Лучшая драка – та, которой не было: можно ли постоять за правду без кулаков

Лучшая драка – та, которой не было: можно ли постоять за правду без кулаков

(19 голосов5.0 из 5)

При любой ссоре  важно искать дипломатические решения. Как научить ребёнка мирно выходить из конфликта и  есть ли ситуации, когда  без кулаков не обойтись? Православные священники поделились видением этой непростой проблемы взросления.

Конфликты, ссоры, заканчивающиеся дракой – частое явление среди детей. До определённого возраста подобных столкновений не избежать.

Тем не менее, родителям хочется, чтобы, с одной стороны, дети росли сильными личностями, умели за себя постоять, проявить принципиальность, с другой – рассудительными  и неконфликтными. Ведь только золотая середина будет способствовать тому,  чтобы в непростом коллективе  сверстников их любили и уважали.

gorozhankin 233x300 - Лучшая драка – та, которой не было: можно ли постоять за правду без кулаковПротоиерей Максим Горожанкин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Песчанка Белгородской епархии:

– Не согласен с распространённым мнением, что «добро должно быть с кулаками». Добро исключает всякое насилие, а кулаки –  признак агрессии. Кулаками можно не решить, а только усугубить конфликт.

Что мы видим сегодня? Подростки прибегают к агрессии, дерутся, свои столкновения снимают на видео, а потом страдают обе стороны: и обиженная, и нападающая.

Мы должны понимать, что в сегодняшнем мире, в котором всё легко придаётся гласности, нужно вести себя осмотрительно, особенно тем, у кого кулаки чешутся.

Это касается не только детей, но и взрослых. Тем родителям, которые живут устаревшими установками «мальчик должен драться, ударили один раз  – в ответ можно стукнуть дважды», стоит помнить, что к любителю силовых методов, можно применить статьи УК РФ.

Даже хотя бы в этой связи необходимо настраивать ребёнка на умение вести диалог, а не на умение махать кулаками.

Как это сделать? Если ребёнок растёт в семье, где присутствуют гармония, любовь, душевный комфорт, если он видит, как его родители общаются, то его, наверное, и не придётся учить мирно разрешать конфликты.

Ребёнок будет считывать домашнюю обстановку и проецировать её на свои жизненные ситуации. Он будет понимать с детства, что можно аргументировано и убедительно – словом – донести свою правоту, с достоинством дать понять собеседнику, что не стоит проявлять агрессию.

Довод может быть простым, например, «давай не будем драться, чтобы потом чего худшего и большего не произошло».

А что делать,  когда другая ситуация в семье? Ребёнок видит, не дай Бог, как папа оскорбляет, бьёт маму. Наблюдает, как папа, домашний или, как сейчас говорят, кухонный тиран, свою агрессию и раздражение изливает на маму. (Папа понимает: если он начнёт чесать кулаки не о неё, а о другого дядю, то или срок получит, или достойный отпор).

Подобная модель поведения взрослых срабатывает в обратную сторону.  Наблюдая насилие как норму, дети уже не воспринимает это как трагедию. В результате они пытаются копировать поведение родителей в своём социуме, в своём классе или в своей компании.

Если мы хотим, чтобы ребёнок находился в диалоге, чтобы он с другими был в мире, чтобы он был цивилизованным, культурным и, конечно, верующим, то должны сами показывать пример.

Евангелие учит нас, в том числе, и культуре общения. Христос не демонстрировал физическую силу. Читаем в Евангелии от Луки: «…ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать».

Или в Евангелии от Иоанна: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны…»

Мы как ученики Христовы должны  рассуждать  с этих позиций  и тоже воплощать в своей жизни идеалы мира. На Божественной литургии мы слышим: «Миром Господу помолимся» (то есть, призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды).

Состояние мира должно превалировать, доминировать в воспитании детей. Наверное, именно об этом говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен и тысячу вокруг тебя спасутся».

Если от тебя будет исходить мир, то ты не так часто будешь попадать в конфликтные ситуации. Мы все понимаем, что есть люди враждебные, а есть миролюбивые. Есть ребёнок задиристый, есть дружелюбный.

Драчуна будут бояться, но он заработает не уважение, а псевдо-уважение, и у него не будет настоящей дружбы. А к ребёнку, который вокруг себя создаёт атмосферу принятия, который готов другому помочь, люди будут тянуться. Вы его этому научили, вы ему это показали. Надо быть отзывчивым, любящим. Если ты смотришь на мир с любовью, то и окружающий мир, общество так или иначе будет реагировать соответственно.

Мы «зеркалим»  поведение друг друга: агрессия порождает агрессию, любовь порождает любовь.

О чём мы можем говорить с чадами? Лучшая драка – та, которой не было. Человек здравомыслящий должен любыми способами попытаться избежать кулачного боя. Если мы говорим о реалиях школы, в результате драки будет плохо всем: ребёнку достанется от завуча, учителя, директора, родителей дома.

Ты себя заведомо ставишь в ситуацию, где окажешься в проигрыше. Твой авторитет в долгосрочной перспективе окажется под ударом.

Если задира провоцирует тебя на конфликт, надо пытаться избежать этого конфликта. Или в мягкой форме дать отпор, защищая себя, если активно на тебя нападают, пытаются ударить – тогда можно и нужно удар предотвратить.

Никто не говорит, что нужно быть нюней  позволять избивать себя и тех, кто дорог.

В этой связи родители часто задаются вопросом: стоит ли записывать ребят в секции самбо, дзю-до и так далее. Ничего плохого в посещении спортивных секций, в том числе, борьбы, нет. Это и физическое, и духовное развитие, а также занятия формируют уверенность в себе.

К тому же, у человека, который профессионально занимается боевыми искусствами, по моим наблюдениям, кулаки не чешутся. Мальчик, юноша, владеющий приёмами, прекрасно понимает, что, если он вне тренировок, соревнований применит такие навыки, он травмирует другого.

Такое поведение, скорее всего, тенью ляжет на его секцию, на его тренера. Важный момент: если мальчик ходит на занятия по боевым искусствам, этого может быть достаточно, чтобы предостеречь задир и драчунов.

Может быть, спортсмену никогда и не понадобится давать сдачу, потому что у провокаторов будет ощущение: лучше не обижать ровесника-борца, есть риск получить в ответ.

voronkin2 240x300 - Лучшая драка – та, которой не было: можно ли постоять за правду без кулаковПротоиерей Сергий Воронкин, настоятель Михаило-Архангельского прихода села Усть-Тарка Каинской епархии Новосибирской митрополии:

– Как отец двоих сыновей скажу: хотим мы этого или нет, мальчишки без столкновений или драк не могут. Это некоторая данность, которую нельзя изжить.

Слова святителя Иоанна Златоуста «освяти руку твою ударом» заставляет задуматься, как правильно преподнести это учение детям. Учитывая, что наше общество, в котором мы живем, не христоцентричное, а человекоцентричное, у каждого взрослого – свои идеалы, которые прививаются ребёнку.

В наше время  в массовом сознании  и восприятии не существует некой грани между христианским смирением и тем, что кажется  проявлением слабости и никчёмности. И, действительно, без глубокого знания основ христианской веры провести её довольно трудно.

Если мы говорим об учащихся начальной школы,  то именно в этом возрасте идёт становление ребёнка как личности, когда он должен занять свою нишу.

Увы, некоторые психологические рецепты, которые  есть на этот счёт у  православных и  светских психологов, к сожалению, не действуют. Без столкновений, выяснения отношений с помощью силы практически невозможно обойтись.   

Всё начинается с семьи, с того окружения, в котором ребёнок растёт и где действуют  те моральные, нравственные и духовные ценности, которые ребёнку прививаются, помогают сформировать себя как личность.

Бывает так: ребёнку 10 лет, а он самостоятельный, серьёзный и ответственный. Посмотришь на 15-летнего подростка – а ему впору соску давать, потому что он ни на что не способен.

Дети разные, и это довольно тонкий момент. Мы часто всматриваемся в детей – своих или чужих, пытаемся найти точки взаимопонимания или найти крайнего, если что-то не устаивает в поведении чада. Но чаще всего причина оказывается банальной и кроется в нас самих.

Если ребёнок воспитывается в тех ценностях и традициях, о которых говорил святитель Филарет Московский: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша», – то он будет понимать, кого он должен защищать. Он должен защищать свою маму, сестру, семью, свой дом, Родину, свою веру.

Если при мальчике оскорбляют, например, его маму, разве он должен развернуться и молча уйти? Это совсем не по-христиански.

Нередко  стремление отмолчаться, не заступиться, не проявить характер возносится в псевдо-добродетель. Порой наши мальчики больше похоже на девочек, и это – большая беда.      

Некоторые козыряют заповедью: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», по-своему трактуя её: нужно всегда терпеть оскорбления, нападки. Это не так. Заповедь говорит совсем о другом: можно меня унижать, поносить, злословить, но если скажете что-то грязное в адрес моей веры, Церкви, поднимете руку на моего ближнего, друга – я, конечно, заступлюсь.

Обратите внимание, воины-христиане были грозными для своих врагов на поле брани, но когда поднимался вопрос о терпении за веру, за Христа, тогда они смирялись. Потому-то то, как учить мирному разрешению конфликта, и остаётся непростым вопросом.

Но мы опять возвращаемся к семье, к тому, что всё идёт из детства. Если ребёнок слышит: сила не является способом решения проблем, но она необходима, чтобы избежать или остановить провокатора,  то у него будет понимание, как правильно себя вести в той или иной ситуации.

Конечно, в воспитании нужны яркие примеры. И у нас есть много фактов доблести – наши мученики-воины, исповедники, которые своей кровью доказали любовь к вере, Отечеству. Есть преподобный Илья Муромец, сильный, беспощадный к врагам, подвязавшийся впоследствии в Киево-Печёрской Лавре и погибший при её обороне.

К сожалению, сегодня мы мало говорим о наших истинных героях. Часто примером для подражания выступают совершенно противоположные личности.

Какое у нас общество, и какой пример видят наши дети? Для некоторых вываляться в лужах в пьяном виде на глазах у детей не является чем-то зазорным, а если жена с ребёнком пойдут в храм Божий, то такое вызывает отторжение.

Это – извращённое и изменённое восприятие подлинных ценностей.

У нас есть на что ориентироваться, и необязательно искать примеры силы, смирения, миролюбия  многовековой давности, если можно показать детям нечто осязаемое, то есть относительно близкое по времени, задокументированное, экранизированное.

Я бы посоветовал старшеклассникам короткометражный фильм «Атака мертвецов: Осовец», «Крейсер Варяг». Хороший юношеский сериал «Гардемарины, вперёд!», хотя, по известным причинам, фильм не наполнен той духовностью, как бы нам хотелось, зато там  есть понятие о чести – то, чего нам сейчас так не хватает.

Дома по случаю 75-летия Победы мы посмотрели с детьми киноэпопею «Освобождение». В одной из серий обратили внимание на примечательный момент. Снимая ставку Жукова, камера оператора задержалась на несколько секунд на иконе, перед которой горит лампада.

Если мы просматриваем фильмы с детьми, можем им что-то объяснять, выделять ценные, важные моменты, вместе рассуждать, задавать вопросы. Необязательно глубоко нырять в классику.

В наши дни есть примеры, которые свидетельствуют о подлинном героизме, силе, любви к Родине, семье. Обязательно советую посмотреть документальный фильм «Форпост». В этой работе можно найти ответы на разные вопросы, в том числе, и о мужестве, силе, героизме, любви, разрешении конфликтов.

baliberdin2 244x300 - Лучшая драка – та, которой не было: можно ли постоять за правду без кулаковПротоиерей Александр Балыбердин, клирик Успенского собора Трифонова монастыря г. Кирова (Вятки), член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви:

– Учить детей выходить мирно из конфликтов можно хорошим и добрым примером.

Не зря говорят: с кем поведёшься, от того и наберёшься.

Если ребёнок видит, как близкие ведут себя, как они  культурно дискутируют, уважительно относятся друг другу, к своим знакомым, то и он будет копировать их поведение. Не будет кулаками и силой что-то доказывать.

С детства нужно учить уважать чужое мнение. К сожалению, понимание этой истины – не в традициях нашей современной культуры. Сегодня принято продавливать свою точку зрения, для этого порой используют силу, так что и до кулаков доходит. Стремление не навязать своё мнение порой расценивается как слабость.

Это не значит, что не надо быть принципиальным. Но мы должны понимать (а следом за нами, взрослыми, и дети), что к другому мнению нужно относиться уважительно.

Если ты считаешь, что собеседник, друг или просто знакомый заблуждается, то можно  возразить спокойно, всё можно объяснить, не прибегая к крикам, оскорблениям и тем более к дракам.

Многие скажут, что сегодня трудно воспитать ребёнка, научить его выходить из конфликтов без драки. Он же учится в школе, он видит, как другие себя ведут, он смотрит современные фильмы, общается в соцсетях и далеко не  везде наблюдает положительный пример.

Но это не страшно, если в семье царят мир и согласие, если родители могут скорректировать его поведение, могут показать  другой пример. Главное, чтобы родители не пускали воспитание на самотёк.

С детьми надо разговаривать, выслушивать их, уделять им внимание, и тогда мирные решения споров возможны.

Записала Александра Грипас

Фото из открытых источников

 

 

Добавить Gravatar Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*