«Даешь комфортного Бога», или для чего строгость в церковном воспитании?

 «Даешь комфортного Бога», или для чего строгость в церковном воспитании?

(5 голосов5.0 из 5)

В  соц­се­тях мы встре­ти­лись с необыч­ным откро­ве­нием. Автор строк –  моло­дой папа лет трид­цати. Немного при­га­сив агрес­сив­ную рито­рику и энер­гич­ную лек­сику,   пере­да­дим суть ска­зан­ного. Она – в трех сло­вах: меня воцер­ков­ляли насильно!

«Хочу, чтобы мои дети жили без напрягов»

Вот что пишет суро­вый обли­чи­тель пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния: «Женился, роди­лась дочка, пла­ни­рую еще детей. Спо­рим с женой, как вос­пи­ты­вать. Она уже решила отдать дочь в вос­крес­ную школу и думает, как будем её воцерковлять.

… А я про­тив! Дочку мы окре­стили, но вести ее лет с двух на заня­тия при храме счи­таю лиш­ним.  Хочу, чтобы мои дети жили без напря­гов, чтобы сами решали, надо им это или нет.

Делюсь своей исто­рией, пере­жить такое – не дай Бог!

Меня  мама лет с шести  воцер­ков­ляла. Одна цер­ков­ная зна­ко­мая строго ска­зала: «Ты чего детей не постишь?  В ад захо­тела!»  Вскоре в пост из дома про­пало всё сладкое.

32ee9122c6db396ab11a5d80b7e380de -  «Даешь комфортного Бога», или для чего строгость в церковном воспитании?

Потом мать поса­дила нас с бра­том на капу­сту и чече­вицу с вине­гре­том. Мы росли, самый воз­раст, жрать-то очень хоте­лось. Я к соседке бегал за кус­ком кол­басы, брат – к одно­класс­нику за бутер­бро­дом с маслом.

В школе все при­но­сили колу и чипсы, а мы этой радо­сти были лишены: хоть и не ско­ром­ное, а батюшка бало­вать не велел.

Дома застав­ляли молиться на коле­нях. Читать утрен­нее и  вечер­нее пра­вило. Ничего не пони­мали, буб­нили авто­ма­ти­че­ски, спали на ходу.

Каж­дое вос­кре­се­нье нас рано вытас­ки­вали из постели, в любую погоду тащили в храм. Спали и там, при­ту­ля­ясь к стене. Духота, наро­дищу – нас, паца­нов, совсем зати­рали, ничего не было видно. Правда,  «Отче наш» и «Верую» мы с бра­том выучили наизусть.

Если по-чест­ному, то цер­ковь  в дет­стве нена­ви­дел – и елей­ных при­хо­жа­нок, и отцов, и бабок. И дол­гие непо­нят­ные и невнят­ные службы. Выста­и­вал через силу. Ноги туда не шли.

Мать нас обоих отдала в вос­крес­ную школу, даже не спро­сив. Поры­ва­лись не ходить – нас нака­зы­вали, гулять не пус­кали, не поку­пали вещи. А там ску­ко­тища. После уро­ков охота отдох­нуть, а там – опять учись. Правда, как устро­ено бого­слу­же­ние, знаем. Собы­тия Вет­хого и Нового Заве­тов – пом­ним, детям нашим будет что рассказать.

Но это сей­час, а тогда было оттор­же­ние цер­ков­ного. Нас, может, этим пере­кор­мили. Мно­гое через силу делали, даже назло. До того раз­дра­жало, аж бесило всё: и музыка цер­ков­ная, и крест­ные ходы, и яйца-куличи, и как на улице христосуются.

Матери давно нет, брат уехал, но я в храм хожу, чту празд­ники, испо­ве­ду­юсь, при­ча­ща­юсь. Только когда меня пере­стали цер­ко­вью напря­гать, я  сам стал читать, раз­би­раться, кое-чем инте­ре­со­ваться. У меня есть опыт­ный духов­ник. До того как дочка роди­лась, ездили с женой по свя­тым местам. Венчанные.

Но что бы я своих детей так воцер­ков­лял… Да ни за что! Пусть у них не будет напря­гов. Пусть в жизни у них будет пол­ный душев­ный и физи­че­ский ком­форт, кото­рого мы  в свое время были лишены. Пусть выби­рают, не из-под палки. Пусть счаст­ливы будут.

Пусть в «художку» лучше ходят, чем в вос­крес­ную школу! Вырас­тут – сами пой­мут, надо им в цер­ковь или не надо.

Роди­тели, вклю­чайте мозги! Здо­ро­вый сон ребенку важ­нее, чем потол­каться среди взрос­лых в душ­ном  и непо­нят­ном им месте. А в пост еще мик­ро­эле­мен­тов недо­по­лу­чат, будет ане­мия. Малень­ким детям вообще не в тему.

Андрей».

“По плодам их…”

Ком­мен­ти­руя  запись сер­ди­того и раз­гне­ван­ного поль­зо­ва­теля соц­се­тей по имени Андрей, хочется кое с чем согласиться.

Пост для мла­ден­цев – дей­стви­тельно, вопрос непро­стой. Тут может учи­ты­ваться осо­бое мне­ние педи­атра (если ребе­нок не совсем здо­ров) и воз­можны послабления.

Но совсем отка­заться от поста вряд ли пра­вильно – ведь именно в дет­стве закла­ды­ва­ются навыки и сце­на­рии, кото­рые фор­ми­руют при­вычки и пове­ден­че­ские нормы в более зре­лом и осо­знан­ном возрасте.

Отча­сти согла­симся и насчет излиш­ней стро­го­сти. Может быть, Андре­ева мама  дей­стви­тельно где-то «пере­жала» – можно было воз­дей­ство­вать на детей дели­кат­нее, мягче.

И всё же – налицо любо­пыт­ный факт. Пара­докс! Да, о своем про­шлом автор строк гово­рит не без сожа­ле­ния. Жаль вре­мени, кото­рое в дет­стве не доиг­рал и не добе­гал со сверст­ни­ками. Жаль несъе­ден­ных чип­сов и недо­пи­той колы. Про­шед­ших мимо Андрея в пост бутер­бро­дов и котлет.

Как бы ни было трудно и плохо насильно воцер­ко­в­лен­ному под­ростку тогда – но, глав­ное, сей­час, входя в пору зре­ло­сти, чело­век оста­ется воцерковлённым!

Ему есть, что рас­ска­зать детям о своей вере. У него есть духов­ник. Он участ­вует в цер­ков­ной жизни, почи­тает свя­тыни, паломничает.

Не  будем строго судить ни маму, ни самого Андрея. Может, и можно было не так стро­жить сыно­вей. И ино­гда раз­ре­шать пачку чип­сов и дол­гую про­гулку. И пару раз не пойти в храм под дождём. Методы вос­пи­та­ния у всех разные.

И всё-таки, ска­зано нам – «по пло­дам их узна­ете их».

Плод стро­гого, а, может, и черес­чур стро­гого цер­ков­ного вос­пи­та­ния – в том, что Андрей не ото­шел от Церкви, не отка­зался от  её Свя­тых Таинств, а зна­чит, мамина цель достиг­нута: мамы нет рядом, никто больше не вос­пи­ты­вает, но Андрюша теперь – чело­век цер­ков­ный. И, похоже, тако­вой будет и создан­ная им семья.

“Без напрягов”

А теперь немного отой­дем от исто­рии Андрея и пораз­мыш­ляем: что будет, если после­до­вать его совету и предо­ста­вить детям пол­ную сво­боду выбора?

Всё ли в жизни мы можем делать только по жела­нию, не застав­ляя себя?

Возь­мем ту же школу. Если делать уроки раз от раза и не при­нуж­дать учить таб­лицу умно­же­ния и пра­вила,  то вскоре ребе­нок оста­нется на вто­рой год. Не захо­чет напря­гаться дальше – не освоит про­грамму и не сдаст ОГЭ. А там и до про­вала на ЕГЭ недалеко.

Кстати, про­блема при­вычки к раз­вле­че­ниям без гра­ниц создает труд­но­сти школь­ным учи­те­лям. Зави­сая в соц­се­тях и бес­ко­неч­ных раз­вле­ка­тель­ных роли­ках и кли­пах, шко­ляры отвы­кают сосре­до­та­чи­ваться на серьез­ном мате­ри­але. Вос­при­ни­мать важ­ное и полез­ное им всё труднее.

Подоб­ное раз­вле­че­ние  и отвле­че­ние как тягост­ная при­вычка рас­хо­ла­жи­вает и духовно.

Отвы­кая напря­гаться, делать духов­ные уси­лия, застав­лять себя, вряд ли можно достойно под­го­то­виться к испо­веди, достойно помо­литься,  достойно и пра­вильно про­ве­сти пост.

Мы настолько при­выкли к ком­форту, что зача­стую под­ме­няем им более важ­ные вещи. Из-за при­вя­зан­но­сти к удоб­ству мы не только отлы­ни­ваем от посе­ще­ния литур­гии, от под­го­товки к таин­ствам, от помощи нашим ближ­ним, но и скло­ня­емся ко греху.

Леность и празд­ность – всё чаще во главе семей­ного угла, и им, как писал клас­сик, в тех­но­ло­гич­ном и удоб­ном ХХI  веке «все воз­расты покорны»

Сло­вом, ста­вить ком­форт, здо­ро­вье и удо­воль­ствия ребенка выше необ­хо­ди­мо­сти его воцер­ко­в­ле­ния – весьма опас­ный путь в воспитании.

«Бог без напря­гов» может обер­нуться для ребёнка рас­слаб­ля­ю­щей сво­бо­дой, в кото­рой Все­выш­ний так и оста­нется для малень­кого хри­сти­а­нина посторонним.

Если же кру­пицы цер­ков­ного созна­ния будут зало­жены с дет­ства, то в зре­ло­сти, когда чело­век почув­ствует потреб­ность в бого­об­ще­нии – он навер­няка обра­тится. И то, что было в зачатке, воз­можно, даст доб­рые всходы.

Такое важное постоянство

Итак, вос­пи­таем при­вычку к цер­ков­ной жизни, молитве и посту прежде всего в себе – и тогда нашим детям такой образ жизни будет казаться чем-то естественным.

О посто­ян­стве в вопро­сах веры и цер­ков­ной жизни и понуж­де­нии себя  в ней веско гово­рит совре­мен­ный свя­щен­ник, про­то­и­е­рей Андрей Николаиди:

«Для духов­ной жизни очень важно постоянство.

Необ­хо­димо молиться не только тогда, когда душа под воз­дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати сама ищет молитвы, не только тогда, когда слезы уми­ле­ния сами льются из глаз. 

Надо застав­лять себя молиться и тогда, когда совесть мол­чит, когда холод­ность и бес­чув­ствен­ность ско­вы­вают сердце, когда лень пара­ли­зует все душев­ные силы.

И тогда, когда иску­си­тель­ный помысл шеп­чет: «Сей­час пойди отдохни, забудь на часок-дру­гой о Боге, о ближ­них, о любви, а потом когда-нибудь вспомнишь.

Когда будет бла­го­дат­ная лег­кость в душе, тогда и помо­лишься, а сей­час зай­мись мир­скими делами, оку­нись в суету, отда­лись от Бога».

Но почему-то к чело­веку, под­дав­ше­муся на подоб­ную уловку древ­него змия и чело­ве­ко­за­вист­ника диа­вола, уми­ле­ние и духов­ные порывы при­хо­дят всё реже и реже.

А зна­чит, всё реже и реже он молится, а зна­чит, все реже и реже про­сит Боже­ствен­ной помощи, а зна­чит, все реже и реже полу­чает эту помощь, все дальше и дальше отда­ля­ется от Бога, от сча­стья, от любви.

Именно поэтому необ­хо­димо застав­лять себя пере­ба­ры­вать леность и холод­ность сердца и вста­вать на молитву.

Такое само­при­нуж­де­ние к молит­вен­ному дела­нию в аске­тике носит наиме­но­ва­ние понуж­де­ния и явля­ется одним из основ­ных аспек­тов подвига. Необ­хо­димо понуж­дать себя к молитве, и это понуж­де­ние должно носить еже­днев­ный характер.

В иде­але чело­век дол­жен молиться посто­янно, непре­рывно, каж­дый вздох своей жизни рас­тво­ряя обра­ще­нием к Богу и согре­вая памя­тью о Нем. 

Но достичь этого крайне сложно, и отправ­ной точ­кой на нелег­ком пути к такому иде­алу явля­ется понуж­де­ние себя к еже­днев­ной молитве утром и вечером.

Каж­дый, кто зна­ком с пра­во­слав­ным молит­во­сло­вом, знает, что в нем поме­щены «Молитвы утрен­ние» – т. е. те, кото­рые необ­хо­димо про­чи­тать утром, прежде всех дел, и «Молитвы на сон гря­ду­щим» – т. е. те, кото­рые пред­на­зна­чены отхо­дя­щим ко сну, вечер­ние молитвы.

Во время чте­ния утрен­них молитв мы бла­го­да­рим Бога за то, что Он спо­до­бил нас, пройдя поприще тем­ной ночи, уви­деть сол­неч­ный день, за то, что Он сохра­нил нас от вся­ких напа­стей в тем­ное время суток, и испра­ши­ваем Его бла­го­сло­ве­ние на насту­па­ю­щий день.

Во время вечер­них молитв мы бла­го­да­рим Гос­пода за Его Боже­ствен­ную помощь в наших днев­ных делах и забо­тах и про­сим защиты и заступ­ле­ния в часы при­бли­жа­ю­щейся ночи.

Еже­днев­ное чте­ние этих молитв состав­ляет свое­об­раз­ный молит­вен­ный ритм под­лин­ной хри­сти­ан­ской жизни, учит нас неко­то­рое время соб­ствен­ного досуга уде­лять Богу и во мно­гом опре­де­ляет наше отно­ше­ние к реальности.

Каж­дый, кто понуж­дает себя к еже­днев­ному пред­сто­я­нию перед Богом, знает, насколько важна регу­ляр­ная молитва и какие плоды она приносит”.cfpdjexeuq0 -  «Даешь комфортного Бога», или для чего строгость в церковном воспитании?

Святые о понуждении себя

Если мы вспом­ним жития свя­тых  раз­ных вре­мен и исто­ри­че­ских эпох, то, ско­рее всего, пой­мём: поня­тия «свя­тость» и «ком­форт», «подвиж­ни­че­ство» и «отсут­ствие напряга» никак не коррелируются.

В жизни свя­тых редко бывали слу­чаи, когда подвиж­ни­кам веры  не при­хо­ди­лось напря­гаться – ведь Цар­св­тие Небес­ное, как известно, силой берется. Сила свя­тых порой про­яв­ля­лась в сла­бо­сти и немощи. 

Но пред­ста­вить себе раде­ю­щими о ком­форте свя­того пре­по­доб­ного авву Сер­гия Радо­неж­ского, до кро­ва­вых мозо­лей стро­ив­шего свой скит в лесу,  или Сера­фима Саров­ского, сто­я­щего на камне много часов в столбе лютой север­ной мош­кары, – вряд ли возможно.

Вряд ли очень ком­фортно и обу­стро­ено – и душевно, и физи­че­ски – было Марии Еги­пет­ской в без­люд­ной пустыне в паля­щий зной. Или отро­кам в горя­щей печи и сорока Сева­стий­ским муче­ни­кам – во льду озера.

Или  пер­вым хри­сти­а­нам среди голод­ных зве­рей на арене рим­ского цирка. Но, что уди­ви­тельно – все они забы­вали не только об удоб­стве и покое, но и о физи­че­ской боли, кото­рая была страшна.

Конечно, мы не при­зы­ваем роди­те­лей гото­вить своих чад к мученичеству.

Но немного постра­дать за веру – в чем-то огра­ни­чить свои потреб­но­сти и жела­ния – по силам каж­дому, даже малень­кому ребёнку.

«Со временем будет легче»

Итак, вос­пи­ты­вая детей цер­ковно, нач­нём с себя и сво­его душев­ного устройства.

Вот несколько выдер­жек из настав­ле­ний  свя­тых Оптин­ских стар­цев, кото­рые были адре­со­ваны их духов­ным чадам.

maxresdefault 1 -  «Даешь комфортного Бога», или для чего строгость в церковном воспитании?

***
«Как не можно понуж­дайся на вся­кое дело бла­гое, после­дуй уче­нию свя­тых отец.

Будь опыт­ной в иску­ше­ниях. Бьют помыслы – бей их мечом духов­ным, иже есть гла­гол Божий (Еф. 6, 17).

Понуж­дают тебя что-либо ска­зать или сде­лать, сей­час же к Богу, проси помощь, но если и падешь, то сей­час же вста­вай, проси про­ще­ния у Господа.

И вот, если будешь себя понуж­дать и все­гда про­сить Бога, то поверь, будет со вре­ме­нем легче, и Гос­подь все­гда помо­жет. Читай «Бого­ро­дицу»» (прп. Анатолий).

***
«Пишешь, что ты всё плохо и нера­диво живешь, и часто на тебя лень напа­дает, – надо на всё доб­рое и полез­ное себя понуж­дать, ведь ска­зано в Еван­ге­лии, что Цар­ствие Небес­ное нудится, и нужд­ницы вос­хи­щают его (Мф. 11, 12).

Надо все­гда иметь в памяти страх Божий, и страх смерти, и страх буду­щих муче­ний. И не гор­дись, и не зави­дуй, и не ропщи, и никого не осуж­дай, и себя больше уко­ряй, и осуж­дай, и счи­тай худ­шею и послед­нею всех, и к людям ко всем будь мило­стива и снис­хо­ди­тельна, а к себе во всем стро­гой, вни­ма­тель­ной и осто­рож­ной” (прп. Иосиф).

***
“Будь вни­ма­тель­ней к сво­ему спа­се­нию, пока есть день, т.е. надо себя вся­че­ски понуж­дать на вся­кое доб­рое дело, повто­ряю тебе: понуж­дать надо себя, ибо нужд­ницы полу­чают Небес­ное Царство”(см. Мф. 11, 12) (прп. Иосиф).

***
“В без­за­ко­ниях зачи­на­емся и в гре­хах родимся (ср. Пс. 50, 7), а потому много нужно и понуж­де­ний для снис­ка­ния Цар­ствия Божия, кото­рое, по слову Спа­си­теля, нудится (см. Мф. 11, 12). Спасайся”(прп. Иосиф).

***
Надо понуж­дать себя к воз­дер­жа­нию от вся­кого греха, а доб­ро­де­те­лям учиться тоже с понуж­де­нием, иначе застиг­нет вне­зап­ная смерть и погиб­нет душа навсе­гда (прп. Иосиф).

(«Сим­фо­ния по тво­ре­ниям пре­по­доб­ных Оптин­ских стар­цев. Том 2»)

«Духовная жизнь – это не наслаждение»

Нашу неволь­ную поле­мику с Андреем, папой, кото­рый про­тив цер­ков­ного вос­пи­та­ния, хочется завер­шить сло­вами свя­того Паи­сия Свя­то­горца.

В вопро­сах ком­форта авва Паи­сий также был прин­ци­пи­а­лен – то есть, он совер­шенно не думал о нём. В его каливе на Свя­той горе Афон было место, где спать и где помо­литься. Там сво­бодно гулял гор­ный и мор­ской ветер. Крыша и стены: вот и все пред­став­ле­ния об удобстве.

Итак, его ответ нам и Андрею:

«Духов­ная жизнь – это не насла­жде­ние. Хри­стос под­клю­чил вилку к розетке, но наши соб­ствен­ные про­вода заржа­вели и не при­ни­мают Боже­ствен­ной благодати. 

Надо очи­стить про­вода от ржав­чины, подъ­ять подвиг, чтобы познать себя, отсечь свои стра­сти и стя­жать доб­ро­де­тели. Таким обра­зом, нас осе­нит бла­го­дать Бога».

i 1 -  «Даешь комфортного Бога», или для чего строгость в церковном воспитании?

Исто­рия Андрея и его стро­гой мамы у геронды Паи­сия нахо­дит такой отклик:

«Одна­жды ко мне в каливу при­шел парень, обо­злён­ный на роди­те­лей. Его несчаст­ные роди­тели были рас­по­ло­жены по-доб­рому, однако они не знали, как ему помочь.

И вот он стал гово­рить мне, что роди­тели на него давят, что они его не любят и так далее.

«Слу­шай-ка, – ска­зал я ему, – когда ты был малень­кий, и твоя мать заку­ты­вала тебя в несколько слоев одежды, для чего она это делала? Для того чтобы ты не про­сту­дился или для того чтобы дове­сти тебя до теп­ло­вого удара?

Эти дей­ствия твоей матери имели в себе много любви».

Нако­нец – поняв, как много его любили роди­тели, – юноша стал пла­кать. У его матери было много любви, несмотря на то, что она не смогла помочь сво­ему сыну, потому что вела себя с ним так, что вызы­вала его сопротивление».

В конце сво­его гнев­ного письма моло­дой отец  своей дочери Андрей при­зы­вает роди­те­лей пожа­леть детей и не тащить их в цер­ковь – то есть, «вклю­чить мозги». Фак­ти­че­ски, он при­зы­вает нас к здра­вому смыслу, к зем­ной логике.

Каза­лось бы, как не при­слу­шаться. Но заду­ма­емся: как соот­но­сятся здра­вый смысл и вера?

Авва Паи­сий счи­тает: «Увя­зать Еван­ге­лие с чело­ве­че­ским здра­вым смыс­лом невоз­можно. В основе Еван­ге­лия лежит любовь. В основе здра­вого смысла зало­жена выгода. 

В Еван­ге­лии напи­сано: «Если кто-то при­ну­дит тебя идти одну вер­сту, то иди две». Разве в этом виден здра­вый смысл? В этом, ско­рее, видно умопомрачение.

Поэтому те, кто хочет увя­зать Еван­ге­лие со здра­вым смыс­лом, захо­дят в тупик».

Как же быть моло­дому папе? Не слу­шать голоса разума? Но это же абсурд! Свя­той Паи­сий Свя­то­го­рец учит нас раз­мыш­ле­нию и осмыс­лен­ному хри­сти­ан­скому поведению.

Забота о ребенке, о его здо­ро­вье, бла­го­по­лу­чии и удоб­стве  не все­гда бывает разумна. Уго­ждать своим детям тоже нужно взве­шенно и с умом. А забота о духов­ном спа­се­нии ребенка куда даль­но­вид­нее, чем сует­ное попе­че­ние о его комфорте.

«В истин­ном бла­го­уго­жде­нии ближ­нему все­гда заклю­ча­ется и бла­го­уго­жде­ние Хри­сту», – гово­рит авва.

Так как же моло­дым роди­те­лям пра­вильно воцер­ков­лять своих пер­вен­цев? У свя­того  Паи­сия и на это есть муд­рый духов­ный ответ: «Нужно воз­лю­бить труд и не искать лег­ких путей».

Вален­тина Киденко – по мате­ри­а­лам пра­во­слав­ных СМИ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки