«Живый в помощи. Записки афганца»: урок мужества от реальных героев

«Живый в помощи. Записки афганца»: урок мужества от реальных героев

(2 голоса5.0 из 5)

 

Чтобы Родина не растеряла своих детей, необходимо вести патриотическое воспитание активнее – считает владыка Иларион (Алфеев), председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Как воспитывать патриотами искренне, без пафоса, ненавязчиво? Конечно, через веру, и, возможно, через искусство – например, через хорошую книгу и спектакль.

Личная история

Книга «Живый в помощи. Записки афганца» написана в конце 90-х годов офицером запаса Виктором Николаевым и без оговорок может служить пособием по воспитанию патриотизма. Причем того истинного патриотизма, понятого в его самом прямом, лишенном всяких официальности и пафоса, общечеловеческом смысле – то есть как  любви к родному Отечеству вне гордыни и позы. Как готовности его отстаивать и защищать, а если это потребуется, то и послужить ради его блага, не жалея живота своего.

Никакого назидания – только личная человеческая история, рассказанная с предельной доверительностью и откровенностью каждому читателю – так, как она могла быть рассказана, скажем, родному сыну. По книге поставлен литературно-музыкальный спектакль о судьбах героев-ветеранов афганской войны и других «горячих точек», который побывал во многих городах России.

Чем произведение может быть дорого сердцу верующего? Пожалуй, тем, что в своем произведении Виктор Николаев являет нам очень редкое на сегодня свойство автора и человека – исповедовать не только свою острую душевную боль от произошедшего, но и глубокое покаянное чувство.

Ведь, говоря по душам, любому человеку, который воевал, приходилось самому, выполняя воинский долг, так или иначе причинять кому-то боль, нести страдание, проливать кровь во имя блага других людей. Да, в условиях войны это неизбежно, и, тем не менее, не избавляет воина от его личной ответственности перед Богом и человеком, от ответа перед своей совестью.

Книга повествует о русском воине, но не абстрактном, а вполне узнаваемом. О том герое нашего времени, которого запросто можно встретить в городе, в метро, в трамвае, посмотреть на него с близкого расстояния – и не только на митинге воинов-интернационалистов, но и в парке, в кафе, и, конечно же, в храме.

Именно о пути в храм своего героя и пишет Виктор Николаев. Повествование подводит читателя к простому логическому выводу – иного пути у человека с понятиями о совести и чести просто не могло и не может быть. Пережив страшный жизненный опыт – афганский ад, герой обретает для себя новое бытие через веру, которая в трудный жизненный момент в буквальном смысле вытаскивает его с того света.

Чем книга «Живый в помощи» может увлечь подростков и молодых людей? В первую очередь, своей предельной правдивостью. Ведь в окружающей действительности и тем более в медиа-пространстве это качество становится все более редким, а молодое сердце особенно остро чувствует всякую неправду, его не подкупить никакой, самой привлекательной формой.

Жанр, в котором творит автор, без натяжки можно считать, скорее, документальным, чем художественным, поскольку в художественном произведении по умолчанию правит вымысел и фантазия писателя, преломляющая реальность.
Проза Николаева, как скажут подростки, это, в первую очередь, «крутое реалити», потому что в ней нет ничего вымышленного – ни сюжета, ни героев, ни событий, все описанное им – откровенная и неподкупная быль.

Единственное, что, пожалуй, изменил в тексте автор – это некоторые имена и названия точек на карте, и то из соображения государственной тайны, поскольку речь идет все-таки о недавней войне. Но читателю очевидно, что как раз эти факты и не искажают правдивости повествования, потому что суть даже не в них.

Один из важных смысловых посылов автора – место подвигу есть не только на войне. Подвиги духовно-нравственного свойства не всегда видимы в обычной жизни и явны для окружающих. Писатель поднимает вечные бытийные вопросы, размышляя о вере, любви, духовном поиске, смысле исторических событий, о духовных возможностях и внутренних ресурсах человека.

Только факты

Виктор Николаев – авторский псевдоним, в повседневной жизни писателя зовут Виктор Николаевич Князькин. Виктор Николаев родился в 1958 году в Восточном Казахстане. После службы в армии поступил в Курганское высшее военно-политическое авиационное училище. На третьем курсе вместе с курсантами подавлял известный бунт призывников с Кавказа под Челябинском. Учился в Военной академии (учебу не окончил).
82276f65fd6285aa570b58895cf9ede1 225x300 - «Живый в помощи. Записки афганца»: урок мужества от реальных героев

Служил в Закавказье, затем в Афганистане, где руководил поисково-десантной группой. В1988 году во время задания вертолёт, в котором находился Виктор Николаев вместе с сослуживцами, сбил противник. Экипаж вместе с крылатой машиной упал на минное поле, писатель оказался среди немногих выживших.

Затем Николаев служил в других горячих точках – в Нагорном Карабахе, Степанакерте Спитаке, Сумгаите, Тбилиси, где также выполнял опасные боевые задания.

При попадании ракеты по вертолёту получил тяжелую контузию. Это происшествие спровоцировало у Виктора Николаевича рак левой височной доли мозга. Из-за тяжелой болезни он оставил военную службу. Окончил её в звании майора, за участие в опасных и сложных военных операциях награжден наградами, является кавалером ордена Красной Звезды.

С Божьей помощью и по молитвам  близких Виктор Николаев преодолел  тяжелую болезнь, стал верующим православным христианином, служит алтарником. О своем духовном опыте он рассказывает в книгах.

Автор – лауреат Патриаршей литературной премии имени св. Кирилла и Мефодия Большой литературной премии России, состоит в Союзе писателей России.

Время подумать о главном

После премьеры спектакля по книге «Живый в помощи. Записки афганца», состоявшейся в Туле на выставке-ярмарке «Тула Православная» в День православной книги в 2019 году, мы задали автору несколько вопросов о его творчестве.

– Виктор Николаевич, Ваши труды удостоились Патриаршей премии, Вы получили ее в числе самых первых лауреатов в один год с писателем и поэтом Олесей Николаевой. Что значит для вас этот факт?

– Премия для меня – особенная награда. Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, ко многому обязывает. Например, обязывает творить хорошо, чтобы это было востребовано, но даже не в плане популярности – а чтобы приносило пользу. Приходит время востребованной литературы о добре, дружбе, взаимной поддержке – люди ищут хорошую книгу, они устали от «чернухи» и насилия и хотят светлого и чистого.

– О чем Ваша книга и поставленный по ней спектакль?

– О вере, о надежде, о любви, и, пожалуй, главное – о силе молитвы и ответе Бога на нее. Неслучайно переломный момент сюжета книги, да и ее название связаны с первыми словами 90-го псалма пророка Давида «Живый и помощи», который русские воины и их родные испокон века читали в момент смертельной опасности.

Молитва трех любящих женщин – матери, жены и дочери героя – вытаскивает его со дна моря страшной болезни и спасает его не в переносном, а в буквальном смысле.

Причем описанные события не придуманы мной, врачи действительно поставили мне диагноз «рак», но когда шла операция, жена читала вот эту молитву, и благодаря этому я стою рядом с Вами, и мы ведем этот разговор. Словом, книга о том, что в самые страшные моменты жизни Господь рядом, и нам надо помнить об этом и полагаться на Него.

– О чем, по-Вашему, сегодня необходимо писать православным авторам?

– Вот именно об этом. О свидетельствах Божьей помощи. О вере. О возможности спасения. Хорошую литературу любит любое поколение. А в чем признак качества книги? Думаю, в ее искренности, в духовных посылах.

Сегодня, по-моему, писать надо о том, что было – то есть о реальной жизни. А это не так-то просто и очень ответственно – не слукавить и не сфальшивить, описывая реально происходящее, в том числе трагические ситуации.

Главное, чтобы любые, самые важные и интересные сами по себе события не описывались ради самих событий. Чтобы самое закрученное действие в романе, повести, рассказе оканчивалось чем-то светлым и жизнеутверждающим.

Сегодня многие книги пронизаны духом насилия и жестокости. Да, мир зачастую таков. Но в идеале в искусстве всё должно быть не разрушительно, а созидательно – и литература, и спектакли, и фильмы. Я старался вложить в свою книгу именно созидательные смыслы, и, надеюсь, что люди, которые пришли посмотреть спектакль, это почувствовали и внутренне со мной согласились.

– Кому  Вы адресуете и книгу, и  спектакль? 

– Я обращаюсь к людям разных возрастов и с разным жизненным опытом, что касается молодежи, то, скорее всего, это читатель старше 16 лет, потому как в книге описано много тяжелых моментов и совсем юным читателям с хрупкой душой надо еще подрасти. Словом, и книга и спектакль и для взрослых, и для молодых людей.

В наши дни такое понятие как «золотая молодежь» приобретает негативный оттенок, под ней подразумеваются вовсе не лучшие и достойные молодые люди нашего времени. Поэтому, считаю, просто необходимо писать о настоящей золотой молодежи, надо показывать лучшие примеры, потому что они существуют, просто, как все хорошее, не заявляют о себе громко.

Когда рассказываешь молодежи о службе воинов-интернационалистов в том же МГУ, весь зал, замерев, слушает. И именно эти молодые люди, студенты, и есть те благодарные читатели, для которых нужно работать. Одна моя последняя книга «Время подумать о главном» адресована молодым людям, подросткам и даже детям, в ней содержится много живых фрагментов, взятых из действительности.

Сегодня часто сетуют на сложное время, но именно в наши дни автору есть о чем писать.

– Как Вы считаете, удалась ли постановка? Насколько она тонально совпала с произведением, с авторским видением темы?

– Думаю, постановка выдержана  в духе книги, и она очень совпала с моим ощущением описанного времени и событий. Многие части спектакля даже не претерпели режиссерской интерпретации и были взяты напрямую из текста. Например, трагический и в чем-то даже мистический радиообмен экипажа перед его страшной гибелью режиссер и творческий коллектив актеров воспроизвели полностью.

Увы, говоря о войне, не избежать рассказа о самых страшных и жестоких ее моментах. Но этот доведенный до предела трагизм не вводит человека в отчаяние и в страх, а, наоборот, помогает выбраться из темноты на свет, вслед за героями подняться через страдания к радости. Надеюсь, юным читателям захочется быть похожими на моих героев – простых, честных, мужественных и немногословных ребят, которые делом, а не словом послужили Отечеству и исполнили свой долг.

Спектакль назван он по-другому – «Взбранной Воеводе. Записки афганца». Этим режиссер хотело подчеркнуть помощь Богородицы русским воинам.

Наверное, спектакль удался благодаря тому, что молодые талантливые актеры искренне прониклись моей книгой и ее смыслами и прекрасно сыграли. На подмостки вышли ведущие артисты, звезды московских театров Елена Юркина, Сергей Борзов, Олег Федькушов, Андрей Школдыченко. Все они имеют звания лауреатов и номинантов конкурсов международного и межрегионального уровней, участвовали в телепроектах.

Музыкальная часть спектакля – это не только записи современных мелодий, но и классические произведения, исполненные молодым пианистом Олегом Кирчевым, победителем конкурсов различных уровней.

И, конечно, взаимодействие получилось благодаря тому, что литературно-музыкальный спектакль поставил Александр Поляков – сценарист, режиссёр, автор и соавтор творческих проектов, постановщик всероссийских и международных мероприятий. Его деятельность оценена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (записи о  постановках занесены в журнал Святейшего Синода).

– Виктор Николаевич, в спектакле звучали стихи и проза православных поэтов и писателей. Чьи это произведения? Как Вы считаете, почему именно они по замыслу режиссера послужили  иллюстрацией к Вашему тексту ?

– Действительно, в постановке есть место большим цитатам современных авторов. Это стихи Юрия Кублановского, Юлии Вознесенской и других православных писателей. Они глубоки, многозначны, создают особое звучание, придают новые акценты, слогом украшают сценическое действие.

– Интересно, где в последнее время можно было посмотреть  этот спектакль?

– Премьеры прошли по всей России. Спектакль побывал в Храме Христа Спасителя в Москве, в Калужской государственной филармонии, в филармониях в Воронеже, в Краснодаре, Кавказских Минеральных Водах, в Самарском театре оперы и балета, во Дворце молодежи в Туле, и везде постановка была тепло встречена зрителем.

Любовь к Родине – очень личный вопрос

Напомним, что недавно председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) поставил перед церковной и светской общественностью актуальный вопрос о патриотическом воспитании молодых людей.
NOV 1653 225x300 - «Живый в помощи. Записки афганца»: урок мужества от реальных героев

По мнению владыки Илариона, необходимо вести его гораздо активнее, иначе наша страна потеряет лучших своих молодых сынов и дочерей.

Владыка Иларион (Алфеев) считает, что любовь к родному Отечеству – «это вопрос, на который каждый человек должен для себя сам ответить», при этом он отмечает, что «очень важный фактор – это то, что называется патриотическим воспитанием в школе».

«К сожалению, наша школа сейчас не в полной мере, на мой взгляд, выполняет эту задачу. Не случайно мы то и дело слышим о тех молодых людях, школьниках, которые говорят, что их самое большое желание – уехать из России», – замечает он.

Для Владыки очевидно, что молодые люди принимают такое решение «в той социокультурной среде, где патриотическому воспитанию не уделяется должного внимания».

Очевидно и другое – ничто, кроме любви к Родине, не способно так убедить молодежь реализовать свои таланты и ум в России, а не за рубежом.

Надеемся, проза Виктора Николаева и других православных авторов, а также постановки и экранизации по ним послужат этим добрым целям.

Читайте книгу «Взбранной воеводе. Записки афганца» Виктора Николаева на портале «Азбука веры».

Валентина Киденко

Фото из открытых источников

Добавить Gravatar Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*