Дисциплина: как воспитать ее в ребенке – начнем с себя

Дисциплина: как воспитать ее в ребенке – начнем с себя

(5 голосов5.0 из 5)

Мы хотим, чтобы наши дети состо­я­лись в этой жизни, какой бы слож­ной она ни каза­лась. Чтобы это слу­чи­лось, ребенка надо моти­ви­ро­вать. Если этого не делать, все уси­лия будут све­дены на нет. Здесь (да и не только здесь) хоро­шую службу сослу­жит при­уче­ние к дисциплине.

А что это такое — дис­ци­плина? Каж­дый вкла­ды­вает в это поня­тие что-то свое. Кому-то кажется, что это уме­ние управ­лять собой. Дру­гой ска­жет, что это каче­ство силь­ной и успеш­ной лич­но­сти. Тре­тьи  будут утвер­ждать, что речь о посто­ян­ном выпол­не­нии каких-то пору­че­ний или о нака­за­нии за непо­слу­ша­ние и т.п.

На самом деле, все про­сто. Речь о под­чи­не­нии пра­ви­лам и порядку, уста­нов­лен­ным для каж­дого чело­века, живу­щего в том или ином городе, рабо­та­ю­щем или уча­щемся в том или ином кол­лек­тиве. Ведь от дис­ци­плины зави­сит мно­гое в жизни чело­века – и рас­ту­щего, и повзрослевшего.

Но как при­учить ребенка к дис­ци­плине? С какого момента это надо начи­нать делать? Как, нако­нец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка 

На этот вопрос у всех свой ответ. Мно­гие схо­дятся на том, что про­цесс надо начи­нать с того момента, как ребе­нок нач­нет пони­мать слова. Мол, а как иначе он пой­мет нас.

Но здесь уместно вспом­нить извест­ную притчу, кото­рая при­мерно зву­чит так. На вопрос мамы о том, когда надо начи­нать вос­пи­ты­вать двух­лет­него ребенка, муд­рый чело­век отве­тил, что она опоз­дала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, кото­рые не ждут рож­де­ния малыша. Они его вос­пи­ты­вают уже, как гово­рится, с живота. Ведь малыш слы­шит маму, знает все ее инто­на­ции, усва­и­вает ее при­вычки, даже реа­ги­рует на ее пере­жи­ва­ния и т.д. Порой ребе­нок появ­ля­ется на свет с мами­ной мими­кой, а, вырас­тая, любит ту же музыку, имеет те же при­вычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Боль­шин­ство опыт­ных роди­те­лей знает – чем раньше дис­ци­пли­ни­ро­вать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем выра­ба­ты­вать в нем эту хоро­шую привычку?

Начните с себя

Да, да, вос­пи­ты­вайте в себе дис­ци­плину. Иначе, если вы не будете дис­ци­пли­ни­ро­ваны, ваш ребе­нок вырас­тет таким же. Как это делать?

  • Порас­суж­дайте на эту тему.
  • Почи­тайте побольше тема­ти­че­ской литературы.
  • Най­дите ответы на самый глав­ный в дан­ный момент вопрос – что такое дис­ци­плина для меня.
  • Возь­мите себе в при­вычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспом­ните свои дет­ские годы и спо­собы дис­ци­плины, при­ме­ня­е­мые вашими роди­те­лями. Какая их стра­те­гия вам нра­вится, а какая – нет, и почему.

И лучше начи­нать все это делать в бере­мен­но­сти, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши силь­ные сто­роны, если вы зай­ме­тесь этим вопро­сом, будучи бере­мен­ной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начер­та­ете на этом листе, во мно­гом повли­яет на раз­ви­тие вашего малень­кого чело­вечка и в даль­ней­шие годы его жизни.

Итак, несколько момен­тов, на кото­рые надо обра­щать вни­ма­ние маме, жела­ю­щей вос­пи­тать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргу­менты пси­хо­ло­гов и неко­то­рых роди­те­лей про­тив пеле­на­ния порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нару­шен­ном кро­во­об­ра­ще­нии, о кри­вой спинке или нож­ках и т.п.

Напри­мер, сетуют, что не все роди­тели сходу науча­ются пеле­на­нию. Но ведь науча­ются? Или, мол, запе­ле­ну­тый ребе­нок хочет больше сво­боды. На что дру­гие роди­тели ска­жут на это – а что дает ребенку эта сво­бода? Малыш часто про­сы­па­ется, оца­ра­пы­вает слу­чайно себя. Неслу­чайно же наши предки пеле­нали новорожденных.

  1. Во-пер­вых, малышу так проще при­вык­нуть к новой для него среде.
  2. Во-вто­рых, в пелен­ках он чув­ствует себя более защи­щен­ным, нахо­дясь как бы в утробе матери.
  3. В‑третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и глав­ное, пеле­на­ние ребенка – это один из пер­вых спо­со­бов дис­ци­пли­ни­ро­вать кроху. Запе­ле­нали, зна­чит, спать. Рас­пе­ле­нали, зна­чит, гулять.

Режим

Очень важ­ная состав­ля­ю­щая. Напри­мер, корм­ле­ние. Совре­мен­ные мамы игно­ри­руют ста­рые тра­ди­ции. Док­тора-де реко­мен­дуют кор­мить по тре­бо­ва­нию. Т.е. закри­чал, зна­чит, корми (а закри­чать-то малыш может по дру­гому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, пам­перс тре­бует замены и т.д.). Чем чре­вата пре­сло­ву­тая сво­бода в кор­межке? Тем, что:

  • трав­ми­рует пси­хику ребенка,
  • не хорошо дей­ствует на его желу­дочно-кишеч­ный тракт,
  • сво­дит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. режим — это момент из того же раз­ряда, в смысле при­вычка, навык. Мно­гие роди­тели заме­чают, что, если ребе­нок при­вык к режиму (корм­ле­ние, гиги­е­ни­че­ские про­це­дуры, про­гулки, гим­на­стика про­во­дятся при­мерно в один и тот же час), он более дис­ци­пли­ни­ро­ван и в мла­ден­че­стве, и в дру­гие годы своей жизни.

То же самое можно ска­зать и о дру­гой сто­роне жизни деток. Ска­жем, при­ча­стие. Если мама с самого рож­де­ния под­но­сит малыша к чаше, он не будет пла­кать, ибо при­вык с пер­вых своих дней при­ча­щаться. А если и не сразу, то потом, даже посто­янно пла­чу­щий во время при­ча­стия ребе­но­чек посте­пенно при­вы­кает. Вырас­тая, детки чув­ствуют в себе эту потребность…

Если вы при­учите ребенка с пер­вых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каж­дый ребе­нок инди­ви­дуа­лен. Поэтому важно не только забо­титься о его физи­че­ском раз­ви­тии. Изу­чите его хорошо, и уви­дите, какие есть у него осо­бен­но­сти и каче­ства. Чтобы понять это, надо пона­блю­дать за ним, зада­вая себе неко­то­рые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отли­чие от меня.
  3. Чем он пыта­ется при­влечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие труд­но­сти испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, уни­же­ние и физи­че­ская сила не только мешают нор­маль­ному раз­ви­тию и само­дис­ци­плине детей. Такой под­ход сде­лает их незре­лыми в буду­щем. А если стро­ить руко­вод­ство их жиз­нью в пози­тив­ном и авто­ри­тет­ном, а не в авто­ри­тар­ном или игно­ри­ру­ю­щем (типа, делая, что хочешь) ключе, это сти­му­ли­рует их к само­кон­тролю, ответ­ствен­но­сти, к осо­знан­ным само­сто­я­тель­ным шагам.

Да, эта работа потре­бует вели­чай­шего тер­пе­ния и коопе­ра­ции, изу­че­ния малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Советы

Вот еще несколько шагов, кото­рые помо­гут вос­пи­та­нию в малыше само­дис­ци­плины и дисциплины.

  • Лич­ный при­мер – это наше все.
  • Пра­вила, вво­ди­мые в семье, должны быть чет­кими и после­до­ва­тель­ными, тогда ребе­нок научится усва­и­вать и пра­вила, уста­нов­лен­ные в той среде, куда он попадет.
  • Ста­рай­тесь фоку­си­ро­вать вни­ма­ние не на том, чего не надо ребенку делать, а на жела­тель­ном его поведении.
  • Научи­тесь отвле­кать вни­ма­ние ребенка, пере­клю­чая его на пози­тив и на нужное.
  • Не обви­няйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше про­сти­му­ли­руйте к хоро­шим действиям.
  • Если даете ука­за­ния или ста­вите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посиль­ным для выпол­не­ния ими.
  • Не давайте обе­ща­ний, кото­рые не можете исполнить.
  • Отве­чайте на вопрос ребенка, хоро­шенько подумав.
  • Не раз­дра­жай­тесь, не кри­чите, не кри­ти­куйте чадо, но и не пота­кайте ни в чем – надо разо­браться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаз­ды­вайте нигде.
  • Если что-то и слу­ча­ется, не пани­куйте, не него­дуйте, а ищите спо­кой­ную стра­те­гию реше­ния ситуации.
  • Соблю­дайте пра­вила дорож­ного движения.
  • Сде­лайте так, чтобы ребе­нок пони­мал, сколь плохо или хорошо чужая неор­га­ни­зо­ван­ность и недис­ци­пли­ни­ро­ван­ность вли­яет на других.
  • Поощ­ряйте про­яв­ле­ние самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожи­да­ния были близки к воз­мож­но­стям вашего ребенка в плане дис­ци­плины, помните о том, что у него свои потреб­но­сти в раз­ном воз­расте и уро­вень раз­ви­тия. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуж­да­ются в вашей огром­ной под­держке, любви и посто­ян­ном кон­такте. При­вя­зы­ва­ясь к вам, малыш будет вам больше и больше дове­рять, ведь вы все­гда в нуж­ный момент рядом и поможете.
  • Детки 2–6 лет начи­нают иссле­до­вать мир, ощу­пы­вая его, пере­во­ра­чи­вая или бро­сая что-то, учатся гово­рить, читать, изу­чать соци­аль­ные навыки и даже пытаться стать само­сто­я­тель­ными. И они более ини­ци­а­тивны, если заме­чают, что на это обра­ща­ется внимание.
  • В воз­расте 6–12 лет дей­ствия ребенка уже совер­ша­ются под воз­рас­та­ю­щим само­кон­тро­лем. Обра­ба­ты­вая полу­чен­ную инфор­ма­цию, он сам при­ни­мает реше­ния, ста­но­вится более ответ­ствен­ным. Но в этот период дети начи­нают фор­ми­ро­вать свой образ, осно­ван­ный на своем опыте и обще­нии со взрос­лыми. Дай, Бог, чтобы это обще­ние при­несло здо­ро­вые плоды, тогда ребе­нок будет более уве­рен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дис­ци­плина дис­ци­плине — рознь. Пра­вила пове­де­ния в семье, на дороге, в школе, в супер мар­кете, дис­ци­плина в армии, спорте, на работе, в храме (есть цер­ков­ная дис­ци­плина) и вообще, в целом – в обще­стве — могут в чем-то отли­чаться. Но их свя­зы­вает главное.

  • Они должны бес­пре­ко­словно выпол­няться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не стро­го­стью, не нака­за­нием, а чет­кими границами.
  • Про­цесс вос­пи­та­ния дис­ци­плины надо начи­нать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а роди­те­лям жела­тельно начать с себя.

Только при таком усло­вии ребе­нок ста­нет ответ­ствен­ным и спо­соб­ным кон­тро­ли­ро­вать себя и свои импульсы.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

4 комментария

  • Дарья, 13.01.2019

    Также дети смот­рят на пове­де­ние сверст­ни­ков. Если создать своим детям пра­виль­ный круг обще­ния и пока­зы­вать пра­виль­ные при­меры, то они усвоят такую же манеру поведения.

    Ответить »
  • Маринэ, 30.09.2017

    Хоро­ший мате­риал! Есть над чем поду­мать, нам — роди­те­лям! Мы выдви­гаем столько тре­бо­ва­ний для своих детей, а сами их, к сожа­ле­нию, не все­гда выпол­няем! Дай Бог нам быть доб­рым при­ме­ром для своих сыно­вей и доче­рей, быть более ответ­ствен­ными, дис­ци­пли­ни­ро­ван­ными и тре­бо­ва­тель­ными к себе!

    Ответить »
    • wella, 30.09.2017

      Абсо­лютно пра­вильно — хоро­шим при­ме­ром стать для детей. Иначе. сколько ни говори ребенку “не воруй”, а мать или отец воруют, ребе­нок будет посту­пать точно так!

      Ответить »
  • wella, 25.09.2017

    Я насчет того, что дети пере­ни­мают при­вычки мам. Не только мам! Лично знаю слу­чай, когда, под­рас­тая, девочка совер­шала те же дей­ствия, что и ее отец. Хотя они не виде­лись в ее созна­тель­ном воз­расте — роди­тели разо­шлись, когда малень­кой было 11 мес. с неболь­шим. А папа, насколько мне известно, прак­ти­че­ски не видел дочь — рано ухо­дил и поздно при­хо­дил. Вот так…

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки