Конструктор учит созиданию

Конструктор учит созиданию

(2 голоса5.0 из 5)

Кон­струк­тор — как много в этом слове… В самом деле, кон­струк­тор — это целый мир, кото­рый можно создать из набора дета­лей. Каж­дый ребе­нок — это сози­да­тель, тво­рец, обла­да­ю­щий настолько бога­тым вооб­ра­же­нием, что его поделки могут при­ве­сти в заме­ша­тель­ство любого взрос­лого. Дей­стви­тельно, как можно в несколь­ких куби­ках и пере­кла­дин­ках уви­деть буду­щий корабль или паро­воз? Взрос­лый не в состо­я­нии этого сде­лать, ребенку же доста­точно про­сто взгля­нуть на доступ­ные детали.

О пользе конструирования

Наблю­дая за ребен­ком, игра­ю­щим в кон­струк­тор, оста­ется только удив­ляться. Не поль­зу­ясь схе­мами и чер­те­жами, он соби­рает модель, кото­рая уже живет в его вооб­ра­же­нии. Увы, боль­шин­ству из нас, взрос­лых, это уже недо­ступно. Мы, конечно, тоже в состо­я­нии изго­то­вить авто­мо­биль или подъ­ем­ный кран, если… у нас будет схема. А при­ду­мать что-то свое и тем более пре­тво­рить замы­сел в жизнь — такая спо­соб­ность оста­лась в детстве.

konstruktor uchit sozidaniyu2 300x200 - Конструктор учит созиданиюКроме того, что кон­струк­тор удо­вле­тво­ряет потреб­ность ребенка в сози­да­нии, он ока­зы­вает огром­ное вли­я­ние на его раз­ви­тие. Ребе­нок не только учится раз­ли­чать, оце­ни­вать и ком­би­ни­ро­вать детали раз­лич­ного цвета, раз­мера и формы.

На заня­тиях кон­стру­и­ро­ва­нием осу­ществ­ля­ется раз­ви­тие сен­сор­ных и мыс­ли­тель­ных спо­соб­но­стей детей. При пра­вильно орга­ни­зо­ван­ной дея­тель­но­сти дети при­об­ре­тают не только кон­струк­тивно-тех­ни­че­ские уме­ния (соору­жать отдель­ные пред­меты из стро­и­тель­ного мате­ри­ала — зда­ния, мосты и т.д.), но и обоб­щен­ные уме­ния — целе­на­прав­ленно рас­смат­ри­вать предметы.

Срав­ни­вать их между собой и рас­чле­нять на части, видеть в них общее и раз­лич­ное, нахо­дить основ­ные кон­струк­тив­ные части, от кото­рых зави­сит рас­по­ло­же­ние дру­гих частей, делать умо­за­клю­че­ния и обобщения.

Мыш­ле­ние ребёнка в про­цессе кон­струк­тив­ной дея­тель­но­сти имеет прак­ти­че­скую направ­лен­ность и носит твор­че­ский харак­тер. При обу­че­нии кон­стру­и­ро­ва­нию у него раз­ви­ва­ется пла­ни­ру­ю­щая мыс­ли­тель­ная дея­тель­ность, что явля­ется важ­ным фак­то­ром при фор­ми­ро­ва­нии учеб­ной дея­тель­но­сти. Кон­стру­и­руя постройку, ребё­нок мыс­ленно пред­став­ляет, какой она будет, и зара­нее пла­ни­рует, как её будет выпол­нять и в какой последовательности.

Кон­струк­тив­ная дея­тель­ность спо­соб­ствует прак­ти­че­скому позна­нию свойств гео­мет­ри­че­ских тел и про­стран­ствен­ных отно­ше­ний. В связи с этим речь ребёнка обо­га­ща­ется новыми тер­ми­нами, поня­ти­ями (бру­сок, куб, пира­мида и др.), кото­рые в дру­гих видах дея­тель­но­сти упо­треб­ля­ются редко; ребё­нок упраж­ня­ется в пра­виль­ном упо­треб­ле­нии поня­тий (высо­кий — низ­кий, длин­ный — корот­кий, широ­кий — узкий, боль­шой — малень­кий), в точ­ном сло­вес­ном ука­за­нии направ­ле­ния (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спе­реди, ближе и т.д.).

Кон­струк­тив­ная дея­тель­ность явля­ется также сред­ством нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния дошколь­ника. В про­цессе этой дея­тель­но­сти фор­ми­ру­ются такие важ­ные каче­ства лич­но­сти, как тру­до­лю­бие, само­сто­я­тель­ность, ини­ци­а­тива, упор­ство при дости­же­нии цели, организованность.

Сов­мест­ная кон­струк­тив­ная дея­тель­ность детей (кол­лек­тив­ные постройки) играет боль­шую роль в вос­пи­та­нии пер­во­на­чаль­ных навы­ков работы в кол­лек­тиве — уме­ния пред­ва­ри­тельно дого­во­риться (рас­пре­де­лить обя­зан­но­сти, отобрать мате­риал, необ­хо­ди­мый для выпол­не­ния постройки или поделки, спла­ни­ро­вать про­цесс их изго­тов­ле­ния и т. д.) и рабо­тать дружно, не мешая друг другу.

Нако­нец, кон­струк­тив­ная дея­тель­ность имеет боль­шое зна­че­ние и для вос­пи­та­ния эсте­ти­че­ских чувств. При зна­ком­стве детей с совре­мен­ными зда­ни­ями и с неко­то­рыми доступ­ными для их пони­ма­ния архи­тек­тур­ными памят­ни­ками (Кремль, Боль­шой театр и т.д.) раз­ви­ва­ется худо­же­ствен­ный вкус, уме­ние вос­тор­гаться архи­тек­тур­ными богат­ствами и пони­мать, что цен­ность любого соору­же­ния заклю­ча­ется не только в соот­вет­ствии его прак­ти­че­скому назна­че­нию, но и в его оформ­ле­нии — про­стота и чет­кость форм, выдер­жан­ность цве­то­вых соче­та­ний, про­ду­ман­ность укра­ше­ния и т. д.

Кон­стру­и­ро­ва­ние для самых малень­ких начи­на­ется с осво­е­ния эле­мен­тар­ных навы­ков: выло­жить из пла­стин дорожку, постро­ить башню из несколь­ких куби­ков. Затем детей обу­чают ком­би­ни­ро­вать детали кон­струк­тора (соору­дить стуль­чик, диван, исполь­зуя кубики и пла­стины) и пока­зы­вают раз­лич­ные спо­собы исполь­зо­ва­ния уже зна­ко­мых дета­лей (из пла­стин можно не только выло­жить дорожку, но и постро­ить забор, уста­но­вив их вертикально).

Сле­ду­ю­щий этап обу­че­ния кон­стру­и­ро­ва­нию – стро­и­тель­ство пере­кры­тий, начи­ная от про­стень­кой ска­ме­ечки или кро­вати и закан­чи­вая стро­и­тель­ством моста. Позже, исполь­зуя полу­чен­ные навыки дети, кон­стру­и­руют раз­но­об­раз­ные домики. При­чем задача посто­янно услож­ня­ется за счет добав­ле­ния дета­лей (окон, две­рей, дымо­хода), кото­рое дости­га­ется при помощи под­ста­новки эле­мен­тов кон­струк­тора (напри­мер, под­став­ляем к стенке домика пла­стину, и полу­ча­ется дверь).

С 4 – 5 лет, могут исполь­зо­ваться более слож­ные виды кон­струк­то­ров, поз­во­ля­ю­щие кон­стру­и­ро­вать подвиж­ные объ­екты, к при­меру, подъ­ем­ный кран или экскаватор.

Заня­тия по кон­стру­и­ро­ва­нию про­во­дятся в игро­вой форме, то есть дети строят не потому, что это инте­ресно само по себе, а для реа­ли­за­ции какого-то игро­вого момента. То есть малыш кон­стру­и­рует кро­ватку, чтобы потом поло­жить на нее куклу, строят мост через речку, чтобы потом под мостом про­плыл кораб­лик, строит башенку, на кото­рой будет сидеть птичка, ворота — через них будут ездить машинки и т.д.

Боль­шин­ство детей про­сто обо­жают кон­стру­и­ро­вать, поэтому кон­струк­тор – эта та вещь, кото­рая должна быть в каж­дом доме. А польза от такого при­об­ре­те­ния налицо – с одной сто­роны, ребе­нок увле­чен инте­рес­ным заня­тием, а с дру­гой сто­роны, это заня­тие спо­соб­ствует его все­сто­рон­нему развитию.

Таким обра­зом, каж­дый ребё­нок, зани­ма­ю­щийся конструированием,

в 3 – 4 года:

фор­ми­рует пред­став­ле­ния о том, что свои жиз­нен­ные впе­чат­ле­ния можно отоб­ра­жать в конструировании;
раз­ви­вает пред­став­ле­ние об основ­ных свой­ствах объ­ем­ных гео­мет­ри­че­ских форм (устой­чи­вость, про­зрач­ность, про­тя­жён­ность) и раз­ви­вает уме­ние вос­со­зда­вать зна­ко­мые пред­меты с исполь­зо­ва­нием стро­и­тель­ных дета­лей (доро­жек, лесе­нок, стуль­чи­ков и т.д. 2–3 варианта);

в 4 – 5 лет:

осва­и­вает пред­став­ле­ния о выра­зи­тель­ных и сен­сор­ных при­зна­ках предметов;
овла­де­вает кон­струк­тив­ными свой­ствами гео­мет­ри­че­ских объ­ем­ных форм (такими как устой­чи­вость, проч­ность постройки, заме­ня­е­мость деталей);
при­об­ре­тет уме­ние стро­ить мебель, горки, гру­зо­вые машины, дома (3–4 вари­анта каж­дого вида).
пони­мает видо­из­ме­ня­е­мость, вари­а­тив­ность кон­струк­ции, воз­мож­ность стро­ить её как по гори­зон­тали , так и по вертикали;

в 5 – 6 лет:

кон­стру­и­рует из гото­вых гео­мет­ри­че­ских форм, создаёт вари­анты зна­ко­мых соору­же­ний из гото­вых гео­мет­ри­че­ских форм (брус­ков, кир­пи­чи­ков, призм, цилин­дров) и тема­ти­че­ского конструктора;
ана­ли­зи­рует объ­ект, видит основ­ные части и детали, состав­ля­ю­щие соору­же­ния, воз­мож­ность созда­ния их из раз­лич­ных форм;
выпол­няет раз­лич­ные постройки: мосты, машины, зда­ния, гаражи (3–4 темы и 5–6 вари­ан­тов каж­дой темы); варьи­рует постройки в длину, ширину, высоту, соблю­дая задан­ный прин­цип конструкции;
осва­и­вает спо­собы заме­ще­ния форм, при­да­ния им устой­чи­во­сти, проч­но­сти; исполь­зует пере­кры­тия, замы­ка­ние пространства;
твор­че­ски допол­няет постройки дета­лями; само­сто­я­тельно отби­рает сред­ства выра­зи­тель­но­сти, спо­собы созда­ния соору­же­ний заду­ман­ного образа, пла­ни­рует работу, дружно рабо­тает в паре, втроём.

с 6ти лет:

создаёт пред­став­ле­ние об архи­тек­туре как искус­стве. Создаёт соору­же­ния раз­ных видов (про­мыш­лен­ные, обще­ствен­ные, жилые зда­ния; мосты, пло­щади, набе­реж­ные, памят­ники). Создаёт пред­став­ле­ния об осо­бен­но­стях архи­тек­туры, её функ­циях (польза, проч­ность, красота);
кон­стру­и­рует из гото­вых гео­мет­ри­че­ских объ­ём­ных форм и тема­ти­че­ских кон­струк­то­ров раз­но­об­раз­ные постройки жилищ­ного, обще­ствен­ного и про­мыш­лен­ного харак­тера по схе­мам, моде­лям, фото­гра­фиям, по задан­ным условиям;
осва­и­вает неко­то­рые зако­но­мер­но­сти созда­ния проч­ного высо­кого соору­же­ния (устой­чи­вость форм в фун­да­менте, точ­ность их уста­новки, лёг­кость и устой­чи­вость пере­кры­тий, зави­си­мость кон­струк­ций от назна­че­ния), исполь­зует архи­тек­тур­ные украшения;
при­даёт фор­мам устой­чи­вость, заме­няет детали, сов­ме­щает их для полу­че­ния форм.

К сча­стью, сего­дня купить кон­струк­тор для ребенка любого воз­раста не состав­ляет труда. Юным изоб­ре­та­те­лям доступны боль­шие и малень­кие наборы из металла и дерева, пласт­массы, резины и дру­гих мате­ри­а­лов, а детали в них могут скреп­ляться между собой самыми раз­ными способами.

 

 

Meccano — первая ласточка среди металлических конструкторов

konstruktor uchit sozidaniyu3 300x220 - Конструктор учит созиданиюПопу­ляр­ность метал­ли­че­ских кон­струк­то­ров смог пре­взойти разве что Lego. Но если послед­ний даже в самых про­дви­ну­тых моде­лях все же сохра­няет вид игрушки, то метал­ли­че­ские кон­струк­торы поз­во­ляют созда­вать модели, выгля­дя­щие как нечто насто­я­щее, спо­соб­ное стать про­об­ра­зом для раз­ра­ботки серьез­ного кон­струк­тор­ского бюро.

Пер­вый метал­ли­че­ский кон­струк­тор был создан в 1898 году. Биз­нес­мен из Ливер­пуля по имени Франк Хорнби думал, чем бы занять двух своих сыно­вей, шало­сти кото­рых поряд­ком уто­мили домо­чад­цев. Одна­жды, гуляя с маль­чи­ками по ливер­пуль­ской набе­реж­ной и наблю­дая за рабо­той пор­то­вых подъ­ем­ных кра­нов, Хорнби заме­тил, с каким живым инте­ре­сом дети изу­чают эти огром­ные устрой­ства. Так ему при­шло в голову предо­ста­вить ребя­там воз­мож­ность создать нечто подоб­ное, для чего была обо­ру­до­вана малень­кая домаш­няя мастер­ская. Но для созда­ния модели, кото­рую они заду­мали собрать, не хва­тало мно­гих дета­лей. Отец выбился из сил, пыта­ясь найти их, но, ско­рее всего, таких эле­мен­тов про­сто не существовало.

Нака­нуне Рож­де­ства Хорнби воз­вра­щался домой из оче­ред­ной поездки и думал о том, сколько вре­мени зани­мает поиск нуж­ных дета­лей для кон­крет­ной цели. И тут ему в голову при­шла гени­аль­ная мысль — необ­хо­димо при­ду­мать такие детали, кото­рые можно было бы исполь­зо­вать по-раз­ному. Посте­пенно в его вооб­ра­же­нии появи­лись детали со сквоз­ными отвер­сти­ями, рас­по­ло­жен­ными рав­но­мерно. Такие детали можно соеди­нять в раз­лич­ных вари­ан­тах, под раз­ными углами, доби­ва­ясь созда­ния самых раз­ных конструкций.

Франк не стал откла­ды­вать задумку в дол­гий ящик и тут же при­нялся за изго­тов­ле­ние нуж­ных дета­лей. И резуль­тат пре­взо­шел все ожи­да­ния — создан­ный из новых дета­лей подъ­ем­ный кран пере­дви­гался на коле­сах, менял поло­же­ние башни и мог под­ни­мать и опус­кать стрелу совсем как настоящий.

В 1901 году Франк Хорнби запа­тен­то­вал свое созда­ние и тут же начал про­из­вод­ство кон­струк­тора, назвав его Mechanics Made Easy. А по про­ше­ствии шести лет Хорнби при­нял реше­ние упро­стить назва­ние, так в 1907 году появился новый бренд, выпус­ка­ю­щий метал­ли­че­ские конструкторы.

По образу и подобию

Разу­ме­ется, Meccano — не един­ствен­ная ком­па­ния, про­из­во­дя­щая метал­ли­че­ские кон­струк­торы, эле­менты кото­рых скреп­ля­ются между собой бол­тами и гайками.

Так, в 1925 году неболь­шой завод в Чехо­сло­ва­кии начал выпуск кон­струк­тора Merkur. Из пер­вых набо­ров можно было соби­рать модели зда­ний, стан­ков и транс­порта, а в 30‑х годах Merkur стал спе­ци­а­ли­зи­ро­ваться на про­из­вод­стве метал­ли­че­ских поез­дов и эле­мен­тов желез­ной дороги. В 60‑х годах про­из­вод­ство пере­жи­вало свой рас­цвет — кон­струк­торы экс­пор­ти­ро­ва­лись во все страны Европы. Но в 90‑х годах Merkur едва не пре­кра­тил свое суще­ство­ва­ние, но смог пере­жить ката­стро­фи­че­ский упа­док и воз­об­но­вить про­из­вод­ство, кото­рое дей­ствует и сегодня.

Рос­сий­ские про­из­во­ди­тели начали выпус­кать метал­ли­че­ские кон­струк­торы в 1938 году. На тех набо­рах выросли мно­гие поко­ле­ния. Но и сего­дня про­из­вод­ство метал­ли­че­ских кон­струк­то­ров не пре­кра­щено, хотя их создают лишь несколько ком­па­ний — “Само­дел­кин”, «Рус­ский стиль», «Деся­тое Коро­лев­ство» и Чебок­сар­ский элек­тро­ап­па­рат­ный завод.

Не отста­вала и Гер­ма­ния — в 1955 году неболь­шой завод в Тюрин­гии раз­ра­бо­тал соб­ствен­ный метал­ли­че­ский кон­струк­тор, взяв за основу зна­ме­ни­тый Meccano, и назвал его Eitech. Но, в отли­чие от про­об­раза, кото­рый не при­ла­гал к набо­рам схем для сборки, Eitech ком­плек­то­вал свои кон­струк­торы схе­мами, а коли­че­ство дета­лей в зави­си­мо­сти от слож­но­сти варьи­ро­ва­лось от 100 до 1000. С 1996 года ряд набо­ров ком­плек­ту­ется сол­неч­ными бата­ре­ями, так что модели могли функ­ци­о­ни­ро­вать за счет энер­гии солнца. Сей­час Eitech выпус­кает несколько линеек с раз­лич­ным уров­нем слож­но­сти, начи­ная от ком­плек­тов для нович­ков и закан­чи­вая набо­рами для про­ве­де­ния экспериментов.

Магнит вытесняет гайки и болты

Каза­лось бы, что даль­ней­шее раз­ви­тие кон­струк­то­ров может про­дол­жаться только за счет совер­шен­ство­ва­ния уже суще­ству­ю­щих. Ведь уже все воз­мож­ные мате­ри­алы задей­ство­ваны, вари­анты креп­ле­ния испро­бо­ваны. Но чело­ве­че­ская мысль не оста­нав­ли­ва­ется на достигнутом.

В 1998 году ита­лья­нец Кла­удио Вичен­телли заду­мался над вопро­сом — почему бы не при­ме­нить силу маг­нит­ного при­тя­же­ния для соеди­не­ния дета­лей дет­ского кон­струк­тора? На реа­ли­за­цию идеи не ушло много вре­мени, и в том же году миру был пред­став­лен Geomag — пер­вый маг­нит­ный кон­струк­тор. Основ­ные его эле­менты — маг­нит­ные палочки и сталь­ные шарики. Для проч­но­сти собран­ных моде­лей исполь­зу­ются спе­ци­аль­ные панели раз­лич­ной формы.

Слава этого кон­струк­тора не оста­лась неза­ме­чен­ной, и прин­цип маг­не­тизма стали исполь­зо­вать в своих кон­струк­то­рах и дру­гие производители.

konstruktor uchit sozidaniyu4 300x219 - Конструктор учит созиданиюНо в 2010 год стал одним из самых зна­ко­вых в исто­рии кон­струк­то­ров. В этом году на рынке игру­шек появи­лась вол­шеб­ная новинка — маг­нит­ный кон­струк­тор Magformers. Он момен­тально вышел на лиди­ру­ю­щие пози­ции среди ана­ло­гов бла­го­даря своим осо­бен­но­стям, и глав­ной из явля­ется то, что маг­ниты в дета­лях не закреп­лены жестко, а вра­ща­ются сво­бодно. Таким обра­зом, при сбли­же­нии двух дета­лей нет необ­хо­ди­мо­сти соблю­дать поляр­ность — маг­ниты сами повер­нутся друг к другу нуж­ными полюсами.

 

Купить маг­нит­ный кон­струк­тор стре­мятся не только роди­тели, но и учеб­ные заве­де­ния. Ведь детали кон­струк­тора пред­став­ляют собой плос­кие гео­мет­ри­че­ские фигуры, а, ком­би­ни­руя их, можно созда­вать трех­мер­ные модели. Это помо­гает не только раз­ви­вать про­стран­ствен­ное мыш­ле­ние, но и лучше пони­мать гео­мет­рию, сте­рео­мет­рию, мате­ма­тику. Напри­мер, для школ Южной Кореи раз­ра­бо­таны спе­ци­аль­ные обра­зо­ва­тель­ные про­граммы, вклю­ча­ю­щие в себя заня­тия с эле­мен­тами этого конструктора.

Электронный конструктор – больше, чем просто игрушка

elektronnyy konstruktor2 300x300 - Конструктор учит созиданиюДет­ский кон­струк­тор – самая полез­ная игрушка, неза­ви­симо от пола и воз­раста ребенка, задача лишь в том, чтобы пра­вильно подо­брать набор дета­лей. Маль­чишки и дев­чонки с оди­на­ко­вым инте­ре­сом возятся с кон­струк­то­рами, про­сто каж­дый соби­рает те модели, кото­рые им интересны.

Даже самый отъ­яв­лен­ный непо­седа может несколько часов кряду тер­пе­ливо соби­рать авто­мо­биль или само­лет, при­чем боль­шин­ство детей пред­по­чи­тают созда­вать модели, кото­рые при­ду­мы­вают бук­вально на ходу. Это сей­час к каж­дому кон­струк­тору при­ла­га­ется схема, а пер­вые наборы давали пол­ный про­стор юным умам.

Напри­мер, пер­вые наборы зна­ме­ни­того Meccano не содер­жали ника­ких схем, неза­ви­симо от коли­че­ства дета­лей – ребе­нок мог сде­лать из них что угодно, начи­ная от про­стей­шей тележки и закан­чи­вая целым горо­дом с раз­ви­той инфраструктурой.

Польза заня­тий с кон­струк­то­рами оче­видна и мно­го­кратно дока­зана все­воз­мож­ными наблю­де­ни­ями и исследованиями.

Если же хочется кон­крет­ных при­ме­ров, под­твер­жда­ю­щих пользу от заня­тий с кон­струк­то­ром, то можно вспом­нить лишь несколько имен — Аль­берт Эйн­штейн, Роберт Оппен­гей­мер, Макс Борн. Все они в дет­стве про­во­дили время с пер­вым в мире кон­струк­то­ром Anchor Stones, скла­ды­вая раз­лич­ные стро­е­ния из камен­ных бло­ков. О дости­же­ниях этих людей в стар­шем воз­расте гово­рят их открытия.

От кубика к конденсатору

Кон­струк­тор для малень­кого ребенка – это про­стые кубики, кото­рые можно эле­мен­тарно класть друг на друга. Конечно, обыч­ные кубики и пира­мидки трудно назвать пол­но­цен­ным кон­струк­то­ром, но основу ком­би­ни­ро­ва­ния дета­лей эти игрушки закладывают.

С воз­рас­том они ста­но­вятся неин­те­ресны, и под­рос­шему стро­и­телю нужны более слож­ные наборы, из кото­рых можно стро­ить все более совер­шен­ные модели – авто­мо­били и вер­то­леты, корабли и поезда, зда­ния и целые города. И что может быть инте­рес­нее, чем научить скон­стру­и­ро­ван­ную машинку зажи­гать фары или при­ду­мать систему осве­ще­ния улиц воз­ве­ден­ного на столе города?

Конечно, можно купить гото­вую машину со све­то­выми эффек­тами, а город осве­тить про­стой настоль­ной лам­пой. Но почему бы не дать ребенку воз­мож­ность изу­чить азы элек­три­че­ства и элек­тро­ники, пода­рив ему осо­бый кон­струк­тор – электронный?

Элек­трон­ные кон­струк­торы появи­лись в про­даже не так давно, и уже успели заво­е­вать при­зна­ние поку­па­те­лей сво­ими широ­кими воз­мож­но­стями. Не все­гда роди­тели могут объ­яс­нить ребенку, что такое элек­три­че­ство и как оно рабо­тает. И даже не потому, что сами этого не пони­мают, а про­сто не могут подо­брать слов, кото­рые были бы понятны ребенку.

С помо­щью спе­ци­аль­ных дета­лей элек­трон­ного кон­струк­тора – мик­ро­схем, рези­сто­ров и кон­ден­са­то­ров можно не только наглядно про­де­мон­стри­ро­вать ребенку прин­ципы работы элек­три­че­ских при­бо­ров, но и собрать вме­сте с ним какое-либо дей­ству­ю­щее устройство.

Первые шаги в мир электричества

Любой элек­трон­ный кон­струк­тор пред­став­ляет собой набор, в кото­рый вхо­дит мон­таж­ная плата и ком­плект дета­лей – лам­по­чек, дио­дов, тран­зи­сто­ров и про­чих эле­мен­тов для созда­ния элек­три­че­ской цепи. Про­вода в кон­струк­то­рах исполь­зу­ются редко. Обычно их заме­няют спе­ци­аль­ные полоски, соеди­ня­ю­щи­еся друг с дру­гом по кно­поч­ному принципу.

На дета­лях, выпол­ня­ю­щих роль рези­сто­ров, дио­дов или кон­ден­са­то­ров, нане­сены осо­бые знаки, кото­рыми эти ком­по­ненты изоб­ра­жа­ются на элек­три­че­ских схе­мах. Так что ребе­нок не только смо­жет изу­чить прин­цип дей­ствия каж­дого эле­мента, но и научиться читать схемы, и даже созда­вать их самостоятельно.

elektronnyy konstruktor3 300x248 - Конструктор учит созиданиюК каж­дому кон­струк­тору при­ла­га­ется обу­ча­ю­щая книжка с тео­ре­ти­че­скими мате­ри­а­лами и схе­мами для сборки. С ее помо­щью можно скон­стру­и­ро­вать, напри­мер, теле­фон или двер­ной зво­нок, сен­сор­ный выклю­ча­тель или радиоприемник.

Разо­брав­шись в тон­ко­стях работы каж­дого эле­мента цепи и в прин­ци­пах ее постро­е­ния, можно при­сту­пать к созда­нию соб­ствен­ных цепей, и тут уже вос­тор­гам юного тех­ника не будет границ.

Заня­тия с элек­трон­ным кон­струк­то­ром – это уже не про­сто игра, а созда­ние при­бо­ров, кото­рые могут исполь­зо­ваться дома уже не как игрушка. Напри­мер, сиг­на­ли­за­ция, кото­рая сооб­щит о том, что кто-то открыл дверь.

Все гениальное конструируется просто

Как и любые дру­гие кон­струк­торы, элек­трон­ные наборы раз­ли­ча­ются по уровню слож­но­сти, и конечно, по предо­став­ля­е­мым ими воз­мож­но­стям. Если про­стей­шие наборы поз­во­ляют позна­ко­миться с прин­ци­пами работы эле­мен­тов цепи, научиться про­ек­ти­ро­вать элек­три­че­ские цепи и созда­вать неслож­ные при­боры, то более «про­дви­ну­тые» кон­струк­торы предо­став­ляют неогра­ни­чен­ный про­стор для дея­тель­но­сти, вплоть до воз­мож­но­сти состав­ле­ния про­граммы, в соот­вет­ствии с кото­рой будет рабо­тать создан­ное устройство.

Именно к этому классу отно­сятся кон­струк­торы рос­сий­ской ком­па­нии Амперка. Это наборы, поз­во­ля­ю­щие созда­вать все­воз­мож­ные устрой­ства на базе осо­бой платы, на кото­рой уже име­ется кон­трол­лер и память.

На плату можно уста­нав­ли­вать раз­лич­ные элек­трон­ные эле­менты, к ней можно под­клю­чить прак­ти­че­ски любой при­бор, рабо­та­ю­щий от элек­три­че­ства. А на ком­пью­тере можно напи­сать про­грамму, кото­рая заста­вит кон­трол­лер управ­лять под­клю­чен­ными при­бо­рами в нуж­ном вам режиме.

На базе кон­струк­то­ров от этого про­из­во­ди­теля можно скон­стру­и­ро­вать, напри­мер, метео­стан­цию, кото­рая будет пере­да­вать на мони­тор ком­пью­тера дан­ные о погоде, или даже создать свой соб­ствен­ный «умный дом». Про­грам­ми­ро­ва­ние для Arduino несложно – в ком­плект кон­струк­то­ров вхо­дит книжка с обу­ча­ю­щими мате­ри­а­лами и прак­ти­че­скими экспериментами.

Польза для ребенка, польза для семьи

Элек­трон­ный кон­струк­тор поле­зен в первую оче­редь маль­чи­кам, но и для мно­гих дево­чек такая игра может ока­заться инте­рес­ной. Мало того, что эти наборы дают эле­мен­тар­ное поня­тие об элек­три­че­стве и элек­тро­нике, они имеют и дру­гие преимущества:

  • раз­ви­вают логи­че­ское мыш­ле­ние – для созда­ния элек­три­че­ской схемы необ­хо­димо разо­браться в прин­ци­пах работы каж­дого эле­мента и пра­вильно рас­по­ло­жить ком­по­ненты цепи;
  • раз­ви­вает навыки твор­че­ства – для раз­ра­ботки соб­ствен­ных про­ек­тов при­дется вос­поль­зо­ваться соб­ствен­ным воображением;
  • обу­чает осно­вам физики и дру­гих точ­ных наук:
  • при­учает к порядку – при кон­стру­и­ро­ва­нии мел­кие детали будет проще искать, если изна­чально рас­кла­ды­вать их по местам, что делать очень легко, ведь в коробке все ячейки под­пи­саны и пронумерованы;
  • раз­ви­вает усид­чи­вость и тер­пе­ние при дости­же­нии цели.

Кроме того, элек­трон­ный кон­струк­тор поз­во­ляет спло­тить семью. Малень­кому ребенку может потре­бо­ваться помощь взрос­лых, поскольку он еще мно­гого не знает, и неко­то­рые прин­ципы соеди­не­ния дета­лей и постро­е­ния схем ему нужно будет объ­яс­нять. А слож­ные наборы для ребят стар­шего воз­раста настолько инте­ресны, что застав­ляют и роди­те­лей при­со­еди­ниться к раз­ра­ботке полез­ных в доме вещей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки