сайт для родителей

Как правильно молиться с детьми? — иерей Никита Заболотнов

Print This Post

363


Как правильно молиться с детьми? — иерей Никита Заболотнов
(3 голоса: 5 из 5)

Беседа священника Никиты Заболотного, клирика храма свв. апостолов Петра и Павла г. Полевской Екатеринбургской епархии.

Текст беседы является расшифровкой видеобеседы и отредактирован автором.

Беседа на тему: «Как правильно молиться с детьми?»

Научить детей молиться — одна из важнейших задач православного воспитания. Поговорим об ошибках и положительном опыте с конкретными примерами. Постараемся ответить на самые важные вопросы:

  • Как молиться детям разного возраста?
  • Какой должна быть детская молитва?
  • Что такое детское молитвенное правило?
  • Дисциплина и свобода в молитве.
  • Нужно ли принуждать детей к молитве?

Для начала давайте кратко подумаем, что же такое молитва. Молитва — это всегда личный разговор с Богом, от личности человека к личному Богу. Чтобы молитва была искренней, должна произойти встреча с Богом. Если встречи не произошло, то человеку очень сложно молиться, потому что непонятно, кому он молится. Когда мы встретились с Богом, лично почувствовали Его, тогда душе понятно, кому она молится. Если встречи еще не было, то молитва становится формальной и сухой.

Надо понимать, что молитва — это не теория, а практика. И только о практической молитве сегодня мы с вами будем говорить. Если мы сами не умеем молиться — хоть как-то, хоть чуть-чуть, хоть иногда, то научить детей молиться будет очень и очень сложно. Мы можем дать детям только то, что имеем сами. Научить только тому, что сами хоть как то освоили. Молитва, как и вера — подобна огню на свече. Если мы сами горим, мы можем зажечь и других. Если в нас этого горения нет, то как бы мы ни старались зажечь других, нам будет очень и очень непросто.

Здесь можно привести такой вот пример. Когда человек учится вождению автомобиля, там есть теория, а есть практика. И вот представьте себе, что некий человек всю теорию вызубрил «от» и «до», знает знаки, сдал экзамены по теории, но ни разу не сидел за рулем автомобиля. Будет ли толк от этого, когда он сядет? Ну, очень мало. Теория должна соединяться с практикой обязательно, поэтому пока мы сами не будем практиковать молитву, и действительно не научимся хотя бы как-то общаться с Богом, научить этому наших деток будет тоже очень непросто. Поэтому первое, что мы должны сделать — это учиться молиться самим.

Важные принципы молитвы

Первый принцип — это постоянство. Часто бывает так, что мы молимся тогда, когда нам что-то надо: дай, дай, дай, помоги, спаси, защити, что-то надо, что-то у нас случилось — и мы просим Бога. Когда обстоятельства прошли — всё, мы про Бога забыли. Всё, Господи, давай стой в уголке и не мешай нам жить так, как мы хотим. Такое отношение к Богу неверное, магическое. Молитва должна быть постоянной — вне зависимости от того, надо нам что-то сегодня от Бога или не надо.

Второй важнейший принцип молитвы — это усердие и искренность. Молитва должна быть искренней, настоящей, нашей. Это не должны быть просто какие-то заученные слова, повторенные много раз, в которых нет ничего для нас близкого. Это должна быть наша личная, искренняя молитва. Когда мы читаем молитвы из молитвослова, молитвы, составленные святыми, мы должны пропускать эти слова через ум и сердце. Только тогда она может подняться выше потолка комнаты.

Третий важнейший принцип — это личностность. Молитва в формате взаимоотношения: «Я — Бог», но не «я — молитвослов». Постоянно помнить, Кому мы молимся, и перед Кем предстоим. Мне запомнился один очень интересный рассказ. Человек возвращался с работы — уставший, голодный, и вот он заходит домой, закрывает двери, раздевается, разогревает еду, и по привычке встает перед иконами, начинает молиться: «Отче наш, Иже еси на небесех» — и вдруг он в глубине сердца слышит тихий-тихий голос: «Что, сынок?»… Иногда мы молимся и не ожидаем услышать ответ. Но такова тогда будет и цена нашей молитвы.

Четвертый и важный принцип — это внимательность. Мы должны постоянно бороться с рассеянностью на молитве. Потому что мы живем в мире суетном, ум наш очень-очень рассеян. И как только мы чуть-чуть ослабеваем в усилиях, ум тут же рассеивается, и наша молитва теряется. Что мы говорили, Кому мы говорили, зачем мы говорили… Очень полезно для себя после того, как мы помолились утром или вечером, спросить: а о чём мы молились, что мы просили? Если мы ничего не вспомнили — значит, такое было качество нашей молитвы, то есть не было какой-то внимательности, она была формальной и поверхностной.

Важно помнить, что постоянная молитва — это жизнь перед Богом. Помните, в Ветхом Завете святыми людьми называли тех, кто ходил перед Богом (см. Быт.6:9). И вот для нас с вами первый шаг к святости — это и будет молитва, постоянная память о Боге. Это помогает человеку правильно жить, помогает ему меньше грешить — ну, если я постоянно помню о Боге и постоянно молюсь, наверное, мне уже сложнее будет совершить какой-то грех. Поэтому, если мы сможем научить ребенка молиться — это один из главных шагов к нормальной духовной жизни, и более того — это почти единственное средство помочь ребенку преодолеть искушения молодости и остаться с Богом.

Ребёнок и молитва

Вот я много занимаюсь с детьми и с подростками и наблюдаю такую картину. Если ребёнок продолжает молиться — ему гораздо легче и проще преодолеть вот эти бурные искушения подросткового возраста и юности. Если же ребенок прекращает молитву — это первый звоночек о том, что что-то не так у ребенка во внутренней духовной жизни и в его взаимоотношениях с Богом. Поэтому если мы научим детей молиться, если для ребенка это будет важной составляющей его жизни — это поможет ему и в дальнейшем.

Мы помним, что главное, что передается детям в воспитании — это иерархия ценностей его родителей. То есть какие мы сами имеем ценностями, такие мы и передаем нашим детям. Мы не сможем передать им те ценности, которых нет у нас самих. Если у родителей ценность молитвы (как основного средства общения с Богом) где-нибудь на 30-м месте, сделать так, чтобы у ребёнка она была где-то наверху, мы никогда не сможем — это будет чудо Божие, но не плод нашего воспитания. И только если ценность молитвы у нас в жизни будет высокой, тогда мы сможем привить эту ценность и нашим детям.

Как привить детям желание молиться?

Итак, как привить детям желание молиться. С таким вопросом очень часто подходят родители — и маленьких детей, и больших. Ответ на этот вопрос прост: никак. Мы можем показать, рассказать, научить, поделиться своим опытом, а желание должно рождаться уже из глубин сердца и от встречи с Богом. Хочется вспомнить замечательное произведение блаженного Августина под названием «Исповедь», где он очень ярко описывает свою встречу с Богом и свою молитву. И вот там как раз и показывается, как же происходит эта встреча и как же зарождается желание молиться. А привить детям это желание, насильно заставить их, или вот таким образом научить не получится — это большой кропотливый труд, когда мы передаем своё сердечное тепло, и свою любовь к Богу, и желание молиться своим детям.

Молитва родителей

Итак, с чего начать. Ребёнок должен видеть, что родители молятся и молитва делает их лучше, а не хуже. Ну, вот вам такой пример. Мама вечером встает на молитву, стоит с молитвословом, серьёзно молится. В это время там маленькая дочка к ней подбегает: «Мама, мама, там кошка на диван запрыгнула!» Какая мамина реакция? «Отойди, не видишь — я молюсь, не мешай мне молиться!» Ребёнок понимает: мама занимается очень серьёзным делом, и ей не до него. Но в тоже время он понимает, что мама от молитвы не становится добрее. Ведь можно сказать то же самое более мягко — мы ведь предстоим перед Богом, а не вычитываем для кого-то какое-то правило. Серьезно поговорить с ребенком о молитве, просто и на своем лично опыте рассказать, что такое молитва, а главное: зачем нужно молиться.

Зачем нужно молиться?

Вообще это главная проблема — зачем нужно молиться, как об этом рассказать ребенку. Ко мне подходят периодически мамочки с этим вопросом, но я не могу на него ответить для них. Потому что мой ответ всегда будет какой-то формальностью, какой-то внешней теорией. Я им всегда говорю: ну, вы подумайте и скажите то, что вы искренне думаете и считаете. Это будет самый лучший ответ. Очень важно возвращаться к этому разговору периодически — конечно, не слишком часто, чтобы не надоесть ребенку. Особенно по мере взросления ребенка. Допустим, можно поговорить о молитве каждый пост — четыре раза в год. Но не надо говорить нудно и поучительно, а лично и интересно. Нужно приводить примеры из собственной жизни — у каждого из нас примеров очень много. Вот что-то у нас случилось, заболело — мы помолились, и — раз! Господь нас исцеляет. Что-то у нас не получается, ситуация закручивается так сложно, что мы не знаем, как из нее выпутаться, и мы уже все перепробовали и обратились к Господу: «Господи, помоги!» — и ситуация таким образом разрешается, что получается еще лучше, чем было до этого, и лучше, чем мы могли представить. Вот о таких примерах из собственной жизни обязательно нужно говорить и возвращаться постоянно к этому вопросу. Возвращаться по мере того, как ребенок растет, взрослеет, как меняются обстоятельства его жизни.

Как молиться вместе с ребёнком?

Начать молиться вместе с ребёнком. Пусть это будет общесемейное дело, где перед Богом собираются все вместе — и большие, и маленькие. Если семья живет вместе с бабушкой, можно с бабушкой вместе встать, помолиться. Это не должно быть длинным молитвенным правилом — вычитыванием канонов, акафистов, правил утренних и вечерних. Это должна быть особая малая семейная молитва, с особым правилом, соизмеряясь с возрастом детей.

Очень важно объяснить смысл основных молитв — то есть о чём мы молимся. Здесь могут возникнуть проблемы, трудности у самих родителей, потому что иногда спрашиваешь: а что в этой молитве, о чём мы молимся. И получается, что человек не понимает — там, какой-нибудь грех в котором, он кается каждый день на вечернем правиле: «мшелоимство», или еще что-то, иногда не понимая. Ну, положено читать — я и читаю. А кто будет разбираться, кто будет узнавать и понимать, что это такое? И поэтому нам нужно сначала разобраться самим, а потом рассказать об этом детям. Если трудно, можно посмотреть русский перевод молитв — их довольно много, или подойти к священнику на приходе и попросить рассказать: «Батюшка, а вот в этой молитве о чём идёт речь, а что здесь главное, а что вот это значит?» Священник расскажет вам, а вы уже поделитесь своим опытом с ребенком.

Постоянство в молитве детей

Конечно, дети сначала будут о молитве забывать. Важно напоминать ребенку о молитве спокойно, ласково, терпеливо, где-то примером: пойдём, помолимся вместе; где-то шуткой: ну, про тебя Господь уже, наверное, совсем забыл, так давно ты к Нему не обращался. Если ребенок забыл помолиться, не стоит делать из этого трагедию, не нужно его ругать, и тем более, наказывать. Невольник — не богомольник. Нужно, чтобы это было добровольно. Ну, забыл и забыл — где-то можно пошутить, где-то можно так тихонечко сказать: ну, я так расстроился, я помолился, и думал — ты тоже об этом помолишься. Но только так. Говорить, что ребёнок плохой, если он не молится, ни в коем случае не нужно.

Молитва и жизнь

Важно соединять жизнь с молитвой. То есть если есть какая-то проблема, то нужно о ней помолиться: а давай мы с тобой об этом помолимся! Что-то радостное случилось — поблагодарить Бога: вот шёл дождик, а мы с тобой не промокли, потому что успели куда-то заскочить. Слава Тебе, Господи, благодарим Тебя! То есть чтобы молитва пронизывала всю нашу жизнь. Когда молитва становится просто формальностью — утром и вечером, утром помолились, вечером помолились — получается, что с Богом мы 7 минут утром, 10 минут вечером, а всё остальное время мы живём вне Бога, без Бога. Это плохо и неправильно. Поэтому нужно стараться, чтобы молитва пронизывала всю нашу жизнь.

Жить вместе с молитвой, дать понять ребенку, что молитва — это не слова в книжке, а часть реальной жизни. Если ребёнок не будет понимать, что молитва — это часть реальной жизни, он так на всю жизнь и запомнит, что молитва — это 10 минут утром и 10 минут вечером, когда папа — мама стоят и бубнят что-то себе под нос непонятное, скучное и неинтересное.

Приведу такой интересный пример. Я много лет занимаюсь с подростками, и с ребятами раз в год мы ездим на сплав. Сплавы большие — от 8 до 12 дней — вот по реке мы и путешествуем. Один раз с нами поплыл мальчик, который окончил воскресную школу, он был из большой верующей семьи, но ему уже исполнилось 17 лет и присутствовал определённый цинизм — он уже почти не молился, редко-редко исповедовался и причащался, и вот уже готовился к такой юной самостоятельной жизни. Так получилось, что весь день пока мы плыл, шел дождь, мы не могли пристать к берегу, чтобы укрыться от дождя, потому что на следующий день нас ждал автобус, и нам надо было успеть к определенному месту, приплыть в определенное время. Поэтому дождь — не дождь, но мы плыли. Уже день клонится к вечеру, солнце близится к закату, и нам нужно искать место для стоянки. Все промокли, голодные, потому что не ели — ну, наверное, часов 6; и первая байдарка, за ней идут катамараны, и ищут место для стоянки. Один поворот, другой поворот, третий поворот — нет мест. Либо слишком высокий берег, либо слишком маленькая полянка — а нас путешествует обычно много, 50-55 человек, — либо поляна занята уже кем-то, и вот так проходит два часа. Уже совсем-совсем темнеет, и нам негде встать. Кто-то в унынии, кто-то уже отказывается грести, у кого-то истерика. И вот этот молодой человек, который уже отходил от Бога — он повернулся ко мне, сказал: «Отец Никита, давайте помолимся, чтобы Господь как-то нас услышал и послал нам поляну!» То есть вот в жизни, даже вот в таких крайних обстоятельствах, но человек вспоминает о Боге. Это важно. Значит, его этому научили родители, и научила семья.

Должна ли молитва быть всегда одинаковой?

Можно разнообразить молитву. В храме каждый день читаются молитвы разные. Дома можно тоже в большие праздники петь или читать тропарь праздника. Между прочим, это будет очень полезно, потому что перед этим можно этот тропарь разобрать. В тропаре всегда заключён основной смысл праздника. Какие-то молитвы можно добавлять в посты, при определенных обстоятельствах — кто-то болеет, кто-то путешествует, у кого-то завтра экзамен, у кого-то непростое совещание, и мы добавили молитву и помолились о нем. Можно помолиться лично своими словами: помоги, Господи, нашей Машеньке завтра выступить на мероприятии, — а можно прочитать специальную молитву из молитвослова.

Хотелось бы поделиться с вами своим опытом. Мы с детками в Великий пост читаем особую молитву — вот такое переложение молитвы святого Ефрема Сирина с тремя земными поклонами. Детям очень нравится эта молитва и земные поклоны. Молитва следующая: «Господи и Владыко жизни нашей! Дух лености, злости, непослушания и обидчивости не дай нам. Дух же послушания, трудолюбия, терпения и любви пошли нам. Даруй нам видеть наши грехи и не осуждать наших ближних. Аминь.» Как видите, в молитве переложен основной смысл молитвы Ефрема Сирина богослужебной, но для того, чтобы он был более близок и понятен нашим деткам.

Как молиться детям разного возраста

У всех есть своя мера. С 0 до 3 лет ребёночка мама может держать на руках — или подержать за ручку, когда ребенок уже сам ходит, и просто вместе с ним петь молитвы. Ребёнок на руках — мама поет молитвы «Царю Небесный», «Достойно есть», «Отче наш». Ребёнок замечательно засыпает под молитвы. Можно читать правило тихонечко какое-то вслух — утреннее, вечернее — с ребёнком на руках, или еще как-то. Это тоже научает ребенка молитве.

С 3 до 5 лет можно дать ребенку в руки детский молитвослов, для ребенка это очень важно. Обычно там картинки, иконочки нарисованы. Рассказывать ему: вот здесь такая-то молитва, здесь мы об этом молимся. Он будет с удовольствием стоять рядом с нами и держать этот детский молитвослов, даже иногда и вверх ногами. Выучить с ребёнком какую-то очень краткую молитву — это может быть хотя бы «Господи, помилуй», или «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» — но чтобы ребёнок обязательно сам эту молитву произносил. В этом возрасте ребёнку очень важно соучастие в делах старших. С этого времени нужно начать петь вместе с ребёнком. То есть мы берем молитву: «Царю Небесный», допустим, «Отче наш» — и поем вместе с ребенком, мы запеваем — он подхватывает.

В 5-7 лет ребенок уже может петь вместе со взрослым. А дальше поминаем родных. Только это поминание самое простое: спаси, Господи, и помилуй маму, папу, бабу Зою, деда Серёжу, воспитательницу там, нянечку, еще кого-то — то есть самых-самых ближних. Ну, и можно добавлять какие-то личные молитвы, понятные ребёнку. Заболела бабушка, мы молимся:  исцели, Господи, бабу Таню, чтобы она не болела!

С 7 до 10 лет — здесь уже можно читать предначинательные молитвы, и ребёнок их может читать сам. Встали родители, говорят: «Молитвами святых отец наших», спели «Царю Небесный», ребенок прочитал «Святый Боже», прочитал дальше молитвы, потом спели «Отче наш». Вот ребёнок таким образом участвует. Можно выбрать одну или две молитвы — Ангелу Хранителю, Богородице, которые тоже ребёнок будет читать сам. Остальные молитвы лучше петь — начинать и заканчивать тоже лучше песнопением. Начинаем это «Царю Небесный», и заканчиваем молитвой «Достойно есть». Поминать учителей, родных, друзей ребенка и добавлять личные молитвы о насущных проблемах. Это обязательно. Если мы не научим ребенка молиться о насущных проблемах, он не будет это делать. Если научим — значит, будет молиться о своих проблемах.

С 10 до 14 лет постепенно мы увеличиваем уже молитвенное правило, но здесь важно посоветоваться с духовником ребенка, у кого тот исповедуется — какое бы молитвенное правило ребенок мог понести. Дети разные. Бывает, ребёнок на месте не может усидеть двух минут — неусидчивый, а бывает напротив: ребенку нравится делать всё, как взрослые, и он может понести уже большее молитвенное правило. Но в это время важно давать ребенку иногда помолиться самостоятельно. Лучше, чтобы ребенок и при совместной молитве прочитал большинство молитв сам, но не все. То есть мы делим молитвы: это ты читаешь, это я читаю, это другой ребёнок читает. Пение в молитвах лучше оставить.

С 14 до 18 лет — это самый сложный возраст. Здесь нужно смотреть по обстоятельствам и по ситуации. Постепенно увеличить правило, но до какой меры — опять же лучше посоветоваться с духовником, потому что у каждого мера здесь своя. Сразу на ребёнка накладывать полное молитвенное правило будет не совсем разумно. Пусть ребёнок вместе с духовником сам выберет молитвенное правило, а мы его в этом поддержим. Важно не терять совместной молитвы. То есть, конечно, в 14 лет уже сложно ребёнку всегда молиться вместе с родителями. Но допустим, в воскресенье или в праздники стараться молиться вместе, а в остальное время пусть ребёнок молится уже самостоятельно. Лишать ребенка самостоятельной молитвы тоже не стоит.

Что такое детское молитвенное правило?

Оно должно возрастать постепенно. Молитвы должны быть краткими, объяснёнными ребёнку обязательно, и должно быть пение молитв — об этом мы уже говорили. Есть детские молитвословы, но лет уже с 12 лучше брать молитвослов обычный, чтобы ребенок понимал, что он уже участвует в серьезной молитве по той же книге, по которой молятся и взрослые.

Бывают разные детские молитвенные правила. Вот у нас в детском лагере палаточном, который уже 12 лет мы проводим — там есть сокращенное утреннее и вечернее молитвенное правило. Утреннее правило — это где-то 8-10 минут; вечернее правило где-то 10-12. В принципе детей это не напрягает, мы также поем часть молитв, какие-то молитвы дети сами читают, но выбираем самые краткие и понятные молитвы.

Как готовиться с детьми ко Святому Причастию

Очень важно, чтобы с раннего детства была подготовка к Святому Причастию. Не нужно делать так, что вот ребенок раз маленький, на исповедь не ходит, то вот всё: утром мы встали, сегодня идём на Причастие! Ребёнок не готовился, у него нет ни внутреннего какого-то настроя, родители его потащили к Чаше, запихнули, увели — и ничего не произошло. Должен быть настрой внутренний — в первую очередь этому мы должны способствовать мы, родители, и воспитатели наших детей. Мы должны выработать в детях благоговейное отношение к Таинству Святого Причастия. Иначе оно и дальше будет таким. С дошкольником можно прочесть две коротенькие молитвы, которые читает священник с Чашей, выходя уже перед Святым Причастием. Вот эти молитвы можно прочитать с вечера. То есть мы вечером помолились, и потом ещё сказали: вот завтра ты будешь причащаться, давай вот эти молитвы прочитаем. Конечно, читает молитвы взрослый, но ребёнок стоит вместе с ним, крестится. Молитвы короткие и понятные, поэтому ребёнок не устанет. Со школьниками лучше уже вместе прочесть канон перед Святым Причастием. Каким образом его можно читать? — Особенно это с младшими школьниками, со средними подростками. Читаете канон либо вы, либо читаете канон по очереди — по песне, но обязательно припевы синхронно проговариваются. То есть прочитали тропарь и вместе читаете «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей» — синхронно вместе читаете. Таким образом ребенок как бы соучаствует в вашей молитве. Хорошо накануне перед Святым Причастием прочитать Евангелие, поговорить о духовной жизни, поговорить о молитве — и вообще, чтобы этот вечер он был немножко отделенным от других, чуть-чуть чем-то отличался. Тогда у ребенка вырабатывается и благоговейное отношение к молитве.

Очень важно научить ребенка, что можно говорить с Богом о своих проблемах. Когда тебе трудно, больно: помолись, поговори с Богом о них. Но этому нужно ребенка научить. Кто-то приходит сам, конечно, к этому, но если мы этому не научим, есть вероятность того, что ребёнок сам к этому тоже не придёт.

Атмосфера в доме

Ещё замечательно создать дома атмосферу. Зажечь свечу или лампаду, покадить ладаном, достать из укромного места какой-то молитвослов. Сейчас есть такие издания с золотыми страницами, с такими толстыми мелованными красивыми страницами и иллюстрациями. И вот папа достает этот молитвослов, и люди молятся перед иконами, с зажженной лампадой. На ребенка это создает определенное благотворное впечатление, и самое главное, настраивает на молитву — как нас, так и детей.

Всегда нужно подчеркивать важность молитвы. Какие бы у нас ни были дела, с кем бы мы ни разговаривали по телефону, какой бы важный матч ни шел по телевизору — мы всё откладываем и идем молиться. Таким образом мы покажем ребенку ценность молитвы — для нас молитва очень важна, и мы готовы отложить всё ради того, чтобы помолиться. Это будет пример ценностного отношения к молитве.

Благодарственные молитвы

Очень важно благодарить Бога за конкретные вещи. Написал ребенок контрольную, хорошо что-то у него получилось, что-то в жизни случилось такое радостное — поблагодарите Бога за это. Сначала сами, потом вместе с ребенком — и таким образом вы ребенка научите благодарить Бога за обстоятельства своей жизни. Обязательно молиться за больных, за какие-то обстоятельства, за друзей, потому что это научает ребенка, что вот тот мир, в котором он живет — его можно освятить молитвой. Подрался он с Ванькой — помолись за Ваньку. Обидел его кто-то — помолитесь за этого человека. Этим вы научите ребенка евангельским истинам.

Личные молитвы

Ну, и конечно, очень важно — должна быть молитва личная. Если мы в молитве замыкаемся только на молитвослове, то такая молитва постепенно уйдёт просто в формальность. Вычитал правило — положил, ушел. Кому ты молился, зачем ты молился — нет понимания вот этого самого главного внутреннего, душевного соприкосновения с Богом. И вот научить ребенка личной молитве — это одна из важнейших вещей научения молитве вообще. Ребёнок, может быть, не будет когда-то в какое-то время читать правило молитвенное, не вспомнит какую-то молитву, но лично обратиться к Богу он всегда сможет. Это поможет ему и где-то быть рядом с Богом, и действительно, не впасть в какие-то страсти, соблазны или искушения.

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus