Игры с песком — полезное занятие

Игры с песком — полезное занятие

(1 голос5.0 из 5)

Песок нередко дей­ствует на детей как маг­нит. Их руки сами, неосо­знанно, начи­нают пере­сы­пать и про­се­и­вать песок, стро­ить тон­нели, горы, выка­пы­вать ямки. А если к этому доба­вить раз­лич­ные игрушки, тогда у малыша появ­ля­ется соб­ствен­ный мир, где он выду­мы­вает и фан­та­зи­рует, и, в то же время, учится рабо­тать и доби­ваться цели. 

Тро­гая руками пес­чинки малыш раз­ви­вает мел­кую мото­рику рук, а опре­де­ляя коли­че­ство песка, кото­рое нужно насы­пать в фор­мочки, раз­ви­вает гла­зо­мер. Песок раз­ви­вает и твор­че­ские спо­соб­но­сти ребенка.

Песок обла­дает свой­ством про­пус­кать воду. В связи с этим спе­ци­а­ли­сты утвер­ждают, что он погло­щает нега­тив­ную пси­хи­че­скую энер­гию, вза­и­мо­дей­ствие с ним очи­щает энер­ге­тику чело­века, ста­би­ли­зи­рует эмо­ци­о­наль­ное состояние.
Так или иначе, наблю­де­ния и опыт пока­зы­вают, что игра в песок пози­тивно вли­яет на эмо­ци­о­наль­ное само­чув­ствие детей и взрос­лых, это делает пре­крас­ным сред­ством для “заботы о душе” именно так пере­во­дится тер­мин “пси­хо­те­ра­пия”.

Анна Про­хо­рова,  магистр педа­го­гики, стар­ший пре­по­да­ва­тель кафедры тео­рии и мето­дики дошколь­ного и началь­ного школь­ного обра­зо­ва­ния МГПУ 

Для игр с пес­ком суще­ствуют спе­ци­аль­ные пласт­мас­со­вые наборы. Их можно купить, а в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти сде­лать самим: из пла­сти­ко­вых буты­лок, из бано­чек от кре­мов, леден­цов и дру­гой пла­сти­ко­вой тары, отре­зав ниж­нюю часть. Ребенку инте­ресно, когда фор­мочки раз­ные — про­зрач­ные и непро­зрач­ные, боль­шие и малень­кие. Верх­ние части от буты­ло­чек могут слу­жить ворон­ками для песка и воды или совоч­ками и ворон­ками одно­вре­менно, если срез сде­лать наклон­ным. Пока­жите ребенку, как можно играть с ворон­кой, пере­сы­пая песок. Пусть он экспериментирует!
Для утрам­бо­вы­ва­ния песка подой­дут лопатки, совочки, обык­но­вен­ные палочки и дощечки. Не оста­нутся без дела и игрушки: куклы могут “сто­ро­жить” дет­ские постройки, “печь куличи”, жить в постро­ен­ных зам­ках. При­го­дятся и дет­ские машинки, посуда, игру­шеч­ные животные

Играем вместе

Ребе­нок в воз­расте от одного года до трех лет любит тро­гать песок руками, копаться в нем сов­ком, лопат­кой. Ему нра­вится встав­лять в него палочки, веточки, листики, камушки. А еще малыш любит песок топ­тать и раз­бра­сы­вать. Хоро­шие кули­чики у 1–2‑летнего ребенка пока не полу­ча­ются. Это будете делать вы — мама, папа, бабушка или дедушка, а малыш будет смот­реть и одна­жды попы­та­ется повто­рить. Но пока самое инте­рес­ное для малыша — это ломать сде­лан­ные вами кули­чики. Не сер­ди­тесь на него за это. Ведь это дей­стви­тельно инте­ресно: сна­чала ничего не было, потом появи­лось, а потом опять исчезло…
Пока­жите ребенку, какой песок сухой, а какой мок­рый. Объ­яс­ните ему, что из мок­рого песка кулич “выпе­ка­ется”, а из сухого — рас­сы­па­ется. Научите малыша насы­пать песок в ведерки, фор­мочки, утрам­бо­вы­вать его лопат­кой или ладо­шкой, пере­кла­ды­вать и пере­сы­пать из одной емко­сти в дру­гую. Пока­жите, как надо копать ямы и насы­пать кучи.

Можно лепить руками из мок­рого песка забор­чики и башенки. Это даже проще, чем лепить кули­чики. Ручки сдви­нул, убрал, полу­чи­лась горка. Когда ребе­нок ста­нет чуть постарше, пока­жите ему, как лепить забор­чики по кругу. К ней можно при­стро­ить башенки — кули­чики, сде­лан­ные из веде­рок. На боль­шую башню можно сверху выло­жить кули­чик из малень­кой фор­мочки, и у башенки полу­чится кра­си­вый верх. Пока­жите малышу, как при помощи доще­чек и пало­чек можно сде­лать мосты. На песке можно рисо­вать. Только вме­сто каран­даша ребенку пона­до­бится палочка, нет палочки — можно рисо­вать про­сто паль­чи­ком. Малыш с удо­воль­ствием дви­га­ется, чер­тит как по сухому, так и по мок­рому песку, а взрос­лый отга­ды­вает, что это он изобразил.

Игры дли детей от года до трех лет

“Топчем дорожки”

Мама вме­сте с малы­шом шагают по песку, остав­ляя следы, при этом можно исполь­зо­вать слова такой потешки: “Боль­шие ноги шли по дороге: То-о‑п, то-о‑п, то-о‑п. Малень­кие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!” Взрос­лый и ребе­нок могут изме­нять эту игру, изоб­ра­жая того, кто может остав­лять боль­шие и малень­кие следы. Боль­шие следы остав­ляет косо­ла­пый медведь.
Малень­кие следы оста­вит после себя малень­кая белочка.

“Норки для мышки”

Ребе­нок вме­сте со взрос­лым копает неболь­шие ямки — норки руками или совоч­ком. Затем мама обыг­ры­вает постройку с помо­щью игрушки. Напри­мер, мама берет игру­шеч­ную мышку в руки, ими­ти­руя ее писк. Затем ее “мышка-норушка” про­би­ра­ется в каж­дую норку и хва­лит ребенка за то, что он сде­лал для нее заме­ча­тель­ные домики. Домики можно делать и для дру­гих игру­шек — зай­чи­ков, лисят, мед­ве­жат и пр.

“Я пеку, пеку”

Ребе­нок “выпе­кает” из песка раз­но­об­раз­ные изде­лия (булочки, пирожки, тор­тики). Для этого малыш может исполь­зо­вать раз­но­об­раз­ные фор­мочки, насы­пая в них песок, утрам­бо­вы­вая их рукой или совоч­ком. Пирожки можно “выпе­кать” и руками, пере­кла­ды­вая мок­рый песок из одной ладо­шки в дру­гую. Затем ребе­нок “уго­щает” пирож­ками маму, папу, кукол.

“Угадай на ощупь”

Малыш отва­ра­чи­ва­ется, а вы в это время пря­чете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отга­дать на ощупт, что это. Затем поме­няй­тесь ролями.

“Заборчики”

Малыш руками лепит забор­чики по кругу. За таким забо­ром можно спря­тать зайку от злого серого волка. “Вол­шеб­ные отпе­чатки на песке” Мама и малыш остав­ляют отпе­чатки своих рук и ног на мок­ром песке, а затем дори­со­вы­вают их или допол­няют камеш­ками, чтобы полу­чи­лись весе­лые мор­дочки, рыбки, ось­ми­ножки, птички и т. д.

Игры для детей от 3 до 6 лет

Мок­рый песок поз­во­ляет лепить гран­ди­оз­ные фигуры без мел­ких дета­лей, но очень выра­зи­тель­ные по силу­эту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, раз­лич­ные фигурки — скульп­турки, укра­шая их камеш­ками, ракуш­ками, цвет­ными бусин­ками. Роди­те­лям при этом важно не остав­лять без вни­ма­ния работу малыша.
С детьми этого воз­раста можно стро­ить из песка даже модели зна­ме­ни­тых архи­тек­тур­ных соору­же­ний. Для этого сна­чала песок сгре­бают в боль­шую кучу, уби­рают лиш­нее, при­дают опре­де­лен­ную форму. Соору­же­ние для проч­но­сти при­хлопы­вают со всех сто­рон ладо­нями. Далее при­сту­пают к отделке.
Напри­мер, чтобы сде­лать башни у готи­че­ского собора, насыпьте влаж­ный песок в бутылку из под лимо­нада с отре­зан­ным дном (раз­мер бутылки зави­сит от мас­шта­бов соору­же­ния), утрам­буйте его, пере­вер­ните бутылку на лопатку или фанерку и посту­чите по ней со всех сто­рон. Затем акку­ратно, не сни­мая бутылки, поставьте все это в нуж­ное место постройки и сна­чала выта­щите фанерку, а затем сни­мите бутылку.

Колонны можно сде­лать из тол­стых пало­чек. Окна и двери про­ри­со­вы­вают или выкла­ды­вают пру­ти­ками. Пока все соору­же­ние еще не высохло, можно укра­сить его баре­лье­фами с помо­щью обыч­ных формочек.
Вокруг полу­чив­ше­гося зда­ния сде­лайте дорожки, поса­дите дере­вья — воткните в песок пру­тики или тра­винки. А потом сбе­гайте за фото­ап­па­ра­том и сфо­то­гра­фи­руйте ребенка на фоне этого ансам­бля, чтобы позже, пока­зы­вая сни­мок, с гор­до­стью рас­ска­зы­вать бабушке, как вы вме­сте со своим чадом сде­лали это архи­тек­тур­ное чудо.

Детям нра­вится играть с пес­ком и водой одно­вре­менно. При­не­сите пол­ведра воды и, если песок сухой, полейте его при помощи лейки, чтобы вода раз­брыз­ги­ва­лась рав­но­мерно. Если под рукой нет лейки, ее легко можно сде­лать самому из цель­ной пласт­мас­со­вой бутылки, про­де­лав отвер­стия в крышке. Можно при­не­сти воду в тазике и зако­пать его в песок до осно­ва­ния, чтобы ребе­нок насы­пал песок прямо в тазик или брал из тазика воду.

Сде­лайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напу­стите туда воды. Еще инте­рес­нее, если вы сде­ла­ете откид­ной мост из неболь­шой дощечки и пары кусоч­ков веревки. Можете заодно рас­ска­зать, что так в ста­рину люди защи­щали себя от вра­же­ских набегов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки