Цвет полей:
Цвет фона:
Размер:19 18 17 16 15 14
Отображение:Свернуть
Сбросить настройки

«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...»

«Живый в помощи. Записки афганца»: урок мужества от реальных героев

Print This Post
(1 голос5.0 из 5)

 

Чтобы Родина не растеряла своих детей, необходимо вести патриотическое воспитание активнее – считает владыка Иларион (Алфеев), председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Как воспитывать патриотами искренне, без пафоса, ненавязчиво? Конечно, через веру, и, возможно, через искусство – например, через хорошую книгу и спектакль.

Личная история

Книга «Живый в помощи. Записки афганца» написана в конце 90-х годов офицером запаса Виктором Николаевым и без оговорок может служить пособием по воспитанию патриотизма. Причем того истинного патриотизма, понятого в его самом прямом, лишенном всяких официальности и пафоса, общечеловеческом смысле – то есть как  любви к родному Отечеству вне гордыни и позы. Как готовности его отстаивать и защищать, а если это потребуется, то и послужить ради его блага, не жалея живота своего.

Никакого назидания – только личная человеческая история, рассказанная с предельной доверительностью и откровенностью каждому читателю – так, как она могла быть рассказана, скажем, родному сыну. По книге поставлен литературно-музыкальный спектакль о судьбах героев-ветеранов афганской войны и других «горячих точек», который побывал во многих городах России.

Чем произведение может быть дорого сердцу верующего? Пожалуй, тем, что в своем произведении Виктор Николаев являет нам очень редкое на сегодня свойство автора и человека – исповедовать не только свою острую душевную боль от произошедшего, но и глубокое покаянное чувство.

Ведь, говоря по душам, любому человеку, который воевал, приходилось самому, выполняя воинский долг, так или иначе причинять кому-то боль, нести страдание, проливать кровь во имя блага других людей. Да, в условиях войны это неизбежно, и, тем не менее, не избавляет воина от его личной ответственности перед Богом и человеком, от ответа перед своей совестью.

Книга повествует о русском воине, но не абстрактном, а вполне узнаваемом. О том герое нашего времени, которого запросто можно встретить в городе, в метро, в трамвае, посмотреть на него с близкого расстояния – и не только на митинге воинов-интернационалистов, но и в парке, в кафе, и, конечно же, в храме.

Именно о пути в храм своего героя и пишет Виктор Николаев. Повествование подводит читателя к простому логическому выводу – иного пути у человека с понятиями о совести и чести просто не могло и не может быть. Пережив страшный жизненный опыт – афганский ад, герой обретает для себя новое бытие через веру, которая в трудный жизненный момент в буквальном смысле вытаскивает его с того света.

Чем книга «Живый в помощи» может увлечь подростков и молодых людей? В первую очередь, своей предельной правдивостью. Ведь в окружающей действительности и тем более в медиа-пространстве это качество становится все более редким, а молодое сердце особенно остро чувствует всякую неправду, его не подкупить никакой, самой привлекательной формой.

Жанр, в котором творит автор, без натяжки можно считать, скорее, документальным, чем художественным, поскольку в художественном произведении по умолчанию правит вымысел и фантазия писателя, преломляющая реальность.
Проза Николаева, как скажут подростки, это, в первую очередь, «крутое реалити», потому что в ней нет ничего вымышленного – ни сюжета, ни героев, ни событий, все описанное им – откровенная и неподкупная быль.

Единственное, что, пожалуй, изменил в тексте автор – это некоторые имена и названия точек на карте, и то из соображения государственной тайны, поскольку речь идет все-таки о недавней войне. Но читателю очевидно, что как раз эти факты и не искажают правдивости повествования, потому что суть даже не в них.

Один из важных смысловых посылов автора – место подвигу есть не только на войне. Подвиги духовно-нравственного свойства не всегда видимы в обычной жизни и явны для окружающих. Писатель поднимает вечные бытийные вопросы, размышляя о вере, любви, духовном поиске, смысле исторических событий, о духовных возможностях и внутренних ресурсах человека.

Только факты

Виктор Николаев – авторский псевдоним, в повседневной жизни писателя зовут Виктор Николаевич Князькин. Виктор Николаев родился в 1958 году в Восточном Казахстане. После службы в армии поступил в Курганское высшее военно-политическое авиационное училище. На третьем курсе вместе с курсантами подавлял известный бунт призывников с Кавказа под Челябинском. Учился в Военной академии (учебу не окончил).

Служил в Закавказье, затем в Афганистане, где руководил поисково-десантной группой. В1988 году во время задания вертолёт, в котором находился Виктор Николаев вместе с сослуживцами, сбил противник. Экипаж вместе с крылатой машиной упал на минное поле, писатель оказался среди немногих выживших.

Затем Николаев служил в других горячих точках – в Нагорном Карабахе, Степанакерте Спитаке, Сумгаите, Тбилиси, где также выполнял опасные боевые задания.

При попадании ракеты по вертолёту получил тяжелую контузию. Это происшествие спровоцировало у Виктора Николаевича рак левой височной доли мозга. Из-за тяжелой болезни он оставил военную службу. Окончил её в звании майора, за участие в опасных и сложных военных операциях награжден наградами, является кавалером ордена Красной Звезды.

С Божьей помощью и по молитвам  близких Виктор Николаев преодолел  тяжелую болезнь, стал верующим православным христианином, служит алтарником. О своем духовном опыте он рассказывает в книгах.

Автор – лауреат Патриаршей литературной премии имени св. Кирилла и Мефодия Большой литературной премии России, состоит в Союзе писателей России.

Время подумать о главном

После премьеры спектакля по книге «Живый в помощи. Записки афганца», состоявшейся в Туле на выставке-ярмарке «Тула Православная» в День православной книги в 2019 году, мы задали автору несколько вопросов о его творчестве.

– Виктор Николаевич, Ваши труды удостоились Патриаршей премии, Вы получили ее в числе самых первых лауреатов в один год с писателем и поэтом Олесей Николаевой. Что значит для вас этот факт?

– Премия для меня – особенная награда. Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, ко многому обязывает. Например, обязывает творить хорошо, чтобы это было востребовано, но даже не в плане популярности – а чтобы приносило пользу. Приходит время востребованной литературы о добре, дружбе, взаимной поддержке – люди ищут хорошую книгу, они устали от «чернухи» и насилия и хотят светлого и чистого.

– О чем Ваша книга и поставленный по ней спектакль?

– О вере, о надежде, о любви, и, пожалуй, главное – о силе молитвы и ответе Бога на нее. Неслучайно переломный момент сюжета книги, да и ее название связаны с первыми словами 90-го псалма пророка Давида «Живый и помощи», который русские воины и их родные испокон века читали в момент смертельной опасности.

Молитва трех любящих женщин – матери, жены и дочери героя – вытаскивает его со дна моря страшной болезни и спасает его не в переносном, а в буквальном смысле.

Причем описанные события не придуманы мной, врачи действительно поставили мне диагноз «рак», но когда шла операция, жена читала вот эту молитву, и благодаря этому я стою рядом с Вами, и мы ведем этот разговор. Словом, книга о том, что в самые страшные моменты жизни Господь рядом, и нам надо помнить об этом и полагаться на Него.

– О чем, по-Вашему, сегодня необходимо писать православным авторам?

– Вот именно об этом. О свидетельствах Божьей помощи. О вере. О возможности спасения. Хорошую литературу любит любое поколение. А в чем признак качества книги? Думаю, в ее искренности, в духовных посылах.

Сегодня, по-моему, писать надо о том, что было – то есть о реальной жизни. А это не так-то просто и очень ответственно – не слукавить и не сфальшивить, описывая реально происходящее, в том числе трагические ситуации.

Главное, чтобы любые, самые важные и интересные сами по себе события не описывались ради самих событий. Чтобы самое закрученное действие в романе, повести, рассказе оканчивалось чем-то светлым и жизнеутверждающим.

Сегодня многие книги пронизаны духом насилия и жестокости. Да, мир зачастую таков. Но в идеале в искусстве всё должно быть не разрушительно, а созидательно – и литература, и спектакли, и фильмы. Я старался вложить в свою книгу именно созидательные смыслы, и, надеюсь, что люди, которые пришли посмотреть спектакль, это почувствовали и внутренне со мной согласились.

– Кому  Вы адресуете и книгу, и  спектакль? 

– Я обращаюсь к людям разных возрастов и с разным жизненным опытом, что касается молодежи, то, скорее всего, это читатель старше 16 лет, потому как в книге описано много тяжелых моментов и совсем юным читателям с хрупкой душой надо еще подрасти. Словом, и книга и спектакль и для взрослых, и для молодых людей.

В наши дни такое понятие как «золотая молодежь» приобретает негативный оттенок, под ней подразумеваются вовсе не лучшие и достойные молодые люди нашего времени. Поэтому, считаю, просто необходимо писать о настоящей золотой молодежи, надо показывать лучшие примеры, потому что они существуют, просто, как все хорошее, не заявляют о себе громко.

Когда рассказываешь молодежи о службе воинов-интернационалистов в том же МГУ, весь зал, замерев, слушает. И именно эти молодые люди, студенты, и есть те благодарные читатели, для которых нужно работать. Одна моя последняя книга «Время подумать о главном» адресована молодым людям, подросткам и даже детям, в ней содержится много живых фрагментов, взятых из действительности.

Сегодня часто сетуют на сложное время, но именно в наши дни автору есть о чем писать.

– Как Вы считаете, удалась ли постановка? Насколько она тонально совпала с произведением, с авторским видением темы?

– Думаю, постановка выдержана  в духе книги, и она очень совпала с моим ощущением описанного времени и событий. Многие части спектакля даже не претерпели режиссерской интерпретации и были взяты напрямую из текста. Например, трагический и в чем-то даже мистический радиообмен экипажа перед его страшной гибелью режиссер и творческий коллектив актеров воспроизвели полностью.

Увы, говоря о войне, не избежать рассказа о самых страшных и жестоких ее моментах. Но этот доведенный до предела трагизм не вводит человека в отчаяние и в страх, а, наоборот, помогает выбраться из темноты на свет, вслед за героями подняться через страдания к радости. Надеюсь, юным читателям захочется быть похожими на моих героев – простых, честных, мужественных и немногословных ребят, которые делом, а не словом послужили Отечеству и исполнили свой долг.

Спектакль назван он по-другому – «Взбранной Воеводе. Записки афганца». Этим режиссер хотело подчеркнуть помощь Богородицы русским воинам.

Наверное, спектакль удался благодаря тому, что молодые талантливые актеры искренне прониклись моей книгой и ее смыслами и прекрасно сыграли. На подмостки вышли ведущие артисты, звезды московских театров Елена Юркина, Сергей Борзов, Олег Федькушов, Андрей Школдыченко. Все они имеют звания лауреатов и номинантов конкурсов международного и межрегионального уровней, участвовали в телепроектах.

Музыкальная часть спектакля – это не только записи современных мелодий, но и классические произведения, исполненные молодым пианистом Олегом Кирчевым, победителем конкурсов различных уровней.

И, конечно, взаимодействие получилось благодаря тому, что литературно-музыкальный спектакль поставил Александр Поляков – сценарист, режиссёр, автор и соавтор творческих проектов, постановщик всероссийских и международных мероприятий. Его деятельность оценена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (записи о  постановках занесены в журнал Святейшего Синода).

– Виктор Николаевич, в спектакле звучали стихи и проза православных поэтов и писателей. Чьи это произведения? Как Вы считаете, почему именно они по замыслу режиссера послужили  иллюстрацией к Вашему тексту ?

– Действительно, в постановке есть место большим цитатам современных авторов. Это стихи Юрия Кублановского, Юлии Вознесенской и других православных писателей. Они глубоки, многозначны, создают особое звучание, придают новые акценты, слогом украшают сценическое действие.

– Интересно, где в последнее время можно было посмотреть  этот спектакль?

– Премьеры прошли по всей России. Спектакль побывал в Храме Христа Спасителя в Москве, в Калужской государственной филармонии, в филармониях в Воронеже, в Краснодаре, Кавказских Минеральных Водах, в Самарском театре оперы и балета, во Дворце молодежи в Туле, и везде постановка была тепло встречена зрителем.

Любовь к Родине – очень личный вопрос

Напомним, что недавно председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) поставил перед церковной и светской общественностью актуальный вопрос о патриотическом воспитании молодых людей.

По мнению владыки Илариона, необходимо вести его гораздо активнее, иначе наша страна потеряет лучших своих молодых сынов и дочерей.

Владыка Иларион (Алфеев) считает, что любовь к родному Отечеству – «это вопрос, на который каждый человек должен для себя сам ответить», при этом он отмечает, что «очень важный фактор – это то, что называется патриотическим воспитанием в школе».

«К сожалению, наша школа сейчас не в полной мере, на мой взгляд, выполняет эту задачу. Не случайно мы то и дело слышим о тех молодых людях, школьниках, которые говорят, что их самое большое желание – уехать из России», – замечает он.

Для Владыки очевидно, что молодые люди принимают такое решение «в той социокультурной среде, где патриотическому воспитанию не уделяется должного внимания».

Очевидно и другое – ничто, кроме любви к Родине, не способно так убедить молодежь реализовать свои таланты и ум в России, а не за рубежом.

Надеемся, проза Виктора Николаева и других православных авторов, а также постановки и экранизации по ним послужат этим добрым целям.

Читайте книгу «Взбранной воеводе. Записки афганца» Виктора Николаева на портале «Азбука веры».

Валентина Киденко

Фото из открытых источников

Обсудить на форуме