Адаптация в детсаду: постепенно и терпеливо

Адаптация в детсаду: постепенно и терпеливо

(2 голоса5.0 из 5)

На этот вопрос — нужен ли дет­сад, ответ один — нужен. А как рабо­тать, как обес­пе­чи­вать семью всем необ­хо­ди­мым? На этом фоне дру­гой момент оста­ется акту­аль­ным — отно­си­тельно того, когда сда­вать ребенка в детсад.

Споры про­дол­жа­ются, мне­ния по этому поводу раз­де­ля­ются. При­чем роди­тели, как пра­вило, схо­дятся в одном – дети стра­дают, ото­рвав­шись от семьи, от мамы. А спе­ци­а­ли­сты и мно­гие роди­тели, кому уда­лось избе­жать про­блем при сдаче ребенка в дет­сад, убеж­дают, что ситу­а­ция реша­ема. Так ли это?

Оптимальный возраст, когда малыша можно водить в детсад

Роди­тели бы и в шесть лет не отда­вали свое дитя в сад, если бы это было воз­можно. Но, увы, реа­лии таковы, что без этого редко кто обхо­дится. А вот спе­ци­а­ли­сты счи­тают, что отры­ваться от мамы ребенку можно уже в 3–4 года.

Почему?

Дело в том, что в 3 года ребе­нок испы­ты­вает воз­рос­шее жела­ние общаться с дру­гими ребя­тиш­ками. Это может смяг­чить процесс.

Виды адаптации в детском саду

Кроме осталь­ных момен­тов по при­го­тов­ле­нию, важен и дру­гой фак­тор - адап­та­ция в дет­ском саду. Ведь без стресса походы в дет­сад не обхо­дятся почти ни в одной семье.  Здесь масса новых людей, пред­ме­тов, дру­гой режим и все остальное.

В прин­ципе, ничего слож­ного нет, если сле­до­вать сове­там спе­ци­а­ли­стов. А они делят этот про­цесс адап­та­ции на несколько составляющих.

Физическая адаптация

Ее задача — создать при­вычку к:

  1. регу­ляр­ной про­гулке в новом месте;
  2. к дру­гому режиму дня;
  3. боль­шому и частому кон­так­тов со сверстниками;
  4. иной еде.

Психологическая адаптация

Посе­щая дет­сад, дитя посто­янно пере­жи­вает нерв­ное пере­на­пря­же­ние. Поэтому важно:

  1. посте­пенно и нена­вяз­чиво при­учать его к новым пра­ви­лам пове­де­ния и под­чи­не­нию им;
  2. учить ребенка легко рас­ста­ваться с мамой;
  3. обес­пе­чи­вать малышу заботу и вни­ма­ние, кото­рых он лишен в детсаду;
  4. не акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние на настро­е­нии ребенка, отводя его в дет­сад или заби­рая его оттуда;
  5. не обсуж­дать тему нра­вится-не нра­вится дет­сад при ребенке.

Каж­дый малыш по-сво­ему при­вы­кает к дет­скому саду. Кто-то за неделю-две уже при­вык­нет. А кто-то и пол­года будет страдать.

Так или иначе, пово­дов для отча­я­ния нет. Глав­ное – запа­стись тер­пе­нием, облег­чая адап­та­цию крохи.

Что каса­ется сро­ков, то тут тоже есть несколько кате­го­рий адаптации.

Быстрая

Ребе­нок при­вы­кает к дет­саду за 3–4 недели? Это и есть быст­рая адап­та­ция к дет­саду. В этом слу­чае, как пра­вило, не отме­ча­ется каких-то ухуд­ше­ний в его пове­де­нии или в здоровье.

При­знаки того, что слу­чи­лась быст­рая адаптация:

  • кроха без исте­рик рас­ста­ется с мамой, заходя бес­страшно в группу и без негатива;
  • дитя спо­койно обща­ется с дру­гими ребя­тиш­ками и воспитателем;
  • придя домой, он рас­ска­зы­вает о том, что про­изо­шло за день, что он кушал и т.п.;
  • с удо­воль­ствием играет дет­са­дов­скими игрушками;
  • не про­яв­ляет рез­ких пере­па­дов настроения

Средняя

По мне­нию, дет­ских пси­хо­ло­гов, этот вид адап­та­ции может длиться месяц-два. Дети эмо­ци­о­нально спо­койны. У них нет осо­бых труд­но­стей в обще­нии. Правда, именно при таком виде адап­та­ции они чаще болеют, т.к. зара­жа­ются от дру­гих детсадовцев.

При­знаки сред­ней адаптации:

  • хоть и пла­чет, про­ща­ясь с мамой, малыш успо­ка­и­ва­ется быстро;
  • после неболь­шой напря­жен­но­сти играет со сверстниками;
  • вос­пи­та­телю легко уда­ется заин­те­ре­со­вать такого ребенка игрушкой;
  • дет­са­до­вец спо­койно пере­но­сит и режим, и замечания;
  • не все­гда хочет общаться с воспитателем;
  • при­ни­мает пра­вила, хотя ино­гда и не под­чи­ня­ется им.

Медленная

В такой ситу­а­ции дети очень тяжело вли­ва­ются в обста­новку дет­ского сада, с тру­дом нала­жи­вают отно­ше­ния с дру­гими вос­пи­тан­ни­ками и с вос­пи­та­те­лями. Как пра­вило, они чаще болеют, уны­вают и подав­лены. Без помощи взрос­лых малышу не обой­тись. Ведь он сам не смо­жет при­вык­нуть ко всему новому.

При­знаки мед­лен­ной адап­та­ции:

  • ребе­нок в сле­зах не отпус­кает маму, а потом целый день ее ждет;
  • он не обща­ется с дру­гими детьми и воспитателем;
  • его не отвле­кают от гру­сти даже игрушки;
  • оста­ва­ясь замкну­тым и даже агрес­сив­ным, не играет;
  • при похвале вос­пи­та­теля или заме­ча­нии зали­ва­ется сле­зами и прячется.

Советы родителям

Помо­гая сво­ему ребенку в адап­та­ции, роди­тели облег­чают стресс. Ведь они оста­ются для него опо­рой и защи­той. На само­тек отпус­кать про­цесс ни в коем слу­чае нельзя. Нужно шаг за шагом тер­пе­ливо идти к цели. Итак, советы роди­те­лям, кото­рые не знаю, как при­учить ребенка к дет­скому саду.

ВАЖНО: Отлично себя пока­зы­вает посте­пен­ная пред­ва­ри­тель­ная под­го­товка. Стоит выбиться хоть одному звену, и все ста­ра­ния будут напрасны. Поэтому, выстроив схему для адап­та­ции ребенка, не отхо­дите ни от одного пункта.

С чего начать?

  • С визита в дет­сад и зна­ком­ства с заве­ду­ю­щей. Узнав рас­пи­са­ние и полу­чив раз­ре­ше­ние заве­ду­ю­щей, похо­дите с ребен­ком сна­чала вокруг дет­ской пло­щадки, где играют в этот момент дети. Не ждите, пока ребе­нок занерв­ни­чает. Уво­дите его сразу, как только он заин­те­ре­су­ется. Не оста­вай­тесь, если будет просить.
  • По пути обратно, т.е. по-горя­чему, спро­сите, зачем он хотел там остаться. Повто­рите этот визит на сле­ду­ю­щий день. Когда вы пой­мете, что ребе­нок заин­те­ре­со­вался, подой­дите на пол­шага ближе. И так – каж­дый раз. Не дово­дите до того, чтобы он заску­чал! Пообе­щайте – раз тебе понра­ви­лось, зав­тра еще придем.
  • Най­дите спо­соб доне­сти до крохи мысль о том, как это хорошо – играть с ребя­тиш­ками. Но гово­рите только тогда, если заме­тите его инте­рес – не навя­зы­вайте ничего!
  • Если малыш и далее будет тянуться к дет­саду, рас­ска­жите ему, сколько деток там, как там интересно.
  • Парал­лельно надо созда­вать ребенку дома режим, как в дет­саду. А для этого пере­пи­шите рас­пи­са­ние воз­мож­ной группы – время зав­трака, тихого часа и про­гулки. Как будет инте­ресно, когда ваш малыш, при­бли­зив­шись к дет­саду, уви­дит там детвору. Сло­вом, при­дер­жи­вай­тесь этого режима.
  • Если вам раз­ре­шат и вы сда­дите все ана­лизы, попро­буйте при­ве­сти ребенка на тер­ри­то­рию дет­сада, чтобы он ближе видел своих буду­щих одно­груп­ни­ков. Хорошо бы, если бы среди них был сосед­ский или про­сто зна­ко­мый ребенок.
  • Не давайте кон­так­ти­ро­вать малышу с дру­гими дет­ками – при­ходя на несколько минут, каж­дый раз уве­ли­чи­вайте время на несколько минут. Но сле­дите за тем, чтобы не было нега­тива и чтобы ребенка никто из дру­гих детей не обидел.
  • Здесь можно позна­ко­миться и с вос­пи­та­те­лем, сна­чала – мельком.
  • Когда ребе­нок с инте­ре­сом будет ходить на пло­щадку, можно попро­бо­вать пойти с дет­ками в группу. Ведите себя так, чтобы он не поду­мал, что вы его хотите там оста­вить. Спро­сите у вос­пи­та­теля, как и на кото­рое время вам при­хо­дить. И только в том слу­чае, если малышу понра­ви­лось все, можете выйти в раз­де­валку. Если он не заме­тит этого, вер­ни­тесь снова – и так несколько раз. С таким под­хо­дом подой­дет момент, когда вы его смо­жете остав­лять несколько минут и дольше. Только не торо­пите события!
  • Можно дать ребенку с собой домаш­нюю игрушку — так гово­рят спе­ци­а­ли­сты. Мол она будет ему напо­ми­нать о доме и пр. Но, как пока­зы­вает прак­тика, это чре­вато, если он жад­но­ват. А на этом этапе нам даже малый нега­тив не нужен. Иначе все насмарку.
  • Вдруг малыш на ров­ном месте зака­приз­ни­чал? Про­сто так это не могло слу­читься. Спо­койно выяс­ните, но не пока­зы­вайте и виду, что хотите сей­час уйти с пло­щадки или из группы. Не ругайте его ни в коем случае!
  • Остав­лять ребенка на пол­часа, на час и дольше можно только после того, как вы пой­мете, что он сам этого хочет. И уж тем более, остав­лять его на тра­пезы и сон – не торо­пите события.
  • Можно парал­лельно ухо­дить из дому и остав­лять чадо на время с кем-то из родни. Он же дол­жен пони­мать, что вы не все­гда будете рядом. Посте­пенно время удлиняйте.
  • Позна­комь­тесь с кем-то из дет­са­дов­цев семьями – это очень пози­тив­ная и эффек­тив­ная прак­тика. И сде­лайте это, прежде чем начать ходить вокруг сада. Вме­сте можно посе­щать службу в храме, ходить на дет­ские пред­став­ле­ния, на каток, в кафе, встре­чать празд­ники, отме­чать дни рож­де­ния и др. А потом и в дет­саду проще будет общаться.
  • Сле­дите все это время за здо­ро­вьем крохи, оде­вая по погоде, насы­щая нуж­ными вита­ми­нами и дру­гими полезностями.

ВАЖНО: Как видим, вопрос адап­та­ции ребенка в дет­саду может быть при жела­нии решен в его и вашу же пользу. Доста­точно лишь уде­лить этому вни­ма­ние и, не отходя ни на шаг от наме­чен­ного и не фор­си­руя собы­тия, посте­пенно дове­сти дело до конца.

PS Если ребе­нок ни в какую не хочет при­вы­кать к дет­саду, а вы испро­бо­вали все методы, посе­тите дет­ского психолога…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки