Хороводные игры для дошкольников

Хороводные игры для дошкольников

(4 голоса4.8 из 5)

Хоро­вод­ные игры издревле любили на Руси. Без них не обхо­дился ни один празд­ник. Несмотря на внеш­нюю про­стоту зна­че­ние хоро­во­дов сложно пере­оце­нить. Они раз­ви­вают чув­ство ритма и музы­каль­ного слуха, спо­соб­ствуют совер­шен­ство­ва­нию дви­га­тель­ных навы­ков, облег­чают про­цесс адап­та­ции: рас­по­ла­гают детей друг к другу, рас­кре­по­щают их.

1. Кукушка

Дети стоят в кругу.
В цен­тре водя­щий с закры­тыми глазами.
Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород
При­ле­тела и поет
Ты кукушка не зевай
Кто кукует отгадай»

Вос­пи­та­тель ука­зы­вает на любого в кругу.
Ребе­нок про­пе­вает «Ку-ку».
Водя­щий дол­жен уга­дать по голосу.

2. «Заинька–горностаинька»

Дети стоят в кругу, взяв­шись за руки. По счи­талке выби­ра­ется «Заинька»
Дети идут по кругу про­пе­вая слова:

Заинька-гор­но­ста­инька
Некуда заиньки выскочить
Кру­гом заборы высокие
А у заиньки ножки коротенькие
Ну-ка зайка скоком-скоком,
Повер­нись-ка боком-боком,
Ну-ка зайка повернись
Кому хочешь, поклонись.

С окон­ча­ние пения зайка выби­рает нового водящего.

3. «Овощи»

Дети идут по кругу взяв­шись за руки.
В цен­тре круга водя­щий с завя­зан­ными глазами.

Все поют:
Как то вечер­ком на грядке
Репа свекла, редька, лук
Поиг­рать решили в прятки
Но сна­чала встали в круг

Оста­нав­ли­ва­ются, счи­тают заги­бая пальцы
Водя­щий кружится.

Рас­счи­та­лись четко тут же
Раз, два, три, четыре, пять,
Прячься лучше,
Прячься глубже.
Ну а ты иди искать.

Дети при­се­дают, водя­щий идет искать.
Ста­ра­ясь найти и на ощупь отга­дать, кого поймал.

4. «Барашек»

Дети идут по кругу и поют. В цен­тре водя­щий «Бара­шек»

Ты бара­шек серенький,
Ты бара­шек беленький,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
Ты нас не бодай,
С нами поиграй
Ско­рее догоняй.

С окон­ча­нием пения, дети раз­бе­га­ются. Бара­шек ловит. Кого пой­мал, тот выпол­няет роль барашка.

5. «Шапочка аиста»

Перед нача­лом игры выби­ра­ется аист и ребе­нок с шапоч­кой аиста.

Дети ста­но­вятся по кругу, дер­жась за руки. В цен­тре круг аист. Его руки сло­жены за спи­ной ладо­нями вместе.

Дети идут по кругу, аист идет про­ти­во­хо­дом внутри круга, высоко под­ни­мая ноги. Он ищет шапочку и поет:

Аист: Я над реч­кою гулял
Здесь я шапку потерял
Новень­кую шапку
Теп­лень­кую шапку
Крас­нень­кую шапку.

Дети идут по кругу.
Ребе­нок за кру­гом дер­жит в руках шапку, идет про­ти­во­хо­дом и поет:

Ребе­нок: Я на реку пришел
Здесь я шапочку нашел
Новень­кую шапку
Теп­лень­кую шапку
Крас­нень­кую шапку.

С кон­цом песни все останавливаются.

Ребе­нок: Ну попро­буй догони
Свою шапку отними.

Дети под­ни­мают соеди­нен­ный руки, обра­зуя воротца, через кото­рые про­бе­гают аист и ребе­нок. Аист дого­няет, наде­вает шапочку и тан­цует парой внутри круга. Аист оста­ется в кругу, ребе­нок с шап­кой выби­ра­ется другой.

Если аист не пой­мает, то водя­щий ста­но­вится аистом. Аист ста­но­вится в круг. Игра повторяется.

6. «Игра с колокольчиком»

Зву­чит музыка.
Дети стоят в кругу, взяв­шись за руки.
В цен­тре круга ребе­нок с колокольчиком.
С нача­лом пения идут противоходом.

Ребе­нок с коло­коль­чи­ком поет:
С коло­коль­чи­ком хожу
На ребя­ток я гляжу
Коло­коль­чик золотой
Кто пля­сать пой­дет со мной?

В конце песни ребе­нок с колокольчиком
выби­рает того, с кем будет танцевать.
Двое детей пля­шут под любую пля­со­вую музыку.
Выбран­ный ребе­нок ста­но­вится ведущим.

7. «Звездочет»

Дети стоят в кругу. В цен­тре Звездочет.

Дети идут по кругу вправо и поют:
В небе звез­дочки мигают
Звез­дам хочется играть
Звез­до­чет счи­тает звезды
Раз, два, три, четыре, пять!

При­пев: (идут в круг, отхо­дят назад.)
Звез­до­чет, звездочет,
Поиг­рай-ка с нами!
Что пока­жешь ты нам
Отга­даем сами.

Дети отга­ды­вают, что делает звездочет.

2 вари­ант:

Мы позвли Звездочета
Пусть счи­тает нас подряд
В нашем садике как в небе
Много звез­до­чек –ребят.

Звез­до­чет:
Отга­дает кто из вас
Что я делаю сейчас?

Кто отга­дает, что делает Звез­до­чет. ста­но­вится Звездочетом.

8. «Аист и лягушки»

Дети стоят в кругу, взяв­шись за руки.
В цен­тре круга аист.
Дети идут по кругу поют
Аист ходит, высоко под­ни­мая ноги
и взма­хи­вает руками-«крыльями»

Дети:
Аист вышел на охоту
Ходит, ходит по болоту.

Аист:
Очень хочется лягуш­кой закусить,
Очень хочется лягушку проглотить!

Лягушки пры­гают
Аист стоит на одной ноге и машет крыльями.

Лягушки поют:
Кваки, кваки, ква-ква-ква.

С окон­ча­нием музыки лягушки пры­гают от аиста, а он их ловит.
Кого пой­мал, то ста­но­вится аистом.

9. «Горелки»

Дети, взяв­шись за руки, идут по кругу.
В цен­тре круга стоит водящий.
На голове может быть маска зайца.
Как только ребята окон­чат при­го­ворку, все сто­я­щие в кругу разбегаются.
С окон­ча­нием музыки все игроки должны найти себе пару.
Тот кто не нашел себе пару ста­но­вится водящим.

Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки заку­тай,
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не най­дёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!

10. «Весёлые ребята»

На двух про­ти­во­по­лож­ных сто­ро­нах пло­щадки чер­тят линии, а сбоку – несколько круж­ков. Это дом водя­щего. Игра­ю­щие соби­ра­ются за линией на одной сто­роне пло­щадки и хором пропевают:

Мы, весё­лые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попро­буй нас поймать!
Раз, два, три – лови!

После слова «лови!» все пере­бе­гают на про­ти­во­по­лож­ную сто­рону пло­щадки. Водя­щий дол­жен пой­мать кого-либо из бегу­щих, прежде чем тот пере­сту­пит вто­рую линию. Пой­ман­ный ста­но­вится в кру­жок – дом водя­щего. Затем дети снова читают стихи и пере­бе­гают пло­щадку в обрат­ном направлении.

После 2–3 попы­ток под­счи­ты­вают, сколько детей пой­мано, выби­рают нового водя­щего и игра продолжается.

11. «Космонавты»

Взяв­шись за руки, дети идут по кругу и поют:

Ждут нас быст­рые ракеты
Для про­гу­лок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоз­дав­шим места нет!

Как только ска­зано послед­нее слово, все раз­бе­га­ются по «раке­то­дро­мам» и ста­ра­ются ско­рее занять места в любой из зара­нее начер­чен­ных ракет. Внутри каж­дой ракеты обо­зна­чено до 5 круж­ков. Это место для участ­ника. Но круж­ков в раке­тах меньше, чем участ­ни­ков. Опоз­дав­шие на ракету, выхо­дят из игры.

Коли­че­ство ракет умень­ша­ется. Игра начи­на­ется сначала.

12. «Заря-заряница»

Дети встают в круг, руки дер­жат за спи­ной, а один из игра­ю­щих — заря — ходит сзади с лен­той и говорит:

Заря-заря­ница,
Крас­ная девица,
По полю ходила,
Ключи обро­нила,
Ключи золо­тые,
Ленты голу­бые,
Кольца обви­тые —
За водой пошла!

С послед­ними сло­вами водя­щий осто­рожно кла­дет ленту на плечо одному из игра­ю­щих, кото­рый, заме­тив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в раз­ные сто­роны по кругу. Тот, кто оста­нется без места, ста­но­вится зарей.

Игра повто­ря­ется.

Бегу­щие не должны пере­се­кать круг. Игра­ю­щие не пово­ра­чи­ва­ются, пока водя­щий выби­рает, кому поло­жить на плечо ленту

13. «Карусель»

Игра­ю­щие ста­но­вятся в круг. На земле лежит верёвка, обра­зу­ю­щая кольцо (концы верёвки свя­заны). Ребята под­ни­мают её с земли и, дер­жась за неё пра­вой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле
Завер­те­лись кару­сели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.

Дети дви­га­ются сна­чала мед­ленно, а после слов «бегом» бегут. По команде веду­щего «Пово­рот!» они быстро берут верёвку дру­гой рукой и бегут в про­ти­во­по­лож­ную сторону.

Тише, тише, не спешите!
Кару­сель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кон­чи­лась игра!

Дви­же­ние кару­сели посте­пенно замед­ля­ется и с послед­ними сло­вами пре­кра­ща­ется. Игра­ю­щие кла­дут верёвку на землю и раз­бе­га­ются по площадке.

14. «Западня»

Игра­ю­щие обра­зуют два круга. Внут­рен­ний круг, взяв­шись за руки, дви­жется в одну сто­рону, а внеш­ний – в дру­гую сторону.

Внеш­ний круг — обе­зьянки поют:
Мы смеш­ные обезьянки
Мы пры­гучки, кувыркалки
Мы на месте не сидим
И бананы мы едим.

Внут­рен­ний круг – Тигры поют:
А мы тигры –не смешные
Мы голод­ные и злые
Спойте песню еще раз
Мы пой­маем вас сейчас.

По сиг­налу руко­во­ди­теля оба круга оста­нав­ли­ва­ются. Сто­я­щие во внут­рен­нем круге под­ни­мают руки, обра­зуя ворота. Зву­чит весе­лая музыка, обе­зьянки то вбе­гают в круг, про­ходя под воро­тами, то выбе­гают из него. Музыка оста­нав­ли­ва­ется, и игроки внут­рен­него круга резко опус­кают руки вниз. Игроки, кото­рые ока­за­лись внутри круга, счи­та­ются попав­шими в западню. Они при­со­еди­ня­ются к сто­я­щим во внут­рен­нем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

15. «Зайка»

Дети ста­но­вятся в круг, дер­жась за руки. В цен­тре круга стоит груст­ный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вста­вай, вста­вай, скачи!
Вот мор­ковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!

Все дети под­хо­дят к зайке и дают ему вооб­ра­жа­е­мую мор­ковку. Зай­чик берёт мор­ковку, дела­ется весё­лым и начи­нает пля­сать. А дети хло­пают в ладоши. Потом выби­ра­ется дру­гой зайка.

16. «Огуречик»

Педа­гог выби­рает Огу­ре­чика, кото­рый садится в центр круга. Дети вме­сте с педа­го­гом ходят по кругу и поют:

Огу­ре­чик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поста­вили, (под­хо­дят к огу­ре­чику и под­ни­мают его)
Тан­це­вать заставили.
Тан­цуй сколько хочешь,
Выби­рай, кого захочешь.

Огу­ре­чик тан­цует, дети хло­пают в ладоши. После танца Огу­ре­чик выби­рает на своё место дру­гого ребёнка, и игра продолжается.

17. «Курица и цыплята»

Дети под руко­вод­ством педа­гога в одном конце игро­вой ком­наты рас­став­ляют стуль­чики. Число сту­льев должно соот­вет­ство­вать числу участ­ни­ков игры. Выби­ра­ется водя­щий-кошка. Педа­гог высту­пает в роли мамы-курицы. Осталь­ные участ­ники – её дети-цыплятки.

Мама-курица пред­ла­гает всем своим цып­лят­кам взяться за руки. Вме­сте они идут по кругу и про­из­но­сят сле­ду­ю­щие слова:

Вышла курица-хох­латка,
С нею жёл­тые цыплятки,
Квох­чет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.

Курица и цып­лята посте­пенно при­бли­жа­ются к кошке, сидя­щей на отдель­ном стульчике.

На ска­мейке у дорожки
Улег­лась и дрем­лет кошка.
Кошка глазки открывает
И цып­ля­ток догоняет.

После этих слов цып­лята раз­бе­га­ются, ста­ра­ясь каж­дый занять свой стуль­чик. Мама-курица вол­ну­ется за них, раз­ма­хи­вая руками-кры­льями. Пой­ман­ный цып­лё­нок ста­но­вится кош­кой. Игра воз­об­нов­ля­ется сначала.

18. «Снежный ком»

Слова повто­ря­ются несколько раз с уско­ре­нием темпа.

Мы лепили снеж­ный ком (идем хоро­во­дом по кругу)
Я иду за ним шажком
Ком все больше ста­но­вился и быст­рее покатился
Ком все больше ста­но­вился и быст­рее покатился

(уско­ря­емся и в речи и в движениях)

Ком все больше ста­но­вился и быст­рее покатился

(еще уско­ря­емся)

Уго­дил в калитку! Бух! Развалился!

(акку­ратно падаем)

Из сугроба вылезаем

(встаем)

И одежду отряхаем.

19. «Яша»

Яша садится посреди луга.
Вокруг него водят хоро­вод, припевая:

«Сиди, сиди, Яша,в раки­то­вом кусту
Грызи, грызи, Яша,спелые орехи.
Лови себе Яша, кого тебе надо.»

Яша бро­са­ется за кем-либо.

Пой­ман­ный ста­но­вится Яшей.

20. «Растим мак»

Посре­дине круга сидит «мак».

Хоро­вод поет:

— Ай на горе мак, мак,
Под горою бел бел!
Ах вы маки-маковочки,
Золо­тые головочки!
Станьте вы в ряд,
Спро­сим-те про мак.

Игроки оста­нав­ли­ва­ются и спра­ши­вают у «мака»:

— Сеяли ли мак?

Хоро­вод­ник отвечает:

— Только землю вспахали.

Повто­ря­ется при­пев. Игроки спра­ши­вают после­до­ва­тельно: «Сеяли ли мак?

— «Сеяли»
— «Зацвел ли мак?»
— «Зацвел»
— «Поспел ли мак?»
— «Поспел»,
— «Отря­хи­вайте.»

Все бро­са­ются к хоро­вод­нику и тря­сут его, если он не успел убе­жать. Если хоро­вод­ник успел три раза уда­рить кого-либо, тот ста­но­вится хороводником.

21. «Овес»

Все ста­но­вятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс
Мой батюшка сеял так…

Пока­зы­вают дви­же­ни­ями рук вперёд:

«Потом отды­хал вот так…

Ста­но­вятся сло­жив руки крест-накрест.

Потом кру­жатся в хоро­воде, припевая:

— Овёс, овёс, давай Бог, чтоб ты рос!

Новый куп­лет:

— Кто хочет знать, как жнут овёс?
— Отец мой жинал его так (пока­зы­вают)
— Потом отды­хал он вот так (пока­зы­вает)

После при­пева изоб­ра­жают, как вяжут овёс, как его моло­тят (при молотьбе, каж­дый коло­тит сво­его соседа).

22. «Капустка»

Дети, берутся за руки, обра­зуя собой длин­ную вереницу.

Идут неспешно и плавно, нето­роп­ливо при этом поют:

Вейся вейся капустка моя
Вейся вейся белая
Как мне капустке виться
Как мне зимой не валиться!

Веду­щий вере­ницы про­во­дит хоро­вод через свое­об­раз­ные «ворота» — под­ня­тые кверху сомкну­тые руки, кото­рые дер­жат послед­ние участ­ники в веренице.

Когда все игра­ю­щие про­хо­дят через «ворота», то самый послед­ний пово­ра­чи­ва­ется и «зави­вает капустку», т. е. пере­бра­сы­вает через плечо руку, кото­рой дер­жится за товарища.

Затем хоро­вод про­хо­дит через вто­рые ворота, тре­тьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого дей­ствия послед­ний сто­я­щий участ­ник в вере­нице оста­ется сто­ять на месте, а весь хоро­вод «зави­ва­ется» вокруг него, посте­пенно оги­бая и охва­ты­вая в кольцо все плот­нее и плот­нее, пока не полу­чится свое­об­раз­ный «вилок капусты».

Затем капустка уже начи­нает «раз­ви­ваться», пока не при­дет опять в своё пер­во­на­чаль­ное исход­ное положение.

Игра все время сопро­вож­да­ется пением.

23. «Заинька»

«Заинька» пока­зы­вает, как он моет ручки. Те же дви­же­ния повто­ряют все играющие:
Игра­ю­щие ста­но­вятся в круг, взяв­шись за руки, поют:

Заинька, выйди в круг,
Серень­кий, выйди в круг,
Ско­рей, ско­рей, выйди в круг,
Ско­рей, ско­рей, выйди в круг!

Один из игра­ю­щих, пред­ва­ри­тельно выбран­ный «заинь­кой», выхо­дит на сере­дину круга. Игра­ю­щие про­дол­жают петь:

Заинька, ты пройдись,
Серень­кий, ты пройдись,
Туда-сюда ты пройдись,
Туда-сюда ты пройдись!

«Заинька» про­ха­жи­ва­ется то в одну, То в дру­гую сто­рону, а игра­ю­щие хло­пают в ладоши:

Заинька, умой ручки,
Серень­кий, умой ручки,
Леву, праву, умой ручки,
Леву, праву, умой ручки!
Заинька, умой личико,
Серень­кий, умой личико.
Сверху донизу умой личико,
Сверху донизу умой личико!

«Заинька» пока­зы­вает, как он умы­ва­ется, осталь­ные игра­ю­щие повто­ряют его жесты.

Заинька, при­гладь шерстку,
Серень­кий, при­гладь шерстку.
Сзади, спе­реди при­гладь шерстку,
Сзади, спе­реди при­гладь шерстку!

«Заинька» про­во­дит руками по одежде, одер­ги­вает ее, чистит. Все игра­ю­щие повторяют:

Заинька, при­че­шись,
Серень­кий, причешись.
Да получше причешись,
Да получше причешись!

«Заинька» пока­зы­вает, как он при­че­сы­ва­ется. Игра­ю­щие повторяют:

Заинька, под бочка,
Серень­кий, под бочка.
Пля­шет, пля­шет казачка,
Пля­шет, пля­шет казачка!

«Заинька» тан­цует, осталь­ные игра­ю­щие тоже тан­цуют. После слов «пля­шет, пля­шет казачка» все раз­бе­га­ются, «заинька» их ловит. Пой­ман­ный ста­но­вится «заинь­кой».

24. «Паучок»

Выби­рают водя­щего, кото­рый садится на кор­точки в цен­тре круга.

Осталь­ные игра­ю­щие ходят вокруг него, взяв­шись за руки, и поют:

Пау­чок, паучок,
Тонень­кие ножки,
Крас­ные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Тан­це­вать заставили.

После этих слов все бегут к цен­тру, при­под­ни­мают водя­щего, ста­вят его на ноги и снова обра­зуют круг.

Хло­пая в ладоши, поют:

Тан­це­вать заставили.

Водя­щий начи­нает кру­житься с закры­тыми глазами.

Все поют:

Тан­цуй, тан­цуй, сколько хочешь,
Выби­рай кого захочешь!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки