Как правильно молиться с детьми? — иерей Никита Заболотнов

Как правильно молиться с детьми? — иерей Никита Заболотнов

(9 голосов4.6 из 5)

Беседа свя­щен­ника Никиты Забо­лот­ного, кли­рика храма свв. апо­сто­лов Петра и Павла г. Полев­ской Ека­те­рин­бург­ской епархии.

Текст беседы явля­ется рас­шиф­ров­кой виде­обе­седы и отре­дак­ти­ро­ван автором.

Беседа на тему: «Как правильно молиться с детьми?»

Научить детей молиться — одна из важ­ней­ших задач пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния. Пого­во­рим об ошиб­ках и поло­жи­тель­ном опыте с кон­крет­ными при­ме­рами. Поста­ра­емся отве­тить на самые важ­ные вопросы:

  • Как молиться детям раз­ного возраста?
  • Какой должна быть дет­ская молитва?
  • Что такое дет­ское молит­вен­ное правило?
  • Дис­ци­плина и сво­бода в молитве.
  • Нужно ли при­нуж­дать детей к молитве?

Для начала давайте кратко поду­маем, что же такое молитва. Молитва — это все­гда лич­ный раз­го­вор с Богом, от лич­но­сти чело­века к лич­ному Богу. Чтобы молитва была искрен­ней, должна про­изойти встреча с Богом. Если встречи не про­изо­шло, то чело­веку очень сложно молиться, потому что непо­нятно, кому он молится. Когда мы встре­ти­лись с Богом, лично почув­ство­вали Его, тогда душе понятно, кому она молится. Если встречи еще не было, то молитва ста­но­вится фор­маль­ной и сухой.

Надо пони­мать, что молитва — это не тео­рия, а прак­тика. И только о прак­ти­че­ской молитве сего­дня мы с вами будем гово­рить. Если мы сами не умеем молиться — хоть как-то, хоть чуть-чуть, хоть ино­гда, то научить детей молиться будет очень и очень сложно. Мы можем дать детям только то, что имеем сами. Научить только тому, что сами хоть как то осво­или. Молитва, как и вера — подобна огню на свече. Если мы сами горим, мы можем зажечь и дру­гих. Если в нас этого горе­ния нет, то как бы мы ни ста­ра­лись зажечь дру­гих, нам будет очень и очень непросто.

Здесь можно при­ве­сти такой вот при­мер. Когда чело­век учится вожде­нию авто­мо­биля, там есть тео­рия, а есть прак­тика. И вот пред­ставьте себе, что некий чело­век всю тео­рию вызуб­рил «от» и «до», знает знаки, сдал экза­мены по тео­рии, но ни разу не сидел за рулем авто­мо­биля. Будет ли толк от этого, когда он сядет? Ну, очень мало. Тео­рия должна соеди­няться с прак­ти­кой обя­за­тельно, поэтому пока мы сами не будем прак­ти­ко­вать молитву, и дей­стви­тельно не научимся хотя бы как-то общаться с Богом, научить этому наших деток будет тоже очень непро­сто. Поэтому пер­вое, что мы должны сде­лать — это учиться молиться самим.

Важные принципы молитвы

Пер­вый прин­цип — это посто­ян­ство. Часто бывает так, что мы молимся тогда, когда нам что-то надо: дай, дай, дай, помоги, спаси, защити, что-то надо, что-то у нас слу­чи­лось — и мы про­сим Бога. Когда обсто­я­тель­ства про­шли — всё, мы про Бога забыли. Всё, Гос­поди, давай стой в уголке и не мешай нам жить так, как мы хотим. Такое отно­ше­ние к Богу невер­ное, маги­че­ское. Молитва должна быть посто­ян­ной — вне зави­си­мо­сти от того, надо нам что-то сего­дня от Бога или не надо.

Вто­рой важ­ней­ший прин­цип молитвы — это усер­дие и искрен­ность. Молитва должна быть искрен­ней, насто­я­щей, нашей. Это не должны быть про­сто какие-то заучен­ные слова, повто­рен­ные много раз, в кото­рых нет ничего для нас близ­кого. Это должна быть наша лич­ная, искрен­няя молитва. Когда мы читаем молитвы из молит­во­слова, молитвы, состав­лен­ные свя­тыми, мы должны про­пус­кать эти слова через ум и сердце. Только тогда она может под­няться выше потолка комнаты.

Тре­тий важ­ней­ший прин­цип — это лич­ност­ность. Молитва в фор­мате вза­и­мо­от­но­ше­ния: «Я — Бог», но не «я — молит­во­слов». Посто­янно пом­нить, Кому мы молимся, и перед Кем пред­стоим. Мне запом­нился один очень инте­рес­ный рас­сказ. Чело­век воз­вра­щался с работы — устав­ший, голод­ный, и вот он захо­дит домой, закры­вает двери, раз­де­ва­ется, разо­гре­вает еду, и по при­вычке встает перед ико­нами, начи­нает молиться: «Отче наш, Иже еси на небе­сех» — и вдруг он в глу­бине сердца слы­шит тихий-тихий голос: «Что, сынок?»… Ино­гда мы молимся и не ожи­даем услы­шать ответ. Но такова тогда будет и цена нашей молитвы.

Чет­вер­тый и важ­ный прин­цип — это вни­ма­тель­ность. Мы должны посто­янно бороться с рас­се­ян­но­стью на молитве. Потому что мы живем в мире сует­ном, ум наш очень-очень рас­сеян. И как только мы чуть-чуть осла­бе­ваем в уси­лиях, ум тут же рас­се­и­ва­ется, и наша молитва теря­ется. Что мы гово­рили, Кому мы гово­рили, зачем мы гово­рили… Очень полезно для себя после того, как мы помо­ли­лись утром или вече­ром, спро­сить: а о чём мы моли­лись, что мы про­сили? Если мы ничего не вспом­нили — зна­чит, такое было каче­ство нашей молитвы, то есть не было какой-то вни­ма­тель­но­сти, она была фор­маль­ной и поверхностной.

Важно пом­нить, что посто­ян­ная молитва — это жизнь перед Богом. Помните, в Вет­хом Завете свя­тыми людьми назы­вали тех, кто ходил перед Богом (см. Быт.6:9). И вот для нас с вами пер­вый шаг к свя­то­сти — это и будет молитва, посто­ян­ная память о Боге. Это помо­гает чело­веку пра­вильно жить, помо­гает ему меньше гре­шить — ну, если я посто­янно помню о Боге и посто­янно молюсь, навер­ное, мне уже слож­нее будет совер­шить какой-то грех. Поэтому, если мы смо­жем научить ребенка молиться — это один из глав­ных шагов к нор­маль­ной духов­ной жизни, и более того — это почти един­ствен­ное сред­ство помочь ребенку пре­одо­леть иску­ше­ния моло­до­сти и остаться с Богом.

Ребёнок и молитва

Вот я много зани­ма­юсь с детьми и с под­рост­ками и наблю­даю такую кар­тину. Если ребё­нок про­дол­жает молиться — ему гораздо легче и проще пре­одо­леть вот эти бур­ные иску­ше­ния под­рост­ко­вого воз­раста и юно­сти. Если же ребе­нок пре­кра­щает молитву — это пер­вый зво­но­чек о том, что что-то не так у ребенка во внут­рен­ней духов­ной жизни и в его вза­и­мо­от­но­ше­ниях с Богом. Поэтому если мы научим детей молиться, если для ребенка это будет важ­ной состав­ля­ю­щей его жизни — это помо­жет ему и в дальнейшем.

Мы пом­ним, что глав­ное, что пере­да­ется детям в вос­пи­та­нии — это иерар­хия цен­но­стей его роди­те­лей. То есть какие мы сами имеем цен­но­стями, такие мы и пере­даем нашим детям. Мы не смо­жем пере­дать им те цен­но­сти, кото­рых нет у нас самих. Если у роди­те­лей цен­ность молитвы (как основ­ного сред­ства обще­ния с Богом) где-нибудь на 30‑м месте, сде­лать так, чтобы у ребёнка она была где-то наверху, мы нико­гда не смо­жем — это будет чудо Божие, но не плод нашего вос­пи­та­ния. И только если цен­ность молитвы у нас в жизни будет высо­кой, тогда мы смо­жем при­вить эту цен­ность и нашим детям.

Как привить детям желание молиться?

Итак, как при­вить детям жела­ние молиться. С таким вопро­сом очень часто под­хо­дят роди­тели — и малень­ких детей, и боль­ших. Ответ на этот вопрос прост: никак. Мы можем пока­зать, рас­ска­зать, научить, поде­литься своим опы­том, а жела­ние должно рож­даться уже из глу­бин сердца и от встречи с Богом. Хочется вспом­нить заме­ча­тель­ное про­из­ве­де­ние бла­жен­ного Авгу­стина под назва­нием «Испо­ведь», где он очень ярко опи­сы­вает свою встречу с Богом и свою молитву. И вот там как раз и пока­зы­ва­ется, как же про­ис­хо­дит эта встреча и как же зарож­да­ется жела­ние молиться. А при­вить детям это жела­ние, насильно заста­вить их, или вот таким обра­зом научить не полу­чится — это боль­шой кро­пот­ли­вый труд, когда мы пере­даем своё сер­деч­ное тепло, и свою любовь к Богу, и жела­ние молиться своим детям.

Молитва родителей

Итак, с чего начать. Ребё­нок дол­жен видеть, что роди­тели молятся и молитва делает их лучше, а не хуже. Ну, вот вам такой при­мер. Мама вече­ром встает на молитву, стоит с молит­во­сло­вом, серьёзно молится. В это время там малень­кая дочка к ней под­бе­гает: «Мама, мама, там кошка на диван запрыг­нула!» Какая мамина реак­ция? «Отойди, не видишь — я молюсь, не мешай мне молиться!» Ребё­нок пони­мает: мама зани­ма­ется очень серьёз­ным делом, и ей не до него. Но в тоже время он пони­мает, что мама от молитвы не ста­но­вится доб­рее. Ведь можно ска­зать то же самое более мягко — мы ведь пред­стоим перед Богом, а не вычи­ты­ваем для кого-то какое-то пра­вило. Серьезно пого­во­рить с ребен­ком о молитве, про­сто и на своем лично опыте рас­ска­зать, что такое молитва, а глав­ное: зачем нужно молиться.

Зачем нужно молиться?

Вообще это глав­ная про­блема — зачем нужно молиться, как об этом рас­ска­зать ребенку. Ко мне под­хо­дят пери­о­ди­че­ски мамочки с этим вопро­сом, но я не могу на него отве­тить для них. Потому что мой ответ все­гда будет какой-то фор­маль­но­стью, какой-то внеш­ней тео­рией. Я им все­гда говорю: ну, вы поду­майте и ска­жите то, что вы искренне дума­ете и счи­та­ете. Это будет самый луч­ший ответ. Очень важно воз­вра­щаться к этому раз­го­вору пери­о­ди­че­ски — конечно, не слиш­ком часто, чтобы не надо­есть ребенку. Осо­бенно по мере взрос­ле­ния ребенка. Допу­стим, можно пого­во­рить о молитве каж­дый пост — четыре раза в год. Но не надо гово­рить нудно и поучи­тельно, а лично и инте­ресно. Нужно при­во­дить при­меры из соб­ствен­ной жизни — у каж­дого из нас при­ме­ров очень много. Вот что-то у нас слу­чи­лось, забо­лело — мы помо­ли­лись, и — раз! Гос­подь нас исце­ляет. Что-то у нас не полу­ча­ется, ситу­а­ция закру­чи­ва­ется так сложно, что мы не знаем, как из нее выпу­таться, и мы уже все пере­про­бо­вали и обра­ти­лись к Гос­поду: «Гос­поди, помоги!» — и ситу­а­ция таким обра­зом раз­ре­ша­ется, что полу­ча­ется еще лучше, чем было до этого, и лучше, чем мы могли пред­ста­вить. Вот о таких при­ме­рах из соб­ствен­ной жизни обя­за­тельно нужно гово­рить и воз­вра­щаться посто­янно к этому вопросу. Воз­вра­щаться по мере того, как ребе­нок рас­тет, взрос­леет, как меня­ются обсто­я­тель­ства его жизни.

Как молиться вместе с ребёнком?

Начать молиться вме­сте с ребён­ком. Пусть это будет обще­се­мей­ное дело, где перед Богом соби­ра­ются все вме­сте — и боль­шие, и малень­кие. Если семья живет вме­сте с бабуш­кой, можно с бабуш­кой вме­сте встать, помо­литься. Это не должно быть длин­ным молит­вен­ным пра­ви­лом — вычи­ты­ва­нием кано­нов, ака­фи­стов, пра­вил утрен­них и вечер­них. Это должна быть осо­бая малая семей­ная молитва, с осо­бым пра­ви­лом, соиз­ме­ря­ясь с воз­рас­том детей.

Очень важно объ­яс­нить смысл основ­ных молитв — то есть о чём мы молимся. Здесь могут воз­ник­нуть про­блемы, труд­но­сти у самих роди­те­лей, потому что ино­гда спра­ши­ва­ешь: а что в этой молитве, о чём мы молимся. И полу­ча­ется, что чело­век не пони­мает — там, какой-нибудь грех в кото­ром, он кается каж­дый день на вечер­нем пра­виле: «мше­ло­им­ство», или еще что-то, ино­гда не пони­мая. Ну, поло­жено читать — я и читаю. А кто будет раз­би­раться, кто будет узна­вать и пони­мать, что это такое? И поэтому нам нужно сна­чала разо­браться самим, а потом рас­ска­зать об этом детям. Если трудно, можно посмот­реть рус­ский пере­вод молитв — их довольно много, или подойти к свя­щен­нику на при­ходе и попро­сить рас­ска­зать: «Батюшка, а вот в этой молитве о чём идёт речь, а что здесь глав­ное, а что вот это зна­чит?» Свя­щен­ник рас­ска­жет вам, а вы уже поде­ли­тесь своим опы­том с ребенком.

Постоянство в молитве детей

Конечно, дети сна­чала будут о молитве забы­вать. Важно напо­ми­нать ребенку о молитве спо­койно, лас­ково, тер­пе­ливо, где-то при­ме­ром: пой­дём, помо­лимся вме­сте; где-то шут­кой: ну, про тебя Гос­подь уже, навер­ное, совсем забыл, так давно ты к Нему не обра­щался. Если ребе­нок забыл помо­литься, не стоит делать из этого тра­ге­дию, не нужно его ругать, и тем более, нака­зы­вать. Неволь­ник — не бого­моль­ник. Нужно, чтобы это было доб­ро­вольно. Ну, забыл и забыл — где-то можно пошу­тить, где-то можно так тихо­нечко ска­зать: ну, я так рас­стро­ился, я помо­лился, и думал — ты тоже об этом помо­лишься. Но только так. Гово­рить, что ребё­нок пло­хой, если он не молится, ни в коем слу­чае не нужно.

Молитва и жизнь

Важно соеди­нять жизнь с молит­вой. То есть если есть какая-то про­блема, то нужно о ней помо­литься: а давай мы с тобой об этом помо­лимся! Что-то радост­ное слу­чи­лось — побла­го­да­рить Бога: вот шёл дож­дик, а мы с тобой не про­мокли, потому что успели куда-то заско­чить. Слава Тебе, Гос­поди, бла­го­да­рим Тебя! То есть чтобы молитва про­ни­зы­вала всю нашу жизнь. Когда молитва ста­но­вится про­сто фор­маль­но­стью — утром и вече­ром, утром помо­ли­лись, вече­ром помо­ли­лись — полу­ча­ется, что с Богом мы 7 минут утром, 10 минут вече­ром, а всё осталь­ное время мы живём вне Бога, без Бога. Это плохо и непра­вильно. Поэтому нужно ста­раться, чтобы молитва про­ни­зы­вала всю нашу жизнь.

Жить вме­сте с молит­вой, дать понять ребенку, что молитва — это не слова в книжке, а часть реаль­ной жизни. Если ребё­нок не будет пони­мать, что молитва — это часть реаль­ной жизни, он так на всю жизнь и запом­нит, что молитва — это 10 минут утром и 10 минут вече­ром, когда папа — мама стоят и буб­нят что-то себе под нос непо­нят­ное, скуч­ное и неинтересное.

При­веду такой инте­рес­ный при­мер. Я много лет зани­ма­юсь с под­рост­ками, и с ребя­тами раз в год мы ездим на сплав. Сплавы боль­шие — от 8 до 12 дней — вот по реке мы и путе­ше­ствуем. Один раз с нами поплыл маль­чик, кото­рый окон­чил вос­крес­ную школу, он был из боль­шой веру­ю­щей семьи, но ему уже испол­ни­лось 17 лет и при­сут­ство­вал опре­де­лён­ный цинизм — он уже почти не молился, редко-редко испо­ве­до­вался и при­ча­щался, и вот уже гото­вился к такой юной само­сто­я­тель­ной жизни. Так полу­чи­лось, что весь день пока мы плыл, шел дождь, мы не могли при­стать к берегу, чтобы укрыться от дождя, потому что на сле­ду­ю­щий день нас ждал авто­бус, и нам надо было успеть к опре­де­лен­ному месту, при­плыть в опре­де­лен­ное время. Поэтому дождь — не дождь, но мы плыли. Уже день кло­нится к вечеру, солнце бли­зится к закату, и нам нужно искать место для сто­янки. Все про­мокли, голод­ные, потому что не ели — ну, навер­ное, часов 6; и пер­вая бай­дарка, за ней идут ката­ма­раны, и ищут место для сто­янки. Один пово­рот, дру­гой пово­рот, тре­тий пово­рот — нет мест. Либо слиш­ком высо­кий берег, либо слиш­ком малень­кая полянка — а нас путе­ше­ствует обычно много, 50–55 чело­век, — либо поляна занята уже кем-то, и вот так про­хо­дит два часа. Уже совсем-совсем тем­неет, и нам негде встать. Кто-то в уны­нии, кто-то уже отка­зы­ва­ется гре­сти, у кого-то исте­рика. И вот этот моло­дой чело­век, кото­рый уже отхо­дил от Бога — он повер­нулся ко мне, ска­зал: «Отец Никита, давайте помо­лимся, чтобы Гос­подь как-то нас услы­шал и послал нам поляну!» То есть вот в жизни, даже вот в таких край­них обсто­я­тель­ствах, но чело­век вспо­ми­нает о Боге. Это важно. Зна­чит, его этому научили роди­тели, и научила семья.

Должна ли молитва быть всегда одинаковой?

Можно раз­но­об­ра­зить молитву. В храме каж­дый день чита­ются молитвы раз­ные. Дома можно тоже в боль­шие празд­ники петь или читать тро­парь празд­ника. Между про­чим, это будет очень полезно, потому что перед этим можно этот тро­парь разо­брать. В тро­паре все­гда заклю­чён основ­ной смысл празд­ника. Какие-то молитвы можно добав­лять в посты, при опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах — кто-то болеет, кто-то путе­ше­ствует, у кого-то зав­тра экза­мен, у кого-то непро­стое сове­ща­ние, и мы доба­вили молитву и помо­ли­лись о нем. Можно помо­литься лично сво­ими сло­вами: помоги, Гос­поди, нашей Машеньке зав­тра высту­пить на меро­при­я­тии, — а можно про­чи­тать спе­ци­аль­ную молитву из молитвослова.

Хоте­лось бы поде­литься с вами своим опы­том. Мы с дет­ками в Вели­кий пост читаем осо­бую молитву — вот такое пере­ло­же­ние молитвы свя­того Ефрема Сирина с тремя зем­ными покло­нами. Детям очень нра­вится эта молитва и зем­ные поклоны. Молитва сле­ду­ю­щая: «Гос­поди и Вла­дыко жизни нашей! Дух лено­сти, зло­сти, непо­слу­ша­ния и обид­чи­во­сти не дай нам. Дух же послу­ша­ния, тру­до­лю­бия, тер­пе­ния и любви пошли нам. Даруй нам видеть наши грехи и не осуж­дать наших ближ­них. Аминь.» Как видите, в молитве пере­ло­жен основ­ной смысл молитвы Ефрема Сирина бого­слу­жеб­ной, но для того, чтобы он был более бли­зок и поня­тен нашим деткам.

Как молиться детям разного возраста

У всех есть своя мера. С 0 до 3 лет ребё­ночка мама может дер­жать на руках — или подер­жать за ручку, когда ребе­нок уже сам ходит, и про­сто вме­сте с ним петь молитвы. Ребё­нок на руках — мама поет молитвы «Царю Небес­ный», «Достойно есть», «Отче наш». Ребё­нок заме­ча­тельно засы­пает под молитвы. Можно читать пра­вило тихо­нечко какое-то вслух — утрен­нее, вечер­нее — с ребён­ком на руках, или еще как-то. Это тоже научает ребенка молитве.

С 3 до 5 лет можно дать ребенку в руки дет­ский молит­во­слов, для ребенка это очень важно. Обычно там кар­тинки, ико­ночки нари­со­ваны. Рас­ска­зы­вать ему: вот здесь такая-то молитва, здесь мы об этом молимся. Он будет с удо­воль­ствием сто­ять рядом с нами и дер­жать этот дет­ский молит­во­слов, даже ино­гда и вверх ногами. Выучить с ребён­ком какую-то очень крат­кую молитву — это может быть хотя бы «Гос­поди, поми­луй», или «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу» — но чтобы ребё­нок обя­за­тельно сам эту молитву про­из­но­сил. В этом воз­расте ребёнку очень важно соуча­стие в делах стар­ших. С этого вре­мени нужно начать петь вме­сте с ребён­ком. То есть мы берем молитву: «Царю Небес­ный», допу­стим, «Отче наш» — и поем вме­сте с ребен­ком, мы запе­ваем — он подхватывает.

В 5–7 лет ребе­нок уже может петь вме­сте со взрос­лым. А дальше поми­наем род­ных. Только это поми­на­ние самое про­стое: спаси, Гос­поди, и поми­луй маму, папу, бабу Зою, деда Серёжу, вос­пи­та­тель­ницу там, нянечку, еще кого-то — то есть самых-самых ближ­них. Ну, и можно добав­лять какие-то лич­ные молитвы, понят­ные ребёнку. Забо­лела бабушка, мы молимся:  исцели, Гос­поди, бабу Таню, чтобы она не болела!

С 7 до 10 лет — здесь уже можно читать пред­на­чи­на­тель­ные молитвы, и ребё­нок их может читать сам. Встали роди­тели, гово­рят: «Молит­вами свя­тых отец наших», спели «Царю Небес­ный», ребе­нок про­чи­тал «Свя­тый Боже», про­чи­тал дальше молитвы, потом спели «Отче наш». Вот ребё­нок таким обра­зом участ­вует. Можно выбрать одну или две молитвы — Ангелу Хра­ни­телю, Бого­ро­дице, кото­рые тоже ребё­нок будет читать сам. Осталь­ные молитвы лучше петь — начи­нать и закан­чи­вать тоже лучше пес­но­пе­нием. Начи­наем это «Царю Небес­ный», и закан­чи­ваем молит­вой «Достойно есть». Поми­нать учи­те­лей, род­ных, дру­зей ребенка и добав­лять лич­ные молитвы о насущ­ных про­бле­мах. Это обя­за­тельно. Если мы не научим ребенка молиться о насущ­ных про­бле­мах, он не будет это делать. Если научим — зна­чит, будет молиться о своих проблемах.

С 10 до 14 лет посте­пенно мы уве­ли­чи­ваем уже молит­вен­ное пра­вило, но здесь важно посо­ве­то­ваться с духов­ни­ком ребенка, у кого тот испо­ве­ду­ется — какое бы молит­вен­ное пра­вило ребе­нок мог поне­сти. Дети раз­ные. Бывает, ребё­нок на месте не может уси­деть двух минут — неусид­чи­вый, а бывает напро­тив: ребенку нра­вится делать всё, как взрос­лые, и он может поне­сти уже боль­шее молит­вен­ное пра­вило. Но в это время важно давать ребенку ино­гда помо­литься само­сто­я­тельно. Лучше, чтобы ребе­нок и при сов­мест­ной молитве про­чи­тал боль­шин­ство молитв сам, но не все. То есть мы делим молитвы: это ты чита­ешь, это я читаю, это дру­гой ребё­нок читает. Пение в молит­вах лучше оставить.

С 14 до 18 лет — это самый слож­ный воз­раст. Здесь нужно смот­реть по обсто­я­тель­ствам и по ситу­а­ции. Посте­пенно уве­ли­чить пра­вило, но до какой меры — опять же лучше посо­ве­то­ваться с духов­ни­ком, потому что у каж­дого мера здесь своя. Сразу на ребёнка накла­ды­вать пол­ное молит­вен­ное пра­вило будет не совсем разумно. Пусть ребё­нок вме­сте с духов­ни­ком сам выбе­рет молит­вен­ное пра­вило, а мы его в этом под­дер­жим. Важно не терять сов­мест­ной молитвы. То есть, конечно, в 14 лет уже сложно ребёнку все­гда молиться вме­сте с роди­те­лями. Но допу­стим, в вос­кре­се­нье или в празд­ники ста­раться молиться вме­сте, а в осталь­ное время пусть ребё­нок молится уже само­сто­я­тельно. Лишать ребенка само­сто­я­тель­ной молитвы тоже не стоит.

Что такое детское молитвенное правило?

Оно должно воз­рас­тать посте­пенно. Молитвы должны быть крат­кими, объ­яс­нён­ными ребёнку обя­за­тельно, и должно быть пение молитв — об этом мы уже гово­рили. Есть дет­ские молит­во­словы, но лет уже с 12 лучше брать молит­во­слов обыч­ный, чтобы ребе­нок пони­мал, что он уже участ­вует в серьез­ной молитве по той же книге, по кото­рой молятся и взрослые.

Бывают раз­ные дет­ские молит­вен­ные пра­вила. Вот у нас в дет­ском лагере пала­точ­ном, кото­рый уже 12 лет мы про­во­дим — там есть сокра­щен­ное утрен­нее и вечер­нее молит­вен­ное пра­вило. Утрен­нее пра­вило — это где-то 8–10 минут; вечер­нее пра­вило где-то 10–12. В прин­ципе детей это не напря­гает, мы также поем часть молитв, какие-то молитвы дети сами читают, но выби­раем самые крат­кие и понят­ные молитвы.

Как готовиться с детьми ко Святому Причастию

Очень важно, чтобы с ран­него дет­ства была под­го­товка к Свя­тому При­ча­стию. Не нужно делать так, что вот ребе­нок раз малень­кий, на испо­ведь не ходит, то вот всё: утром мы встали, сего­дня идём на При­ча­стие! Ребё­нок не гото­вился, у него нет ни внут­рен­него какого-то настроя, роди­тели его пота­щили к Чаше, запих­нули, увели — и ничего не про­изо­шло. Дол­жен быть настрой внут­рен­ний — в первую оче­редь этому мы должны спо­соб­ство­вать мы, роди­тели, и вос­пи­та­тели наших детей. Мы должны выра­бо­тать в детях бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к Таин­ству Свя­того При­ча­стия. Иначе оно и дальше будет таким. С дошколь­ни­ком можно про­честь две коро­тень­кие молитвы, кото­рые читает свя­щен­ник с Чашей, выходя уже перед Свя­тым При­ча­стием. Вот эти молитвы можно про­чи­тать с вечера. То есть мы вече­ром помо­ли­лись, и потом ещё ска­зали: вот зав­тра ты будешь при­ча­щаться, давай вот эти молитвы про­чи­таем. Конечно, читает молитвы взрос­лый, но ребё­нок стоит вме­сте с ним, кре­стится. Молитвы корот­кие и понят­ные, поэтому ребё­нок не уста­нет. Со школь­ни­ками лучше уже вме­сте про­честь канон перед Свя­тым При­ча­стием. Каким обра­зом его можно читать? — Осо­бенно это с млад­шими школь­ни­ками, со сред­ними под­рост­ками. Чита­ете канон либо вы, либо чита­ете канон по оче­реди — по песне, но обя­за­тельно при­певы син­хронно про­го­ва­ри­ва­ются. То есть про­чи­тали тро­парь и вме­сте чита­ете «Сердце чисто сози­жди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей» — син­хронно вме­сте чита­ете. Таким обра­зом ребе­нок как бы соучаст­вует в вашей молитве. Хорошо нака­нуне перед Свя­тым При­ча­стием про­чи­тать Еван­ге­лие, пого­во­рить о духов­ной жизни, пого­во­рить о молитве — и вообще, чтобы этот вечер он был немножко отде­лен­ным от дру­гих, чуть-чуть чем-то отли­чался. Тогда у ребенка выра­ба­ты­ва­ется и бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к молитве.

Очень важно научить ребенка, что можно гово­рить с Богом о своих про­бле­мах. Когда тебе трудно, больно: помо­лись, пого­вори с Богом о них. Но этому нужно ребенка научить. Кто-то при­хо­дит сам, конечно, к этому, но если мы этому не научим, есть веро­ят­ность того, что ребё­нок сам к этому тоже не придёт.

Атмосфера в доме

Ещё заме­ча­тельно создать дома атмо­сферу. Зажечь свечу или лам­паду, пока­дить лада­ном, достать из укром­ного места какой-то молит­во­слов. Сей­час есть такие изда­ния с золо­тыми стра­ни­цами, с такими тол­стыми мело­ван­ными кра­си­выми стра­ни­цами и иллю­стра­ци­ями. И вот папа достает этот молит­во­слов, и люди молятся перед ико­нами, с зажжен­ной лам­па­дой. На ребенка это создает опре­де­лен­ное бла­го­твор­ное впе­чат­ле­ние, и самое глав­ное, настра­и­вает на молитву — как нас, так и детей.

Все­гда нужно под­чер­ки­вать важ­ность молитвы. Какие бы у нас ни были дела, с кем бы мы ни раз­го­ва­ри­вали по теле­фону, какой бы важ­ный матч ни шел по теле­ви­зору — мы всё откла­ды­ваем и идем молиться. Таким обра­зом мы пока­жем ребенку цен­ность молитвы — для нас молитва очень важна, и мы готовы отло­жить всё ради того, чтобы помо­литься. Это будет при­мер цен­ност­ного отно­ше­ния к молитве.

Благодарственные молитвы

Очень важно бла­го­да­рить Бога за кон­крет­ные вещи. Напи­сал ребе­нок кон­троль­ную, хорошо что-то у него полу­чи­лось, что-то в жизни слу­чи­лось такое радост­ное — побла­го­да­рите Бога за это. Сна­чала сами, потом вме­сте с ребен­ком — и таким обра­зом вы ребенка научите бла­го­да­рить Бога за обсто­я­тель­ства своей жизни. Обя­за­тельно молиться за боль­ных, за какие-то обсто­я­тель­ства, за дру­зей, потому что это научает ребенка, что вот тот мир, в кото­ром он живет — его можно освя­тить молит­вой. Подрался он с Вань­кой — помо­лись за Ваньку. Оби­дел его кто-то — помо­ли­тесь за этого чело­века. Этим вы научите ребенка еван­гель­ским истинам.

Личные молитвы

Ну, и конечно, очень важно — должна быть молитва лич­ная. Если мы в молитве замы­ка­емся только на молит­во­слове, то такая молитва посте­пенно уйдёт про­сто в фор­маль­ность. Вычи­тал пра­вило — поло­жил, ушел. Кому ты молился, зачем ты молился — нет пони­ма­ния вот этого самого глав­ного внут­рен­него, душев­ного сопри­кос­но­ве­ния с Богом. И вот научить ребенка лич­ной молитве — это одна из важ­ней­ших вещей науче­ния молитве вообще. Ребё­нок, может быть, не будет когда-то в какое-то время читать пра­вило молит­вен­ное, не вспом­нит какую-то молитву, но лично обра­титься к Богу он все­гда смо­жет. Это помо­жет ему и где-то быть рядом с Богом, и дей­стви­тельно, не впасть в какие-то стра­сти, соблазны или искушения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки