Чтобы ребенок читал: пошаговое руководство для родителей

Чтобы ребенок читал: пошаговое руководство для родителей

(2 голоса5.0 из 5)

“Как сде­лать так, чтобы ребе­нок читал?” — с этим вопро­сом к дет­скому писа­телю Юлии Куз­не­цо­вой часто обра­ща­ются роди­тели нечи­та­ю­щих или не очень чита­ю­щих детей. Отве­том стала книга “Расчи­тайка”, в кото­рой мама троих детей и автор, пишу­щий для малы­шей и под­рост­ков, помо­гает роди­те­лям создать усло­вия для дет­ского чте­ния. И начать Юлия Куз­не­цова пред­ла­гает с про­стого, каза­лось бы, вопроса: “Зачем читать книги?”.

 

Почему родители хотят, чтобы дети читали?

Если поме­стить в поис­ко­вик запрос “Зачем детям читать книги?”, то обна­ру­жится целая под­борка ста­тей на раз­ных сай­тах, где разъ­яс­ня­ется польза чте­ния для ребенка.

Чаще всего в них упо­ми­на­ются позна­ва­тель­ная и вос­пи­та­тель­ная функ­ции чте­ния, а также улуч­ше­ние рече­вых спо­соб­но­стей малень­кого чело­века, кото­рый бла­го­даря чте­нию узнает много новых и кра­си­вых слов и начи­нает упо­треб­лять их в раз­го­воре. Но те ли это при­чины, по кото­рым стоит тре­бо­вать от детей “читать, читать и читать”, и лучше книги потолще, жела­тельно клас­сику, а не “эти твои комиксы по сотому разу”? Давайте разберемся.

В наше время удо­вле­тво­ре­ние позна­ва­тель­ной функ­ции пре­иму­ще­ственно взял на себя интер­нет. Про­ве­дем неболь­шой тест. Пред­по­ло­жим, что ребе­нок спро­сил вас: “Как воз­ни­кает тай­фун?”. Вы пред­ло­жите уточ­нить эту инфор­ма­цию в книге или возь­мете смарт­фон и най­дете все о тай­фу­нах, парал­лельно демон­стри­руя ребенку фото и видео? Ско­рее всего, вто­рое. А ребе­нок, наблю­дая за вами, сде­лает вывод: не зна­ешь — погугли.

Идем дальше. Вос­пи­та­тель­ная функ­ция. Как пока­зы­вает прак­тика, дети далеко не все­гда счи­ты­вают вос­пи­та­тель­ный посыл, кото­рый содер­жится в кни­гах, когда читают сами. Ведь им в первую оче­редь инте­ресна исто­рия. А вот морально-нрав­ствен­ный аспект, как пра­вило, всплы­вает при обсуж­де­нии книги со взрос­лыми, а еще лучше — когда эту книгу взрос­лый читает вслух и может про­го­во­рить какие-то темы по горя­чим следам.

Нако­нец, язык и речь. Зна­ете ли вы семьи, где взрос­лые раз­го­ва­ри­вают между собой, частенько исполь­зуя обо­роты со сни­жен­ной лек­си­кой и иди­о­мами, дале­кими от лите­ра­тур­ного языка, а их дети при этом выра­жа­ются “высо­ким шти­лем”? Нет! Даже пред­по­ло­же­ние зву­чит комично. Наобо­рот, часто нега­тивно судят о семье по детям, кото­рые грубо раз­го­ва­ри­вают на дет­ской пло­щадке: “Видно, дома такие обо­роты приняты”.

Чтобы знал и любил

Есть еще одна при­чина, кото­рая часто упо­ми­на­ется роди­те­лями и заслу­жи­вает отдель­ного вни­ма­ния. “Чтобы знал и любил клас­сику — это наша исто­рия” — совер­шенно спра­вед­ли­вая уста­новка. Детям важно знать и клас­сику, и историю.

А вот с “любить” слож­нее. Про­блема в том, что наше стар­шее, “бесфейс­буч­ное” поко­ле­ние отли­ча­ется от совре­мен­ных детей. Мы умели кон­цен­три­ро­ваться на боль­шом тек­сте. Нашим детям это трудно. Они вос­при­ни­мают инфор­ма­цию совер­шенно иными объ­е­мами. Им надо как можно быст­рее узнать, что, с кем и как при­клю­чи­лось. То есть кон­цен­тра­ция инфор­ма­ции на еди­ницу тек­ста обя­зана быть очень плотной.

А откройте роман Досто­ев­ского или Тол­стого. Сколько стро­чек посвя­щено опи­са­нию людей? А при­роды? Дело вовсе не в дет­ской лени. Дело в навыке счи­ты­вать и вос­при­ни­мать информацию.

Я думаю, каж­дый роди­тель и так обо всем этом дога­ды­вался. Почему же мы про­дол­жаем тре­бо­вать, чтобы дети читали тол­стые бумаж­ные книги? Можно с сожа­ле­нием кон­ста­ти­ро­вать: мно­гие делают это на авто­мате. Нас так учили, и мы так учим. Зачем? А кто его знает, хуже не будет.

Чтение — это удовольствие

В моей семье читают, прежде всего, для удо­воль­ствия. Так опре­де­ляет цель нашего чте­ния глава семьи, и я с ним пол­но­стью согласна. Мы любим читать, полу­чаем насла­жде­ние, когда зата­и­ва­емся где-то с кни­гой, нам нра­вится декла­ми­ро­вать понра­вив­ши­еся отрывки. Нам — это, прежде всего, взрос­лым. Но ана­ло­гич­ный посыл мы адре­суем и детям. Воз­можно, именно по этой при­чине у них был период, когда они увле­ка­лись только жур­на­лами, — вот уж где удо­воль­ствие от чтения!

Наша семья пред­по­чи­тает книги с яркими геро­ями, а еще — книги весе­лые и, нако­нец, такие книги, кото­рые вос­пи­ты­вают душу…

Но как узнать, что “заце­пит” вашего ребенка? Что пока­жется ему достой­ным вни­ма­ния и потра­чен­ного вре­мени? Это вопросы, кото­рые стоит задать напря­мую малень­кому чита­телю. А заодно уточ­нить: для чего, по его мне­нию, люди вообще читают книги?

Как поймать интерес ребенка?

Слож­нее — но цен­нее — не спус­кать ребенку дирек­тиву о том, почему он дол­жен читать, а пой­мать, как золо­тую рыбку, инте­рес самого ребенка. Почему это непро­сто? Потому что часто то, что дети счи­тают сто­я­щим вни­ма­ния, рас­це­ни­ва­ется взрос­лыми как вздор, пустяк или даже чушь какая-то.

Один мой зна­ко­мый ребе­нок долго рас­ска­зы­вал бабушке, как любит весе­лые стихи Гри­го­рия Остера, цити­ро­вал, разъ­яс­нял, что тут смеш­ного, однако бабушка лишь мах­нула рукой и ска­зала: “Лучше б ты Чехова читал, чест­ное слово!”.

Важ­нее не что-то вну­шить ребенку, а, наобо­рот, послу­шать то, что он ска­жет, вник­нуть в детали, про­де­мон­стри­ро­вать серьез­ное отно­ше­ние к ска­зан­ному, оце­нить доверие.

И поду­мать, как соеди­нить инте­рес ребенка с вашими пред­став­ле­ни­ями о дет­ском чте­нии. Навя­зать ребенку свои цели — читать нужно затем-то и затем-то — не получится!

Напри­мер, если ребе­нок любит собак, а вы меч­та­ете о том, чтобы он читал клас­си­че­ские про­из­ве­де­ния, стоит отпра­виться вдвоем в биб­лио­теку или мага­зин и поис­кать, какие рус­ские клас­си­че­ские про­из­ве­де­ния повест­вуют о соба­ках. Вы уди­ви­тесь, но, кроме “Каш­танки”, их обна­ру­жится немало.

Нужно учи­ты­вать и то, что цель чте­ния выби­ра­ется для кон­крет­ного момента или этапа жизни. Напри­мер, ребенка инте­ре­суют раз­ные меха­низмы. Тогда не стоит наста­и­вать на том, что “в твоем воз­расте пора читать рас­сказы Тол­стого, а не про машинки”, а подо­брать несколько книг об устрой­стве, ска­жем, поез­дов или автомобилей.

Если девочка обо­жает играть в куклы, но совсем не хочет читать, рас­ска­жите ей, что суще­ствует мно­же­ство заме­ча­тель­ных книг о кук­лах (… “Записки куклы” Вар­вары Андре­ев­ской, напри­мер). Нако­нец, есть обзоры, посвя­щен­ные тема­ти­че­скому выбору книг.

Так ведь и мы в нашей взрос­лой жизни: в труд­ную минуту при­бе­гаем к одному виду лите­ра­туры, в период загрузки рабо­чими зада­ни­ями — к дру­гому, а в отпуске — к тре­тьему. То, что мы обсуж­даем с ребен­ком цели его чте­ния, что-то сове­туя, в чем-то, наобо­рот, усту­пая, гото­вит его ко взрос­лой жизни. Когда ребе­нок под­рас­тет и столк­нется с мно­го­об­ра­зием жиз­нен­ных ситу­а­ций, то вос­поль­зу­ется при­выч­кой выби­рать книгу с уче­том обсто­я­тельств и, глав­ное, соб­ствен­ных желаний.

Для обсуж­де­ния целей чте­ния и книг, кото­рые вы хотите пред­ло­жить или пока­зать, стоит выбрать момент, когда ребе­нок не воз­буж­ден, не рас­строен, не хочет есть или спать, а, наобо­рот, рас­по­ло­жен к душев­ной беседе.

Как мотивировать ребенка к чтению книг

Как под­толк­нуть ребенка к тому, чтобы он сам решил, что есть смысл обра­титься к книге? Напри­мер, вы пла­ни­ру­ете летом поездку в Ита­лию, поку­па­ете путе­во­ди­тель и, выло­жив его на тум­бочку или стол, спра­ши­ва­ете: “Инте­ресно, а где в Ита­лии самая вкус­ная пицца?”.

Дели­тесь соб­ствен­ным опы­том: “Когда я езжу на работу, мне нра­вится читать при­клю­чен­че­ский роман: он отвле­кает меня от тес­ноты в метро”. Или: “Гово­рят, когда чита­ешь эту книгу, она меняет тебя изнутри”.

Что каса­ется меня, детей к чте­нию я ста­ра­юсь под­во­дить осто­рожно, избе­гая даже намека на обя­за­тель­ность. Говорю ино­гда: “Что-то грустно, так хочется чего-то смеш­ного!”. И дети бегут с пред­ло­же­нием почи­тать мне вслух…

Еще один мой люби­мый прием — ссы­латься на зна­чи­мых взрос­лых. У меня есть взрос­лые подруги, кото­рых обо­жает дочка. Поэтому когда я говорю: “Тома посо­ве­то­вала пока­зать тебе эту книгу по такой-то при­чине”, дочь все­гда про­яв­ляет к пред­ло­жен­ному изда­нию интерес.

И, нако­нец, я часто объ­яс­няю детям, в какую ситу­а­цию им пред­стоит попасть, и прошу подо­брать книгу. Напри­мер: “В само­лете ты смо­жешь смот­реть мульт­фильмы, но при взлете и посадке элек­трон­ные при­боры нужно выклю­чить. Давай поду­маем, какую книгу тебе взять с собой, ведь посадка может затя­нуться”. Или еще проще: “Мы сего­дня едем на метро в театр. Как счи­та­ешь, какая книжка поме­стится в мою сумочку?”.

Запрещенные фразы

И вот что еще важно. Объ­яс­няя ребенку, зачем ему читать, помните, чего точно не стоит говорить.

Не стоит пред­ла­гать ребенку книгу со сло­вами: “Держи, вот тебе энцик­ло­пе­дия! Хоть что-нибудь полез­ное узна­ешь, а то рас­тешь оболтусом!”.

И уж конечно, не стоит озву­чи­вать ребенку цель его чте­ния таким обра­зом: “На тебе книгу, тут про такого же хули­гана, как ты. Может, как и он, пере­вос­пи­та­ешься в конце кон­цов”. Дети — тон­кие и рани­мые суще­ства, они пре­красно улав­ли­вают из тек­ста, на кого из героев они похожи, и, если этот герой далек от совер­шен­ства, не оби­жайте детей — не под­чер­ки­вайте этого сход­ства вслух.

“Закон­чить книгу побыст­рее” — тоже не самая бла­го­вид­ная цель чте­ния, поэтому, пожа­луй­ста, избе­гайте фраз вроде: “Я знаю, что ты нена­ви­дишь клас­сику, но про­чти пять стра­ниц — и можешь дальше смот­реть своих „Сме­ша­ри­ков“”. Любви к чте­нию в этом слу­чае можно не дождаться никогда…

Одна моя зна­ко­мая муд­рая вос­пи­та­тель­ница дет­ского сада вздыхала:

— Все роди­тели, заби­рая ребенка, спра­ши­вают: “Что давали на обед?”. И как мало людей спра­ши­вают: “А что вам сего­дня читали после тихого часа?”.

А ведь и правда, если мы, роди­тели, по дороге из сада или школы будем рас­спра­ши­вать ребенка не о том, что он ел, а зачем, по его мне­нию, люди читают, мы уди­вимся, насколько глубже и инте­рес­нее ста­нут наши отношения.

Из книги “Расчи­тайка”. Юлия Куз­не­цова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки