«Живый в помощи. Записки афганца»: урок мужества от реальных героев

«Живый в помощи. Записки афганца»: урок мужества от реальных героев

(3 голоса5.0 из 5)

Чтобы Родина не рас­те­ряла своих детей, необ­хо­димо вести пат­ри­о­ти­че­ское вос­пи­та­ние актив­нее. Как вос­пи­ты­вать пат­ри­о­тами искренне, без пафоса, нена­вяз­чиво? Конечно, через веру, а, воз­можно, и через искус­ство – напри­мер, через хоро­шую книгу и спектакль.

Личная история

Книга «Живый в помощи. Записки афганца» напи­сана в конце 90‑х годов офи­це­ром запаса Вик­то­ром Нико­ла­е­вым и без ого­во­рок может слу­жить посо­бием по вос­пи­та­нию патриотизма.

При­чем того истин­ного пат­ри­о­тизма, поня­того в его самом пря­мом, лишен­ном вся­ких офи­ци­аль­но­сти и пафоса, обще­че­ло­ве­че­ском смысле – то есть как  любви к род­ному Оте­че­ству вне гор­дыни и позы. Как готов­но­сти его отста­и­вать и защи­щать, а если это потре­бу­ется, то и послу­жить ради его блага, не жалея живота своего.

Ника­кого нази­да­ния – только лич­ная чело­ве­че­ская исто­рия, рас­ска­зан­ная с пре­дель­ной дове­ри­тель­но­стью и откро­вен­но­стью каж­дому чита­телю – так, как она могла быть рас­ска­зана, ска­жем, род­ному сыну. По книге постав­лен лите­ра­турно-музы­каль­ный спек­такль о судь­бах героев-вете­ра­нов афган­ской войны и дру­гих «горя­чих точек», кото­рый побы­вал во мно­гих горо­дах России.

Чем про­из­ве­де­ние может быть дорого сердцу веру­ю­щего? Пожа­луй, тем, что в своем про­из­ве­де­нии Вик­тор Нико­лаев являет нам очень ред­кое на сего­дня свой­ство автора и чело­века – испо­ве­до­вать не только свою острую душев­ную боль от про­изо­шед­шего, но и глу­бо­кое пока­ян­ное чувство.

Ведь, говоря по душам, любому чело­веку, кото­рый вое­вал, при­хо­ди­лось самому, выпол­няя воин­ский долг, так или иначе при­чи­нять кому-то боль, нести стра­да­ние, про­ли­вать кровь во имя блага дру­гих людей. Да, в усло­виях войны это неиз­бежно, и, тем не менее, не избав­ляет воина от его лич­ной ответ­ствен­но­сти перед Богом и чело­ве­ком, от ответа перед своей совестью.

Книга повест­вует о рус­ском воине, но не абстракт­ном, а вполне узна­ва­е­мом. О том герое нашего вре­мени, кото­рого запро­сто можно встре­тить в городе, в метро, в трам­вае, посмот­реть на него с близ­кого рас­сто­я­ния – и не только на митинге вои­нов-интер­на­ци­о­на­ли­стов, но и в парке, в кафе, и, конечно же, в храме.

Именно о пути в храм сво­его героя и пишет Вик­тор Нико­лаев. Повест­во­ва­ние под­во­дит чита­теля к про­стому логи­че­скому выводу – иного пути у чело­века с поня­ти­ями о сове­сти и чести про­сто не могло и не может быть. Пере­жив страш­ный жиз­нен­ный опыт – афган­ский ад, герой обре­тает для себя новое бытие через веру, кото­рая в труд­ный жиз­нен­ный момент в бук­валь­ном смысле вытас­ки­вает его с того света.

Чем книга «Живый в помощи» может увлечь под­рост­ков и моло­дых людей? В первую оче­редь, своей пре­дель­ной прав­ди­во­стью. Ведь в окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти и тем более в медиа-про­стран­стве это каче­ство ста­но­вится все более ред­ким, а моло­дое сердце осо­бенно остро чув­ствует вся­кую неправду, его не под­ку­пить ника­кой, самой при­вле­ка­тель­ной формой.

Жанр, в кото­ром тво­рит автор, без натяжки можно счи­тать, ско­рее, доку­мен­таль­ным, чем худо­же­ствен­ным, поскольку в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии по умол­ча­нию пра­вит вымы­сел и фан­та­зия писа­теля, пре­лом­ля­ю­щая реальность.
Проза Нико­ла­ева, как ска­жут под­ростки, это, в первую оче­редь, «кру­тое реа­лити», потому что в ней нет ничего вымыш­лен­ного – ни сюжета, ни героев, ни собы­тий, все опи­сан­ное им – откро­вен­ная и непод­куп­ная быль.

Един­ствен­ное, что, пожа­луй, изме­нил в тек­сте автор – это неко­то­рые имена и назва­ния точек на карте, и то из сооб­ра­же­ния госу­дар­ствен­ной тайны, поскольку речь идет все-таки о недав­ней войне. Но чита­телю оче­видно, что как раз эти факты и не иска­жают прав­ди­во­сти повест­во­ва­ния, потому что суть даже не в них.

Один из важ­ных смыс­ло­вых посы­лов автора – место подвигу есть не только на войне. Подвиги духовно-нрав­ствен­ного свой­ства не все­гда видимы в обыч­ной жизни и явны для окру­жа­ю­щих. Писа­тель под­ни­мает веч­ные бытий­ные вопросы, раз­мыш­ляя о вере, любви, духов­ном поиске, смысле исто­ри­че­ских собы­тий, о духов­ных воз­мож­но­стях и внут­рен­них ресур­сах человека.

Только факты

Виктор Нико­лаев – автор­ский псев­до­ним, в повсе­днев­ной жизни писа­теля зовут Вик­тор Нико­ла­е­вич Князь­кин. Вик­тор Нико­лаев родился в 1958 году в Восточ­ном Казах­стане. После службы в армии посту­пил в Кур­ган­ское выс­шее военно-поли­ти­че­ское авиа­ци­он­ное училище. 

На тре­тьем курсе вме­сте с кур­сан­тами подав­лял извест­ный бунт при­зыв­ни­ков с Кав­каза под Челя­бин­ском. Учился в Воен­ной ака­де­мии (учебу не окончил).
82276f65fd6285aa570b58895cf9ede1 - «Живый в помощи. Записки афганца»: урок мужества от реальных героев

Слу­жил в Закав­ка­зье, затем в Афга­ни­стане, где руко­во­дил поис­ково-десант­ной группой. 

В 1988 году во время зада­ния вер­то­лёт, в кото­ром нахо­дился Вик­тор Нико­лаев вме­сте с сослу­жив­цами, сбил про­тив­ник. Эки­паж вме­сте с кры­ла­той маши­ной упал на мин­ное поле, писа­тель ока­зался среди немно­гих выживших.

Затем Нико­лаев слу­жил в дру­гих горя­чих точ­ках – в Нагор­ном Кара­бахе, Сте­па­на­керте Спи­таке, Сум­га­ите, Тби­лиси, где также выпол­нял опас­ные бое­вые задания.

При попа­да­нии ракеты по вер­то­лёту полу­чил тяже­лую кон­ту­зию. Это про­ис­ше­ствие спро­во­ци­ро­вало у Вик­тора Нико­ла­е­вича рак левой височ­ной доли мозга. 

Из-за тяже­лой болезни он оста­вил воен­ную службу. Окон­чил её в зва­нии май­ора, за уча­стие в опас­ных и слож­ных воен­ных опе­ра­циях награж­ден награ­дами, явля­ется кава­ле­ром ордена Крас­ной Звезды. 

С Божьей помо­щью и по молит­вам  близ­ких Вик­тор Нико­лаев пре­одо­лел  тяже­лую болезнь, стал веру­ю­щим пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном, слу­жит алтар­ни­ком. О своем духов­ном опыте он рас­ска­зы­вает в книгах.

Автор – лау­реат Пат­ри­ар­шей лите­ра­тур­ной пре­мии имени св. Кирилла и Мефо­дия Боль­шой лите­ра­тур­ной пре­мии Рос­сии, состоит в Союзе писа­те­лей России.

Время подумать о главном

После пре­мьеры спек­такля по книге «Живый в помощи. Записки афганца», состо­яв­шейся в Туле на выставке-ярмарке «Тула Пра­во­слав­ная» в День пра­во­слав­ной книги в 2019 году, мы задали автору несколько вопро­сов о его творчестве.

– Вик­тор Нико­ла­е­вич, ваши труды удо­сто­и­лись Пат­ри­ар­шей пре­мии, вы полу­чили ее в числе самых пер­вых лау­ре­а­тов в один год с писа­те­лем и поэтом Оле­сей Нико­ла­е­вой. Что зна­чит для вас этот факт?

– Пре­мия для меня – осо­бен­ная награда. Пат­ри­ар­шая лите­ра­тур­ная пре­мия имени свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Кирилла и Мефо­дия, учи­те­лей сло­вен­ских, ко мно­гому обязывает.

Напри­мер, обя­зы­вает тво­рить хорошо, чтобы это было вос­тре­бо­вано, но даже не в плане попу­ляр­но­сти – а чтобы при­но­сило пользу. При­хо­дит время вос­тре­бо­ван­ной лите­ра­туры о добре, дружбе, вза­им­ной под­держке – люди ищут хоро­шую книгу, они устали от «чер­нухи» и наси­лия и хотят свет­лого и чистого.

– О чем ваша книга и постав­лен­ный по ней спектакль?

– О вере, о надежде, о любви, и, пожа­луй, глав­ное – о силе молитвы и ответе Бога на нее. Неслу­чайно пере­лом­ный момент сюжета книги, да и ее назва­ние свя­заны с пер­выми сло­вами 90-го псалма про­рока Давида «Живый и помощи», кото­рый рус­ские воины и их род­ные испо­кон века читали в момент смер­тель­ной опасности.

Молитва трех любя­щих жен­щин – матери, жены и дочери героя – вытас­ки­вает его со дна моря страш­ной болезни и спа­сает его не в пере­нос­ном, а в бук­валь­ном смысле.

При­чем опи­сан­ные собы­тия не при­ду­маны мной, врачи дей­стви­тельно поста­вили мне диа­гноз «рак», но когда шла опе­ра­ция, жена читала вот эту молитву, и бла­го­даря этому я стою рядом с Вами, и мы ведем этот раз­го­вор. Сло­вом, книга о том, что в самые страш­ные моменты жизни Гос­подь рядом, и нам надо пом­нить об этом и пола­гаться на Него.

– О чем, по-вашему, сего­дня необ­хо­димо писать пра­во­слав­ным авторам?

– Вот именно об этом. О сви­де­тель­ствах Божьей помощи. О вере. О воз­мож­но­сти спа­се­ния. Хоро­шую лите­ра­туру любит любое поко­ле­ние. А в чем при­знак каче­ства книги? Думаю, в ее искрен­но­сти, в духов­ных посылах.

Сего­дня, по-моему, писать надо о том, что было – то есть о реаль­ной жизни. А это не так-то про­сто и очень ответ­ственно – не слу­ка­вить и не сфаль­ши­вить, опи­сы­вая реально про­ис­хо­дя­щее, в том числе тра­ги­че­ские ситуации.

Глав­ное, чтобы любые, самые важ­ные и инте­рес­ные сами по себе собы­тия не опи­сы­ва­лись ради самих собы­тий. Чтобы самое закру­чен­ное дей­ствие в романе, пове­сти, рас­сказе окан­чи­ва­лось чем-то свет­лым и жизнеутверждающим.

Сего­дня мно­гие книги про­ни­заны духом наси­лия и жесто­ко­сти. Да, мир зача­стую таков. Но в иде­але в искус­стве всё должно быть не раз­ру­ши­тельно, а сози­да­тельно – и лите­ра­тура, и спек­такли, и фильмы. Я ста­рался вло­жить в свою книгу именно сози­да­тель­ные смыслы, и, наде­юсь, что люди, кото­рые при­шли посмот­реть спек­такль, это почув­ство­вали и внут­ренне со мной согласились.

– Кому  вы адре­су­ете и книгу, и  спектакль? 

– Я обра­ща­юсь к людям раз­ных воз­рас­тов и с раз­ным жиз­нен­ным опы­том, что каса­ется моло­дежи, то, ско­рее всего, это чита­тель старше 16 лет, потому как в книге опи­сано много тяже­лых момен­тов и совсем юным чита­те­лям с хруп­кой душой надо еще под­расти. Сло­вом, и книга и спек­такль и для взрос­лых, и для моло­дых людей.

В наши дни такое поня­тие как «золо­тая моло­дежь» при­об­ре­тает нега­тив­ный отте­нок, под ней под­ра­зу­ме­ва­ются вовсе не луч­шие и достой­ные моло­дые люди нашего вре­мени. Поэтому, счи­таю, про­сто необ­хо­димо писать о насто­я­щей золо­той моло­дежи, надо пока­зы­вать луч­шие при­меры, потому что они суще­ствуют, про­сто, как все хоро­шее, не заяв­ляют о себе громко.

Когда рас­ска­зы­ва­ешь моло­дежи о службе вои­нов-интер­на­ци­о­на­ли­стов в том же МГУ, весь зал, заме­рев, слу­шает. И именно эти моло­дые люди, сту­денты, и есть те бла­го­дар­ные чита­тели, для кото­рых нужно рабо­тать. Одна моя послед­няя книга «Время поду­мать о глав­ном» адре­со­вана моло­дым людям, под­рост­кам и даже детям, в ней содер­жится много живых фраг­мен­тов, взя­тых из действительности.

Сего­дня часто сетуют на слож­ное время, но именно в наши дни автору есть о чем писать.

– Как вы счи­та­ете, уда­лась ли поста­новка? Насколько она тонально сов­пала с про­из­ве­де­нием, с автор­ским виде­нием темы?

– Думаю, поста­новка выдер­жана  в духе книги, и она очень сов­пала с моим ощу­ще­нием опи­сан­ного вре­мени и собы­тий. Мно­гие части спек­такля даже не пре­тер­пели режис­сер­ской интер­пре­та­ции и были взяты напря­мую из тек­ста. Напри­мер, тра­ги­че­ский и в чем-то даже мисти­че­ский радио­об­мен эки­пажа перед его страш­ной гибе­лью режис­сер и твор­че­ский кол­лек­тив акте­ров вос­про­из­вели полностью.

Увы, говоря о войне, не избе­жать рас­сказа о самых страш­ных и жесто­ких ее момен­тах. Но этот дове­ден­ный до пре­дела тра­гизм не вво­дит чело­века в отча­я­ние и в страх, а, наобо­рот, помо­гает выбраться из тем­ноты на свет, вслед за геро­ями под­няться через стра­да­ния к радости.

Наде­юсь, юным чита­те­лям захо­чется быть похо­жими на моих героев – про­стых, чест­ных, муже­ствен­ных и немно­го­слов­ных ребят, кото­рые делом, а не сло­вом послу­жили Оте­че­ству и испол­нили свой долг.

Спек­такль назван он по-дру­гому – «Взбран­ной Вое­воде. Записки афганца». Этим режис­сер хотело под­черк­нуть помощь Бого­ро­дицы рус­ским воинам.

Навер­ное, спек­такль удался бла­го­даря тому, что моло­дые талант­ли­вые актеры искренне про­ник­лись моей кни­гой и ее смыс­лами и пре­красно сыг­рали. На под­мостки вышли веду­щие арти­сты, звезды мос­ков­ских теат­ров Елена Юркина, Сер­гей Бор­зов, Олег Федь­ку­шов, Андрей Школдыченко.

Все они имеют зва­ния лау­ре­а­тов и номи­нан­тов кон­кур­сов меж­ду­на­род­ного и меж­ре­ги­о­наль­ного уров­ней, участ­во­вали в телепроектах.

Музы­каль­ная часть спек­такля – это не только записи совре­мен­ных мело­дий, но и клас­си­че­ские про­из­ве­де­ния, испол­нен­ные моло­дым пиа­ни­стом Оле­гом Кир­че­вым, побе­ди­те­лем кон­кур­сов раз­лич­ных уровней.

И, конечно, вза­и­мо­дей­ствие полу­чи­лось бла­го­даря тому, что лите­ра­турно-музы­каль­ный спек­такль поста­вил Алек­сандр Поля­ков – сце­на­рист, режис­сёр, автор и соав­тор твор­че­ских про­ек­тов, поста­нов­щик все­рос­сий­ских и меж­ду­на­род­ных меро­при­я­тий. Его дея­тель­ность оце­нена Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси Кирил­лом (записи о  поста­нов­ках зане­сены в жур­нал Свя­тей­шего Синода).

– Вик­тор Нико­ла­е­вич, в спек­такле зву­чали стихи и проза пра­во­слав­ных поэтов и писа­те­лей. Чьи это про­из­ве­де­ния? Как Вы счи­та­ете, почему именно они по замыслу режис­сера послу­жили  иллю­стра­цией к Вашему тек­сту ?

– Дей­стви­тельно, в поста­новке есть место боль­шим цита­там совре­мен­ных авто­ров. Это стихи Юрия Кубла­нов­ского, Юлии Воз­не­сен­ской и дру­гих пра­во­слав­ных писа­те­лей. Они глу­боки, мно­го­значны, создают осо­бое зву­ча­ние, при­дают новые акценты, сло­гом укра­шают сце­ни­че­ское действие.

– Инте­ресно, где в послед­нее время можно было посмот­реть  этот спектакль?

– Пре­мьеры про­шли по всей Рос­сии. Спек­такль побы­вал в Храме Хри­ста Спа­си­теля в Москве, в Калуж­ской госу­дар­ствен­ной филар­мо­нии, в филар­мо­ниях в Воро­неже, в Крас­но­даре, Кав­каз­ских Мине­раль­ных Водах, в Самар­ском театре оперы и балета, во Дворце моло­дежи в Туле, и везде поста­новка была тепло встре­чена зрителем.

Любовь к Родине – очень личный вопрос

Напом­ним, что недавно пред­се­да­тель отдела внеш­них цер­ков­ных свя­зей Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата мит­ро­по­лит Воло­ко­лам­ский Ила­рион (Алфеев) поста­вил перед цер­ков­ной и свет­ской обще­ствен­но­стью акту­аль­ный вопрос о пат­ри­о­ти­че­ском вос­пи­та­нии моло­дых людей.
NOV 1653 - «Живый в помощи. Записки афганца»: урок мужества от реальных героев

По мне­нию вла­дыки Ила­ри­она, необ­хо­димо вести его гораздо актив­нее, иначе наша страна поте­ряет луч­ших своих моло­дых сынов и дочерей.

Вла­дыка Ила­рион (Алфеев) счи­тает, что любовь к род­ному Оте­че­ству – «это вопрос, на кото­рый каж­дый чело­век дол­жен для себя сам отве­тить», при этом он отме­чает, что «очень важ­ный фак­тор – это то, что назы­ва­ется пат­ри­о­ти­че­ским вос­пи­та­нием в школе».

«К сожа­ле­нию, наша школа сей­час не в пол­ной мере, на мой взгляд, выпол­няет эту задачу. Не слу­чайно мы то и дело слы­шим о тех моло­дых людях, школь­ни­ках, кото­рые гово­рят, что их самое боль­шое жела­ние – уехать из Рос­сии», – заме­чает он.

Для Вла­дыки оче­видно, что моло­дые люди при­ни­мают такое реше­ние «в той соци­о­куль­тур­ной среде, где пат­ри­о­ти­че­скому вос­пи­та­нию не уде­ля­ется долж­ного внимания».

Оче­видно и дру­гое – ничто, кроме любви к Родине, не спо­собно так убе­дить моло­дежь реа­ли­зо­вать свои таланты и ум в Рос­сии, а не за рубежом.

Наде­емся, проза Вик­тора Нико­ла­ева и дру­гих пра­во­слав­ных авто­ров, а также поста­новки и экра­ни­за­ции по ним послу­жат этим доб­рым целям.

Читайте книгу «Взбран­ной вое­воде. Записки афганца» Вик­тора Нико­ла­ева на пор­тале «Азбука веры»

Вален­тина Киденко

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки