Дети в Православии

Дети в Православии

(2 голоса5.0 из 5)

Тема нашего сего­дняш­него раз­го­вора – дети в Пра­во­сла­вии. Как посту­пить, если дети не хотят ходить на службы,  надо ли застав­лять ребенка ходить в храм, или дать ему время  самому осо­знать зна­чи­мость веры в нашей жизни.

На эти вопросы отве­чает кан­ди­дат бого­сло­вия, про­рек­тор по учеб­ной работе Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Ака­де­мии про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап.

Ека­те­рина Ани­кина, ведущая:

- Отец Вла­ди­мир, нередко можно услы­шать, что  детей с вопро­сами рели­гии не нужно зна­ко­мить до дости­же­ния совер­шен­но­ле­тия – пусть под­рас­тут  и потом сами сде­лают свой выбор. Что вы дума­ете  о такой точке зрения?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап:

- Мне кажется, в веру­ю­щей семье такой вопрос вообще не стоит, поскольку если семья  дей­стви­тельно в своем бытии, в своей сущ­но­сти  пыта­ется жить  хри­сти­ан­ской верой,  пыта­ется жить по Еван­ге­лию, то ребе­нок не может быть выклю­чен из этой важ­ной сферы. Полу­ча­ется,  что роди­тели вме­сте с детьми играют, гуляют, а когда дохо­дит дело до молитвы или до каких-то более важ­ных серьез­ных вопро­сов, что – ребенка уда­лять в  какую-то дру­гую ком­нату? – это, конечно, совер­шенно невоз­можно. Поэтому в веру­ю­щей семье этот про­цесс пере­дачи веры, или зна­ком­ства с верой, во мно­гом идет есте­ствен­ным обра­зом. Ребе­нок у веру­ю­щей мамы, когда он еще нахо­дится у нее в животе, и она посе­щает храм, он уже каким-то обра­зом при­ка­са­ется к бого­слу­же­нию, при­ка­са­ется к тем зву­кам, кото­рые зву­чат в храме, ребе­нок слы­шит слова молитвы, кото­рыми  молится мама и т.д. Поэтому это про­цесс естественный.

Ско­рее, такой вопрос встает в семьях рели­ги­озно индиф­фе­рент­ных, то есть в тех семьях, где роди­тели сами не опре­де­ли­лись со своей  рели­ги­оз­ной при­над­леж­но­стью до конца, и поэтому они выдви­гают такой тезис. Конечно, этот тезис имеет право на суще­ство­ва­ние, но с дру­гой сто­роны, если мы посмот­рим на дей­стви­тель­ных, насто­я­щих, пра­виль­ных роди­те­лей, то хоро­шие роди­тели все­гда стре­мятся дать сво­ему ребенку по мак­си­муму — все самое нуж­ное и необ­хо­ди­мое в жизни: пита­ние, игрушки, обра­зо­ва­ние, раз­ви­тие, кружки и т.д.  И тогда встает очень важ­ный вопрос: почему в этом слу­чае ребенка не зна­ко­мят с таким важ­ным бло­ком или сфе­рой чело­ве­че­ской жизни, как рели­гия – и рели­гия не про­сто в каче­стве неко­его набора внеш­них атри­бу­тов, не про­сто в каче­стве опре­де­лен­ных риту­а­лов, а рели­гия как ответ  на осно­во­по­ла­га­ю­щие вопросы чело­ве­че­ского бытия: кто такой чело­век, зачем мы при­шли в этот мир, в чем смысл жизни, каковы нормы чело­ве­че­ского пове­де­ния, кото­рые дик­тует не про­сто обще­ство, а дик­тует наше внут­рен­нее чело­ве­че­ское есте­ство, тот образ Божий, кото­рым, согласно хри­сти­ан­скому пони­ма­нию, явля­ется каж­дый чело­век. И не отве­тить ребенку на эти вопросы, или не поз­во­лить задать ребенку эти вопросы до дости­же­ния совер­шен­но­ле­тия – это в зна­чи­тель­ной мере обед­не­ние его мира, обед­не­ние его кру­го­зора. Если мы посмот­рим на сего­дняш­нее обще­ство, мы видим, что в рели­ги­оз­ной сфере, ваку­ума не суще­ствует. При­рода не тер­пит пустоты, и поэтому если роди­тели не дают какое-то эле­мен­тар­ное базо­вое рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние, то это вос­пи­та­ние ребенку все равно дадут. Оно будет ате­и­сти­че­ское, анти­ре­ли­ги­оз­ное, или ребе­нок на эти вопросы полу­чит ответ из теле­ви­де­ния, Интер­нета и так далее. Ребе­нок все равно сфор­ми­рует свое какое-то миро­воз­зре­ние. И нередко роди­тели уже в момент его совер­шен­но­ле­тия будут зада­вать вопрос: «Ой, вроде бы он был такой хоро­ший, малень­кий, белый и пуши­стый, а вот вырос, стал под­рост­ком, и с ним про­изо­шло что-то совер­шенно дру­гое, непонятное».

Здесь можно срав­нить и жизнь чело­ве­че­скую и сего­дняш­ний, такой очень злой, жесто­кий мир, с кар­той мин­ного поля. Если роди­тели, вла­дея рели­ги­оз­ными зна­ни­ями, рели­ги­оз­ными отве­тами на дан­ные вопросы, знают путь по этому мин­ному полю, то почему бы этот путь не пред­ло­жить ребенку для того, чтобы застра­хо­вать его от каких-то оши­бок, от каких-то паде­ний, от каких-то  дей­стви­тельно серьез­ных про­блем в жизни, кото­рые сфор­ми­руют весь его даль­ней­ший жиз­нен­ный путь. Поэтому зна­ком­ство ребенка с рели­гией – это, на мой взгляд, знак любви и искрен­ней роди­тель­ской заботы.

Ека­те­рина Ани­кина, ведущая:

- При мно­гих хра­мах дей­ствуют Вос­крес­ные школы, в обще­об­ра­зо­ва­тель­ных шко­лах вво­дится пред­мет «Основы пра­во­слав­ной куль­туры» – как соот­но­сятся эти под­ходы в обу­че­нии детей?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап:

- Это два раз­ных под­хода, поскольку в Вос­крес­ной школе речь идет именно о   воцер­ко­в­ле­нии детей, о том, чтобы при­вить им некие навыки цер­ков­ной жизни, дать им воз­мож­ность активно участ­во­вать в цер­ков­ном бого­слу­же­нии, позна­ко­мить их с  цер­ков­ными празд­ни­ками, позна­ко­мить их с тек­стом Свя­щен­ного Писа­ния, научить осно­вам молитвы, и так далее.

В обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе под­ход совер­шенно дру­гой – это под­ход куль­ту­ро­ло­ги­че­ский. То есть через куль­туру, через исто­рию, через искус­ство, через иконы, через архи­тек­туру храма пого­во­рить с ребен­ком о том, что фор­ми­ро­вало наш куль­тур­ный базис. А в Рос­сии и в Европе, конечно, глав­ным таким фак­то­ром было именно хри­сти­ан­ство. Если мы посмот­рим на запад­но­ев­ро­пей­ские страны, напри­мер, Гер­ма­нию, где этот пред­мет при­сут­ствует во всех клас­сах обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы  с 1‑го по 12‑й. И как раз через зна­ком­ства с рели­ги­оз­ными отве­тами на самые раз­ные вопросы совре­мен­но­сти начи­на­ется некий диа­лог между учи­те­лем и уче­ни­ками. И поэтому, конечно, я бы не стал рас­смат­ри­вать эти два вида обра­зо­ва­ния как про­ти­во­ре­ча­щие друг другу. Ско­рее, они явля­ются вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щими. Те роди­тели, кото­рые хотят дать именно рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние, могут прийти в Вос­крес­ную школу, но и в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе, конечно, школь­ник дол­жен знать, чем живет куль­тура его страны, как она воз­ни­кала и чем она формировалась.

Ека­те­рина Ани­кина, ведущая:

- Отец Вла­ди­мир, а как решить про­блему уча­стия детей в бого­слу­же­нии, ведь службы в хра­мах для них все­гда уто­ми­тельны и непо­нятны? Не при­ве­дет ли наси­лие в этом слу­чае к реак­ции отторжения?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап

- Дей­стви­тельно, наше бого­слу­же­ние созда­ва­лась взрос­лыми,  и в какой-то мере оно пред­на­зна­чено для взрос­лых. Поэтому и его сим­во­лизм, и язык, и про­дол­жи­тель­ность во мно­гом для нынеш­них совре­мен­ных детей пред­став­ляет собой серьез­ную про­блему. Но ответ, мне кажется, может быть про­стым. Все должно быть по силам ребенка. То есть бого­слу­же­ние – это не само­цель, это сред­ство. И по сути дела, бого­слу­же­ние в опре­де­лен­ной мере явля­ется про­дол­же­нием, или может быть углуб­ле­нием того, что про­ис­хо­дит в семье, поскольку сво­дить воцер­ко­в­ле­ние ребенка или зна­ком­ство его с хри­сти­ан­ством только к посе­ще­нию бого­слу­же­ния совер­шенно непра­вильно. Ребе­нок полу­чает рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние – или опыт веры, лучше ска­зать, именно в семье. Семья рас­смат­ри­ва­ется как малая Цер­ковь, поэтому именно в семье ребе­нок в меру своих сил и воз­мож­но­стей при­ни­мает уча­стие в каких-то пер­вых своих  дет­ских молит­вах, молится вме­сте с роди­те­лями, празд­нует какие-то празд­ники – не только Новый год, но и Рож­де­ство и Пасху; не только день рож­де­ния, но и день Ангела, и так далее.

Бого­слу­же­ние же — это тот момент, когда в храм соби­ра­ются самые раз­ные люди, соби­ра­ются в вос­крес­ный день, соби­ра­ются на празд­ники, и поэтому у каж­дого вот в этой бого­слу­жеб­ной общине должна быть своя роль, должно быть некое свое место, и, конечно, место ребенка отли­ча­ется от места взрос­лых. Если это груд­ной мла­де­нец, то он пре­бы­вает на руках у мамы, и ему хорошо, заме­ча­тельно, пре­красно, и может быть как раз  он видит блеск икон, он видит какие-то эле­менты бого­слу­же­ния – конечно, еще ничего не пони­мая, он слы­шит пре­крас­ное пение хора и так далее, Поэтому в эту атмо­сферу бого­слу­жеб­ную он уже каким-то обра­зом вхо­дит – может быть еще на таком нера­ци­о­наль­ном уровне.

Когда ребе­нок под­рас­тает, если это 2–3‑4 года, высто­ять бого­слу­же­ние он не может, и было бы очень боль­шой ошиб­кой тре­бо­вать от него этого, отно­ситься к малень­кому хри­сти­а­нину, как к взрос­лому чело­веку. Поэтому каж­дая семья этот вопрос может решать по-сво­ему. Стоит при­во­дить ребенка на какие-то части бого­слу­же­ния – напри­мер, ближе к моменту При­ча­стия, если это Боже­ствен­ная Литур­гия, чтобы он постоял несколько минут или несколько десят­ков минут, при­нял уча­стие во Евха­ри­стии, при­ча­стился, и затем уже ушел или поиг­рал где-то во дворе со сверст­ни­ками. Конечно, для мамы это тоже подвиг, ведь она хотела бы помо­литься, немножко отре­шиться от своей повсе­днев­но­сти, от житей­ских забот. Но она должна пони­мать, что это ее слу­же­ние, она должна ори­ен­ти­ро­ваться на сла­бого – на ребенка.

Когда ребе­нок еще немножко под­рас­тает, ему также может быть тяжело, но вот здесь одна из форм уча­стия может заклю­чаться в том, чтобы ребе­нок что-то делал в храме во время службы. Поста­вил свечки, помог тем, кто обслу­жи­вает под­свеч­ники, маль­чики могут при­ни­мать уча­стие в бого­слу­же­нии уже в каче­стве алтар­ника, выно­сить свечи, помо­гать. Чуть-чуть постарше уже могут читать в храме – хотя бы корот­кие молитвы. И тогда бого­слу­же­ние будет вос­при­ни­маться не как что-то внеш­нее, что нужно высто­ять, выждать, потому что этого хотят роди­тели, а как часть жизни ребенка – и в том числе как одно из средств пости­же­ния окру­жа­ю­щего мира, пости­же­ния того, что про­ис­хо­дит в храме, и так далее.

И затем уже более на позд­них воз­раст­ных сту­пе­нях должно быть какое-то более или менее понят­ное на уровне ребенка объ­яс­не­ние того, что про­ис­хо­дит в храме, что озна­чает то или иное дей­ствие, то или иное чино­по­сле­до­ва­ние; и что оно озна­чает для меня: почему я при­хожу в храм, что это мне дает, как это изме­няет мою жизнь, и как помо­гает решить вопросы малень­кого под­рас­та­ю­щего христианина.

Ека­те­рина Ани­кина, ведущая:

- В неко­то­рых хра­мах совер­ша­ется так назы­ва­е­мая дет­ская Литур­гия. Что это за служба и чем она отли­ча­ется от взрос­лого богослужения?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап

- Да, служба, может быть, такая необыч­ная, она во мно­гом нетра­ди­ци­он­ная для пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния. Но она обре­тает все боль­шую попу­ляр­ность – в Петер­бурге в неко­то­рых при­хо­дах она регу­лярна, по край­ней мере, раз месяц совер­ша­ются дет­ские Литур­гии. В Иса­а­ки­ев­ском соборе была очень боль­шая дет­ская Литур­гия на Верб­ное Вос­кре­се­нье, в кото­рой при­няло уча­стие даже несколько тысяч детей. Речь идет о Литур­гиях, в кото­рых дети играют глав­ную дей­ству­ю­щую роль. Поет дет­ский хор, дети читают Часы, дети читают Апо­стол, дети выхо­дят со све­чами, дети участ­вуют в Вели­ком Входе, в каких-то дру­гих эле­мен­тах, в кото­рых они тра­ди­ци­онно не при­ни­мают уча­стия. В неко­то­рых хра­мах во время дет­ских Литур­гий про­из­но­сятся такие спе­ци­аль­ные, ори­ен­ти­ро­ван­ные на детей про­по­веди, то есть это может быть показ каких-то кар­ти­нок или пре­зен­та­ции здесь же на амвоне, на спе­ци­аль­ном экране, и потом  диа­лог с детьми, это может быть диа­лог с детьми на тему про­чи­тан­ного Еван­ге­лия. Речь идет о том, чтобы бого­слу­же­ние стало более диа­ло­гич­ным, на уровне, понят­ном для ребенка; чтобы ребе­нок ушел из храма, ушел с этой Боже­ствен­ной Литур­гии, пони­мая, что он здесь важен, что его инте­ресы, его вопросы, его про­блемы важны для Церкви, и что Пра­во­слав­ная Цер­ковь, Еван­ге­лие дает ответы на мно­гие из этих вопросов.

Ека­те­рина Ани­кина, ведущая:

- Спа­сибо, отец Вла­ди­мир. Доро­гие роди­тели, не забы­вайте, что для нас глав­ное – самим быть при­ме­ром для наших детей, и не забы­вайте, что Бог нас всех любит и готов каж­дого из нас при­нять в любое время.

Рас­шиф­ровка видео­сю­жета теле­про­граммы «Слово»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки