«Блаженны миротворцы»: мир с Богом, ближними и самим собой

«Блаженны миротворцы»: мир с Богом, ближними и самим собой

(6 голосов4.5 из 5)

Какие ассо­ци­а­ции  у слова «миро­тво­рец»? Чело­век в каму­фляже, в каске и с авто­ма­том напе­ре­вес. Кто такие миро­творцы, о кото­рых ска­зано в Еван­ге­лии, и почему их назо­вут сынами Божи­ими, а глав­ное, для чего нам ста­но­виться похо­жими на них?

В эфире про­граммы «Слово» пра­во­слав­ного теле­ка­нала «Союз» веду­щая и про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап, док­тор бого­сло­вия, про­рек­тор по учеб­ной работе Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Ака­де­мии, про­дол­жают обсуж­дать Запо­веди бла­жен­ства и их оче­вид­ные и скры­тые духов­ные смыслы.

 – Отец Вла­ди­мир, в седь­мой запо­веди Гос­подь гово­рит: «Бла­женны миро­творцы, ибо они сынами Божи­ими наре­кутся». О каком мире идёт речь?

1542092753 25 d0bbd0b5d182 2 - «Блаженны миротворцы»: мир с Богом, ближними и самим собой – Мир в биб­лей­ском пони­ма­нии (еврей­ское слово «шалом» или гре­че­ское «ирини») озна­чает состо­я­нии при­ми­рён­но­сти чело­века с Богом, со всеми окру­жа­ю­щими, с самим собой.

Тем самым, мир – это некий идеал, к кото­рому стре­мится чело­век, и в кото­ром он обре­тает вот это сча­стье-бла­жен­ство, о кото­рых гово­рят все заповеди.

Дей­стви­тельно, если мы посмот­рим на нашу жизнь, то мы уви­дим, что она полна кон­флик­тов: кон­флик­тов на уровне семьи, кон­флик­тов на работе, кон­флик­тов в оче­ре­дях мага­зи­нов. И мно­гие люди при­выкли к тому, что состо­я­ние кон­фликта – это нор­маль­ное состо­я­ние их жизни. Они неком­фортно себя чув­ствуют, когда не нужно с кем-то вое­вать, конфликтовать.

Даже на под­со­зна­тель­ном уровне мно­гие из нас стре­мятся к кон­фликту как к про­стому спо­собу само­утвер­диться за счёт дру­гих, за счёт более сла­бых, за счёт под­чи­нен­ных, за счёт тех, кто не могут дать ответа или сдачи. 

Но это непра­виль­ный путь. Это путь само­утвер­жде­ния сла­бого чело­века – чело­века, кото­рый так и не рас­крылся в пол­ноту чело­ве­че­ской сущ­но­сти, так и не достиг пол­ноты сча­стья или бла­жен­ства, о кото­рых гово­рит нам Христос.

hristos - «Блаженны миротворцы»: мир с Богом, ближними и самим собой

Мир, кото­рый про­воз­гла­шает Хри­стос – это мир, при­хо­дя­щий от Бога. 

Вот этот боже­ствен­ный шалом сопро­вож­дает вет­хо­за­вет­ного веру­ю­щего на про­тя­же­нии всей исто­рии. Ново­за­вет­ная исто­рия рож­де­ния Хри­ста начи­на­ется с ангель­ского сла­во­сло­вия: «Слава в выш­них Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние», то есть бла­го­вест­вует земле вот это новое качество.

Если мы посмот­рим на пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние, то каж­дую службу начи­нает екте­нья, то есть про­тяж­ное моле­ние, она так и назы­ва­ется: «мир­ная ектенья». 

«Миром (или в мире) Гос­поду помо­лимся» – при­зы­вает диа­кон всех моля­щихся, поскольку вот этот мир и явля­ется пред­по­сыл­кой насто­я­щей молитвы. 

И в сле­ду­ю­щем про­ше­нии гово­рится «о свыш­нем мире» – о мире, кото­рый схо­дит свыше; о мире, кото­рый явля­ется не про­сто резуль­та­том наших чело­ве­че­ских дого­во­рён­но­стей, вре­мен­ного пре­кра­ще­ния кон­фликта, но речь идёт о том, что даёт нам Бог.

От чело­века зави­сит, при­ни­мает он этот боже­ствен­ный мир или нет. 

И поэтому пер­вая сту­пень – и самая важ­ная для обре­те­ния мира в душе, это обре­те­ние мира с Богом.

Если есть этот мир, есть пони­ма­ние того, что Бог, несмотря на все мои про­блемы, несмотря на все мои сла­бо­сти, грехи и несо­вер­шен­ства, любит меня – если чело­век осо­знал эту мысль, то соот­вет­ственно, этот боже­ствен­ный мир при­вно­сит в душу совер­шенно новое качество.

14 - «Блаженны миротворцы»: мир с Богом, ближними и самим собой

И этот мир начи­нает изли­ваться из чело­века и на дру­гих людей, на ближ­них. И тогда он пони­мает, что ни один самый «хоро­ший» или «при­ят­ный» кон­фликт не стоит нашего вни­ма­ния и усилий.

А ведь нередко мы эти кон­фликты про­иг­ры­ваем в голове, мы создаём какие-то внут­рен­ние диа­логи, мы во сне или наяву пыта­емся ска­зать людям то, что о них думаем, само­утвер­диться; про­иг­ры­ваем что-то из про­шлого или какие-то сценки из будущего.

О боль­шин­стве кон­флик­тов, в кото­рые мы сей­час вкла­ды­ваем свои силы и душу, через пять или десять лет мы даже не вспом­ним. Но эти кон­фликты оста­вят неза­мет­ные раны на нашем сердце. Эти раны могут кро­во­то­чить, даже если мы этого не осознаём. 

Поэтому чело­век на сле­ду­ю­щей сту­пени  сво­его духов­ного роста пони­мает, что пере­дать боже­ствен­ный мир дру­гим – это и есть его пред­на­зна­че­ние в жизни. Что жить в мире – пусть даже несо­вер­шен­ном, пусть даже и не иде­аль­ном, но, по край­ней мере, стре­миться к этому миру –  это и есть путь к истин­ному «я», к тому, чтобы стать насто­я­щим чело­ве­ком в отно­ше­ниях с окру­жа­ю­щими людьми.

Если чело­век дости­гает мира с Богом и дости­гает мира с ближ­ним, то он при­хо­дит и к миру с самим собой. То есть он при­ми­ря­ется с тем, где он сей­час нахо­дится, в каких жиз­нен­ных обстоятельствах. 

Он не ищет сча­стья или бла­жен­ства в каче­стве неко­его дви­же­ния к обла­да­нию чем-то, или к про­жи­ва­нию в каком-то кон­крет­ном городе, обла­да­нию опре­де­лён­ной мар­кой машины или каким-то гаджетом.

Он дово­лен тем, что у него есть, поскольку у него в душе есть этот мир. И тогда то, что чело­век имеет, ста­но­вится пово­дом для бла­го­да­ре­ния. А бла­го­да­ре­ние Богу, бла­го­да­ре­ние ближ­ним – это и есть состо­я­ние мира, кото­рое выра­жа­ется в словах.

Отец Вла­ди­мир, а как хри­сти­ан­ство отно­сится к войне и миротворчеству?

– Хри­стос при­но­сит на землю мир, Бог при­зы­вает к миру, но, тем не менее, мы живём в обще­стве, на пла­нете Земля, кото­рая под­вер­жена греху – греху пер­во­род­ному и греху человеческому.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви есть такой доку­мент – «Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции», при­ня­тый Архи­ерей­ским Собо­ром 2000 года. В нем одно­значно гово­рится: война – это зло, поскольку война, её источ­ник – это нена­висть, бра­то­убий­ствен­ная нена­висть; это то, что явля­ется ненор­маль­ным в меж­че­ло­ве­че­ских отношениях.

Война все­гда тем или иным обра­зом свя­зана с убий­ством дру­гих людей, с нане­се­нием уве­чий дру­гим людям, с раз­ру­ше­нием семей, с гибе­лью граж­дан­ского насе­ле­ния. Поэтому война явля­ется злом и в этом отношении.

С дру­гой сто­роны, тот же доку­мент «Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции» раз­де­ляет войны на агрес­сив­ные и обо­ро­ни­тель­ные. Агрес­сив­ная война, целью кото­рой явля­ется воен­ный захват ценой мно­гих чело­ве­че­ских жиз­ней какой-то дру­гой тер­ри­то­рии, попра­ние спра­вед­ли­во­сти, конечно, никоим обра­зом одоб­рена быть не может.

2c16f0f363a526bfff98f6ed5e06ebf3 - «Блаженны миротворцы»: мир с Богом, ближними и самим собой

Но бывают ситу­а­ции, и мы из исто­рии нашей страны видим, что очень много таких при­ме­ров, когда на нас кто-то напа­дает. Когда хри­сти­ане, кото­рые живут в той или иной стране, к сожа­ле­нию, не видят дру­гого выхода, если не помогли ни поли­тика, ни пере­го­воры, кроме как взять в руки ору­жие и защи­тить своих жён, детей, мате­рей; защи­тить всех тех, кто не может защи­тить себя сам.

И при этом хри­сти­ане, говоря о такой спра­вед­ли­вой, или обо­ро­ни­тель­ной, войне, кото­рая слу­жит защите тех, кто явля­ются неза­щи­щён­ными, слу­жит защите и вос­ста­нов­ле­нию спра­вед­ли­во­сти, – ука­зы­вают на слова Хри­ста о том, что «нет боль­шей любви, чем поло­жить душу свою (то есть свою жизнь) за други своя» – за своих дру­зей, за близ­ких людей.

Воин­ское слу­же­ние для Церкви явля­ется выс­шим изме­ре­нием любви, выс­шим слу­же­нием любви, когда чело­век отдаёт то, что на при­род­ном уровне не хочет отда­вать – свою жизнь. То есть он бро­сает всё бытие, всё своё сча­стье на этой земле, идёт в нече­ло­ве­че­ские, в тяжё­лые усло­вия войны. 

Но не для того, чтобы полу­чить какой-то кло­чок земли или какой-то тро­фей, а для того, чтобы жила его страна, чтобы жили его близ­кие люди. И поэтому такое слу­же­ние Цер­ко­вью дей­стви­тельно под­дер­жи­ва­ется и бла­го­слов­ля­ется.

Мы видим, что свя­щен­ники при­ни­мают актив­ное уча­стие в духов­ном окорм­ле­нии воин­ских частей. Заклю­ча­ются дого­во­рён­но­сти между Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью и Мини­стер­ством обо­роны, раз­лич­ными под­раз­де­ле­ни­ями,  есть инсти­тут вой­ско­вых свя­щен­ни­ков, тех, кто ока­зы­вает духов­ную под­держку нашим сол­да­там и во время воен­ных дей­ствий, и в мир­ное время.

Цер­ковь дей­стви­тельно пони­мает: война – это некая кри­зис­ная ситу­а­ция. Это ситу­а­ция, когда у чело­века рушатся все его при­выч­ные ори­ен­тиры, когда он вырван из обыч­ных усло­вий суще­ство­ва­ния, и перед ним осо­бенно остро встают вопросы: в чём смысл моей жизни, что будет со мной, если я умру сего­дня или зав­тра, зачем я жил все эти годы, как мне жить сей­час, к кому мне обра­титься с молит­вой, как сде­лать так, чтобы Бог услы­шал мои молитвы?

Цер­ковь пас­тыр­ски сопро­вож­дает вои­нов, бла­го­слов­ляя их рат­ный подвиг, но вме­сте с тем напо­ми­ная, что чело­век все­гда дол­жен оста­ваться чело­ве­ком. И даже если он нахо­дится вот в этой кро­ва­вой бойне и мясо­рубке, он дол­жен пом­нить о том, что и его враг – это тоже человек. 

Поэтому вот этот нрав­ствен­ный базис, этот нрав­ствен­ный импе­ра­тив, эта любовь к ближ­ним, в том числе и во время войны, ни в коем  слу­чае не должна исчез­нуть из сердца, в том числе из сердца воина.

 – А что зна­чит «быть сыном (или доче­рью) Божиими»?

– Нередко мы слы­шим, когда взрос­лые смот­рят на ребёнка: «Ой, как ты похож на маму или на папу, то же самое личико, глазки, ушки!»

Когда мы гово­рим о том, что хри­сти­а­нин явля­ется сыном или доче­рью Божией, мы имеем в виду, что, глядя на него, люди должны уви­деть Бога.  Уви­деть Его в дей­ствиях этого чело­века, в его поступ­ках, в том, как он себя ведёт, о чём он гово­рит, как он дей­ствует. Они могут и должны уви­деть его Небес­ного Отца.

Поскольку отец и сын, отец и дочь во мно­гом иден­тичны друг другу, хотя не равны, но между ними суще­ствует внут­рен­няя глу­бин­ная духов­ная связь.

Всё, что при­над­ле­жит отцу, при­над­ле­жит и сыну. Всё то, что отец во время вос­пи­та­ния сына смог в него вло­жить, про­яв­ля­ется в жизни ребёнка после того, как он ста­но­вится совершеннолетним.

Вме­сте с тем «сын Божий» – это и некий титул. В Вет­хом Завете это некое постав­ле­ние на осо­бое слу­же­ние. В запо­веди гово­рится о том, что эти люди будут названы сынами Божи­ими, то есть они пока, может быть, и не явля­ются тако­выми, пока они греш­ники, пока что ещё несут в мир кон­фликты, а не мир.

Когда про­ис­хо­дит изме­не­ние внутри чело­ве­че­ского сердца, когда чело­век осо­знает сла­дость и кра­соту боже­ствен­ного мира, в его жизни что-то начи­нает меняться, и этот чело­век постав­ля­ется на новое служение. 

Из обла­сти тьмы, греха, кон­фликта он постав­ля­ется  в область мира, света и радо­сти, сынов и доче­рей Божиих. 

И вме­сте с тем, если чело­век вос­при­ни­мает себя как сын Божий, как дочь Божия, ана­ло­гич­ным обра­зом он дол­жен вос­при­ни­мать и всех осталь­ных людей. Тогда все осталь­ные люди для него в бук­валь­ном смысле слова явля­ются бра­тьями и сёст­рами. Потому что отец у них био­ло­ги­че­ски может быть и раз­ный, но отец духов­ный у них один и тот же. Это Бог, Кото­рый даёт мир в их сердце.

Отно­ситься к даль­нему, к ближ­нему, к зна­ко­мому, к незна­ко­мому как к сво­ему брату и как к своей сестре – это и озна­чает при­знать отцов­ство Бога. 

При­знать то, что Бог явля­ется моим Отцом, а я по Его любви, а не по моим каким-то заслу­гам, явля­юсь Его сыном.

Рас­про­стра­нить эту радость, поде­литься ею с дру­гим, при­нять по отно­ше­нию к дру­гим людям – зна­чит, умно­жить коли­че­ство детей вот этой семьи Божией.

Беседа состо­я­лась в эфире про­граммы «Слово» пра­во­слав­ного теле­ка­нала «Союз»

Соб. инф.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки