Цвет полей:
Цвет фона:
Размер:19 18 17 16 15 14
Отображение:Свернуть
Сбросить настройки

«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...»

И. А. Сикорский – «Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей»

Print This Post
(1 голос5.0 из 5)

 

Раритетное издание 1902 года доносит до нас  русский дореволюционный взгляд на воспитание  ребенка  в семье и в школе одного из видных ученых  того времени Ивана Сикорского. Дореволюционный – не значит устаревший: в этой книге мы можем почерпнуть многое новое и изменить угол зрения на хорошо знакомое старое.

 

О книге

Возможно, вы согласитесь с нами – открывая эту без преувеличения старинную книгу, которой больше века,  и вчитываясь в непривычный текст с дореволюционной орфографией, вскоре вы перестаете чувствовать с автором временную дистанцию.

Все, что пишет  о детях Сикорский, сегодня звучит очень актуально, современно и даже… по-новому. Почему?

Потому что это не поверхностный подход к воспитанию  маленького человека, а глубокий, основанный на вере во Христа и во всем идущий от природы детской души, а душа  эта – по природе христианка.

Это популярное издание, поэтому книга написана очень доступным и изящным языком,  автор нашел верный тон с читателем и говорит с ним как с другом. Добрый размеренный разговор настраивает на доверительность –  выводы делаются ненавязчиво, деликатно, с огромным человеческим и научным тактом. Словом, читать такой текст не только полезно, но и приятно – за ним чувствуется бережное отношение  психолога и педагога к ребенку и его хрупкому и тонкому душевному миру.

Издание прекрасно организовано и имеет четкую структуру.

Книга вышла в Санкт-Петербурге, в типографии Стасюлевича, и, как значится на издании, дозволена цензурой в 1902 году. Она  издана в серии «Энциклопедия семейного воспитания и обучения», инициатор издания – «Родительский кружок» при педагогическом музее высшего учебного заведения в северной столице.

Немного об авторе

Иван Алексеевич Сикорский (1842–1919гг.)

В России приобрел известность тем, что первым  экспериментировал в области педагогической психологии.

В Российской Империи имя Сикорского было хорошо известно  – в научных кругах  его знали как доктора медицины  и психиатра, педагога и психолога.

Ивана Алексеевича  интересовал широкий круг вопросов – как сочетать различные виды воспитания для гармоничного развития детей, как взаимодействуют  «душевные» сферы человека – волевая, интеллектуальная, эмоциональная, и многое другое.

И. Сикорский уверенно заявлял, что, чем меньше ребенок, тем серьезнее влияют на него ошибки в воспитании.  По его мнению, все человеческие поступки и действия человека  зависят от страстей, побуждений и разума, и ребенок с младенчества учит ими управлять, чтобы подчинить свои страсти, чувства и инстинкты воле и разуму.

А затем  в процессе взросления от душевного развития перейти и на более высокий – духовный уровень.

Во всех научных взглядах и личных убеждениях Сикорского проглядывает его глубоко христианское мировоззрение. Именно поэтому мы и рекомендуем его книгу к прочтению – по сути, квинтэссенцию  многих его фундаментальных трудов.

Могут ли ум и чувства удержать человека от зла и греха, если  у него не развита воля?  Очевидно, нет – считает автор. Поэтому воспитание воли ребенка – задача первостепенная.

Знакомясь с изданием и другими работами автора,

мы выбрали лучшие цитаты И. А. Сикторского о воспитании

О воле

«…Без надлежащего развития воли нет деятельности, нет плана – человек топчется на одной точке, и вместо бодрой жизни в его душе наступает царство нытья и вздохов от сознания своего бессилия – того рокового бессилия в борьбе со злом, которое столь нередко приводит человека к самоубийству».

«В ряду душевных способностей воле, по справедливости, должно быть отведено первое место; она составляет заключительную, можно сказать, главнейшую сторону душевной жизни и является истинной основой характера».

«Значение человека измеряется тем, что он осуществил, но не тем, о чем он думал. Гениальные люди обыкновенно успевают исполнить программу своей жизни; обыкновенные люди имеют много добрых намерений, но немногие из них осуществляют по причине недостаточного развития воли. Таким образом, воспитание воли должно составлять одну из важнейших задач воспитания человека».

Об умственном и нравственном развитии

«Уже с самого раннего детства психическая жизнь ребенка разделяется на два крупных русла или течения – умственного и нравственного… развития сил дитяти, хотя оба русла идут близко, но они ясно разделены одно от другого… Однако же, с течением времени, в особенности к концу отроческого периода… оба русла заметно сближаются, а с наступлением юности умственное и нравственное развитие сливается в один общий процесс высшего духовного роста…»

Что влияет на душу ребенка

«…Окружающая дитя природа, и люди, и вся семейная атмосфера… оказывают большое влияние на пластичную отзывчивую душу».

О правильной оценке качеств ребенка

«Семейное воспитание имеет своё высокое значение в том отношении, что в интимном мире семьи все особые достоинства и черты юного существа встречают вернейшую оценку и лучшее понимание.

Индивидуальности дитяти никто не оценит так, как то делают люди близкие. С другой стороны, никто не может так верно оценить недостатков и отрицательных сторон в детях, как это могут сделать посторонние, – что в особенности доступно школе. Родители… должны отнестись вдумчиво и с доброй совестью и к тому, и к другому источнику ознакомления… со своими детьми»

О долге родителей

«Детей необходимо знать, и это первый долг родителей; знание укажет путь здорового воспитания».

«Постараемся сделать наших детей здоровыми, умными и добрыми. Это – достижимо».

О  детских капризах

«Когда ребенок капризничает, то в этом случае вопрос идет для него не столько о достижении какой-либо цели… исполнении какого-либо определенного желания, сколько об отстаивании первого встречного душевного движения своего, при полном нежелании употребить в дело тормозящее действие воли.

Таким образом, капризы детей представляют собою их поединки с взрослыми… Упорство капризов должно открыть глаза родителей на действительное положение вещей…

Если волю ребенка рано развивали, если он обучился тормозить свои аффекты, то капризов почти не бывает; а если они и случаются изредка, то родителям не приходится бороться с ними, так как они ничтожны, и их можно в таком случае просто игнорировать».

О  русском характере

В заключение отметим  – И. А. Сикорского интересовала не только детская психология, но  и душевное мироустройство русского человека в целом, включая то, что сегодня называют модным словом  «менталитет».

Размышляя о природе русской души,  психолог утверждал, что самые яркие  русские душевные черты – это терпение, умение переносить скорби,  проявление великодушия  и духовной высоты во время  несчастий.

И это не  отвлеченные размышления философствующего интеллигента, но психологический потрет, составленный известным ученым, причем на основе его многолетнего труда.

Русское смирение – стоическое, русская воля – сильная, так как одинаково умеет подавлять страдание, будь оно душевным или телесным.

Словом, обобщая сказанное – русский человек   так устроен внутри, что готов  многое претерпеть и достойно понести свой крест.

Так что, по Сикорскому, понимая силу нашего национального характера и его особенности, можно воспитать настоящего христианина.

Вместе с вами изучала книгу И.А. Сикорского Валентина Киденко

Фото из открытых источников

И. А. Сикорский – «Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей»

 

Обсудить на форуме