Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

(9 голосов2.8 из 5)

С чего начи­на­ется садик? Как это ни странно, садик начи­на­ется с рас­ста­ва­ния, с про­ща­ния мамы с малы­шом, с того момента, когда он оста­ется один на один с чужой тётей и незна­ко­мыми ребя­тами. Поэтому нам, роди­те­лям, надо под­го­то­вить и себя, и ребёнка к этому нелег­кому испытанию.

Нач­нем с себя. В том, что малыш пла­чет и никак не хочет отпус­кать мамину руку, часто вино­ваты мы сами. Нам очень его жалко, мыс­ленно мы рисуем груст­ные кар­тины: вот он пла­чет, вот ни с кем не играет и про­чее. Мы в нере­ши­тель­но­сти, никак не ухо­дим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя поло­жи­тельно, даже если ваш соб­ствен­ный опыт посе­ще­ния дет­ского сада был далеко не радост­ным. В конце кон­цов, дет­ский сад – это необ­хо­ди­мая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радост­ные, и груст­ные минуты.

Бес­спор­ные плюсы

Глав­ное пре­иму­ще­ство дет­ского сада в том, что ребе­нок полу­чает воз­мож­ность общаться со сверст­ни­ками. Он не про­сто играет, он полу­чает неоце­ни­мый опыт вза­и­мо­дей­ствия, сочув­ствия, сопе­ре­жи­ва­ния, кол­лек­тив­ного твор­че­ства и сотруд­ни­че­ства. Всё это гото­вит ребенка к даль­ней­шей жизни. Именно в это время про­ис­хо­дит фор­ми­ро­ва­ние харак­тера, закла­ды­ва­ются основ­ные жиз­нен­ные принципы.

Неиз­беж­ные минусы

Кроме поло­жи­тель­ного опыта обще­ния ребе­нок полу­чает и нега­тив­ные модели пове­де­ния: одни дети учатся ябед­ни­чать, под­ли­зы­ваться, дру­гие – коман­до­вать и ука­зы­вать, тре­тьи – под­чи­няться. 8 часов пре­дель­ного напря­же­ния всех сил малень­кий чело­век про­сто не выдер­жи­вает. Он ста­но­вится агрес­сив­ным, раз­дра­жи­тель­ным, плак­си­вым. В резуль­тате такого пере­на­пря­же­ния ребе­нок забо­ле­вает. Частые про­студы – неиз­беж­ный спут­ник дет­са­дов­ского ребенка.

Без­условно, было бы иде­ально при­во­дить в дет­ский сад ребенка в воз­расте 4- 5 лет на пол­дня. Но, к сожа­ле­нию, мало какая рабо­та­ю­щая мама сего­дня может себе этого позволить.

Гото­вимся к пер­вому дню

Нач­ните изда­лека. К мысли о дет­ском саде, необ­хо­ди­мо­сти его посе­щать ребёнка надо под­го­то­вить зара­нее. Но это не зна­чит, что надо гово­рить об этом каж­дый день, не пре­вра­щайте это собы­тие в проблему.

Рас­ска­жите малышу о дет­ском саде, о том, что там много ребят, новых игру­шек, каче­лей и др. Если есть такая воз­мож­ность, схо­дите туда, поиг­райте на пло­щадке, позна­комь­тесь с вос­пи­та­те­лем. Создайте у малыша настро­е­ние радост­ного ожи­да­ния. В то же время под­го­товьте его к пред­сто­я­щей раз­луке: прак­ти­куйте недол­гие рас­ста­ва­ния (в мага­зин, на работу). При­ду­майте свой ритуал про­ща­ния. Ребе­нок дол­жен быть уве­рен в том, что вы все­гда воз­вра­ща­е­тесь! В пер­вые дни побудьте с ним неко­то­рое время в дет­ском саду, не ухо­дите сразу. А рас­ста­ва­ясь, обя­за­тельно ска­жите, что вер­нё­тесь за ним. Как пра­вило, мно­гие дети через несколько дней при­вы­кают к новым условиям.

До поступ­ле­ния в дет­ский сад важно фор­ми­ро­вать у ребенка чув­ство уве­рен­но­сти в себе, а это невоз­можно без раз­ви­тия само­сто­я­тель­но­сти. Пона­блю­дайте за малы­шом, умеет ли он сам оде­ваться, садиться на гор­шок, кушать, играть. Помо­гите ему научиться всем этим вещам. Поиг­райте с ребен­ком в игру «Давай позна­ко­мимся, поиг­раем», роле­вые игры учат малыша общаться, выра­жать свои мысли, стро­ить пред­ло­же­ния. Конечно, все дети раз­ные. Общи­тель­ный и улыб­чи­вый малыш в садике может ока­заться мол­чу­ном. Нельзя одно­значно пред­ска­зать, какой будет дет­ская реак­ция и как сло­жится этот непро­стой период в его жизни.

Как скоро ребе­нок при­вык­нет к садику?

Сред­ний срок адап­та­ции к дет­скому саду, по мне­нию спе­ци­а­ли­стов, состав­ляет в ясель­ном воз­расте 7–10 дней, в 3 года – 2–3 недели, в стар­шем дошколь­ном воз­расте – 1 месяц. Сло­вом, чем старше ребё­нок, тем дольше он при­вы­кает к новым усло­виям. Пси­хо­логи пола­гают, что осо­бен­но­сти при­вы­ка­ния ребёнка к новой обста­новке зави­сят от мно­гих фак­то­ров: от типа нерв­ной системы и состо­я­ния здо­ро­вья, лич­ност­ных черт, семей­ной атмо­сферы, усло­вий пре­бы­ва­ния в дет­ском саду. Наи­боль­шие труд­но­сти в адап­та­ции испы­ты­вают дети с ослаб­лен­ным здо­ро­вьем, быстро уста­ю­щие от шума, с тру­дом засы­па­ю­щие днём, име­ю­щие пло­хой аппе­тит. Тяжело при­вы­кают к дет­скому саду чрез­мерно опе­ка­е­мые дети, не име­ю­щие навы­ков само­об­слу­жи­ва­ния, тре­вож­ные. Легче при­спо­саб­ли­ва­ются к новым усло­виям санг­ви­ники и холе­рики, тяже­лее – флег­ма­тики и меланхолики.

Роди­те­лям важно знать, что неко­то­рые дети так не могут при­вык­нуть к дет­скому саду. Тре­вож­ными сиг­на­лами, гово­ря­щими об эмо­ци­о­наль­ном небла­го­по­лу­чии ребёнка, о том, что он сильно стра­дает в усло­виях дет­ского сада, тяжело пере­но­сит рас­ста­ва­ние с мате­рью, слу­жат устой­чи­вое неже­ла­ние посе­щать дет­ский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, пло­хой аппе­тит, бес­по­кой­ный сон. В стар­шем дошколь­ном воз­расте у плохо адап­ти­ро­ван­ных детей могут даже появиться нерв­ные симп­томы в виде гры­зе­ния ног­тей, тиков, заикания.

Почему дети так часто болеют в дет­ском саду?

Кроме пси­хо­ло­ги­че­ской под­го­товки ваш малыш дол­жен быть готов к этому нелег­кому испы­та­нию и физи­че­ски. Каж­дый ребе­нок перед посе­ще­нием дет­ского сада дол­жен пройти меди­цин­скую комис­сию и сдать ана­лизы. Итак. Педи­атр выдал вам заклю­че­ние, что ваш ребе­нок готов к посе­ще­нию дет­ского сада. Отлично! Но это вовсе не озна­чает, что малыш не будет болеть. Всех мам инте­ре­сует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Дет­ский орга­низм встре­ча­ется с незна­ко­мыми бак­те­ри­ями, виру­сами. Иммун­ная система фор­ми­ру­ется, и про­цесс этот сопро­вож­да­ется ОРВИ, насмор­ками. Таким обра­зом, про­ис­хо­дит «тре­ни­ровка» имму­ни­тета. Но почему это про­ис­хо­дит так часто? На этот вопрос отве­тят пси­хо­логи. Адап­та­ция обычно про­те­кает сложно с мас­сой нега­тив­ных сдви­гов в дет­ском орга­низме. Эти сдвиги про­ис­хо­дят на всех уров­нях, во всех систе­мах. Малыш нахо­дится в осо­бом состо­я­нии, кото­рое пси­хо­логи назы­вают «тре­тьим состо­я­нием» между здо­ро­вьем и болез­нью. Это зна­чит, что не сего­дня, зав­тра ваш ребе­нок или про­сто в самом деле забо­леет, или снова ста­нет сам собой. Всё зави­сит от сте­пени выра­жен­но­сти стресса. Если она мини­мальна, в ско­ром вре­мени вы поза­бу­дете о нега­тив­ных сдви­гах адап­та­ци­он­ного про­цесса и о том, что бес­по­коит вас сего­дня. Это будет гово­рить о лег­кой или же бла­го­при­ят­ной адап­та­ции. Если выра­жен­ность стресса велика, у ребенка, оче­видно, будет срыв, и он, по-види­мому, заболеет.

Как укре­пить защит­ные силы ребенка?

Луч­ший спо­соб избе­жать мно­го­чис­лен­ных про­студ в период адап­та­ции к дет­скому саду– зака­ли­ва­ние. При­сту­пать к зака­ли­ва­ю­щим про­це­ду­рам лучше всего летом. Сде­лать это проще всего: пусть малыш больше вре­мени про­во­дит на све­жем воз­духе, купа­ется в при­род­ных водо­е­мах, бегает боси­ком. Важно, не забро­сить это «полез­ное дело», когда лето закон­чится. Пусть ребе­нок ходит дома боси­ком, моет посуду, играет с водой. Соби­ра­ясь на про­гулку, оде­вайте его по погоде. Заме­ча­тельно, если вы орга­ни­зу­ете регу­ляр­ные посе­ще­ния бассейна.

Пси­хо­логи сове­туют роди­те­лям в период адап­та­ции ребенка к дет­скому саду: 

1.Настраивать ребенка на мажор­ный лад. Вну­шать ему, что это очень здо­рово, что он дорос до сада и стал таким большим.

2. Не остав­лять его в дошколь­ном кол­лек­тиве на целый день, как можно раньше заби­рать домой.

3. Созда­вать спо­кой­ный, бес­кон­фликт­ный кли­мат для него в семье.

4. Щадить его ослаб­лен­ную нерв­ную систему.

5. Не уве­ли­чи­вать, а умень­шать нагрузку на нерв­ную систему. Сокра­тить про­смотр теле­ви­зи­он­ных передач.

6. Как можно раньше сооб­щать врачу и вос­пи­та­те­лям о лич­ност­ных осо­бен­но­стях малыша.

7. Не кутать сво­его ребенка, а оде­вать его так, как необ­хо­димо в соот­вет­ствии с тем­пе­ра­ту­рой в группе.

8. Созда­вать в вос­крес­ные дни дома для него режим такой же, как и в дет­ском учреждении.

9. Не реа­ги­ро­вать на выходки ребенка и не нака­зы­вать его за дет­ские капризы.

10. При выяв­лен­ном изме­не­нии в обыч­ном пове­де­нии ребенка как можно раньше обра­щаться к дет­скому врачу или психологу.

В заклю­че­ние хочется ска­зать всем роди­те­лям: ваша любовь помо­жет ребенку пере­жить это непро­стое время. Дайте почув­ство­вать малышу, что он для вас самое доро­гое суще­ство на свете, и ни на минуту не поз­вольте ему усо­мниться в этом .

Источ­ник:  http://www.baby.ru/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

5 комментариев

  • Анна, 28.09.2018

    Спа­сибо за советы. У нас недавно был слож­ный период, мне при­шлось срочно выхо­дить на работу, а дочке пойти в сад, конечно, поста­ра­лась ее к этому под­го­то­вить. Ей уже три года, конечно, испол­ни­лось, но ока­за­лась еще не готова. Много гово­рили, книги читали про садик, решила еще пода­вать ей вита­мины Бэби фор­мула Мишки Спо­кой­ствие — тут мята, мелисса, гли­цин в составе, в итоге все про­шло гораздо легче и спо­кой­нее, чем ожи­да­лось, поти­хоньку адаптируется.

    Ответить »
  • Наталья, 23.11.2017

    Внук в июле пошел в дет­ский сад.После месяца пре­бы­ва­ния забо­лел, 10 дней на больничном.Мальчику было 2,5 года. неделю похо­дили, опять забо­лели, 4 дня в саду, 2 недели болеем итак в тече­нии 2 меся­цев . В общей слож­номти в саду фак­ти­че­ское пре­бы­ва­ние 2,5 месяца. Утром, когда при­во­дят роди­тели в садик не пла­чет, спо­койно идет в группу, вече­ром домой. Маль­чик гово­рит на своем языке, общаться со сверст­ни­ками  ему трудно, соци­а­ли­за­ция поохо­дит очень сложно, вос­пи­та­тель жалу­ется, что малыш сры­вает заня­тия, не хочет играть с детками.Сам нахо­дит себе заня­тия, играет в логи­че­ские игры, соби­рает пазлы и т.д. Как помочь мальчику?

    Ответить »
    • wella, 24.11.2017

      Ната­лья, в ста­тье https://azbyka.ru/deti/adaptatsiya-detej-v-detsadu-postepenno-i-terpelivo  есть подроб­ное опи­са­ние видов адап­та­ции в дет­ском саду и советы специалистов.

      Что каса­ется соци­а­ли­за­ции, то для малыша она ока­за­лась слож­ной задачей.

      Ведь, чтобы научиться быть гиб­ким, нужны дру­же­ствен­ные взрос­лые, кото­рые бы каж­дый раз помо­гали в слож­ной ситу­а­ции, пока­зы­вая спо­собы пре­одо­ле­ния кон­фликта. И тогда ребе­нок посте­пенно, от ситу­а­ции к ситу­а­ции, научился бы сам нахо­дить вари­анты реше­ния слож­ных ситу­а­ций, ста­но­вился бы гибче в общении.

      Увы, в дет­саду такой под­держки со сто­роны вос­пи­та­теля не наблю­да­ется, т.к. тут физи­че­ски одному чело­веку не по плечу — помочь стро­ить отно­ше­ния всех детей со всеми.

      Вот и выхо­дит, как гово­рят спе­ци­а­ли­сты, что семь должна научить ребенка дру­жить и общаться с дет­ками. Потому что дет­сад – это что-то типа тре­ни­ро­воч­ной пло­щадки для уме­ния дру­жить и общаться вообще.

      Малень­кому чело­вечку для постро­е­ния своих отно­ше­ний в дет­саду нужно ощу­ще­ние без­опас­но­сти, т.е. он дол­жен быть уве­рен, что мама за ним при­дет и забе­рет, что она его любит. Мама вашего внука так и делает! — ска­жете вы. Да, но, воз­можно, где-то что-то не так пошло? Ведь, если бы ребе­нок шел в сад, будучи уве­рен в своих отно­ше­ниях с мамой, он бы мог спо­койно дру­жить с дру­гими детьми.

      Воз­можно, надо про­ана­ли­зи­ро­вать ситу­а­цию с этой стороны?

      Ответить »
  • Ольга, 18.03.2017

    Думаю, перед дет­ским садом нужно гото­вить ребенка и пси­хо­ло­ги­че­ски, и физи­че­ски. Из сво­его опыта могу ска­зать, что очень эффек­тив­ным ока­зался сироп Зай­чо­нок. Дочурка про­пила целый курс по совету педи­атра. Очень хоро­шее успо­ко­и­тель­ное сред­ство, да еще с вита­ми­ном С, кото­рый повы­шает иммунитет.

    Ответить »
    • Елена, 06.07.2017

      Ольга, спа­сибо за реко­мен­да­цию. А Вы давали 3 раза в день, как в инструк­ции? Как это сде­лать, если ребе­нок пол­дня в дет­ском саду, а утром ничего не хочет пить?

       

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки