Игры детям – Дзюба П.П.

Игры детям – Дзюба П.П.

(7 голосов4.9 из 5)

Сбор­ник игр для детей дошколь­ного и млад­шего школь­ного воз­раста. Цель и задача пред­ла­га­е­мого игро­вого мате­ри­ала: вос­пи­ты­вать, все­сто­ронне раз­ви­вать, учить, раз­вле­кать. Учить добру, давать и закреп­лять жиз­нен­ные пра­вила пове­де­ния и эти­кета в быту.
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Акту­аль­ность разработки:
Вос­пи­та­тель­ный про­цесс детей объ­еди­няет раз­лич­ные формы работы.
И в ком­плексе этой работы осо­бое место зани­мает игра.
Игра все­гда акту­альна в работе с детьми, ее зна­че­ние нельзя переоценить.
Я пред­ла­гаю игры, кото­рыми можно допол­нить меро­при­я­тия морально-эти­че­ского характера.

Дидак­ти­че­ская цель и задачи:
Игра – необ­хо­ди­мость рас­ту­щего организма.
Игра-это кри­те­рий уровня раз­ви­тия ребенка.
Игра фор­ми­рует духовно-нрав­ствен­ные каче­ства и мораль­ное созна­ние дет­ской личности.
Цель и задача пред­ла­га­е­мого игро­вого мате­ри­ала: вос­пи­ты­вать, все­сто­ронне раз­ви­вать, учить, развлекать.
Учить добру, давать и закреп­лять жиз­нен­ные пра­вила пове­де­ния и эти­кета в быту, т. е. рас­ши­рять и укреп­лять систе­ма­ти­за­цию пред­став­ле­ний детей об окру­жа­ю­щем мире, его духов­ных цен­но­стей, раз­ви­вая инте­ресы их и способности.

Резуль­таты апробации:
Эти игры опро­бо­ваны в работе с детьми, как со сцены Дворца Куль­туры, на класс­ных часах в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе, а так же в дет­ских игро­вых про­грам­мах на базе отдыха и дет­ском саду. Эти игры хорошо заре­ко­мен­до­вали себя. Дети с инте­ре­сом и активно играют.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Пред­ла­га­ются сле­ду­ю­щие работы:

Работа 1: ИГРЫ СО СЛОВАМИ;

Работа 2: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ;

Работа 3: СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ;

Работа 4: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА;

Работа 5: ЗАГАДКИ;

Работа 6: НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Реко­мен­да­ции к использованию:
Игры со сло­вами реко­мен­дую педа­го­гам к меро­при­я­тиям духовно-нрав­ствен­ного содер­жа­ния. Они как бы под­во­дят черту и закреп­ляют мате­риал, дан­ный воспитателем.
Музы­каль­ные игры реко­мен­дую брать на раз­вле­ка­тель­ные про­граммы празд­нич­ных утренников.
Спор­тив­ные (физ­культ­ми­нутки) — хорошо под­го­тав­ли­вают детвору к игро­вой про­грамме. Они уместны на вос­пи­та­тель­ных заня­тиях к теме о здо­ро­вье, о спорте.
Мате­ма­ти­че­ская игра – это обра­зец для педа­го­гов игро­вого урока математики.
Загадки – реко­мен­дую, как допол­ни­тель­ный мате­риал к занятию.
Нагляд­ные посо­бия — реко­мен­дую, как допол­ни­тель­ный материал.

Работа 1: «Игры со словами»

Реко­мен­да­ции:
Игры со сло­вами реко­мен­дуют педа­го­гам к меро­при­я­тиям духовно-нрав­ствен­ного содер­жа­ния. Они как бы под­во­дят черту и закреп­ляют мате­риал, дан­ный воспитателем.

Игра «ДА» и «НЕТ»

Клим игра­ется весь день,
А сло­жить игрушки лень.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это? … (нет)

Время в садик собираться,
Клим не хочет одеваться.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это?… (нет)

Маша маме помогает,
Пыль в квар­тире вытирает.
Посту­пайте так всегда.
Хорошо ли это? … (да)

В парке Ирочка гуляет,
Ветки дерева ломает.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это? … (нет)

Оля Мурке, своей кошке
Варит кашу, моет ножки.
Оля тру­дится всегда.
Хорошо ли это?… (да)

Забо­лела мама Люды,
Людочка шуметь не будет,
Тихо поси­дит она.
Хорошо ли это?… (да)

Лена спать, когда ложится
Сло­жить вещи не ленится,
Все в порядке. Так всегда!
Хорошо ли это? … (да)

Кушать суп не хочет Петя,
Хлеб не ест, не ест котлеты,
Про­сит только он конфет.
Хорошо ли это? … (нет)

Клим на тре­тьем этаже
Целый день сту­чит уже.
На вто­ром боль­ной сосед.
Хорошо ли это? …(нет)

Каж­дый раз перед едой
С мылом теп­лою водой
Моет Катенька всегда.
Хорошо ли это?… (да).

УРОК–ИГРА: «ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ»
(Закончи фразу)

Вос­пи­та­тель:
Чтобы тебя все хвалили,
Чтобы тебя все любили,
Знать нужно не много, не мало,
Всего лишь, дру­жок, десять правил.

Игра десять пра­вил у нас,
Играть начи­наем сейчас:
Слу­шайте все, не зевайте,
И фразу мою продолжайте.

1. Как проснешься ты – вставай,
Лени волю не … (давай)

2. Все цветы роса умыла,
А тебя умоет … (мыло)

3. Волосы тебе, дружок,
Пусть при­че­шет … (гре­бе­шок)

4. В дет­ский садик собирайся,
Не ленись, сам … (оде­вайся)

5. Дружно с дет­ками играй,
А капризы … (про­го­няй)

6. Стар­шим ты не возражай,
Стар­ших нужно … (ува­жать)

7. Если в чем –то провинился,
Зна­чит нужно … (изви­ниться)

8. Будь, дру­жок, все­гда опрятным,
Это каж­дому … (при­ятно)

9. Может тот собой гордится,
Кто умеет сам … (тру­диться)

10. Дома доб­рыми делами
Помо­гай люби­мой … (маме)

ИГРА: «ВЕЖЛИВО ИЛИ НЕВЕЖЛИВО?»
Усло­вие: если веж­ли­вый чело­век дол­жен делать то, что я назы­ваю, то все дети хло­пают в ладо­шки, а если нет, то детки должны молчать.

1. Сын проснулся утром рано,
«С доб­рым утром!» ска­зал маме.

2. Села бабушка в трамвай
Ты ей место уступай.

3. Мчись стре­лою по дороге
И топчи про­хо­жим ноги!

4. Дети ели за столом,
Чав­кая, крив­ляя ртом.

5. Вова веж­ли­вый всегда,
Не помо­жет никогда.

6. Веж­лив ты? Тебя спрошу,
Если палец твой в носу?

7. Поде­лился друг конфетой,
Вова съел и побежал,
А вол­шеб­ное «Спа­сибо»
Вова другу не сказал.

8. Камень бро­сил кто за домом?
Он уда­рил тетю Тому.

9. Витя в гости заходил,
«Здрав­ствуйте» ска­зать забыл,
И к тому же на прощанье
Не ска­зал он «До свиданья».

10. «В новых брю­ках покатаюсь»,-
Так решил себе Егорка-
«Потому, что вдруг растает
Ледя­ная наша горка».

11. Улыб­нусь я солнышку
С самого утра,
Поже­лаю каждому
Сча­стья и добра!

Работа 2: «Музыкальные игры»

Реко­мен­да­ции:
Музыка раз­ви­вает чув­ство ритма и увле­кает ребенка в мир зву­ков и игру.
Серия игро­вых песе­нок может быть исполь­зо­вана в дет­ском саду не только как игра, но и как вокально – хорео­гра­фи­че­ская кар­тинка или игро­вая постановка.
Рас­пре­де­лите детей по ролям и, согласно тек­ста, выпол­няйте неслож­ные дви­же­ния. Основ­ным дви­же­нием может быть дви­же­ние по кругу.
После игры «В гости к Белочке» зага­дайте детям загадки на тему: «Какие звери в лесу живут?»

В ГОСТИ К БЕЛОЧКЕ
(музы­каль­ная песенка-игра на рус. народн. мело­дию “Как у наших у ворот”, текст П. Дзюба)

Как у наших у ворот
Будет друж­ный хоровод,
Белочка блины печет,
В гости всех дру­зей зовет.

Зайцы к Белочке спешат
И ведут с собой зайчат,
Зайки вме­сте прыг да скок,
Белочке несут пирог.

Мишка к Белочке идет,
Ей несет он слад­кий мед,
Тро­почка кончается,
Мишка улыбается.

При­бе­гает Петушок,
Золо­че­ный гребешок:
«Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Дом у Белки далеко!»

А за Петень­кою Крот,
По тро­пинке топ да топ,
У Крота картошинка
Вкус­ная, пригожая.

Иди Белочка скорей
У ворот встре­чай гостей,
Гости званы – прошены,
Все дру­зья хорошие!

Как у наших, у ворот
Пля­шет друж­ный хоровод,
Песенку поют друзья:
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля!

ГОПАК
(песня-игра, текст П. Дзюба)

Музы­канты нам сыграйте,
Вы ску­чать нам не давайте,
Вас сыг­рать гопак мы просим,
Он весе­лый, он хороший.

А гопак, а гопак,
Мы стан­цуем вам вот так,
Руки мы дадим друг другу
В танце мы пой­дем по кругу.

Мы еще не так умеем
Нету танца веселее,
Ведь когда – то наши мамы
Этот танец танцевали.

Вста­нем в круг,
Вста­нем в круг,
Ты мой друг
И я твой друг,
Ручки ставь на бочок,
Пусть при­топ­нет каблучок.

У ребят пошла присядка
Тан­це­валь­ная зарядка,
Девоч­кам похло­пать нужно,
Мы гопак тан­цуем дружно!

А гопак, а гопак,
Мы стан­цуем вам вот так,
Руки мы дадим друг другу
И опять пой­дем по кругу.

Руки вверх под­нять всем нужно
Гопа­чок мы пля­шем дружно,
Лучше время не теряйте,
Все дви­же­нья повторяйте!

Укра­ина гопак
Любит тан­це­вать вот так,
Ты на нас посмотри
Танец с нами повтори!

Делай пяточку-носок,
Пусть при­топ­нет каблучок,
Девочки пла­точ­ком машут,
Хороши ребята наши!

Укра­ина гопак
Любит тан­це­вать вот так,
Ты на нас посмотри
С нами танец повтори!

(Возь­мите три — четыре самых попу­ляр­ных дви­же­ния танца “Гопак”. Между куп­ле­тами необ­хо­димо делать про­иг­рыш, чтобы закре­пить дви­же­ния танца.)

У БАБУСИ ВО ДВОРЕ
(песенка – игра на мело­дию песни «Мои цып­лята» ком­по­зи­тора Г. Гусей­нли, текст П. Дзюба)

Не сидится детворе
У бабуси во дворе,
У нее дру­зья живут
И ску­чать ей не дают.

Всем у бабушки привольно,
Нами бабушка довольна,
Во дворе боль­шом привольном
Погу­лять нам можно вольно:

Уточ­кам и утятам,
Гусоч­кам и гусятам,

Куроч­кам и цыплятам,
Бабуш­ки­ным внучатам,
Петушку и маме – квочке,
Цып, цып, цып.
(Дети ходят по кругу, взяы­шись за руки. На сло­вах «Уточ­кам и утя­там» дети оста­нав­ли­ва­ются, на пер­вых двух так­тах руч­ками пока­зы­вают на «уто­чек», ста­вят ручки на бочок и нож­ками делают притопы.)

Утки серые с утра
Рас­кри­ча­лись: «Кря-кря-кря!»
А за ними мы гуськом:
Вме­сте: «Кря – кря – кря!» – поем!

Наши гуси у пруда:
«Га – га – га, га –га – га – га!»
Кры­лыш­ками гуси машут,
Про­сят кушать гуси наши.

Уточки: “Кря-кря-кря!”
Гусочки: “Га — га – га!”
Курочки: “Ко – ко, ко!”
Пету­шок: “Ку-ка ре-ку!”
А цып­ля­тушки – комочки:
“Цып, цып, цып.”
(дети стоят в круге и по тек­сту кука­ре­кают, кря­кают, гро­зят пальчиком.)

Ходят утки: «Кря-кря-кря !»
Ходят гуси: «Га — га – га!»
Ходят куры: «Ко — ко – ко!»
Пету­шок: «Ку-ка ре-ку!»

Все друг дру­гом мы довольны,
Погу­лять мы любим вольно,
Ходим вме­сте друг за другом
Во дворе боль­шом по кругу:

Уточки и утята,
Гусочки и гусята,
Курочки и цыплята,
Бабуш­кины внучата,
Очень важ­ный Петушок,
Ко — ко — ко!
(Дети по тек­сту делают дви­же­ния и ходят по кругу все вместе.
Вос­пи­та­тель между детьми рас­пре­де­ляет роли: группа детей — уточки, группа – гуси, пету­шок, курочки, вну­чата… и поют песенку, где каж­дая группа детей играет свою роль.)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА В СТИХАХ “ОГОРОД – ХОРОВОД”

Музы­каль­ная игра про­во­дится на рус­скую народ­ную мело­дию “Во саду ли огороде”.
Она может быть фраг­мен­том в празд­нике осени.
Для игры вос­пи­та­тель выби­рает детей, кото­рые будут испол­нять роль ово­щей и оде­вает им на голову шапочки с нари­со­ван­ными овощами.
Осталь­ные дети обра­зуют круг и ходят вокруг детей-“овощей”с песенкой).

ДЕТИ:
Ох, как в нашем огороде
Все на гряд­ках родит,
Уби­раем уро­жай мы
Дружно в огороде.

(Дети – “овощи” под­ни­ма­ются, будто бы рас­тут и обра­зуют свой малый круг в круге. В центр малого круга выхо­дит “капу­ста”, она поет. Внеш­ний круг стоит, когда “овощи” соли­руют, а дети малого круга идут по кругу. И наобо­рот, когда идет внеш­ний круг с песен­кой, круг “ово­щей” стоит).

КАПУСТА:
А я – белая капуста,
На столе всем вкусно,
Меня варят, меня жарят
Без капу­сты пусто!

ДЕТИ: (боль­шой круг)
Ох, на нашем огороде
Все на гряд­ках родит,
Уби­раем уро­жай мы
Дружно в огороде!

СВЕКЛА: (все дви­же­ния в боль­шом и малом круге повторяются)

Я свекла на огороде
Уро­дила густо,
Я румяна и полезна,
Лучше я капусты!

ДЕТИ:
Ох, на нашем огороде
Все на гряд­ках родит,
Уби­раем уро­жай мы
Дружно в огороде!

МОРКОВЬ:
А я — спе­лая морковка
Сол­ныш­ком налита,
Меня очень любит Вовка,
Оля и Никита.

ДЕТИ:
Ох, на нашем огороде
Все на гряд­ках родит,
Уби­раем уро­жай мы
Дружно в огороде!

ПОМИДОР:
Поми­дор я спе­лый, сочный
Вита­ми­нов много,
Без томата – помидора
Плохо жить народу.

ДЕТИ:
Ох, на нашем огороде
Все на гряд­ках родит,
Уби­раем уро­жай мы
Дружно в огороде!

ЛУК:
Лук – лучок я золотистый,
Овощь самый нужный,
Каж­дый день я в доме каждом
И в жару и в стужу.

ДЕТИ:
Ох, на нашем огороде
Все на гряд­ках родит,
Уби­раем уро­жай мы
Дружно в огороде!

КАРТОФЕЛЬ:
Я — царица в огороде,
Это каж­дый знает,
Кто кар­то­шечку не любит,
Кто не уважает?

ДЕТИ:
Ох, на нашем огороде
Все на гряд­ках родит,
Уби­раем уро­жай мы
Дружно в огроде!

АРБУЗ:
Я — зеле­ный, полосатый,
А внутри я красный,
Слад­кий, соч­ный и полезный
Зна­чит, самый классный!

ДЕТИ:
Ох, на нашем огороде
Все на гряд­ках родит,
Уби­раем уро­жай мы
Дружно в огороде!

ОГУРЕЦ:
Я, ребята, огу­рец, я -
Овощ самый вкусный!
Я –огур­чик-моло­дец, я -
Тоже очень нужный!

(Дети внеш­него круга оста­нав­ли­ва­ются, при­се­дают и про­тя­ги­вают руки к “ово­щам” с песней:)

ДЕТИ:
Вы на славу уродили,
Пры­гайте в корзину,
Будем щи, салаты кушать
Мы теперь всю зиму!

(Дети-“овощи” ста­но­вятся к детям в круг и вме­сте ходят по кругу и поют).

ДЕТИ ВМЕСТЕ:
Во саду ли огороде
Хоро­вод водили,
Во саду ли огороде
Песни заводили.

Кто на гря­дочке трудился
Уро­жай снимает,
За дары зем­ные Бога,
В славе воспевает.

Работа 3: Спортивные игры

Реко­мен­да­ции:
Спор­тив­ные игры (физ­культ­ми­нутки) — хорошо под­го­тав­ли­вают детвору к игро­вой про­грамме. Они уместны на вос­пи­та­тель­ных заня­тиях к теме о здо­ро­вье, о спорте.

ИГРА – ЗАРЯДКА «ВОРОБЫШКИ»
(для самых маленьких)
(Текст в сти­хах П. Дзюба)

Вос­пи­та­тель:
Воро­бышки, воробышки,
А сол­нышко проснулось?

Дети:
Да!

Вос­пи­та­тель:
Воро­бышки, воробышки,
В окошко заглянуло?

Дети:
Да!

Вос­пи­та­тель:
Давайте хором солнышку
Мы: «С доб­рым утром!» скажем,

Дети:
«С доб­рым утром!»

Вос­пи­та­тель:
А как зарядку делаем
Мы сол­нышку покажем?

Дети:
Да!

УПР.1

Вос­пи­та­тель:
Воро­бы­шек, воробышка,
По кругу догоняет,
Пус­кай же с нами солнышко
В зарядку поиграет.
(дети по кругу не спеша бегут друг за другом)

УПР. 2:

Вос­пи­та­тель:
Вот звон­кое: «Чирик — чирик!»
Воро­бышки запели.
Рас­пра­вили все крылышки,
И дружно полетели!
(руки в сто­роны; машут руками, как кры­лыш­ками и на паль­чи­ках бегут по гругу)

УПР. 3:

Вос­пи­та­тель:
На землю опу­сти­лись мы,
На кор­точки присели,
А вдруг таится кошка тут?
Все дружно посмотрели!
(дети повер­ну­лись в одну сто­рону, посмот­рели, потом в другую.)

УПР. 4:

Вос­пи­та­тель:
Смотри, боль­шая лужица,
Нам хочется напиться,
Воро­бышки из лужицы
Пьют весело водичку.
(узкая стойка, руки внизу. Накло­ни­лись впе­ред, руки отве­дены назад.)

УПР. 5:

Вос­пи­та­тель:
Теперь нашли мы зернышки,
А, ну-ка не зевать,
«Клю-клю, поклюйте, милые,
И нужно улетать.
(дети при­сели, посту­чали руками об пол, со сло­вами: «клю-клю»)

УПР. 6:

Вос­пи­та­тель:
Воро­бышки запрыгали,-
На крыше хоровод!
С заряд­кой кто подружится,
Здо­ро­вым тот растет.
(узкая стойка, руки на поясе. Прыжки, а затем спо­кой­ная ходьба)

Работа 4: Математическая игра

Реко­мен­да­ции:
Мате­ма­ти­че­ская игра – это обра­зец для педа­го­гов игро­вого урока математики.

Две команды по пять чело­век. Дет­кам каж­дому кре­пится цифра на груди.
Дети должны запом­нить свою цифру. У команд цифры одинаковые.
Вос­пи­та­тель дает зада­ние собрать, напри­мер число «три».
Детки в обеих коман­дах с циф­рами «1» «2» и «3» делают шаг впе­ред и берутся за руки. Вос­пи­та­тель повто­ряет при­мер: 2+1=3.

Вос­пи­та­тель:
Внимание!
Раз, два, три, четыре, пять,
Начи­наем мы играть!
На себя все посмотрите,
Свою цифру назовите.
(дети назы­вают свою цифру)

Молодцы!
Цифра «три» сама гуляет,
Скучно ей. Она зевает.
Вышла «двойка» погулять,
Вме­сте их гуляет …
(«5»)

Пять воро­бы­шек летело,
Три из них на крышу село.
Сколько пти­чек шуст­рых, смелых
К себе в домик полетели?
(«2»)

Ежик бегает в саду:
«Сколько ябло­чек найду?».
Два и два в траве нашел,
Взял на спинку и пошел.
(«4»)

Зай­чик бело­чек считает,
Белочки сидят в трамвае:
У окошка Тина – белка,
У дру­гого Тим и Стрелка.
Вме­сте с Зай­кой посмотри
Сколько белок едет?…
(«3»)

Плы­вут по речке Нилу
Четыре крокодила.
Вот три на берег убежали,
Плыть дальше сколько продолжали?
(«1»)

На кор­мушке три синички,
К ним летят еще две птички.
Вме­сте весело клевать!
Сколько стало птичек ? …
(«5»)

Работа 5: Загадки

Реко­мен­да­ции:
Загадки – реко­мен­дую, как допол­ни­тель­ный мате­риал к занятию.

ВИТАМИННЫЕ ЗАГАДКИ

Чтоб здо­ро­выми росли,
Чтоб высо­кими росли,
Вита­мин А нужен нам,
Гово­рят нам доктора.
Чтобы закре­пить сноровку

Нужно кушать что?… (мор­ковку)
Вита­ми­ном «С» богат
И лимон и мармелад,
Чтобы быть все­гда здоровым,
Кушай лук и … (вино­град).

Если ты в пути случайно
До крови пора­нил ногу,
Лист какой травы скажи
Нам в беде такой помо­жет? (подо­рож­ник)

Куст рас­тет на самой круче,
Весь куд­ря­вый и колючий,
Чаем напо­ить он рад,
Вита­ми­ном С богат. (шипов­ник)

ВЕЖЛИВЫЕ ЗАГАДКИ

Если в гости кто приходит,
Или кто-то друга встретит,
Веж­ли­вое слово скажет.
Дети знают слово это?
(Здрав­ствуйте)

Если помощь оказали,
Книгу почи­тать вам дали,
Вы все­гда благодарите,
И … (спа­сибо) говорите.

Так бывает, что в трамвае
Вы кого-нибудь толкнете.
Что ж, ска­жите: «…» (изви­ните)
Дяде, бабушке и тете.

Мамы, папы в дет­ский сад
За ребя­тами спешат.
Уходя, всем на прощанье
Гово­рите … (до свиданья)

Есть вол­шеб­ное слово
Среди мно­же­ства слов,
Кто же знает его
И назвать здесь готов?
… (пожа­луй­ста)

Работа 6: «Наглядные пособия»

Реко­мен­да­ции:
В работе педа­го­гов нагляд­ные посо­бия помо­гают эффек­тив­нее про­во­дить заня­тия с детворой.
Пла­каты могут быть исполь­зо­ваны как в духов­ных бесе­дах о послу­ша­нии, зна­ком­ством с миром, окру­жа­ю­щим нас, так и педа­го­гами на уро­ках охраны жизни и здо­ро­вья, этики и др.

1. «ДЕТЯМ НУЖНО ЭТО ЗНАТЬ!»

Всем детям это нужно знать:
Опасно спич­ками играть!

Еще ребята знать должны:
Костры опасно разжигать!

Петарды тоже злая штука
Легко они пора­нят руку!

Нельзя играться утюгом, -
Утюг бывает тоже злом.

ПОМНИТЕ, ДЕТИ!

Все игры дет­ские с огнем
Бедой кон­ча­ются потом,
Малыш, со спич­кой не шути,
И эти пра­вила учи:
(рису­нок)

1. Без стар­ших печь не зажигай,
Огонь и газ опасны! Знай!
(рису­нок)

2. Не при­клю­читься, чтоб беде,
Утюг нельзя вклю­чать тебе.
(рису­нок)

3. И свечи не игрушка, дети,
Все малыши должны знать это.
(рису­нок)

4. И зажи­галка – не игрушка,
Сго­рит и ска­терть, и подушка.
(рису­нок)

5. Не жгите листья! Дым и жар
Ведь пре­вра­ща­ются в пожар.

Пожар – беда. Пожар не шутка.
При­чина – шало­сти минутка.
Пожар невин­ных обижает
И много боли причиняет.

ПЛАКАТ «ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ОЧЕНЬ ВАЖНО»

(Рису­нок)
Для здо­ро­вья, между прочим,
Зубы чистить важно очень.

(рису­нок)
Утром с мылом умываться,

(рису­нок)
И заряд­кой заниматься.

(рису­нок)
Руки мыть перед едой
С мылом чистою водой.

(рису­нок)
По часам ложиться спать,

(рису­нок)
Утром по часам вставать.

(рису­нок)
Хорошо ребя­там кушать,

(рису­нок)
Очень важно маму слушать.

ПЛАКАТ «ВИТАМИНЫ И ЗДОРОВЬЕ»

Вита­мины для здоровья
Нужны всем на свете,
Мамам, папам и конечно
Очень — очень детям.

ВИТАМИННЫЕ ЗАГАДКИ

Вита­мин А нужен нам,
Гово­рят нам доктора.
Чтобы закре­пить сноровку

Нужно кушать что?… (рису­нок — морковка)
Вита­ми­ном С богат
И лимон и мармелад,
Чтобы быть все­гда здоровым,
Кушай лук и … (рис. — виноград).

Если ты в пути случайно
До крови пора­нил ногу,
Лист, какой травы, ребята,
Нам в беде такой помо­жет? (рис. — подорожник)

Куст рас­тет на самой круче,
Весь куд­ря­вый и колючий,
Чаем напо­ить он рад,
Вита­ми­ном С богат. (рис. — шиповник)

ПЛАКАТ «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

(рису­нок)
Сын проснулся утром рано:
«С ДОБРЫМ УТРОМ!», — ска­зал маме.

(рису­нок)
Едет бабушка в трамвае,-
Маль­чик место уступает.

(рису­нок)
Про­тя­нул кон­фету Коля:
«На, ПОЖАЛУЙСТА, бери!»
Улыб­нулся другу Вова
И «СПАСИБО» говорит.

(рису­нок)
В гости Витенька пришел,
«ЗДРАВСТВУЙТЕ!» ска­зал всем он.

(рису­нок)
А потом всем на прощанье
Гово­рит он «ДО СВИДАНЬЯ!».

(рису­нок)
Улыб­немся солнышку
С самого утра,
Поже­лаем каждому
Сча­стья и добра!

ПЛАКАТ «НУЖНО БЕРЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ»

«ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЯ»
Чтобы расти здоровым,
Нужно беречь здоровье,
Без­опас­ность соблюдать,
Десять пра­вил уважать.

(рису­нок)
1. Анги­ной болеет тот,
Кто воду холод­ную пьет.

(рису­нок)
2. Все цветы роса умыла,
А тебя умоет мыло.

(рису­нок)
3. Фрукты мойте, дети, чтобы
Побе­дить водой микробы.

(рису­нок)
4. У того болит живот,
Кто из крана воду пьет.

(рису­нок)
5. Опасно собаку дразнить,
Может она укусить.

(рису­нок)
6. Опасно кам­нями бросаться,
Можно без глаза остаться.

(рису­нок)
7. Бегал Вален­тин по лужам,
А теперь малыш простужен.

(рису­нок)
8. Гово­рят нам не напрасно,
Что в грозу гулять опасно.

(рису­нок)
9. Опасно на реке нырять
Каж­дый дол­жен это знать.

(рису­нок)
10. Не боится моря Слава,
Он давно умеет плавать.

ПЛАКАТ «НЕ ШУТИ С ОГНЕМ»

(рису­нок — пожар)
Всем ребя­там нужно знать,
Что с огнем нельзя играть!

(рису­нок – дети и костер)
Палит листья маль­чик Тихон
У костра он ска­чет лихо!
Пламя обо­жгло малютку,
Игры у огня – не шутка!

(рису­нок к тексту)
Под сто­лом играет Света,
Зажи­гает она свечку.
Что же Све­точка кричит?
Ска­терть вся в огне! Горит.

(рису­нок к тексту)
Вова спич­ками играет,
Мама это запрещает.
Кто же этого не знает,
Маму Вова огорчает.

(рису­нок к тексту)
Ай, дела, дела, дела!
Таня паль­чик обожгла!
Утю­гом она играла,
В сеть сама его включала.

(рису­нок по тексту)
Наши газо­вые печи,
Зажи­галки, спички, свечи,
И костры, и утюги
Нам — дру­зья, а не враги,
Если с ними не играть,
Без­опас­ность соблюдать!

ПЛАКАТ «ЭТО НАДО ЗНАТЬ»

(рису­нок к тексту)
Ино­гда случается
Малыши теряются.
Так бывает иногда,
Только это не беда,
Если дети назовут:

(рису­нок)
Адрес, где они живут,

(рису­нок)
Теле­фон своей квартиры,
Бабушки и тети Иры,

(рису­нок)
И сумеют не бояться, -
Важно ведь — не растеряться!

(рису­нок)
Если рядом телефон,
То тебе помо­жет он,
Ты в мили­цию звони,
Цифры-02 набери,
И мили­ция ответит,
И в беде помо­жет детям.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПЛАКАТЫ – ЗАГАДКИ
Эко­ло­ги­че­ское вос­пи­та­ние ребенка очень важно как в духов­ном вос­пи­та­нии, так и в вопро­сах охраны здо­ро­вья и жизни.
Дети, зна­ко­мясь с явле­ни­ями при­роды, рас­ти­тель­ным и живот­ным миром, полу­чают зна­ния о них, а, зна­чит, учатся беречь при­роду, ори­ен­ти­ро­ваться в окру­жа­ю­щей среде и соблю­дать пра­вила безопасности.
В работе с детьми эффек­тив­ными помощ­ни­ками явля­ются пла­каты. Ува­жа­е­мые педа­гоги, я пред­ла­гаю вам образцы пла­ка­тов, кото­рые несложно изго­то­вить самим).

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? КАКОЕ ЯВЛЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНЫМ?

(рису­нок)
Зимой на земле лежал,
Вес­ной в реку побе­жал. (снег)

(рису­нок)
Похож я с виду на горох,
Где я пойду – пере­по­лох. (град)

(рису­нок)
Ста­рик – шутник
На улице сто­ять не велит,
За нос домой тянет (мороз)

(рису­нок)
Молоко над реч­кой плыло,
Ничего не видно было,
Рас­тво­ри­лось молоко,
Стало видно далеко. (туман)

(рису­нок)
Неиз­вестно, где живет,
Нале­тит — дере­вья гнет,
Засви­стит – по речке дрожь,
Озор­ник, а не уймешь. (ветер)

(рису­нок)
Кра­ше­ное коро­мысло через реку повисло. (радуга)

(рису­нок)
Летит птица орел,
Несет в зубах огонь,
Огнен­ные стрелы пускает,
Никто ее не пой­мает. (мол­ния)

ПЛАКАТ — ЗАГАДКИ «КТО В ЛЕСУ ЖИВЕТ?”
(сле­дует поме­стить рисунки к загадкам)

КТО ЗДЕСЬ ХИЩНИК?
Любит кто в лесу реветь
Спит в бер­логе кто?
(мед­ведь)

Он зубами “щелк” да “щелк”,
Рыщет в чаще серый…
(волк)

Ска­чет шуст­рый на лужайке
Длин­но­ухий серый …
(зайка)

А в лесу поет подружкам,
Все “ку-ку” свое …
(кукушка)

Ходит рыжая краса,
Очень хитрая …
(лиса)

Поиг­рать в лесу “горелки”,
Любят по деревьям …
(белки)
Не портной,
А всю жизнь с игол­ками ходит. (еж)

ПЛАКАТ — ЗАГАДКИ «ЧТО В ЛЕСУ РАСТЕТ»
(сле­дует поме­стить рисунки к загадкам)

НАЙДИ ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ
В бору, на яру
Стоит мужичок,
Крас­ный кол­па­чок. (Гриб-мухо­мор)

Ее ты руками не трогай,
Ужа­лит! Она – недо­трога! (Кра­пива)

Белень­кие горошки
На зеле­ной ножке. (лан­дыш)

Эй, зво­ночки,
Синий цвет, -
С язычком,
А звону нет. (коло­коль­чик)

Рас­тет на полянке
И в сырых местах

Круп­ное растение,
Плохо пах­нет она,
Грязно-жел­тые цветочки, -
Это — горе … ? (Белена)
(Белена чер­ная)

Кув­шин­чики и блюдца
Не тонут и не бьются. (кув­шинка)

Стоят в лесу сестрички –
Жел­тый гла­зок, белые рес­нички. (Ромашки)

На сирень похожа,
Вкусно она пахнет,
Ягоды всех манят,
Но не тронь их! Это … (дафна лесная)

ПЛАКАТ — ЗАГАДКИ «О НАСЕКОМЫХ»
(сле­дует поме­стить рисунки к загадкам)

КАКИЕ НАСЕКОМЫЕ МОГУТ ПРИЧИНИТЬ ВРЕД ТВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ?

Осе­нью в щель заберется,
А вес­ной проснется. (муха)

Над цвет­ком пор­хает, пляшет,
Вее­ром узор­ным машет. (бабочка)

Нос долог,
Голос тонок,
Кто его убьет,
Тот свою кровь про­льет. (комар)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (куз­не­чик)

Сок из цве­тов она берет,
И в сотах копит слад­кий мед. (пчела)

Голу­бой аэропланчик
Сел на жел­тый оду­ван­чик. (стре­коза)

В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабо­чий весь день хло­по­чет. (муравьи)

Кто за печ­кою живет,
Спать мне ночью не дает? (свер­чок)

ПЛАКАТ — ЗАГАДКИ «О ПТИЦАХ»

ПОЧЕМУ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ?

Кто дере­вья конопатил
Твер­дым клю­вом? Это …
(дятел)

Умна, боль­шая голова,
Летает ночью, кто?
(сова)

На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его … (скво­рец)

Озор­ной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки соби­рает. (воро­бей)

Зимой на вет­ках яблоки!
Попро­буй собери!
И вдруг вспорх­нули яблоки,
Ведь это… (сне­гири)

На скале он строит дом,
Разве жить не страшно в нем?
Наш хозяин не боится
Со скалы кру­той скатиться –
Два могу­чих крыла
У хозя­ина … (орла)

Чер­ный, проворный,
Кри­чит «крак»,
Чер­вя­кам враг. (грач)

Кто на елке, на суку
Счет ведет: «ку-ку… ку-ку?» (кукушка)

ПЛАКАТ «ВЕСЕЛАЯ АЗБУКА»

А
Аист жил у нас в селе,
Уле­тел – и грустно мне.

Б
Беге­мот в болоте спит,
День и ночь он там сидит.

В
Воро­бей «чирик» в окошко
Про­сит птичка хлеб­ных крошек.

Г
Голуби в луже купаются,
В море они не нуждаются.

Д
Дятел на сосне – тук-тук,
Белке домик строит тут.

Е‑Ё
Ель на Ёжика похожа,
Ёж в игол­ках, Ёлка тоже.

З
Зу-зу-зу пчела поет,
С песен­кою носит мед.

И
Ивушка скло­нила ветки,
На плечо сосне –соседке.

К
Крот в зем­ля­ночке сидит,
Роет землю и молчит.

Л
Ласточки гнездо под крышей,
Охра­няет птичку Миша.

М
Мишка по лесу идет,
Мишка песенку поет.

Н
Носо­рог лежит в болоте,
Гла­дит тол­стый свой животик.

О
Осы Вову догоняют,
Осы грушу отнимают.

П
Попу­гая мы купили,
Дома в клетку посадили.

Р
Рысь на дереве сидит,
Свы­сока на всех глядит.

С
Сом усами шевелит,
В речке глу­боко сидит.

Т
Тара­кан как привиденье,
К нам при­шел без приглашенья.

Ф
Филин по ночам кричит,
Почему же он не спит?

Х
Хомячка купила мама,
Для своей дочурки Тани.

Ц
Цапля пироги печет,
В гости журавля зовет.

Ч
Чере­паха в школу шла,
На спине свой дом несла.

Ш
Шишки мишка собирает,
А зачем и сам не знает.

Щ
Щука пла­вает в реке,
Как пой­мать же рыбку мне?

Э
Эдель­вейс цве­ток красивый,
Где сорвать? Скажи-ка, Нина!

Ю
Южный вете­рок играет,
Ветки тополя качает.

Я
Ягод нет кис­лее клюквы…
Я на память знаю буквы.

ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ В ЛЕСУ

1. НЕ ЖЕЧЬ КОСТРЫ

(рису­нок, знак, запре­ща­ю­щий раз­во­дить в лесу огонь)
Бере­гите, люди, лес!
Знак при­ду­ман не напрасно,
От огня пожар возникнет,
Жечь костры нельзя! Опасно!

2. НЕ ОСТАВЛЯЙ МУСОР
(рису­нок, запре­ща­ю­щий сорить в лесу)

Зем­ля­ника на полянке
При­гла­шает в гости нас!
Что же это? Склянки, банки
И бутылки, где был квас…

Люди, лес оберегайте,
Мусор здесь не оставляйте!

3. НЕ ЛОМАЙ ВЕТКИ
(рису­нок по теме)

Маль­чик по лесу шагает,
Ветки деревца ломает,
Пла­чет деревце-береза,
Ведь она живая тоже!

4. ГНЕЗДО – ПТИЧИЙ ДОМ
(рису­нок по теме)

Свила ласточка гнездо, -
Дом для птен­чи­ков оно.
Клим стре­ляет из рогатки!
Так нельзя! Посту­пок гадкий!

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЕТЯМ

1. (рису­нок – ребе­нок встав­ляет гвоздь в розетку)
В каж­дом доме все розетки,
Могут быть опасны деткам.
Ток течет! Серьезно это,
Ток опа­сен, знайте, дети.

2. (рису­нок – дети играя в боль­ницу, достали таблетки)
Маша с Ниною играли,
Мамино лекар­ство взяли.
Кто с таб­лет­ками резвится,
Может ими отравиться.
Не играйте таб­лет­ками, дети,
Ведь опасно для жизни это.

3. (Дети играют с мячом на авто­мо­биль­ной дороге)
Дети с мячом на дороге,
Вдруг, под маши­ною ноги!
Кто на дороге играет,
Опас­но­сти жизнь подвергает.

4. (дети драз­нят собаку палкой)
Бегают рядом собаки,
Соба­кам не нра­вятся драки.
Коль пал­кой собаку дразнить,
Может она укусить.

5. (дети бро­са­ются камнями)
Опасно ребята играют,
Камни друг в друга бросают.
Камень попал прямо в глаз,
Сережа в боль­нице сейчас.

6. (дети бро­сают петарды)
Петарды взры­ва­ются громко,
В вос­торге Сережа и Ромка.
Огнем обо­жгло детям руки,
Боль­ница теперь, слезы, муки.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
(рисунки по тексту)

1. Слад­кий у Никиты пальчик,
Все сосет его наш мальчик.
Вред­ная при­вычка это,
Не сосите пальцы, дети.

2. За ком­пью­те­ром готов
Клим сидеть по пять часов.
Вред­ная при­вычка это,
И вре­дит здо­ро­вью детям.

3. Суп не кушает наш Петя,
Про­сит он одни конфеты.
Вред­ная при­вычка это,
Для здо­ро­вья вредно детям.

4. Гвозди, камни, булку, жвачки
Поло­жил в кар­маны Вася,
А пла­то­чек забывает
Рука­вом нос вытирает.
Вред­ная при­вычка, дети,
Не гиги­е­нично это.

5. Ногти стричь не любит Юля,
Зна­чит, Юленька – грязнуля,
Нужно ногти стричь всем чтобы
Не при­шли под них микробы.

6. На дороге, где машины
Петя мчится без причины.
Это вред­ная привычка,
Может горе приключиться.

Игры в воскресной школе (методический материал)

“Уга­дай кто?“

Необ­хо­димы по край­ней мере 6 чело­век. Про­дол­жи­тель­ность игры 15–20 минут. Кому-то одному, сто­я­щему в кругу детей, завя­зы­вают глаза. Он счи­тает до 15-ти, дети в это время дви­жутся по кругу, ста­ра­ясь не раз­го­ва­ри­вать. После того, как он ска­зал “15“, все оста­нав­ли­ва­ются и “сле­пой“ дотра­ги­ва­ется до одного из детей из круга. Ощу­пы­вая одежду и лицо “сле­пой“ дол­жен уга­дать, кто это был. Затем, неза­ви­симо от резуль­тата, они меня­ются местами.

“Сме­нить друга“

Необ­хо­димы по край­ней мере 7 чело­век. Про­дол­жи­тель­ность игры 10–15 минут. Один чело­век изби­ра­ется лиш­ним, осталь­ные выби­рают себе друга. Затем они ста­но­вятся друг ко другу спи­ной и сцеп­ля­ются лок­тями. “Лиш­ний“ дает сиг­нал сме­нить друга и сам, в это же время, пыта­ется “похи­тить“ чьего-то парт­нера. Тот, кто остался без друга, и явля­ется “лиш­ним“ для сле­ду­ю­щего захода.

Эста­фета 1

Необ­хо­димы 10–12 человек.

После того, как они поде­ли­лись на две команды„ они выстра­и­ва­ются в 2 колонны по одному. Пер­вый игрок каж­дой из команд дер­жит мяч. После сиг­нала к началу игры он пере­дает мяч над своей голо­вой сто­я­щему сзади, кото­рый в свою оче­редь, пере­дает мяч между ногами сто­я­щему за ним. Он повто­ряет дви­же­ния пер­вого игрока. Мяч, таким обра­зом, ходит вверх-вниз до конца колонны. Послед­ний игрок после того, как он полу­чил мяч, бежит в голову колонны и все повто­ря­ется. Так про­дол­жа­ется до тех пор, пока игрок, кото­рый начи­нал игру не ока­жется впе­реди колонны. Команда, игрок кото­рой ока­зался впе­реди колонны пер­вым, побеждает.

Эста­фета 2

Необ­хо­димы 6–8 чело­век. Две книги раз­ных размеров.

Группа делится на две команды, кото­рые выстра­и­ва­ются в колонну по одному перед стар­то­вой чер­той. Каж­дый дол­жен добе­жать в дру­гой конец ком­наты и назад с кни­гами на голове. В слу­чае, если книги упали, игрок не имеет права начи­нать дви­же­ние, пока хотя бы одна из его рук при­дер­жи­вает книги. Команда, закон­чив­шая пер­вой, — побеждает.

“Горя­чая картошка“

Тре­бу­ются мини­мум 8 чело­век, маг­ни­то­фон или кто-то, игра­ю­щий на фортепьяно.

“Горя­чей кар­тош­кой“ может быть мяч, кар­тошка или дру­гой пред­мет на ваше усмот­ре­ние. Все дети опус­ка­ются на пол, ста­но­вятся на руки и на колени. Все, кроме кого-то “лиш­него“, дер­жат в своих пра­вых руках “горя­чие кар­тошки“. Играет музыка и “кар­тошки“ пошли по кругу. Игрок, у кото­рого в руке ока­жется пусто, когда музыка пре­рвется — выбы­вает из игры. Игра закан­чи­ва­ется тогда, когда остался только 1 игрок.

“Зеле­ный, зеле­ный, красный“

Коли­че­ство игро­ков не ограничено.

Кто-то один из игро­ков ста­но­вится в одном конце ком­наты (спор­тив­ной пло­щадки), все осталь­ные — в дру­гом. Сто­я­щий отдельно от всех, пово­ра­чи­ва­ется к ним спи­ной и счи­тает “1, 2, 3… 9, 10, Крас­ный!“ В то время, когда он счи­тает, все дви­жутся в его направ­ле­нии, ста­ра­ясь при­бли­зиться к нему как можно ближе. Но когда он гово­рит “Крас­ный!“, все должны оста­но­виться. Потому что, когда он пово­ра­чи­ва­ется и заме­тил кого-либо, кто не замер — он воз­вра­щает ВСЕХ к стар­то­вой черте.

“Делай так…“

Тре­бу­ется 8–10 чело­век. Про­дол­жи­тель­ность 10–15 минут.

Учи­тель или кто-то из более стар­ших детей ста­но­вится лицом к группе.

И затем дает ука­за­ние: “Делай так“, и начи­нает дви­же­ние. Это могут быть прыжки на одной ноге, на двух, одна рука вверху, дру­гая внизу, раз­лич­ного рода при­се­да­ния и т.д. И все должны выпол­нять это дви­же­ние за ним. Но если учи­тель ска­зал: “Делай вме­сте со мной“, “Повто­ряйте за мной“, т.е. любую команду в отли­чие от “Делай так“, и начи­нает дви­же­ние и кто-то после­до­вал его при­меру, тот выбы­вает из игры. То есть дви­же­ния можно повто­рять только после команды “Делай так“.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки