Тайм-менеджмент – искусство эффективного управления собственным временем. Это значит – грамотное распределение в своем дне текущих целей, задач и дел, а также своевременное их выполнение. Чтобы ребенок мог научиться управлять, ему нужно понять, что такое время?
У детей до 3 лет это понимание полностью отсутствует. Их активность полностью подчинена биоритмам собственного организма, на которые влияют стихийно сложившиеся ритуалы – повторяющиеся ежедневно действия и события, а также изменения окружающей среды.
Постепенно приходит различение дня и ночи, затем – понимание значения слов «утро», «день», «вечер», «ночь».
Затем начинает формироваться представление о прошлом и будущем. Если в 2 года дети живут только «здесь и сейчас», то к 3-5 годам они уже способны обсуждать с родителями события прошлого и ближайшего будущего. В этом возрасте полезно вводить традицию проговаривания прожитого дня (что сегодня было интересного?) и планирования следующего дня (чем мы займемся завтра?), называть дни недели, учить месяцы и времена года, ориентируясь на календарь и погоду за окном. Однако говорить о долгосрочном и детальном планировании с детьми до 6-ти лет пока рано.
В 6-7 лет дети активно познают мир, интересуются всем вокруг. Они начинают осознавать время более рационально и могут оценивать его, основываясь на рутинных событиях и действиях, таких как школьные занятия, прогулки или игры. При обозначении родителями графика ключевых ежедневных дел у ребенка быстрее сформируется ориентирование во времени.
В этом возрасте можно постепенно знакомиться с часами, таймером и секундомером. Например, собрать игрушки за 5 минут, нарисовать рисунок за ограниченное время и многое другое. Игры с таймингом формируют субъективное ощущение времени и понимание разницы между секундой, минутой, 10-ю минутами и получасом. При этом важно, чтобы дети хорошо знали числа. Играя с таймером и секундомером, дети учатся прикидывать, сколько времени понадобится для выполнения того или иного дела. Сначала лучше брать игры с короткими промежутками, потом постепенно их увеличивать, обозначая границы времени.
Дети гораздо быстрее осваивают электронные часы. Работать с циферблатом сложнее. Опытные педагоги вводят на уроках циферблат, когда дети осваивают умножение на пять, чтобы правильно определять положение минутной и секундной стрелок.
К младшему школьному возрасту дети уже хорошо ориентируются во времени суток и разнице между минутой, часом, неделею, месяцем. Можно вводить несложные правила распределения времени. Например, утром времени мало, а сделать нужно многое. Какие дела мы можем сделать заранее, чтобы утро было свободнее? Подготовить школьную форму, собрать и проверить портфель. Или вечером тратится много времени на подготовку ко сну, отчего ребенок засыпает поздно. Предложите начинать подготовку ко сну на полчаса раньше.
Полезной привычкой школьника станет составления списка дел на день. Лучший способ – накануне вечером составить список того, что нужно будет сделать завтра, определить, сколько времени уйдет на каждое из дел. Обратите внимание ребенка, что каждый пункт в списке дел должен быть конкретным, понятным, достижимым и измеримым. Не «выучить все про Гоголя», а «прочитать в учебнике со стр. 100 по стр. 115 и пересказать».
Если список получился слишком длинным, и на выполнение всех запланированных заданий ребёнку придется потратить весь вечер после школы и еще половину ночи, значит, есть необходимость расставить приоритеты. То есть, учиться разделять дела на группы в зависимости от степени срочности и важности.
Предложите ребенку выделить красным текстовым маркером/карандашом дела, которые он считает самыми важными и срочными (например, подготовка к завтрашней итоговой контрольной), желтым – не такие важные, но срочные (например, выполнить работу для творческого конкурса, куда сегодня последний день приёма заявок), зеленым – важные, но не срочные (например, навести порядок в комнате).
Самые важные и срочные дела выполняются в первую очередь, а дальше уже можно браться за не важные, но срочные и важные, но не срочные. Такой подход позволит выполнять основные задания качественнее. Если ребенок не будет чего-то успевать, это не станет трагедией: в конце списка останутся не очень срочные дела, их можно перенести на завтра.
Дети подросткового возраста способны рассматривать время как ресурс, использовать долгосрочное и детальное планирование. Но и задачи ставятся перед ними более сложные. Подростки получают больше свободы, в том числе и в распоряжении своим временем. Важно дать эту свободу, ослабить контроль, чтобы подросток не ждал указаний родителей, а сам брался за свои дела, следил за временем и чувствовал ответственность за потраченные часы.
Чтобы помочь избежать трудностей, связанных с нехваткой времени, познакомьте подростка со следующими правилами планирования:
- Использование ежедневника или приложения для планирования. Можно подарить подростку новый ежедневник, рассказать и показать – как им пользоваться. Для этого вместе пропишите его следующий день: занятия, дела, задачи и свободное время. Если он уверенно владеет смартфоном, покажите, как пользоваться электронным календарем. Там можно расписать все дела по времени, и за 3-5 минут до начала новой задачи придет напоминание. Обратите внимание подростка, что при распределении дел лучше всего чередовать занятия, требующие физического и умственного труда, чтобы не уставать от однообразной работы. Приложения электронных календарей также дают возможность ставить отметки о выполнении поставленных задач, за счет чего легко отслеживать свои успехи.
- Деление задач на части. Расскажите, что большие цели и задачи легче выполнять, разбивая их на маленькие шаги. Например, задача «подготовиться к контрольной работе по русскому языку» можно разделить на: «повторить правила по необходимым темам»; «выполнить тренировочные упражнения»; «сделать работу над ошибками»; «обсудить с родителями темы, которые вызывают особые трудности».
- Установление сроков выполнения задачи. Ограничения по времени помогают лучше сосредоточиться. Обратите на это внимание при совместном составлении списка задач на день.
- Концентрация внимания на задаче. Расскажите о том, что успешно завершить намеченные дела помогут внимательность и сосредоточенность. Когда человек полностью сосредоточен на одном деле, он выполняет его в разы быстрее и лучше, чем постоянно отвлекаясь на что-то другое. При написании сочинения по литературе, лучше отключить Интернет и звук у мобильного телефона, выключить компьютер и другие гаджеты. Чтобы легче выдержать период интенсивной работы, посоветуйте ставить себе таймер по 25 минут работы и 5 минут отдыха.
- Использование планирования нескольких уровней. Выделите время в конце недели, чтобы помочь подростку в составление плана на следующую. Обсудите, что, ориентируясь на план недели, будет проще расписывать задачи на день. Со временем вместе можно перейти на следующий уровень планирования – на месяц.
- Система поощрений. Предложите подростку подумать над бонусами за выполненные задачи. Например, за каждое выполненное дело он берет мармеладку, играет 15 минут в любимую игру, или слушает песню любимой музыкальной группы. Важно, чтобы это поощрение действительно было ценно для подростка.
- Планирование перерывов. Напомните, чтобы подросток выделил в списке дел время, достаточное для отдыха, чтобы предотвратить усталость и переутомление.
- Оценка успешности планирования. Может так получиться, что подросток, вроде бы, все делает правильно: составляет список дел, чередует их, расписывает по часам, — но все равно чего-то не успевает или к вечеру чувствует себя измотанным. Тогда нужно выяснить – куда утекает его время? Возможно, он планирует на уроки потратить 1 час, но засиживается на 2-3. Или выделил на отдых в Интернете 20 минут, но не заметил, как прошло полтора часа.
Чтобы сделать такую оценку, можно предложить подростку воспользоваться техникой «Фотография учебного дня». Нужно взять лист бумаги, поставить текущую дату, разделить на две колонки: 1 – время, 2 – что делаю. В течение дня необходимо записывать все свои дела, активности и отдых, помечая время. В таблице должно быть зафиксировано все, даже «лежу на диване» и «наблюдаю за голубем в окне». Данная техника достаточно трудоемка, если есть возможность, помогите подростку в ее выполнении.
Вечером вместе посмотрите на получившиеся данные и определите – на какие активности тратится больше времени, где можно его сэкономить и перераспределить задачи. Полученная информация поможет скорректировать план дня, сделать его более реальным и достижимым.
Грамотное управление временем – не столько талант, сколько навык, требующий усердного труда. Поддержите ваших детей в развитии этого полезного навыка, и тогда проблема нехватки временных ресурсов не будет их беспокоить.
Комментировать