Как воспитать у детей христианское отношение к еде?

Как воспитать у детей христианское отношение к еде?

(9 голосов5.0 из 5)

О хлебе насущ­ном мы молимся каж­дый день в молитве «Отче наш». Как научить ребёнка ува­жи­тельно  и береж­ливо отно­ситься к тому, что появ­ля­ется на его столе? И как мы сами отно­симся к хлебу, кото­рый не так легко нам даётся?

Для малень­ких детей еда в пря­мом смысле слова спус­ка­ется с неба. Её  спус­кают откуда-то сверху и ста­вят перед ними мамины и бабуш­кины боль­шие руки. Малышу трудно понять, что хлеб насущ­ный добы­ва­ется взрос­лым тру­дом мно­гих людей и при этом даётся Богом.

И какой мла­де­нец не любит выма­заться тво­рож­ком или рас­кро­шить в кулачке хлеб­ный мякиш и щедро уго­щать им каждого?

nikolaev 025 b - Как воспитать у детей христианское отношение к еде?

Но в ходе взрос­ле­ния про­стую истину необ­хо­димо объ­яс­нять. Когда ребенку два с поло­ви­ной или три года, он уже в состо­я­нии пони­мать, что его еже­днев­ная тра­пеза – это цен­ность: Бог дал, фер­меры собрали, мама при­го­то­вила, бабушка кормит.

Играть и бро­саться едой в сверст­ни­ков очень весело, но совер­шенно недо­пу­стимо. Нашим пра­ба­буш­кам, кото­рых в боль­шин­стве уже нет в живых – пере­жив­шим голод и войну – такое и не снилось.

Между тем, наши детки с пищей не цере­мо­нятся: дома и в дет­ском саду, школе, кино, в гостях сорят и мусо­рят, без­жа­лостно выки­ды­вают. Век отно­си­тель­ного пище­вого бла­го­по­лу­чия накла­ды­вает свой отпечаток.

Но есть пони­ма­ние цен­но­сти насущ­ного хлеба гораздо более древ­нее, чем то, что при­шло с войны. Это пони­ма­ние христианское.

Стол, тра­пеза, хлеб, вино, вода и рыба – те сакраль­ные сим­волы, кото­рые впле­тены в еван­гель­скую ткань. Именно они фигу­ри­руют в прит­чах, говоря нам через про­стоту быта о слож­ных духов­ных понятиях.

Хри­стос, про­по­ве­дуя Бога Живого, идет от про­стого к сложному.

«Бого­сло­вие – потом. Сна­чала – хлеб…», – счи­тает  мис­си­о­нер, пра­во­слав­ный писа­тель и бло­гер про­то­и­е­рей Андрей Тка­чёв, ведь начи­нать раз­го­вор о вере с детьми тоже надо с малого.  Научим  же ребёнка ценить и ува­жать пищу.

Слово свя­щен­нику.

original - Как воспитать у детей христианское отношение к еде?

«Богословие – потом. Сначала – хлеб…»

«Давайте посмот­рим на нашу пищу. Мыс­ленно откроем наши холо­диль­ники. И кое-что поймем.

В Еван­ге­лии люди поели, оста­лись объ­едки… Ничего не выбро­сили. Их собрали в короба и с собой унесли. Это нам с вами ука­за­ние на то, что пищу выбра­сы­вать нельзя. Пища – это дар Божий. 

Нужно поку­пать при­мерно столько, сколько ты съешь. И новое поку­пать, пока ста­рое не съел – грешно.

Совре­мен­ный чело­век, при­ез­жа­ю­щий в мега­мар­кет на машине, уво­зя­щий оттуда две-три тележки, горой нава­лен­ные, при­во­зит всё это домой, выбра­сы­вает недо­еден­ное, загру­жает новое…

Сто про­цен­тов – через неделю треть недо­еден­ного он снова выбро­сит и новое загру­зит. Это – грех. Одно­знач­ный грех. Выли­вать борщи в уни­таз – грешно. Хлеб выбра­сы­вать в мусор – грешно.

Если у вас есть куры, сви­ньи, овцы, козы – ладно. У вас все это пой­дет в хозяй­ство. Но мы ведь живем «на эта­жах». Или в домах безо вся­ких коз и кур.

Пожа­луй­ста, не будьте Плюш­ки­ными. Не давайте плес­не­веть еде в холо­диль­нике. Будет голод, не дай Бог, это все при­пом­ните потом. Недо­еден­ное, выбро­шен­ное, выплю­ну­тое, недожёванное.

Надо отно­ситься к еде, как к Божьему дару.И еще. Когда Гос­подь бла­го­слов­лял хлеба, Он воз­вел очи на небо и только потом начал раздавать.

Перед едой и нам надо смот­реть на небо. Нужно помо­литься Богу, даже если в обще­пите кушаете. 

Если в «Яки­то­рию» какую-нибудь зашли, суши зака­зали, сна­чала посмот­рите на небо. Вас никто не обя­зы­вает «Отче наш» в голос читать. 

Но вы гла­зами пере­кре­стите еду: «Боже, бла­го­слови!» И начи­найте есть.

Надо перед едой смот­реть на небо!

Один ста­рень­кий батюшка при­е­хал в город к своим духов­ным чадам, и они ему накрыли очень хоро­ший стол. Он начал перед едой «Отче наш» читать, они ему гово­рят: «Батюшка, вы, навер­ное, из села при­е­хали. У вас там перед едой все так молятся?»

Он гово­рит: «Нет. Коты, коровы и собаки так, без молитвы едят. Люди молятся. Осталь­ные – нет».

Нельзя без молитвы есть – нужно смот­реть на небо перед тем, как ты сел поесть.

Чело­век может «жрать», может «вку­шать». Может «есть» – это-то сред­нее… Вся­кое бывает. Во Адаме. Во Хри­сте. И по-бесовски. 

Нужно – «вку­шать». В край­нем слу­чае – «есть». Ино­гда гово­рят, что это слово – лакей­ское какое-то. А мне нра­вится оно. Вку­шать, вку­сить, кушать. В нем нет ничего плохого. 

Надо вку­шать пищу с бла­го­да­ре­нием и обя­за­тельно перед едой смот­реть на небо.

Есть еще такая исто­рия про двух мона­хов. Они жили друг от друга неда­леко. И один из них выра­щи­вал бобы. Эти бобы как-то гото­вил себе, ел и не всё доедал. Выбрасывал.

А вто­рой заме­чал это за ним и эти бобы под­би­рал. Под­би­рал недо­еден­ное. Пере­брал, пере­ва­рил, доба­вил чес­ночка, спе­ций каких-нибудь, пере­жа­рил и при­гла­сил пер­вого монаха к себе на трапезу.

И уго­стил его выбро­шен­ным им. Тот поел и гово­рит: «Какая хоро­шая еда!» А вто­рой: «Это всё то, что ты выбра­сы­ва­ешь в тече­ние недели. Неделю я под­би­раю, а в вос­кре­се­ние тебя уго­щаю тем, что ты выбрасываешь».

Тому стало стыдно, и он пере­стал выбра­сы­вать еду.

Это очень важ­ные вещи. Пони­ма­ете? Видишь, что чело­век бро­сил хлеб на пол и пошёл. Знайте, чело­веку при­дется пого­ло­дать. При­дется пого­ло­дать! Нельзя отно­ситься к еде абы как.

Смо­жешь – доешь. Не смо­жешь – птич­кам покроши. Это не бен­зин для машины. Это – дар Божий. Дар Божий человеку.

Чело­веку трудно оса­та­неть, если он пони­мает эле­мен­тар­ные вещи. Если он не плюет в коло­дец, не кла­дет ноги на стол, не сме­ется над кале­кой, делится тем, что он зара­бо­тал, с нуж­да­ю­щи­мися и нищими, в вос­кре­се­ние ходит в храм, ува­жает старика.

Чело­веку трудно отпасть от Бога, потому что в него вло­жили важ­ные, мощ­ные вещи.

Мы сего­дня в этой цел­лу­ло­ид­ной, в этой кар­тон­ной, бетон­ной, пласт­мас­со­вой, ком­пью­тер­ной циви­ли­за­ции нуж­да­емся в том, чтобы нам в душу вло­жили важ­ные про­стые вещи.

Бого­сло­вие потом. Сна­чала – хлеб, вода, дере­вья, люди, птицы, дети. Вот это все нужно вло­жить в душу. Понять это все. «Кто любит при­роду, того Бог не оста­вит», – ска­зал рав­ноап­о­столь­ный Косьма Этолийский.

Бере­гите дере­вья – дере­вья вас спа­сут. Гоне­ния будут – вас леса укроют. Голод будет – вас лес накор­мит. Бере­гите дере­вья – не ломайте ветки. Не топ­чите клумбы.

Бере­гите при­роду. При­рода вас спа­сет. Как в той сказке, помните? Девочка бежит, а яблонька ее вет­ками укрыла, а печка ей пирожки дала. Вот так оно в жизни и бывает.

Если ты отно­сишься к миру по-Божьему, то Бог через мир тебе помо­жет: там – согреет, там – спа­сёт, там – защи­тит, там – поми­лует, там – обогатит.

А иначе – ты будешь бесом, а бес – не бла­го­сло­вен. Всё ломает, топ­чет, кру­шит, пор­тит, всюду плюет. Осквер­няет всё кру­гом – и ничего ему не мило, ничего ему не радостно.

С таким бесов­ским серд­цем живут люди сего­дня. Разве это хорошо?

Это очень про­стые вещи. Очень про­стые. Но очень важ­ные. И мы сего­дня нуж­да­емся в очень про­стых вещах…»

Источ­ник цитаты: Интер­нет-канал про­то­и­е­рея Андрея Тка­чёва 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки