Постимся правильно: пост собирает человека в единое существо духа и тела

Постимся правильно: пост собирает человека в единое существо духа и тела

(3 голоса5.0 из 5)

В начале Вели­кого поста мно­гие роди­тели  при­вле­кают к этому духов­ному подвигу детей. Вос­пи­ты­вать, как известно, важно   своим при­ме­ром.  Пра­вильно ли мы сами  постимся, верно ли пони­маем веро­учи­тель­ный смысл поста, чтобы подать хоро­ший пример? 

В дни Вели­кого поста  мы чаще всего думаем и гово­рим об огра­ни­че­ниях,  о том, чего нам не хва­тает, чего мы боимся и опа­са­емся,  а не о том, что дается вза­мен, о том  пре­крас­ном состо­я­нии души и тела, кото­рое мы  при­об­ре­таем, немного огра­ни­чи­вая себя.

d1czjz wkai az7 - Постимся правильно: пост собирает человека в единое существо духа и тела

Почему зача­стую  громче гово­рит тело,  огор­чён­ное пост­ной тра­пе­зой, а не душа, давно изго­ло­дав­ша­яся по бого­об­ще­нию?  Как обре­сти в посте радость обще­ния с Богом, мир душев­ный и встре­тить насто­я­щую весну? Нашим взрос­лым  чита­те­лям – крат­кое пас­тыр­ское настав­ле­ние  свя­щен­ни­ков  Туль­ской епархии.

Протоиерей Сергий РЕЗУХИН, председатель епархиального отдела по социальной работе и благотворительности,  настоятель Успенского кафедрального собора Тулы:

3005 - Постимся правильно: пост собирает человека в единое существо духа и тела– Глав­ное, чтобы пост не был фор­маль­ным, чтобы  мы отно­си­лись к нему серьезно.

Важно пом­нить,  что в зави­си­мо­сти от состо­я­ния здо­ро­вья, воз­раста, работы каж­дому необ­хо­дима своя мера поста.

Важно и то, чтобы взя­тый на себя труд ока­зался по силам. Пост – духов­ное уста­нов­ле­ние, поэтому нужно не сво­дить его только к диете, в это бла­го­дат­ное время больше помо­литься, почи­тать Свя­щен­ное Писа­ние, поста­раться про­ник­нуть в тайну празд­ника, к кото­рой  гото­вит нас пост. И обя­за­тельно при­ни­мать Свя­тые Хри­стовы Тайны.

Фео­фан Затвор­ник пишет, что в дни поста необ­хо­димо при­ча­щаться Тела и Крови Гос­под­ней, чтобы всем суще­ством ощу­тить,  что  Слово стало Пло­тью, что Гос­подь, рож­да­ясь, при­ни­мает нашу плоть и кровь и явля­ется подоб­ным нам кроме грехов.

Бла­жен­ный Авгу­стин счи­тает, что пост без мило­сти – что лам­пада без елея. Свя­тая Цер­ковь гото­вит нас к встрече со Хри­стом вос­крес­шим. И, как лам­пада без елея, так и пост невоз­мо­жен без тво­ре­ния доб­рых дел. Важно огля­нуться, посмот­реть на ближ­них и мило­сер­до­вать – найти, кому помочь.

Для этого можно прийти в любой при­ход и пред­ло­жить свою помощь. Повсюду дей­ствуют соци­аль­ные группы, и любое ваше уча­стие  в их дея­тель­но­сти при­мут с благодарностью.

Протоиерей Александр НАГАЙЦЕВ, настоятель Князь-Владимирского храма на предприятии «Туламашзавод»:

img 5184 rotated e1583421430887 - Постимся правильно: пост собирает человека в единое существо духа и тела– Из года в год мы совер­шаем при­мерно одни  и те же ошибки. Пост – это, конечно, бремя и подвиг. Мно­гие это бремя нести не могут – потому что не пони­мают смысл и назна­че­ние поста.

Пост – гар­мо­нич­ное соче­та­ние упраж­не­ния  духа и тела, одного и дру­гого, но мы стре­мимся к тому, чтобы тело не возобладало.

Возьми на себя поста столько, сколько поне­сешь.  Глав­ное – тер­пе­ние и воз­дер­жа­ние от дур­ных наклон­но­стей. Каж­дый чело­век знает свои грехи и страсти.

Нужно  вовремя спи­лить сухие ветки, кото­рые пора­жены неду­гами – боль­ное дерево не рубить под корень, а под­ле­чить. И пост – как раз то самое время.

Сего­дня, как мне кажется, про­сле­жи­ва­ется  такая тен­ден­ция: больше оши­бок совер­шают как раз те, кто давно в храме – то есть люди, умуд­рен­ные опы­том духов­ной жизни, а вот нео­фиты и моло­дежь более глу­боко отно­сятся к посту и соблю­дают его лучше, у них больше зна­ний о вере.  Это гово­рит о том, что вера при­хо­жан наших хра­мов под­ня­лась на дру­гой уро­вень, сего­дня она уже далеко не та, что 10–20 лет назад.

Боль­шая беда – чело­ве­че­ская само­уве­рен­ность, когда во главу угла ста­вят соб­ствен­ные инте­ресы и силы и упо­вают только на себя.

Отно­ше­ние  к посту должно быть дру­гое: нужно отсе­кать  уве­рен­ность в себе, и, как в беге, пра­вильно рас­счи­ты­вать силы, потому что пост – это довольно длин­ная дистан­ция. Забу­дем про зна­че­ние слова «пост» как «диета».

У свя­ти­теля Иоанна Мак­си­мо­вича  в одной его про­по­веди удачно ска­зано – слово «пост» для хри­сти­а­нина сле­дует пони­мать, ско­рее, как место и обя­зан­ность – как пост у погра­нич­ника. Пост  зна­чит, что веру­ю­щий накла­ды­вает на себя некие обя­за­тель­ства – ска­жем, удер­жи­вать язык от пустых разговоров.

Избав­ляться от гре­хов  важно с Божьей помо­щью, не ставя это себе в заслугу. Если чело­век при­хо­дит в начале и в конце поста с одним и тем же спис­ком гре­хов и этот спи­сок не изме­нился хотя бы на один пункт, зна­чит, пост про­шел для нас впустую.

Мно­гие и вовсе хотят к Пасхе полу­чить белый лист, на кото­ром не будет зна­читься ни одного пре­гре­ше­ния.  И то, и дру­гое неверно. 

Нужно ста­вить себе близ­кие и реаль­ные цели и задачи, со сми­ре­нием пони­мая, что сразу нельзя упо­до­биться свя­тым. Но и отча­и­ваться не надо. Спо­ткнув­шийся дол­жен думать не о паде­нии, а о том, как встать и идти дальше.

Духов­ный  смысл поста –  в воз­дер­жа­нии ото всего злого, что есть в при­роде чело­ве­че­ской. Научимся этому – зна­чит, и всё  дру­гое будет по силам. Если лошадь  понесла – глав­ное удер­жать ее,  и тем сохра­нить жизнь и ей, и всем ездо­кам, а не удер­жишь – погиб­нут все.

Моё пас­тыр­ское настав­ле­ние будет такое. Не бой­тесь начи­нать поститься. Не при­хо­дите в уны­ние, если сразу что-то не полу­чи­лось – в конце кон­цов, вы ведь просну­лись от спячки. Вхо­дите в пост – пусть два-три дня для начала попо­ститься, пора­бо­тать над собой.

Радость и зна­чи­мость празд­ника  можно ощу­тить, только когда во всем огра­ни­чи­ва­ешь себя, гото­вишься. Тогда и в празд­ник неважно, что на столе – важно радость духов­ную пере­жить внутри себя – всех осчаст­ли­вить,  поде­литься этой радо­стью со всеми. И в этом – види­мый  плод поста.

Протоиерей Игорь АГАПОВ, клирик Всехсвятского кафедрального собора, проректор Тульской духовной семинарии:

018 - Постимся правильно: пост собирает человека в единое существо духа и тела– Ошибки во время поста допус­каем  все  мы. У меня в  свя­щен­ни­че­ской прак­тике был такой слу­чай: спра­ши­ваю пожи­лую жен­щину, постится ли она? Отве­чает – как ушла на пен­сию, так пощусь.

Задал вопрос по Уставу, а попал в боль­ную точку, невольно оби­дел пожи­лого доб­рого чело­века. Полу­ча­ется, надо быть береж­нее друг к другу, под­хо­дить ко всему с раз­мыш­ле­нием и любовью.

Запо­ведь о посте дана Богом и сопро­вож­дает нас как воз­дер­жа­ние от вся­кой скверны плоти и духа, и сам  пост – время, когда этот подвиг нужно уси­лить в ожи­да­нии празд­ника. Чтобы одо­леть низ­мен­ные живот­ные стра­сти, пост очень важен.

Все зани­ма­ются физ­куль­ту­рой, но не все олим­пий­ские чем­пи­оны, так и с постом, но наше уси­лие должно присутствовать.

Устав пред­по­ла­гает идеал, а мы к нему стре­мимся, а поститься можем в меру воз­мож­но­стей сво­его духов­ного напря­же­ния и в меру физи­че­ских сил. Пост – время и сред­ство к тому, чтобы каж­дый немного ото­рвал душу от мате­ри­аль­ного мира и при­об­щился к сопри­род­ному душе миру духов­ному, чтобы чело­век потру­дился и, когда нач­нется празд­ник, то чтобы его празд­ник от этого ста­но­вился только ярче.

Гос­подь при­зы­вает всех – кто постится и кто не постится, но пост – то благо, кото­рое соби­рает чело­века в еди­ное целост­ное суще­ство духа и тела. Лично я все­гда поста жду – сер­дечно  и духовно чув­ствую себя лучше.

Запо­ведь о посте дана на всю жизнь, и на про­тя­же­нии жизни  чело­ве­че­ской сама эта жизнь наша то чуть ухо­дит в празд­ник, то чуть в аскезу, в огра­ни­че­ние, в про­стоту пищи.

Пост  закры­вает органы чувств ото всего лиш­него, чтобы  не слы­шать «помехи», отвле­ка­ю­щие от внут­рен­ней жизни и молитвы. «При­кру­чи­ва­ешь» радио и ТВ, начи­на­ешь чув­ство­вать духов­ную сво­боду внутри, мир и радость, не зави­сишь  ни от какого внеш­него гипноза. 

Чело­век   ста­но­вится спо­соб­ным пере­осмыс­ли­вать свое обы­ден­ное состо­я­ние – внут­ренне очи­ща­ется от “шелухи” и начи­нает вос­при­ни­мать мате­ри­аль­ный мир по-дру­гому: слы­шать, как поют птицы, видеть, как сол­нышко све­тит. Он обре­тает чистое состо­я­ние души,  дру­гое отно­ше­ние к тво­ре­нию Божию и начи­нает раз­ли­чать в гар­мо­нии мира, как всё вза­и­мо­дей­ствует, как всё живет. 

Будем отно­ситься с почте­нием и к подвигу наших отцов и дедов – в войну голод­ные, мно­гого лишен­ные, они  одо­лели сытого врага, а зна­чит, кто постится – тот духовно крепче того, кто не постится.

Пусть все, кто слы­шал слово «пост», при­ме­нят это сред­ство к себе, насколько поз­во­ляет их природа.

Запи­сала Вален­тина Киденко

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки