Дмитрий Володихин: «Энциклопедия для детей» и «имперская» фантастика

Дмитрий Володихин: «Энциклопедия для детей» и «имперская» фантастика

(2 голоса5.0 из 5)

Имена лау­ре­а­тов Пат­ри­ар­шей лите­ра­тур­ной  пре­мии  имени свя­тых Кирилла и Мефо­дия снова названы. Чем этот факт может быть инте­ре­сен  роди­те­лям школь­ни­ков и моло­дым людям?

Воз­можно, пре­мия под­ска­жет им, каких совре­мен­ных авто­ров читать и пред­ла­гать детям, чтобы про­буж­дать инте­рес к печат­ному слову.

Встретиться с хорошей  книгой. Как?

Еще в марте 2019 года, обра­ща­ясь к юным чита­те­лям в День пра­во­слав­ной книги, Пат­ри­арх Кирилл ска­зал: «Встречи с кни­гой… могут помочь вам опре­де­лить жиз­нен­ный путь», и с этими сло­вами трудно не согласиться.

IMG 3103 - Дмитрий Володихин: «Энциклопедия для детей» и «имперская» фантастикаНо как роди­те­лям и детям встре­титься с нуж­ной кни­гой – сори­ен­ти­ро­ваться, что, соб­ственно, читать, в потоке лите­ра­туры, кото­рая выхо­дит спон­танно, а ее тиражи, попу­ляр­ность  и про­да­ва­е­мость зави­сят не от оце­нок кри­ти­ков, а зача­стую от спон­сор­ской помощи и мате­ри­аль­ных воз­мож­но­стей авторов?

На самом деле, про­блема круга чте­ния, осо­бенно для детей, под­рост­ков и моло­дых людей сего­дня  существует.

В совет­ские годы было намного проще – в потоке инфор­ма­ции  помо­гали разо­браться тол­стые лите­ра­тур­ные жур­налы, где пуб­ли­ко­вали про­из­ве­де­ния или отрывки из пове­стей и рома­нов  луч­ших  оте­че­ствен­ных авторов.

Про­ли­став такой жур­нал, можно было сразу идти в книж­ный мага­зин и уве­ренно при­об­ре­тать новинки.

Сего­дня  есть отзывы  в интер­нете, но ни для кого уже не сек­рет, что боль­шин­ство из них имеют ком­мер­че­ское про­ис­хож­де­ние – их пишут на заказ под­го­тов­лен­ные жур­на­ли­сты и  копи­рай­теры, так что вопрос – можно ли дове­рять отзы­вам о кни­гах в сети, – по-преж­нему остается.

Так как же понять, что достойно вни­ма­ния  и что выбрать в потоке выхо­дя­щих из печати книг? Оста­ются пре­мии, кото­рые во мно­гом отра­жают совре­мен­ные тен­ден­ции, ведь в пре­ми­аль­ных жюри обычно рабо­тают про­фес­си­о­налы, истин­ные цени­тели  рус­ской сло­вес­но­сти, зна­токи  слога, сти­лей и жан­ров, кото­рые выно­сят, как пра­вило, вер­ный и  спра­вед­ли­вый вердикт.

Для пра­во­слав­ных  чита­те­лей ори­ен­тир в мире совре­мен­ной лите­ра­туры – это  Пат­ри­ар­шая лите­ра­тур­ная пре­мия имени свя­тых Кирилла и Мефо­дия.   По оценке ответ­ствен­ного редак­тора «Пра­во­слав­ного книж­ного обо­зре­ния» Мак­сима Боль­ша­кова, «про­из­ве­де­ния номи­нан­тов пре­мии – это насто­я­щая лите­ра­тура, глу­бинно свя­зан­ная с Пра­во­сла­вием… Пра­во­слав­ная лите­ра­тура нашего Оте­че­ства чрез­вы­чайно инте­ресна и раз­но­об­разна, но, к сожа­ле­нию, мало известна широ­кой пуб­лике. Ее попу­ля­ри­за­ции в зна­чи­тель­ной сте­пени и слу­жит Пат­ри­ар­шая лите­ра­тур­ная премия».

Кратко о премии

Пре­мия имени свя­тых учи­те­лей сло­вен­ских рав­ноап­о­столь­ных Кирилла и Мефо­дия учре­ждена в 2009 году по лич­ной ини­ци­а­тиве  Свя­тей­шего Пат­ри­арха Кирилла. Она не имеет ана­ло­гов в исто­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и дру­гих Помест­ных Церквей.

И, что очень зна­чимо, пре­мия  при­суж­да­ется  не за отдель­ное про­из­ве­де­ние, а за всё твор­че­ство автора, точ­нее, как гово­рится в Поло­же­нии, «…за суще­ствен­ный вклад в утвер­жде­ние духов­ных и нрав­ствен­ных цен­но­стей в жизни совре­мен­ного чело­века, семьи и обще­ства, обо­га­тив­ших рус­скую литературу».

В этом году про­фес­си­о­наль­ное жюри пре­мии (Совет попе­чи­те­лей) в девя­тый раз опре­де­ляло луч­ших писа­те­лей и поэтов с хри­сти­ан­ским миро­воз­зре­нием, при­вно­ся­щим это духов­ное виде­ние мира в оте­че­ствен­ную словесность.

Лау­ре­а­тами Пат­ри­ар­шей лите­ра­тур­ной пре­мии 2019 года объ­яв­лены Дмит­рий Воло­ди­хин, Алек­сандр Стри­жёв и Михаил Тарковский.

IMG 4845 - Дмитрий Володихин: «Энциклопедия для детей» и «имперская» фантастика

Кратко говоря об авто­рах, заметим:

Дмит­рий Воло­ди­хин – исто­рик, писа­тель и лите­ра­тур­ный кри­тик, член Союза писа­те­лей Рос­сии, чьи про­из­ве­де­ния посвя­щены рус­скому сред­не­ве­ко­вью и дру­гим пери­о­дам род­ной исто­рии и охва­ты­вают раз­лич­ные жанры: от моно­гра­фий и науч­ных ста­тей и учеб­ных посо­бий до худо­же­ствен­ной прозы.

Алек­сандр Стри­жёв – исто­рик рус­ской куль­туры, писа­тель и лите­ра­ту­ро­вед, член Союза писа­те­лей Рос­сии и несколь­ких круп­ных обще­ственно-науч­ных орга­ни­за­ций, имеет  орден свя­ти­теля Инно­кен­тия Мос­ков­ского, а также медали Ака­де­мии рос­сий­ской сло­вес­но­сти «Рев­ни­тель про­све­ще­ния» и обще­ства «Радо­неж».

Михаил Тар­ков­ский – писа­тель и поэт, лау­реат четы­рех круп­ных лите­ра­тур­ных пре­мий, в числе кото­рых пре­мия «Ясная Поляна» (побе­ди­тель в номи­на­ции «ХХI век»).

Позна­ко­миться с твор­че­ством  и жиз­нен­ными пози­ци­ями  этих авто­ров  можно бла­го­даря жур­налу «Книж­ное обо­зре­ние», выпуск кото­рого посвя­щен Пат­ри­ар­шей премии.

Нужны новые Пушкины

В своем слове на цере­мо­нии награж­де­ния  Свя­тей­ший Пат­ри­арх  напом­нил о при­бли­жа­ю­щейся дате – 220-летии со дня рож­де­ния Алек­сандра Пуш­кина, и отме­тил: «Нам нужны новые «Пуш­кины», кото­рые могли бы чув­ства доб­рые лирой про­буж­дать, не иде­а­ли­зи­руя, но и не опош­ляя при этом мир суще­ству­ю­щий, а сви­де­тель­ствуя о выс­ших исти­нах, стре­миться к позна­нию кото­рых при­зван каж­дый человек».

Раз­мыш­ляя о совре­мен­ных куль­тур­ных вызо­вах, Пред­сто­я­тель выра­зил сожа­ле­ние, что сего­дня боль­шин­ством писа­те­лей и чита­те­лей «…лите­ра­тур­ное твор­че­ство вос­при­ни­ма­ется как свое­об­раз­ная форма игры, где нет и не может быть…сколь-либо серьез­ных и глу­бо­ких идей.

Тор­же­ство ниги­лизма и эсте­тики дека­данса, цинич­ного гедо­низма и вызы­ва­ю­щего эпа­тажа – вот печаль­ные плоды пост­мо­дер­нист­ской реаль­но­сти в литературе».

При этом Пат­ри­арх под­черк­нул, что в обще­стве есть запрос «…на поиск насто­я­щего, жажду под­лин­ного в мире соци­аль­ных и куль­тур­ных деко­ра­ций.  Сего­дня нам нужна лите­ра­тура, кото­рая бы при­ми­рила пост­мо­дер­нист­скую реаль­ность с веч­ными нрав­ствен­ными прин­ци­пами и ценностями…»

Почему для Церкви важно то, что про­ис­хо­дит сего­дня в оте­че­ствен­ной сло­вес­но­сти? «…Именно в лите­ра­туре рус­ская куль­тура нашла самое глу­бо­кое выра­же­ние: лите­ра­ту­ро­цен­тризм — одна из ее сущ­ност­ных особенностей…

Не будет пре­уве­ли­че­нием ска­зать, что буду­щее Рос­сии напря­мую свя­зано с буду­щим ее лите­ра­туры. Если не будет по-насто­я­щему зна­чи­тель­ной рус­ской лите­ра­туры, не будет и насто­я­щей глу­бин­ной Рос­сии, кото­рую мы любим и кото­рой так дорожим.

Очень наде­юсь, что уси­ли­ями Церкви, писа­те­лей и всех нерав­но­душ­ных к судь­бам оте­че­ствен­ной сло­вес­но­сти людей в нашем обще­стве будет воз­рож­даться роль лите­ра­туры как важ­ного про­стран­ства духов­ной жизни…»,– заклю­чил Патриарх.

Писатель для подростков и молодежи

Среди побе­ди­те­лей пре­мии-2019 ока­зался автор, активно пишу­щий для под­рас­та­ю­щего поко­ле­ния  – Дмит­рий Воло­ди­хин. Рас­ска­жем подроб­нее о нем самом и его про­из­ве­де­ниях, кото­рые, воз­можно,  при­жи­вутся на вашей книж­ной полке.

Только факты

Дмит­рий Михай­ло­вич Воло­ди­хин  родился 1 июня 1969 года в Москве, окон­чил исто­ри­че­ский факуль­тет МГУ. 123 - Дмитрий Володихин: «Энциклопедия для детей» и «имперская» фантастикаСпе­ци­а­ли­зи­ру­ется на исто­рии сред­не­ве­ко­вья (Русь), палео­гра­фии, рабо­тает на кафедре источ­ни­ко­ве­де­ния и исто­рио­гра­фии  МГУ,  в 2014 году утвер­жден в зва­нии про­фес­сора. Кре­стился в 2001 году.

В своих кни­гах он создал исто­ри­че­ски точ­ные и  при этом лите­ра­турно-худо­же­ствен­ные порт­реты мит­ро­по­лита Мос­ков­ского Филиппа, Пат­ри­арха Мос­ков­ского Гер­мо­гена,  свя­тых Петра и Фев­ро­нии Муром­ских, осво­бо­ди­те­лей Пожар­ского и кн. Тру­бец­кого, Ивана Гроз­ного, царя Фео­дора и дру­гих духовно-исто­ри­че­ских дея­те­лей, пре­ло­мив их образы через хри­сти­ан­ский эти­че­ский идеал.

Мно­гие его  исто­ри­че­ские порт­реты вышли в зна­ме­ни­той  серии «ЖЗЛ».

Из прозы и пуб­ли­ци­стики автора широко извест­ными стали романы «Пол­день сего­дняш­ней ночи» (2000 г.), «Золо­тое солнце» (2002 г.), «Убить миро­творца» (2003 г.), «Кон­ки­ста­дор» (2004 г.), Доб­ро­во­лец» (2007 г.) «Мастер побега» (2012 г.), «Смерт­ная чаша» (2018 г.), а также мно­го­чис­лен­ные пове­сти, рас­сказы и эссе.

Фантастика бывает  и такой

Отме­тим также,  что Дмит­рий Воло­ди­хин – один из осно­ва­те­лей объ­еди­не­ния писа­те­лей-фан­та­стов импер­ско-пат­ри­о­ти­че­ского направ­ле­ния, в кото­рое вошли исто­рики, жур­на­ли­сты и лите­ра­тур­ные кри­тики. Эта лите­ра­турно-фило­соф­ская группа полу­чила назва­ние «Бастион». Кроме того,  Дмит­рий Михай­ло­вич вел семи­нар для начи­на­ю­щих писа­те­лей-фан­та­стов «Малый бастион»

Тру­дился редак­то­ром в изда­тель­стве «Аванта+», «Пла­нета». Руко­во­дил про­ек­тами «Анто­ло­гия миро­вой дет­ской лите­ра­туры», «Анто­ло­гия миро­вой фантастики».

Также создал и воз­гла­вил соб­ствен­ное изда­тель­ство «Ману­фак­тура». Осно­вал жур­нал «Рус­ское сред­не­ве­ко­вье», в кото­ром был глав­ным редак­то­ром. В раз­ное время сотруд­ни­чал с жур­на­лами «Поли­ти­че­ский жур­налъ», исто­рико-куль­тур­ным жур­на­лом «Свой».

Награж­ден пре­ми­ями  им. мит­ро­по­лита Мака­рия (Бул­га­кова), жур­нала «Москва», пре­ми­ями им. Хомя­кова,  им. Дани­лев­ского, им. Алек­сандра Грина, пре­мии «Хро­но­граф» и т.д.

Отме­чен пре­зи­дент­ской пре­мией в обла­сти обра­зо­ва­ния – за работу над про­све­ти­тель­ской серией «Энцик­ло­пе­дия для детей».

В одном из своих интер­вью Дмит­рий  Михай­ло­вич поде­лился: «На мой взгляд, сей­час писа­тель дей­стви­тельно важ­ная фигура лишь в несколь­ких сферах.

Это, конечно же, дет­ская лите­ра­тура, ее выхо­дит много. Это также худо­же­ственно-био­гра­фи­че­ская проза. И, навер­ное, что-то еще живо в фан­та­стике, в исто­ри­че­ском романе.

За пре­де­лами этих сфер роль писа­теля, на мой взгляд, упала. И сей­час крайне незна­чи­тель­ное коли­че­ство писа­те­лей явля­ется веду­щими фигу­рами в куль­тур­ном про­стран­стве России.

Раз­мыш­ляя  о жанре фан­та­стики,  автор ска­зал: «В послед­нее время в рус­ской фан­та­стике образ  буду­щего Рос­сии дво­ится. Суще­ствуют два сце­на­рия. Один из них – «СССР‑2». Не могу о нем ска­зать ничего хоро­шего. На мой взгляд, что скон­ча­лось – то скончалось.

IMG 3012 - Дмитрий Володихин: «Энциклопедия для детей» и «имперская» фантастика

А вто­рой про­ект инте­рес­нее – это «Рос­сий­ская Империя‑2». Не воз­вра­ще­ние Рос­сии в XIX век, но стро­и­тель­ство в нашей дер­жаве при уча­стии Церкви креп­кого монар­хи­че­ского госу­дар­ства с при­це­лом на отда­лен­ное буду­щее в соеди­не­нии с тех­ни­че­ским прогрессом…»

Небесная страна и цветок с Мадагаскара

Дмит­рий Воло­ди­хин, как и мно­гие люди пера,  про­яв­ляет  свои даро­ва­ния не только в про­за­и­че­ских жан­рах. Вот, напри­мер, его сти­хо­тво­ре­ние  «Небес­ная страна».

В краях дале­ких, на пороге мира
Упря­тана небес­ная страна.
Устав­шим душам лас­кою эфирной
Дает отдох­но­ве­ние она.

В лугах цве­ту­щих, средь хол­мов зеленых
Постав­лен Богом теса­ный чертог,
Где вся­кий без надежд в мечту влюбленный
Кня­гиню сно­ви­де­ний видеть мог.

Там между сосен вьется путь неторный,
В при­бое песню моря волны ткут,
И маль­чик с девоч­кой среди небес озерных
Кото­рый год на лодочке плывут.

Также писа­тель про­бует  силы в каче­стве сце­на­ри­ста. Но здесь тре­бу­ется неболь­шая предыстория.

IMG 3118 - Дмитрий Володихин: «Энциклопедия для детей» и «имперская» фантастика

Недавно на сто­лич­ных под­мост­ках  появи­лось  новое зре­лищ­ное пред­став­ле­ние для детей и под­рост­ков, кото­рое, кроме зре­лищ­но­сти, несет в себе хри­сти­ан­ские смыслы. Это музы­каль­ный спек­такль «Цве­ток с Мада­га­скара», создан­ный в стиле дет­ской оперетты.

Пре­мьера  пред­став­ле­ния состо­я­лась 20  марта 2019 года в  День пра­во­слав­ной книги, про­хо­див­ший в Зале цер­ков­ных собо­ров Храма Хри­ста Спа­си­теля в Москве.

Вокаль­ные дан­ные и игра моло­дых акте­ров Мос­ков­ской филар­мо­нии никого не оста­вили равнодушными.

Зри­тели уви­дели фее­рич­ное зре­лище, чем-то напо­ми­на­ю­щее «Юнону и Авось», неко­гда постав­лен­ную  сто­лич­ным теат­ром  «Лен­ком» по про­из­ве­де­нию Андрея Воз­не­сен­ского в 1981 году. Навер­ное, эта парал­лель  неслу­чайна, ведь лен­ко­мов­ская поста­новка была про­ни­зана рели­ги­оз­ными смыс­лами и на тот момент  для  совет­ского поко­ле­ния моло­дежи 80‑х стала неким откро­ве­нием о вере.

«Цве­ток с Мада­га­скара» – дет­ско-юно­ше­ская вер­сия в чем-то подоб­ного спектакля.

Его зри­тели тоже стали сви­де­те­лями лири­че­ской исто­рии, кото­рая не явля­ется вымыс­лом – неко­гда она на самом деле про­ис­хо­дила  в Рос­сии, но, конечно,  худо­же­ственно пре­об­ра­жена  твор­че­ским  виде­нием  автора.

Зри­тели  вку­сили воль­ный ветер пере­мен пет­ров­ской  эпохи  – дух мор­ских при­клю­че­ний,  упо­и­тель­ной гар­де­ма­рин­ской  роман­тики и непо­бе­ди­мой любви двух сер­дец, кото­рые соеди­нило общее душев­ное стрем­ле­ние  – стрем­ле­ние к насы­щен­ной жизни души  и про­све­ще­нию через книгу.

Спек­такль поста­вил  извест­ный сто­лич­ный режис­сер и про­дю­сер Алек­сандр Поля­ков по книге «Суха­рева башня», кото­рую напи­сала О. Ива­нова-Голи­цына (книга  выпу­щена изда­тель­ством «Лингва‑Ф» и полу­чила пре­мию кон­курса «Про­све­ще­ние через книгу» Изда­тель­ского Совета РПЦ).

IMG 3202 - Дмитрий Володихин: «Энциклопедия для детей» и «имперская» фантастика

А вот сце­на­рий для музы­каль­ного спек­такля  по этому про­из­ве­де­нию  создал  лау­реат  Пат­ри­ар­шей лите­ра­тур­ной пре­мии имени Кирилла и Мефо­дия в 2019 году  писа­тель Дмит­рий Володихин.

Вален­тина Киденко

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки