Детям о Таинствах Православной Церкви

Детям о Таинствах Православной Церкви

(9 голосов4.6 из 5)

Мно­гие роди­тели зада­ются вопро­сом: как доступ­ной, понят­ной ребенку форме рас­ска­зать о Таин­ствах нашей Пра­во­слав­ной Церкви? Как доне­сти их суть до ребенка? Пред­ла­гаем вашему вни­ма­нию удоб­ный и понят­ный рас­сказ в изло­же­нии Софии Руковой.

По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­лита Кру­тиц­кого и Коло­мен­ского Ювеналия

Вместо предисловия

Что такое таин­ство? Само это слово под­ра­зу­ме­вает что-то таин­ствен­ное, что-то пре­вы­ша­ю­щее наше разу­ме­ние, когда в резуль­тате наших чело­ве­че­ских дей­ствий и слов, в нашу жизнь при­хо­дит что-то такое, что невоз­можно выра­зить сло­вами, и мы ста­но­вимся лучше, чище, сильнее.

Вот опре­де­ле­ние таин­ства, кото­рое дает нам Цер­ковь. Таин­ство — это сово­куп­ность свя­щен­но­дей­ствий и молитв, в резуль­тате кото­рых на их участ­ни­ков нис­хо­дит бла­го­дать Свя­того Духа.

Таинств Церкви — семь: Евха­ри­стия, Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние, Брак, Пока­я­ние, Свя­щен­ство, Собо­ро­ва­ние, или Елеосвящение.

О таинствах Крещения и Миропомазания

Каж­дый чело­век явля­ется граж­да­ни­ном, или под­дан­ным своей страны. Все мы знаем, что когда в семье рож­да­ется ребе­нок, то ему выдают сви­де­тель­ство о рож­де­нии. Согласно этому доку­менту, ново­рож­ден­ный явля­ется пол­но­прав­ным граж­да­ни­ном страны, в кото­рой он родился. Теперь роди­те­лям оста­ется лишь посте­пенно научить свое дитя основ­ным зако­нам и нор­мам пове­де­ния дан­ной страны.

Почти то же самое про­ис­хо­дит и в таин­стве Кре­ще­ния. Однако с суще­ствен­ной разницей:

1) “ново­рож­ден­ным”, а точ­нее — ново­кре­щен­ным, может быть как мла­де­нец, так и взрос­лый чело­век, даже весьма пре­клон­ного возраста;

2) страна, “граж­да­ни­ном” кото­рой ста­но­вится ново­кре­щен­ный, для всех одна — Цар­ство Небесное;

3) “роди­тели” ново­кре­щен­ного назы­ва­ются вос­при­ем­ни­ками, или крест­ными отцом и матерью;

4) закон и нормы пове­де­ния сфор­му­ли­ро­ваны не людьми, а Богом и даны в Свя­щен­ном Писа­нии, а точ­нее — в Евангелии;

5) в отли­чие от зем­ных госу­дарств, в кото­рых власть при­над­ле­жит раз­ным людям или груп­пам людей, в Цар­ствии Небес­ном один Вла­дыка — Бог-Тро­ица, Бог-Творец.

Вот для того чтобы стать под­дан­ным, или граж­да­ни­ном Небес­ного, Божи­его Цар­ства и суще­ствует таин­ство Крещения.

Если кре­стится взрос­лый чело­век или даже под­ро­сток, то перед Кре­ще­нием его огла­шают. Слово “огла­шать”, или “огла­сить”, озна­чает сде­лать глас­ным, опо­ве­стить, объ­явить перед Богом имя того чело­века, кото­рый гото­вится к Кре­ще­нию. Во время под­го­товки он изу­чает основы хри­сти­ан­ской веры. Его имя вно­сится в цер­ков­ную молитву “об огла­шен­ных”. Он сам доб­ро­вольно отре­ка­ется от вла­сти сатаны и открыто (при сви­де­те­лях — чле­нах Церкви) испо­ве­дует свою веру-дове­рие Хри­сту (“верую Ему яко Царю и Богу”).

За мла­денца огла­ше­ние при­ни­мают его вос­при­ем­ники (крест­ные), кото­рые берут на себя ответ­ствен­ность за духов­ное вос­пи­та­ние ребенка. Отныне крест­ные молятся о своем крест­нике (или крест­нице), учат его молитве, рас­ска­зы­вают о Небес­ном Цар­стве и его законах.

Вот как совер­ша­ется таин­ство Крещения.

Сна­чала свя­щен­ник освя­щает воду и в это время молится, чтобы свя­тая вода омыла кре­ща­е­мого от преж­них гре­хов и о том, чтобы он через это освя­ще­ние соеди­нился с Хри­стом. Затем свя­щен­ник пома­зы­вает кре­ща­е­мого освя­щен­ным елеем (олив­ко­вым маслом).

Елей — это образ мило­сти, мира и радо­сти. Со сло­вами “во имя Отца и Сына и Свя­того Духа” свя­щен­ник пома­зы­вает кре­сто­об­разно лоб (запе­чат­ле­ние имени Божи­его в созна­нии), грудь (“во исце­ле­ние души и тела”), уши (“в слы­ша­ние веры”), руки (чтобы тво­рить дела, угод­ные Богу), ноги (чтобы ходить по путям Божиих запо­ве­дей). После этого и совер­ша­ется трех­крат­ное погру­же­ние в свя­тую воду со словами:

“Кре­ща­ется раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Свя­того Духа. Аминь”.

При этом чело­век, кото­рого кре­стят, полу­чает имя свя­того или свя­той. Отныне этот свя­той или свя­тая ста­но­вится не только молит­вен­ни­ком, заступ­ни­ком и защит­ни­ком кре­щен­ного, но и при­ме­ром, образ­цом жизни в Боге и с Богом. Это покро­ви­тель кре­щен­ного, а день его памяти ста­но­вится празд­нич­ным днем для кре­щен­ного — днем именин.

Погру­же­ние в воду сим­во­ли­зи­рует смерть со Хри­стом, а выход из нее — новую жизнь с Ним и гря­ду­щее воскресение.

Затем свя­щен­ник с молит­вой “Ризу мне подаждь светлу, оде­яйся све­том яко ризою, Мно­го­мило­стиве Хри­сте Боже наш” наде­вает на ново­кре­щен­ного белую (новую) одежду (рубашку). В пере­воде со сла­вян­ского эта молитва зву­чит так: “Подай мне чистую, свет­лую, неза­пят­нан­ную одежду, Сам обле­чен­ный в свет, Мно­го­мило­сти­вый Хри­стос, Бог наш”. Гос­подь — наш Свет. Но о какой одежде мы про­сим? О том, чтобы все наши чув­ства, мысли, наме­ре­ния, поступки — все рож­да­лось в свете Истины и Любви, все было обнов­лен­ным, как наша кре­стиль­ная одежда.

После этого свя­щен­ник наде­вает на шею ново­кре­щен­ного нагруд­ный (натель­ный) кре­стик для посто­ян­ного ноше­ния — в напо­ми­на­ние слов Хри­ста: “Кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя и возьми крест свой, и сле­дуй за Мною” (Мф. 16, 24).

В Пра­во­слав­ной Церкви сразу вслед за Кре­ще­нием совер­ша­ется и дру­гое таин­ство — Миро­по­ма­за­ние. Как за рож­де­нием сле­дует жизнь, так и за кре­ще­нием, таин­ством нового рож­де­ния, сле­дует миро­по­ма­за­ние — таин­ство новой жизни.

В этом таин­стве ново­кре­щен­ный полу­чает дар Свя­того Духа. Ему дается “сила свыше” ( Деян. 1, 2) для новой жизни. Таин­ство совер­ша­ется через пома­за­ние свя­тым миром — осо­бым бла­го­вон­ным мас­лом, состав­лен­ным из мно­гих дра­го­цен­ных веществ. Во время Миро­по­ма­за­ния свя­щен­ник нано­сит знак кре­ста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верх­ние части стоп, про­из­нося при этом вся­кий раз слова: “Печать дара Духа Свя­таго. Аминь”.

После этого ново­кре­щен­ные и их вос­при­ем­ники с зажжен­ными све­чами в руках три­жды по кругу обхо­дят вслед за свя­щен­ни­ком вокруг купели и ана­лоя (Ана­лой — наклон­ный сто­лик, на кото­рый обычно кла­дется Еван­ге­лие, Крест или икона.), на кото­ром лежат Крест и Еван­ге­лие. Образ круга — образ веч­но­сти, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих “Елицы во Хри­ста кре­сти­стеся, во Хри­ста обле­ко­стеся”, что зна­чит: “Те, кто во Хри­ста кре­сти­лись, во Хри­ста облеклись”.

Это при­зыв везде и всюду нести Бла­гую весть о Хри­сте, сви­де­тель­ствуя о Нем и сло­вом, и делом, и всей своей жизнью.

Покаяние — таинство примирения с Богом

Итак, таин­ство — это свя­щен­но­дей­ствие, кото­рое совер­шает свя­щен­ник бла­го­да­тью Свя­того Духа.

Оста­но­вимся на таин­стве Пока­я­ния. Оно вклю­чает в себя испо­ведь и раз­ре­ши­тель­ную молитву.

1) Испо­ведь. В при­сут­ствии сви­де­теля — свя­щен­ника мы про­сим у Бога про­ще­ния за свои грехи — те мысли, слова или поступки, кото­рые отда­ляют нас от Него. При этом мы испы­ты­ваем сокру­ше­ние сер­деч­ное и жела­ние нико­гда впредь не повто­рять ничего подобного.

2) После того как мы пока­я­лись в своих гре­хах и выслу­шали настав­ле­ние испо­вед­ника, свя­щен­ник читает раз­ре­ши­тель­ную молитву. При этом Сам Гос­подь про­щает наши грехи. Он уни­что­жает их власть над нами. Таким обра­зом Бог очи­щает наши души, при­ми­ряет с Собой и укреп­ляет нашу связь с Ним.

Однако самому чело­веку трудно уви­деть и понять свое недо­сто­ин­ство перед Богом, свое отступ­ни­че­ство, назы­ва­е­мое гре­хом. Трудно при­знать, что мы не умеем любить, про­щать обиды или неспра­вед­ли­во­сти, ока­зы­вать милость. Нам не хочется при­ла­гать даже самые малые уси­лия, чтобы сде­лать это. Кажется инте­рес­нее читать детек­тив или фан­та­стику, чем вни­кать в Слово Божие. Ведь лег­кое чтиво не заде­нет нашей сове­сти, в отли­чие от Свя­щен­ного Писа­ния. Мы не заду­мы­ва­емся, что иная шутка может оскор­бить, слово — при­чи­нить боль, сокры­тая правда — при­ве­сти ко лжи или предательству.

Нам трудно осо­знать свою вину, а еще труд­нее при­знать ее вслух, открыто и искренне при сви­де­теле. Здесь нужно под­лин­ное муже­ство, за кото­рое не полу­чишь ни ордена, ни медали.

Пока­я­ние ради при­ми­ре­ния с Богом люди при­но­сили еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена, задолго до при­ше­ствия в мир Иисуса Хри­ста. Тогда суще­ство­вали осо­бые очи­сти­тель­ные обряды, посты, жертвы за грехи отдель­ного чело­века или даже целого народа (Лев. 5, 5–6). Но уже псал­мо­пе­вец царь Давид пел о том, что истин­ная “жертва Богу — дух сокру­шен­ный” (Пс. 50, 19). Дру­гими сло­вами, душа, созна­вая свою вину, готова при­нять любое нака­за­ние от Бога, потому что скор­бит от “ссоры” с Ним. Про­рок Исайя, говоря об очи­ще­нии, при­зы­вал от лица Божия: “Пере­станьте делать зло, научи­тесь делать добро, ищите правды, защи­щайте угне­тен­ных, без­за­щит­ных, сла­бых” (Ис. 1,16–17). А через про­рока Осию Бог гово­рит, что для Него любовь, мило­сер­дие и Бого­по­зна­ние выше любых жертв: “Я мило­сти хочу, а не жертвы, и Бого­ви­де­ния более, нежели все­со­жже­нии” (Ос. 6, 6).

Во вре­мена пер­вых апо­сто­лов суще­ство­вали два рода пока­я­ния: тай­ное, в при­сут­ствии только свя­щен­ника, и пуб­лич­ное — перед цер­ков­ной общи­ной. Апо­стол Иаков писал: “При­зна­вай­тесь друг перед дру­гом в про­ступ­ках и моли­тесь друг за друга, чтобы исце­литься” (Иак. 5, 16).

Исце­литься не столько от болез­ней телес­ных, но прежде всего — от гре­хов, пора­жа­ю­щих душу. В таин­стве Пока­я­ния мы полу­чаем от Иисуса Хри­ста дар бла­го­дати, кото­рый несет под­лин­ное про­ще­ние гре­хов и оправ­да­ние для нас.

Кто не знает, как грустно и плохо на душе, когда поссо­ришься с дру­гом, бра­том или сест­рой. И как радостно, когда мы снова поми­римся! Кажется, все готовы отдать, чтобы не было ссоры, обиды. Тем более с нашим Гос­по­дом! Радостно, светло и мирно ста­но­вится на душе, когда осо­зна­ешь, что ты полу­чил про­ще­ние от Творца, дав­шего тебе жизнь.

И все же… Только вчера, кажется, мы рас­ка­я­лись в злом поступке или слове, а сего­дня, даже про­тив воли, все повто­рили сна­чала. Как же быть? Быть может, вче­раш­няя испо­ведь была напрас­ной, бес­смыс­лен­ной? Нет. Испо­ведь пред­по­ла­гает твер­дое наме­ре­ние не повто­рять грех нико­гда, но Гос­подь знает: враг — диа­вол — хитер, а чело­век слаб и не все­гда может свои доб­рые наме­ре­ния пре­тво­рить в дей­ствие или, наобо­рот, оста­но­вить зло. И в таин­стве Пока­я­ния Гос­подь при­хо­дит на помощь тому, кто жаж­дет вновь при­ми­риться с Ним.

Так не будем сму­щаться. Вой­дем в храм, подой­дем к ана­лою. На нем лежат Крест и Еван­ге­лие ‑знаки нашего спа­се­ния, знаки при­сут­ствия Хри­ста. Рядом стоит свя­щен­ник, гото­вый засви­де­тель­ство­вать перед Богом наше рас­ка­я­ние. Не надо при­ду­мы­вать, что ска­зать. К испо­веди мы гото­вимся зара­нее. Сама совесть, если к ней при­слу­ши­ваться, под­ска­жет, когда и в чем мы отсту­пили от Бога. А потому, подойдя к свя­щен­нику, муже­ственно ска­жем: “Сознаю свою вину в том, что…” (далее слы­шат только свя­щен­ник и Гос­подь). А потом, выслу­шав и при­няв настав­ле­ние, пре­кло­ним голову под епи­тра­хиль (знак свя­щен­ства) и с бла­го­дар­но­стью и тре­пе­том услы­шим бла­го­дат­ные слова: “Гос­подь и Бог наш Иисус Хри­стос, бла­го­да­тию и щед­ро­тами Сво­его чело­ве­ко­лю­бия, да про­стит тебе, чадо, все согре­ше­ния твоя…” И тогда мир и тихая радость напол­нят нашу душу.

Таинство Евхаристии

Самое глав­ное бого­слу­же­ние, совер­ша­е­мое в храме, назы­ва­ется литур­гией, что зна­чит, в пере­воде с гре­че­ского, “общее дело” или “общее слу­же­ние”. Иначе говоря, на литур­гию при­хо­дят, чтобы всем вме­сте, соборно, воз­не­сти молитвы Богу за весь мир, за все тво­ре­ние, за свою страну, за близ­ких, а за одно и за себя, чтобы попро­сить силы для слу­же­ния Богу и людям.

Цен­тром литур­гии явля­ется Евха­ри­стия. Это тоже гре­че­ское слово пере­во­дится как “бла­го­да­ре­ние”.

В жизни мы часто бла­го­да­рим людей — за пищу и одежду, за подарки и поздрав­ле­ния, за вни­ма­ние и помощь в труд­ных обстоятельствах.

Таин­ство Евха­ри­стии дей­стви­тельно начи­на­ется с бла­го­да­ре­ния. Мы бла­го­да­рим Бога за жизнь во всех её про­яв­ле­ниях, за явные и неяв­ные бла­го­де­я­ния, кото­рые Он ока­зы­вает нам через людей или обсто­я­тель­ства, за спа­си­тель­ные стра­да­ния и крест­ную смерть Сына Божия, Иисуса Хри­ста, за Его вос­кре­се­ние и воз­не­се­ние, за Боже­ствен­ное мило­сер­дие и воз­мож­ность обра­щаться к Творцу.

Один заме­ча­тель­ный бого­слов ска­зал: “Бла­го­да­ре­ние — это опыт рая”, то есть тот опыт, кото­рый чело­век полу­чил в непо­сред­ствен­ном обще­нии с Богом Твор­цом до сво­его гре­хо­па­де­ния, до изгна­ния из рая.

Подобно тому как в жизни мы лично бла­го­да­рим того, кто нам помог или нас ода­рил, так и бла­го­да­ре­ние воз­можно только в при­сут­ствии Того, Кого мы благодарим.

Молитвы бла­го­да­ре­ния и сла­во­сло­вия посте­пенно под­во­дят нас к самому глав­ному — таин­ству пре­ло­же­ния хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Это таин­ство уста­но­вил Сам Гос­подь нака­нуне Его рас­пя­тия, во время Тай­ной Вечери (пас­халь­ной тра­пезы) с уче­ни­ками. Гос­подь выбрал празд­ник Пасхи не слу­чайно, ведь этот празд­ник посвя­щен осво­бож­де­нию избран­ного народа из еги­пет­ского плена.

Сын Божий изби­рает Пасху, празд­ник вос­по­ми­на­ния об осво­бож­де­нии от раб­ства, чтобы при­не­сти в жертву Себя для избав­ле­ния всего чело­ве­че­ства от вла­сти греха, от вла­сти смерти. Но прежде чем взойти на крест, Гос­подь остав­ляет нам Себя на все вре­мена в таин­стве Евхаристии.

Вот Его слова, кото­рые мы читаем в Еван­ге­лии и слы­шим на литур­гии: “Иисус взял хлеб и, бла­го­сло­вив, пре­ло­мил и … сказал:

…при­мите, ешьте: сие есть Тело Мое, за вас ломи­мое во остав­ле­ние грехов…

И, взяв чашу и бла­го­да­рив, подал им и ска­зал: — Пейте из нее все, сия есть Кровь Моя нового завета, за вас и за мно­гих изли­ва­е­мая во остав­ле­ние грехов”.

И, воз­де­вая дары (хлеб и вино) над пре­сто­лом, свя­щен­ник возглашает:

Твоя от Твоих Тебе при­но­сим о всех и за вся.

Бес­кров­ная жертва (хлеб и вино) с бла­го­да­ре­нием при­но­сится за весь мир. В алтаре молится свя­щен­ник о том, чтобы хлеб и вино дей­ствием Духа Свя­того стали Телом и Кро­вью Хри­сто­выми. И эта молитва услы­шана: таин­ствен­ным обра­зом хлеб и вино ста­но­вятся бес­смерт­ной пищей — Телом и Кро­вью Господа.

Как сло­во­со­че­та­ние “небо и земля” в Биб­лии озна­чают все­лен­ную, так и слова “плоть и кровь” озна­чают всю пол­ноту Боже­ства Гос­пода Иисуса Хри­ста. При­ча­ща­ясь свя­тых Хри­сто­вых Тайн, мы при­ни­маем в себя Самого Хри­ста — Его любовь и муд­рость, Его чистоту и вер­ность, Его бес­пре­дель­ное дове­рие Отцу и бес­смер­тие и мно­гие дру­гие Боже­ствен­ные досто­ин­ства, кото­рые посте­пенно изме­няют нас самих.

“Сие тво­рите в Мое вос­по­ми­на­ние”, — запо­ве­дал Гос­подь уче­ни­кам и всем нам.

За этими сло­вами тоже скрыта тайна. Совер­шая Евха­ри­стию, мы таин­ствен­ным обра­зом участ­вуем в той самой Тай­ной Вечере, на кото­рой при­сут­ствует Гос­подь со Сво­ими учениками.

Таинство Священства

Как чело­век ста­но­вится свя­щен­ни­ком? Для полу­че­ния обыч­ной зем­ной про­фес­сии доста­точно учиться в соот­вет­ству­ю­щем учеб­ном заве­де­нии, сдать экза­мены и полу­чить сви­де­тель­ство о при­об­ре­те­нии про­фес­сии. А чтобы стать свя­щен­ни­ком, еще необ­хо­димо сви­де­тель­ство от Самого Гос­пода в Его Церкви. Такое неви­ди­мое сви­де­тель­ство и полу­чает буду­щий свя­щен­ник в таин­стве Свя­щен­ства. В этом таин­стве ему дается бла­го­дать Свя­того Духа, сила свыше, для буду­щего служения.

Это было еще в неза­па­мят­ные вре­мена. Когда про­рок Мои­сей соста­рился, ска­зал ему Гос­подь: “Возьми себе Иисуса, сына Навина, и воз­ложи на него руку твою, и поставь его перед свя­щен­ни­ком и перед всем обще­ством, и дай ему настав­ле­ние, чтобы слу­ша­лось его все обще­ство сынов Изра­и­ле­вых” (Числа. 27,18–20). Так и стало про­во­диться избра­ние Божи­его слу­жи­теля (вождя, царя, свя­щен­но­слу­жи­теля или позд­нее апо­сто­лов) через воз­ло­же­ние рук, как пове­лел Сам Гос­подь. Отсюда и назва­ние таин­ства — Рукоположение.

Это таин­ство про­ис­хо­дит в собра­нии хри­стиан. Епи­скоп (выс­ший чин свя­щен­но­слу­жи­теля) воз­ла­гает на буду­щего свя­щен­ника свои руки и омо­фор (Омо­фор — знак епи­скоп­ского сана в виде широ­кой полосы ткани на пле­чах), что озна­чает воз­ло­же­ние рук Хри­ста. При незри­мом при­сут­ствии Гос­пода епи­скоп молится об избра­нии дан­ного чело­века свя­щен­ни­ком, помощ­ни­ком епископа.

Отныне, став свя­щен­ни­ком, руко­по­ло­жен­ный при­ни­мает на себя обя­зан­ность слу­жить Богу и людям, как слу­жил в Своей зем­ной жизни Сам Гос­подь Иисус Хри­стос и Его апо­столы. Он про­по­ве­дует Еван­ге­лие и совер­шает таин­ства Кре­ще­ния и Миро­по­ма­за­ния, от имени Гос­пода про­щает грехи рас­ка­яв­шимся греш­ни­кам, совер­шает Евха­ри­стию и при­ча­щает, а также совер­шает таин­ства Брака и Собо­ро­ва­ния. Ведь именно через таин­ства Гос­подь про­дол­жает Свое слу­же­ние в нашем мире — ведет нас к веч­ной жизни в Цар­стве Божием.

Пер­вые епи­скопы были руко­по­ло­жены апо­сто­лами, кото­рых избрал Гос­подь во время Своей зем­ной жизни. Епи­скопы стали руко­по­ла­гать своих помощ­ни­ков, свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов, в тех при­хо­дах, где они не могли слу­жить сами. Таким обра­зом, в Пра­во­слав­ной Церкви таин­ство Свя­щен­ства через епи­ско­пов идет от Самого Гос­пода Иисуса до наших дней.

Суще­ствует три сте­пени свя­щен­ства: дья­кон (пер­вая млад­шая сте­пень), свя­щен­ник (вто­рая, или сред­няя сте­пень ) и епи­скоп (тре­тья, выс­шая сте­пень). Самая высо­кая сте­пень — епи­скопы. Именно они явля­ются пре­ем­ни­ками апо­сто­лов. Епи­скопы управ­ляют церк­вями в назна­чен­ной им обла­сти и могут совер­шать все таинства.

Вто­рая сте­пень — свя­щен­ник, кото­рый стоит во главе при­хода опре­де­лен­ного храма. (Если храм боль­шой, то свя­щен­ни­ков обычно несколько.) Он может совер­шать все таин­ства, кроме Руко­по­ло­же­ния (таин­ства Свя­щен­ства ). Нако­нец дья­кон — началь­ная сту­пень к свя­щен­ству. Дья­кон не может совер­шать таинств, но он помо­гает свя­щен­нику при их совершении.

Свя­щен­ника в церкви легко узнать по осо­бой одежде (обла­че­нию). Глав­ное в обла­че­нии свя­щен­ника — епи­тра­хиль (полоса ткани, обни­ма­ю­щая шею и скреп­лен­ная спе­реди) и наперст­ный крест, кото­рый носится на груди поверх одежды.

Кроме совер­ше­ния таинств, свя­щен­ники молятся о здра­вии живу­щих людей и об упо­ко­е­нии умер­ших, про­во­жают в послед­ний путь только что умер­шего чело­века. Для этого совер­ша­ется осо­бая служба — отпе­ва­ние. Часто через свя­щен­ника Гос­подь под­ска­зы­вает нам пра­виль­ное реше­ние в труд­ной ситуации.

Как в обыч­ной семье гла­вой явля­ется отец, кор­ми­лец семьи, так и в цер­ков­ной семье (она назы­ва­ется при­хо­дом) глав­ным явля­ется свя­щен­ник. Через него Гос­подь дает нам духов­ную пищу: при­ча­стие, про­по­ведь, отпу­ще­ние гре­хов, совет, и потому его при­нято назы­вать отцом, при­бав­ляя при этом имя свя­щен­ника: отец Сер­гий, отец Нико­лай и т.д.

Если мы год за годом регу­лярно испо­ве­ду­емся у одного и того же свя­щен­ника, он ста­но­вится для нас духов­ни­ком (духов­ным отцом), а мы — его духов­ными чадами (духов­ными детьми). Зная осо­бен­но­сти нашего харак­тера, наши поступки и обсто­я­тель­ства жизни, духов­ник не только во время подаст нуж­ный совет, но и бла­го­сло­вит на то или иное дело, на путе­ше­ствие или пере­мены в жизни, при­звав нам в помощь бла­го­дать Свя­того Духа.

Но над всеми нами — Отец Небес­ный, как ска­зал Хри­стос: “Один у вас Отец, Кото­рый на небе­сах”(Мф. 23,9) — Бог.

Таинство Брака

Кто из нас не читал заклю­чи­тель­ных строк из сказки Пуш­кина о мерт­вой царевне и семи богатырях:

…Сва­дьбу тот­час учи­нили, И с неве­стою своей Обвен­чался Елисей.

Или, тоже у Пушкина:

Царь недолго соби­рался: В тот же вечер обвенчался.

Да и вообще, почти все сказки о прин­цах и прин­цес­сах закан­чи­ва­ются счаст­ли­вым кон­цом — сва­дьбой, вен­ча­нием полю­бив­ших друг друга героев, будь то Золушка и принц, Спя­щая Кра­са­вица и ее принц, Васи­лиса Пре­крас­ная и Иван-царе­вич… всех и не пере­честь. Что же это за таин­ство, с кото­рым свя­зано сча­стье, радость семей­ной жизни и кото­рое назы­ва­ется “вен­ча­ние”?

Слово вен­ча­ние зна­чит коро­но­ва­ние, от слов венец, корона, то есть некий цар­ствен­ный знак, ведь коро­но­вали все­гда на царство.

Это потому, что во время вен­ча­ния на жениха и неве­сту свя­щен­ник воз­ла­гает венцы — знаки цар­ствен­ного бла­го­сло­ве­ния свыше. Кто же этот Царь? Конечно, наш Гос­подь Иисус Хри­стос. Это Он вхо­дит в жизнь двух сер­дец, полю­бив­ших друг друга, чтобы помочь им создать семью и вме­сте пре­одо­ле­вать все испы­та­ния. Заме­тим, что каж­дое таин­ство — это обнов­ле­ние чело­века, как бы новое его рож­де­ние. И в таин­стве Брака чело­век тоже рож­да­ется заново, но уже не один, а в семье. Ведь в хри­сти­ан­ском браке двое ста­но­вятся одной душой и одной пло­тью во Христе.

Сна­чала совер­ша­ется чин обру­че­ния жениха и неве­сты, во время кото­рого свя­щен­ник с молит­вами наде­вает им обру­чаль­ные кольца (в слове “обру­че­ние” легко раз­ли­чить корни слов “обруч”, то есть кольцо, и “рука”). Кольцо, не име­ю­щее ни начала, ни конца, — знак бес­ко­неч­но­сти, знак союза в любви без­гра­нич­ной, самоотверженной.

Затем свя­щен­ник, соеди­нив руки жениха и неве­сты, ста­вит их перед ана­лоем с Кре­стом и Еван­ге­лием, что озна­чает — перед Ликом Гос­пода, в Его при­сут­ствии. При этом жених и неве­ста стоят на новом белом поло­тенце. Это сим­вол начала нового сов­мест­ного жиз­нен­ного пути, но уже не порознь, а вместе.

Одна за дру­гой сле­дуют молитвы с про­ше­ни­ями о Божием бла­го­сло­ве­нии вен­ча­ю­щихся. В них вспо­ми­на­ются союзы Адама и Евы, пра­от­цев Авра­ама и Сарры, Иса­ака и Ревекки, Иакова и Рахили, роди­те­лей Девы Марии — Иоакима и Анны, роди­те­лей Иоанна Кре­сти­теля — Заха­рии и Ели­са­веты как при­меры для новобрачных.

От лица Церкви свя­щен­ник про­сит у Бога для нового союза кре­по­сти, муд­ро­сти и муже­ства в испы­та­ниях, вза­и­мо­по­ни­ма­ния, мир­ной жизни, здо­ро­вых и послуш­ных Божией воле детей.

Свя­щен­ник берет венцы и воз­ла­гает их — - один на голову жениха, дру­гой на голову неве­сты, про­из­нося при этом: “Вен­ча­ется раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя неве­сты) во имя Отца и Сына и Свя­того Духа. Аминь.” И — “Вен­ча­ется раба Божия (имя неве­сты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Свя­того Духа. Аминь”. После этого, бла­го­слов­ляя ново­брач­ных, свя­щен­ник три­жды воз­гла­шает: “Гос­поди Боже наш, сла­вою и честью вен­чай их”.

“Вен­чай” — зна­чит: “соедини их в плоть едину”, то есть создай из этих двоих, до сих пор жив­ших порознь, новое един­ство, несу­щее в себе (подобно Богу-Тро­ице) вер­ность и любовь друг к другу в любых испы­та­ниях, болез­нях и скорби.

Сле­дует чте­ние из Посла­ния апо­стола Павла к Ефе­ся­нам и из Еван­ге­лия от Иоанна. Апо­стол Павел при­зы­вает мужа любить свою жену, как Хри­стос -Цер­ковь, не жалея своей жизни, а жене — любить, чтить и слу­шаться мужа, как Цер­ковь — Христа.

Отры­вок еван­гель­ский рас­ска­зы­вает о браке в Кане Гали­лей­ской, где Гос­подь совер­шил Свое пер­вое чудо, пре­тво­рив обыч­ную воду в пре­крас­ное вино. Для жениха и неве­сты, став­ших уже мужем и женой, здесь нема­лый смысл. Теперь в сов­мест­ной жизни им пред­стоит пре­об­ра­зить свои, еще не окреп­шие чув­ства (подоб­ные прес­ной воде) в под­лин­ную любовь (подоб­ную пре­крас­ному вину).

И все при­сут­ству­ю­щие вме­сте со свя­щен­ни­ком желают ново­брач­ным дол­гих и радост­ных лет сов­мест­ной жизни.

Таинство Соборования

Пого­во­рим теперь о таин­стве, может быть, самом зага­доч­ном и не всем понят­ном, — таин­стве Собо­ро­ва­ния, или Елеосвящения.

Еще таин­ство? — спро­сите вы. — Разве мало тех таинств, о кото­рых уже сказано?

Вспом­ним: 1) Кре­ще­ние — таин­ство, в кото­ром мы ста­но­вимся граж­да­нами Цар­ства Небес­ного; 2) Миро­по­ма­за­ние — таин­ство, в кото­ром мы полу­чаем дар Свя­того Духа; 3) Пока­я­ние — таин­ство при­ми­ре­ния с Богом и Цер­ко­вью через отпу­ще­ние (про­ще­ние) рас­ка­ян­ных гре­хов; 4) Евха­ри­стия — - таин­ство, в кото­ром про­ис­хо­дит пре­су­ществ­ле­ние хлеба и вина в Тело и Кровь Хри­стовы; 5) Свя­щен­ство, или Руко­по­ло­же­ние, — - пере­дача апо­столь­ской вла­сти для совер­ше­ния таинств от имени Гос­пода Иисуса Хри­ста; 6) Вен­ча­ние, или таин­ство Брака, ‑Божие бла­го­сло­ве­ние союза муж­чины и жен­щины, любя­щих друг друга, для созда­ния семьи.

Это немало. Но вспом­ним еще, как много вни­ма­ния в Своей зем­ной жизни Гос­подь уде­лял боль­ным людям. Кто только не полу­чал от Него исце­ле­ния! И сле­пые, и глу­хие, и хро­мые, и бес­но­ва­тые, и пара­ли­зо­ван­ные, и уми­ра­ю­щие. Часто Гос­подь гово­рил исце­лен­ным: “Иди и впредь не греши” (Ин.8, 11; 5, 14). К сожа­ле­нию, нередко болезни явля­ются след­ствием греха — отступ­ле­ния от Бога и Его заповедей.

И в наше время не меньше, если не больше, стра­да­ю­щих как от телес­ных, так и от душев­ных забо­ле­ва­ний. Все чаще слы­шится веч­ный вопрос: кто вино­ват в этих болез­нях’.’ Почему болеют дети или веру­ю­щие и очень доб­рые люди? Почему далеко не все­гда помо­гают врачи и лекарства?

В боль­шин­стве слу­чаев виной тому грех наш, или наших пред­ков. Это грех забве­ния Бога и Его запо­ве­дей. Когда нару­ша­ется связь с Богом, источ­ни­ком жизни, дух чело­века неиз­бежно забо­ле­вает, а где боль­ной дух, там боль­ное тело.

Но не все поте­ряно. Мы можем вер­нуться к Богу, рас­ка­яться в гре­хах и полу­чить про­ще­ние. Апо­стол Иаков пишет: “если кто болен, пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров (свя­щен­ни­ков) Церкви, и пусть (они) помо­лятся над ним, пома­зав его елеем во имя Гос­подне. И молитва веры исце­лит боля­щего, и вос­ста­вит его Гос­подь; и если он соде­лал грехи, про­стятся ему” (Иак. 5:14–15).Ведь наша связь с Богом может быть нару­шена и через забы­тые грехи, и через воль­ное или неволь­ное уча­стие в непра­вед­ных сло­вах и поступ­ках дру­гих людей.

Вот и дает нам Цер­ковь таин­ство Собо­ро­ва­ния — таин­ство исце­ле­ния и очи­ще­ния от послед­ствий греха. Совер­ша­ется оно соборно, то есть при уча­стии несколь­ких свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Это в храме. А дома, бывало, вме­сте с тяжело боль­ными собо­ро­ва­лись и домо­чадцы. Впро­чем, для совер­ше­ния таин­ства доста­точно одного свя­щен­ника и одного мирянина.

К собо­ро­ва­нию могут при­бе­гать тяжело боль­ные и не очень, ста­рые и моло­дые, а ино­гда и дети с семи лет: ведь без­гре­шен один Господь.

В преж­ние вре­мена собо­ро­вали чаще всего перед смер­тью. “На смерть соби­рают”, — гово­рили несве­ду­щие и счи­тали, что собо­ро­ва­ние — это таин­ство только для уми­ра­ю­щих. А апо­стол пишет об исце­ле­нии боля­щего: “…и вос­ста­вит его Господь…”

Сей­час, когда смерть все чаще при­хо­дит вне­запно (напри­мер, из-за ката­строф или злого напа­де­ния), хри­сти­ане пред­по­чи­тают быть все­гда гото­выми пред­стать перед Богом — - либо исце­лен­ными и очи­щен­ными (осво­бож­ден­ными) от гре­хов перед ухо­дом в иной мир, либо тако­выми же для даль­ней­шего слу­же­ния Богу и людям.

Как про­ис­хо­дит собо­ро­ва­ние? В цен­тре храма ста­вится ана­лой с Еван­ге­лием. Рядом сто­лик, на кото­ром стоит сосуд с мас­лом (елеем) на блюде с пше­ни­цей. В пше­ницу ста­вится семь зажжен­ных све­чей и семь кисто­чек для пома­за­ния — по числу чита­е­мых отрыв­ков из Свя­ще­ного Писания.

Все собо­ру­ю­щи­еся дер­жат в руках зажжен­ные свечи. Это наше сви­де­тель­ство, что Хри­стос — свет в нашей жизни.

Воз­гла­сом “Бла­го­сло­вен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков” начи­на­ется молит­во­сло­вие с пере­чис­ле­нием имен собо­ру­ю­щихся. Затем свя­щен­ник вли­вает в сосуд с мас­лом вино и молится об освя­ще­нии елея, ради исце­ле­ния и очи­ще­ния плоти и духа тех, кто будет им пома­зан. Вино в масло вли­ва­ется в память о мило­серд­ном сама­ря­нине, о кото­ром рас­ска­зал Гос­подь в Свое притче: как некий сама­ря­нин сжа­лился над чело­ве­ком, изби­тым и ограб­лен­ным раз­бой­ни­ками, и “пере­вя­зал ему раны, воз­ли­вая масло и вино” (Лк. 10:34).

Зву­чат пес­но­пе­ния, это молитвы, обра­щен­ные к Гос­поду и свя­тым, кото­рые про­сла­ви­лись чудес­ными исце­ле­ни­ями. Затем сле­дует чте­ние семи отрыв­ков из посла­ний апо­сто­лов и Еван­ге­лий. После каж­дого еван­гель­ского чте­ния свя­щен­ники пома­зуют освя­щен­ным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сто­рон. Это дела­ется в знак очи­ще­ния всех наших пяти чувств, мыс­лей, сердца и дел рук наших — всего того, чем мы могли согрешить.

При каж­дом пома­за­нии чита­ется молитва: “Отче Свя­тый, врачу душ и телес, посла­вый еди­но­род­ного Тво­его Сына, Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста, вся­кий недуг исце­ля­ю­щего и от смерти избав­ля­ю­щего, исцели и раба Тво­его (или рабу Твою) от обдер­жа­щие (охва­тив­шие) его (или ее) телес­ные и душев­ные немощи и ожи­во­твори его (или ее) бла­го­да­тию Хри­ста Тво­его”… Далее сле­дует молит­вен­ное при­зы­ва­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы, Живо­тво­ря­щего Кре­ста, Иоанна Кре­сти­теля, апо­сто­лов и всех святых.

Так было и в еван­гель­ские вре­мена. Еван­ге­лист Марк рас­ска­зы­вает, как две­на­дцать уче­ни­ков Иисуса, послан­ные им на про­по­ведь, “пошли, и про­по­ве­до­вали пока­я­ние; изго­няли мно­гих бесов и мно­гих боль­ных мазали мас­лом и исце­ляли” (Мк. 6,12–13). Такова сила Божия, сила имени Иисусова.

Закан­чи­ва­ется Еле­освя­ще­ние собо­ру­ю­щихся воз­ло­же­нием Еван­ге­лия на головы. И свя­щен­ник молится над ними, говоря: “Гос­поди Иисусе Хри­сте, не мою руку греш­ную пола­гаю на головы при­шед­ших к Тебе про­сить остав­ле­ние гре­хов; но Твою руку креп­кую и силь­ную, кото­рая в этом Свя­том Еван­ге­лии, и молю Тебя с ними, Спа­си­тель наш, Сам прими рабов Твоих каю­щихся и подай им прощение…”

Через про­ще­ние гре­хов, в том числе давно забы­тых, при­хо­дит и очи­ще­ние, и часто исце­ле­ние или тер­пе­ли­вое пере­не­се­ние недуга ради Господа.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки