Методика творческого развития

Методика творческого развития

(3 голоса4.0 из 5)

При­учать ребёнка к пре­крас­ному, раз­ви­вать фан­та­зию и худо­же­ствен­ный вкус необ­хо­димо как можно раньше. Андрей Мани­ченко пред­ло­жил идею новой мето­дики твор­че­ского раз­ви­тия: целе­на­прав­ленно фор­ми­ро­вать цве­то­вос­при­я­тие ребенка с помо­щью цвет­ных кар­то­чек и твор­че­ски раз­ви­вать малы­шей с помо­щью спе­ци­аль­ных занятий.

Раз­ви­тие цветовосприятия

В конце XVII века Исаак Нью­тон, исполь­зо­вав спек­траль­ную после­до­ва­тель­ность, рас­по­ло­жил цвета по кругу, скон­стру­и­ро­вав таким обра­зом первую научно обос­но­ван­ную систему из семи цве­тов: крас­ного, оран­же­вого, жёл­того, зелё­ного, голу­бого, синего, фио­ле­то­вого. Все осталь­ные цвета, окру­жа­ю­щие нас в жизни, явля­ются про­из­вод­ными основ­ных цве­тов, их допол­ни­тель­ными оттен­ками. Полу­чен­ные оттенки имеют ассо­ци­а­тив­ные назва­ния, т.е. назва­ния, кото­рые вызы­вают у нас ассо­ци­а­ции с тем или иным пред­ме­том или явле­нием. Напри­мер: оран­же­вый можно назвать мор­ков­ным, т.к. он похож на цвет мор­кови. Василь­ко­вый напо­ми­нает цве­ту­щие васильки, олив­ко­вый – цвет спе­лых оли­вок, шоко­лад­ный – цвет шоко­лада и т.д.

Для пер­во­на­чаль­ного зна­ком­ства с цве­том выбрано 100 оттен­ков. У каж­дой кар­точки есть свой уни­каль­ный отте­нок, своё ори­ги­наль­ное назва­ние на обо­рот­ной сто­роне: небес­ный, медо­вый, чай­ная роза, сомо, божоле, маренго… Там же раз­ме­щены уди­ви­тель­ные факты о про­ис­хож­де­нии цвета, рас­кры­ва­ется его зна­че­ние. Ребё­нок выучит не только новые цвета, но и рас­ши­рит сло­вар­ный запас.

Если Вашему ребенку три-четыре месяца, заня­тия можно про­во­дить при­мерно так: возь­мите две-три кар­точки из основ­ных цве­тов и пока­жите малышу. При этом Вы сооб­ща­ете ребёнку: «Радость моя, это – крас­ный цвет». Дер­жите кар­точку до тех пор, пока глаза малыша не оста­но­вятся на ней. Это может про­изойти или сразу, или через несколько секунд. Как только взгляд ребенка оста­но­вился на кар­точке, Вы её уби­ра­ете. Ту же самую опе­ра­цию Вы про­во­дите с дру­гим цве­том. С этими кар­точ­ками можно рабо­тать на про­тя­же­нии трёх-четы­рёх дней, пока­зы­вая их в тече­ние дня три-четыре раза. Такая форма работы с цве­тами раз­ви­вает не только мозг ребенка, но и его зри­тель­ные и слу­хо­вые ана­ли­за­торы. Ведь Вы про­из­но­сите назва­ние цвета кра­сиво и чётко. Ста­раться гово­рить как можно громче не стоит – наобо­рот, про­из­но­сите назва­ние кар­то­чек каж­дый раз с новой инто­на­цией. Это поз­во­лит малышу понять инто­на­ци­он­ное богат­ство уст­ной речи и послу­жит спо­со­бом при­вле­че­ния его внимания.

Малы­шам постарше (шесть меся­цев и более) можно пока­зы­вать за одно заня­тие четыре-пять кар­то­чек с цве­тами. Вы быстро пока­зы­ва­ете цвета, назы­вая их при этом, два-три раза в день на про­тя­же­нии трёх-четы­рёх дней. Когда ребе­нок научится рас­по­зна­вать основ­ные цвета, нахо­дить их на фоне дру­гих цве­тов, пока­зы­вать очень мел­кие пред­меты этих цве­тов, пере­хо­дите к сле­ду­ю­щему этапу. Позна­комьте малыша с оттен­ками основ­ных цветов.

Малы­шам в воз­расте одного года и старше можно давать инте­рес­ную инфор­ма­цию о цве­тах, рас­по­ло­жен­ную на обо­роте кар­то­чек. Сна­чала можно опи­сать цвет: объ­яс­нить ребёнку, к какой цве­то­вой группе отно­сится дан­ный отте­нок, с цве­том какого пред­мета его можно ассо­ци­и­ро­вать. Напри­мер, можно ска­зать, что жёл­тый цвет – это цвет яич­ного желтка, цвет сол­нышка, а шоко­лад­ный – это корич­не­вый, цвета шоколада.

На сле­ду­ю­щих заня­тиях можно позна­ко­мить ребёнка с инте­рес­ным фак­том, кото­рый свя­зан с дан­ным цве­том или оттен­ком. Напри­мер, можно рас­ска­зать, что назва­ние цвета «фре­зо­вый» про­изо­шло от фран­цуз­ского слова «фрайс» – «зем­ля­ника». Фре­зо­вый – это цвет про­тёр­той с саха­ром земляники.

Инфор­ма­ция на обо­роте кар­то­чек помо­жет рас­ши­рить зна­ния малыша по гео­гра­фии, исто­рии, музыке, био­ло­гии, мине­ра­ло­гии. Малыш узнает, из каких язы­ков к нам при­шли назва­ния отдель­ных цве­тов и оттен­ков, что они обозначают.

Не забы­вайте посто­янно закреп­лять цве­то­вос­при­я­тие малыша. Напри­мер, гуляя с ребен­ком на улице, Вы обра­ща­ете его вни­ма­ние на окру­жа­ю­щие пред­меты, назы­вая их цвет. Раз­но­об­ра­зить Ваши заня­тия, игры, про­гулки с малы­шом помо­гут стихи, кото­рые Вы можете сочи­нить сами или вос­поль­зо­ваться под­бор­кой сти­хов из мето­ди­че­ского пособия.

При зна­ком­стве малыша с оттен­ками основ­ных цве­тов можно рабо­тать с пятью-деся­тью кар­точ­ками два-три раза в день на про­тя­же­нии двух-четы­рёх дней. По исте­че­нии этого вре­мени сме­ните ста­рые кар­точки на новые и про­дол­жите заня­тия по преж­ней схеме. Наборы кар­то­чек с цве­тами Вы фор­ми­ру­ете, исходя из Ваших цве­то­вых при­стра­стий и инте­реса ребёнка к груп­пам цветов.

Формы показа кар­то­чек с цве­тами могут быть разными.

Вы можете пере­кла­ды­вать кар­точки на уровне глаз ребенка на рас­сто­я­нии 30–40 сан­ти­мет­ров от него. Вы можете при­кре­пить ряд цвет­ных кар­то­чек (5–10 штук) на стек­лян­ную дверь на уровне роста ребенка. С одной сто­роны двери малыш будет видеть цвет, с дру­гой – его назва­ние. Каж­дый раз про­ходя мимо такого весё­лого стекла, ребе­нок без труда запом­нит и сам цвет, и слово, его обо­зна­ча­ю­щее. Кар­точки на стекле можно менять каж­дые три-пять дней.

Вы можете выло­жить из кар­то­чек с цве­тами радугу, чтобы малыш знал в ней поря­док цве­тов. То же можно сде­лать с обо­рот­ной сто­ро­ной, т.е. со словами.

На одном из заня­тий Вы можете раз­ло­жить группы цве­тов от свет­лого до тём­ного. Затем цвета можно выло­жить в обрат­ном порядке: от тём­ного до свет­лого. То же самое можно про­де­лать с обо­рот­ной сто­ро­ной кар­то­чек, т.е. со словами.

Можно рас­по­ло­жить кар­точки с цве­тами (5–10 штук) на стене. Через день про­из­ве­дите замену несколь­ких ста­рых цве­тов на новые. Лучше на началь­ном этапе добав­лять совер­шенно дру­гой цвет. Позже можно рабо­тать с оттен­ками одного и того же цвета, посте­пенно заме­няя две-три ста­рые кар­точки на новые. При этом у малыша будет раз­ви­ваться наблю­да­тель­ность. По такой же схеме можно про­во­дить заня­тия со сло­вами, т.е. с обо­рот­ной сто­ро­ной карточек.

Малы­шей старше полу­тора лет можно зна­ко­мить с оттен­ками цве­тов с помо­щью сказки. Пред­ла­гаем десять «Цвет­ных ска­зок», глав­ная геро­иня кото­рых – Капелька – путе­ше­ствует по ска­зоч­ным цвет­ным мирам.

При­го­товьте кар­точку василь­ко­вого цвета, спрячьте в ладо­нях кар­точку-Капельку и зага­доч­ным голо­сом про­из­не­сите: «Малыш, смотри, кого я нашла. Это же Капелька. Ты зна­ешь, откуда она к нам при­шла? Из сказки». Сохра­няя ска­зоч­ную атмо­сферу, рас­ска­жите первую сказку про Капельку. На сло­вах «мгно­венно стала василь­ко­вого цвета» нало­жите кар­точку-Капельку на кар­точку василь­ко­вого цвета, и Вы уви­дите, как Капелька из про­зрач­ной ста­нет василь­ко­вой. По окон­ча­нии сказки можете про­гу­ляться с малы­шом по дому и накла­ды­вать кар­точку-Капельку на окру­жа­ю­щие пред­меты. А какого ещё цвета может стать вол­шеб­ная Капелька? Вот она стала цвета дивана, а теперь цвета теле­ви­зора, а потом цвета спя­щей кошки!

Ана­ло­гич­ным обра­зом можно рабо­тать с дру­гими сказ­ками. Зара­нее при­го­товьте кар­точки с цве­тами, кото­рые встре­ча­ются в дан­ной сказке. Эти цвета выде­лены в тек­сте жир­ным шриф­том. Назы­вая новый цвет, накла­ды­вайте кар­точку-Капельку на нуж­ную цвет­ную карточку.

В про­цессе заня­тий Вы с ребен­ком созда­ете свои соб­ствен­ные, вооб­ра­жа­е­мые или ассо­ци­а­тив­ные цвета, напри­мер: цвет весё­лого настро­е­ния, цвет дождя, цвет смеха, вол­шеб­ный цвет… Для этого можно вос­поль­зо­ваться белыми кар­точ­ками. Вы с ребён­ком смо­жете их рас­кра­сить и под­пи­сать — так появятся осо­бен­ные цвета, создан­ные  вооб­ра­же­нием и настро­е­нием Вашего малыша.

Помните, что никто не знает Вашего ребёнка лучше Вас. Поэтому при­ве­дён­ная выше дози­ровка коли­че­ства кар­то­чек и дней для заня­тий – не обя­за­тель­ная, а при­бли­зи­тель­ная. Чем больше твор­че­ства и выдумки Вы будете вно­сить в заня­тия с малы­шом, тем инте­рес­нее и про­дук­тив­нее они будут.

Чтобы Ваши заня­тия-игры с ребён­ком по раз­ви­тию его цве­то­вос­при­я­тия были и про­дук­тив­ными, и инте­рес­ными, обра­тите вни­ма­ние на наши советы.

1. Не забы­вайте назы­вать цвета пред­ме­тов, кото­рые окру­жают малыша в жизни.

2. Нач­ните зна­ком­ство с цве­тами путём показа пред­ме­тов одного, опре­де­лён­ного цвета. Пред­меты пёст­рой, рябой окраски можно назы­вать позже, когда уже хорошо усво­ены чистые, основ­ные цвета.

3. Созда­вайте свой «цвет­ной» сло­ва­рик. Пусть в нём появятся «папин цвет», «цвет мами­ного настро­е­ния», «чай­ный цвет» и мно­гие дру­гие. Помните, что в при­роде тысячи оттен­ков, каж­дому из кото­рых Вы можете дать имя.

Изотвор­че­ство

К полу­году Ваш малыш уже при­об­рёл опре­де­лён­ный жиз­нен­ный и интел­лек­ту­аль­ный опыт. При­шла пора и для твор­че­ства! К 6–7 меся­цам кроха уже сидит за общим сто­лом и почти участ­вует в раз­го­воре, путе­ше­ствует по квар­тире, про­бует делать пер­вые шаги, он знает, как рабо­тают дверцы шка­фов, где живут гре­мя­щие кастрюли – всего и не пере­чис­лить! Почему бы Вам не заняться с ним рисо­ва­нием? Чем раньше Вы дадите ребёнку краски, тем лучше. Нач­ните с того, что рисуйте при малыше сами. Пока­зы­вайте малышу краски, назы­вайте их, демон­стри­руйте соче­та­ния цве­тов. Рисо­ва­ние паль­чи­ками под­го­то­вит вашего малыша к «насто­я­щему» рисо­ва­нию, позна­ко­мит его с цве­том, фор­мой, поспо­соб­ствует раз­ви­тию мел­кой моторики.

Малыш с помо­щью 70 спе­ци­аль­ных игро­вых зада­ний научится рабо­тать крас­ками, каран­да­шами и мел­ками, лепить из пла­сти­лина, рабо­тать с цвет­ной и белой бума­гой. Изу­че­ние основ­ных худо­же­ствен­ных прин­ци­пов поз­во­лит раз­вить твор­че­ский потен­циал ребёнка. Пред­ло­жен­ные игры-заня­тия не обя­за­тельно про­во­дить в опи­сан­ной после­до­ва­тель­но­сти. Зани­май­тесь столько, сколько захо­чется, и так, как захо­чется: можно одно заня­тие про­во­дить несколько дней под­ряд, можно в один день про­ве­сти сразу несколько заня­тий. Для этого, прежде всего, про­чи­тайте мето­ди­че­ское посо­бие от начала до конца, выбе­рите понра­вив­ши­еся заня­тия, соот­вет­ству­ю­щие воз­расту Вашего ребёнка и его уме­ниям. Вы можете соста­вить инди­ви­ду­аль­ную про­грамму заня­тий для Вашего малыша.

Источ­ник: сайт «Умничка»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки