ан­ским мо­ло­деж­ным дви­же­ни­ем.
Од­на­жды утром в июле 1914 го­да Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мо­вич проснул­ся и по­чув­ство­вал с ис­клю­чи­тель­ной остро­той, что ему на­до воз­вра­щать­ся в Рос­сию. За­вер­шив в те­че­ние дня все неот­лож­ные де­ла, он вы­ехал из Бер­ли­на на од­ном из по­след­них по­ез­дов, ухо­дя­щих в Рос­сию пе­ред на­ча­лом Пер­вой ми­ро­вой вой­ны.
По воз­вра­ще­нии в Рос­сию Вла­ди­мир по­сту­пил на физи­ко-ма­те­ма­ти­че­ский фа­куль­тет Мос­ков­ско­го Им­пе­ра­тор­ско­го уни­вер­си­те­та. В го­ды обу­че­ния в уни­вер­си­те­те он стал чле­ном Хри­сти­ан­ско­го сту­ден­че­ско­го круж­ка и пе­ре­шел в бап­тизм. Це­лью хри­сти­ан­ско­го сту­ден­че­ско­го дви­же­ния бы­ла про­по­ведь сло­ва Бо­жия сре­ди мо­ло­де­жи, а ос­нов­ной фор­мой де­я­тель­но­сти – изу­че­ние Еван­ге­лия в неболь­ших круж­ках. В Рос­сии в хри­сти­ан­ском сту­ден­че­ском дви­же­нии при­ни­ма­ла ши­ро­кое уча­стие и пра­во­слав­ная ин­тел­ли­ген­ция.
В Хри­сти­ан­ском сту­ден­че­ском круж­ке Вла­ди­мир по­зна­ко­мил­ся с Ва­лен­ти­ной Алек­се­е­вой, с ко­то­рой его свя­зы­ва­ли об­щие ду­хов­ные устрем­ле­ния, и в 1916 го­ду же­нил­ся на ней.
По­сле окон­ча­ния уни­вер­си­те­та Вла­ди­мир, бу­дучи та­лант­ли­вым физи­ком, оста­вил на­уч­ную де­я­тель­ность, устро­ил­ся пре­по­да­ва­те­лем и ре­шил пол­но­стью по­свя­тить свою жизнь про­по­ве­ди Еван­ге­лия. Смыс­лом жиз­ни мо­ло­дой че­ты ста­ло раз­ви­тие де­я­тель­но­сти мо­ло­деж­но­го хри­сти­ан­ско­го круж­ка. Та­кое ду­шев­ное устро­е­ние, при ко­то­ром ре­ли­ги­оз­ные ин­те­ре­сы ста­ви­лись вы­ше всех дру­гих, Вла­ди­мир уна­сле­до­вал от сво­их пред­ков, сре­ди ко­то­рых бы­ли мис­си­о­не­ры и ре­ли­ги­оз­ные де­я­те­ли. Ис­ка­ние «еди­но­го на по­тре­бу» влек­ло его серд­це к пра­во­сла­вию.
В го­ды Граж­дан­ской вой­ны из-за го­ло­да в Москве Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мо­вич с се­мьей и близ­ки­ми дру­зья­ми пе­ре­ехал в Са­ма­ру и устро­ил­ся на ра­бо­ту в му­зей. Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мо­вич ор­га­ни­зо­вал в Са­ма­ре око­ло де­ся­ти хри­сти­ан­ских круж­ков, в каж­дый из ко­то­рых вхо­ди­ло от де­ся­ти до пят­на­дца­ти че­ло­век. Со­бра­ния круж­ков вна­ча­ле устра­и­ва­лись на част­ных квар­ти­рах, а за­тем был при­об­ре­тен дом пя­ти­сте­нок, в од­ной по­ло­вине ко­то­ро­го по­се­ли­лась се­мья Вла­ди­ми­ра Ам­бар­цу­мо­ви­ча, а в дру­гой про­во­ди­лись за­ня­тия и со­бра­ния круж­ков. За ак­тив­ную де­я­тель­ность по ор­га­ни­за­ции мо­ло­деж­но­го хри­сти­ан­ско­го дви­же­ния Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мо­вич впер­вые был аре­сто­ван в 1920 го­ду и при­ве­зен в Моск­ву. Через пять недель он был осво­бож­ден из за­клю­че­ния с под­пис­кой о невы­ез­де из сто­ли­цы.
Ва­лен­ти­на Ге­ор­ги­ев­на с сы­ном Ев­ге­ни­ем воз­вра­ти­лась из Са­ма­ры в Моск­ву. Вла­ди­мир, вос­ста­но­вив связь с мос­ков­ским сту­ден­че­ством, ор­га­ни­зо­вал но­вый хри­сти­ан­ский кру­жок. В Кре­чет­ни­ков­ском пе­ре­ул­ке был най­ден бро­шен­ный дом и си­ла­ми сту­ден­тов при­ве­ден в по­ря­док. В этом до­ме по­се­ли­лась се­мья Вла­ди­ми­ра Ам­бар­цу­мо­ви­ча и наи­бо­лее ак­тив­ные чле­ны круж­ка, здесь про­во­ди­лись за­ня­тия с мо­ло­де­жью по изу­че­нию Еван­ге­лия.
В на­ча­ле 1920-х го­дов хри­сти­ан­ское сту­ден­че­ское дви­же­ние по­лу­чи­ло раз­ви­тие во мно­гих го­ро­дах Рос­сии. Объ­еди­ня­ю­щим цен­тром дви­же­ния стал Цен­траль­ный ко­ми­тет Хри­сти­ан­ских сту­ден­че­ских круж­ков, пред­се­да­те­лем ко­то­ро­го был из­бран Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мов. Цен­траль­ный ко­ми­тет вел ор­га­ни­за­ци­он­ную ра­бо­ту, устра­и­вал съез­ды пред­ста­ви­те­лей круж­ков.
24 мая 1923 го­да у Вла­ди­ми­ра Ам­бар­цу­мо­ва умер­ла от пи­ще­во­го отрав­ле­ния же­на, оста­вив ему пя­ти­лет­не­го сы­на Ев­ге­ния и го­до­ва­лую дочь Ли­дию. Про­ща­ясь с му­жем, она ска­за­ла: «Я уми­раю, но ты не очень скор­би обо мне. Я толь­ко про­шу те­бя: будь для де­тей не толь­ко от­цом, но и ма­те­рью... Вре­ме­на бу­дут труд­ные. Мно­го скор­би бу­дет. Го­не­ния бу­дут. Но Бог даст сил вам, и все вы­дер­жи­те...»
За­бо­ту о де­тях взя­ла на се­бя Ма­рия Алек­се­ев­на Жуч­ко­ва (бу­дучи пра­во­слав­ной, она при кре­ще­нии Ев­ге­ния и Ли­дии в 1925 го­ду ста­ла их крест­ной ма­те­рью). По­сле смер­ти же­ны Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мо­вич це­ли­ком по­свя­тил се­бя ра­бо­те в круж­ке и жил в ос­нов­ном на его сред­ства (вре­мя от вре­ме­ни он на­хо­дил ра­бо­ту, не тре­бо­вав­шую от него боль­шой от­да­чи: в 1922-1923 го­дах он со­сто­ял на служ­бе в Рент­ге­нов­ском ин­сти­ту­те, а в 1923-1924 го­дах – в Со­ю­зе ком­му­наль­ни­ков).
До 1924 го­да хри­сти­ан­ские сту­ден­че­ские круж­ки поль­зо­ва­лись все­ми пра­ва­ми ле­галь­ных об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, про­во­ди­ли пуб­лич­ные лек­ции на ре­ли­ги­оз­ные те­мы, в том чис­ле и в По­ли­тех­ни­че­ском му­зее. В 1924 го­ду де­я­тель­ность хри­сти­ан­ско­го сту­ден­че­ско­го дви­же­ния со­вет­ской вла­стью бы­ла за­пре­ще­на, и мно­гие ру­ко­во­ди­те­ли дви­же­ния бы­ли го­то­вы под­чи­нить­ся за­пре­ще­нию. Но Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мо­вич рас­су­дил ина­че. Он счи­тал, что в та­кое слож­ное и бур­ное вре­мя, ка­ки­ми бы­ли по­сле­ре­во­лю­ци­он­ные го­ды, хри­сти­ан­ское про­све­ще­ние в Рос­сии необ­хо­ди­мо, и при­нял ре­ше­ние про­дол­жать де­я­тель­ность неле­галь­но. За­ня­тия круж­ков про­во­ди­лись на част­ных квар­ти­рах, и да­же ор­га­ни­зо­вы­ва­лись съез­ды пред­ста­ви­те­лей круж­ков.
В этот пе­ри­од жиз­ни Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мо­вич чу­дом из­бе­жал аре­ста. Од­на­жды но­чью в дом Ни­ко­лая Ев­гра­фо­ви­ча Пе­сто­ва, где на­хо­дил­ся Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мов, с ор­де­ром на обыск и арест при­шли со­труд­ни­ки ОГПУ. Че­кист, про­во­див­ший обыск, не зная, что Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мо­вич яв­ля­ет­ся пред­се­да­те­лем дви­же­ния, про­дер­жал его всю ночь и на­ут­ро от­пу­стил, аре­сто­вав Ни­ко­лая Ев­гра­фо­ви­ча.
По­сле это­го слу­чая Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мо­вич из­ме­нил свою на­руж­ность (сбрил бо­ро­ду и по­стриг во­ло­сы), уво­лил­ся с граж­дан­ской служ­бы и не имел по­сто­ян­но­го ме­ста жи­тель­ства, но, несмот­ря на опас­ность по­ло­же­ния, про­дол­жал ра­бо­ту в круж­ке.
В се­ре­дине 1920-х го­дов круг об­ще­ния Вла­ди­ми­ра Ам­бар­цу­мо­ви­ча об­но­вил­ся, сре­ди его зна­ко­мых по­яви­лось мно­го пра­во­слав­ных лю­дей; то­гда же он по­зна­ко­мил­ся с про­то­и­е­ре­ем Ва­лен­ти­ном Свен­циц­ким, ока­зав­шим боль­шое вли­я­ние на его ду­хов­ную жизнь. 5 де­каб­ря 1925 го­да в Ни­коль­ской церк­ви на Ильин­ке отец Ва­лен­тин кре­стил де­тей Вла­ди­ми­ра Ам­бар­цу­мо­ви­ча – Ев­ге­ния и Ли­дию.
Глу­бо­кая внут­рен­няя со­сре­до­то­чен­ность на пред­ме­тах ве­ры, ис­ка­ние прав­ды Бо­жи­ей и ис­тин­но­го ее ис­по­ве­да­ния при­ве­ли Вла­ди­ми­ра Ам­бар­цу­мо­ви­ча в на­ча­ле 1926 го­да, в воз­расте трид­ца­ти трех лет, к ре­ши­тель­но­му пе­ре­хо­ду в пра­во­сла­вие.
Став при­хо­жа­ни­ном Ни­коль­ско­го хра­ма на Ильин­ке, он на­чал при­слу­жи­вать и чи­тать в церк­ви, при­нял уча­стие в ор­га­ни­за­ции и осу­ществ­ле­нии боль­шо­го па­лом­ни­че­ства в Ди­ве­е­во и Са­ров. По се­мей­но­му пре­да­нию, бла­жен­ная Ма­рия Ива­нов­на Ди­ве­ев­ская ска­за­ла ему, что он при­мет свя­щен­ство.
В кон­це 1927 го­да Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мо­вич, по ре­ко­мен­да­ции про­то­и­е­рея Ва­лен­ти­на Свен­циц­ко­го, был на­прав­лен в го­род Гла­зов к еди­но­мыс­лен­но­му с от­цом Ва­лен­ти­ном епи­ско­пу Ижев­ско­му и Вот­кин­ско­му Вик­то­ру (Ост­ро­ви­до­ву).
4 де­каб­ря в ка­фед­раль­ном Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре он был ру­ко­по­ло­жен епи­ско­пом Вик­то­ром во диа­ко­на, а 11 де­каб­ря – во иерея и опре­де­лен на слу­же­ние к Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви го­ро­да Гла­зо­ва. 25 де­каб­ря 1927 го­да отец Вла­ди­мир был пе­ре­ме­щен на служ­бу в Мос­ков­скую епар­хию и на­зна­чен на­сто­я­те­лем мос­ков­ско­го Кня­зе-Вла­ди­мир­ско­го хра­ма в Ста­ро­сад­ском пе­ре­ул­ке.
Отец Вла­ди­мир имел по­пе­че­ние пре­иму­ще­ствен­но о мо­ло­де­жи и под­рост­ках. Со свой­ствен­ной ему рев­но­стью он за­бо­тил­ся о бла­го­ле­пии хра­ма, уде­лял мно­го вни­ма­ния цер­ков­но­му хо­ру.
В 1928 го­ду отец Вла­ди­мир пе­ре­шел под ду­хов­ное ру­ко­вод­ство ар­хи­манд­ри­та Ге­ор­гия (Лав­ро­ва). Де­кла­ра­ция от 29 июля 1927 го­да мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) вы­зва­ла рез­кий про­тест у от­ца Ва­лен­ти­на Свен­циц­ко­го; по­сле ее вы­хо­да он по­чти до са­мой сво­ей кон­чи­ны не при­зна­вал ду­хов­ной вла­сти мит­ро­по­ли­та Сер­гия. Отец Ге­ор­гий, на­про­тив, убеж­дал сво­их ду­хов­ных чад не вно­сить но­вых раз­де­ле­ний в Цер­ковь, и без то­го бед­ству­ю­щую, и остал­ся на сто­роне За­ме­сти­те­ля Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля. В мае 1928 го­да отец Ге­ор­гий был аре­сто­ван и по­сле вы­не­се­ния при­го­во­ра вы­слан в Ка­зах­стан, в по­се­лок Ка­ра-Тю­бе.
Ле­том 1928 го­да отец Вла­ди­мир по прось­бе свя­щен­ни­ка Ва­си­лия На­деж­ди­на, с ко­то­рым его свя­зы­ва­ли под­лин­но брат­ские от­но­ше­ния, вре­мен­но слу­жил в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая у Со­ло­мен­ной Сто­рож­ки.
В 1929 го­ду Кня­зе-Вла­ди­мир­ский храм был за­крыт. Остав­шись без ме­ста, отец Вла­ди­мир с сы­ном Ев­ге­ни­ем пы­тал­ся про­ехать к от­цу Ге­ор­гию в Ка­ра-Тю­бе, но из-за го­ло­да и бо­лез­ни сы­на вы­нуж­ден был с до­ро­ги вер­нуть­ся в Моск­ву. В ок­тяб­ре от­ца Ва­си­лия На­деж­ди­на аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к за­клю­че­нию в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. В ла­ге­ре он за­бо­лел и 19 фев­ра­ля 1930 го­да скон­чал­ся в Ке­ми. Пе­ред кон­чи­ной он на­пи­сал пись­мо сво­им ду­хов­ным де­тям и от­цу Вла­ди­ми­ру, про­ся его воз­гла­вить оси­ро­тев­ший при­ход. Отец Вла­ди­мир от­клик­нул­ся на пред­смерт­ную прось­бу сво­е­го дру­га и пе­ре­шел слу­жить в Ни­коль­ский при­ход.
В храм хо­ди­ло мно­го мо­ло­де­жи, но пре­иму­ще­ствен­но при­хо­жа­на­ми его яв­ля­лись жи­те­ли по­сел­ка при Пет­ров­ско-Ра­з­умов­ской ака­де­мии, жизнь ко­то­рых бы­ла на­пол­не­на слу­же­ни­ем на­у­ке и прак­ти­че­ско­му сель­ско­му хо­зяй­ству Рос­сии.
Отец Вла­ди­мир су­мел со­хра­нить и укре­пить при­ход, со­здан­ный от­цом Ва­си­ли­ем. Слу­жа в Ни­коль­ском хра­ме, он мно­го про­по­ве­до­вал. При­хо­жа­нам за­пом­ни­лись его про­по­ве­ди на те­мы Апо­столь­ских По­сла­ний и Еван­ге­лия; они бы­ли со­дер­жа­тель­ны­ми и по­учи­тель­ны­ми, но бо­лее ра­цио­наль­ны­ми, чем про­по­ве­ди от­ца Ва­си­лия.
Вес­ной 1931 го­да бла­го­чин­ный пред­ло­жил ду­хо­вен­ству сле­до­вать фор­му­ле по­ми­но­ве­ния вла­стей, вве­ден­ной Вре­мен­ным Пат­ри­ар­шим Свя­щен­ным Си­но­дом при За­ме­сти­те­ле Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­те Сер­гии (Стра­го­род­ском), и опре­де­лить свое от­но­ше­ние к июль­ской Де­кла­ра­ции 1927 го­да. В слу­чае несо­гла­сия пред­ла­га­лось уво­лить­ся на по­кой, чтобы не по­пасть под за­пре­ще­ние в свя­щен­но­слу­же­нии. Отец Вла­ди­мир при­нял ре­ше­ние вый­ти за штат. В сен­тяб­ре 1931 го­да он по­сту­пил на граж­дан­скую служ­бу в На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский ин­сти­тут пти­це­вод­ства за­ве­ду­ю­щим груп­пой из­ме­ри­тель­ных про­цес­сов.
5 ап­ре­ля 1932 го­да отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван ор­га­на­ми ОГПУ как «ак­тив­ный участ­ник Все­со­юз­ной контр­ре­во­лю­ци­он­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции “Ис­тин­но Пра­во­слав­ная Цер­ковь”». Бу­дучи до­про­шен­ным сле­до­ва­те­лем, он ска­зал: «Как ве­ру­ю­щий че­ло­век я, есте­ствен­но, не мо­гу раз­де­лять по­ли­ти­ки со­вет­ской вла­сти по ре­ли­ги­оз­но­му во­про­су. В Ин­сти­тут пти­це­вод­ства я по­сту­пил 8 сен­тяб­ря 1931 го­да, дал несколь­ко изоб­ре­те­ний – при­бо­ров по пти­це­вод­ству. О том, что я ли­шен из­би­ра­тель­ных прав и был свя­щен­ни­ком, в ин­сти­ту­те не зна­ли. Фа­ми­лии сво­их зна­ко­мых пред­по­чи­таю не на­зы­вать, дабы не на­влечь на них непри­ят­но­стей... Ве­дя ор­га­ни­зо­ван­ную ра­бо­ту сре­ди мо­ло­де­жи, я ста­вил пе­ред со­бой за­да­чу удо­вле­тво­ре­ния их лич­ных за­про­сов, в ду­хе хри­сти­ан­ско­го по­ни­ма­ния жиз­ни... По­вто­ряю, что на­звать пер­со­наль­но этих лю­дей я от­ка­зы­ва­юсь по мо­раль­ным и ре­ли­ги­оз­ным при­чи­нам...»
Осо­бым Со­ве­ща­ни­ем при Кол­ле­гии ОГПУ СССР 7 июля 1932 го­да он был при­го­во­рен к ссыл­ке в Се­вер­ный край сро­ком на три го­да, но за­тем вы­шло по­ста­нов­ле­ние при­го­вор счи­тать услов­ным и об­ви­ня­е­мо­го «из-под стра­жи осво­бо­дить». Об осво­бож­де­нии от­ца Вла­ди­ми­ра хо­да­тай­ство­ва­ло ру­ко­вод­ство Ака­де­мии на­ук, где он в то вре­мя ра­бо­тал.
В 1933 го­ду по­все­мест­но про­во­ди­лась пас­пор­ти­за­ция, и от­цу Вла­ди­ми­ру для по­лу­че­ния пас­пор­та при­шлось уехать на год в го­род Рос­сошь и там жить и ра­бо­тать. В 1934 го­ду он воз­вра­тил­ся в Моск­ву и устро­ил­ся на ра­бо­ту в Ин­сти­тут кли­ма­то­ло­гии в по­сел­ке Ку­чи­но. В Ку­чине отец Вла­ди­мир снял две ком­на­ты и пе­ре­ехал ту­да вме­сте с детьми и Ма­ри­ей Алек­се­ев­ной; в 1935 го­ду пред­ста­ви­лась воз­мож­ность пе­ре­ехать в Ни­коль­ское – бли­же к Москве. Жи­вя в Ни­коль­ском, се­мья от­ца Вла­ди­ми­ра по­се­ща­ла храм в честь По­ча­ев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри у стан­ции Сал­ты­ков­ка; в этом хра­ме отец Вла­ди­мир обыч­но мо­лил­ся в ал­та­ре. В 1930-е го­ды он про­дол­жал ру­ко­во­дить сво­и­ми ду­хов­ны­ми детьми, со­вер­шая бо­го­слу­же­ния в до­мах наи­бо­лее близ­ких из них.
По­сле пе­ре­хо­да на граж­дан­скую служ­бу отец Вла­ди­мир вы­пол­нял мно­го до­го­вор­ных ра­бот, ко­то­рые вы­со­ко опла­чи­ва­лись. Зна­чи­тель­ную часть за­ра­бо­тан­ных средств он от­да­вал се­мьям со­слан­ных или умер­ших в за­клю­че­нии свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Ду­хов­ные ча­да от­ца Вла­ди­ми­ра, имев­шие до­ста­ток, по по­слу­ша­нию ду­хов­но­му от­цу так­же по­мо­га­ли се­мьям ссыль­ных, при­чем отец Вла­ди­мир стро­го сле­дил за тем, чтобы эта по­мощь ока­зы­ва­лась своевре­мен­но и со­от­вет­ство­ва­ла ого­во­рен­ным сум­мам.
Се­мья же са­мо­го от­ца Вла­ди­ми­ра име­ла толь­ко необ­хо­ди­мое, ни в пи­ще, ни в одеж­де не до­пус­ка­лось ни­ка­ко­го из­ли­ше­ства. Од­на­жды до­че­ри Ли­дии по­да­ри­ли спор­тив­ные та­поч­ки, и они ей очень нра­ви­лись.
– У те­бя есть туфли, а у дру­гих ни­че­го нет, – ска­зал отец Вла­ди­мир до­че­ри, и по­да­рен­ные ей та­поч­ки пе­ре­дал нуж­да­ю­щим­ся.
В ав­гу­сте 1937 го­да на­ча­лись мас­со­вые аре­сты. В ночь с 8 на 9 сен­тяб­ря со­труд­ни­ки НКВД яви­лись в дом, где жил отец Вла­ди­мир со сво­ей се­мьей, и предъ­яви­ли ор­дер на обыск и арест. В ке­ро­си­но­вой лам­пе, сто­яв­шей на шка­фу, был спря­тан ан­ти­минс, ко­то­рый с осо­бен­ным тща­ни­ем ис­ка­ли сле­до­ва­те­ли. Они раз­во­ра­чи­ва­ли и вни­ма­тель­но рас­смат­ри­ва­ли каж­дую шел­ко­вую тря­поч­ку, но ан­ти­мин­са не об­на­ру­жи­ли, ибо «яко оду­шев­лен­но­му Бо­жию Ки­во­ту, да ни­ка­ко­же кос­нет­ся ру­ка сквер­ных». Про­из­во­див­шие обыск со­труд­ни­ки НКВД кла­ли на стол бу­ма­ги, пись­ма, кни­ги, мо­лит­во­сло­вы, по­ло­жи­ли и ме­да­льон с мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Ма­рия Алек­се­ев­на гла­за­ми по­ка­за­ла Жене на ме­да­льон, и он осто­рож­но взял его со сто­ла и по­ло­жил се­бе в баш­мак. Ко­гда уво­ди­ли от­ца Вла­ди­ми­ра, ре­ши­ли, что луч­ше ему пе­ре­обуть­ся в бо­тин­ки сы­на, быв­шие ме­нее из­но­шен­ны­ми. Же­ня су­мел снять бо­тин­ки так, что ме­да­льон с мо­ща­ми остал­ся при нем, – та­ким об­ра­зом свя­ты­ня со­хра­ни­лась в се­мье.
Отец Вла­ди­мир был за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы у се­бя на квар­ти­ре про­во­ди­ли тай­ные бо­го­слу­же­ния. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су, – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
– Тай­ных бо­го­слу­же­ний у се­бя на квар­ти­ре я не про­во­дил. На­чи­ная с 1931 го­да я как свя­щен­ник не слу­жу, и с тех пор бо­го­слу­же­ни­я­ми не за­ни­ма­юсь во­об­ще, хо­тя са­на с се­бя не сни­мал – не от­ка­зы­вал­ся...
– Вы ука­за­ли, что со­вет­ская власть ре­ли­ги­оз­ных лю­дей не по­ни­ма­ла и не по­ни­ма­ет, та­ким об­ра­зом, на этой поч­ве вы вы­ска­за­ли яв­ную враж­деб­ность к со­вет­ской вла­сти. Объ­яс­ни­те это по­ло­же­ние.
– Я враж­деб­но к со­вет­ской вла­сти не на­стро­ен, и мой от­вет так рас­смат­ри­вать нель­зя...
– Вы вче­ра от­ка­за­лись дать по­ка­за­ния в от­но­ше­нии лиц, вхо­див­ших в ор­га­ни­за­цию в 1920 го­ду, из­вест­ных вам сей­час как по ме­сту жи­тель­ства, так и по ме­сту ра­бо­ты. След­ствие на­ста­и­ва­ет, чтобы вы пе­ре­чис­ли­ли их.
– Так как я не усмат­ри­ваю в де­я­тель­но­сти этой ор­га­ни­за­ции ни­че­го контр­ре­во­лю­ци­он­но­го, то я окон­ча­тель­но от­ка­зы­ва­юсь на­зы­вать фа­ми­лии ее чле­нов.
– 20 сен­тяб­ря се­го го­да вы точ­но так же от­ка­за­лись на­звать круг ва­ших де­ло­вых и бы­то­вых свя­зей, то есть лю­дей, с ко­и­ми вы име­е­те связь и об­ще­ние в на­сто­я­щее вре­мя. След­ствие тре­бу­ет пе­ре­чис­лить их.
– Лич­ных зна­комств у ме­ня нет, кро­ме от­но­ше­ний по служ­бе и по до­го­вор­ным ра­бо­там...
– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии?
– Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии не при­знаю...
3 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Вла­ди­ми­ра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мов был рас­стре­лян 5 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Со­ста­ви­тель свя­щен­ник Мак­сим Мак­си­мов

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Сен­тябрь-Ок­тябрь». Тверь, 2003 год, стр. 202-216.

Биб­лио­гра­фия

ГАРФ. Ф. 10035, д. 63970.
ЦА ФСБ РФ. Д. Р539811. Т. 1, 2, 3.
Ам­бар­цу­мов Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мо­вич, свя­щен­ник. // За Хри­ста по­стра­дав­шие: Го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, 1917-1956. М., 1997.
Ка­ле­да-Ам­бар­цу­мо­ва Л. Со­ло­мен­ная Сто­рож­ка: О хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и его по­след­них на­сто­я­те­лях. Мос­ков­ский жур­нал. 1992, № 10.
[Прот. Глеб Ка­ле­да]. Он всю жизнь ис­кал Бо­га. Лам­па­да. 1997, № 27.
Крат­кое жиз­не­опи­са­ние от­ца Вла­ди­ми­ра Ам­бар­цу­мо­ва (1892-1937). Вест­ник РХД. 1990, № 160 (III).

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Богослужения

Служба священномученику Владимиру, пресвитеру Московскому

На вечерни

На Господи, воззвах: стихиры, глас 2 на 8.

Подобен: Егда от Древа:

Егда ревности Божественныя сердце твое исполни Господь, / отче Владимире, / тогда всем житием твоим проповеди Евангельской послужити потщался еси, / и ничтоже возможе тя от сего отвратити, / ни скорби, ни гонения, // богоблаженне.

Егда светом веры истинныя озари тя Господь, / отче Владимире, / тогда вся житейская уметы вменив, / священства образ непорочный явился еси, / и в тесноте и гладе правило добродетелей был еси чадом твоим, // богомудре.

Егда любовь совершенную в души твоей уведе Господь, / отче Владимире, / тогда к подвигу мученическому призва тя, / ибо и смерть не возможе разлучити тя от любве Божия, / нас же ради Распятому последовал еси, // темже ныне прославляем тя, богоизбранне.

Слава, глас 4:

Приидите, чада Божия, / приидите, святых внуцы / в явление новаго священномученика. / Что обрящем в завете его; / что наследим от имения его; / не мягки ризы, но броню правды и меч глагола Божия, / и щит веры православныя. / Сия вся оружия и нам подаждь, / молим тя, отче Владимире, / с тобою снаследницы Христу явитися, // подающему тобою нам велию милость.

И ныне, Богородичен, глас тойже:

Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид / песненно о Тебе провозгласи / величия Тебе Сотворшему, / предста Царица одесную Тебе, / Тя бо Матерь, Ходатаицу Живота показа, / без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог, / да свой паки обновит образ, истлевший страстьми, / и заблуждшее горохищное обрет овча, / на рамо восприим, ко Отцу принесет / и Своему хотению / с Небесными совокупит Силами, / и спасет, Богородице, мир // Христос, имеяй велию и богатую милость.

Вход. Прокимен дне. И чтения 3 священномученику.

На литии стихиры, глас 4:

О, великий страстотерпче, священномучениче Владимире, / с любовию припадающе к тебе, / прославляем твоя подвиги и молимся: / моли непрестанно Господа, // во еже спастися душам нашим.

Просветися житие твое добродетельными светлостьми, / верныя просветил еси / и тьму нечестия разгнав, / истинное явился еси светозарное солнце, / священномучениче Владимире, / и ныне вселился еси, идеже сияет Свет невечерний, / и сын дне благодатию Духа Святаго быв, / темже светоносное твое прославление совершающе, // любовию тя почитаем.

Слава, глас 6:

Помяни, Господи, иже о Тебе пострадавшего, / новаго страстотерпца Владимира, / от рода нашего прозябшаго / и муки многоразличныя претерпевшаго, // и приими его моления о спасении нашем.

И ныне, глас тойже:

О, Благодатная и Пречистая Дево Марие, / Ходатаице и Заступнице всех верных, / предстательством светильника Московскаго / священномученика Владимира // сохрани и защити землю Русскую.

На стиховне стихиры, глас 5.

Подобен: Радуйся, Живоносный Кресте:

Радуйся, священномучениче Владимире, / крестителю Руси тезоименне, / радуйся, красный благовестниче, / имже мнози услышаша глаголы вечныя / и надежду улучиша спасения, / радуйся, апостоле житием и смертию, / доныне вере научаяй нас, // моли спастися душам нашим.

Радуйся, священномучениче Владимире, / верою патриархом древним подобне, / радуйся, пророче неведущим Бога, / радуйся, тросте, Духом колеблема Святым, / ты во в безвожней пустыни всякий возраст ко Христу приводил еси, / и яко друг Женихов, сам Тому страданьми последовал еси, // моли спастися душам нашим.

Радуйся, священномучениче Владимире, / образ нам являя Христов, / радуйся, любве Божественныя кимвале доброгласный, / еяже ради крещения Христова сподобился еси, / и чашу Того испити приял еси / и верныя из нея приобщати, / радуйся, трапезы Небесныя общниче / и соседателю праведных Престолу Христову, // моли спастися душам нашим.

Слава, глас 8:

В правду вера твоя вменися, избранниче Божий, / и многая чада твоя, якоже апостоли, просвещают земныя концы, / и чтущии тя, яко звезды, / и прославляющии тя, яко песок морский, / ибо Господь прославити тя восхоте и яви тя чадом твоим / душу свою за Него положившаго // и о отечестве своем молящагося.

И ныне, Богородичен:

Безневестная Дево, / яже Бога неизреченно заченши плотию, / Мати Бога Вышняго, / Твоих рабов мольбы приими, Всенепорочная, / всем подающи очищение прегрешений, / ныне наша моления приемлющи, // моли спастися всем нам.

Тропарь, глас 3:

Христовою верою издетска утвержденный, / и живот свой проповеданию Слова Божия посвятивый, / истину в Церкви Православней обретший / и к пастырскому служению Божиим смотрением призванный, / во дни гонений верных окормлял еси, / прещений от безбожных не убоявся. / Темже и пострадал еси даже до крове, / отче священномучениче Владимире, / моли Милостиваго Бога // спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 1:

От юности ученик Христов быв, / апостольски проповедати слово Божие потщался еси, / и якоже о тебе рече другом Христос: / иже бо несть на вы по вас есть, / темже верен Господу до конца пребыв, / Христовым крещением крестился еси, / сего ради и нам подаеши благодать твою, // священномучениче Владимире.

Слава, и ныне, Богородичен.

На утрени

По 1-й стихологии седален

Духом Евангелия просветився, любве Божественныя исполнился еси, еюже познаются Христови ученицы, поприща ближних шествующии усердно. С нимиже и ты, безмездно словом и имением всем послужив, прославляешися достойно.

Слава, и ныне, Богородичен:

Благовестия гласом, о, Безневестная Дево, Мати Христа Бога позналася еси, Тому послуживши плотию и душею Пречистою Твоею, от всех родов прославляешися достойно.

По 2-й стихологии седален

Деяний апостол святых последователь явился еси, проповедуя Христа ревностно, и духом на всяцем месте моляся, рукама своима работая, скитаяся и беды терпя, ныне на Небесех воздаяние праведных приемлеши достойно.

Слава, и ныне, Богородичен:

Проповедует весь мир Тебе, Матерь Божию, апостольский лик покланяется, пророцы Ангелы покрывающияся зрят, праведницы воспевают Тя дерзновенно.

По полиелеи седален

Мучениче святе Владимире, от юности Христа возжадал еси и юн пребыв душею, житием нескверным возраст старости и мудрость приобрел еси, юныя наставник и вся чада твоя, яко душу свою возлюбив, злобою младенствовати научая, яко дети Христу тех привел еси.

Слава, и ныне, Богородичен:

Дево Богоизбранная, величаем Тя непрестанно аще и скверными усты и нечистым сердцем, но Матерь Божию Тя ведуще, дети себе представляем, якоже заповеда Христос, не остави чада Твоя, Владычице.

Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа.

Прокимен, глас 4: Честна пред Господем смерть преподобных Его.

Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?

Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 67

По 50-м псалме стихира, глас 6:

Верою, праведниче, жив был еси, / делы сию животворив, / священномучениче Владимире, / алчущим бо и крова лишенным послужил еси, / и в гонении непреклонен пребыв, якоже стена, / за неюже други от гонителей, яко Раав, сокрыл еси, / тоюже верою победил еси бесов полки / и заградил еси уста львов безбожных, // молися нам с тобою совершенство прияти.

Канон Богородице, со ирмосом на 6,
и священномученику на 8, глас 2

Песнь 1

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему неведения нашего море и наставльшему ны пети святаго мученика Своего Владимира, в немже прославися.

Ревности Моисеовы исполнен быв, отче Владимире, в пустыни безбожия веру умножил еси, и достигл еси обетованныя земли Православныя Церкве.

Заповеди Господни присно хранящаго, не устрашиша тя полчища супостат, и яко во Иорданских струях крещся, достигл еси обетованныя земли Православныя Церкве.

Богородичен: Ковчеже святый и Скиние Божественная, путевожствуй и ныне нас, от Бога присно отпадающия в Горний Иерусалим, сущая в Обетованней Земли.

Песнь 3

Ирмос: На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя, возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш и несть праведен паче Тебе, Господи.

Верою укрепляемь, праведне, не закрыл еси уст твоих, пришедшей године безбожия, но паче разширил еси я, проповедуя Христа, и якоже Ной верою обличил еси нечестивыя.

Темницы и врачебницы посещавый, приял еси Христа Авраамлим страннолюбием, и, якоже онаго, веры ради изведе тя Господь в неведомую ти дотоле православия страну, во еже пети: несть праведен паче Тебе, Господи.

Проповедь твоя возсия во отечестве нашем, егда мнозии законнии Церкве сынове отпадоша за нечестие, ты же благословение Иаковле веры ради наследовал еси, темже с новомученики взываеши: несть свят, яко Господь.

Богородичен: Призри на ны, окамененныя сердцем и умом, Пресвятая Дево, и моли Сына Твоего, да и сия камни чада Авраамля соделает и в вере нас утвердит, предстательством Твоим.

Седален, глас 1:

Не достанет ми времене, повествующу о вере твоей, юже явил еси кроме Церкве, отче Владимире, но послушествован сею верою быв, достигл еси и града православия, на начальника же веры Иисуса взирая, крестом, якоже лествицею, возшел еси к Церкви написанных на Небесех, идеже молишися, да и мы с тобою совершенство приимем.

Слава, и ныне, Богородичен:

Не достанет ми времене воспети чудеса Твоя, Владычице, не достанет ми словес прославити таинства, бывшая на Тебе, паче же дерзновения не имам, во гресех сый и во осуждение уста своя отверзаяй, но ты язык ми очисти, Чистейшая ангел.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, слух Твой и убояхся, разумех дела твоя и дивихся и возопих: слава силе Твоей, Господи.

Услышав Господа, призывающаго тя, апостольски вся оставил еси и крестом Христу последовал еси.

Нозе во благовествование веры обув, от силы в силу восходя, священства одежду приял еси, послежде же и мученический венец.

Молитвы делание возлюбившаго, службы святыя совершителя тя постави Господь, Емуже, и в темницу ввержен абие воспел еси: слава силе Твоей, Господи.

Богородичен: Слух Господень ны услышавшия и дела Господня уразумевшия просвети, Дево, и сподоби силою Сына Твоего дела Божия творити.

Песнь 5

Ирмос: Света подателю и веков творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас, разве во Тебе иного Бога не знаем.

Света исполнено бысть священное служение твое, Невесному Огню, сходящу в домы душ людских, и являющу злато поучений твоих.

Любовию отрока всыновив, святе, благодатию же духовная чада, якоже родная прием, ныне мученическим дерзновением вся ны ко спасению направи.

Повелением Христовым дети с радостию приял еси, и всем добрый отец быв, со креста твоего вся ны единей матери Церкви вручаеши.

Богородичен: Угаси раздоры Церковныя, Христе, молитвами Матере Твоея, и настави ны не человеком следовати, но Тебе, Владыко, разве во Тебе иного Бога не знаем.

Песнь 6

Ирмос: Ко Господу от кита Иона возопи: Ты мя возведи из глубины ада, молюся, да яко Избавителю во гласе хваления, истины же духом пожру Тебе.

Погребение жены твоея единаго к вере приведе, паче же мученическая смерть твоя вся ны из глубины мертвых дел возставляет.

Во единонадесятом часе призван, кровь свою излиял еси на точиле Христове, темже полученный динарь подаждь нам, молимся, якоже всегда требующим творил еси.

Духом жена твоя гонения тебе возвести, священномучениче, ты же в сих мученическим венцем украсився, приими и сию в воскресение.

Богородичен: Духом и истиною поклонники Богу покажи ны, Богородице, в лености, яко в китове чреве, привычно дремлющия, да гласы хваления Тя величаем.

Кондак, глас 7:

Оружием веры огражденный, / яко истинный воин Христов мучителем противустал еси: / привременно есть господство ваше, свидетельствуя, / и страдания за Христа приял еси мужески, / темже вопием ти: / радуйся, священномучениче Владимире, // во Царствии Небесном венцем нетленным увенчанный.

Икос

Верою приял еси странствия на земли, Отечествия Небеснаго взыскуя, темже Бог уготова ти град, верою поношение Христово богатство вменив, египет мысленный оставил еси, темже Бог на гору Боговидения тя возведе, верою кровь свою пролиял еси, на мздовоздаяние взирая, темже пальмовыя ветви в руце прияв, Богу предстоиши и славиши Троицу Единую во веки.

Песнь 7

Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления. Посреде же огня ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Безвестно, яко агня незлобивое пострадав, священномучениче Владимире, ныне в белых одеждах на Небесех Агнцу предстоя поеши: благословение и честь и слава Тебе во веки.

Яко отроцы, безбожных веления небрегл еси, темже по убиении ангел, тебе представ, отведе тя невозбранно Небесным, идеже со старцы и ангелы покланяешися Владычню Престолу.

Под землю скрыти свое беззаконие мняху убийцы от сродников твоих, душу же твою под жертвенник Богу возложиша, отонудуже их тщету свидетельствуеши, всем нам воспети: благословен еси, Боже отец наших

Богородичен: Образу златому ны присно служащия, ороси милостию Твоею, Богородице, Поле во Ты еси неоранное, орошенное же Духом Святым и прозябшее Единого от Троицы, Бога отец наших

Песнь 8

Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго и пламень к росу преложшаго Бога пойте, дела, яко Господа и превозносите во вся веки.

Власть мучителеву исповедав временную, в темницу ввержен был еси, юже ти росою Духа Господь храм сотвори, и ныне пред Престолом служиши день и нощь в храме Его во веки.

Добромудр в разделениих Церковных быв, Христу Единому послужил еси верно и чада в послушании Тому сохранил еси, темже Седящий на Престоле обитает в тебе во веки.

Божие промышление о себе благословил еси, скитаяся и лишения терпя, отче Владимире, ближним служения не оставил еси, темже не взалчеши по слову Того во веки.

Богородичен: Огненныя пещи избави нас, Владычице, юже сами разжизаем, попаляюще свой тройственный состав, но милостию Твоею к нам сниди, да превозносим Бога во веки.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы нам явися, омраченныя просветити, собрати расточенныя, тем Всепетую Богородицу величаем.

Земным родителем вере научен, от Отца Небеснаго печать Духа Святаго приял еси, и Сыну Божию последовав, на Небесех ликуеши, кровию запечатлен.

Гонения от предшествующих зверю приял еси, не женою предреченная ти, но Духом Святым, и Воплощенному от Жены и Девы послужив, вселился еси во Отчих Обителех.

С Богом сообитая, просвети ны, омраченныя грехми, и всегда, якоже днесь, собирай ны расточенныя в церковь святую, славити Троицу Единую.

Богородичен: Безконечно имам в бездне мучитися, омраченный страстьми, аще не Ты предстанеши, Дево, Сыну Твоему, и помилует мя, тем Всепетую Богородицу, Тя величаем.

Светилен:

Днесь в светлый облак свидетелей Божиих вшедше и, яко глас грома, аллилуия слышаще, вся новомученики Российския умолим, да и нас облистает свет Солнца Христа, и одежды наша убелит, да Царствия Небеснаго сподобимся.

Богородичен:

Днесь облак обстоит нас праздников Твоих, о, Богомати, сиянием бо образов Твоих ограждаеши и осеняеши нас, Заступнице усердная и всех скорбящих Радосте.

На хвалитех стихиры на 4, глас 1.

Подобен: Всехвальнии мученицы:

О, всехвальне священномучениче, / ты не мучительми в земли потаен был еси, / но ангели на Небо прияша тя, / отонудуже звездою сияеши / любящим тя и помнящим словеса и дела твоя, / и веры образ приимшим // и молитвою твоею спасаемым.

О, всехвальне священномучениче, / ты не славы земныя ныне требуеши, / но нас ради Господь тя нам яви помощника в нуждах житейских, / и о церковнем единстве молитвенника, / предстателя сродником и всем людем Российским похвалу, // юже имуще спасаемся.

О, всехвальне священномучениче, / тебе не сие хваление подобает, / но ангельское пение и величание святых, / ты же немощи наша и бездарие прием, / молений сих не презри, / но Богу предстояй, нас помяни, // да нас помилует и души наша спасет.

Слава, глас 2:

Сотника веру показав, / и во Израили неведомую, / и сторичный плод Христу принесый, / от западных учений прешел еси / и в Царствии Небеснем со Авраамом возлегл еси, / моли с ним Господа, / да ны от юности сущия царствия сыны, / не извержет во тьму кромешную, // но да спасет души наша.

И ныне, глас тойже:

Все упование мое на Тя возлагаю, / Мати Божия, // сохрани мя под кровом Твоим.

Молитва:

Молитва священномученику Владимиру

О, святый священномучениче Владимире, избранный учениче и последователю Христов, верою, яко светильником, озаривый весь путь жития твоего, наипаче же в темную годину гонений, егда и смерть за веру претерпел еси и возшел еси к свету Богообщения, идеже лицем зриши Бога, Емуже послужил еси. Благодать возприял еси, веру убо, в нейже бе воспитан умножив, крещением истинным крестился еси, и крест священнический на перси восприяв, на крест Голгофский возшел еси, от силы веры выну в силу любве восходя, ближним убо послужил еси, узники и больныя утешив, верныя от раскола сохранив и други твоя от безбожных гонителей сокрыв. Темже приими и нашу молитву, чад твоих, Бога о тебе благодарящих, Господь бо не сокры подвига твоего от нас, и прославити тя благослови, и сродники твоя молитвами твоими Церкви всяко послужити сподоби. Темже молися и ныне Владыце Христу, священники умудрити и от разделений соблюсти, монашествующия в подвизе укрепити, дети от пагубных наветов бесовских сохранити и вся верныя в православии утвердити, и сию веру отцев непреложну до конца нам соблюсти, да прославим купно с тобою на Небесех Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы

Тропарь священномученику Владимиру Амбарцумову, пресвитеру Московскому

глас 3

От ю́ности Бо́га усе́рдно взыска́вый,/ и́стину в Це́ркви Правосла́вней обре́л еси́/ и, кре́ст па́стырскаго служе́ния ре́вностно подъе́мый,/ ве́рныя во дни́ гоне́ний до́бре окормля́л еси́./ Те́мже и преще́ний безбо́жных не убоя́вся,/ да́же до кро́ве пострада́л еси́,/ о́тче священному́чениче Влади́мире,/ моли́ Милостива́го Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: С юности Бога усердно искавший, истину в Церкви Православной обрел ты и, крест пастырского служения ревностно поднявший, верующих во дни гонений прекрасно окормлял ты. Потому и угроз безбожников не побоялся, даже до смерти пострадал ты, отче священномученик Владимир, моли Милостивого Бога о спасении душ наших.

Кондак священномученику Владимиру Амбарцумову, пресвитеру Московскому

глас 7

Ору́жием пра́вды облече́нный,/ страда́ния за ве́ру му́жески прия́л еси́/ и, я́ко и́стинный во́ин Христо́в,/ мучи́телем противоста́л еси́, глаго́ля:/ привре́менно е́сть госпо́дство ва́ше./ Мы́ же вопие́м ти́:/ ра́дуйся, священному́чениче Влади́мире,// во Ца́рствии Небе́снем венце́м нетле́нным от Бо́га увенча́нный.

Перевод: Надевший доспехи праведности (Рим.13:12, 2Кор.6:7), мученичество за веру мужественно претерпел ты и, как истинный воин Христов, восстал против мучителей, говоря: «Временна власть ваша». Мы же взываем к тебе: «Радуйся, священномученик Владимир, в Царствии Небесном венцом нетленным Богом увенчанный».

показать все

Молитва священномученику Владимиру Амбарцумову, пресвитеру Московскому

О, святый священномучениче Владимире, избранный учениче и последователю Христов, верою, яко светильником, озаривый весь путь жития твоего, наипаче же в темную годину гонений, егда и смерть за веру претерпел еси и возшел еси к свету Богообщения, идеже лицем зриши Бога, Емуже послужил еси. Благодать возприял еси, веру убо, в нейже бе воспитан умножив, крещением истинным крестился еси, и крест священнический на перси восприяв, на крест Голгофский возшел еси, от силы веры выну в силу любве восходя, ближним убо послужил еси, узники и больныя утешив, верныя от раскола сохранив и други твоя от безбожных гонителей сокрыв. Темже приими и нашу молитву, чад твоих, Бога о тебе благодарящих, Господь бо не сокры подвига твоего от нас, и прославити тя благослови, и сродники твоя молитвами твоими Церкви всяко послужити сподоби. Темже молися и ныне Владыце Христу, священники умудрити и от разделений соблюсти, монашествующия в подвизе укрепити, дети от пагубных наветов бесовских сохранити и вся верныя в православии утвердити, и сию веру отцев непреложну до конца нам соблюсти, да прославим купно с тобою на Небесех Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Случайный тест

(6 голосов: 5 из 5)