сайт для родителей

Как воцерковить детей — прот. Виктор Грозовский

Print This Post

2587


Как воцерковить детей — прот. Виктор Грозовский
(4 голоса: 5 из 5)

Протоиерей Виктор Грозовский является отцом девяти детей. Поэтому все, о чем батюшка говорит — выверено собственным опытом священника и родителя. Это придает особую ценность знакомству с предлагаемыми вопросами и ответами.

На вопросы отвечает протоиерей Виктор Грозовский

1. ВОПРОС: Понятно, что ничего, кроме доброго, от приобщения детей с младенческого возраста к Церкви не будет. Однако не окажется ли, что дети станут приобщаться, так сказать, формально, и самостоятельного, свободного прихода к вере не получится? К тому же Господь и без всяких наших стараний любит детей.

Отвечая на этот вопрос, хотелось бы обратить ваше внимание на реплику: «К тому же Господь и без всяких наших стараний любит детей».

Да, это так! И действительно, Господь, обращаясь к нам, взрослым, говорит: …пустите детей приходить ко мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие (Мк.10:14). Бог открывает для наших детей Мир блаженной Вечности, но мы, родители, учителя, наставники и всякого рода воспитатели, очень часто (хорошо если на бессознательном уровне, а бывает и сознательно) стараемся захлопнуть перед ними врата Вечной жизни, обрекая их и себя на вечную гибель.

Возможно кому-то покажется, что я сгущаю краски и уклоняюсь от прямого и ясного вопроса: о свободном приходе, выборе детьми веры.

Это не так! Вдумаемся. Что стоит за декларацией неформального, свободного формирования религиозного сознания у детей?

а) Неумение родителей вести ребенка к вере (по причине своего элементарного религиозного невежества в этом вопросе);

б) Нежелание воспитывать в вере (по причине боязни гонений, прещений и прочих карьерных соображений; что не ушло еще в прошлое, но часто высвечивается на экране настоящего, будущее не берусь предсказывать);

в) Отрицание самой веры (по причине атеистического взгляда на духовный и материальный мир, на происхождение самого человека — Homo sapiens).

Список причин можно было бы продолжить, но, думаю, достаточно указать на основные, которые мешают формированию личности, любящей Бога и людей. «Не будем беспечными, зная, что дети, хорошо настроенные в отношении к Богу, будут честными и отличными и в отношении к настоящей жизни» (свт. Иоанн Златоуст).

Мы часто любим сравнивать душу человека с нежнейшим, тонким, живым и сложным инструментом. А коль это так, то душа-инструмент должна быть и мастерски настроена, чтобы ее звучание не вызывало у слушателей чувство горького сожаления, раздражения и открытого неприятия. Где же взять такого настройщика? Ответ один: это БОГ! Через Свою Святую, Соборную и Апостольскую Церковь Он формирует Личность, которая изначально была сотворена как Образ и подобие Божие.

Но не только через Храм происходит воспитание детей. Путь этот пролегает и через семью, через так называемую домашнюю Церковь. Когда маленький и беспомощный человечек приходит в этот жестокий и грохочущий мир, мы всячески стараемся сохранить ему жизнь, ограждая его от холода, голода и физических травм. Младенец, подобно молодому деревцу, нуждается в прививке, дабы выросли красивые и вкусные плоды. Не сделав это вовремя, мы рискуем вырастить, может, и большущее дерево, но с плодами горькими и негодными к употреблению.

Приобщение ребенка к Церкви совершенно необходимо! И оно начинается не с момента рождения и Крещения младенца, а гораздо раньше, еще в утробе благочестивой и верующей матери, через приобщение ее к церковным Таинствам Покаяния и Причащения Святых Христовых Тайн. Как же можно не понимать того, что Божественная благодать нисходит как на будущую мать, так и на ее плод, находящийся в утробе! Правда, сам вопрос, заданный автору статьи, признает Церковь носительницей добра. А раз так, то хочется вопрошающему ответить народной поговоркой: «От добра добра не ищут!»

Теперь посмотрим на проблему иначе, а именно: предположим, что мы никак не воспитываем душу ребенка. Где гарантия, что она не превратится в «дикую маслину»? Давайте будем беспечно, как говорит святой Иоанн Златоуст, взирать на блуждание юной души по лабиринтам нашей запутанной жизни, где много ложных входов и выходов. Рискуем! Душа человека может так никогда и не выйти на Свет Божий. Мы должны ей помочь найти путь истинного Света, истинного Добра и истинной Любви, без которых невозможно само существование человечества.

Любовь Божественная — это вечная Жизнь. Зло сатанинское — это вечная смерть. Предлагается выбор: Жизнь или смерть?

И что же тут думать? Мы, верующие, выбираем Жизнь!

2. ВОПРОС: Так или иначе, но смущает иногда протестантский взгляд: детей, мол, не должно крестить во младенчестве, когда они этого не осознают, а вырастут — пусть решают и выбирают сами. Почему мы, православные, считаем, что это неверно?

Ответ частично содержится в ответе на первый вопрос. Попробуем и на этот раз разобраться. Выше мы уже говорили о том, что Божия благодать преподается (снисходит) от Господа через церковные Таинства. Есть ли смысл лишать ребенка Божественной благодати, дожидаясь, пока он вырастет и решит — креститься ему или обрезаться? Вспомните: «Не мешайте детям приходить ко Мне…» А если человек вообще не сделает никакого выбора и обречет себя на безблагодатное существование?

А если он не доживет до сознательного возраста? Тогда как за него молиться? По канонам Православной Церкви имя некрещеного человека не заносится в синодик и не произносится на ектениях за богослужением. Похоже, протестанты скептически относятся к вопросу о Божественной благодати. Для них важен выбор человеческий, им кажется, что в центре вселенной стоит некая личность, держа в руках Декларацию прав и демократических свобод человека. Из Евангелия же мы знаем, что не Апостолы избрали Господа нашего Иисуса Христа своим Учителем и Спасителем, но Он — Сам. Не вы Меня избрали, а Я вас, чтобы вы шли и приносили плод… (Ин.15:16).

В пользу Крещения младенцев говорит и факт из Деяний святых Апостолов: святой апостол Петр, произнеся пламенное слово перед иудеями, в один день крестил около трех тысяч душ, среди которых, наверняка, были и младенцы; …охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч (Деян.2:41).

В Православии существует Институт крестных родителей, которые в народе почитаются на уровне биологических, а иногда и выше. Они называются: крестный отец и крестная мать или просто — крестный, крестная. Крестные родители обязаны следить за духовным развитием своих крестников и крестниц, регулярно приобщая их Святых Христовых Тайн. В Православии центром литургической жизни является Евхаристия. Под видом хлеба и вина человек вкушает Само Тело Христово и Саму Его Кровь, дабы мистически, чудеснейшим образом соединиться в этом Таинстве с Самим Господом нашим Иисусом Христом. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им, и сказал: примите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая (Мк.14:22-23).

По православным канонам некрещеный человек не может быть участником евхаристического общения, без которого ставится под сомнение полноценность духовного развития личности. Лишая младенца Таинства Крещения, мы тем самым препятствуем действию Божественной благодати в ребенке. Так можно ли крестить человека в младенческом возрасте, когда он сам, как говорят протестанты, юридически не дееспособен и не разумен, и не может исповедовать Евангельскую доктрину? Православные отвечают: не только можно, но и должно!

Да, ребенок не знает, что такое Церковь, каковы принципы ее устройства, чем она является для народа Божьего. Одно дело знать, что такое воздух, а другое дело дышать им. Какой врач откажет заболевшему преступнику в оказании медицинской помощи, сказав: сначала пойми причину твоего заболевания, а уж потом я буду лечить тебя? Абсурд! Можно ли оставлять детей вне Христа (а Крещение всеми христианами понимается как дверь, вводящая в Церковь Христову) на том основании, что нормы римского права не признают в них признаков «дееспособности»?

Душа человека, по природе своей, — христианка. Согласны ли протестанты с таким суждением Тертуллиана? Думаю, что — да! Значит, стремление человека ко Христу, а не противление Ему, естественно для души. Но злая воля старается отклонить это стремление от Источника жизни. Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3,5).

Если обратиться к Библии, то можно увидеть, что в Ветхом Завете было несколько прообразов Новозаветного Крещения. Один из них — обрезание. Оно было знаком Завета, знаком вхождения в народ Божий, в том числе и детей. Совершалось оно на восьмой день после рождения мальчика. Младенец становился членом Церкви, членом народа Божия. (Быт.17,9-14).

На смену Ветхому Завету пришел Новый. Ведь не может быть, чтобы в результате смены Заветов младенцы были бы лишены возможности стать членами Церкви. Церковь — народ Божий. Возможно ли существование народа без детей? Конечно, нет! Признавая таинство обрезания (у иудеев) или Таинство Крещения (у христиан), родители включают своих детей в состояние Завета, в состав народа Божия для того, чтобы малыши находились под благодатной Божией защитой. «Как некогда еврейские дети в ночь самой страшной египетской казни спаслись от погубления кровью агнца, нанесенной на дверные косяки, так в христианскую эпоху от ангела смерти дети защищаются Кровию Истинного Агнца и Его печатью — Крещением» (Св.Григорий Богослов. Творения. М., 1994, т.2, с.37).

Бог есть Дух, а Дух дышит, где хочет. Почему же протестанты полагают, что Дух не желает действовать в детях?

Даже столп протестантизма Мартин Лютер в 1522 г. осудил отвергавших детское Крещение. Он сам был крещен в детстве и отказывался перекрещиваться. «Засим говорим мы, что для нас не самое важное, верует или не верует крещаемый; ибо от того не делается Крещение неистинным, но все зависит от слова и заповеди Божией. Крещение есть не что иное как вода и Слово Господне, одно при другом. Вера моя не творит Крещение, но воспринимает его» (Лютер М. Большой Катехизис. 1996). Как видим, для Лютера, как и для православных христиан, Крещение есть Таинство, в котором действие благодати Божией распространяется как на взрослых, так и на детей.

3. ВОПРОС: Обязательно ли посещать Воскресную школу? И какой в этом прок для жизни, которая ребенку предстоит?

Вы спрашиваете о целесообразности посещения Воскресной школы. Какой от этого прок в жизни, в которую ребенку предстоит вступить?

Сказать, что Воскресную школу обязательно или необязательно посещать — значит, ничего еще не сказать. И, конечно, однозначного ответа на этот вопрос не может быть. И все-таки не лишим себя возможности поразмышлять в поисках приемлемого ответа.

Сама жизнь, в которую предстоит вступить ребенку, неоднозначна. Она вбирает в себя две области бытия: духовную и материальную. Эти две области не существуют абсолютно отдельно одна от другой, а находятся в тесной взаимосвязи, часто завися друг от друга. Человек — существо не только биологическое (материальное), но и духовное, и качество его жизни зависит не только от физического самочувствия и стремления к материальному, но и от души, от ее устремленности к миру духовному: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4,4).

В свое время (до перестройки) советское общество как бы делилось на два слоя: на «физиков» и «лириков». «Физики», грубо говоря, — это те люди, которые воспринимали мир как конструкцию, управляемую законами материального, физического существования вселенной и человека. Законы духовного бытия как бы не принимались в расчет или не учитывались во взгляде на происхождение мира и человека.

«Лирики» же, наоборот, считали, что мир духовный (впрочем, в определение «духовный» вкладывалось преимущественно значение: «душевный») важнее материального. Он — точка отсчета. Но это совсем не означает, что все «лирики» были верующими, а «физики» — безбожниками. Грань между теми и другими может определить только Бог. Признаки же того или иного взгляда на способ существования человека в мире и обществе часто проявляются в его отношении к вопросам политики, экономики, нравственности и, наконец, религии.

Сейчас, несмотря на демократизацию и плюрализм, наше общество не выглядит базисным, стоящим на твердом и верно заложенном фундаменте. Пока что оно — никакое. Пришли «прорабы перестройки» — начали крушить и ломать. Сломали! Что делать? Другие подсказали — оказалось не то. Третьи — перечеркнули весь проект и стали придумывать новый, обещая порядок и достаток всем членам общества в неопределенном будущем. И это — «честное» обещание, в отличие от обещаний коммунистов, собиравшихся построить «светлое будущее» к 1980 году. В народе есть поговорка: «Человек полагает, а Господь располагает». Все же наш народ мудрый. Мудрость его состоит в том, что он чувствует, какой путь ведет в Жизнь, а какой — в смерть.

Но недостаточно чувствовать или понимать правильность того или иного выбора, необходимо правильно действовать. А вот действие-то и зависит от умения бороться со злом, с диаволом, с «духами злобы поднебесной». Церковь не столько объясняет свое понимание зла, сколько ссылается на свой непрерывный опыт борьбы с силами зла. Для Церкви зло — не миф и не отсутствие чего-либо, а именно реальность, присутствие, с которым нужно бороться Именем Христовым. Велики силы зла, толкнувшие некогда Святую Русь, ее народ на путь погибели. Зло действует через людей, в души которых оно вселяется.

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом свой, откуда вышел». И придя, находит его выметенным и убранным. Тогда идет, и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там. И бывает для человека того последнее хуже первого (Лк.11:24-26).

Церковь также знает, что врата ада были разрушены и что другая — светлая и благая сила — вошла в мир и заявила свое право на владычество и на изгнание узурпировавшего это владычество князя мира сего. С пришествием Христа «мир сей» стал полем борьбы между Богом и диаволом, между подлинной Жизнью и смертью. И в этой борьбе мы участвуем все. Родители же или их взрослые дети, безучастно взирающие на эту борьбу (по причине религиозного невежества, безбожия или греховной лени), рискуют подвергнуть себя отупляющей скуке вселенского захолустья секуляризма.

Жизнь, предлагаемая «миром сим», может стать трагическим испытанием или просто смертью: духовной и даже физической.

Родители не хотят смерти детям, как и дети родителям. И вот это стремление к Жизни, как к чему-то Светлому и Вечному, не позволяет остановиться «вселенскому сердцу», а подвигает его на борьбу до конца.

И «физики», и «лирики»принимают, кто осознанно, а кто нет, участие в этой борьбе. Но не все люди научены приемам ведения войны. Скажем больше, не все христиане знают, как нужно бороться с врагом. И кто понимает, что необходимо овладеть знаниями и методом борьбы со злом, тот идет туда, где этому учат; учат различать, где Добро, а где зло, видеть, где Свет, а где тьма, а, главное, надеяться не на «князей мира сего», а на Творца Всего видимого и невидимого мира, на Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу.

Конечно, и родителям, сомневающимся в бытии Бога, вероятно, может прийти в голову мысль: не отправить ли своего ребенка в Воскресную школу? Так, на всякий случай: а вдруг Он (Бог) есть, а вдруг дитяти в жизни больше повезет, чем нам?

Но и не сомневающиеся в бытии Бога родители могут задать вопрос: обязательно ли отдавать дитя в Воскресную школу? Что она, эта школа, даст ему для освоения престижной профессии и будущего безбедного существования? Таким образом, однозначного ответа не получается. Все зависит от жизненной сверхзадачи, которую ставят родители перед собой и детьми. Я знаю примеры, когда папы и мамы, отправляя малышей в Воскресную школу, сами садятся с детьми за парту и начинают изучать азы Православия. Есть и другие примеры, когда прагматики смотрят практически на жизнь своего ребенка, считая, что его занятия должны обеспечить ему в будущем престиж и достаток. Такие родители необязательно безбожники. Их «мудрость» — житейская, земная.

В начале статьи мы говорили, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Но повторим: все зависит от родителей, от их правильного понимания той главной сверхзадачи, которая определит их образ действий в воспитании собственных детей. В заключение прислушаемся, дорогие родители, к совету святого Иоанна Златоуста: «Не так полезно образовать сына, преподавая ему науки и внешние знания, посредством которых он станет приобретать деньги, сколько — научить его искусству презирать деньги. Если хочешь сделать его богатым, поступай таким образом. Богат не тот, кто заботится о большем стяжании имения и владеет многим, а тот, кто ни в чем не имеет нужды» (Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. 1993 г., изд. Св-Троицкой Сергиевой Лавры, т. 2, стр. 200.).

Мы живем в обществе, утратившем настоящие ценности и, вследствие этой утраты, обретшем полную неразбериху во многом, в том числе и в воспитании и образовании детей. В системе общеобразовательной школы сейчас такие пробуксовки, что теряется всякая надежда на поступательное движение вперед — к Добру и Свету. Когда-то было разрешено властями факультативное преподавание в школах «Закона Божия», нынче запрещено.

Но, ведь «не хлебом единым…» Где же услышать животворящий Глагол Божий, без которого человек превращается в злобного и жестокого зверя? — В Церкви, которая, по учению Святых Отцов, является школой благочестия! В благочестивой православной семье! Церковь, семья и школа — радиусы окружности, центростремительная сила которых направлена в Центр, к Единому Богу! Каков вывод? Решать вам! Выбирайте!

4. ВОПРОС: Не хочет ребенок идти к исповеди или просто в храм, надо ли его принуждать?

В Евангелии сказано, что Царство Божие нудится, то есть берется трудом. Как объяснить ребенку, что лень — это грех, и грех немалый? Способны ли родители дать дитяти хоть какое-то понятие о грехах вообще? Что надо знать о них и, наконец, как избавляться от той грязи, которая накапливается в душе человека?

Сатана — отец лжи, отец всякой неразберихи и раздоров, поборник разрушения и ленивого застоя — враг всякого порядка и созидания. Не вражий ли голос гремел над запутавшейся и обманутой Россией: «… мы старый мир разрушим до основанья, а затем…» Что было «затем», старшее поколение знает не только по книгам, но и по собственному опыту, а молодому — придется еще долго-долго разбираться, в какой стране оно живет сейчас, поскольку история ее десятки раз перекраивалась политиками и идеологами разных мастей. А может и не надо копаться на «свалке прошлого?» Что это дает? — Нет, надо, и дает многое! Мы обретаем способность анализировать прошлое и, оставив все худое в нем, двигаться к благодатному будущему. Этому родители должны учить детей. Великое дело — пробудить в ребенке сознание, научить мыслить, потому что ленивая мысль не может подвигнуть на активное действие. Знакомство с историей, почерпаемое детьми из школьной программы, необходимо дополнять сведениями об истории христианства.

Безусловно, не все дети рождаются одинаковыми: одни тяготеют к уединению, другие — к общению, но задача родителей одна — привить (воспитать) тяготение к Богу! Как это делается? По-разному! Было бы желание, а Господь поможет не заблудиться — потому что «Его пути неисповедимы». Но, думаю, что один из основных путей, по которым надо идти папам, мамам и детям, — это путь благочестия. «Если бы благочестие сделалось как бы законом и властью, если бы мы детей своих прежде всего наставляли быть друзьями Божиими, и учили, больше всех и прежде всех прочих наук, духовным, то прекратились бы все скорби, настоящая жизнь освободилась бы от бесчисленных зол, и, что говорится о будущей жизни, именно, отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание (Ис.35:10). Этим мы наслаждались бы уже и здесь» (Св. Иоанн Златоуст. Указ. соч., т. 2). Но, забегая вперед, скажу: большинство родителей и воспитателей имеют весьма и весьма смутное понятие о благочестии. Это слово состоит из двух понятных частей: «благо» и «честь». Воспитание благочестивых чувств и мыслей в человеке не может происходить вне Церкви и, конечно, семьи. Семья — домашняя Церковь, она является школой любви, школой жизненного опыта, духовного возрастания и познания Слова Божия. Ребенок впервые знакомится здесь, в семье, с проповедью Евангелия Царствия Божия, с заповедями, которые сам Бог заповедал нам. Не может быть никакого благочестия у сына или дочери, которые дерзки с родителями и, что называется, ни во что их не ставят, нарушая этим пятую заповедь Десятисловия: «Чти отца своего».

Святитель Феофан Затворник советует родителям прежде всего иметь в себе веру и благочестие, как мощное средство к воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях. Нам, родителям, необходимо научиться страху Божию самим и воспитать его в детях, без чего невозможно благоговейное отношение к Церкви и ее благодатным Таинствам. Начало мудрости — страх Господень (Притч.1:1,7). И слова Екклесиаста, сына Давидова, вторят Соломоновым Притчам:Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо (Екк.12:13-14).

Множество страждущих пап и мам, жен и мужей, юношей и девушек идут в храм Божий, но все-таки идут не все. Многие идут к экстрасенсам, психологам и прочим «целителям» — с одним желанием: найти помощь и избавление от физического или духовного недуга. Причем вопрошающие часто бывают категоричны и требовательны в получении ответа на тот или иной жизненно важный вопрос.

Мне об этом известно не гадательно, а доподлинно, как священнику; это напоминает приход человека в аптеку за лекарством, без рецепта, но с желанием приобрести наиболее эффективное, которое бы сразу сняло всю боль страдающего организма. Скажу откровенно: не во всех случаях удается помочь! Лечение (души) надо проводить в комплексе, составляющие которого по составу и количеству разные. Так вот и сейчас, отвечая на вопросы, невозможно однозначно ответить: принуждать или не принуждать ребенка просто (лукавое это слово — «просто») ходить в храм, если он не хочет исповедоваться. Все зависит от Бога и, конечно же, от самих родителей: насколько они мудры, тонки и благочестивы. Если этого ничего в них самих нет, то необходимо набраться мужества и терпения и начать собственный путь — через воцерковление, очищение, прежде всего, себя — от греховной скверны, призывая в горячей молитве Имя Самого Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он явил Свою милость на непокорное чадо и просветил Светом разума и благочестия. Молитва — первое средство в деле воспитания детей в христианском благочестии. Молиться можно и за Божественной Литургией, и на молебне после нее, и дома, и в пути, — словом, везде. Мы, призывая Имя Божие, также просим заступничества у Божией Матери. Просим святых, Богу угодивших, о предстательстве у Престола Господа Славы и даровании нам Духовных даров, о помощи в благоугодных делах. Например, при недостаточном благочестии детей мы обращаемся к святой мученице Софии, чтобы призвать ее в помощь понести наши труды. Труд родителей по воспитанию детей далеко не всегда наполнен радостью, но часто и слезами. Да будут нам утешением слова псалмопевца Давида: Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью (Пс.125:5). Значит, будем сеять. Что же касается принуждения, то поменяем этот метод на метод убеждения и просвещения наших детей в духе Любви Божественной Истины!

5. ВОПРОС: Когда все-таки в духовном воспитании бывает необходимо принуждение — или вера и духовность предполагают полную личную свободу?

Снова принуждение! Отвечая на предыдущий вопрос, мы предлагали поменять метод принуждения на метод убеждения. В Царство Божие нельзя загонять человека под дулом автомата. Поместив первых людей (Адама и Еву) в Рай, Творец предоставил им полную свободу распоряжаться собою и всем, что их окружало. Но при этом предупредил:…от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.2:16-17).

Свобода — величайший дар Божий разумному человеку; человек без свободы немыслим потому, что он сотворен Самим Богом, Который есть Носитель абсолютной Свободы, так как никем не сотворен, но является Сам Творцом всего сущего: видимого и невидимого мира. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему… (Быт. 1,26).

Но вместе с тем свобода таит в себе и огромную опасность как для того, кому она дана, так и для всего мира. Бог предоставил человеку полную свободу, но как люди ею воспользовались?

Вся история мира — это история борьбы добра со злом, с тем злом, которое человек внес в мир, пользуясь своей свободой. Иногда у людей возникает в душе недоумение: неужели Бог, создавая человека свободным, не мог сделать так, чтобы Его творение не грешило? Но это уже ограничение. Свобода означает отсутствие каких-либо ограничений человека со стороны Бога, Который ничего не навязывает нам. Если бы человек был насильно принужден не грешить, если бы Рай был для него внешне навязанным, обязательным, то какая же в этом была бы свобода? Такой Рай, наверное, показался бы людям тюрьмой. Бог не обязывает людей даже верить в Свое существование, предоставляя полную свободу человеческой совести и человеческому разуму. Апостол Павел в своем послании к Галатам говорит: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти… (Гал.5:13).

Стремление угодить своей плоти, удовлетворить свои страсти и свою похоть лишает человека свободы, делая его рабом и пленником греха и тления. Всякое принуждение противоречит понятию свободы и может вызвать обратную реакцию у человека.

В духовном воспитании ребенка родителям не следует прибегать к насилию и принуждению, т.к. такое воспитание не приведет к желаемому результату. В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость — требуется разумность. Апостол Павел советует: И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. (Еф.6,4). Но уже с младенческого возраста необходимо воспитывать чувства ответственности и долга. Первое до определенного возраста воспитывается не только беседой и назиданием, но и наказанием, второе — прежде всего примером родителей. В детях, как в родителях, должна быть боязнь греха, способность к покаянию, что начинается с простого «прости» за мелкие младенческие проступки. Внедрение в сознание ребенка понятия греха требует большого такта и мудрости родителей. Оно затруднено тем, что общество в своей массе потеряло понятие о грехе и притупило чувство стыда и скромности в человеке. Пророчески писал святой апостол Павел во втором послании Тимофею: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся (2 Тим.3:1-5).

Трудно удалиться от общества. Оно во все стороны распустило свои щупальца, отравленные ядом безбожия и цинизма, сексуальной распущенности и любостяжания, предательства и сатанинской гордости. Но во всяком обществе существуют сообщества, не желающие жить по «стихиям мира сего». Это, прежде всего, сообщества православных христиан.

Чтобы оградить дитя от худого влияния улицы, его надо определить в место, соответствующее его духовной направленности. Таким местом может стать Воскресная школа, православные летние лагеря отдыха, паломнические поездки по святым местам. Начатки веры и духовного воспитания ребенок получает в семье, в домашней церкви, если только супруги способны создать ее. Любовь, вера и постоянное внимание к детям, вкупе с молитвой, подскажут родителям, как оградить их от вредных влияний. Желание родителей дать детям православное воспитание часто натыкается на помехи окружающей среды и, в частности, школы. В школе ребенок набирается нечестивых не только мыслей, но и поступков от своих сверстников и даже от учителей. Благочестивые родители должны замечать проступки детей, не пропускать мимо ушей непотребную речь и отдельные слова и выражения, оскверняющие наш прекрасный могучий русский язык.

Вот тут совершенно необходимо принуждение (запрещение, а не увещевание): не употреблять, не произносить скабрезных, хульных и двусмысленных слов. Такое принуждение не есть посягательство на свободу человека, на его веру, есть требование выполнения элементарных правил общественного приличия. Несоблюдение этих правил, кстати, является свидетельством того уровня духовности, на котором находится душа юноши или девушки. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак, непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго (1 Фес.4:7). Если же у человека нет веры в Бога, то нет надежды и на Вечную Жизнь.

Земная же становится бесцельна и бессмысленна. Какое же может быть у него счастье? Только внешнее, только временное, обманчивое и ускользающее. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33). Счастье — это радость свободного единения с Богом, а в Боге — и со всеми людьми, со всем миром.

6. ВОПРОС: Как привить ребенку любовь к молитве и чтению Священных Книг?

Скажем сразу: дело это очень трудное. Трудность заключается в том, что добрые семена, упавшие на благодатную почву, могут быть неожиданно подхвачены сатанинским порывом ветра и брошены в объятья каменистой почвы и не дать никакого плода, превратившись в никому не нужную плесень. Поэтому всякое дело необходимо начинать с молитвы к Богу, чтобы Он Сам защитил нас Своею благодатию от всяких неожиданных нападок лукавого. Обыкновенно в начале всякого дела читается молитва Святому Духу: «Царю небесный…» или «Отче наш», где мы ясно просим у Отца избавить нас от лукавого.

О молитве.

Да исправится молитва моя, как фимиам пред лице твое (Пс.140:2).

Подлинная молитва — это не напоминание Богу о наших нуждах, и не попытка заключить с Богом сделку — нет, в подлинной молитве мы любовно, доверчиво, как дети к Отцу, припадаем к Нему, зная, чувствуя, что в Нем — все. И Он, Любящий и Всемогущий Отец наш, делает для нас все самое лучшее — не то, что нам кажется лучшим, а то, что для нас лучше и спасительнее всего на самом деле и чего мы часто не можем и не хотим понять. Доверимся же Ему всецело.Сами себя и друг друга, и весь живот (жизнь) наш. Христу Богу предадим. Он нам Сам советует: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете, стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф.7:7-8). Но нужно, чтобы наша молитва и вся наша жизнь совпадали с волей Божией. Да будет на все Его Святая воля! Прошения, молитвы, противоречащие воле Божией, не исполняются, ведь они противоречат и нашей собственной пользе. Вспомним одно Евангельское событие, когда ко Христу подошли сыновья Заведеевы, Иаков и Иоанн, и попросили Его позволить сесть одному по правую, а другому по левую сторону в славе Божественного Учителя. Вы помните, что Он сказал? — Не знаете, чего просите (Мк.10:38). Иногда Господь «медлит» для того, чтобы мы «остудили свой пыл» и подумали: на добро ли просим. Нельзя просить Всевышнего о наказании наших обидчиков и тех, кто откровенно желает нам зла. В Евангелии говорится, чтобы мы прощали обижающих нас, более того, любили бы врагов наших. (Мф.5:44). Маловеру и далекому от Церкви человеку принять такое предложение очень трудно, но для нас, христиан, это одна из возможностей приблизиться ко Христу, к Солнцу Правды. Молитве необходимо учить детей еще до того, как они научатся читать. Это дает возможность общения с Богом; молитва — это связь с Ним — беседа, от которой на сердце становится тепло и спокойно. И если ребенок поймет, что все творит Бог, и без Него мы творить ничего не можем, то отношение его к Создателю станет благоговейным, а общение — желанным. Сначала надо, чтобы у ребенка появилась потребность в молитве, он должен получить хоть какой-то опыт в ней, что называется «навыкнуть», а станет ли она любимым занятием его — дело Божье.

Великие подвижники веры и благочестия, например, считали молитву наитруднейшим подвигом. Привить любовь к молитве, да еще ребенку, — занятие сверхсложное, не каждому родителю это под силу. Да и само слово «привить» отдает чем-то искусственным, не очень благодатным. Молитва — это дар Божий. К дару любовь не прививают. Он потому и называется «дар», что дается даром. Какую еще надо прививать к дару любовь, когда его дарует человеку Сама Любовь, потому что, по слову святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Бог есть любовь (1 Ин.4:8). Молитва — дело частное и очень интимное. Однако индивидуальная молитва не отменяет общую. Совместная молитва, общее молитвенное правило приучает к духовной дисциплине. Мы ходим в церковь, где нашу личную молитву поддерживает общая. Внешнее молитвословие, домашнее или церковное, является лишь формой молитвы. Существо же, душа молитвы — в уме и в сердце человека.

Если уж говорить о прививке любви к молитве (Богу все возможно!), то начинать надо с молитвы домашней, которая звучала бы в вашей домашней церкви.

Следует знать, что Святые Отцы различали несколько степеней молитвы. «Первая степень — пишет Феофан Затворник, — молитва телесная, более в чтении, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет: тут терпение, труд, пот. Несмотря, однако же, на то, положи пределы и делай молитву. Это делательная молитва. Вторая степень — молитва внимательная: ум привыкает собираться в час молитвы и всю ее проговаривать с сознанием, без расхищения. Внимание срастворяется со словом писанным и говорит как свое. Третья степень — молитва чувства: от внимания согревается сердце, и что там в мысли, то здесь становится чувством. Там — слово сокрушенное, а здесь — сокрушение; там — прошение, а здесь — чувство нужды и потребности. Кто пришел к чувству, тот без слов молится, ибо Бог есть Бог сердца <…> При сем читание может прекратиться, ровно как и мышление, а пусть только будет пребывание в чувстве с известными молитвенными знаками. Четвертая степень — молитва духовная.Она начинается тогда, когда молитвенное чувство взойдет до непрерывности. Оно есть дар Духа Божия, молящегося за нас, — последняя степень молитвы постигаемой» (Еп. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1908, стр. 241-243).

Молитве научается ребенок не только дома, но и в церкви, обязанность посещения которой предписана четвертой заповедью Десятисловия: «Чти праздники».

Основа ежедневной молитвы мирянина — утреннее и вечернее правило, которое читается взрослыми членами семьи. Если младенцы присутствуют на молитве, то она может быть сокращена до разумных пределов. Если же день был очень насыщен трудом и духовной работой, то правило можно заменить правилом преподобного Серефима Саровского и прочесть:
а) трижды «Отче наш»,
б) трижды «Богородице Дево»,
в) Символ Веры (один раз).

* * *

…Научайте детей,
пусть хоть кратко, молиться:
«Слава Богу» иль просто:
«Помилуй меня»,
И себя приучайте духовно трезвиться,
убегая страстей,
благочестье храня…

Теперь о другой «прививке»: любовь к чтению Священных Книг.

С чего начать? С чтения вслух добрых сказок, поучительных рассказов, с любви и доверия в семье. Еще до школы родители должны обеспокоиться тем, чтобы дети начали усваивать основные вехи Священной истории. Рассказывать надо так, чтобы дети с успехом могли преодолевать влияние антихристианской пропаганды. Невозможно предложить определенную программу для занятий с детьми, пригодную для любой семьи.

Это зависит от самих родителей, от общекультурной и религиозно-теоретической подготовки, от церковно-практических навыков и педагогического опыта. И все же попробуем выделить для домашних занятий четыре основных раздела:
1.Общий обзор Библейской истории.
2.Систематическое изучение Евангелия.
3.Ознакомление с общим строем и смыслом богослужения.
4.Изучение Символа Веры и ознакомление с основами Христианской Догматики.

Польза от таких занятий — не только детям, но и родителям. Оказывая на всех благотворное влияние, занятия укрепляют связи между поколениями, улучшают духовную атмосферу семьи. Занятия непременно надо начинать и заканчивать молитвой (она есть в «Молитвослове»). Если дети в семье разные по возрасту, то желательно проводить занятия раздельно: младшие, старшие.

Не надо, чтобы дети пересказывали Евангелие, вовлекайте их в беседу, задавая вопросы по прочитанному. Беседуйте легко, радостно, ибо христианство есть радостная полнота жизни во Христе. Не оказывайте давления на детей, уважайте личность младенца, отрока, юноши, девушки, чтобы не вызвать протеста против религии вообще.

Не все книги религиозного содержания можно назвать «Священными». Библия — да! Она состоит из Священных Книг Ветхого и Нового Заветов. Остальные книги — это творения Святых Отцов, таких как, например, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Они являются церковными классиками. Как трудно мало-мальски образованному человеку не знать наших русских классиков (Гоголя, Пушкина, Достоевского и др.), так невозможно представить христианина, не знакомого с классическими трудами свт. Феофана Затворника, свт. Тихона Задонского, свт. Димитрия Ростовского. Существует много душеполезных книг, которые помогают становлению православного христианина как личности, способной одерживать победы на полях духовной брани. Если бы душеполезные книги для детей были бы так же красочно оформлены, как модный «Гарри Потер», так же интересно и талантливо написаны, так же здорово разрекламированы, то каждый любознательный ребенок не мог бы пройти мимо такой книги. Душеспасительные книги должны писать самые талантливые писатели, оформлять самые талантливые художники, рекламировать все СМИ, болеющие о духовном возрастании нового поколения россиян. Подводя итог, скажем: «Любите книгу — источник знаний. Родители, будем же тянуться к знаниям и, прежде всего, к духовным».

7. ВОПРОС: Ребенок упорен в плохом, нет ни исправления, ни покаяния. Что делать?

Родители для ребенка — самый первый, единственный и самый наглядный пример. Разговаривайте в доме доброжелательно и тихо; общайтесь с улыбкой, помогайте друг другу; не забывайте объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо; трудитесь и отдыхайте вместе; любите семейное молитвенное правило и почаще обращайтесь за помощью к Богу.

Все родители хотят, чтобы дети у них были благонравными. Родители-христиане хотят, чтобы дети были верующими, почтительными и послушными, чтобы они выросли доброжелательными и полезными для общества. Однако родители должны помнить, что ученик не бывает выше своего учителя (Лк.6:40).

Поэтому религиозность детей будет измеряться религиозностью родителей, которые не могут дать детям больше того, чем обладают сами. И они должны думать о своей ответственности, и, соответственно с ней, о повышении собственного духовного уровня. Таким образом, христианское воспитание детей начинается с работы родителей над собой. С ростом их собственного религиозного сознания и с укреплением их церковности будут духовно расти и дети; в противном случае в семье не будет условий для их религиозного развития.

Давая советы, как искать благодатного воздействия Церкви на детей, свт. Феофан делает оговорку, что неверие, небрежность, нечестие и недобрая жизнь родителей могут не дать должных плодов воспитания. По мере возрастания у ребенка появляются греховные движения души. Сперва — бессознательные, но если за ними не следить, то они могут перейти в привычки. Капризы, ревность, гнев, леность, зависть, непослушание, упрямство, стяжательство, хитрость и даже ложь — все это может появиться у ребенка и в раннем возрасте. Нужно терпеливо искоренять недостатки детей, главное — не сердиться на них, а останавливать греховные проявления с терпением, любовью и твердостью, чтобы они видели, что их проступки огорчают родителей. Апостол Павел учит родителей не раздражать детей (Еф.6:4), но также важно и самим родителям не раздражаться. Наказание, наложенное в состоянии раздражения, теряет значительную часть своей воспитательной силы и вызывает у детей негативную реакцию. Попустительство, безразличие к поведению детей, к их общению вне стен дома, говорит о том, что в нас мало любви. Мы, родители, нуждаемся в любви потому, что нам надо изобильно поливать свою молодую поросль родительской любовью, чтобы в жизненных испытаниях она могла противостоять многим мирским соблазнам. Многочисленные показания юных преступников свидетельствуют, что у 70% из 500 опрошенных отцы отличались чрезмерной строгостью и неумеренностью в наказании, у 20% отличались попустительством, и только у 5% — строгостью и любовью. Они, очевидно, не могли преодолеть вредные влияния на детей улицы, развлекательно-увеселительных заведений (дискотек, игровых автоматов), растлевающих газет и журналов, разбивающих психику молодых, неокрепших людей телевизионных программ и бездуховных, низкопробных, западных, да теперь уже и наших, кинофильмов.

Если ребенок долго упорствует в своих грехах, надо помогать ему исправляться:
а) усилить родительскую молитву («многое может молитва матери»);
б) подавать сорокоусты о здравии ребенка (да не в одной церкви);
в) совершать различные молебствия (в данном примере — вмч. Никите);
г) заказывать ектений о здравии всех членов семьи;
д) может помочь родительская беседа с упорствующим ребенком, ведь надо понять истинную причину непослушания или замкнутости;
е) иногда, на время, можно отступить и не задавать назойливых вопросов, но продолжать держать его под неусыпным взглядом родительского внимания.
ж) воспитывать в детях такую добродетель — послушание.

Всякое упорство говорит об отсутствии в ребенке данной добродетели. Послушание есть подчинение нашей воли чужой. Любящий и уважающий родителей ребенок непременно склонит свою волю перед ними. Следовательно, любовь и уважение детьми родителей коренится в любви родителей к своим кровным родителям (бабушкам и дедушкам), а главное — в любви к Небесному Отцу.

«Желая сломить детское своенравие и упорство, родители должны действовать согласно между собою: нельзя одному разрушать того, что строит другой. Ничто столько не укрепляет дитя в своенравии, как если один из родителей дает ему, в чем другой отказал. <…> Так должны поступать и старшие братья, и сестры, родственники и слуги, а особенно бабушки и дедушки» (Поучения Иринея, еп. Екатеринбургского и Ирбитского. Екатеринбург, 1901г., стр. 21.).

Родители, уважайте друг друга! Не позволяйте себе произносить неприличных речей, не порицайте друг друга в присутствии детей. «Хотите вы, чтобы дети ваши были послушны, оказывайте им и доказывайте свою любовь, не ту любовь обезьян, которая изнеживает дитя и готова бывает сластями закормить его до смерти, но сердечную разумную любовь, направленную на благо детей. Где дитя видит такую любовь, там оно оказывает послушание не из страха, но из любви» (Там же, стр. 24).

В заключение сделаем вывод: всякое упрямство и непослушание своим корнем имеет гордыню. Святые Отцы говорят, что «мать всех грехов есть гордость». Гордый человек жесток и непреклонен, он всегда хочет утвердить волю желания своего — во-первых.

Во-вторых, все доброе, какое имеет у себя, приписывает своему разуму, своим трудам, а не Богу.

В-третьих — не любит обличений и мнит себя чистым, хотя и весь замаран.

В-четвертых — при неудачах ропщет, негодует и обвиняет других, часто и хулит. Горьки плоды гордости. Поэтому и сказано: Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.14:11). Смирим же прежде всего себя и научим смирению детей наших.

8. ВОПРОС: Сейчас идет много разговоров о так называемом «сексуальном воспитании», «свободе пола» и других «свободах». Ясно, что внушается терпимое, а то и сочувственное, отношение ко греху. Но как воспитывать своих мальчиков и девочек, чтобы они не оказались втянутыми в это болото и правильно сформировали свои взгляды? Вообще в какой мере духовно и нравственно вредно наше светское воспитание и образование?

Вопрос довольно объемистый:
1. О сексуальном воспитании.
2. О «свободе пола» и других «свободах».
3. О формировании у наших мальчиков и девочек правильных взглядов.
4. Какой вред может быть от светского воспитания в плане духовно-нравственного развития наших детей?

Обратимся к Священному Писанию. Может быть, для какой-то категории населения Оно и не является непререкаемым авторитетным источником, но для всякого верующего христианина — это Книга, со страниц которой мы слышим (через Пророков, Апостолов и Евангелистов) глас Самого Творца, Его Сына и Святаго Духа — голос Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы. Единый Бог через Сына, святых угодников ведет ко спасению заблудшие наши души, потому что Он любит нас и хочет привести людей не к временной жизни, но к вечному блаженству. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:6).

Главнейшее несчастье нашего времени — в том, что люди больше живут по законам материального мира и лишь некоторые — по законам духовного. Совершается превращение образованных людей и целых классов в зверей — там, где христианская вера забывается. Христианство — это великая пара крыльев, необходимая для того, чтобы поднять человека выше его самого. Во все времена, когда эти крылья подрезаются или откровенно обламываются, мораль и нравственность общества падают.

Запутались, запутались,
Каких держаться схем?
Ну, а когда задумались —
Запутались совсем.
Идти за Богом — совестно:
Кругом такой прогресс…
А на душе так горестно,
И хочется чудес.

За будущее светлое
Боролся наш народ,
А в результате сделано —
Ну все наоборот:
Где кладбище — там гульбище,
Где храм — там казино…
Какое же мы чудище —
Понять бы уж давно…

Что же мы видим на обширном полотне нашей жизни?

1. Отстранение обществом Бога; непризнание главенства Церкви в деле воспитания в юном подрастающем поколении чувства нравственности и стыда. Эти понятия стоят в одном ряду с понятиями чести и совести. Стыдливость в любом возрасте, начиная с самого раннего, украшала человеческую личность, помогала выстоять под напором соблазнов. В русском языке не было, конечно, таких терминов, как «сексуальная революция», «сексуальная свобода», синонимом которых служит короткое и точное слово: бесстыдство. Стыдливость особенно была нужна в пору физического созревания подростка, потому что обуздывала его похоть. И для этого русскому народу не нужны были особые программы. Совесть человека, его внутренний самоконтроль, всегда были на Руси регуляторами его жизни.Тысячу лет Церковь духовно готовит мальчиков и девочек стать отцами и матерями, чтобы они могли создать семью, как малую Церковь.

Православная система воспитания научает здоровому образу жизни, который включает в себя:
а) добродетельную жизнь с молитвой, верой и любовью к Богу и ближним;
б) меру во всем;
в) душевный мир;
г) умеренное питание с посильным ограничением (пост);
д) физический труд;
е) послушание.

Проводя занятия по «сексуальному воспитанию» (предупреждению ранней беременности), в наших школах сегодня совершается преступление — развращение малолетних, когда в качестве наглядных пособий используют фильмы, где звучит следующий текст: «Девочкам и мальчикам хочется испытать удовольствие. Они могут ограничиться своим собственным телом, прибегнув, например, к онанизму». Вот чему учат наших детей «инженеры человеческих душ»…

Несмотря на то, что приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №781 от 22.04.97 г. работа по реализации проекта «Половое воспитание российских школьников» должна быть полностью приостановлена, количество школ, задействованных в этой программе, после этого Приказа, только по Петербургу, увеличилось за один год с 585 до 683.

Когда православное население России поставило перед Думой вопрос о необходимости преподавания в общеобразовательной школе Закона Божия, то Дума на это не пошла, заменив предложения верующих людей принятием поправки о преподавании предмета «История мировых религий».

Подумайте, в классе — 30 детишек (первоклашек), 25 из них — славяне (2/3 крещены), 2 татарина, 2 еврея и 1 грузин (тоже крещеный).

Спрашивается, зачем им «мировые религии»? Рано, вы правы! Надо бы начинать, эдак, с класса пятого.

Что делать с первоклашками? Преподавать Закон Божий или кое-как дотянуть до того класса, где начинается «откровенный» разговор учителей со школьниками о половом влечении подростков, о «свободной» любви, о «свободе» выбора партнера, о «свободном» принятии решений (поступать по совести, или по желанию) и других «свободах»?

Я вспоминаю начало перестройки. Какими желанными гостями были мы с отцом Виктором Ярошенко (Царство ему Небесное!) у первоклассников, в школе на Гороховой улице, где мы вели занятия по Закону Божию. Не прошло и половины учебного года, а учителя уже задавались вопросом: каким образом нам удалось за столь короткое время отвратить детей от дерзости и бесовского скакания по коридорам, которое непременно сопровождалось нечеловеческими выкриками. А мы ничего особенного, с точки зрения обыкновенной педагогики, не делали: мы просто открывали в их сердцах присутствие Бога и противника Его — диавола, отца лжи, клеветника, разрушителя, убийцы, отца всякого греха и порока, словом, учили различать, где Добро, а где зло, учили принятию ответственного решения за выбор, на чьей стороне им хотелось бы находится.

Эйфория по поводу религиозной свободы закончилась телефонным звонком «милого» директора этой школы, который сообщил: «В следующий понедельник вам не надо приезжать к нам, и вообще, наше сотрудничество отменяется». Не помню: может, не расслышал, а, может, и забыл (каюсь), услышал ли обыкновенное (но не для всех) слово «спасибо». Для верующих это слово означает: «Спаси вас Бог». Видно, в школу была «спущена сверху» запретительная инструкция. Когда же мы начнем жить не по инструкциям, а по высочайшему и единственно верному и правильному Закону — Закону Божию?

2. Преобладание на грандиозном полотне нашей жизни сферы бизнеса и частного предпринимательства. Сфера экономики стала гораздо предпочтительнее образовательной, поскольку она дает возможность более быстрого решения вопроса о материальном благополучии. Сфера же духовная привлекает немногих, т.к. забота о материальном (о телесном) — главная забота человека, предпочитающего «синицу в руках журавлю в небе». Но чем больше человек заботится о теле, тем более ослабевает его дух, а потому, в конце концов, и тело. Характерная черта современного человека — это достижение успеха любой ценой, даже в обход заповедей, без Креста, который всегда являлся и является для христианина пробным камнем духовности.

В наше время громадная масса молодых специалистов круто сворачивает свои стопы с выбранного пути и уходит в сферу предпринимательства и, не важно какого, бизнеса, лишь бы скорее «стать человеком». Каким? Прежде всего богатым и «независимым». Мы не вправе судить людей, т.к. жизненные цели у всех разные, но у христиан цель одна — Христос.

Причем тут, вы спросите, мораль? Да при том, что при отсутствии морали экономические связи становятся «грязными»: все продается, все покупается, главное — нажива. Да и сама мораль становится жалким атавизмом на теле общества. Взгляните на главный экран нашей страны — телевидение. Оно сейчас — генеральный директор нравственности для нашей молодежи. Послушайте радиоэфир — и вы ужаснетесь той «литературно-музыкальной грязи», которую слушают и впитывают наши подростки. Зайдите в молодежный клуб утром, после окончания молодежной «дискотеки», и вы ужаснетесь количеству брошенных, где попало, бутылок из-под «энергетических» напитков и пива; количеству разбросанных, опустошенных шприцов…

3. Что же мы видим на третьей части громадного полотна современной жизни? А вот что! В творчестве большинства деятелей и руководителей шоу-бизнеса, издателей современной литературы, различных СМИ просматривается, прежде всего, стремление к успеху, выраженному в денежном эквиваленте. Пьеса — спектакль, сценарий — фильм, партитура — опера и пр., не обещающие громадных прибылей (как бы ни были они глубоки по своему содержанию), не будут иметь жизни, угаснут в одночасье. «Художественная» продукция, наполненная сексом, насилием и суперменством, будет заполнять и калечить наши души до тех пор, пока мы не услышим спасительного стука у дверей наших сердец: Се, стою у двери и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною (Откр.3:20).

И мы должны впустить Того, Единственного, Кто способен вывести нас из тьмы к истинному Свету. Но так ли уж мы хотим ходить во Свете? Враг рода человеческого хочет, чтобы мы пребывали во тьме, поэтому и предлагает отбросить всякий ложный стыд и насладиться «свободой». Ох, как оно заманчиво, это сладкое слово — свобода! В безбожном понимании это слово означает вседозволенность, возможность полного удовлетворения своих страстей и похотей. «Свободой» можно воспользоваться в любой сфере человеческих взаимоотношений; начиная от «свободы слова» и кончая «свободой половых отношений», как для семейных людей, так и для одиноких мужчин и женщин, для мальчиков и девочек — школьников.

«Свободная» любовь подразумевает отсутствие взаимной ответственности и чувства долга. Ее последствия — брошенные дети, а случается, и выброшенные в мусорные баки, на помойку. Аборты — это убийства. В шестой заповеди Десятисловия содержится наказ, посланный Богом через века нам, людям XXI века: Не убий!
О целомудрии теперь никто не говорит,
Не модно, словно это пережиток глупый…
И не пугает неразумных даже СПИД,
А злобный враг с ухмылкой складывает трупы.

До 90% незапланированных детей уничтожаются. Сейчас много говорят о так называемом «гражданском браке». Спорят. Телепрограммы устраивают дискуссии. А что тут обсуждать? Само обсуждение, в некотором роде, является поиском к оправданию этого греха. В чем грех? Да в том, что так очень удобно жить — никакой ответственности: ни перед Богом, ни перед государством, которое, к сожалению, похоже, не заинтересовано в укреплении семьи, в повышении рождаемости по отношению к прогрессирующей смертности. «Гражданский брак» — это откровенный блуд, прикрытый лозунгами о демократии и свободе. Это — отвержение Бога, христианской нравственности, словом, — безответственность. Нравственность женщин определяет нравственное и физическое здоровье нации. И вот, девочки 13-15 лет — на улицах, в подъездах, на дискотеках, с сигаретами, раскованные и свободные от всего — это наше будущее материнство. Их миллионы.

Разваливая семью и экономически ее перемалывая, декларируя максимальное удовлетворение человеческих потребностей без их моральной оценки, общество само «рубит сук, на котором сидит», превращая своих членов в злобствующих циников, эгоистов, себялюбцев, не любящих ни свою Родину, ни Бога, ни людей.

В какой мере вредно светское воспитание наших детей? Скажем так: это зависит от того, насколько соответствует духовно-нравственное состояние «инженеров человеческих душ» призыву Господа нашего Иисуса Христа: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (МФ.6:33).

9. ВОПРОС: Некоторые дети, вероятно, могут спросить: почему в храмах нет обычных, понятных картин на церковную тему или почему нет инструментальной музыки, почему вообще столько ограничений в поведении в храме? Как правильно ответить? И вообще, что значит — приобщить к православной культуре?

Поскольку жизнь многих членов нашего общества никак не связана с мыслью о Царствии Божием, то для большинства родителей и детей храм становится просто каким-то древним архитектурным сооружением, внутри которого нет ничего современного: ни картин, ни музыкальных инструментов, ни привычного для слуха синкопированного пения, наконец, «нормального», засоренного западным сленгом русского языка. Так, музей! Поэтому невоцерковленного человека видно сразу: по его блуждающему по потолку и по стенам храма взгляду, в котором застыл вопрос: а зачем это, а что это такое; по ногам, не знающим, куда направить свои стопы; по отсутствию платка на голове женщин или по присутствию головного убора на голове у мужчин… А ведь вы переступили порог школы благочестия. Вам надлежало бы учиться в ней с детства, но поскольку по тем или иным причинам вы были лишены этой благодати, то давайте совершим краткую экскурсию по «школе».

Храм (церковь, собор) — Дом Божий, где совершаются епископами или священниками богослужения, в которых преподается и изливается на нас милость Божия (благодать).

Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор; 2) собственно храм (средняя часть); 3) алтарь, где находится Святой Престол, на котором совершается самая главная служба — Божественная Литургия, соединяющая со Христом всех причащающихся в Таинстве Евхаристии.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом. Он состоит из нескольких рядов икон и имеет трое врат: центральные, северные (слева) и южные (справа). В иконостасе и по стенам храма находятся святые иконы, перед которыми мы молимся. Иконою или образом называется изображение Самого Бога, или Божией Матери, или Ангелов, или святых угодников, непременно освященное особым чином. В освящении образу сообщается благодать Святаго Духа. Но молимся мы не иконе, а Тому, Кто на ней изображен. Вот почему в храме находятся не картины (хоть и прекрасные музейные экспонаты), а святые иконы. Естественно, что место икон — храм, а не пыльные запасники лучших музеев мира. Католики, правда, любят украшать стены своих соборов картинами, среди которых находятся произведения величайших мастеров мировой живописи: Микеланджело, Рафаэля, Эль Греко и др. Но картина вызывает в человеке чувство восхищения, эмоционального взрыва или эротического восторга и много других эмоций, икона же производит главное воздействие на человека: освящает его, сообщая ему ту Божественную благодать, которая исходит от первообраза, изображенного на ней (таковы чудотворные иконы).

И Дионисий и Рублев
Писали их не для музеев,
Чтоб мимо них без всяких слов
Сновали сотни ротозеев.

В Церкви используются три вида искусства: живопись, музыка, слово (литература). Все эти виды искусства называются Церковным творчеством.

Слово, как продукт творчества, представлен в виде последований («сценариев»), по которым совершается та или иная служба (Утреня, Вечерня, Литургия и т.д.). Но почему же Церковь настолько ограничила себя, что не позволяет звучать в православных храмах никакой музыке, кроме хоровой; никакому искусственному звучанию, только естественному человеческому голосу?

С глубокой древности музыка вошла в быт человека настолько, что без нее, казалось, не бьется сердце и умирает душа. Из Библии мы узнаем, что пение серафимов и херувимов — это гимн Богу, это воспевание Его Славы (Ис.6:3-4). Никакие инструменты не могут сравниться с ангельским пением.

Инструмент не имеет души, но голосовой аппарат человека связан с нею (душа — во всем составе человека) и, если душа устремилась к Богу и хочет вознести хвалу Ему, то и пение становится ангельским.

Изобретателем инструментально-щипковой и духовой музыки считается один из ближайших потомков Каина — Иувал: Он был отец всех играющих на гуслях и свирели (Быт.4:21).

По толкованию Святых Отцов, инструментальная музыка была изобретена Иувалом для удовлетворения своей чувственности, страстных влечений — как суррогат, помогающий забыть Бога и ангельское пение. То есть преследовалась общая цель всех потомков Каина: устроить Царствие Божие на земле без Бога. Скрипка хороша, но не в храме, а на концертной площадке.

Поговорим теперь о том, как приобщить к православной культуре. Откроем словарь Владимира Ивановича Даля. Слово «культура» (в переводе с французского) означает: обработка, уход и возделывание; второе значение — образование умственное и нравственное. А слова «православный» или «православная» означают: правильно славящие. Кого? Конечно, Бога. Соединив два слова, получаем: умственное и нравственное возделывание, воспитание человека для правильного прославления Бога, и для жизни по Его водительству. Почему мы должны отдавать предпочтение православной культуре перед иными: западными или восточными культурами? — Потому, что она зародилась в недрах той веры, которая провозглашена Святыми Отцами Первого Вселенского Собора в 325 году в городе Никее, и учение этой веры дополнено в Символе Веры на Втором Вселенском Соборе в 381 году в городе Константинополе. Остальные символы считаются неправославными и Православной Церковью не исповедуются.

Знакомство с творчеством православных деятелей литературы, науки, искусства, с такими ее представителями, как Ломоносов, Карамзин, Державин, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Глинка, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Бородин, Рублев, Максим Грек, Дионисий, Иванов, Нестеров и многими другими, дает основание полагать, что ребенок, воспитанный на лучших примерах русского творчества, не примкнет к сборищу насильников и негодяев, бесстыдно разрушающих великолепное здание нашей православной культуры.

10. ВОПРОС: Каковы признаки и критерии, указывающие на то, что, ребенок в должной степени воцерковился или успешно воцерковляется?

Вы просите указать на признаки и критерии, по которым можно было бы понять, что ребенок уже воцерковился или успешно воцерковляется.

Слово «воцерковление» только совсем недавно стало обретать совершенно новое значение. На самом деле воцерковление происходит в Таинстве Крещения и на практике сводится к следующему: священник, взяв младенца в руки, стоя перед Царскими Вратами, крестообразно поднимает младенца и произносит молитву, которая начинается такими словами: «Воцерковляется раб Божий, (называет имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». И далее по Православному требнику…

Сейчас, когда в нашей стране закончился период гонений на Церковь, и декларированный закон о свободе вероисповедования наконец вступил в силу, народ хлынул в Церковь креститься, ожидая от нее немедленных чудес.

Но, не получив их, поскольку веры нет даже с горчичное зерно, человек задумывается: видно, я еще чего-то не понял, недостаточно вник в этот поток информации, не прочитал Библию, не проник в смысл богослужений, не читаю акафистов, не знаю наизусть молитв, ничего не усвоил из «лествицы», ведущей в Рай, только в Рождество и на Пасху хожу в церковь, я, наверное, не достаточно воцерковлен. И чадо мое совсем от рук отбилось, не понимает слов. Хоть бы Церковь, что ли, на него повлияла…

Для родителей всегда острый момент: как сохранить в детях веру, как общаться с подростком?

Митрополит Сурожский Антоний (Блюм) говорил: «Я думаю, что одна из проблем, которая встает перед подростком, в том, что его обучают чему-то, когда он еще маленький, а потом, когда он на десять или пятнадцать лет старше, вдруг обнаруживают, что у него и сомнения, и вопросы, и непонимание. Он перерос все то, чему его учили в детстве, а в интервале мы ничему его не научили, потому что нам и в голову не приходило следить за тем, какие вопросы в нем рождаются, и обращать внимание на эти вопросы…» (По изданию: Антоний, митрополит Сурожский. Сочинения. М., 2002.).

Где он сейчас? Найдем его и посмотрим, как у него идут дела: начал он или еще не начал непростое вхождение в Храм Божий.

Дети не могут воспринимать слова «должен, обязан, послушание, нельзя» так, как воспринимали эти слова наши предки. Свобода, полученная в XX веке, очень влияет на современные нравственные отношения. Современный ребенок в лучшем случае, внешне согласится с поучениями, нравоучениями и «головомойками», а внутренне будет бунтовать и выплеснет все свои эмоции в подростковом возрасте. Если вам захочется своему «недорослю» всыпать (схватиться за ремень) за те слова, которые услышите, то знайте: в вашей системе воспитания были незначительные сбои и пробуксовки, на которые вы вовремя не обратили внимание.

И если у вас не хватит мудрости, чтобы вымолить у Бога разумения, как исправить ошибки, допущенные ранее; веры в то, что положительные качества вашего ребенка будут сильнее отрицательных; надежды на совместное преодоление трений, недопонимания, разногласий и любви такой, которая растопит лед ваших сердец и ваших натянутых взаимоотношений, то знайте: в вашей семье идет тайная гражданская война. Чтобы победить все соблазны и искушения современного сатанизма, сеющего свои плевелы в души наших детей, надо поддерживать в душе ребенка его духовное достоинство, его духовную свободу, надо стараться воспитывать в нем воина Христова — будущего победителя врага рода человеческого; развивать, взращивать и всячески поддерживать вкус к добру и любви.

Если вы, дорогие родители, прочли эти небольшие беседы от начала и до конца, то, надеюсь, поняли (может, почувствовали), на какой ступени находитесь вы и ваше чадо: поднялись ли вы по лестнице, ведущей в Царствие Небесное, а, может, остановили свой подъем где-то посередине или вообще еще не подняли ноги и на первую ступень восхождения, лениво спрашивая себя: «А зачем нам все это надо?»

* * *

Итак, процесс воцерковления человека, главным образом, зависит от родителей. С них он и начинается! Что это значит?

1. Образование семьи — венчание (зачатие).

2. Начальные стадии воспитания. Они должны ложиться, в основном, на плечи матери. Молитва и духовное бодрствование должны сопутствовать беременности. Целый сонм благочестивых жен — от Анны, матери пророка Самуила, до Анны, матери Пресвятой Девы и до самой Богородицы — может пройти пред взором носящей плод христианки.
Кормя грудью, мать осеняет младенца крестным знамением, а позже приучает его самого креститься перед едой. Она же обычно научает ребенка первым молитвам и т.д. Со временем в религиозном воспитании детей, особенно мальчиков, начинает возрастать роль отца. Отец благословляет детей на те или иные действия, а в его отсутствии благословляет мама, осеняя чадо крестным знамением. Молитвам ребенка надо учить сразу, как только он начинает овладевать речью.

3. По воскресным и праздничным дням семья должна посещать церковь («чти праздники»). Чтобы младенец укреплялся душою и телом, его необходимо причащать чаще.

4. По достижении ребенком семи лет, его необходимо привести к первой исповеди, предварительно объяснив важность оной в жизни его. Важно объяснить, что ребенок должен отвечать за свои дела и поступки: плохого — сторониться, хорошего — держаться. Это — начало воспитания чувства долга и стыда за содеянное. Дать понятие Страха Божьего: не стращать, а научить дорожить Именем Божьим, боясь потерять присутствие Божье в душе.

5. Следующий этап — это домашние занятия по изучению Евангелия и Символа Веры. Тут же можно уделить внимание смыслу церковных богослужений (занятия без молитвы недопустимы).

6. В переходном возрасте у подростков происходит критическое переосмысление мира: появляются сомнения в вере, отрицательное отношение к существующим государственным и общественным институтам, либо такая тупиковая ситуация, когда как бы снова начинается поиск смысла жизни, поиск путей для реализации собственных амбиций. Это — сильнейшее искушение. Вот тут человек и «зависает» где-то на средней ступени «лестницы воцерковления» (если не скатится вниз).
В такой ситуации родителям надо иметь выдержку и, усилив молитвы, возложить все упование на Господа, на Его Святую Волю, и просить Божью Матерь и святых угодников дать юноше или девушке силы духовные к продолжению подъема. Причиной такой остановки может быть и притягательный интерес к человеку противоположного пола. Общение с ребенком должно быть спокойным, тонким и мудрым.
Но если крещеный человек порывает с Церковью, если он отрекается от Христа или просто стыдится верить в Него и забывает о Нем — а такое теперь тоже приходится видеть, — то это горе! Это величайший грех, это гибель.
Родители, крестные, вы его любите, так не дайте ему погибнуть в безбожии, в грехе! И да поможет вам Господь.
А вот другой пример. Некий отрок (или девушка) со смирением поднимается по «лестнице», хотя и на его лице замечаем следы сомнений и переживаний, но любовь ко Христу побеждает временные душевные нестроения. Этот, надеемся, поднимется в храм Божий и останется в нем навсегда (либо благочестивым прихожанином, либо священнослужителем). Дай Бог.
А это кто стоит перед лестницей, не решаясь даже ногу поднять и ступить на первую ступень? — Это тот, кто не ощущает в себе никакой потребности стать чище и лучше, потому что это стремление уже несколько раз натыкалось на дерзкие насмешки одноклассников и лидеров дворовых группировок, заканчиваясь иногда не только насмешками, но и побоями. Не только малодушие заставляет ребенка не идти в церковь, но и свои детские эгоистические интересы: скажем, ссылаясь на болезнь, остается с любимым телевизором, или в школе — «важная репетиция праздничного концерта», или идет в храм, но не молится, а бегает со сверстниками в церковной ограде, или с классом едет на экскурсию, скажем, в Кунсткамеру, и пр. и пр. Сколько еще этот ребенок будет находиться в духовном параличе, зависит от милости Бога, и, конечно, от желания самих родителей являть пример благочестия.

7. Мы можем считать ребенка воцерковленным тогда, когда он с удовольствием встает и идет в церковь, хоть на раннюю службу, хоть на позднюю; готовится к исповеди и причащается Святых Христовых Тайн; являет послушание родителям, почитает их; без подталкивания идет на домашние молитвы; читает Евангелие; благословляется у родителей, а главное — имеет любовь к Богу и людям.

Дорогие родители! Степень воцерковления человека в церковножитейском понимании этого слова, зависит от того, насколько человек любит храм Божий, как место обитания Святаго Духа, место, где в Таинствах церковных он получает благодатные Дары Божьи, которые питают душу, наделяя ее способностью взращивать такие христианские добродетели, как Вера, Надежда и Любовь. А это самые верные проводники в Царство Божие.

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus