Краткий словарь юного исследователя

Краткий словарь юного исследователя

(3 голоса4.0 из 5)

Крат­кий сло­варь в помощь юному исследователю.

Адрес­ность – обра­ще­ние к опре­де­лен­ной ауди­то­рии; гово­ря­щий при­спо­саб­ли­ва­ется к ауди­то­рии, от неё зави­сят струк­тура и харак­тер речи.

Акту­аль­ность – свой­ство быть ори­ен­ти­ро­ван­ной на реше­ние наи­бо­лее зна­чи­мых про­блем, т.е. таких про­блем, реше­ние кото­рых в сумме может дать мак­си­мально воз­можно полез­ный эффект.

Акту­аль­ное иссле­до­ва­ние – это важ­ный, суще­ствен­ный для насто­я­щего момента науч­ный труд. Акту­аль­ные иссле­до­ва­ния необ­хо­димы, когда а) прак­ти­че­ская потреб­ность в реше­нии про­блемы доста­точно выра­жена; б) реше­ние про­блемы поло­жи­тельно ска­жется на раз­ных сто­ро­нах прак­тики; в) тема в науке раз­ра­бо­тана слабо; г) име­ется много про­ти­во­ре­чи­вых под­хо­дов; д) раз­ра­ботка темы может допол­нить наши пред­став­ле­ния по ряду тео­ре­ти­че­ских вопро­сов; е) откры­ва­ются пер­спек­тивы для при­клад­ных исследований.

Акцент

  1. Уда­ре­ние в слове, а также знак ударения;
  2. Под­чер­ки­ва­ние какого-нибудь поло­же­ния, мысли

Алго­ритм

  1. Четко задан­ная после­до­ва­тель­ность выпол­не­ния тех или иных дей­ствий, пре­об­ра­зо­ва­ний, вычис­ле­ний над отдель­ным объ­ек­том или их совокупностью;
  2. Система пра­вил, пред­пи­са­ний для эффек­тив­ного реше­ния опре­де­лен­ных задач;
  3. Про­грамма, опре­де­ля­ю­щая спо­соб поведения;
  4. Сфор­му­ли­ро­ван­ное на неко­то­ром языке пра­вило (или набор пра­вил), ука­зы­ва­ю­щее дей­ствия, после­до­ва­тель­ное выпол­не­ние кото­рых при­во­дит от исход­ных дан­ных к иско­мому результату.

Анкета – опрос­ный лист, само­сто­я­тельно запол­ня­е­мый опра­ши­ва­е­мым по ука­зан­ным в нем правилам.

Анно­та­ция – крат­кая харак­те­ри­стика рас­смат­ри­ва­е­мого мате­ри­ала с точки зре­ния назна­че­ния, содер­жа­ния, формы и дру­гих особенностей.

Архив

  1. Учре­жде­ние для хра­не­ния ста­рых, ста­рин­ных доку­мен­тов, доку­мен­таль­ных материалов;
  2. Собра­ние руко­пи­сей, писем и т.п., отно­ся­щихся к дея­тель­но­сти какого-либо учре­жде­ния, лица.

Аспект – точка зре­ния, с кото­рой рас­смат­ри­ва­ется пред­мет, явле­ние, понятие.

Биб­лио­гра­фия

  1. Науч­ное опи­са­ние и систе­ма­ти­за­ция про­из­ве­де­ний печати и пись­мен­но­сти, их выяв­ле­ние и отбор, состав­ле­ние их переч­ней, ука­за­те­лей и инфор­ма­ци­он­ных изданий;
  2. Пере­чень книг и ста­тей по какому-нибудь вопросу.

Вывод – умо­за­клю­че­ние; прийти к чему-то на основе анализа.

Гипо­теза

  1. Науч­ное пред­по­ло­же­ние, выдви­га­е­мое для объ­яс­не­ния какого-либо явле­ния и тре­бу­ю­щее про­верки на опыте и тео­ре­ти­че­ского обос­но­ва­ния для того, чтобы стать досто­вер­ной науч­ной теорией.
  2. Это пред­по­ло­же­ние, в кото­ром на основе ряда фак­тов дела­ется вывод об объ­екте, о при­чи­нах явле­ния, при­чем это пред­по­ло­же­ние нельзя счи­тать пол­нее доказанным.
  3. Пред­по­ло­же­ние, выдви­га­е­мое в каче­стве пред­ва­ри­тель­ного услов­ного объ­яс­не­ния неко­то­рого явле­ния (или группы явле­ний), суще­ство­ва­ния объ­екта (его свойств и свя­зей, при­чин воз­ник­но­ве­ния), необ­хо­ди­мых для реше­ния кон­крет­ной проблемы.Гипотеза неопре­де­ленна, веро­ят­ное зна­ние, еще не дока­зан­ное логи­че­ски и не под­твер­жден­ное опы­том, чтобы счи­таться досто­вер­ным знанием.
  4. Недо­ка­зан­ное утвер­жде­ние: усло­вие, при­ни­ма­е­мое с целью после­ду­ю­щего подтверждения.

Гриф

  1. назва­ние орга­ни­за­ции или учре­жде­ния в под­за­го­ло­воч­ных данных;
  2. над­пись, утвер­жда­ю­щая изда­ва­е­мый офи­ци­аль­ный доку­мент либо допус­ка­ю­щая или утвер­жда­ю­щая в каче­стве учеб­ника и т.п., напе­ча­тан­ная перед его загла­вием или после него.

Диа­лог – раз­го­вор, беседа, обмен мне­ни­ями между двумя или несколь­кими людьми, вид речи, отли­ча­ю­щийся ситу­а­тив­но­стью, непро­из­воль­но­стью, неза­пла­ни­ро­ван­ным характером.

Дис­пут – пуб­лич­ный спор, кон­крет­ное обсуж­де­ние какой-либо проблемы.

Доклад – пуб­лич­ное сооб­ще­ние, пред­став­ля­ю­щее собой раз­вер­ну­тое изло­же­ние опре­де­лен­ной темы; один из видов само­сто­я­тель­ной работы.

Доку­мент

  1. Дело­вая бумага, под­твер­жда­ю­щая какой-нибудь факт или право на что-либо;
  2. Удо­сто­ве­ре­ние; офи­ци­аль­ная бумага, сви­де­тель­ству­ю­щая о лич­но­сти предъявителя;
  3. Пись­мен­ное сви­де­тель­ство о каких-либо исто­ри­че­ских собы­тиях, фактах.

Жест – (выра­зи­тель­ный) сопро­вож­дает речь.

Задача – то, что тре­бует испол­не­ния, раз­ре­ше­ния. Это работа или часть её, выпол­нен­ная опре­де­лен­ным спо­со­бом в опре­де­лен­ный период.

Инно­ва­ция

  1. Новые иссле­до­ва­ния и разработки;
  2. Обще­ствен­ный, тех­ни­че­ский, эко­но­ми­че­ский про­цесс, кото­рый через прак­ти­че­ское исполь­зо­ва­ние идей и изоб­ре­те­ний при­во­дит к созда­нию луч­ших по своим свой­ствам изде­лий, тех­но­ло­гий, услуг.

Инто­на­ция – выра­жает отно­ше­ние к тому, о чем идет речь; оттенки речи рас­ши­ряют смысл ска­зан­ного; инто­на­ция уси­ли­вает воз­дей­ствие слова; пере­дает оттенки мысли; диа­па­зон интонаций.

Инфор­ма­ция:

  1. Све­де­ния об окру­жа­ю­щем мире и про­те­ка­ю­щих в нем про­цес­сах, вос­при­ни­ма­е­мые чело­ве­ком или спе­ци­аль­ным устройством.
  2. Про­блеме и путях её реше­ния, обна­ру­жить неяс­но­сти в раз­ра­ботке вопроса.

Искус­ство

  1. Твор­че­ское отра­же­ние, вос­про­из­ве­де­ние дей­стви­тель­но­сти в худо­же­ствен­ных образах;
  2. Уме­ние, мастер­ство, зна­ние дела.

Иссле­до­ва­ние – про­цесс и резуль­тат науч­ной дея­тель­но­сти, направ­лен­ный на полу­че­ние новых зна­ний  о зако­но­мер­но­стях, струк­туре, меха­низ­мах функ­ци­о­ни­ро­ва­ния изу­ча­е­мого явле­ния, о содер­жа­нии, прин­ци­пах, мето­дах и орга­ни­за­ци­он­ных фор­мах деятельности.

Кар­то­тека – сово­куп­ность орга­ни­зо­ван­ных опре­де­лен­ным обра­зом кар­то­чек с зафик­си­ро­ван­ными на них данными.

Ката­лог – нор­ма­тивно-про­из­вод­ствен­ное, спра­воч­ное или реклам­ное изда­ние, содер­жа­щее систе­ма­ти­зи­ро­ван­ный пере­чень име­ю­щихся в нали­чии предметов.

Кате­го­рия – иерар­хич­ный ряд поня­тий раз­лич­ной слож­но­сти, объ­еди­нен­ных един­ством содержания.

Клас­си­фи­ка­ция – упо­ря­до­чен­ное раз­де­ле­ние мно­же­ства объ­ек­тов на группы на основе исполь­зо­ва­ния уста­нов­лен­ной системы при­зна­ков деле­ния и сово­куп­но­сти, опре­де­лен­ных правил.

Ком­мен­та­рий –  (заметки, толкование)

  1. Книж­ный ком­мен­та­рий – пояс­не­ния (при­ме­ча­ния) к тек­сту, часть научно-спра­воч­ного аппа­рата книги;
  2. Ком­мен­та­рий средств мас­со­вой инфор­ма­ции – раз­но­вид­ность опе­ра­тив­ного ана­ли­ти­че­ского мате­ри­ала, разъ­яс­ня­ю­щего смысл акту­аль­ного обще­ственно-поли­ти­че­ского собы­тия, документа.

Ком­пе­тент­ность –  сово­куп­ность необ­хо­ди­мых зна­ний и качеств лич­но­сти, поз­во­ля­ю­щих про­фес­си­о­нально под­хо­дить и эффек­тивно решать вопросы в соот­вет­ству­ю­щей обла­сти зна­ний, науч­ной или прак­ти­че­ской деятельности.

Ком­пе­тен­ция – един­ство зна­ний, про­фес­си­о­наль­ного опыта, спо­соб­но­стей дей­ство­вать и навы­ков пове­де­ния инди­вида, опре­де­ля­е­мых целью, задан­но­стью ситу­а­ции и долж­но­стью. Ком­пе­тен­ция отно­сится к дан­ной кон­крет­ной  ситу­а­ции, ком­би­ни­рует и соеди­няет дина­мич­ным обра­зом состав­ля­ю­щие её эле­менты для адап­та­ции к тре­бо­ва­нию должности.

Кон­текст – закон­чен­ный в смыс­ло­вом отно­ше­нии отры­вок пись­мен­ной или уст­ной речи, необ­хо­ди­мый для опре­де­ле­ния смысла отдельно вхо­дя­щего в него слова или фразы.

Кон­цеп­ция –  система взгля­дов, прин­ци­пов в какой-либо обла­сти; общий замы­сел, основ­ная идея труда, произведения.

Кре­а­тив­ность – творчество.

Кри­те­рий – при­знак, на основе кото­рого про­из­во­дится оценка, опре­де­ле­ние или клас­си­фи­ка­ция чего-либо; мерило оценки.

Куль­тура – (воз­де­лы­ва­ние, вос­пи­та­ние, обра­зо­ва­ние, раз­ви­тие, почи­та­ние), исто­ри­че­ски опре­де­лен­ный уро­вень раз­ви­тия обще­ства, твор­че­ских сил и спо­соб­но­стей чело­века, выра­жен­ный в типах и фор­мах орга­ни­за­ции жизни и дея­тель­но­сти людей, в их вза­и­мо­от­но­ше­ниях, а также в созда­ва­е­мых ими мате­ри­аль­ных и духов­ных ценностях.

Куль­тура мыш­ле­ния – спо­соб­ность инди­ви­ду­аль­ного мыш­ле­ния к само­раз­ви­тию и уме­ние его выхо­дить за пре­делы сло­жив­шихся стереотипов.

Метод

  1. Сово­куп­ность при­е­мов, опе­ра­ций прак­ти­че­ского или тео­ре­ти­че­ского осво­е­ния дей­стви­тель­но­сти, под­чи­нен­ных реше­нию кон­крет­ной задачи.
  2. Спо­соб, с помо­щью кото­рого обес­пе­чи­ва­ется дости­же­ние наме­чен­ной цели.

Метод иссле­до­ва­ния

  1. Спо­соб, неотъ­ем­ле­мая часть любого иссле­до­ва­ния, крат­чай­ший путь, опре­де­ля­ю­щий ход и резуль­та­тив­ность иссле­до­ва­ния, формы орга­ни­за­ции работы, общую мето­до­ло­ги­че­скую ори­ен­та­цию автора.
  2. Сово­куп­ность при­е­мов прак­ти­че­ского или тео­ре­ти­че­ского осво­е­ния дей­стви­тель­но­сти, под­чи­нен­ных реше­нию кон­крет­ной задачи.

Мето­до­ло­гия — уче­ние о струк­туре, логи­че­ской орга­ни­за­ции, мето­дах и сред­ствах дея­тель­но­сти; мето­до­ло­гия науки — уче­ние о прин­ци­пах постро­е­ния, фор­мах и спо­со­бах науч­ного познания.

Мето­до­ло­гия — система прин­ци­пов и спо­со­бов орга­ни­за­ции и постро­е­ния тео­ре­ти­че­ской и прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти, а также уче­ние об этой системе

Мимика – под­чер­ки­вает и уси­ли­вает дей­ствие про­из­не­сен­ного лова (паузы в речи, улыбка, нахму­рен­ные брови, т.д. делают речь доступ­ной, нагляд­ной, выра­зи­тель­ной, эмоциональной).

Моде­ли­ро­ва­ние – метод иссле­до­ва­ния явле­ний и про­цес­сов, осно­вы­ва­ю­щийся на заме­ще­нии реаль­ных объ­ек­тов их услов­ными обра­зами, ана­ло­гами. В моде­ли­ро­ва­нии вос­про­из­во­дятся свой­ства, связи, тен­ден­ции иссле­ду­е­мых систем и про­цес­сов, что поз­во­ляет оце­нить их состо­я­ние, сде­лать про­гноз, при­нять обос­но­ван­ное решение.

Моно­гра­фия – науч­ное или научно-попу­ляр­ное изда­ние, содер­жа­щее пол­ное и все­сто­рон­нее иссле­до­ва­ние одной про­блемы или темы при­над­ле­жа­щее одному или несколь­ким авторам.

Музей – учре­жде­ния куль­туры, осу­ществ­ля­ю­щие сбор, науч­ное иссле­до­ва­ние и хра­не­ние памят­ни­ков куль­туры и искусства.

Наука – сфера иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти, направ­лен­ная на про­из­вод­ство новых зна­ний в при­роде, обще­стве и мышлении.

Обзор­ная ста­тья – пуб­ли­ка­ция, содер­жа­щая свод­ную харак­те­ри­стику, ана­лиз и оценку состо­я­ния какого-либо вида деятельности.

Обра­ботка резуль­та­тов – один из обя­за­тель­ных эта­пов про­ве­де­ния иссле­до­ва­ния, сле­ду­ю­щий за сбо­ром эмпи­ри­че­ских дан­ных. Пред­по­ла­гает исполь­зо­ва­ние логи­че­ских при­е­мов (клас­си­фи­ка­ция, груп­пи­ровка, сопо­став­ле­ние и т.д.) для каче­ствен­ных пока­за­те­лей и мате­ма­ти­че­ских при­е­мов и мето­дов (сум­ми­ро­ва­ние набран­ных бал­лов, под­счет ста­ти­сти­че­ских пока­за­те­лей, дис­пер­сии и т.д.), для коли­че­ствен­ных результатов.

Ори­ги­наль­ность – свое­об­раз­ность, необыч­ность, непо­хо­жесть на других.

Объ­ект иссле­до­ва­ния – пред­мет, лицо, про­цесс, педа­го­ги­че­ская система, про­ти­во­сто­я­щая субъ­екту в его позна­ва­тель­ной или прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти, кото­рая под­ле­жит исследованию.

Опи­са­ние – одна из функ­ций науч­ного иссле­до­ва­ния, состо­я­щая в фик­си­ро­ва­нии резуль­та­тов опыта, наблю­де­ния или эксперимента.

Пред­мет иссле­до­ва­ния  –

  1. Сто­рона объ­екта, отра­жа­ю­щая его целост­ные свойства;
  2. Опре­де­лен­ная сто­рона, выде­лен­ная из объ­екта науч­ного иссле­до­ва­ния в про­цессе его позна­ния и обла­да­ю­щая суще­ствен­ными для дан­ного иссле­до­ва­ния при­зна­ками или свой­ствами, слу­жа­щая сред­ством позна­ния объекта.

Про­блема

  1. слож­ная позна­ва­тель­ная задача, реше­ние кото­рой пред­став­ляет суще­ствен­ный прак­ти­че­ский и тео­ре­ти­че­ский интерес;
  2. слож­ный вопрос, задача, тре­бу­ю­щие раз­ре­ше­ния, исследования.

Про­гноз (пред­ви­де­ние, пред­ска­за­ние) – осно­ван­ное на спе­ци­аль­ных иссле­до­ва­ниях заклю­че­ние о пред­сто­я­щем раз­ви­тии и исходе чего-либо, какого-либо события.

Про­ект

  1. Раз­ра­бо­тан­ный план, замысел;
  2. Пред­ва­ри­тель­ный текст какого-либо документа.

Пуб­ли­ка­ция

  1. То же, что и объявление;
  2. Текст, мате­риал, пре­да­ва­е­мый глас­но­сти в печат­ном органе.

Раз­ра­ботки – слу­жат для непо­сред­ствен­ного обслу­жи­ва­ния прак­тики обра­зо­ва­ния. Резуль­та­том раз­ра­бо­ток слу­жат учеб­ные или обра­зо­ва­тель­ные про­граммы, мето­ди­че­ские посо­бия, реко­мен­да­ции, инструк­ции и т.д.

Ретро­спек­тив­ная инфор­ма­ция –  инфор­ма­ция о собы­тиях или доку­мен­тах, появив­шихся за опре­де­лен­ный период вре­мени, пред­ше­ству­ю­щие дан­ному моменту.

Рефе­рат – кат­кое изло­же­ние содер­жа­ния книги, ста­тьи, иссле­до­ва­ния, а также доклад с таким изложением.

Рефлек­сия  отра­же­ние – раз­мыш­ле­ние, ана­лиз соб­ствен­ного пси­хи­че­ского состояния.

Рецен­зия – кри­ти­че­ский отзыв о каком – либо сочи­не­нии, мате­ри­але, меро­при­я­тии и т.д.

Тра­ди­ция

  1. То, что пере­шло от одного поко­ле­ния к дру­гому, что уна­сле­до­вано от пред­ше­ству­ю­щего поко­ле­ния (напри­мер, нравы, идеи, вкусы, взгляды, обы­чая и т.д.);
  2. Обы­чай, уста­но­вив­шийся поря­док в пове­де­нии, в быту.

Трак­товка

  1. Истол­ко­ва­ние чего-либо;
  2. Рас­суж­де­ние, обсуж­де­ние, объ­яс­не­ние чего-либо.

Тща­тель­ная под­го­товка к выступ­ле­нию – про­ду­мы­ва­ние тек­ста от  начала до конца, его написание.

Уме­ние пуб­лично мыс­лить – пре­одо­ле­вая вол­не­ние, фор­му­ли­ро­вать мысли в про­цессе речи, гово­рить сво­бодно, не заучи­вая наизусть, обле­кая в живую форму (иначе рабо­тает не мысль, а память).

Учебно-иссле­до­ва­тель­ская дея­тель­ность – выпол­не­ние детьми иссле­до­ва­тель­ских работ с доста­точно раз­но­об­раз­ной тема­ти­кой в обла­сти лите­ра­туры, исто­рии, гео­гра­фии, эко­ло­гии, эко­но­мики, искус­ства, права и т.д.

Учебно-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция – одна из форм орга­ни­за­ции учеб­ного про­цесса, ори­ен­ти­ро­ван­ная на обоб­ще­ние, систе­ма­ти­за­цию зна­ний, воз­мож­ность их внед­ре­ния, на обсуж­де­ние наи­бо­лее общих, акту­аль­ных проблем.

Целе­по­ла­га­ние – спо­соб выдви­же­ния и обос­но­ва­ния педа­го­ги­че­ских целей, отбор путей их дости­же­ния, про­ек­ти­ро­ва­ние ожи­да­е­мого результата.

Цель – иде­аль­ный образ жела­е­мого буду­щего резуль­тата чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти; осо­знан­ное пред­став­ле­ние о конеч­ном резуль­тате деятельности.

Экс­кур­сия – форма и метод обра­зо­ва­тель­ной работы, поз­во­ля­ю­щая орга­ни­зо­вы­вать наблю­де­ние и изу­че­ние раз­лич­ных пред­ме­тов и явле­ний в есте­ствен­ных, обыч­ных усло­виях (при­рода, исто­ри­че­ские места, пред­при­я­тия и т.д.) или в музеях, на выстав­ках и др.

Экс­пе­ри­мент – метод сбора науч­ных фак­тов в спе­ци­ально создан­ных условиях

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки