<span class=bg_bpub_book_author>Мария Чугрова</span> <br>Как приучить ребенка к дисциплине: мнение психолога

Мария Чугрова
Как приучить ребенка к дисциплине: мнение психолога

(5 голосов3.2 из 5)

Дисциплинированность – качество человека, которое помогает ему поддерживать порядок в собственной жизни. Быть дисциплинированным – значит уметь распределять свое время для учебы, работы, хобби и отдыха, уметь ставить перед собой важные цели и добиваться их.

Дисциплина держится на трех основах:

1) соблюдение установленных правил;

2) действие понятной системы поощрений и наказаний;

3) соблюдение режима дня и эффективный тайм-менеджмент

Тайм-менеджмент для детей и подростков

Влияние этих трех основ приводит жизнь ребенка в определенный порядок, который не ограничивается наведением чистоты. Дома не ходим в уличной обуви, а посуду после еды моем. Вечером мы ложимся спать, а утром встаем. Все это – домашний порядок. На уроке сидим за партой, смотрим на доску, слушаем учителя, на перемене ходим по классу и коридору, разговариваем с друзьями – это школьный порядок.

Соблюдать установленный порядок – значит быть дисциплинированным.

В каждой семье устанавливаются свой порядок, основанный на сложившихся правилах. Если в семье есть четкие правила, которые определяют жизнь ребенка, это дает ему безопасность, защиту и уверенность в окружающей обстановке.

Задача родителей при этом – установить эти правила, донести до ребенка важность и необходимость их исполнения, следить за тем, чтобы этих правил придерживались как дети, так и взрослые.

Правила должны быть согласованы всеми взрослыми в семье. Недопустимо, что одни из них запрещают, а другие разрешают.

Обратите внимание, что семейные правила должны быть гибкими. Жесткой дисциплины у детей достаточно в образовательных организациях (школах, детских садах и т.д.). Дом должен стать для ребенка местом отдыха, безопасности и определенной свободы самовыражения, снятия эмоционального напряжения. Правила поведения в доме как раз и выстраивают границы этой, безопасной для ребенка и окружающих, свободы.

Правила не должны противоречить потребностям ребенка. Нельзя совсем запретить детям дошкольного и младшего школьного возраста бегать, прыгать, лазать, рисовать, шуметь. Но можно определить время и место этих активностей. Например, бегать можно во дворе на прогулке при сухой погоде, играть в мяч на свободном пространстве, отдаленном от качелей, проезжей части и тротуара, рисовать не в тетрадях для уроков, а в альбоме или книжке-раскраске.

Помочь придерживаться установленным правилам поможет принцип «позитивной дисциплины». Он состоит в том, чтобы сместить внимание от негативного к позитивному, просто подчеркнув только то, что необходимо сделать. Например, малыш заправляет кровать, при этом одеялко не расправлено, а подушечка поправлена и уложена хорошо. Можно сказать: «Как замечательно у тебя полупилось поправить подушку! Подтяни немного одеялко за один край, и будет великолепно!»

Также дети должны понимать: за нарушение правил поведения обязательно последует наказание. Довольно действенным оказываются такие наказания, как лишение приятного, например, отмена запланированного похода с кино. Если ребенок нарушил правило, родительское наказание должно быть исполнено до конца. Если вы лишили ребенка сладкого до завтра, то не надо через час примерного поведения отменять ваше наказание. Отмена наказания покажет ребенку, что родителями можно манипулировать.

Среди других видов наказаний имеют место игнорирование нежелательного поведения, требования исправления последствий проступка, изолирование ребенка на непродолжительное время.

Отдельная составляющая дисциплины – похвала. Она работает как подкрепление желаемого поведения, если применяется немедленно вслед за этим поведением. Ребенок должен понимать, за что именно он получает похвалу, в чем сегодня он молодец. Похвала должна быть искренней, нельзя одновременно хвалить и критиковать или сравнивать с другими детьми.

Одной из форм позитивного подкрепления желаемого поведения является поощрение. Оно может быть материальным (карманные деньги, подарки, лакомство и прочее) и нематериальным (совместное интересное времяпровождение, дополнительное время для любимого хобби, расширение прав, снятие запрета, временное освобождение от нелюбимой обязанности и т.д.). Поощрение рекомендовано использовать, когда ребенок прикладывает определенные усилия для того, чтобы что-то сделать. Оно должно соответствовать приложенным усилиям и быть нечастым, чтобы не сформировать самоуверенность и эгоизм. Однако и крайне редкое или незначительное поощрение может нанести вред – подготовит почву для развития заниженной самооценки.

Дисциплина — это не только работа с поведением детей. Важное место в развитии дисциплинированности занимает эмоциональный интеллект. Первый шаг к его развитию – учиться определять и называть чувство, которое испытываешь. Когда эмоции захлестывают, ребенку невозможно взять себя под контроль. В этом случае бесполезно у него что-либо спрашивать. Спокойно скажите: «Я вижу, то ты злишься / расстроен / огорчен. Я тебя понимаю».

Этим вы выразите свое сочувствие, поможете ребенку выйти на вербальный уровень выражения эмоции, т.е. рассказать о том, как ему тяжело, обидно, как сильно он злится, а не крушить все вокруг. Замечайте успешные попытки ребенка справиться с эмоцией. Например, «сегодня ты сильно рассердился, но не стал ничего бросать, а просто почеркал на черновиках, ты молодец, у тебя получается справляться и успокаиваться» Применяя подобным образом принцип «позитивной дисциплины», родители помогут ребенку научиться принимать и безопасно проживать, а не подавлять и отрицать тяжелые эмоциональные состояния.

С взрослением ребенка родителям важно помочь ему сделать переход от внешнего контроля к самодисциплине. Для этого предлагайте ребенку самому ставить себе задачи на день, самому следить за их выполнением и поощрять себя за удачное выполнение. Полезными могут быть беседы перед сном о том, «в чем я сегодня молодец, и над чем мне важно поработать завтра».

Развитию самодисциплины способствует также чувство ответственности. Можно давать ребенку небольшие задания и поручения, за которые будет нести ответственность только он. Например, ухаживать за комнатными растениями, протирать пыль или мыть посуду. Здесь важно, чтобы ребенок ощутил последствия своего поведения. Если он забыл помыть посуду после обеда, не мойте за него и не давайте чистую тарелку для ужина. Ему придется помыть посуду, а урок запомнится надолго.

Подросткам можно давать поручения посложнее, например, присмотреть за младшим ребенком. Если постепенно увеличивать зону личной ответственности, к моменту совершеннолетия или чуть позже молодой человек уже сможет взять ответственность и за свою жизнь.

Комментировать