Детский пост: несколько советов родителям

Детский пост: несколько советов родителям

(2 голоса5.0 из 5)
И снова пост — Вели­кий, и снова вол­ну­ю­щий мно­гих роди­те­лей вопрос — как дер­жать пост ребенку. Вы еще не решили? Еще не поздно. Пред­ла­гаем под­борку мате­ри­а­лов, кото­рые  помо­гут вам опре­де­литься с мерой дет­ского поста, под­ска­жут, как с поль­зой про­ве­сти его и взрос­лым, и детям.
“Сей же род изго­ня­ется только молит­вою и постом” (Мф. 17, 21). Этими сло­вами Сам Гос­подь ука­зал нам два вида ору­жия в борьбе с нашим вра­гом — родом тем­ных духов.
Вме­сте с тем Он ука­зал Своим уче­ни­кам на необ­хо­ди­мость для них поста в то время, “когда отни­мется у них Жених” (Мф. 9, 15).
Све­точ души хри­сти­ан­ской — Уте­ши­тель Дух Свя­той — отни­ма­ется от нас через наши грехи. А воз­вра­ще­ние Его к нам дости­га­ется, по сло­вам Спа­си­теля, молит­вою и постом.
Но если необ­хо­ди­мость молитвы для спа­се­ния души при­зна­ется всеми хри­сти­а­нами, обя­зан­ность при­ме­не­ния вто­рого ору­жия — поста — часто или вовсе не при­зна­ется, или бывает недо­ста­точно осознана.
И это одна из послед­них побед тем­ного духа над мно­гими из совре­мен­ных христиан.
В преж­нее, еще не дале­кое время, испо­ве­да­ние Хри­ста было свя­зано с испол­не­нием всех уста­нов­ле­ний Церкви. Поэтому в быту ста­рой рус­ской семьи мы видим стро­гое испол­не­ние пост­ных дней — среды и пят­ницы — и уста­нов­лен­ных Цер­ко­вью четы­рех постов. Бла­го­че­сти­вые же миряне Древ­ней Руси мало отста­вали в посте от иноков.
О совер­шен­ной необ­хо­ди­мо­сти для нашего духа и тела соблю­де­ния постов гово­рит вся свя­то­оте­че­ская литература.
Но не только люди духов­ные гово­рят о необ­хо­ди­мо­сти поста. О бла­го­при­ят­ном вли­я­нии поста на здо­ро­вье тела гово­рят и люди науки — в том слу­чае, если их дух про­све­щен све­том уче­ния Христа.

Как рано надо начинать детям поститься?

По уче­нию древ­них отцов, здо­ро­вый мла­де­нец не постится лишь тогда, когда еще пита­ется моло­ком матери, т. е. при­мерно до трех лет (в древ­но­сти еврей­ские жен­щины кор­мили мла­ден­цев своим моло­ком до трех лет). Исклю­че­ние поста может быть допу­щено лишь для боль­ных детей.
Вме­сте с необ­хо­ди­мо­стью соблю­де­ния в той или иной мере поста, сле­дует поза­бо­титься и о предо­хра­не­нии детей от при­вычки пре­сы­ще­ния или слиш­ком частого, не в уста­нов­лен­ное время, при­ня­тия пищи. В этом отно­ше­нии еп. Фео­фан Затвор­ник дает роди­те­лям такое указание:
“Должно так питать дитя, чтобы, раз­ви­вая жизнь тела, достав­ляя ему кре­пость и здо­ро­вье, не раз­жечь в душе пло­то­уго­дия. Не должно смот­реть, что дитя мало, надобно с пер­вых лет начи­нать осте­пе­нять пре­клон­ную к гру­бому веще­ству плоть и при­учать дитя к обла­да­нию над нею, чтобы и в отро­че­стве, и в юно­сти, и после них легко и сво­бодно можно было управ­ляться с этой потребностью.
Пер­вая закваска очень дорога. От дет­ского пита­ния мно­гое зави­сит в после­ду­ю­щем. Неза­метно можно раз­вить сла­до­стра­стие и неуме­рен­ность в пище — два рода чре­во­уго­дия, эти губи­тель­ные для тела и души склон­но­сти, при­ви­ва­ю­щи­еся к питанию…
От уста­нов­лен­ного порядка пита­ния без нужды не отсту­пать. Это при­учает дитя не все­гда тре­бо­вать пищи, как захо­чется есть, а ждать опре­де­лен­ного часа; здесь же пер­вые опыты упраж­не­ния в отка­зы­ва­нии себе в своих желаниях.
Где кор­мят дитя вся­кий раз, как оно запла­чет, и потом вся­кий раз, как запро­сит есть, там до того рас­слаб­ляют его, что после уже оно не иначе, как с болез­нью, может отка­заться от пищи. Вме­сте с тем оно при­вы­кает к свое­нра­вию от того, что успе­вает выпра­ши­вать или выпла­ки­вать все желаемое”.
В допол­не­ние к ука­за­ниям еп. Фео­фана сле­дует ска­зать, что нико­гда нельзя застав­лять ребенка есть насильно и время для при­ня­тия пищи должно назна­чаться не ранее появ­ле­ния у детей голода. Про­го­ло­дав­шийся ребе­нок не будет каприз­ни­чать и отка­зы­ваться от еды, даже тогда, когда она ему не совсем по вкусу.
Нельзя пота­кать и при­хо­тям ребенка, давая ему лишь то, что он любит. Вредно также при­учать детей к слиш­ком вкус­ной и изыс­кан­ной пище; пища должна быть про­стой: голод — луч­ший повар, гово­рит фран­цуз­ская пословица.
Когда дети под­рас­тут и опре­де­лятся их харак­теры и склон­но­сти, роди­те­лям надо про­явить так­тич­ность в отно­ше­нии нормы их поста. Нельзя, напри­мер, лишать их слад­кого про­тив их воли или про­во­дить в пост­ные дни такое сни­же­ние каче­ства пищи, кото­рое будет выхо­дить за пре­делы обыч­ной нормы цер­ков­ного устава. Для сла­бых и боль­ных детей, есте­ственно, могут быть допу­щены и ослаб­ле­ния, и отступ­ле­ния от поста.
Точно так же взрос­лых детей (юно­шей и деву­шек) нельзя уже насильно дер­жать на стро­гом выпол­не­нии всех норм поста, если они будут сильно тяго­титься им. В этом слу­чае поще­ние не даст пользы душе, а может ее оже­сто­чить. Гос­подь ска­зал: “Мило­сти хочу, а не жертвы” (Мф. 9, 13). И весь смысл поста — в доб­ро­воль­ном воз­дер­жа­нии и огра­ни­че­нии себя. Чтобы для взрос­лых детей не были тяжелы обыч­ные нормы поста, детей и сле­дует при­учать к посту с самого млад­шего возраста.
В каче­стве при­мера муд­рого отно­ше­ния к посту своих духов­ных детей при­во­дим слу­чай из жизни Пахо­мия Вели­кого.
Посе­тив один из им осно­ван­ных мона­сты­рей, он услы­шал жалобу от моло­дого инока, что за послед­нее время им пере­стали варить горя­чую пищу. Прп. Пахо­мий выяс­нил, что это было рас­по­ря­же­ние глав­ного повара, кото­рый застав­лял пова­ров вме­сто при­го­тов­ле­ния пищи пле­сти рогожи. Прп. Пахо­мий глу­боко огор­чился этим само­во­лием и при­ка­зал сжечь при­го­тов­лен­ные пова­рами 500 рогож.
Прп. Пахо­мий ска­зал повару, что ему сле­до­вало бы; наобо­рот, гото­вить куша­нья раз­ных видов и варить вся­кие плоды, чтобы достав­лять бра­тьям воз­мож­ность доб­ро­вольно отка­заться от них, учась обуз­ды­вать свои жела­ния, и что его (Пахо­мия) более всего бес­по­коит то, чтобы бра­тия не пре­да­лись уны­нию от непри­выч­ной для них стро­го­сти жизни, а немощ­ные из них не осла­бели бы телом.
Как надо при­учать детей к посту, гово­рит сле­ду­ю­щий рас­сказ одной пре­ста­ре­лой монахини
“Моя семья была истинно хри­сти­ан­ская и строго соблю­дала посты. Когда мне было уже 3 года, в про­ще­ное вос­кре­се­нье мама ска­зала мне: “С зав­траш­него дня нач­нется пер­вая неделя Вели­кого поста. Не проси больше до суб­боты молока. А в суб­боту после при­ча­стия мы его тебе дадим, если батюшка разрешит”.
А я очень любила молоко и, выслу­шав маму, тут же решила про себя: “А все равно его выпрошу”. На дру­гой день прошу молока. А мне его не дают. На слезы и просьбы мои никто и вни­ма­ния не обра­щает. Крепко оби­де­лась я и решила: “Ничего тогда есть не буду”. И так не ела пер­вый день. На дру­гой день голод взял свое, и я чего-то немного поела. В тот же день почув­ство­вала себя плохо и захворала.
Тут заго­во­рила во мне совесть: ты хочешь гре­шить — пить молоко — вот Гос­подь и нака­зы­вает тебя, и ты от болезни умрешь. Испу­га­лась я и дала себе обет: не буду весь пост пить молока, только про­сти меня, Гос­поди, не дай умереть.
От болезни я быстро попра­ви­лась. В суб­боту при­ча­сти­лась (у нас в селе в пят­ницу при­ча­ща­лись ста­рики, в суб­боту — дети, а взрос­лые — в воскресенье).
Дома гово­рят мне: “Батюшка раз­ре­шил тебе, пей, вот тебе ста­кан горя­чего молока”.
“Не буду пить”, — отве­чала я.
“Вот глу­по­сти”, — ска­зали мне и насильно заста­вили пить.
Но как только глот­нула молоко, оно пока­за­лось мне таким про­тив­ным, что я не стала больше пить и разрыдалась.
Больше пить меня не застав­ляли, и я сдер­жала мой пер­вый обет — во весь пост не пила молока. А потом всю жизнь я легко могла соблю­дать все посты”.
Н.Е. Пестов.
“Совре­мен­ная прак­тика пра­во­слав­ного благочестия”

Детский пост: как не перепостить ребенка…

Вопрос дет­ского поста реша­ется эле­мен­тар­ным спо­со­бом: если семья постится, то дети, кото­рые в этой семье рож­да­ются и рас­тут, так или иначе уже в посте участ­вуют с самого начала. Они видят постя­щихся роди­те­лей. Они пони­мают и очень хорошо чув­ствуют изме­не­ние атмо­сферы в доме, когда начи­на­ется пост.

И здесь ничего объ­яс­нять не надо, как и во мно­гих вещах, кото­рые про­ис­хо­дят сами собой. Муд­рые роди­тели про­сто вклю­чают детей в пост с какого-то опре­де­лен­ного, доста­точно ран­него воз­раста. Мы учим их посте­пенно. Дети чув­ствуют, что пост насту­пил. И это самое глав­ное. И уже не надо объ­яс­нять им, зачем поститься. Как не надо объ­яс­нять, что, напри­мер, нельзя воро­вать. Ведь не воз­ни­кает вопрос с детьми о воров­стве, пока это не слу­ча­ется. Детей не учат не воро­вать спе­ци­ально, это зна­ние идет из семьи. Слу­ча­ется какой-то пло­хой посту­пок, и тогда роди­тели объ­яс­няют, почему это плохо, после какого-то вразумления.

Прак­ти­че­ски все нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние малень­ких детей про­ис­хо­дит на при­мере роди­те­лей. Если роди­тели лгут, сколько угодно потом объ­яс­няй ребенку, что лгать нехо­рошо, он будет лже­цом. Если роди­тели руга­ются и упо­треб­ляют гру­бые выра­же­ния, сколько хочешь потом ребенку объ­яс­няй, что это слово гово­рить нельзя, он все равно его будет упо­треб­лять. То же самое про­ис­хо­дит все­гда и везде. И с постом про­ис­хо­дит то же самое.

Дру­гое дело, что когда ребе­нок вырас­тает и ста­но­вится уже либо млад­шим школь­ни­ком, либо уже под­рост­ком, появ­ля­ются вещи, в кото­рых ребе­нок ста­но­вится само­сто­я­те­лен в своей духов­ной жизни. До этого обычно ребе­нок постится так, как ему это пред­ла­гают роди­тели, и он не рас­суж­дает об этом до какого-то воз­раста. При­ни­мает про­сто за послу­ша­ние. Когда ребе­нок уже спо­со­бен рас­суж­дать, спо­со­бен к каким-то поступ­кам, хоть неболь­шим, тогда, мне кажется, уже можно с ним гово­рить о том, как он может поститься и каким обра­зом сам для себя опре­де­лять меру сво­его поста.

Вот тогда с ним про­сто надо раз­го­ва­ри­вать, гово­рить как со взрос­лым. И ребе­нок себе сам может выбрать, от чего он отка­жется, что он при­не­сет в жертву Богу, каким обра­зом он будет про­во­дить это время. Это будет соб­ствен­ный его шаг, соб­ствен­ный выбор, и это очень важно.

Ника­ких спе­ци­аль­ных объ­яс­не­ний поста для детей нет. Объ­яс­не­ние поста для детей ровно такое же, как объ­яс­не­ние поста для взрос­лых. Как роди­тель это для себя пони­мает и вос­при­ни­мает, так он может это объ­яс­нить ребенку. Ничего спе­ци­аль­ного и слож­ного здесь нет. Самые про­стые вещи. То, что знают роди­тели, узнает и ребе­нок. Как ребенку объ­яс­нено, в чем смысл, как роди­тели пони­мают для себя, так ребе­нок это и пой­мет. И тогда он что-то смо­жет сделать.

Отказ от муль­ти­ков и несе­ние креста

Отказ от муль­ти­ков и несе­ние кре­ста, — давайте не будем сразу соеди­нять одно с дру­гим. Несе­ние кре­ста — это внут­рен­няя борьба, внут­рен­нее дела­ние. Серьез­ный внут­рен­ний про­цесс, когда чело­век начи­нает бороться со сво­ими недо­стат­ками, со сво­ими гре­хами. Мне кажется, и взрос­лому, и ребенку понятно, что такое эта внут­рен­няя борьба, исправ­ле­ние своих недо­стат­ков. Некий подвиг, кото­рый помо­гает нам в этом. Что мы делаем, чтобы осво­бо­дить место для молитвы, от чего мы отка­зы­ва­емся ради Хри­ста. Кто-то от муль­ти­ков, кто-то от «кин­дера», кто-то от того и от дру­гого. А кто-то и муль­тики, и «кин­деры» не убрал во время поста, но нашел что-то тре­тье, от чего он отка­зы­ва­ется. Одно или два дела поста ребе­нок в состо­я­нии сде­лать. Пусть он выбе­рет это сам.

Вели­ко­пост­ные бого­слу­же­ния и ребенок

Мне кажется, что роди­тели с детьми могут читать молитву Ефрема Сирина еже­дневно. Не обя­за­тельно, может быть, с 16‑ю покло­нами, но один раз в день с тремя покло­нами или с одним покло­ном молитву Ефрема Сирина с детьми читать Вели­ким Постом — хорошо.

Брать ли детей на осо­бые вели­ко­пост­ные службы, зави­сит от сил и воз­раста кон­крет­ного ребенка. Я не могу давать таких общих реко­мен­да­ций. Все дети раз­ные. Вот сего­дня у нас в храме была Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров для гим­на­зи­стов. Мы ее немного сокра­тили. Но все равно, дети сто­яли на службе около трех с поло­ви­ной часов. Для детей под­рост­ко­вого воз­раста это серьез­ное испы­та­ние, серьез­ный подвиг. Они выдер­жали его и не шумели, не раз­го­ва­ри­вали, так моли­лись. Оче­видно, что ребе­нок млад­шего школь­ного воз­раста не выдер­жит при­сут­ствия на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров. Зна­чит, навер­ное, и не стоит про­во­дить над ним такие эксперименты.

А во время Страст­ной Недели надо найти воз­мож­ность на каких-то служ­бах с ребен­ком побы­вать. Прежде всего, наи­бо­лее впе­чат­ля­ю­щая и глу­бо­кая служба — это служба выноса Пла­ща­ницы и погре­бе­ния Пла­ща­ницы. На какую-то часть этой службы с малень­кими детьми, с детьми школь­ного воз­раста схо­дить необходимо.

Чтобы ребе­нок не перепостился

Прежде всего, надо думать не об Уставе, а о своем ребенке. Когда роди­тели настро­ены на то, чтобы понять, как ребе­нок себя чув­ствует и насколько он сла­беет во время поста, насколько здо­ро­вье этого ребенка начи­нает давать сбои, они сумеют найти золо­тую сере­дину. Если тре­бу­ется — сразу покор­мить ребенка, в чем-то осла­бить пост или вообще его на какое-то время отме­нить. У каж­дого свой пост. Есть дети, кото­рые Вели­ким Постом могут сохра­нять пост от начала до конца. Есть дети, кото­рые могут поститься только первую и послед­нюю недели. Есть дети, кото­рые могут поститься в тече­ние недели, но в суб­боту и вос­кре­се­нье для них роди­тели гото­вят непост­ные про­дукты. Это масса вари­ан­тов. Для каж­дого слу­чая — свой отдель­ный, если люди сво­бодны по отно­ше­нию к своим детям. К себе можно быть строже. К детям — помягче.

Школь­ные праздники

Мне кажется, не надо пере­оце­ни­вать школь­ные меро­при­я­тия, празд­ники как уво­дя­щие детей от поста. Дети все равно оста­ются детьми, в пра­во­слав­ной школе они учатся или в обыч­ной. Они все­гда на пере­ме­нах, даже Вели­ким Постом, играют и весе­лятся, пры­гают, бегают, сме­ются, дерутся, потому что они — дети. И поста­вить их в строй­ные ряды и заста­вить ходить с угрю­мыми лицами не полу­чится, Слава Богу, ни у кого. И поэтому к этому надо отне­стись совер­шенно спокойно.

Пас­халь­ная радость и пас­халь­ный стол

Это нор­маль­ное чув­ство для ребенка, что он раду­ется на Пасху, в том числе, и воз­мож­но­сти есть раз­ные вкус­но­сти. Когда мои маль­чишки были совсем малень­кие, млад­шими школь­ни­ками, мы как-то ехали с ними после какой-то вели­ко­пост­ной службы по цен­тру Москвы и оста­но­ви­лись на све­то­форе, а кру­гом про­да­ются шаурма, чебу­реки, сосиски… И млад­ший, Ваня, смот­рит в окошко на это мяс­ное вели­ко­ле­пие и гово­рит: «Лучше бы я был слепым!»

Конечно, для них радость, в том числе, и пас­халь­ный стол. «Салко, салко, дай кол­баски, я не ел до самой Пасхи». Для нас же это радость. А для них — осо­бенно. Поэтому совер­шенно нор­мально, что дети будут радо­ваться на Пасху, в том числе и пре­крас­ному пас­халь­ному столу и концу Поста, концу воз­дер­жа­ния. Думаю, что дети, кото­рые смогли в этот пост что-то понять, что-то сде­лать, от чего-то разумно отка­заться и с чем-то спра­виться внутри себя хоть немножко, конечно, от Бога будут воз­на­граж­дены боль­шой пас­халь­ной радостью.

Пост ста­но­вится лич­ным делом, когда ребенку дается воз­мож­ность во время поста лично выбрать свой путь, опре­де­лить для себя свой малень­кий подвиг. Вот этот лич­ный опыт, лич­ные победы — через пока­я­ние, через осо­зна­ние какой-то своей немощи. Дети начи­нают любить пост. Потому, что они, как малень­кие герои, ста­ра­ются пре­одо­ле­вать себя, идут такой длин­ный, длин­ный путь, и этот путь полон для них слож­но­стей, внут­рен­него труда. И им это важно.

Про­то­и­е­рей Алек­сий Уминский

Нужно ли детям соблюдать пост? Если нужно, то с какого возраста дети должны поститься?

Отве­чает Иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров):

Пост для детей явля­ется духов­ной шко­лой. Они науча­ются дра­го­цен­ной доб­ро­де­тели – управ­лять сво­ими жела­ни­ями. Об этом гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий: «Пост охра­ня­етмла­ден­цев, уце­ло­муд­ри­вает юного, делает почтен­ным старца: ибо седина, укра­шен­ная постом, достой­нее ува­же­ния. Пост – самое при­лич­ное убран­ство жен­щин, узда в цвете лет, охра­не­ние супру­же­ства, вос­пи­та­тель дет­ства. Таковы услуги поста каж­дому отдель­ному дому <…> Дети, как цве­ту­щие рас­те­ния, да оро­ша­ются водой поста» (Беседа 2. О посте 2‑я).

К сожа­ле­нию, мно­гие роди­тели по мало­ве­рию и слиш­ком боль­шой при­вя­зан­но­сти к зем­ному упус­кают заме­ча­тель­ную, ничем не заме­ни­мую воз­мож­ность хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния детей в пери­оды постов. Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник сове­тует роди­те­лям: «Не должно смот­реть, что дитя мало, – надобно с пер­вых лет начи­нать осте­пе­нять пре­клон­ную к гру­бому веще­ству плоть и при­учать дитя к обла­да­нию над нею, чтобы и в отро­че­стве, и в юно­ше­стве, и после них легко и сво­бодно можно было управ­ляться с этою потреб­но­стию. Пер­вая закваска очень дорога. От дет­ского пита­ния мно­гое зави­сит в последующем».

По тра­ди­ции нашей Церкви, пост для детей начи­на­ется с семи лет. Однако если ребе­нок внут­ренне готов, то можно начать с более ран­него воз­раста. Зато потом будет легче. Очень мно­гое зави­сит от того, насколько духов­ной явля­ется жизнь всей семьи. Опытно знаю, что если взрос­лые искренне отно­сятся к посту как к свя­той хри­сти­ан­ской тра­ди­ции, не тяго­тятся им, а спо­койно и радостно совер­шают этот скром­ный подвиг, то это пере­да­ется и детям. Они тянутся за взрос­лыми. Им хочется похо­дить на них. Роди­тели должны вво­дить детей в подвиг поста мудро, доб­ро­же­ла­тельно и тер­пе­ливо. Тогда будут бла­го­дат­ные духов­ные плоды.

Прожить Великий пост вместе с детьми

Материнские заметки

«Нередко при­хо­дится изум­ляться, встре­ча­ясь со слу­ча­ями, когда у очень духов­ных, рели­ги­озно хорошо обра­зо­ван­ных лиц дети не знают ни Еван­ге­лия, ни цер­ков­ной жизни, ни бого­слу­же­ния… Мать ходила по церк­вам, по батюш­кам, а пуще по матуш­кам, строго соблю­дала посты, меч­тала об аске­тизме и воз­дер­жа­нии, а дети выросли рели­ги­оз­ными дика­рями, ничего не зна­ю­щими… о мире, в кото­ром ста­ра­лась жить их род­ная мать», – писал про­то­и­е­рей Глеб Каледа.

Я уве­рена, и вам дово­ди­лось общаться с такими мно­го­дет­ными, весьма достой­ными роди­те­лями, у кото­рых дети ока­зы­ва­ются пусть люби­мой, но поме­хой в духов­ной жизни. Как же сде­лать так, чтобы вся семья, как «еди­ная душа», жила цер­ков­ной жиз­нью? Нам, жите­лям мега­по­лиса, ото­рван­ным от тра­ди­ций, это кажется осо­бенно тяже­лой зада­чей. И задача эта дей­стви­тельно не из легких.

Если мы гово­рим о празд­ни­ках, будь то Рождество,Пасха, Тро­ица, име­нины, то при­не­сти в дом цер­ков­ное тор­же­ство пред­став­ля­ется делом раз­ре­ши­мым. В конце кон­цов, доста­точно наря­дить елку и попасть на празд­нич­ное бого­слу­же­ние – вот уже и празд­ник, в кото­рый вклю­чены все члены семьи.

С постом – с Вели­ким постом – слож­нее. Дети и стро­гие, тре­бу­ю­щие собран­но­сти, тишины вели­ко­пост­ные бого­слу­же­ния сложно сов­ме­ща­ются; по край­ней мере, мне с пятью детьми это сов­ме­стить не все­гда уда­ется. Един­ствен­ное изме­не­ние в жизни всей семьи – еда. В неко­то­рых цер­ков­ных семьях даже малыши постятся довольно строго, в неко­то­рых – не едят только мяса или только слад­кого. Для нас, взрос­лых, это огра­ни­че­ние в пище орга­нично впле­та­ется в пред­став­ле­ние о том, что насту­пило осо­бое время, резко выде­ля­ю­ще­еся из всей осталь­ной жизни года. Время пока­я­ния, очи­ще­ния, время тихой радо­сти и молитвы, когда мы живем не так, как обычно. Настро­иться на этот осо­бый лад, оста­ваться собран­ными и вни­ма­тель­ными нам помо­гают Канон Андрея Крит­ского, Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных даров и дру­гие бого­слу­же­ния. Но наши дети не полу­чают всего этого или полу­чают слиш­ком мало. А дом про­дол­жает жить обыч­ной жиз­нью. И время поста для детей зача­стую ока­зы­ва­ется никак не выделенным.

А между тем сде­лать так, чтобы жизнь всего дома сле­до­вала жизни Церкви, вполне возможно.

Прин­цип нагляд­но­сти – один из самых дей­ствен­ных при фор­ми­ро­ва­нии лич­но­сти ребенка. В храме празд­ники выде­ля­ются с помо­щью цвета: цве­том обла­че­ний, завесы, укра­ше­ния икон. Также и в инте­рьере дома важ­ную роль играет ткань: шторы, ска­терти, ино­гда дра­пи­ровка стен. Вот и про­то­и­е­рей Глеб Каледа гово­рил о важ­но­сти внеш­него вида дома, в кото­ром вос­пи­ты­ва­ются дети, для фор­ми­ро­ва­ния рит­мич­но­сти жизни семьи. В семье моих роди­те­лей иконы домаш­него ико­но­стаса мама покры­вала широ­ким кру­же­вом, и утром в поне­дель­ник пер­вой сед­мицы Вели­кого поста эти укра­ше­ния были чер­ного цвета. Мы, дети, учи­лись в обыч­ной свет­ской школе, в кото­рой нас ждали будни, ничем не напо­ми­на­ю­щие о посте. И эти кру­жева, как и молитва Ефрема Сирина после утрен­него пра­вила, настра­и­вали нас на «ритм поста», и даже по дороге в школу мы шли как-то тише обыч­ного. Уже одни эти чер­ные кру­жева на ико­нах зна­чи­тельно меняют общее впе­чат­ле­ние дома, а тор­же­ствен­ная смена буд­нич­ных лент на чер­ные, а потом – в Вели­кую суб­боту – на крас­ные спо­соб­ствует пере­ходу на «осо­бое время».

В книге «Лето Гос­подне» Иван Шме­лев писал о том, что у него в дет­ской на время поста вообще сни­мали шторы. Мои дети под впе­чат­ле­нием этого рас­сказа также пред­ло­жили снять тюль в наших ком­на­тах. И дей­стви­тельно, без штор появи­лось осо­бое «пост­ное» настро­е­ние дома. Кстати, на Пасху, когда шторы вновь веша­ются, и дом полу­чает допол­ни­тель­ный штрих «празд­нич­ного» настро­е­ния. Легко поме­нять и ска­терти: в пост исполь­зо­вать про­стые, не наряд­ные, или спе­ци­ально выде­лен­ные в каче­стве «пост­ных» сал­фетки-кле­енки. Таким обра­зом, с помо­щью неболь­ших изме­не­ний в инте­рьере время Четы­ре­де­сят­ницы ста­но­вится «зри­мым», почти «ося­за­е­мым».

Без штор окно ста­но­вится немного скуч­ным и каким-то голым. Мы взяли обыч­ную гуашь – эта краска легко смы­ва­ется – и нари­со­вали на окне семь сту­пе­нек, веду­щих вверх. С одной сто­роны, это память о Лествице, кото­рая, кстати, вспо­ми­на­ется Цер­ко­вью в Неделю Иоанна Лествич­ника, с дру­гой – образ поста как пути к Богу. На каж­дой сту­пеньке напи­сали номер. Как допол­ни­тель­ный обу­ча­ю­щий эле­мент можно обо­зна­чить сту­пеньки не араб­скими циф­рами, а рим­скими, если дети их не знают, или цер­ков­но­сла­вян­скими – и незна­ко­мое напи­са­ние легко запом­нится. Лест­ница ведет к сол­нышку: это и знак празд­ника, и сим­вол Хри­ста – Солнца Правды. А в хму­рые дни такое яркое жел­тень­кое сол­нышко на окошке еще и обод­ряет постя­щихся. Из плот­ной цвет­ной бумаги дети выре­зали фигурку чело­вечка (думали выре­зать каж­дого члена семьи, да нас больно много полу­чи­лось) и с помо­щью пла­сти­лина закре­пили на ниж­ней сту­пеньке. Когда насту­пает вто­рая неделя, чело­ве­чек под­ни­ма­ется на вто­рую сту­пеньку и так дохо­дит до послед­ней, а как дой­дет – все смы­ваем. Заодно к празд­нику моем окна и вешаем тюль. Лест­ница может сопро­вож­даться и пере­чис­ле­нием семи основ­ных добродетелей.

Хотя у нас есть пра­во­слав­ный настен­ный кален­дарь, в нашей семье роди­лась тра­ди­ция делать осо­бый кален­дарь именно для Вели­кого поста. Сей­час такой кален­дарь начали делать мно­гие наши дру­зья; идея ока­за­лась попу­ляр­ной, ее под­хва­тили и пра­во­слав­ные сайты. С помо­щью такого кален­даря пост тоже ста­но­вится «нагляд­ным», будет «раз­бит» на опре­де­лен­ные этапы, кото­рые дети будут ожи­дать и пере­жи­вать, и поститься ста­нет «инте­рес­нее». Дети сами делают кален­дарь, поэтому лучше могут запом­нить и осво­ить его содер­жа­ние. В кален­даре хорошо видно, сколько длится пост, как назы­ва­ются недели поста, в чем их осо­бен­но­сти, какие дни самые «стро­гие», какие празд­ники мы празд­нуем во время поста, осо­бен­но­сти тра­ди­ций этих праздников.

Кален­дарь у нас полу­чился весен­ний. Мы решили «раз­ве­се­лить» его, чтобы у детей пост ассо­ци­и­ро­вался с радо­стью и чтобы весна ассо­ци­и­ро­ва­лась с постом: начи­на­ется весна – зна­чит начи­на­ется пост! А еще нас вдох­но­вила такая мысль свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста: «При­ятна весна море­пла­ва­те­лям, при­ятна и зем­ле­дель­цам; но не так при­ятна море­пла­ва­те­лям и зем­ле­дель­цам весна, как при­ятно жела­ю­щим любо­мудр­ство­вать время поста – эта духов­ная весна для души». Поэтому на нашем кален­даре и сол­нышко, и цве­точки, и даже бабочки. Пра­вое поле над­ре­заем так, чтобы полу­чи­лось семь «хво­сти­ков». На каж­дом «хво­стике» пишем какую-нибудь «поучи­тель­ную» фразу: она должна напо­ми­нать о чем-то важ­ном, о том, чего можно достичь в пост, о доб­ро­де­те­лях, о бла­го­че­сти­вой жизни. Это будет пово­дом пого­во­рить с детьми о хри­сти­ан­ском уче­нии и ста­нет малень­ким «зада­нием» на дан­ную неделю поста. Эти «хво­стики» мы заги­баем так, чтобы они ока­за­лись под­вер­нуты под лист кален­даря. В начале каж­дой недели мы будем отги­бать соот­вет­ству­ю­щий листок: снова эффект ожи­да­ния, а еще – будет видно, сколько оста­лось до конца поста.

В Гре­ции к посту делают осо­бую куклу – Киру Сара­ко­сти, Гос­пожу Поста. Это тоже такой свое­об­раз­ный «кален­дарь», кото­рый счи­тает недели Вели­кого поста. Греки изоб­ра­жают Гос­пожу Поста как про­стую жен­щину или как мона­хиню. У Гос­пожи Поста нет ушей – чтобы не слы­шать спле­тен, и нет рта – чтобы не есть. На груди у гре­че­ской пра­во­слав­ной куколки – крест, ее ручки молит­венно сло­жены или скре­щены. Крест может рас­по­ла­гаться и над голо­вой Киры Сара­ко­сти – как знак ее бла­го­че­стия. Так греки сим­во­ли­че­ски пока­зы­вают этой кукол­кой пра­вила пове­де­ния в Вели­кий пост. А еще из-под юбки Гос­пожи Поста высо­вы­ва­ется семь ног, кото­рые сим­во­ли­зи­руют семь недель Вели­кого поста – по одной ножке на каж­дую. В суб­боту истек­шей недели отре­зают одну ножку, в Вели­кую суб­боту отре­за­ется послед­няя. Гос­пожу Поста можно нари­со­вать на бумаге, можно сшить, сле­пить из теста. Ее вешают на вход­ную дверь или около икон. Мы с детьми сде­лали аппли­ка­цию и выре­зали ее, полу­чи­лась куколка, кото­рую мы пове­сили на вход­ную дверь – чтобы уже при входе в квар­тиру напо­ми­нала о посте. Правда, ножки мы пожа­лели и нико­гда не отрывали.

С помо­щью таких эле­мен­тов уже сам внеш­ний вид дома настра­и­вает жизнь семьи на осо­бый лад. Пере­чис­лен­ные «кален­дари» делают акцент на том, что пост – осо­бое время. К тому же это идеи тема­ти­че­ских поде­лок, кото­рые могут выпол­нить дети самого раз­ного возраста.

И вот насту­пает пост. И появ­ля­ется дру­гой важ­ный «ося­за­е­мый» аспект поста – осо­бая пища. Должны появиться и изме­не­ния в «домаш­нем бого­слу­же­нии». Дети могут с мами­ной помо­щью напи­сать круп­ным шриф­том на листах белого кар­тона молитву пре­по­доб­ного Ефрема Сирина: малыши могут обве­сти фло­ма­сте­ром то, что мама напи­сала каран­да­шом, дети постарше – сами спи­сать текст из Молит­во­слова. Таким обра­зом им будет легче ее выучить, а также дети ста­нут ждать, когда будет читаться «наша пост­ная молитва».

Укла­ды­вая детей на ночь, мы все­гда читаем им книги. И в Вели­кий пост это осо­бен­ная лите­ра­тура: пате­рики, жития свя­тых, Биб­лия. Во время такого чте­ния роди­тели и сами полу­чают духов­ную пищу. Когда вся семья соби­ра­ется за сто­лом, а обычно, если папа рабо­тает, это ужин, можно также про­чи­тать неболь­шой отры­вок из Биб­лии или житий, а потом обсу­дить про­чи­тан­ное. Именно таким пока­зано «рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние» детей у свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста: отец за «вечер­ней тра­пе­зой» настав­ляет жену и детей.

Нелегко при­влечь вни­ма­ние ребенка к «душе­по­лез­ным» бесе­дам, но пора­зи­тель­ная вещь: если роди­тели обсуж­дают что-то между собой, то дети ловят каж­дое слово. Еще бы: им не надо тер­петь скуч­ные настав­ле­ния – они под­слу­ши­вают взрос­лый раз­го­вор. И если папа с мамой обсуж­дают за сто­лом соро­ка­лет­нее ски­та­ние евреев по пустыне, то дети слу­шают так же увле­ченно, как самые инте­рес­ные при­клю­че­ния. Но для этого, конечно, тре­бу­ется под­го­товка роди­те­лей. Напри­мер, эта беседа может быть пере­ска­зом про­по­веди, кото­рую папа слы­шал сего­дня в храме (снова совет роди­те­лям от свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста), или про­чи­тан­ного в книге. В таком слу­чае хотя бы в пост семей­ный ужин ока­зы­ва­ется насто­я­щим уро­ком – «два в одном»: вку­шаем пищу духов­ную и телес­ную. Это не так трудно орга­ни­зо­вать, как кажется на пер­вый взгляд, осо­бенно если устра­и­вать такие семей­ные засто­лья только в вели­ко­пост­ные выходные.

Делая кален­дарь, мы выде­ляли пост­ные празд­ники. Когда дети знают об этих датах, они ждут не «когда же закон­чится пост», а при­бли­же­ния каж­дого сле­ду­ю­щего собы­тия. Пер­вый празд­ник с инте­рес­ным дей­ством – это кутья в первую суб­боту Вели­кого поста, в день­ве­ли­ко­му­че­ника Фео­дора Тирона. Кутью мы едим по древ­ней тра­ди­ции: все из одной посуды – из кра­си­вого дере­вян­ного блюда. 22 марта, в день 40 муче­ни­ков, печем, конечно, жаво­рон­ков: даже малыши могут лепить узе­лочки из теста и при­де­лы­вать птич­кам глазки-изю­минки. На Кре­сто­по­клон­ной неделе нас также ждет выпечка: по тра­ди­ции, мы выпе­каем пече­нье в форме кре­сти­ков. В неделю Иоанна Лествич­ника мы лепим из теста лесенки, как делали наши пра­пра­деды (вер­нее, навер­ное, пра­пра­бабки). Тесто можно делать самим, можно исполь­зо­вать покуп­ное сло­е­ное или дрож­же­вое – это не тре­бует прак­ти­че­ски ника­ких уси­лий, зато дети полу­чают огром­ное удо­воль­ствие от сов­мест­ных тру­дов на кухне. Это и повод пого­во­рить даже с малы­шами о том празд­нике, кото­рый отме­ча­ется осо­бой выпеч­кой, и не только нагляд­ное посо­бие для такого раз­го­вора, но посо­бие вполне съе­доб­ное и даже вкус­ное. На Бла­го­ве­ще­ние на пти­чьем рынке спе­ци­ально поку­паем пти­чек, кото­рых на празд­ник можно будет выпус­кать. На Лаза­реву суб­боту едим икру – она, как и яйцо, сим­вол вос­кре­се­ния. На Вход Гос­по­день во Иеру­са­лим зара­нее гото­вим вме­сте с детьми целые буке­тики с вер­бами. Все это – и обще­се­мей­ные меро­при­я­тия, и – глав­ное – повод рас­ска­зать детям о празд­ни­ках и об их зна­че­нии, повод перейти к более серьез­ным темам.

Таким обра­зом, пост дей­стви­тельно может стать осо­бым вре­ме­нем жизни всей семьи, дома как целого. Внеш­нее помо­гает осо­зна­вать и укреп­лять внут­рен­нее. Пост ста­но­вится «нагляд­ным», «ося­за­е­мым» даже для малы­шей. И такие наив­ные, до смеш­ного «неду­хов­ные» заня­тия, как изго­тов­ле­ние пти­чек или лесе­нок из теста, ока­зы­ва­ются не только раз­ви­ва­ю­щими мел­кую мото­рику ребенка и его пер­выми кули­нар­ными опы­тами, но и посо­бием, помо­га­ю­щим детям пред­ста­вить себе духов­ную жизнь. И пока трех­лет­ние малыши выкла­ды­вают пере­кла­динки у такой лесенки, дети-школь­ники слу­шают рас­сказ о лествице Иоанна Лествич­ника, а кто-то захо­чет и про­чи­тать о ней. Может быть, стар­шие дети, может быть, и роди­тели… Так дети уже не «отры­вают» нас от «духов­ной жизни», а вме­сте с нами, каж­дый по-сво­ему, живут общим ее рит­мом. И жизнь дома ока­зы­ва­ется совер­шенно осо­бой жиз­нью, кото­рую не пере­би­вает кло­ко­та­ние мега­по­лиса за окном и в ноут­буке. Каза­лось бы, такие мелочи не могут повли­ять на духов­ную жизнь дома. Но это не мелочи – это вни­ма­ние к тому, что суще­ство чело­века три­едино, и телес­ное, видимое–осязаемое, также имеет зна­че­ние для нас.

Может быть, пред­ло­жен­ные здесь или какие-либо дру­гие идеи для дет­ского Вели­кого поста помо­гут создать в доме осо­бое время Свя­той Четыредесятницы.

И дом, обра­щен­ный в малую Цер­ковь, обра­щен­ный к Церкви «вели­кой», ста­нет местом хри­сти­ан­ского обра­зо­ва­ния всех чле­нов семьи.

Анна Сапрыкина

Детство и пост — две вещи несовместные?

Насту­пают дни Вели­кого поста — осо­бое время пока­я­ния и воз­дер­жа­ния. Во мно­гих семьях воз­ни­кает вопрос: можно и нужно ли поститься детям? Как пра­вильно найти меру пост­ного подвига для сво­его ребенка? А тут еще мно­же­ство обще­рас­про­стра­нен­ных стра­хов и мне­ний о дет­ском посте. Про­ком­мен­ти­ро­вать их согла­сился глав­ный редак­тор пра­во­слав­ного моло­деж­ного жур­нала «Наслед­ник» про­то­и­е­рей Мак­сим Пер­во­зван­ский, отец девя­те­рых детей.

- «Пост — время пока­я­ния, плача о своих гре­хах. А какие еще могут быть грехи, напри­мер, у детей млад­шего школь­ного возраста?»

- Для детей смысл поста немного в дру­гом, они вряд ли смо­гут в тече­ние сорока с лиш­ним дней пла­кать о своих гре­хах. Для них это ско­рее про­сто аске­ти­че­ская при­вычка, кото­рая при­го­дится им в более взрос­лой жизни. Посе­ще­ние на пер­вой неделе поста Вели­кого канона пре­по­доб­ного Андрея Крит­ского, Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, бого­слу­же­ний Страст­ной сед­мицы, на кото­рые мы, напри­мер, водим детей с млад­шего школь­ного воз­раста, создают в душе ребенка осо­бое настро­е­ние. А кроме того, отказ от неко­то­рых игр и раз­вле­че­ний, огра­ни­че­ния в пище создают некий пост­ный фон. Жела­тельно и в домаш­нее пра­вило ребенка доба­вить или молитву пре­по­доб­ного Ефрема Сирина, или пение пока­ян­ных тро­па­рей «Поми­луй нас, Гос­поди, поми­луй нас».

Ребе­нок не может непре­рывно пре­бы­вать в пока­ян­ном настро­е­нии, это не спо­со­бен делать даже обыч­ный взрос­лый без духов­ной под­го­товки. Поэтому не сле­дует ждать от ребенка боль­шего, чем он может. Но при этом ребе­нок, при­вык­ший в тече­ние дли­тель­ного вре­мени огра­ни­чи­вать себя в еде и раз­вле­че­ниях, со вре­ме­нем гораздо проще и легче под­хо­дит к взрос­лому отно­ше­нию к посту. Я знаю при­меры, когда роди­тели жалели детей до под­рост­ко­вого воз­раста, ограж­дали их от поста, а потом, когда чело­век ста­но­вился доста­точно взрос­лым, когда он уже мог нор­мально поститься, у него не было соот­вет­ству­ю­щего навыка, и он вовсе отка­зы­вался от поста. Для детей, кото­рые с мла­ден­че­ства под­ра­жают роди­те­лям в посте, он ста­но­вится нор­мой жизни.

- «Пост — время сугу­бого воз­дер­жа­ния в пище. Это вредно для моло­дого рас­ту­щего орга­низма ребенка и может при­ве­сти к заболеваниям».

- Есть обя­за­тель­ное пра­вило для любого постя­ще­гося: пост не дол­жен ухуд­шать здо­ро­вье. Поэтому если у ребенка или у взрос­лого есть серьез­ные забо­ле­ва­ния, тогда, конечно, со всей стро­го­стью пост соблю­дать не надо. Что же каса­ется здо­ро­вых детей, то, по общей цер­ков­ной прак­тике, они не лиша­ются рыбы в пост, а боль­ным, ослаб­лен­ным детям можно и молоко давать. Вообще же пост не вре­ден никому: ни бере­мен­ным, ни кор­мя­щим, ни детям малым. У нас сего­дня есть воз­мож­ность купить рыбу, зелень, в кото­рых есть все необ­хо­ди­мые мик­ро­эле­менты. Нужно про­сто сле­дить за само­чув­ствием ребенка, как, впро­чем, и за своим, потому что пост для чело­века, а не чело­век для поста. Если кор­мя­щая мать решила поститься, и вдруг у нее про­па­дает молоко, то, конечно, нужно пре­кра­тить поститься. Только обычно оно не про­па­дает, я таких слу­чаев у здо­ро­вых жен­щин не знаю.

Если чело­век (малень­кий или взрос­лый) начи­нает поститься впер­вые, можно поти­хоньку про­бо­вать свои силы. Один мой зна­ко­мый, недавно при­няв­ший Кре­ще­ние, спро­сил, можно ли ему не есть мясо только на пер­вой сед­мице. Я отве­тил: «Твое дело, я же не могу тебя заста­вить». Затем он спро­сил, можно ли про­дол­жить и на вто­рой, а с тре­тей начал соблю­дать пост по всем пра­ви­лам. Вообще, актив­ное вхож­де­ние в аске­ти­че­ские подвиги — пост, молитву и т. д., если чело­век пре­вы­сит свою меру, при­во­дит не только к потере здо­ро­вья, но и к серьез­ному разо­ча­ро­ва­нию в духов­ной жизни. Это каса­ется и детей, и моло­дых людей. У меня было несколько зна­ко­мых, кото­рые в девя­но­стые годы уез­жали в мона­стырь на время Вели­кого поста, жили на чер­даке, вку­шали по пять просфор в день. Два года таких постов, а потом люди про­сто ушли из Церкви. Уси­лия огром­ные, ослаб­ле­ние орга­низма при­лич­ное, а духов­ных резуль­та­тов не наблю­да­ется. Все нужно делать в меру, нужно пом­нить, что пост — это не какое-то разо­вое дей­ствие в жизни хри­сти­а­нина, что поститься нам всю жизнь до самой смерти. Поэтому мера поста должна быть спо­кой­ной и для чело­века вполне посиль­ной. А суще­ству­ю­щая цер­ков­ная прак­тика и для взрос­лого, и для ребенка вполне посильна.

- «Дети, соблю­да­ю­щие пост, вынуж­дены отли­чаться от сверст­ни­ков, они могут стать изго­ями, пред­ме­том насмешек».

- Мои дети учатся в обыч­ной, не в пра­во­слав­ной школе, и у них таких про­блем не воз­ни­кало ни разу. По моим наблю­де­нием, давно закон­чи­лась эпоха все­об­щего равен­ства, когда все должны быть похожи друг на друга, и если в моде клеш, то его носят все, если носят мини или макси, то все пого­ловно. Во вре­мена моего дет­ства это было бы про­бле­мой, тогда если ты хоть чуть отли­чался, то мог стать изгоем. Сей­час чем ты более не похож на дру­гих, тем это даже инте­рес­нее. Поэтому если дети сами сво­ими выход­ками, осуж­де­нием сверст­ни­ков не отго­ра­жи­вают себя от кол­лек­тива, то нега­тив­ного отно­ше­ния со сто­роны детей или боль­шин­ства учи­те­лей я ни разу не наблю­дал. Ты не похож на дру­гих, это нормально.

- «Если дети будут поститься, это может вызвать пре­тен­зии к роди­те­лям со сто­роны госу­дар­ствен­ных орга­нов, осо­бенно это каса­ется мно­го­дет­ных семей, за кото­рыми и так наблюдают».

- Это зави­сит от общего ими­джа семьи. Напри­мер, у меня девять детей. И наша семья нико­гда не сто­яла в группе риска. Напро­тив, мы часто высту­паем как лицо рай­она, активно участ­вуем во вся­ких меро­при­я­тиях цен­тра соци­аль­ного обес­пе­че­ния. Когда руко­во­ди­тель этого цен­тра как-то раз попро­си­лась к нам домой, она потом пол­года рас­ска­зы­вала всем о том, как здо­рово у нас все орга­ни­зо­вано. Если, конечно, дети неухо­жены, в доме грязно, если ваша семья под подо­зре­нием вообще, и тут выяс­ня­ется, что вы еще и детей голо­дом морите, тогда вопросы возникают.

- Мы регу­лярно даем семей­ные спек­такли на раз­лич­ные, в том числе и хри­сти­ан­ские темы для вете­ра­нов, участ­вуем в рай­он­ных празд­ни­ках. Ста­ра­емся не отго­ра­жи­ваться от мира, счи­таем это важ­ной мис­си­о­нер­ской состав­ля­ю­щей нашей жизни. И я знаю мно­гих мно­го­дет­ных, кото­рые, созда­вая вот такой пози­тив­ный имидж своей семьи, ника­ких вопро­сов со сто­роны орга­нов опеки не вызывают.

- «Пока ребе­нок учится (в школе или в инсти­туте), у него должны быть зна­чи­тель­ные послаб­ле­ния в посте».

- Обще­при­ня­тая прак­тика — раз­ре­ше­ние на рыбу, кроме, пожа­луй, среды и пят­ницы. Мои стар­шие дочери уже закон­чили школу с меда­лями, посту­пили на бюд­жет­ное отде­ле­ние в МГУ и при этом все посты прак­ти­че­ски с рож­де­ния соблю­дали. Моя стар­шая дочь была един­ствен­ной абсо­лютно здо­ро­вой девоч­кой в классе. Поэтому утвер­жде­ние о том, что пост вре­дит здо­ро­вью и учебе, это миф, остав­шийся с совет­ских времен.

- «На время поста детей необ­хо­димо в при­ну­ди­тель­ном порядке лишить всех раз­вле­че­ний: похода в гости, ком­пью­тер­ных игр и т. д.»

- Я так не счи­таю, да про­стят меня стро­гие рев­ни­тели бла­го­че­стия. У нас, по край­ней мере, это сде­лать нико­гда не полу­ча­лось. Мы, что назы­ва­ется, меняем репер­туар филь­мов, кото­рые они смот­рят, огра­ни­чи­ваем ком­пью­тер­ные игры. Ребе­нок дол­жен быть не лишен, а огра­ни­чен. То же самое про­ис­хо­дит с пищей, мы ведь не лишаем себя пищи. Конечно, на пер­вой или Страст­ной сед­мице хорошо бы пол­но­стью отка­заться от игр, филь­мов и раз­вле­че­ний. Зато в конце пер­вой сед­мицы можно и кино хоро­шее посмот­реть. Можно поста­раться заме­нить сиде­ние перед ком­пью­те­ром или теле­ви­зо­ром на сов­мест­ные про­гулки, но это не зна­чит, что гулять нужно с пост­ными лицами. Можно и на лыжах пока­таться, и с горки. Нужно, чтобы и дети, и взрос­лые были в хоро­шем тонусе во время поста, чтобы у них были силы и на молитву, и на работу, и на учебу. Нужно детям пред­ла­гать больше сов­мест­ных меро­при­я­тий, мы же сей­час все по своим нор­кам сидим. Реко­мен­до­вать книги для семей­ного чте­ния, заме­нив, к при­меру, «Ост­ров сокро­вищ» на «Поли­анну». Нельзя пол­но­стью лишить ребенка душев­ной пищи, свято место пусто не бывает, его нужно чем-то запол­нять. И вот насколько роди­тели могут заме­нить осво­бо­див­ше­еся место, настолько и нужно огра­ни­чи­вать. При этом ребе­нок дол­жен при­нять замену, потому что если вы нач­нете в при­ну­ди­тель­ном порядке читать ребенку только жития свя­тых, а он будет под них спать или гово­рить: «Мама, когда же ты закон­чишь?», — ника­кой духов­ной пользы он не получит.

- «Часто дети пита­ются в школь­ной сто­ло­вой, где не пред­ла­гают пост­ные блюда. Пост заста­вит их про­сто голодать».

- Голо­дать не надо. Если воз­мож­но­сти есть пост­ное совсем нет, тогда нужно при­ме­нять к таким детям пра­вило о путе­ше­ству­ю­щих: можно пост не соблю­дать, если нет ника­кой воз­мож­но­сти его соблю­дать. Но я бы реко­мен­до­вал ребенку посту­пать так: если дают борщ с кус­ком мяса, съешь борщ, а мясо не ешь. Если дают мака­роны с сосис­кой, огра­ничься мака­ро­нами. Уже опре­де­лен­ное уси­лие ребе­нок совер­шает. В нашей семье дети зав­тра­кают и обе­дают дома. А если нужно поехать куда-то на экс­кур­сию, жена дает им с собой рыб­ные кот­леты. Она заго­тав­ли­вает их постом раз в неделю, в том числе и для таких случаев.

Запи­сала Марина Шмелева

Источ­ник: Жур­нал “Пра­во­сла­вие и современность”

Постимся с детьми, или Сорок дней креатива

Глядя на заго­ло­вок, вы навер­няка поду­мали, что сей­час полу­чите под­борку рецеп­тов пост­ных блюд или настав­ле­ния на тему “Как научить ребенка соблю­дать пост”. Нет-нет, ника­ких настав­ле­ний. Только идеи, кото­рые помо­гут нам вме­сте с нашими чадами про­жить уди­ви­тель­ные дни Свя­той Четы­ре­де­сят­ницы как совер­шенно осо­бое время — время ожи­да­ния Празд­ника праздников.
Мно­гие моло­дые роди­тели именно Постом ощу­щают свою непри­част­ность к про­ис­хо­дя­щему в Церкви. Уни­каль­ные службы этих дней лично мне все­гда давали ощу­ще­ние пол­ноты, без кото­рого впо­след­ствии и Пасха «совсем уже не та». Первую нашу Пасху мы с доч­кой про­вели в дет­ской боль­нице. Повод к этому был настолько серьез­ный, что роп­тать было нельзя. Однако та весна заста­вила меня пере­черк­нуть радуж­ные мысли о том, что с рож­де­нием ребенка мы смо­жем так же, как и раньше, про­чув­ство­вать Пост. Нет, нет и нет! Во-пер­вых, кор­мя­щая мама про­сто не имеет права поститься по Уставу, во-вто­рых, ей едва ли удастся выбраться на службы, не имея в тылу арсе­нал бабу­шек и нянь, в‑третьих, образ слин­го­мамы, кото­рая, словно кен­гуру, везде носит малыша с собой, нари­со­ван нам черес­чур иде­аль­ным: ребе­нок – не сумка, взяв кото­рую, можно отправ­ляться делать свои дела, малышу нужно не только корм­ле­ние, но и смена под­гуз­ни­ков, и про­сто обще­ние, какая уж там служба, какое молит­вен­ное настро­е­ние! Под­рос­ший малыш также вряд ли раз­де­лит радость уча­стия в Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, но, веро­ятно, заботу о том, чтобы в храме стало тихо, с вами навер­няка раз­де­лят все при­сут­ству­ю­щие. Послед­ний пункт, для кого-то, быть может, спор­ный, застав­ляет роди­те­лей из вос­кре­се­нья в вос­кре­се­нье захо­дить в храм уже после пения молитвы «Отче наш», в связи с чем забы­ва­ется даже чино­по­сле­до­ва­ние службы, а само уча­стие в Литур­гии сво­дится к при­ча­ще­нию младенца.

И вот оче­ред­ной Вели­кий Пост готов пройти сто­ро­ной. Надо что-то менять, не так ли? Мы не пред­ла­гаем моло­дым роди­те­лям какого-то нового спо­соба ней­тра­ли­зо­вать детей для того, чтобы спо­койно помо­литься на вели­ко­пост­ных служ­бах. Надо при­вык­нуть к мысли, что еще несколько лет нам это не гро­зит. Но в наших силах пре­вра­тить сов­мест­ное с ребен­ком домаш­нее зато­че­ние в радост­ное ожи­да­ние Пасхи, когда каж­дый день Поста будет сту­пень­кой к вер­шине – Празд­нику празд­ни­ков. Давайте еже­дневно напо­ми­нать нашему чаду, а заодно и себе, о том, что хоть мы и сидим дома, но идем доро­гой Поста вме­сте со всей Цер­ко­вью. Вме­сте, только немножко по-сво­ему, «по-дет­ски». Вос­при­мем Вели­кий Пост с нашими малы­шами как счаст­ли­вый лиш­ний биле­тик в насто­я­щее пра­во­слав­ное дет­ство, кото­рого у боль­шин­ства из нас не было! И здесь нам на помощь при­дут семей­ные тра­ди­ции. Малень­кие и боль­шие, серьез­ные и не очень, они обо­га­тят наши изъ­еден­ные рути­ной будни ожи­да­нием Праздника.

Тра­ди­ция – это спо­соб пере­дачи цен­но­стей от поко­ле­ния к поко­ле­нию. Мно­гие из нас не полу­чили от стар­шего поко­ле­ния каких-либо пра­во­слав­ных тра­ди­ций, кроме, разве что, обы­чая кра­сить яйца к Пасхе. А потому сей­час перед нами стоит слож­ная, но и инте­рес­ная задача – задача созда­ния соб­ствен­ных семей­ных тра­ди­ций. Тако­вых может быть огром­ное коли­че­ство. Кто-то читает Вели­кий Пока­ян­ный канон дома всей семьей, неко­то­рые все же нахо­дят воз­мож­ность прийти в храм, чтобы при­об­щить ребенка к необык­но­вен­ной атмо­сфере пер­вых вели­ко­пост­ных дней. Кто-то пред­при­ни­мает посиль­ное палом­ни­че­ство. Но чем заняться в будни? Чем напол­нить  неспеш­ной чере­дой теку­щие дни Вели­кого Поста? При­ду­маем для наших малы­шей про­стые раз­ви­ва­ю­щие заня­тия. Мой план ори­ен­ти­ро­ван на млад­ших дошко­лят, но, не сомне­ва­юсь, что и роди­тели деток постарше най­дут для себя полез­ные идеи.

С чего начнем?

Обсу­дим на семей­ном совете заме­ча­ния и пред­ло­же­ния домаш­них, рас­ска­жем о своих пла­нах. А пла­нов у нас много. На весь пост: читать, делать поделки, гото­вить вкус­ные пост­но­сти, ста­вить при­ро­до­вед­че­ские экс­пе­ри­менты, одним сло­вом – раз­ви­ваться. Наш план на первую сед­мицу: создать пас­халь­ный «адвент-кален­дарь», при­го­то­вить коливо, встре­тить весну, узнать об устрой­стве пра­во­слав­ного храма.

Сколько дней оста­лось до Пасхи?

Тра­ди­ция — это язык, на кото­ром мы гово­рим с нашими детьми о том, что для нас дорого и важно. Если мы хотим при­об­щить малыша к атмо­сфере Вели­кого Поста, нужно гово­рить на языке, понят­ном ему. Что для нас Вели­кий Пост? Скром­ная тра­пеза, дол­гие службы, коле­но­пре­кло­нен­ные молитвы. Попро­буйте объ­яс­нить их смысл трех­летке! Но любой малыш с радо­стью будет про­хо­дить дни Поста, зная, что каж­дый из них при­бли­жает его к Празд­нику празд­ни­ков, кото­рый больше и радост­нее, чем Рож­де­ство. На Западе суще­ствует тра­ди­ция изго­тов­ле­ния так назы­ва­е­мого «адвент-кален­даря» (нем.Adventskalender). Одна бла­го­че­сти­вая фрау создала такой кален­дарь для сво­его сынишки, кото­рому очень уж не тер­пе­лось встре­тить Рож­де­ство. В самом про­стом испол­не­нии адвент-кален­дарь – это домик с откры­ва­ю­щи­мися окош­ками, за каж­дым из кото­рых – сюр­приз для малыша. Одно окошко соот­вет­ствует одному дню Адвента, в нашем слу­чае – Вели­кого Поста. В каче­стве сюр­приза может высту­пать любая при­ят­ная мелочь (в клас­си­че­ском Adventskalender за окош­ками поме­ща­ются сла­до­сти, но не отказ ли от них явля­ется един­ствен­ным поз­во­ли­тель­ным малышу спо­со­бом соблю­дать пост?). Мы пред­ла­гаем сде­лать кален­дарь в виде дороги к храму, это наглядно и понятно. Выде­лите для кален­даре отдель­ное место на стене дет­ской ком­наты, к концу Поста здесь собе­рется целая кол­лек­ция поделок.

1 300x225 - Детский пост: несколько советов родителямВырежьте из бумаги дугу, раз­де­лите на сек­тора, склейте несколько таких заго­то­вок, склейте их, про­ну­ме­руйте сек­тора – начи­ная с пер­вого дня Поста и закан­чи­вая днем Пасхи. Отметьте на кален­даре все празд­ники, важ­ные для вашей семьи собы­тия этого отрезка вре­мени, отметьте понят­ными ребенку знач­ками меро­при­я­тия, запла­ни­ро­ван­ные на это время («кораб­лик» – если соби­ра­е­тесь пус­кать кораб­лики в ручье, «птичка» – если будете печь «жаво­рон­ков» и т.д.). Пусть таких отме­ток на вашем кален­даре будет как можно больше. Чаще обра­щай­тесь к этому плану, он помо­жет объ­яс­нить ребенку спо­собы изме­ре­ния вре­мени (день, неделя, месяц), позна­ко­мит с поня­ти­ями «вчера», «зав­тра», «после­зав­тра».

2 300x225 - Детский пост: несколько советов родителямНа каж­дом отрезке «дороги» раз­ме­стим сло­жен­ный листок со сти­хо­тво­ре­нием или малень­ким поучи­тель­ным рас­ска­зом. По утрам или перед сном пусть малыш сни­мает свой сюр­приз и слу­шает новое сти­хо­тво­ре­ние. При жела­нии можно сде­лать под­борку лите­ра­туры о том или ином рас­про­стра­нен­ном дет­ском недо­статке (обид­чи­вость, рев­ность, жад­ность), что даст тему для обсуж­де­ния. Не выбра­сы­вайте плоды вашей кро­пот­ли­вой работы! Вме­сте с малы­шом собе­рите кол­лек­цию зала­ми­ни­ро­ван­ных скот­чем кар­то­чек с доб­рыми сти­хами и рассказами.

Отме­чать про­шед­ший день можно как отре­зая про­ну­ме­ро­ван­ные кусочки дороги, так и про­сто остав­ляя на каж­дом ее отрезке след баш­мачка или ножки (сде­лан­ный, напри­мер, с помо­щью трафарета).

Куда ведет дорога Поста

Конеч­ным пунк­том нашего вели­ко­пост­ного пути ста­нет Пасха. Для нагляд­но­сти можно при­кре­пить у «хво­стика» дороги бумаж­ную икону Вос­кре­се­ния Хри­стова. Жела­ю­щим услож­нить задачу пред­ла­гаем сде­лать с ребен­ком поделку – храм, на воро­тах кото­рого будет кра­со­ваться над­пись «Хри­стос вос­кресе!». Заго­товки для этой поделки надо сде­лать зара­нее. Помните, что чем младше ваше чадо, тем серьез­нее надо под­го­то­виться! Малышу может надо­есть наблю­дать, как вы выре­за­ете заго­товки («Вот, сей­час уже нач­нем»), и тогда он нач­нет искать заня­тие поин­те­рес­нее. Итак, зара­нее под­го­товьте вот такую кар­тон­ную основу для храма,выступы, кото­рые сде­лают его объ­ем­ным, крест, сде­лан­ный из двух свя­зан­ных нит­кой спичек,

3 300x225 - Детский пост: несколько советов родителями глав­ные слова гря­ду­щего Празд­ника – напи­шите их на кусочке кар­тона или вырежьте буквы Х и В из само­кле­ю­щейся бумаги, также на помощь могут прийти остав­ши­еся от про­шло­год­ней под­го­товки к Пасхе наклейки для яиц.

И вот дол­го­ждан­ный момент: наш малыш заин­три­го­ван и готов к сов­мест­ному твор­че­ству. Достаем наши заго­товки и при­сту­паем к работе. Накле­и­ваем выступы на основу,

4 300x225 - Детский пост: несколько советов родителямзоло­тим купол (нарежьте неболь­шими кусоч­ками цвет­ную бумагу и пред­ло­жите малышу закле­ить в про­из­воль­ном порядке все пустое про­стран­ство) и при­кле­и­ваем крест,

5 225x300 - Детский пост: несколько советов родителямпри­кле­и­ваем над­пись «Хри­стос вос­кресе!» и укра­шаем шедевр на свое усмот­ре­ние (для этого подой­дут кусочки тесьмы, бисер, яркая крупа – к при­меру, крас­ная чече­вица, а также все, что давно лежало в шка­тул­ках и коро­боч­ках по прин­ципу «А вдруг когда-нибудь при­го­дится?»). Если вы будете укра­шать выступы, сде­лайте это до того, как их при­кле­и­вать, так будет удоб­нее. Не забы­вайте ком­мен­ти­ро­вать ваши дей­ствия, назы­вайте части вашего архи­тек­тур­ного соору­же­ния. А во время бли­жай­шего посе­ще­ния храма закре­пите «прой­ден­ный материал».

Не «опять каша», а коливо

Заме­ча­тель­ным вре­мя­пре­про­вож­де­нием для вас с малы­шом ста­нет при­го­тов­ле­ние кутьи – колива. Каж­дый умуд­рен­ный опы­том роди­тель знает, что дети с удо­воль­ствием помо­гают на кухне. Дадим им такую возможность!

При­го­товьте любую кашу на воде и добавьте мед, тол­че­ные орехи, сухо­фрукты, мар­ме­лад. Вашему малень­кому творцу доста­нется самое ответ­ствен­ное пору­че­ние – укра­сить кутью. Для этого подой­дут мак и цвет­ная посыпка для кули­чей (о, вот и он – пер­вый повод рас­ска­зать о Пасхе!). Малыши будут посы­пать блюдо, тре­ни­руя паль­чики. Дет­кам постарше можно пред­ло­жить выло­жить изю­мом рису­нок. Это может быть крест или схе­ма­тич­ное изоб­ра­же­ние храма.

kolivo 300x282 - Детский пост: несколько советов родителям

Коливо освя­ща­ется и упо­треб­ля­ется в пищу в пят­ницу пер­вой сед­мицы Вели­кого Поста. Упле­тая сов­местно при­го­тов­лен­ный здо­ро­вый зав­трак, вы смо­жете рас­ска­зать малышу о том, как появи­лась тра­ди­ция при­го­тов­ле­ния колива, а также о том, для чего нужен пост.

Весна при­роды – весна души

На дворе – дол­го­ждан­ная весна. Давайте откроем цикл поде­лок на весен­нюю тему! Пусть наше жилище и осо­бенно нашу дорогу-кален­дарь осве­щает сде­лан­ное руками вашего  крохи весен­нее сол­нышко. Нари­суйте его паль­чи­ко­выми крас­ками или сде­лайте из… мака­рон! В пла­сти­ли­но­вую основу, при­леп­лен­ную на бумагу, встав­ляйте кусочки спа­гетти. Вели­ко­леп­ные облака полу­чатся из ват­ных дисков.

06 300x225 - Детский пост: несколько советов родителямА вы любили школь­ные опыты? Пред­ла­гаем поста­вить про­стей­ший весен­ний опыт, кото­рый наглядно объ­яс­нит малышу мета­мор­фозы, про­ис­хо­дя­щие в при­роде вес­ной. Заго­товьте зара­нее неболь­шое коли­че­ство снега (хва­тит трех­лит­ро­вой банки). Подой­дет также снег из моро­зиль­ной камеры. Итак, засне­жен­ным полем ста­нет любое боль­шое блюдо, солн­цем – настоль­ная лампа. Поставьте «поле» под «сол­нышко» и вме­сте с кро­хой наблю­дайте, как тает снег, дайте малышу немного снега в ручку, пусть он убе­дится в том, что снег пре­вра­ща­ется в воду, объ­яс­ните, что сне­жок тает, когда ему ста­но­вится жарко. Накло­ните тарелку (пред­ва­ри­тельно под­сте­лив под нее, к при­меру, кле­енку) и наблю­дайте, как бегут с горок ручейки. На бли­жай­ших про­гул­ках вам будет что обсу­дить. А тема весны столь неис­чер­па­ема, что пока в тече­ние несколь­ких недель при­рода будет про­буж­даться от зим­ней спячки, мы с нашими малы­шами най­дем еще мно­же­ство спо­со­бов инте­рес­ного и полез­ного времяпрепровождения.

Дарья Кули­кова

taday.ru

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки