Е. Водолазкин о грамотности и культуре чтения: недопустимо снижение планки

Е. Водолазкин о грамотности и культуре чтения: недопустимо снижение планки

(6 голосов5.0 из 5)

Большую часть времени дети и подростки проводят в интернете, где письменная речь не ограничена правилами русского языка. Известный писатель, автор  текста тотального диктанта Евгений Водолазкин делится мыслями о воспитании грамотности и культуры чтения у детей.

Евгений Водолазкин – член Совета при Президенте по культуре и искусству, доктор филологических наук, автор романов, читаемых во всём мире, лауреат многочисленных премий в области литературы. Христианство  – лейтмотив творчества и смысловой стержень его произведений. В 2015 году Евгений Германович  стал автором текста тотального диктанта.

Евгений Водолазкин
Фото: commons.wikimedia.org, CC BY-SA 4.0

Культура речи, устной и письменной, во все времена была показателем общей культуры человека.  Нынешнее время особенное: при огромном количестве информации качество её изложения оставляет желать лучшего. Стиль речи, красота и грамотность всё меньше волнуют пишущих и читающих.  Какое языковое будущее достанется нашим детям и можно ли на это повлиять?

Отсутствие грамотности для большинства давно не проблема 

Вспоминая тотальный диктант, в котором участвовал как создатель текста, Евгений Водолазкин замечает:

«Слово «тотальный» – из военного лексикона, но я с ним давно имею дело. В пору моего студенчества я написал работу о влиянии текстов друг на друга. И указал: влияние бывает тотальным и фрагментарным. Заведующий кафедрой сказал: «Тотальной бывает только мобилизация!» Но я оставил это слово, так как уверен, что некоторые «милитаристские» слова надо приручать, все можно использовать в мирных целях.

«Тотальность» диктанта протеста у меня не вызывает. Нужно немного менять значение слов – не бояться их, а влиять. Заметьте, тотальный – это не тоталитарный. Этот диктант участники пишут добровольно.

Кто знает, может, придёт день, когда всё население воодушевится идеей грамотности и пойдёт писать диктант. Это будет праздник русского языка.

Тотальной грамотности не бывает и быть не может. Но стремиться к ней нужно как к идеалу. Почему важно, чтобы диктант был, причём тотальный?

Для большинства людей безграмотность не проблема, и они не придут на диктант. Но если диктант станет популярным (а такие вещи сейчас модны), может, они задумаются, что понты не отменяют правописание.

Никогда  в истории человечества перед глазами читающих не проходило столько безграмотных текстов. Я имею в виду интернет. Это место абсолютной свободы, в том числе грамматической. Потому такая безграмотность, ведь пишущих никто не проверяет.

А грамотность нужно сохранять везде – и в SMS, и в интернет-переписке. Моя бабушка учила меня: «Даже в записке на кухне ставь запятые!»

Безграмотность – это снижение планки. Я не верю, что кто-то в записке или чате пишет с ошибками, а в другом месте – грамотно. Обычно человек безграмотен везде.

Интернет ввёл в число пишущих огромное количество людей, которые раньше не писали. А я не считаю, что писать должны все, так же как и высшее образование должны получать те, кому это нужно. Во все исторические эпохи категория людей, чьи высказывания общественно значимы, относительно невелика.

Я не против блогеров, но кому интересно читать, как кто-то чистит зубы? Некоторые вещи раньше находились за пределами письменной речи.

В прошлом частные письма (безграмотные порой) читали только те, кому они адресованы. А сейчас такие тексты читает весь мир. Безграмотность стала общественным явлением, потому и нужен тотальный диктант, тотальная проверка грамотности и внимание к тому, что мы пишем».

Слово всегда будет оставаться в центре 

В романе «Соловьев и Ларионов» один из героев Водолазкина профессор Никольский говорит: «Что бы человек ни изучал, он всегда изучает себя самого». Евгений Водолазкин продолжает изучать древнерусскую литературу. Изучает ли он при этом себя самого?

«Когда я пишу, у меня нет готовых ответов. А многое вообще остаётся на уровне вопросов. Потому что задача любого произведения – не столько дать ответы, сколько правильно поставить вопросы, чтобы на них ответил сам читатель.

Так вот, я один из тех, кто отвечает на поставленные самим собой вопросы. И в этом смысле я отвечаю иногда неожиданно. Я изучаю ту или иную проблему, и меня изумляет, как я неожиданно для себя самого её решаю. И в этом смысле это, конечно, изучение самого себя.

Верю, что слово может изменить человека. Человека может перевернуть проповедь, но есть другая форма – это литература. Если вопросы в ней поставлены правильно, она помогает понять, изучить себя. Важно дать правильный ответ на тот или иной вопрос, и это помогает выстроить жизнь».

Отвечая на вопросы о круге чтения ребёнка, писатель советует: «Прежде всего, я бы посоветовал читать русскую классику. Это уникальная литература напряжённого поиска смысла жизни, ставящая нравственные вопросы с такой силой, с какой этого не делала, может быть, ни одна другая литература мира.

Но, естественно, такие вопросы ставят не только русские писатели.

Великая книга, одна из моих самых любимых – «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. Это очень нравственная книга, это история блудного сына.

Она о том, что человек должен попасть на необитаемый остров, пройти через множество бед и испытаний, чтобы прийти к себе. Это книга, которую нужно читать любому человеку. Причём, её можно читать в детстве, довольно раннем.

Романы Достоевского и Толстого трудно читать восьмилетнему ребенку, а книга Дефо доступна с самого раннего возраста.

По статистике почти 32% населения нашей страны не читают вообще. Они смотрят сериалы, играют в компьютерные игры, и это отражение того, что значительная часть населения не задумывается о жизни. И тут уж её не заставишь.

Но, поверьте, те, кто задумывается над смыслом жизни, над предназначением человека, начинают читать. Потому что компьютерная стрелялка не даст на это ответа.

Так что преподавателям литературы надо продолжать свой труд и быть уверенными, что те семена, которые будут брошены в души учеников, прорастут. Через годы, но прорастут. Это почти неизбежный процесс для человека глубокого.

Люди начинают вспоминать те проблемы, о которых им рассказывали на уроках. И здесь ничего не меняет компьютерный век, эпоха аудиовизуального восприятия. Слово всегда будет оставаться в центре культуры

Несомненно, нужно принять к сведению, что дети не читают. Но это не значит, что с этим нужно мириться.

Тексты, которые формируют наше национальное сознание, которые значимы для нашей литературы и истории, все равно не должны уходить из школы. При этом можно понимать, что их читать не будут, но они должны быть.

Я объясню почему. В своё время мой учитель Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил, что покупать книги нужно даже тем, кто их не читает. Это звучит парадоксально, но это правда. Если человек сто раз пройдёт мимо полки с книгой, может, в сто первый раз он возьмёт её в руки и прочтёт.

Плохо, что школьник не читает, допустим, «Мертвые души». Но хорошо, что он о них слышит. В какой-то момент жизни он к ним обратится, почти наверняка».

Евгений Германович  высказывается категорически против  изучения в школе краткого содержания книг: «Мне кажется важным не снижать планку и не вводить в школьную программу пересказы великих произведений.

Пересказ – это профанация, лучше прочитать фрагмент большого романа, чем читать его в чьём-то изложении.

Если мы пойдём по этому пути и официально разрешим пересказы, то конца этому пути не будет: потом будет пересказ пересказа, а в итоге все сведётся к фразе «Маша ела кашу». А это уже не литература.

Я убежден, что программа должна оставаться прежней и включать классические произведения русской литературы, при этом учитель должен отдавать себе отчёт в том, что это мало кто читает. Но он должен действовать так, как будто это читают все. И, поверьте, это не труд Дон Кихота: люди возвращаются к чтению.

Период не-чтения очень часто приходится на подростковый возраст, потому что человек познает жизнь в её непосредственном проявлении, так она ему гораздо интереснее.

Но наступает момент, когда человеку интересно осмысление того опыта, который он получил эмпирически – и тогда он  снова берет книгу».

По материалам интернет-канала «Евгений Водолазкин»

Комментировать