Как в мальчиках воспитывается мужественность?

Как в мальчиках воспитывается мужественность?

(9 голосов4.1 из 5)

Матери обычно гово­рят сыно­вьям: «Не дерись! Любую про­блему можно решить сло­вами». Отцов поуче­ния раз­дра­жают. И те, и дру­гие хотят видеть сыно­вей силь­ными. Но если для пап «силь­ный» – спо­соб­ный к сило­вому реше­нию, то для мам – спо­соб­ный управ­лять ситуацией.

Вы, навер­ное, заме­чали, что в рус­ской речи вопро­си­тель­ные инто­на­ции утвер­ди­лись на месте пове­ли­тель­ных. Это осо­бенно хорошо слышно в бру­таль­ных мили­цей­ских теле­се­ри­а­лах: «Сюда иди», «Рот закрой». Речь меня­ется сооб­разно тому, как меня­ется созна­ние носи­те­лей языка.

BqFUuYKC9zmo82XRiXdAK ccIS7 yQfn1PjzZM ZzuVpOL96m5mAteoi Y9MEZQQjCyK76Nx0Kx7 21hPv8H9kPEv6NZ5beKTpyh9ppqkOc 275x300 - Как в мальчиках воспитывается мужественность?

Помните заме­ча­тель­ных «кра­пи­вин­ских маль­чи­ков» – глав­ных героев маль­чи­ше­чьей лите­ра­туры 60–80‑х? Их готов­ность к подвигу и само­по­жерт­во­ва­нию была готов­но­стью к адре­на­ли­но­вому выплеску.

При этом известно, что у мно­гих вос­пи­тан­ни­ков кра­пи­вин­ского клуба «Кара­велла» воз­ни­кали про­блемы с вхож­де­нием во взрос­лую жизнь. Она каза­лась им слиш­ком неспра­вед­ли­вой, «низ­кой», и они лома­лись. А с муж­чи­нами так быть не должно.

Рас­ска­зы­вают, что сек­рет «тер­ции» – зна­ме­ни­того бое­вого постро­е­ния испан­ской пехоты, подви­гами кото­рой маль­чики и их папы насла­жда­ются в финале фильма «Капи­тан Ала­три­сте», заклю­чался, среди про­чего, в следующем.

Это был моно­тон­ный изну­ри­тель­ный труд, тре­бо­вав­ший от пехо­тинца всех его сил и всего вни­ма­ния, так что на «пере­жи­ва­ния» (страх, смерт­ную тоску, боязнь гото­вого вон­зиться в тебя железа) сил про­сто не оставалось.

Так это или не так, но неко­то­рым обра­зом соот­но­сится с рас­ска­зами вете­ра­нов нашей войны: мол, бое­вые столк­но­ве­ния – это десять про­цен­тов, а на девя­но­сто про­цен­тов война – изну­ри­тель­ная работа: пушку око­пай, рас­ко­пай да тол­кай по грязи, лошадь может встать или пасть, а чело­век нет.

Между тем, офи­ци­аль­ное совет­ское пат­ри­о­ти­че­ское вос­пи­та­ние было почти цели­ком постро­ено на культе подвига. Подвиги пио­не­ров-героев, подвиги героев Граж­дан­ской и Вели­кой Оте­че­ствен­ной войн, сочи­не­ния на тему «В жизни все­гда есть место подвигу» и так далее. Пред­став­ле­ние о войне как изну­ри­тель­ной работе маль­чи­кам и под­рост­кам не прививалось.

А пара­докс в том, что на подвиг – выплеск, импульс – может ока­заться спо­со­бен и сла­бый чело­век. Тер­петь, стис­нув зубы, труд­нее. Но нам об этом не рассказывали.

Было как-то не очень понятно поэтому, почему победу в войне «одер­жал народ». Это каза­лось пустой рито­ри­кой. Ведь «народ» – это что-то без­лич­ное, несубъ­ект­ное. Победу одер­жали те, кто колол шты­ком, бро­сал горя­щий само­лёт на вра­же­скую колонну и закры­вал гру­дью амбра­зуру. Это было понятно. А про народ – нет.

Ещё нам гово­рили, что народ «много вытер­пел», но и это мы пони­мали по-сво­ему. Вытер­пел – зна­чит, снёс много при­тес­не­ний, уни­же­ний, жесто­ко­стей. «Тер­петь» озна­чало «сно­сить». Поня­тие спор­тив­ного и бое­вого побед­ного тер­пе­ния нам было плохо зна­комо. А уж о тру­до­вом тер­пе­нии мы и слу­шать не захо­тели бы. Скучно. Душа про­сила роман­тизма, подвига.

Между тем, муж­ской харак­тер пове­ря­ется не подви­гом. Подвиг – это то, что «сверх», за рам­ками чело­ве­че­ского. А муж­ским харак­те­ром назы­ва­ется спо­соб­ность к тер­пе­нию, пре­одо­ле­нию и пони­ма­нию того, «как всё устроено».

Муж­ская твёр­дость, уве­рен­ность (в том числе рече­вая, инто­на­ци­он­ная) про­ис­хо­дит от зна­ния – «что будет, если я поступлю так», а это зна­ние, в свою оче­редь, про­ис­хо­дит от зна­ния «как всё устро­ено». Не как должно быть устро­ено по нашим пред­став­ле­ниям о спра­вед­ли­во­сти, а как есть.

Давайте теперь вспом­ним дру­гого нашего дет­ского клас­сика – Нико­лая Носова. И прежде всего вспом­ним о таком его каче­стве, как… зануд­ство. Все эти бес­ко­неч­ные опи­са­ния тру­бо­лё­тов и вин­то­хо­дов в «Сол­неч­ном городе»…

Носов, правда, очень любил тех­нику. Увле­кался радио­лю­би­тель­ством, химией, фото­гра­фией. Послед­нее увле­че­ние при­вело его в Инсти­тут кине­ма­то­гра­фии. В годы войны он зани­мался режис­су­рой учеб­ных военно-тех­ни­че­ских фильмов.

Одна­жды надо было снять фильм об англий­ском танке «Чер­чилль». Англий­ский инструк­тор пока­зал меха­нику-води­телю, как управ­лять тан­ком, и уехал, а дело вдруг не зала­ди­лось. Танк выпи­сы­вал по съё­моч­ному поли­гону круги и никак не хотел слу­шаться. Тогда Носов залез в кабину, разо­брался и объ­яс­нил тан­ки­сту его ошибку. До войны он сни­мал учеб­ные фильмы о трак­то­рах – опыт был.

Для пове­сти «Днев­ник Коли Сини­цына» Носов кро­пот­ливо изу­чал лите­ра­туру по пче­ло­вод­ству и посе­щал пасеку. Про­цесс выра­щи­ва­ния цып­лят в «Весё­лой семейке» рас­пи­сал дос­ко­нально, вклю­чая воз­мож­ные ошибки. При­сту­пая к «Незнайке на Луне», на вся­кий слу­чай изу­чил работы Циол­ков­ского – зачем? Зануда…

BqFUuYKC9zmo82XRiXdAK ccIS7 yQfn1PjzZM ZzuVpOL96m5mAteoi Y9MEZQQohMHg0 aMoiJ7rFvNJ9ifVxePA7TgIFfeCF iKF krE 300x252 - Как в мальчиках воспитывается мужественность?

Сего­дня мы удив­ля­емся: ишь, как он в «Незнайке на Луне» капи­та­лизм верно изоб­ра­зил! А ведь знал о нём в основ­ном по книж­кам, да и пол­века уже прошло.…

У клас­сики вообще есть такая осо­бен­ность – она в любое время вос­при­ни­ма­ется совре­менно. Потому что затра­ги­вает основы чело­ве­чьего бытия, кото­рые неиз­менны. Когда, напри­мер, про­ис­хо­дит дей­ствие рас­сказа «Миш­кина каша»? Вроде бы неважно, когда. В детстве!

А между тем, важно.

Чем заняты в рас­сказе «Миш­кина каша» Коля и Мишка? Тем же, чем и все осталь­ные дети в то время: хотят есть. Ведь рас­сказ-то был напи­сан в 1945 году…

Правда, у Коли с Миш­кой в отли­чие от боль­шин­ства тогдаш­них детей всё-таки есть продукты.

«Сыпь крупы побольше!..»

«Наре­зали мы хлеба, нама­зали его вареньем…»

«Масло попро­бо­вали без хлеба есть – тошно…»

Эта­кая «лаки­ровка дей­стви­тель­но­сти». На самом деле – попро­сту обоб­ще­ние. Оно поз­во­ляет читать рас­сказ о том, как варить кашу и выпу­ты­ваться сво­ими силами из затруд­ни­тель­ных ситу­а­ций, и через пять­де­сят лет.

Пап у Мишки и Коли пока­мест нет. Есть мамы и тётя Даша. Их папы появятся в «Весё­лой семейке»: мельк­нут пару раз, ска­жут пару фраз кос­венно пря­мой речью, и всё. У носов­ских детей про­блема с папами. Вос­пи­ты­вают их матери.

Могут, напри­мер, запре­тить брать керо­си­но­вую лампу для инку­ба­тора. Могут ска­зать страш­ные слова: «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор» (рас­сказ «Огурцы»). А вме­сто пап – всё больше какие-то «дяденьки»: мили­ци­о­неры, управ­домы, стекольщики…

Дело в том, что, когда эти рас­сказы писа­лись, отцов у боль­шин­ства детей дей­стви­тельно не было. Они на войне погибли. Вот и не хотел Носов рас­трав­лять своим чита­те­лям душу.

Но есть в носов­ской лите­ра­тур­ной без­от­цов­щине ещё одна зака­выка, свя­зан­ная и с лич­ной судь­бой писа­теля, и с тем, что назы­ва­ется «твор­че­ским мето­дом». Счи­та­ется, что в пер­вом про­из­ве­де­нии писа­теля, как в эпи­графе, зашиф­ро­вано содер­жа­ние всего после­ду­ю­щего твор­че­ства. Как в яблоч­ном зёр­нышке уже таится целое дерево.

Пер­вый рас­сказ Носова «Затей­ники» уви­дел свет до войны, в 1938 году, а ника­кого отца в нём нет. «Мама ушла в мага­зин», – а про отца ничего.

У самого Носова, судя по авто­био­гра­фи­че­ской пове­сти «Тайна на дне колодца», отно­ше­ния с отцом скла­ды­ва­лись непро­сто. Коля очень любил отца и очень остро пере­жи­вал его, ска­жем так, неиде­аль­ность. Тот был чело­ве­ком «лёг­ким» и лег­ко­мыс­лен­ным – пол­ной про­ти­во­по­лож­но­стью серьёз­ному, тру­до­лю­би­вому Коле.

BqFUuYKC9zmo82XRiXdAK ccIS7 yQfn1PjzZM ZzuVpOL96m5mAteoi Y9MEZQQCaXGHnKxjS59ZR j4T 5skqwkkoaSZcaz64A44O8cTc 231x300 - Как в мальчиках воспитывается мужественность?

Дума­ется, что «заре­ту­ши­ро­ван­ность» отцов в носов­ских рас­ска­зах – это такой неволь­ный педа­го­ги­че­ский приём, отча­сти порож­дён­ный лич­ным опы­том (нельзя было писать папу «с натуры», хоте­лось быть не таким, как род­ной отец, не таким, какими часто бывают отцы – со сла­бо­стями и недо­стат­ками), отча­сти – вре­ме­нем, в кото­рое рас­сказы писались.

В эпоху, когда отцов дей­стви­тельно не хва­тало (муж­ские утвер­ди­тель­ные инто­на­ции начали ухо­дить из речи именно вос­пи­ты­ва­е­мых мате­рями после­во­ен­ных маль­чи­шек: муж­чины стали гово­рить с жен­ским инто­на­ци­он­ным повы­ше­нием в конце фразы – так, как гово­рили у них в семье), – в эти годы Носов для своих чита­те­лей сам был отцом.

И каким!.. Обра­тим вни­ма­ние: Носов нико­гда не обра­ща­ется к чита­те­лям с нота­цией или при­зы­вом: «Делайте так-то и так-то». Про­сто его герои сами посту­пают как нужно.

А ведь по натуре, повто­римся, он был зану­дой! Почи­тайте его адре­со­ван­ные взрос­лым «Иро­ни­че­ские юмо­рески», это же кош­мар, уши в тру­бочку! Учит, настав­ляет, нудит, нудит… А в дет­ских рас­ска­зах этого нет.

Возь­мём пси­хо­ло­ги­че­ский трил­лер «Бен­галь­ские огни». Мишка испор­тил мамину кастрюлю – так сто­чил напиль­ни­ком, что она в ско­во­родку пре­вра­ти­лась. Вроде бы «встав­ной аттрак­цион» такой, шутка. А где же мораль? А вот она:

«– Что же тебе мама сказала?

– Ничего не ска­зала. Она ещё не видела.

– А когда увидит?

– Ну что ж… Уви­дит так уви­дит. Я, когда вырасту, новую кастрюлю ей куплю.

– Это долго ждать, пока ты вырастешь!

– Ничего».

Пауза, конец диа­лога. Нечего ска­зать Мишке.

Разве дети не поняли, что Мишка посту­пил (не с кастрю­лей, а с мамой) нехо­рошо? Поняли пре­красно, почув­ство­вали. Но если бы их стали тыкать в это носом, воз­никло бы про­ти­во­дей­ствие дав­ле­нию и оттор­же­ние педа­го­ги­че­ской морали: «Да ладно… Поду­ма­ешь… Ещё чего!»

Посмот­рим, кстати, как дальше раз­ви­ва­ется в рас­сказе кон­фликт между рас­су­ди­тель­ным Колей и аван­тю­ри­стом Мишкой.

Они отправ­ля­ются в лес за ёлками. Коля свою выбрал быстро, а Мишка долго каприз­ни­чал. В лесу стем­нело, и маль­чики заблу­ди­лись. Мишка недо­уме­вает: «Я ведь не вино­ват, что так рано насту­пил вечер». – «А сколько ты ёлку выби­рал? А сколько дома возился?» – как бы вор­чит Коля (а на самом деле объ­яс­няет чита­телю, что да, Мишка виноват).

По колено в снегу маль­чики блуж­дают по лесу. Мишке чудятся опас­но­сти, и он выду­мы­вает раз­ные по-дет­ски несе­рьёз­ные пути их пре­одо­ле­ния, Коля по-взрос­лому реа­ли­стично кри­ти­кует его про­екты с пози­ций их прак­ти­че­ской осуществимости.

В конце кон­цов, Мишка падает с обрыва и уши­бает ногу. Не может идти. Коля вски­пает: «Горе мне с тобой! То ты с бен­галь­скими огнями возился, то ёлку до самой тем­ноты выби­рал, а теперь вот зашибся… Про­па­дёшь тут с тобой!»

Мишка отве­чает как бы по инер­ции скан­дала: «Можешь не пропадать!»

Кажется, вот сей­час кон­фликт достиг­нет куль­ми­на­ции, ста­нет непри­ми­ри­мым… Но нет. Неожи­данно Мишка пред­ла­гает: «Иди один. Это всё я вино­ват. Я уго­во­рил тебя за ёлками ехать».

BqFUuYKC9zmo82XRiXdAK ccIS7 yQfn1PjzZM ZzuVpOL96m5mAteoi Y9MEZQQLa6k0ViFbBrdkALXbhotjEXK f1BmHCJ39NmPOjXJDA 300x182 - Как в мальчиках воспитывается мужественность?

Пыл­ким нату­рам свой­ственно благородство.

Но Коля и к этому порыву отно­сится кри­тично: «Вме­сте при­е­хали, вме­сте и вер­нуться должны». В этой чекан­ной фор­муле зву­чит взрос­лая непре­ре­ка­е­мость, чув­ству­ется несколько даже уны­лая детер­ми­ни­ро­ван­ность взрос­лого мира, взрос­лая обре­чён­ность на правоту.

И воору­жив­шись вер­ным уче­нием, Коля нахо­дит тех­ни­че­ское реше­ние про­блемы (хотя обычно в их паре фон­та­ни­рует идея-ми Мишка) – сажает Мишку на ёлку и тащит, как на санях.

Вто­рую ёлку при­шлось оста­вить. И это ста­но­вится при­чи­ной про­дол­же­ния кон­фликта потом, после спасения.

«– Отдай её на сего­дня мне, – гово­рит Мишка, – и дело с концом».

Ах, как это мило и узна­ва­емо. «Посади сви­нью за стол…» Пока Коля при­хо­дит в себя от такой наг­ло­сти, Мишка пред­ла­гает торг на грани отча­я­ния: «Возьми мои лыжи, коньки, вол­шеб­ный фонарь, аль­бом с мар­ками. Ты ведь сам зна­ешь, что у меня есть. Выби­рай что угодно». (У него дей­стви­тельно слож­ное поло­же­ние, ведь он при­гла­сил ребят на бен­галь­ские огни, а ёлки теперь не будет.)

BqFUuYKC9zmo82XRiXdAK ccIS7 yQfn1PjzZM ZzuVpOL96m5mAteoi Y9MEZQQ8MnyoWslrH4IxVinXZSJtX8DaY9 b7BXZ2SL8KWsb3E 247x300 - Как в мальчиках воспитывается мужественность?

И Коля неожи­данно согла­ша­ется. Но тре­бует вза­мен не лыжи, не коньки (хотя это цена очень высо­кая), а живое суще­ство – собаку Дружка. Все­рьёз ли? Прямо дья­вол-иску­си­тель какой-то!..

«Мишка заду­мался. Он отвер­нулся и долго мол­чал. Потом посмот­рел на меня – глаза у него были печаль­ные – и сказал:

– Нет, Дружка я не могу отдать».

Мишка выдер­жи­вает нрав­ствен­ное испы­та­ние, и Коля воз­на­граж­дает его за это: «Ну ладно, тогда бери ёлку даром». То есть сперва задаёт задачку, а затем поощ­ряет уче­ника за пра­виль­ное решение.

Заме­тим, что при всей своей пра­виль­но­сти и неза­ме­ни­мо­сти Коля во всех рас­ска­зах цикла пер­со­наж как будто фоно­вый, слу­жеб­ный. Будь он един­ствен­ным героем, про него и рас­ска­зать было бы нечего, ника­ких интересностей.

325 800 300x150 - Как в мальчиках воспитывается мужественность?Это же Мишка пре­вра­щает готовку каши в труд­ное при­клю­че­ние, Мишка при­ду­мы­вает делать инку­ба­тор и кататься на авто­мо­биль­ном бам­пере, Мишка своим неснос­ным пове­де­нием дра­ма­ти­зи­рует стро­и­тель­ство катка и так далее.

(Даже в рас­сказе «Тук-тук-тук» ноч­ные страхи Коли и Кости про­во­ци­рует Мишка – тем, что кла­дёт под подушку топор, перед тем как крепко и спо­койно заснуть.) А чем инте­ре­сен Коля?

Тем, что он вообще не ребё­нок. Он замас­ки­ро­ван­ный взрос­лый. Автор­ская функ­ция. Уди­ви­тельно ли, что Носов назвал его своим име­нем? Ведь когда отцов не хва­тает, кто-то дол­жен их заме­нять. Ну, хотя бы пока­зы­вать, какие они бывают. Что делают. Что должны уметь. Для чего нужны.

Соб. инф.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Елизавета, 18.01.2018

    Инте­рес­ней­шая ста­тья, ведь сколько было пере­чи­тано про­из­ве­де­ний Носова, нико­гда бы навер­ное так не смогла бы про­ана­ли­зи­ро­вать четко))) хоть ско­рей всего тема про вос­пи­та­ние в общем, но очень понра­ви­лось, как разо­брали под­ход именно Носова к детям и вос­пи­та­нию про­из­ве­де­ни­ями. Спа­сибо за зани­ма­тель­ную статью!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки